Примечание. «И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго Великаго Евфимия: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). 1 В 2023 году в субботу 3-й седмицы может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. В этом случае библейские песни на утрене субботы 3-й седмицы должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви…». 2 В текущем году на пятницу 6-й седмицы приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви…», что делает невозможным выполнение данной рекомендации на 6-й седмице Великого поста. 3 Данная рекомендация относится также и к пятнице 3-й седмицы поста, если в субботу 3-й седмицы будет совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; 24 марта, 3-е и 4-е «зри». 4 В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. [В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Мученицы Господни…».] 5 В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш…» и «Приидите, поклонимся…» (3). 6 См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В целом логика рассуждений у адвентистов простая: вот, сказано, что чтить день субботний нужно, и это одна из десяти заповедей, написанных во Второзаконии. Если вы говорите, что эта заповедь отменена Богом, или исполнение ее перенесено на следующий день (воскресенье), то покажите, где конкретно Бог об этом говорит. А если показать не можете, значит, это вы сами все придумали и нарушаете заповедь Божию. Адвентисты не учитывают только одного — эта логика возникла в рамках их полемики с католиками. А мы не католики. В Православной Церкви нет официального учения о том, что суббота отменена и перенесена на воскресенье. День субботний и сейчас чтится в Православии тем, что в него не бывает строгого поста, в него совершается литургия, на нем завершается цикл богослужебной седмицы, и во всех православных странах это также нерабочий день, как и воскресенье. Но Христос освободил нас от ветхого понимания субботы, какое было у иудеев, говоривших: «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9:16). Христос объяснил, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27) и что можно «в субботу добро делать» (Мк. 3:4). И не только добро, но даже необходимые бытовые дела, как апостолы, которые срывали и растирали колосья, и Христос защитил их от упреков в нарушении субботы (Мф. 12:1-5). Удивительно слышать от людей, называющих себя христианами, почти те же упреки в нарушении субботы, какие звучали из уст фарисеев в адрес Христа и апостолов. Что же касается воскресенья, то оно стало днем молитвенных собраний христиан поскольку в этот день совершилось самое великое событие в истории — Воскресение Христа. Апостол сказал: «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор. 15:17). Воскресенье не отменяет, но превосходит субботу настолько, насколько то, что дал нам Христос, превосходит то, что дал Моисей. Мы, православные, не отвергаем субботы, но говорим, что Христос дал нам много больше через Свои смерть и воскресение, и день памяти Его славнее, чем ветхозаветная суббота. Разве Бог не может дать нечто новое и разве не дал в Новом Завете? Когда восходит солнце, оно не отменяет звезды, но они перестают быть видимы в его свете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, составленные в V–XIV веках. Наиболее известными авторами стихир и канонов Триоди являются святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маюмский, святой Иоанн Дамаскин , преподобные Иосиф и Феодор Студиты . Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная. Великий пост длится 48 дней и охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее. Укажем все недели Великого поста: 1-я Неделя – Торжество Православия; 2-я Неделя – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя – Крестопоклонная; 4-я Неделя – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя – преподобной Марии Египетской; 6-я Неделя – Вход Господень в Иерусалим. Весь период Великого поста можно разделить на три отрезка времени: 1. Святая Четыредесятница начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. Этот период длится 40 дней, и его окончание в Триоди отмечено тем, что в пятницу 6-й седмицы на «Господи, воззвах…» поется стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы 1-й седмицы Великого поста после богослужения в Богородице-Рождественском монастыре 3 марта 2017 г. 23:52 Вечером 3 марта 2017 года, в канун субботы 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение Великого поста каждый православный человек, сознательно относящийся к своей духовной жизни, принимающий участие в богослужениях и церковных Таинствах, призван в первую очередь укрепить внутренний мир в своем сердце. Если в сердце мир и покой, то человек не тратит силы на то, чтобы бороться, преодолевать трудности, истощать себя, — он накапливает большую внутреннюю духовную энергию. Собственно говоря, святые угодники — это те, кто обладал внутренней духовной силой, кто не расточил себя, кто не терзал свое сердце неправдой и конфликтами, которые часто очень больно уязвляют человека. Святые — это те, кто умел выстраивать оборону своего внутреннего мира. А оружие, которое враг использует, чтобы эту оборону разрушить и наш внутренний мир осквернить, хорошо всем известно — это оскорбление. Люди наносят оскорбления, когда воспринимают окружающих как противников. Оскорбления мы не получаем от близких, от любящих людей, от настоящих друзей. Если человек оскорбляет, значит, он не друг, даже если другом именуется. И мы знаем, какой стресс переживают те, кто сталкиваются с оскорбительными словами, устными или письменными, с негативными публикациями в Интернете и газетах. В ответ они пытаются мобилизоваться, чтобы нанести ответный удар оскорбителям, и на эту борьбу уходят огромные силы. Возникает вопрос: если одной из задач, стоящих перед христианином, является стяжание мирного духа, сохранение внутреннего мира, как нужно реагировать на оскорбление? Каким должен быть ответ христианина на оскорбление? Святые отцы уделяли этой теме повышенное внимание, и у многих можно встретить советы, как следует вести себя человеку, когда его неправедно оскорбляют. Приведу слова святителя Иоанна Златоуста: «Если мы не воспламеняемся, то оскорбление теряет над нами всякую силу».

http://patriarchia.ru/db/text/4825647.ht...

