Таблица 1 Распределение чтения кафизм в великопостный период в современной традиции Дни Утреня 1-ый час 3-ий час 6-ой час 9-й час Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17) --------- ---------- ---------- --------- ---------- Понедельник ---------- Вторник 10, 11, 12 19, 20, 1 Четверг Пятница 13, 14, 15 ---------- --------- Суббота ---------- ---------- ---------- ---------   Здесь видно, что количество кафизм, исполняющихся в течение седмицы, увеличено так, чтобы за семь дней прочитать всю Псалтирь дважды. Рассмотрев таблицу, можно увидеть, что распределение кафизм осуществляется по их порядковому номеру на утрени и часах не затрагивая вечерню. На протяжении седмичных дней отсутствует чтение 17-ой и 18-ой кафизмы. 17-ая отсутствует ввиду того, что она исполняется в субботу, а 18-ая – на вечерни. 2.    Кафизма на вечерни Рассмотрим некоторые памятники, касающиеся «песней степеней» на вечерни. Согласно палестинскому Часослову VIII–IX вв. (Sin. gr. 863), вечерняя служба начиналась 103-м псалмом, за которым следовала вся 18-ая кафизма с разделением на три «Славы» . Другой палестинский памятник – синайско-грузинский кодекс 34 (Sin. iber. 34), датируемый около 700 года – также указывает на вечерни исполнение 18-ой кафизмы . Более того, анализ системы распределения кафизм в указанном кодексе позволил исследователю этого памятника сделать вывод о том, что 18-ая кафизма составляла неподвижный и оригинальный элемент вечерни, то есть не входила в обычное распределение кафизм между службами . Сходство в указаниях на стабильное исполнение 18-ой кафизмы во время вечерни в Sin. gr. 863 и Sin. iber. 34 указывает на палестинское происхождение данного элемента. Остается открытым вопрос о времени, когда «песни степеней» появились на палестинских вечернях. Распределение кафизм между службами в уже упомянутом синайско-грузинском кодексе (Sin. iber. 34), о котором мы еще скажем ниже, датируется VI-м веком. В это время 18-ая кафизма уже являлась постоянным элементом вечерни. Ввиду этого, гипотетическое время установления этого элемента – около V-ro века .

http://bogoslov.ru/article/4453203

Во удовольствование дати) Дорогодицким (ой), да Столепским (ой) монастыри (за ними 45 дворов), да в Рылском уезде Николаевским (ой монастырь, за ним 138 дворов), да Дмитровским (ой за ним 38 дворов всего) монастыри со крестьяны, а за ними 218 дворов. (В) Арзамаскому (–асе епископ. Во удоволствование дати ему) Спаским (ой) монастырем (рь) со крестьяны, а за ним 323 двора. (В) Арзамаскому (–асе епископ. Во удоволствование дати ему) Спаским (ой) монастырем (рь) со крестьяны, а за ним 323 двора. (На) Колмогорскому (-ах архиепископ. Во удоволствование дати ему) – Николаевским (ой) Корелским (ой, за ним 50 дворов), да Чюхченемским (ой, а за ним 29 дворов) монастыри, да у города Архангелскова Архангелским (ой монастырь, за ним 48 дворов и всего) со крестьяны, а за ними 127 дворов. (В) Каргополскому (ле епископ. Во удоволствование дати ему) Ошевенским (ой монастырь, за ним 131 двор), да Ниожерским (ой за ним 111 дворов всего) монастыри со крестьяны, а за ними 242 двора. (В) Галицкому (че епископ. Во удоволствование дати ему) Троицкою (ую) Варнавиной (ну) пустыней (ню, за нею 50 дворов), Спаским (ой) монастырем (–рь за ним 19 дворов). Богородицкою (ой) Верхнию (ие) пустынею ( – ни за ним 20 дворов), Ризположенским (ой за ним 78 дворов), Фроловским, что у озера (за ним 350 дворов), Николаевским (ой), что на посаде, (за ним 16 дворов), два монастыри (–ря) Благовещенскими (ие), что на Укороже да в пустыне (за ними 50 дворов всего) со крестьяны, а за ними 268 дворов. (На) Уфимскому (–фе епископ. Во удоволствование дати ему) Успенским (ой) монастырем (рь) со крестьяны (за ними) 132 двора. (В) Томскому (–ку епископ. Во удоволство) пожалует великий государь из своей государевы казны. (В) Енисейскому ( – ску