Глава III. Классическая греческая философия §1. Софисты Во время жизни Демокрита, в V в. до Р.Х., стало наблюдаться оживление политической, хозяйственной и государственной жизни в греческих городах-полисах. Полисы начали вести более активную жизнь, гораздо больше общаться друг с другом, заключать союзы, вести войны, развивать торговлю, мореплавание. Усложнялось государственное устройство. Появляются государственные служащие, суды и как следствие этого – судебные работники. Все эти, а также многие другие факторы делают гораздо более важным образование. Желающие добиться некоего продвижения по служебной лестнице, стать чиновником, адвокатом или педагогом должны были для этого учиться. И в соответствии с требованиями времени появляются люди, которые берутся за определённую плату научить этим знаниям и умениям. Эти люди называют себя мудрецами, или, по-гречески, софистами. Вначале это слово не имело никакого негативного значения, которое придаётся этому термину сейчас. Софист – это мудрец, бравшийся научить человека профессии, которую тот хотел иметь. Однако часто софисты брались за деньги обучить людей самым противоположным взглядам. Если человеку нужно было доказать одно, то софист учил его, как это нужно доказать. Если человек платил деньги за то, чтобы доказать обратное, то софист учил его и этому, потому что за это хорошо платили. Становится популярной риторика – ораторское искусство, искусство убеждать и доказывать, умение красиво говорить. Не доказывать истину, а именно убеждать, находить слабые и сильные аргументы, использовать различные приёмы – учитывать психологические особенности человека, время суток, состояние собеседника, многословность речи и т.д. Такова была практическая сторона софистики. Однако софистика имела под собой и философскую, мировоззренческую основу. Наиболее виднейшие представители софистики разрабатывали философскую систему, которая обосновывала и оправдывала такое применение их знаний. Наиболее видными представителями софистики являются Протагор, Горгий, Гиппий и др. Рассмотрим учение софистов на примере философии основного представителя этой школы – Протагора.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Закон от 20 мая 1985 г. уточнил отдельные аспекты Соглашения 1984 г., в т. ч. ввел взимание с граждан 0,008% подоходного налога, которые по желанию налогоплательщика могли быть перечислены католич. Церкви в И., др. итал. религ. общинам или направлены в благотворительные фонды. Несмотря на то что Церковь в И. была отделена от гос-ва, в армии, полиции, тюрьмах, больницах остались должности капелланов, в нек-рых гос. общественных зданиях (суды, школы и др.) требовалось обязательное наличие на стене распятия, что свидетельствовало о сохранении католич. Церковью сильных позиций в итал. обществе. Папа Иоанн Павел II расширил автономию Итальянской епископской конференции от Папского престола, учредив должность генерального секретаря епископской конференции и предоставив право самостоятельных взаимоотношений с органами итал. гос-ва. В числе основных задач, ставившихся папой перед конференцией, была «евангелизация Италии», т. е. активное миссионерское и социальное служение, направленные на преодоление секуляризации общества. 1991-2010 После выборов 1987 г. к власти в И. вернулась ИХДП. Сформированные коалиционные правительства (Дж. Гориа, Ч. Де Мита и Андреотти) оказались неспособны справиться с кризисными явлениями в экономике и ростом преступности. Падение «железного занавеса» и крах социалистических режимов в странах Вост. Европы привели к снижению популярности левых партий. В февр. 1991 г. ИКП была преобразована в Демократическую партию левых сил (ДПЛС), куда вошло ок. 2/3 бывш. коммунистов. Исчезли внепарламентские партии «новой левой» и леворадикальные группировки, получили развитие массовые движения (пацифистские, феминистские, молодежные, экологические и др.). В 1992-1993 гг. прокуратура И. начала борьбу с коррупцией в органах гос. власти, парламенте, правоохранительных органах, экономических структурах (операция «Чистые руки», или «Взяткоград» (Tangentopoli)). Правительство социалиста Дж. Амато (с апр. 1992) столкнулось с ростом мафиозного террора. В 1992 г. были убиты магистраты (прокуроры-судьи) Дж. Фальконе и П. Борселлино, расследовавшие преступления мафии. В 1993 г. по обвинению в связях с мафией, бюджетных злоупотреблениях и коррупции было возбуждено ок. 3 тыс. уголовных дел против министров, депутатов парламента, бизнесменов, партийных деятелей. Подозрения в «отмывании» коррупционных средств коснулись некоторых католических банков (в т. ч. «Банко Амброзиано» в Милане и Ин-та религиозных дел).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