Триодь (τριωδιον) – две богослужебные книги, содержащие последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней годичного богослужебного круга. Название этой книги происходит от неполных канонов, входящих в последования Триоди. Такие неполные каноны состоят из 2, 4, но чаще – из 3 песен. Неполные каноны поются только в седмичные дни. Двупеснец (канон из двух песен) состоит всегда из 8 и 9 песней канона и поется только в Великий Вторник на утрене. Трипеснец и Четверопеснец обязательно включают в себя 8 и 9 песнь. Перед 8 и 9 песней поются: в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь, в среду – 3, в четверг – 4, в пятницу – 5, в субботу – 6 и 7. Таким образом, четверопеснец поется только в субботу. Триодь состоит из двух книг – Постной Триоди и Цветной Триоди. Эти книги имеют содержание различного характера и различное время пения. Постная Триодь. Состав Постная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для подготовительных недель Великого поста, самого Великого поста и Страстной седмицы. Постная Триодь начинается с подготовительных недель Великого поста: Недели о мытаре и фарисее, Недели о блудном сыне, Субботы и Недели мясопустной, Сырной седмицы. Мясопустная Неделя называется также Неделей о Страшном суде. Сырная Неделя связана с воспоминанием о грехопадении прародителей. Последования подготовительных недель и самого Великого поста составляют первую часть Постной Триоди. Последования Страстной седмицы составляют вторую часть Постной Триоди. В состав этой книги входит последование одного двунадесятого праздника, зависящего от Пасхи – Входа Господня в Иерусалим (совершается за неделю до Пасхи, в воскресный день). В Постной Триоди имеются главным образом последования вечерни и утрени. Однако, тут встречаются изменяемые молитвословия повечерия (например, в дни первой седмицы Великого поста, когда на повечерии поется канон Андрея Критского , а также в дни Страстной седмицы), 6 часа. Для 6 часа в книге имеются прокимны, тропарь пророчества и паремия. Приложения Постной Триоди

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   Накануне праздничных и воскресных дней перед всенощной, начинающейся великой вечерней, служат малую вечерню (Типикон, гл. 1). Когда нет празднования с полиелеем или бдением, совершается вседневная вечерня. Если праздники с полиелеем или бдением совпадают с седмичными днями Великого поста или с сырной седмицей, накануне совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл., 24 февраля, 9 марта, 30 января; Храм. гл. 35, 36).    Великое повечерие соединяется с утреней на Рождество Христово и Богоявление; на Благовещение, если оно совпадает со вторником, средой или четвергом Страстной седмицы или теми днями Великого поста, на которые положено совершать великое повечерие (Типикон 25 и 26 марта); на храмовые праздники, если они приходятся на субботу 1-й седмицы Великого поста, и др. дни (Типикон, главы 32 и 35).    Великое повечерие совершается самостоятельно накануне вторника, среды, четверга, пятницы и субботы Великого поста (исключая четверг 5-й седмицы, когда читают великий канон, и субботы 5-й седмицы, когда читают акафист Богоматери), накануне вторника и среды Страстной седмицы, а также на среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или храмовый праздник (см. Типикон 2 февраля и храмовый, гл. 28). ВЕЧЕРНЯ    Богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб, называют вечерней.    Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира; о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого крестной смертью Единородного Сына Божия.    В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершённых в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