епископ. Во удоволство) пожалует великий государь из своей государевы казны. (На) Белоозерскому (Беле–Озере и в Пошехонье епископ. Во удоволствование дати ему) Троецким (ой монастырь за ним 274 двора), да Никицким (ой, за ним 46 дворов, всего) монастыри со крестьяны, а за ними 320 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В составе чтений круга триодного постного Великий Синаксарь, сравнительно с Алексеевским Уставом, не имеет вовсе особых чтений на среду и пяток сыропустной седмицы, понедельник, вторник и неделю 1-ой седмицы поста, неделю крестопоклонную, среду – четверг шестой седмицы, субботу Лазареву, в неделю Ваий (толковательного слова Златоуста) 1268 и в великий четверг. В субботу мясопустную, понедельник мясопустный, субботу и неделю сыропустную, пяток 6-ой седмицы, великую субботу указаны произведения Алексеевского Устава, характерные для студийского состава: слова Андрея Критского , Григория Богослова , два слова о посте Василия Великого , слова Златоуста, Григория Антиохийского 1269 . В неделю мясопустную (слово Ефрема), субботу 1-ой седмицы (мучение св. Феодора и похвальное слово Григория Нисского ), четверг 5-ой седмицы (житие Марии Египетской, положенное Алексеевским Уставом на 5 неделю), неделю Ваий (слово Андрея) и первые дни страстной седмицы (толковательные слова Златоуста на св. Матфея) 1270 указаны чтения первоначального иерусалимского состава, вошедшие и в Алексеевский Устав. В неделю блудного сына Великий Синаксарь имеет, вместо указанного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – неопределенное «чтение блудного сына», в субботу сыропустную, вместо слова Дамаскина, – указанное в первоначальном иерусалимском составе слово Ефрема о преставльшихся отцах и чтение Златоуста об отцах из толкований на евангелие 1271 ; вместо слов Феодора Студита и его брата Иосифа, положенных Алексеевским Уставом на неделю крестопоклонную, – «толкование места из евангелия Матфея о кресте», положенное Иерусалимским Уставом на 14 сентября; в великий четверг, вместо слова Златоуста о предании, – согласно Иерусалимскому Уставу, чтение из Златоуста, т. е. продолжение толковательных слов, начатых в понедельник; в великий пяток, – положенное в Иерусалимском Уставе чтение «толкования» (по 7-ом евангелии). Все эти особенности состава чтений Великого Синаксаря, упрощающие его и приближающие к первоначальному иерусалимскому составу, наверное, отражают тот вид, который имел студийский состав чтений до Алексеевского Устава. Несколько других особенностей, именно, «чтение мытаря и фарисея», историческое чтение на праздник акафиста (на субботу 5-ой седмицы), чтение Маргарита Златоуста в пятницу шестой седмицы (по желанию, вместо слова о злопомянии), слово Дамаскина на понедельник страстной седмицы, слово Георгия Никомидийского на утрене (по желанию, вместо толкования) и на часах (3 и 9) великого пятка, слова Афанасия Великого на 3 часе великого пятка (по желанию, вместо слова Георгия), слово Епифания («Что есть молчание») на великую субботу (по 17-ой кафизме) – представляют из себя результат самостоятельного усложнения афонской практики, после того как она оторвалась от студийского корня 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Нет. Их отличительной особенностью было пожанровое расположение песнопений: сначала стихиры, потом седальны, далее каноны. При этом, если в службе было 2 канона, они не смешивались, а выписывались отдельно (можно в качестве понятной аналогии привести те молитвословы, в которых каноны ко причащению размещаются обособленно друг от друга, а не в соединении). Такая практика сохранялась до XII (местами – до XIII) века. После этого располагать песнопения стали в порядке богослужебного употребления (как и сейчас). Всегда ли Минея употребляется за богослужением? Минея поется почти во все дни года, за исключением всех недель периода Постной