В следующем разделе мы рассмотрим некоторые способы обсуждения с мусульманами вопроса о Троице и увидим, почему лучше использовать этот предмет как возможность для свидетельства, чем для спора. 2.5 Отец, Сын и Дух Святой Мусульманин: Коран учит, что самая высокая честь для человека – это быть рабом Аллаха, Который есть наш Господь и Учитель. От нас требуется быть послушными Его закону и верить в Судный день, если мы надеемся получить прощение. Мусульмане не могут быть уверены в Божьей благодати и прощении своих грехов, они считают невозможным познать Бога или иметь с Ним личные отношения. Коран говорит: Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб… сура 19.93 Арабское слово, обозначающее понятие «раб», – абд . В той же самой суре, где сказано, что Иисус говорил о Себе: «Я – раб Аллаха…» (сура 19.30), используется это слово. Согласно исламу, самое высокое положение любого человека перед Аллахом – это быть не более чем рабом своего божественного Учителя и Судьи. Поэтому мусульмане верят, что они должны жить исключительно как рабы Божьи, трудиться, чтобы заслужить Его милость, и надеяться, что, когда придет великий Судный день, Он одобрит их жизнь. Здесь перед христианами открывается благодатное поле деятельности для такого свидетельства о Троице, которое откроет более великую надежду и более славного Бога. Бог Отец: Бог за нас Согласно хадисам, Аллах имеет 99 «прекрасных имен», которые являются его атрибутами. Каждый, кто выучит их наизусть, может рассчитывать на рай (см.: ас-Сахих Муслима, т. 4, с. 1410). Первые тринадцать имен перечислены в суре 59.22–24 следующим образом: ар-Рахман (Милостивый), ар-Рахим (Милосердный), ал-Малик (Царь), ал-Куддус (Святой) и т. д. Согласно Суфи, Аллах имеет сотое имя, которое было открыто только великим суфийским учителям древности. Я часто намекал мусульманам, что если пропустить из перечня в сто имен одно, то это будет не сотое, а, скорее, первое, самое распространенное в Новом Завете имя Бога – Отец. Очень показательно, что нигде в Коране и ранней исламской литературе Бог не называется Отцом. Логично заключить, что если самое высокое место, которое, как учит Коран, человек может занять пред Богом, – это место Его раба, то в таком случае Он может быть только нашим Господином (ал-Малик). Коран просто не допускает мысли, что мы можем стать Божьими детьми, более того – он утверждает обратное (см.: сура 6.100).

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Легенды о подмене. Первые версии легенды о подмене были выдвинуты противниками христианства ещё во втором столетии в качестве альтернативного объяснения для утверждений христиан о том, что Христос умер и воскрес из мёртвых. Но фактическое свидетельство смерти Христа при распятии незыблемо и автономно, оно не зависит от каких бы то ни было богословских представлений. Легенда о подмене в настоящее время больше всего имеет хождение среди мусульман, так что в данной статье будет приведён ответ, прежде всего, на их аргументацию. Этот ответ неизбежно включает в себя обоснование христианской доктрины спасения благодаря распятию. Отчасти усилия доказать историческую и богословскую валидность концепции распятия были приложены в обзорной статье (см. смерть Христа) и в сопутствующей статье о проблемах мусульман и либералистов в связи с учением о распятии Христа (см. смерть Христа: отрицание по моральным соображениям). В нижеследующем изложении мы будем подразумевать знакомство с их содержанием и постараемся избежать повторений. Причины для отрицания смерти Христа. В каком-то смысле нежелание мусульман признать историческое событие смерти Христа является иррациональным. Мало того, что полностью отсутствуют данные в пользу версии о подмене; исторически ислам учит, что... 1) Иисусу предстояло умереть (Коран, сура 3:48/55; ср. сура 19:34/33); 2) Иисусу предстояло воскреснуть (Коран, сура 19:34/33); 3) Ученики Иисуса, бывшие очевидцами событий, верили, что распят Иисус, а не кто-то другой вместо Него; 4) Римские воины и иудеи были убеждены, что распятый – именно Иисус из Назарета; 5) Иисус творил чудеса, в том числе воскресил из мёртвых несколько человек. Коль скоро мусульмане признают всё это, у них нет оснований отрицать тот факт, что Иисус умер на кресте, и даже то, что Он на третий день воскрес из мёртвых. Древнейшие легенды о подмене. Легенды о подмене встречаются не только в исламе. Кое-кто из ранних противников христианства выдвигал сходные умозрительные построения. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви во втором столетии, Френака (Frenacus), некий Василид «Гностик» (см. гностицизм) учил, что «при распятии Он [Иисус] обменялся обликом с Симоном Киринеянином, который нёс крест. Иудеи, ошибочно приняв Симона за Иисуса, пригвоздили его к кресту. Иисус стоял, смеясь над их ошибкой, пока не был вознесён на небеса» (Lightfoot, 156ff.). В третьем веке Мани Персидский, основатель манихейской религии, учил, что сын вдовы из Наина, которого Иисус воскресил из мёртвых, был вместо Него предан смерти. Согласно ещё одному манихейскому преданию, диавол, пытавшийся распять Иисуса, сам стал жертвой такой подмены. Фотий (ок. 820 – ок. 895) упоминает в своих трудах апокрифическую книгу «Путешествия Павла», в которой сказано, что вместо Иисуса был распят другой (Abdul-Haqq, 136).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Таким образом, Мухаммад, провозглашая ханифство, как покорность Аллаху, также следует их доктрине о Едином Всемогущем Боге. Мухаммад считал себя последователем Ибрахима, который “… не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом” (сура 3:60). К ханифам он причисляет и других пророков: кроме Ибрахима (Авраама) и Мусу (Моисея), и Исма’ила (Измаила), и Исхака (Исаака) и его детей (2:130). Они провозглашали монотеизм, так Мухаммад говорит об этом. Из этого следует, что Мессия Иса-ал-Масих (Иисус Христос) не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Сура 112, ал-Ихлас, считается символом веры и особо почитается: “Он – Аллах, – един, Аллах, вечный”. И. Ю. Крачковский комментирует эту суру: “который не ест и не пьет; не рожденный и не рождавший; у которого ищут помощь; повелитель, царь; мудрец, которого не смущает неповиновение других; стоящий на высшей ступени; к которому взывают, который не имеет внутренних частей, компактный” 17 . Мы здесь прослеживаем явное влияние ханифов, которые провозглашали монотеизм, то есть ат-Таухид (ат-Тавхид; от глагола “ваххада” – “делать, считать что-либо единым, единственным”). В исламе ат-Таухид означало отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле “нет никакого божества (идола), кроме Аллаха”. Ибн Таймийа включал в понятие ат-Таухида: Также ат-Таухид означает “предельное единство сущего, трансцендентное миру, рассматриваемому как эмпирическая реальность с пространственно-временными характеристиками, и тождественное ему, взятому в качестве вневременной и внепространственной целокупности” 18 . Еврейские поселения и их мессианские надежды Еврейские поселения в Аравии существовали примерно с 70 г. н. э., то есть со времени Второго разрушения Храма. Многие евреи поселились в северо-западной части Аравии. Эти иудейские поселения участвовали в строительстве городов, также они занимались караванной торговлей. Еврейские купцы и ремесленники сбывали свой товар в городах Ясриб (Медина) и Мекка. Многие, подобно бедуинам, кочевали от колодца к колодцу со стадами. В начале VI в. в Южной Аравии, в Йемене, образовалось небольшое еврейское государство и их религия была доминирующей в этих областях. Нам известно, что йеменский царь Абу-Кариб обратился в иудейство сам и обратил многих арабов. В 530 (525) г. преемник Абу-Кариба, Юсуф Зу-Новас принял еврейское имя Иосиф (это был последний химьяритский царь, правивший в 517–530 гг.), приверженец иудейской веры. Он погиб в битве с эфиопским царем Элесбаа. Император Ираклий усугубил положение изданием указа о насильственном крещении живших на территории империи иудеев. Часть из них, отказавшись принять крещение, бежали. Как отмечал после в VIII в. армянский писатель Гевонд, евреи подстрекали арабов к действиям против Византии: “Восстаньте с нами, – и избавьте нас от подданства царю греческому, и будем царствовать вместе” 19 .