До 1934 г. собрания пермской общины баптистов проходили в здании кирхи под рук. пресв. М. Д. Самоделкина, в 1934-1935 гг.- в частных домах под рук. пресв. В. В. Диско. В сер. 30-х - сер. 40-х гг. XX в. собрания не проводились. С 1947 г. баптисты г. Молотова собирались в домах верующих в Ераничах, Гайве, Н. Курье (ныне все в черте Перми) и др. под рук. пресв. Г. М. Меликова. К нач. 50-х гг. Пермская община насчитывала ок. 300 чел. B 1955 г. она приобрела в В. Курье частное строение, которое было перестроено под молитвенный дом. В 1958 г. в Пермской обл. насчитывалось ок. 1,2 тыс. баптистов, в 1962 г. - 720 чел., входивших в 20 общин и групп в Перми, Александровске, Березниках, Верещагино, Гремячинске, Кизеле, Красновишерске, Краснокамске, Кунгуре, Соликамске, Чусовом, Верхнемуллинском, Нытвенском и Соликамском районах. На рубеже 60-х и 70-х гг. ХХ в. баптисты открыли в Перми 2 подпольные школы для обучения детей. В 1976 г. в городе была обнаружена и закрыта нелегальная типография Совета церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Несмотря на противодействие властей, в Перми и нек-рых др. населенных пунктах Пермской обл. группы сторонников Совета церквей ЕХБ сумели привлечь на свою сторону новых последователей. В нач. 80-х гг. ХХ в. была предпринята попытка разгромить пермскую общину Совета церквей ЕХБ. В 1982 г. состоялся уголовный процесс над руководителями общины Пирожковым, Перевозчиковым и А. С. Новожиловым, входившими в Совет старших братьев. В результате Пермский областной суд приговорил Новожилова к 1,5 годам лишения свободы, а Перевозчиков и Пирожков получили условный срок. В 1983 г. состоялись товарищеские суды по местам работы и жительства над 41 сторонником Совета церквей ЕХБ в Перми, Березниках, Краснокамске, Губахе, Кизеле, Соликамске, поселках Усьва Гремячинского р-на и Сёйва Гайнского р-на Коми-Пермяцкого автономного окр. С нач. 90-х гг. стали офиц. регистрировать общины баптистов региона в городах Березники (17 авг. 1992), Чайковский (25 марта 1993), Краснокамск (15 дек. 1993). К апр. 2019 г. в П. к. были оформлены еще 8 общин баптистов, входящих в Российский союз ЕХБ. Среди них: 3 общины в Перми («Церковь Надежды» (27 окт. 1999), церкви Св. Троицы (29 дек. 1999) и Преображения (11 мая 2000)), а также общины в Чернушке (9 янв. 2001) и Соликамске (11 марта 2001).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Первоначально большевики старались не вмешиваться в религ. жизнь мусульман. Репрессии против мусульм. духовенства в основном носили неорганизованный характер (самой известной жертвой из числа татар. духовенства в годы гражданской войны стал мухтасиб Г. Апанай, расстрелянный в числе заложников после убийства одного из руководителей Мускома в Казани в июне 1919). В 1918-1921 гг. происходило преобразование крупных медресе в Уфе, Оренбурге, Казани в светские национальные учебные заведения, однако др. мусульм. духовные школы продолжали работать. С нач. 20-х гг. политика советских властей по отношению к исламу в Волжско-Уральском регионе стала более жесткой: имамов лишали избирательных прав, духовные школы при мечетях закрывались, запрещалось преподавание основ ислама несовершеннолетним. В дальнейшем организация религ. школ для мусульман была вновь на время разрешена. Еще более гибкой была религ. политика советской власти в др. регионах. В апр. 1920 г. Л. писал в телеграмме председателю Северо-Кавказского ревкома Г. К. Орджоникидзе: «Еще раз прошу действовать осторожно и обязательно проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее» (ПСС. Т. 51. С. 309). Одной из особенностей национально-религ. политики на Сев. Кавказе стала организация с лета 1920 г. народных шариатских судов, которые подчинялись обл. шариатским отделам НКЮ автономных республик и областей. Шариатские суды во главе с мусульм. кадиями руководствовались нормами ислам. религ. права, но при этом финансировались (до 1922) из гос. бюджета, их заседания обычно проходили в зданиях местных советов, во время судебных заседаний практиковалась присяга на Коране. Мусульманское духовенство также регулировало семейно-брачные отношения. В 1921 г. уголовные преступления были изъяты из компетенции шариатских судов, но окончательно такие суды были отменены на Сев. Кавказе (в Дагестане) только в 1927 г. Шариатские суды также действовали в Закавказье и Ср. Азии. Подобная практика принципиально противоречила декрету «Об отделении церкви от государства», однако большевистское руководство при политической необходимости допускало отход от его норм в особых условиях мусульм. Востока. Одновременно Л. ставил перед РКП(б) на Востоке задачи «борьбы с духовенством и прочими реакционными и средневековыми элементами», указывал на угрозу со стороны панисламизма «соединить освободительное движение против... империализма с укреплением позиции ханов, помещиков, мулл» (Там же. Т. 41. С. 166).

