Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу святого поста, полагая «начало умиления и лукавых дел отсечение» (По­недельник сырной седмицы, трипеснец, 3-й тропарь 1-й песни). Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная». В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл.33). (Подготавливая верующих к св.Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь , начиная с сырной седмицы и до Фомина воскресения, не совершает Таинства Брака) (с.197–198). Первая неделя Великого поста Первая неделя Великого поста называется Неделей Православия, так как в этот день совершается торжество Православия, установленное в Греции в пер­вой половине IX века в память окончательной победы Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – ико­ноборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 г. Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую Церковь . Победа Православия в самой Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста. В эту Неделю совершается особое торжественное богослужение, назы­ваемое чином Православия. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (IX в.), и изложен в отдельных изданиях, например, в сокращенном виде напечатан в «Богослужебных указаниях на 1949 г.» (Изд. Московской Патриархии, с.45–47) (4, с.234). Вторая седмица и вторая Неделя Великого поста В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба. Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в богослужении второй Недели, посвященной памяти святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского, чудотворца (жил в XIV веке, память 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама , великий подвижник горы Афон, известен как защитник Православия и обли­читель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православ­ное учение о Благодатном Свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и Синае), и не допускал воз­можности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св.Григорий Палама, названный «сыном Божественного Света», обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются под­вижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   Если в целом институте поста главное и средоточное место занимает телесное ограничение человеком себя в пище, то весьма важным в деле пощения является такая или иная степень этого ограничения или диэтетика питания. Неудивительно поэтому, что в Православной Церкви эта сторона поста подвергнута самой точной регламентации. Последняя дается вместе и нераздельно с чином богослужения на пост (в Типиконе и Триоди постной) и уже само по себе такое соединение много говорит, трогательно: трапеза представляется как бы продолжением богослужения, перенесением его во весь домашний обиход. „Евангелие от Марка, зачало 10“, читаем в последовании на субботу 1-ю поста, „и святого, зачало 52. Причастен: В память вечную. На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре св. Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения [жидкое блюдо] с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго Саввы, и от богоноснаго отца нашего Евфимия“.    Правила относительно пищи, даваемые на Великий пост церковным уставом, в общем, настолько суровы, что ужаснут и крепкую в этом отношений натуру. Но они хорошо рассчитаны на силы среднего по здоровью организма, а для немощи делаются из правил исключения, нисколько, впрочем, не потакающие излишней изнеженности.    Полное неядение требуется в течение целого дня только для трех дней поста: первых двух дней его (понедельника „чистого» и вторника) и великой пятницы. Остальные дни 1-ой седмицы до пятницы включительно, затем от понедельника до пятницы 2—6 седмицы, равно как в первые четыре дня Страстной седмицы и в великую субботу полагается однажды в день вечером сухоядение, т. е. употребление в пищу хлеба, воды и овощей; дозволяются и вареные овощи (напр., горох), но насухо и без постного масла (овощи за исключением Великой субботы). Во все субботы и воскресенья поста разрешается настоящая вареная пища с постным маслом („варение с елеем») и вино (последнее разрешается и в те дни сухоядения, на которые падают более торжественные воспоминания, или в которые совершаются очень длинные службы, напр. в четверг пятой недели поста и даже в Великую субботу). Рыба же во весь пост разрешается только на Благовещение и Вербное воскресенье (на первое, если оно не приходится в Страстную седмицу).