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

2) Гаптан-Яст, читается в дни, посвященные Амешаспента, содержит повторение формул из Сирозах §§ 1–5=Сирозах I, 1–7; §§ 6–10=Сироз. II, 1–7; прочие секции из оригинальной части Яст §§ 11–15. 3) Ардибегист-Яст по большей части посвящена молитве к Айриаману об избавлении от всякого рода язвы и болезней, напускаемых на людей от Ангра Майниу; далее излагается похвала Айриаману от Асга-Вагиста. Силы приписываемые Асга-Вагиста, имеют происхождением двойственную природу Амеша-спента, служащего олицетворением высшего начала маздеизма, т. е. Божественного порядка и святости, а в конкрете означающего гения, коим управляются физические элементы, из них огонь как наиболее могущественный и противоположный Ангра Майния. Яст имеет 19 ст. 4) Хордат-Яст; первые две секции оной посвящены Гаурвашат – гению здоровья и воды, прочая часть – церемонии Зороастровой Барешнум, для очищения от бездны зол. Эта Яст имеет 12 ст. 5) Абан-Яст посвящена великой богине вод – Ардви-Сура-Анагита, υατις, имеющей свои фонтаны для всех рек и морей на мифической горе Гукайриа, в звездной области, отсюда имеет начало, по индийской легенде, река Ганг. Яст содержит 20 имен исторических героев Ирана особенно чествуемых, говорится подробно о происхождении Ардви-Сура с небес (§§ 86–89), о правилах жертвоприношений Заратуштра (§§ 90–97); начинается же похвалою Ардви-Сура за его благодеяния (§§ 1–16); имеет всего 133 ст. 6. Хоршед-яст, читаемая в дни, посвященные солнцу, Мифре (Mihir), небу (asman), бесконечному свету (anaghra), и Кшатра-Вайриа (Shahrivar); имеет 7 ст. 7. Маг-яст посвящен месяцу, читается в дни его и других (Bahman, Gos, Ram), имеющих свое пребывание в созвездии тельца; всего стихов 7. 8. Тир-яст. Тистриа или Сириус, управляющий звездами против планет описывается как божество дождя и влаги, ему посвящен первый месяц летний (21 июня по 21 июля); яст читается в дни Тистриа, и гения воды (Гаурватат), ветра (Бад), и Фарвардина; имеет 62 стиха. 9. Гос-яст. Гос букв. корова, есть олицетворение животного царства, которого почитается покровителем, иначе называется Дрвасна и Гозурун, первая охраняет коней, второй – дух тельца (созвездие) или женский ангел 14 дня. В означенном яст описывается Гос (§§ 1, 2), излагаются молитвы к иранским героям Гариманга (3), Ими (8), Третаона (13), Гаома (17), Гуераваг (21), Заратуштра и Вистиспа; всех стихов 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Присутствие этого сюжета в Коране еще раз доказывает, что большинство учений Книги основано на мифическом материале. Это заключение подтверждается недостатком подробностей в кораническом изложении. Коран не говорит о том, где и когда происходили события, как и то, были ли юноши христианами. Мухаммад не знал, сколько юношей пряталось в пещере. Коран говорит, что, по утверждению некоторых, их было трое, других – пятеро, третьих – семеро, но сам он не делает никаких заключений по этому поводу (сура 18:22). Мухаммад не имел представления и о том, как долго они спали, – он считал, что это длилось триста лет и еще девять (сура 18:25). Эта неясность оборачивается против утверждения, что Коран был передан ал-Алимом, Всезнающим Господом, а подобные погрешности свидетельствуют, что, скорее, то была просто версия Мухаммада, особенно если принять во внимание тот факт, сколь ограниченными знаниями он обладал. Существует еще одна легенда, происхождение которой тоже неясно. Последователи Иисуса, повествует Коран, сказали ему: «О Иса, сын Марйам! Сумеет ли твой Бог с небес нам трапезу свести?» (Сура 5:112) После того как Иисус помолился о свершении этого чуда, гласит легенда, Аллах послал таблички