http://pravenc.ru/text/2463379.html

Ст. 92. Минимум школьной работы составляет ликвидация общей и политической неграмотности. Посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных заключенных, не достигших 50-летнего возраста. Ст. 93. Помимо общеобразовательных школ, организуются школы ремесленного и профессионально-производственного типа, применительно к тем производствам, которые существуют в данном месте заключения. Примечание. В первую очередь в эти школы принимаются заключенные из среды трудящихся, преимущественно пролетарского происхождения. Ст. 94. Руководители внешкольной работой, ведя ее в форме лекционной, клубной, библиотечной и кружковой, устраивают доклады по политической грамоте и научно-популярные лекции и организуют из заключенных специальные кружки (общеобразовательные, литературные, музыкальные, спортивные, шахматные и т. п.). Ст. 95. В местах заключения устраиваются силами заключенных концерты, спектакли, литературные вечера, спортивные упражнения, литературные суды, живая газета и др. культурные развлечения и занятия, которые должны соответствовать задачам коммунистического перевоспитания. Ст. 96. Минимум внешкольной работы состоит в организации для заключенных внешкольной работы (газет, научно-популярных и художественных произведений) по определенной программе, наблюдений за выбором книг заключенными, а также в беседах по поводу прочитанного. Ст. 97. Посещение театра в месте заключения должно быть бесплатным для всех заключенных из среды трудящихся. Ст. 98. В каждом месте заключения устраивается библиотека из книг политико-просветительного, популярно-научного и беллетристического содержания, имеющих образовательно-воспитательное значение. Ст. 99. В целях устранения вредного влияния недостаточно подвижного образа жизни заключенных руководители внешкольных занятий организуют регулярные занятия гимнастикой для всех здоровых заключенных Глава IV. Классификация отбывающих лишение свободы заключенных по категориям и разрядам Ст. 100. В целях правильного и планомерного видоизменения режима для разных групп лишенных свободы все срочные заключенные, в зависимости от результата исправительно-трудового воздействия на них, подразделяются на следующие три разряда: начальный, средний и высший.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1691 г. был издано королевское распоряжение («Explanatio Leopoldiana»), в к-ром давалась произвольная трактовка законов, гарантировавших свободу веры. Проводилось разделение между частным и публичным (свободным) отправлением религ. обрядов, а количество и места последних регламентировались. После поражения последнего антигабсбургского движения (Ференца I Ракоци) между правящей династией и венг. сословно-корпоративными институтами был заключен компромиссный договор, к-рый законодательно подтверждал автономный статус В. и сохранение основных привилегий господствующей элиты. В то же время В. была объявлена «единой и неделимой» территорией в составе др. родовых владений Габсбургов. Оформлявшие этот компромисс законы действовали с короткими перерывами (революция 1848-1849) вплоть до 1918 г. XVIII-XIX вв. В последующие два века в условиях абсолютизма Габсбургов положение Церкви заметно менялось. Короли Иосиф I (1705-1711) и Карл III (1711-1740), несмотря на данные в Сатмарском мире 1711 г. обещания соблюдать законы королевства в вопросах веры и гарантировать свободу отправления протестант. культов, вели последовательное наступление на протестантизм. В 1714 г. были признаны недействительными произведенные в 1703 г. изменения в положениях о владении церковным имуществом и в практике протестант. богослужения. Протестант. школы были ограничены т. н. «артикулярными» местами, а сами протестанты попали под контроль католич. властей, к-рые получили право визитации их религ. собраний. Переход в католицизм поощрялся и, наоборот, обращение в протестант. веру квалифицировалось как преступление. Новые ограничения, касавшиеся протестант. церкви, были оформлены в 1731 г. в королевской резолюции, т. н. «Carolina Resolutio». Уменьшалось число партикулярных мест, где протестанты, как лютеране, так и кальвинисты (реформаты), могли совершать богослужения. В др. местностях протестанты поступали под надзор католич. священников: они заключали браки протестантов, католич., консисторские суды получили в свое ведение брачные дела протестантов.