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во время пения Постной Триоди в седмичные дни стихиры на «Господи воззвах» поются – то из Октоиха и из Минеи (в сырную седмицу), то из Триоди Постной и из Минеи (в дни седмичные, кроме суббот, Великой Четыредесятницы), то из Октоиха с Триодью (в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), то из одной Триоди Постной (в Лазареву субботу и страстную седмицу, исключая того, если случится Благовещение). Устав пения стихир различается еще, смотря по тому, отправляется ли вечерня с Литургией Преждеосвященных даров или без литургии. На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров поются стихиры на 10-ть. Прежде всего поется из Триоди самогласен дне дважды; но если два самогласна (как в среду 4-й седмицы великого поста), то каждый самогласен по однажды. Самогласны напечатаны в Триоди – на стиховне (там они поются, если не бывает Литургии Преждеосвященных даров). Засим поется мученичен Триоди. На субботу: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста поются мученичны из Октоиха, рядового гласа, три – из положенных на «Господи воззвах» и одна – из стиховен. На субботы же 5-й и 6-й седмиц Великого поста мученичен поется из Триоди. Но если случится храм святого (Тип., храм. гл. 35-я) или день предпразднства – 24-го марта (что в Типиконе указано под 25-м марта), то не поется мученичен Триоди, а поются стихиры Минеи на 5-ть. За мученичнами поются или: стихиры Триоди «подобны» (три), а в субботу 1-й седмицы – святому Феодору (4-ре), в субботу 5-й седмицы – Богородице (три стихиры поются на семь), в субботу 6-й седмицы – святому Лазарю (пять стихир поются на семь), или, если нет в Триоди «подобных» стихир, как в субботы 2-й. 3-й и 4-й седмиц Великой Четыредесятницы, то поются стихиры святому из Минеи, а в предпразднство Благовещения, случившееся в субботу, – стихиры предпразднства на 4-ре. Наконец, вместе с подобнами Триоди поются стихиры из Минеи на четыре: так указаны в Уставе стихиры из Минеи святому, хотя бы случился и великий святой, например 24-го февраля, или предпразднству Благовещения, 23-е марта (что в Типиконе обозначено под 24-м марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В среду и пятницу Сырной седмицы не положено совершать Литургию. Кроме того, Сырная седмица является сплошной – пост среды и пятницы отменяется. Но церковный Устав предписывает во все эти дни воздерживаться от мясной пищи. Уставные указания о воздержании в дни Великого поста Чинопоследования Великого поста существенным образом отличаются от состава богослужений во все остальные дни церковного года. Службы становятся очень продолжительными, поскольку обычный состав утренних и вечерних служб дополняется специальными постовыми чинопоследованиями. Все великопостные чинопоследования содержатся в богослужебной книге, называемой Триодь 9 . Святая Четыредесятница состоит из шести седмиц. Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица стоят особо и в ее состав не входят. По строгости воздержания седмицы Великого поста отличаются друг от друга. Самыми строгими являются первая и Страстная, в некоторые дни которых положено полное воздержание от пищи. Уставные указания о воздержании в пище Великим постом («о велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити») содержатся в 32-й главе Типикона. 1 . В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста вкушение пищи не положено. Первый прием пищи (хлеб «тепл», вареные овощи, теплая вода с медом, т. е. вареная растительная пища без масла) полагается в среду после совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Для тех, кто не в состоянии выдержать такие предписания, и для престарелых Устав разрешает перенести первый прием пищи (хлеб и квас) на вторник, после вечерни. 2 . В остальные седмицы Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу положен однократный прием растительной пищи без масла: вечером. 3 . В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. 4 . Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино. 5 . В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье полагается рыба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

3) Богородичны, имеющие отношение к воспоминаниям дней седмицы, именно: «Богородичны осьми гласов, поемые егда есть в Минее слава святому. И ныне по гласу сия». Эти Богородичны поются на дни непраздничные и на дни, в кои празднуется святым шестеричным, и притом в том случае, когда есть стихира в Минеи на «Слава». Богородичен или Крестобогородичен поется по гласу «Славы», т. е. поется из того гласа, на который поется стихира на «Слава». Эти Богородичны печатаются в Минее месячной, в конце каждой книги, и в Ирмологионе. 4) Богородичны, называемые догматиками Δογματικς) и на великой вечерне (напр. Тип., 7 Сент. 21 сент.), и на малой (Тип. Послед. 6 нед. по Пасхе.’ Триодь Цветн. 