и Цветной Триоди, периода от Лазаревой субботы до Антипасхи, а также отдельных дней периода пения Постной Триоди (Суббота мясопустная, суббота сырная, субботаседмицы, среда и пяток 4й седмицы, четверг и субботаседмицы) и Цветной (Среда 4й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы), среда 5й седмицы (отдание Преполовения), среда 6й седмицы (отдание Пасхи), четверг 6й седмицы (Вознесение Господне), пятница 7й седмицы (отдание Вознесения), субботаседмицы, понедельник и суббота Троицкой седмицы.). Впрочем, если в любой из этих дней случится двунадесятый праздник (Сретение Господне или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также в большинство из указанных дней прилучится престольный, бденный или полиелейный праздник, то поется и Минея. Какие есть современные издания Минеи Месячной? В настоящее время используются два различных издания Минеи месячной: 1. «Зеленые» Минеи, называемые так по цвету обложки – самое популярное на текущий момент издание. Это издание впервые было осуществлено в 1978–1989 гг. при Патриархе Пимене (иногда называются «Пименовские Минеи»), его принципиальная особенность (в сравнении с дореволюционными) – использование гражданского шрифта и добавление в основную часть новых служб. Самое первое издание сентябрьской Минеи 1978 г. имело существенные недостатки: было одноцветным (без использования красного шрифта) и не имело ударений; в последующих изданиях эти изъяны были устранены. Большая часть томов в издании «Зеленых» Миней разделены на несколько частей:

http://azbyka.ru/mineya

135 В случае великого святого в воскресный день периода Постной Триоди используются три книги: Октоих, Триодь и Минея, причем в каждой из них соответствующие тропари и кондаки находятся на разных страницах. В то же время в одной Следованной Псалтири содержатся все тропари и кондаки из указанных книг, тем более удобно, что тропарь и кондак идут подряд. 138 Суббота мясопустная, суббота сырная, суббота 1-й седмицы, среда и пяток 4-й седмицы, четверг и суббота 5-й седмицы. 139 Среда 4-й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы), среда 5-й седмицы (отдание Преполовения), среда 6-й седмицы (отдание Пасхи), четверг 6-й седмицы (Вознесение Господне), пятница 7-й седмицы (отдание Вознесения), суббота 7-й седмицы, понедельник и суббота Троицкой седмицы. 140 По две части имеют Минеи за ноябрь, декабрь, январь, март, апрель и июнь, тогда как Минеи за май, июль и август разделяются на три части. 141 Интересно, что если навечерие Рождества Христова случится в воскресенье, то Октоих, по сути, также не используется, так как из всех воскресных песнопений поется только воскресный тропарь. 142 «Вторую группу стихир на “Господи, воззвах…” составляют так наз “Анатолиевы” стихиры. Что значит это прилагательное, сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в или Патриарха Константинопольского V века. В пользу этого мнения говорит то, что в Октоихе 4-го гласа эти стихиры прямо надписаны: “творение Анатолиево”. Но, как говорит Скабалланович, греческое слово ανατολικ едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: “Анатолиевы”; это по-гречески было бы Ανατολιακ, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры как “восточные”, как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах и не были известны в древнейших студийских типиках… “Восточные” стихиры несколько длиннее и содержательнее, чем первая группа» ( Киприан (Керн) , архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 35–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Круг триодный постный, поскольку опять таки он тождественен во всех трех Уставах, состоит, кроме толковательных слов Златоуста, из двух слов Василия Великого (по Иерусалимскому Уставу на среду и пяток сыропустной седмицы), одного – Григория Богослова (по Иерусалимскому – на неделю сыропустную), одного – Григория