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Действуя в духе «просвещенного абсолютизма», Фридрих II провел ряд реформ (1756-1786) под лозунгами установления свободы вероисповедания, равенства всех перед законом и обязательного обучения. Были отменены пытки, запрещены суды над ведьмами, утверждался принцип независимости судей, упрощалось судопроизводство, было разработано «Прусское земское уложение» (издано в 1794), расширено право на получение начального образования. Им предпринимались безуспешные попытки приостановить сгон крестьян с земли, т. к. это сокращало поступления налогов и уменьшало призывные контингенты. Мн. мероприятия носили лишь показной характер. Так, в 1740 г. была декларирована свобода печати, а позднее подтверждена строгая обязательность цензуры. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. При Фридрихе II территория Пруссии увеличилась почти в 2 раза. Важные в стратегическом отношении земли и внешнеполитический авторитет Пруссия приобрела во время Семилетней войны (1756-1763). По Губертусбургскому миру (15 февр. 1763) с Австрией и Саксонией она закрепила за собой Силезию и графство Глац. В 1742 г. Фридрих II уравнял в правах католич. и протестант. Церкви в Силезии. В посл. трети XVIII в. Пруссия вместе с Россией и Австрией участвовала в разделах Польши. Идеология «просвещенного абсолютизма» оказала влияние на др. герм. гос-ва, в к-рых были проведены реформы, способствовавшие нек-рой модернизации, но в целом направленные на увеличение доходов гос-ва. В 1762-1763 гг. в Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена администрация, обновлены школы и академии. В Баварии реформы в духе «просвещенного абсолютизма» пришлись на правление курфюрста Максимилиана III (1745-1777). Была улучшена денежная система, созданы учреждения для управления экономикой, разработаны новые гражданский и уголовный кодексы. В 1759 г. в Мюнхене создана Баварская АН, ставшая центром распространения идей Просвещения.

http://pravenc.ru/text/529064.html

– и в военные училища; одновременно это давало и возможность выхода из духовного звания. Вместе с тем детям других сословий по указу 1867 г. разрешалось поступать в духовные учебные заведения и в перспективе получать священнические должности и таким образом войти в духовное сословие (см. главу 4, §5). В 60-х годах XIX в прекратились гонения, каким подвергались старообрядцы при Николае I. За легализацию «раскола» выступала в печати либеральная общественность, которая считала, что поскольку старообрядцы не нарушают государственных законов, гонения против них противозаконны, более того, приводят к обратным результатам – ожесточают гонимых, провоцируют конфликты, к тому же и неэффективны, ибо нельзя действовать грубой силой против идей, учений, веры, а сами гонимые приобретают ореол мученичества. В 1864 г. был учрежден Комитет по «раскольническим делам». Выработанные им и утвержденные в 1875 г. «Правила» легализовали значительную часть старообрядческих толков, которым предоставлялось право свободно отправлять свое богослужение, а также выезжать за границу. Были признаны имеющими юридическую силу старообрядческие метрические записи рождений (крещений), брака (венчаний), смерти (отпеваний). Старообрядцам дозволялось заниматься иконописанием (для своих нужд), учреждать свои школы грамотности, занимать некоторые общественные (но не государственные) должности. Но эти права не распространялись на признанные «вредными» старообрядческие толки (например, на хлыстов, скопцов, «бегунов» или «странников»), а также на секты: духоборов, молокан, субботников, филипповцев, поморцев и др., не признававших не только церковную, но и светскую власть с её установлениями. Но в 1875 г. был издан циркуляр против дальнейших «послаблений» старообрядцам. С 1870 г. началась подготовка реформы церковного суда. Предполагалось все судебные дела по церковным вопросам изъять из ведения епархиальных архиереев и передать в специально создаваемые церковные суды 304 . Однако это дело затянулось В 1880 г. новый обер-прокурор Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополиту в знак почести предоставлялось право ношения креста во всех своих диэцезиях. Возвращались православным все церкви, которые постановлено было возвратить им еще при Владиславе IV в разных местах королевства польского и великого княжества литовского с тем, что отдача этих церквей в православное ведомство совершится через посредство комиссаров, избранных самим православным духовенством; дозволялось равным образом возобновить сгоревшие храмы. Сохранялись духовные суды по древним обычаям, дозволялось существование православных братств и в том числе двух, недавно перед тем уничтоженных в Смоленске и Бельзе, оставлялись в ведомстве киевского митрополита и православных епископов школы и типографии в Киеве и других городах; возлагалась на духовенство цензура книг; церковные и монастырские имущества оставлялись на прежних правах и привилегиях, а духовенство подчинялось единственно своему духовному начальству и освобождалось от всяких повинностей, подвод, стаций и работ. Вместе с тем утверждалось сохранение всех религиозных и гражданских прав за русскими мещанами городов Львова, Киева, Чернигова, Винницы, Мозыря, Речицы, Стародуба, Пинска и др. 386 Между тем в королевском дворце происходили тайные совещания. Предполагали успокаивать казаков и ласкать до тех пор, когда Польша будет в состоянии свергнуть с себя обязательство зборовского договора. В панских домах толковали о том же. Государственные люди и дипломаты изыскивали средства повредить Хмельницкому и ослабить в зародыше возраставшую Украину. В Чигирине было известно, что говорили и что замышляется в Варшаве. Был при дворе Яна Казимира русский шляхтич, Верещака, умный и ловкий, рекомендованный на службу Киселем. Он подбился в милость к королю, умел потакать панам; никто не замечал в нем ни малейшей приверженности к казачеству. Этот человек с изумительным искусством проникал в самый сокровенные тайны варшавского кабинета, в политические замыслы, направления умов и передавал все это православным монахам посредством писем, писанных цифрами на русском языке; монахи сообщали их Хмельницкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

НАЦ насчитывают в общей сложности ок. 2 млн чел. Общее количество протестантов в К. на 2011 г.- ок. 15-17 млн чел. Организация африкан. церквей Кении, Евангелический альянс Кении и Национальный совет церквей Кении объединяют мн. христ. церкви страны. Ислам является 2-й по значимости религией в стране. Распространение ислама в Вост. Африке, в т. ч. на территории совр. К., начинается с IX в. в результате деятельности арабов-торговцев. Большинство мусульман живет вдоль побережья, в основном в р-не г. Момбаса и на северо-востоке страны вблизи границы с Сомали. В проч. районах ислам распространен меньше, гл. обр. в городах; на западе К. влияние ислама ослабевает. Основными мусульм. этносами в стране являются арабы, выходцы из Сомали, Пакистана, Бангладеш и Индии. Большое количество приверженцев ислама встречается также среди народностей суахили, ньика, теита, покомо, бони, санье, проживающих в прибрежных районах страны, а также среди племен оромо (борана), туркана и др. Распространен ислам суннитского направления шафиитского мазхаба. Действуют влиятельные суфийские ордены кадирия, идрисия, шадилия. Приверженцев шиитского направления (в основном это неафриканцы, как правило, выходцы из Юго-Вост. Азии) насчитывается ок. 70 тыс. В свою очередь шииты представлены как исмаилитами (мусталитами и низаритами), так и имамитами. Влияние ислама значительно на северо-востоке страны. При поддержке нек-рых ислам. стран, в первую очередь Египта, ислам. школы и учреждения работают на всей территории страны. Мусульм. суды учреждены в соответствии с Конституцией К. и с Законом о судах кади 1967 г. для решения вопросов личного статуса мусульман. Во главе этой структуры из 8 судов кади суд Главного кади в Момбасе. Решения судов кади могут быть обжалованы в Высоком суде. В отношении мусульман применяются Закон о мусульманских браке, разводе и наследовании и Закон о регистрации мусульманских браков. В стране действуют Верховный совет мусульман Кении, Национальный форум мусульманских лидеров, шиитская организация Шиа Итна-Ашери.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010