3 нед. по Пасхе) от греческого слова δγμα – учение; так как с похвалою Пресвятой Богородице они содержат догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о воплощении Господа и соединении в лице Его двух естеств – Божеского и человеческого. Богородичны догматики малой вечерни не поются на другие седмичные дни 358 . Богородичны же догматики великой вечерни, поются и на седмичные дни, именно: а) на субботы (исключая те субботы, в кои случится двунадесятый праздник, предпразднство, попразднство и отдание праздников Рождества Христова, Богоявления (Тип., послед. 20-го и 31-го декабря) 359 ; б) на праздники святому с великим славословием, полиелеем, бдением, в какой бы день седмицы ни случились эти праздники. На субботы поется Богородичен Догматик того гласа, который был пет во всю седмицу, по выражению богослужебных книг, «Богородичен первый 360 гласа настоящаго» (Тип., гл. 12, 15 (7 сент.) и другие), «гласа предшедшаго» (Тип., 24-го февраля, аще в субботу 1-й седмицы великого поста), гласа мимошедшаго» (Тип., послед. 20 дек.). На прочие же седмичные дни, кроме субботы, поется Богородичен догматик из того гласа Октоиха, на который была пета стихира на «Слава». Он в Типиконе, большей частью, обозначается первыми словами, например: «Кто Тебе не ублажит» (Тип., 23-го сент.), «Прейде сень» (Тип., 26 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Примечание. «И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго Великаго Евфимия: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). 1 В 2023 году в субботу 3-й седмицы может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. В этом случае библейские песни на утрене субботы 3-й седмицы должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви...». 2 В текущем году на пятницу 6-й седмицы приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви...», что делает невозможным выполнение данной рекомендации на 6-й седмице Великого поста. 3 Данная рекомендация относится также и к пятнице 3-й седмицы поста, если в субботу 3-й седмицы будет совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; 24 марта, 3-е и 4-е «зри». 4 В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. [В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Мученицы Господни...».] 5 В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Приидите, поклонимся...» (3). 6 См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-03/

Субботнее великое повечерие (совершается в пятницу вечером) имеет свои особые тропари. На повечерии в пятницу вечером 1 седмицы читается тропарь мученика «Велия веры исправления». «Слава, и ныне»: «Вся паче смысла». На повечерии в пятницу 2, 3 и 4 седмиц – тропари «Апостоли, мученицы и пророцы», «Слава»: «Помяни, Господи»; «И ныне»: «Мати Святая». Накануне субботы 6 седмицы на повечерии – тропарь праздника «Общее воскресение». Накануне Благовещения на великом повечерии читается свой тропарь праздника. Накануне Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта), Сорока мучеников Севастийских(9/22 марта), храмового святого на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне», Богородичен воскресный по гласу тропаря. После чтения тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим» и далее по порядку, включая молитву святого Василия Великого «Господи, избавлен нас». 2  часть. Чтец: «Приидите, поклонимся». Псалмы 50, 101 и молитва Манассии. Трисвятое по «Отче наш». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» (6 глас), «Слава»: «Господи, помилуй нас», «И ныне»: «Милосердия двери отверзи нам». Накануне Благовещения и храмового праздника на великом повечерии вместо этих тропарей читается кондак праздника. Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим» и молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю». 3  часть. Чтец: «Приидите, поклонимся». Псалмы 69 и 142. (Псалом 69 в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста читается в ином месте – в начале Великого повечерия). Великое славословие (читается). Далее – канон Богородице и святому Минеи (если нет канона святого Андрея Критского). Начиная с понедельника 2 седмицы Великого Поста в седмичные дни, кроме пятницы, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи (за 16 дней), память которых совершается от Лазаревой субботы до Фоминой Недели 387 . После 3 песни канона – кондак и седален из Минеи, а после 6 песни – седален и Богородичен из Октоиха. В пятницу вечером на великом повечерии поется канон покойный из Октоиха настоящего гласа. В канун субботы 1 седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