(в День поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову), 13 марта 2016 г. (в Неделю сыропустную), великое повечерие с литией и утреню - 6 апреля 2016 г. (в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы), утреню с чтением Великого акафиста Божией Матери - 15 апреля 2016 г. (в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), всенощные бдения - 8 июня 2016 г. (в канун праздника Вознесения Господня), 13 августа 2016 г. (в канун праздника Происхождения/изнесения/Честных Древ Животворящего Креста Господня), 17 сентября 2016 г. (в канун Недели 13-й по Пятидесятнице) и 1 октября 2016 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, по Воздвижении), Божественную литургию - 23 октября 2016 г. (на празднование памяти святых отцов VII Вселенского Собора), 26 ноября 2016 г. (в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского), Литургию Преждеосвященных Даров - 1 марта 2017 г. (в среду первой седмицы Великого поста) и 12 апреля 2017 г. (в среду Страстной седмицы, день памяти преподобного Иоанна Лествичника), всенощные бдения - 4 марта 2017 г. (в канун Недели 1-й Великого поста), 1 апреля 2017 г. (в канун Недели 5-й Великого поста), утреню и вечерню - 13 и 14 апреля 2017 г. (в канун пятницы Страстной седмицы и в Великий Пяток), Божественную литургию - 14 мая 2017 г. (в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне), всенощное бдение - 16 сентября 2017 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице), всенощное бдение и Божественную литургию - 9 и 10 декабря 2017 г. (в неделю 27-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери «Знамение»), всенощные бдения - 3 февраля 2018 г. (в канун Недели о блудном сыне) и 17 февраля 2018 г. (в канун Недели сыропустной), великое повечерие - 19 февраля 2018 г. (в понедельник 1-й седмицы Великого поста), всенощное бдение - 10 марта 2018 г. (в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной), утреню - 23 марта 2018 г. (в канун субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), и 20; 22; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 35; 36; 37; 38; 39; 42; 43; 44; 45; 46; 48; 49; 51; 52; 53; 54; 81; 88; 101; 110; 124; 125]

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Эта глава находится в Типиконе в последованиях месяцеслова под 30 января; 2) праздник сретения Господня, предпразднство, попразднство и отдание его, если они случаются в какой-нибудь день от недели (воскресения) мытаря и фарисея до понедельника Великого поста. Эти главы находятся в месяцеслове Типикона под 1, 2 и 9 февраля; 3) первое и второе Обретение главы святого Предтечи, когда память их случается в дни от мясопустной недели до 3-й Великого поста. Указания находятся в месяцеслове Типикона под 24 февраля; они называются также «Предтечевою главою»; 4) 9 марта – святых 40 мучеников, когда они приходятся в дни начиная с субботы первой седмицы Великого поста до субботы акафиста. Указания находятся в Типиконе 9 марта; 5) день Благовещения Пресвятой Богородицы, предпразднство и попразднство его, случающиеся от субботы 3-й седмицы Великого поста до среды пасхальной седмицы. Указания в Типиконе 24–26 марта; 6) день св. великомученика Георгия, случившийся от Великого пятка до четверга 5-й недели по Пасхе. Указания в Типиконе 23 апреля; 7) день св. евангелиста Иоанна Богослова, бывающий от субботы 2-й недели по Пасхе до 7-й недели святых отец. Указания в Типиконе 8 мая. Вообще указания Марковых глав состоят в том, как соединить пение Минеи с пением Триоди Постной и Цветной. Главы Предтечевы (см. главы Марковы). Главы храмовые. Храмовые главы содержат указания, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким-либо иным праздником в один день. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2-й части его, а именно: сначала главы (с 1 до 25) о праздниках, бывающих во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября до недели мытаря и фарисея; потом (с 25 до 48 главы) о праздниках, бывающих во время пения Постной Триоди, и, наконец, (с 48 до 58 главы включительно) о праздниках, бывающих в дни пения Цветной триоди. Таким образом, взглянув в оглавление храмовых глав (в начале книги Типикон), нетрудно отыскать указание на то, как следует совершать службу в известный храмовый праздник, в храмовых главах мало указаний на службу храмовых дванадесятых праздников Господских и Богородичных; ибо в эти дни служба одинаково совершается как там, где храм праздника, так и во всех других храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Причастен: «Блажени, яже избрал...». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объятиих...» не произносится.) 1 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). 3 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 23 января) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). 4 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней мясопустной седмицы (ср.: примечание 30 января). 5 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755). 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755. 7 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии. 8 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995 р . Л. 109, 112, 116. 9 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды. 10 Священнослужители уходят в алтарь. 11 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди. 12 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами. 13 Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-18/

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе…», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония…»; и заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся». Апостол и Евангелие – субботы 3-й седмицы и заупокойные. Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии…», стих: «Многи скорби праведным…»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал…». Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…». Б. Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь свт. Луки, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». По «Слава в вышних…» – поется служба мч. Конона Исаврийского (с 5 марта), служба мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов) . Начиная с 6-й песни заупокойный канон Октоиха опускается , и поются каноны мч. Конона Исаврийского (с 5 марта), мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), и четверопеснцы субботы 3-й седмицы Великого поста (см. на утрене в Триоди). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак свт. Луки, глас 1-й (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся…». Полунощница обычная – субботняя. На утрене на «Бог Господь» – тропарь свт. Луки, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…» . Кафизмы 16-я и 17-я . По 16-й кафизме и малой ектении – седален свт. Луки, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Богорадованная Владычице…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010