с ужасными предупреждениями всем неверующим об их дальнейшей судьбе. Интерес вызывает факт, что слово, которым в Коране назван стол (маида), происходит от подобного эфиопского слова, используемого абиссинскими христианами для определения скрижалей Господних, главной святыни христианской церкви. Вероятно, этот сюжет берет свое начало в искаженном варианте истории о Тайной вечере, а просьбы о ниспослании с неба накрытого стола, наиболее вероятно, проистекают из просьб Израиля во время Исхода: И говорили против Бога, и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» ( Пс.77:19 ) Точно так же, как образ Марии, матери Иисуса, был перепутан с образом Мириам, сестры Моисея, так и Иисус в этой легенде отождествлен с Моисеем, к которому изначально были обращены эти слова. Мухаммад заимствовал огромную часть Корана из апокрифических христианских источников, несмотря на то, что они по природе своей вторичны и недостоверны. С самого начала своей миссии он беседовал с христианами. Так, у его первой жены Хадиджы был двоюродный брат христианин. Ниже приведен отрывок о нем:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Так называемые «сатанинские стихи» служат ещё одним примером искажения первоначального текста. Согласно одному из вариантов, Мухаммед сначала получил откровение в Мекке, которое позволяло обращаться к определённым идолам, указывая: Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат – третью, иную? (Коран, сура 53:19–20) Это – лебеди превознесённые; Их заступничество ожидается; Их желания не пренебрегаются [Watt, 60]. Спустя какое-то время Мухаммед получил ещё одно откровение, отменяющее три последние строчки (стиха) и подставляющее вместо них те, которые мы видим сейчас – см. Коран, сура 21–23/21–23 – и в которых опущены слова о ходатайстве перед этими богами. По данным Уотта, оба варианта были прочитаны публично. Мухаммед дал то объяснение, что сатана его обманул и без его ведома вставил ложные стихи! У. Ст. Клер-Тисдалл (Clair-Tisdall). долгое время работавший среди мусульман, указывает, что даже в современном Коране есть некоторые разночтения. Среди разночтений можно упомянуть такие: 1) в суре 28:48 иногда читают «Sahirani» вместо «sihrani»; 2) в суре 32:6 после «ummahatuhum» в одном из вариантов добавлены слова «wa hua abun lahum»; 3) в суре 34:18 вместо «rabbana ba’id» кое-кто читает «rabuna ba’ada»; 4) в суре 38:22 кроме «tis " un» существует ещё один вариант – «tis " atun»; 5) в суре 19:35 вместо «tantaruna» некоторые читают «yamtaruna» (Clair-Tisdall. 60). Хотя шииты составляют меньшинство мусульман, это вторая в мире по величине конфессия ислама, насчитывающая свыше 100 миллионов последователей. Они заявляют, что халиф Осман умышленно убрал из Корана многие стихи, в которых говорилось об Али. Заключение хорошо формулирует Л. Беван Джоунс в своей книге «Люди мечети» (The People of the Mosque): «Хотя может быть верно, что никакая другая книга не сохранилась на протяжении двенадцати столетий в такой чистоте текста, скорее всего, не менее верно и то, что никакая другая книга не подвергалась столь энергичному очищению» (Jones, 62). Даже если бы Коран был идеальной дословной копией данного Мухаммедом оригинала, богодухновенность оригинала это ещё не доказывало бы. Всё, что это означало бы, – что современный Коран является точной калькой сказанного Мухаммедом. Но это ничего бы не говорило и не доказывало нам относительно истинности сказанного им. Утверждения мусульман о том, что их религия истинна, потому что только у них есть идеально скопированная священная книга, представляют собой такую же логическую ошибку, как выбор в пользу идеально изготовленного фальшивого чека на 1000 долларов вместо слегка несовершенного, но настоящего. Критический вопрос, который мусульманские апологеты обходят с помощью порочного круга, состоит в том, является ли оригинал Словом Божиим, а не в том, располагают ли они идеальной его копией.