131 (выдержку из неё чит. ниже); во-вторых, в особом издании Служб на каждый день 1 седм. св. Четыред., где в пяток в послед. повечерия указано: «глаголем канон прилучавшагося в Минеи святаго в предыдущий день (т. е. в субб. 1 седм.) и покоин» (л. 87 на об.). В заключение заметим, что если бы в субботу 1 седм. случился такой святой, служба которого не отменяется даже в этот день; то, по мысли Типикона, повечерие накануне субботы 1 седм. было бы удобным и приличным временем для канона того святого, который имеет быть в неделю. К такому выводу приводит мр. гл. 24 февр. (аще случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1 недели постов), в которой сказано, что накануне «повечерие поем великое; на нем же поем канон усопших и Минеи рядовой» (Тип., л 190. Тот же устав и для 40 мучеников, л. 197 на об.). Под рядовым каноном Минеи здесь нельзя разуметь каноны Предтечи и 40 мучеников, потому что служба их ни на вечерне, ни на утрени в субботу 1 седмицы не отменяется; но можно и должно разуметь канон недельного святаго, каковое понимание будет вполне согласно со смыслом других указаний Типикона, касающихся канонов святых на повечерии 809 . В 1 нед. Великого поста, накануне понедельника 2 седм., „на повечерии поем“ напечатанный в Триоди Постной, л. 149, „канон св. пророков, гл. 5, творение Феофана“ (Тип., посл. 1 нед. Вел. поста, л. 321 на об.). Этим каноном, который должен заменить собою канон Богородицы, и можно ограничиться в том случае, если канон недельного святаго пропет раньше (либо на повечерии субботы, пред воскресеньем, либо на повечерии пятка, пред субботой; но если не пропет, то вместе с каноном пророков надобно петь и сей последний). В Триоди Постной, в послед. пятк. 1 седм., л. 131, сказано: „Каноны Минеи настоящия субботы и недели (т. е. 1 седм.) поем, егда изволит екклисиарх: един убо поем в повечерии пятка, другий же канон поем в повечерии недели. Тако творим во всех пятках в вечер св. и великия Четыредесятницы“. Смысл приведенных слов таков: хотя выбор времени для пения канонов святых на повечериях должен зависеть от усмотрения предстоятеля церкви, но всего приличнее канон святаго субботы 1 седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Часы вседневные совершаются в остальные дни года и в таком порядке: 1й бывает сряду за утренею, 3й и 6й — пред литургиею, а 9й — пред вечернею. Литургия В Православной Церкви литургия совершается: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. Литургия Василия Великого бывает непременно 10 раз в году; именно: в первые пять воскресений Великого поста и в четверг и субботу Страстной седмицы (хотя бы в один из этих дней и случился праздник Благовещения), 1 января — день памяти святого Василия Великого и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если канун не случится в субботу или воскресенье; в последнем случае в кануны совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого переносится на самые праздники. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту, в седмичные дни его, кроме субботы, — именно: 1) в среду и пятницу 1–6 седмиц Великого поста (если не случится Благовещение, в каковой праздник — литургия святого Иоанна Златоуста); 2) в день чтения великого канона на 5й седмице Великого поста — в четверг или вторник (чтение канона переносится с четверга на вторник тогда, когда в четверг или среду случится Благовещение (литургия святого Иоанна Златоуста) или храмовый праздник (литургия Преждеосвященных даров); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если не Случится Благовещение, когда литургия святого Иоанна Златоуста); 4) иногда в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста, — именно, когда в эти дни случатся праздники святых с полиелеем (24 февраля и 9 марта) и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 34, 35). На 1й седмице Великого поста в понедельник-пятницу празднования храму не положено; оно переносится на субботу этой седмицы или же на неделю (воскресение) сырную; также праздник Сретения, если случится в понедельник 1й седмицы (а в дальнейшие дни не может случаться), переносится на неделю сырную. Литургии не положено совершать: 1) в среду и пятницу сырные; но если в эти дни случится Сретение или храмовой праздник, то бывает литургия святого Иоанна Златоуста; 2) в понедельник, вторник и четверг 1й седмицы Великого поста; 3) в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста; но если случатся в эти дни: святой с полиелеем или храмовой праздник, то — литургия Преждеосвященных даров; та же литургия совершается на 5й седмице в день чтения канона святого Андрея Критского (т.е. в четверг или вторник); в праздник же Благовещения — литургия святого Иоанна Златоуста; 4) в Великую Пятницу; но если в этот день случится Благовещение, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста; 5) в пятницы пред Рождеством Христовым и Богоявлением, когда канунами этих праздников будут суббота или воскресенье.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010