Нисского (похвальное Феодору Тирону, в субботу 1-ой седмицы), одного – Златоуста (толковательное слово об усопших, по Иерусалимскому Уставу – в субботу мясопустную) и затем – одного Ефрема Сирина (на неделю мясопустную), одного Андрея Критского (на неделю Ваий), одного Анастасия Синаита (по Иерусалимскому – на четверг Сыропустной седмицы), да мучения Феодора Тирона (суббота 1-ой седмицы) и жития Марии Египетской (по Иерусалимскому Уставу – на четверг пятой седмицы). Все эти произведения должно признать за несомненные составные элементы первоначального иерусалимского круга. Как мы уже говорили, сюда же должно отнести толковательные слова Златоуста, положенные в Иерусалимском и Алексеевском Уставах на первые дни страстной седмицы и в одном Иерусалимском – на великие пяток и субботу; а равно потому же самому принципу – слово Григория Богослова о нищелюбии, положенное в Иерусалимском Уставе на неделю мясопустную, удерживаемое в Алексеевском (в понедельник – вторник сыропустной седмицы) и выброшенное в Евергетидском, наверное, за отсутствием непосредственного соответствия содержания этого слова понедельнику – вторнику сыропустной седмицы, куда оно было перенесено в первоначальной студийской практике, и за наличностью на самую неделю мясопустную более подходящих специальных слов с именем Златоуста 1054 . Студийская практика при первом же усвоении иерусалимской практики Уставных Чтений, приняв в себя это первоначальное иерусалимское ядро, сделала в нем тогда же свои дополнения и, соответственно этому, перестановки, сохранившиеся совершенно тождественно в обоих константинопольских Уставах. Изменения были нами уже указаны, а к дополнениям, общим обоим константинопольским Уставам и потому характерным для студийской практики вообще, принадлежат слова: Златоуста на неделю блудного сына, Ефрема Сирина на неделю мясопустную, Златоуста на пяток сыропустной седмицы, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина на субботы мясопустную и сыропустную, послание Григория папы Римского на неделю первую поста, слова Феодора Студита и Иосифа Солунского на неделю крестопоклонную, Златоуста на пяток шестой седмицы (о злопомянии), Златоуста на великий четверг и Григория Антиохийского на великую субботу. Параллельно студийской практике, иерусалимская также усложняет свой состав новыми словами, из которых некоторые (отмеченные буквами Ев.) вошли и в позднейшую студийскую практику: Василия Великого на понедельник сыропустной седмицы – о еже внимай, Дорофея на пятницу и Ефрема Сирина на субботу той же седмицы, о неседальном на субботу пятой седмицы (Ев.), Георгия Никоиндийского на великий пяток (Ев.) и Епифания на великую субботу (Ев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Родительские субботы 30 мин., 17.02.2023 Содержание «Сегодня родительская!» — фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы. Что такое родительская суббота Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах. Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей. Сколько в году родительских суббот В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату. Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) Суббота 2-й седмицы Великого поста Суббота 3-й седмицы Великого поста Суббота 4-й седмицы Великого поста Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Суббота Троицкая Суббота Димитриевская Родительские субботы в 2024 году 9 марта — Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 30 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