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Вторая история найдена в Карийа-Питака (гл. 1, поэма 9). В ней рассказывается, что в прошлой жизни Гаутама Будда был принцем, которого звали Вессантаро. Находясь в изгнании, он думал о том, где бы раздобыть пропитание для голодных детей, сопровождавших его. Как и в предыдущей истории, на помощь ему приходят деревья, которые склонились и предложили Вессантаро свои плоды. Вывод здесь таков: кораническое предание является смесью этих двух письменных источников древности. В продолжение истории о рождении Иисуса в Коране появляется второй отрывок, также основанный на христианской апокрифической рукописи, которая, в свою очередь, берет свое начало в буддийских источниках. Когда окружающие Марию люди выразили свое изумление по поводу того, что она родила ребенка, будучи незамужней, в ответ она указала на новорожденного Иисуса, лежащего в колыбели. Собеседники Марии спросили, как же они смогут говорить с тем, кто только-только родился, на что она заявила, чем вызвала немалое изумление, что он – слуга Аллаха, призванный стать пророком, на которого налагаются молитвы и милосердие и который будет добр к своей матери (сура 19:29–32). В этом рассказе повторен случай, когда Иисус заговорил в колыбели, и Аллах сказал: О Иса, сын Марйам! Ты вспомни о Моем благоволенье к тебе и к матери твоей, когда Я Духом укрепил тебя Святым, чтоб и младенцем в колыбели, и зрелым мужем ты к людям с речью обращался. (Сура 5:110) Непосредственный источник этой истории – «Арабское Евангелие детства», типичное христианское апокрифическое писание, известное только по арабскому тексту и имеющее, вероятно, коптское происхождение. В самом начале книги рассказывается, что Иисус говорил в колыбели о том, что Он – Сын Бога, которого Отец послал для спасения человечества. Хорошо известно, что Мухаммад получил в подарок от правителя Египта двух девочек, одна из которых, Мириам, стала ему ближайшим соратником, а впоследствии одной из его жен. Она родила ему сына Ибрагима, который умер в младенчестве. Эта связь с Египтом позволила Мухаммаду получить доступ к христианскому апокрифическому материалу.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада. “Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений” 149 . Вывод: Нужно отметить, что по представлению Мухаммада Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином (суры 3:60;5:15). Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”, “необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе – мусульманском. Как бы ни шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля, больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам, Он объемлет все человечество, как знамение для миров и людей, вместе со своею матерью Он освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения” 154 . Заключение Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы пришли к нескольким этапам развития мессианской идеи в исламе: I. Мухаммад был склонен понимать Бога, как совершенно трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих словах и показывает суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!” (сура 112:1–4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на Аравийском полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах” и о “сообщниках”, где речь идет об идолах (суры 39:32; 71:24; 71:8,9;11:54;26:72; 53:20–24; 22:74;16:37;21: 23;14:36и другие).

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

14:47–51 В этих стихах приводится перечень военных деяний Саула (ст. 47,48). Во многом сходен с этим местом рассказ о победах Давида (2 Цар. гл. 8), но кроме сходства, между этими местами есть и одно весьма значимое отличие: о Сауле не говорится того, что повторится не раз о Давиде: «хранил Господь Давида везде, куда бы он ни ходил» ( 2Цар. 8,6.14 ). 14 упорная война. См. ком. к 7,13. Глава 15 15:1–35 Саул не повинуется Божиему повелению. За это он во второй раз, и окончательно, отвергается Богом от царства. 15 теперь послушай гласа Господа. Слова «слушать» и «глас», неоднократно повторяемые на протяжении данной главы (ст. 14,19,20,22,24), являются для нее ключевыми. Посредством этих двух слов здесь передается идея о необходимости послушания Господу. 15 Амалик. Согласно Быт. 36,12.16 , амаликитяне потомки Исава. Это кочевники, обитавшие в северных районах Синайского полуострова и часто вступавшие в столкновения с Израилем. См. Суд. 3,13; 6,3–5.33; 7,12; 10,12 . что сделал Амалик Израилю. См. Исх. 17,8–13 ; Чис. 14,43.45 . 15 истреби все. Это выражение означает полное посвящение чего-либо или кого-либо Господу; в военное время посвящение производилось посредством уничтожения (см. ст. 8,9,15,18,20,21; Исх. 17,14–16 ; Втор. 25,17–19 ). от мужа до жены, от отрока до грудного младенца. См. ком. к 22,19. 15 в Телаиме. Телаим, по всей видимости, тот же город, что и названный в числе городов колена Иудина Телем ( Нав. 15,24 ). В Септуагинте в данном стихе говорите не о Телаиме, а о Галгале, в котором, по мнению некоторых исследователей, и произошла описанная в ст. 1–3 встреча Саула с Самуилом. 15 Кинеянам. В Чис. 24,20–22 кинеяне упоминаются в одном ряду с амаликитянами (см. также Быт. 15,19 ; Суд. 1,16 ). ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам. Возможно, этими словами подразумевается тот факт, что поставить судей над Израилем Моисею посоветовал его тесть-кинеянин ( Суд. 1,16 ). См. Исх., гл. 18. 15 от Хавилы до окрестностей Сура. См. Быт. 25,18 . О Суре (27,8) говорите как о городе, расположенном в самой удаленной от Иудеи части владений амаликитян почти на границе с Египтом. Местонахождение Хавилы точно не установлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12. Вот род Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь, Египтянка, служанка Саррина, и 13. вот имена сынов Измайловых, имена их по поколениям их: первенец Измаилов Неваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14. Мишма, Дума, Маеса, 15. Хадар, Фвма, Ивтур, Нафиш и Кедма. 16. Сии суть сьилы Измайиловы, и сии суть имена их, в ордах их, в кочевьях их. Это двенадцать князей народов их. 17. Лет же жизни Измайловой было сто тридцать семь лет; наконец он изнемог, и умер, и присоединился к народу своему. 18. Потомки его расселились от Хавилы до Сура, что при входе в Египет, и даже до Ассирии. Так пал ему жребий жить пред лицом всех братьев своих. Первенец Измаилов Неваиоф. От сего Наватеи, богатые овнами (Ис. LX. 7). Кедар. И от сего знатное колено, также обиловавшее скотоводством. Кажется, что его именем в Св. книгах нередко вообще означается Аравия каменистая (Пс. CXIX. 5. Песн. I. 4. Ис. XXI. 16. 17. XLII. 11. LX. 7. Иер. XLIX. 28). У Плиния (L. V, с. И) Кедреи. Дума. Город сего имени есть и ныне, как можно видеть в описаниях Аравии у Абулфеды и Нибура. Хадар. В тексте самаритянском Хадад; равно как в книге Паралипоменон (1 Пар. I. 30). Фема. Племя сие упоминается у Исаии (XXI. 14) и Иеремии (XXV. 23). Иетур. От сего производят имя Итуреи, страны за Иорданом, где обитало колено Манассиино (1 Пар. V. 19). Кедма. От сего, может быть, имя пустыни Кедемоф (Втор. II. 26). Это двенадцать князей народов их. Аравляне и ныне управляются старейшинами поколений, под именем эмиров. Так пал ему жребий жить пред лицем всех братьев своих. Сие выражение против еврейского дополнено, по сличению с подобным полным выражением (Пс. XV. 5, 6). Жребий значит здесь предоставление Прог мысла Божия. Писатель указует здесь событие предсказания (Быт. XVI. 12). ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСААК, ИАКОВ, ИОСИФ Верою о грядущих благословил Исаак… верою Иаков… верою Иосиф (Евр. XI. 20 — 22) РОЖДЕНИЕ И СВОЙСТВА ДВУХ СЫНОВ ИСААКА. Б. XXV. 19–34 19. Вот род Исаака, сына Авраама. Авраам родил Исаака. 20. Исааку было сорок лет от рождения, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамлянина из Подан Арама, сестру Лавана Арамлянина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010