В среду и пятницу в Великий пост совершается литургия преждеосвященных Даров. Она начинается вечерней и состоит из тех молитв и песнопений полной литургии, которые не относятся к освящению св. Даров, но относятся к приготовлению верующих к причащению и благодарению за причащение. (Порядок ее проследить по служебнику). В четверг 5-ой недели совершается так называемое стояние. Этим именем обозначается утреннее Богослужение, на котором сполна прочитывается канон св. Андрея Критского и канон в честь св. Марии Египетской. Богослужение субботнее в Великий пост. Богослужение в субботы Великого поста сходно с субботним – круга седмичного, кроме суббот 1-й, 5-ой и 6-ой седмиц В. поста, посвященных особым событиям. В субботу 1-ой седмицы воспоминается св. Феодор Тирон и благословляется в честь его коливо. В субботу 5-ой седмицы вся почти утреня обращается в умилительный акафист в честь Божией Матери. В субботу 6-ой седмицы воспоминается воскресение Лазаря. Богослужение е воскресные дни, или недели Великого поста совершается по октоиху и триоди. Воскресенье 1-й недели поста называется неделей православия. В это воскресенье совершается в кафедральных соборах обряд православия, установленный в Греции в 9 веке, в память победы веры православной над всеми ересями и в память восстановления иконопочитания. В воскресенье 2-ой недели прославляются подвиги Григория Паламы (14 в.). В воскресенье 3-й недели совершается на утрени, после Великого славословия, вынос св. Креста на средину храма для; поклонения Ему. В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги св. Иоанна Лествичника . В воскресенье 5-ой неделя ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской. В воскресенье 6-ой недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. На утрени после Евангелия совершается освящение и раздаяние вербы. Литургия Иоанна Златоустог о; на ней праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь» ... В четверг страстной седмицы воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса, прощальная Его беседа с учениками и взятие Его на страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Среда светлая: Исцеление Апостолами хромого ( Деян 3:1–8 ) 10 Неделя 2-ая: Фомино неверие ( Ин. 20:19–31 ) Среда 2-ой седмицы: Брак в Кане ( Ин. 2:1–11 ) 11 Неделя 3-я: Мироносицы ( Мк. 15 – Мк. 16:8 ) Среда 3-ей седмицы: Исцеление прокаженного ( Мф. 8:2–3 ) 12 Неделя 4-ая: О 10-ти драхмах ( Лк. 15:8 ) 13 и о расслабленном ( Ин. 5: 1–15 ) Среда 4-ой седмицы: Преполовение Пятидесятницы ( Ин. 7:14–30 ) Неделя 5-ая: Самаряныня ( Ин. 4:5–42 ) · Среда 5-ой седмицы: Исцеление Гадаринского бесноватого ( Мф. 8:28–34 ) 14 Неделя 6-ая: Исцеление слепорожденного ( Ин. 9:1–7 ) · Среда 6-ой седмицы: Исцеление кровоточивой ( Мф. 9:20–22 ) 15 Четверток 6-ой седмицы: Вознесение Господне Неделя 7-ая: Отцы Никейского Собора Среда 7-ой седмицы: Умножение хлебов ( Ин 6:5–14 ) 16 Неделя 8-ая: Пятидесятница В этом цикле главными темами являются две: первая – Божественная природа Спасителя, проявляющаяся в великих евангельских событиях и запечатленная Никейским " omoousioV " 17 ; вторая – духовное возрождение, тема по преимуществу пасхальная 18 . В нашем кондаке доминирует первая тема, вторая же слегка напоминает о себе в предпоследнем икосе, где чудо в Кане проецируется на чудо Евхаристического преложения Даров, а брак – на общение с Женихом-Христом. В общем, содержание кондака больше относится к области гомилетики, нежели гимнографии: с известной долей прозаизма преподобный Роман последовательно разбирает все возможные вопросы, возникающие при чтении евангельского отрывка о чуде в Кане. Исследователи не находят каких-либо заимствований в изложении темы из гомилетического наследия других Святых Отцов (что имеет место во многих кондаках), впрочем как и какого-либо новаторства преподобного Романа. Первые 3 икоса посвящаются общему вопросу о браке в Христианстве (правда, из аргументации полностью выпало установление брака в Раю): такое пространное оправдание брака песнописцем восходит к спорам с отрицающими брак еретиками (гностиками). Далее Сладкопевец останавливается на столь же апологетических вопросах:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010