В. Никифоров-Волгин. Рассказ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Главная Сомневающемуся Новоначальному Общество Вопросы Мамам и папам Россия Библиотека Заметки Крохотки Календарь ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО БИБЛИОТЕКА КАЛЕНДАРЬ КРОХОТКИ ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ САЙТ-ОБЗОР О ПРОЕКТЕ Православный раздел в книжном магазине " Озон " . ВЕЛИКИЙ ПОСТ Недели подгот-ые О Неделях Поста Торжество православия Свт. Григория Паламы Крестопоклонная Иоанна Лествичника Марии Египетской Вход в Иерусалим Лазарева Суббота Страстная седмица Пасха ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ Недели подгот-ые О мытаре и фарисее О блудном сыне Суббота мясопустная О Страшном Суде Масленица Прощеное воскресенье Великий пост ПРАЗДНИКИ Рождество 25.12 (07.01) Обрезание 01.01 (14.01) Крещение 06.01 (19.01) Сретение 02.02 (15.02) Благовещение 25.03 (07.04) Вход в Иерусалим Пасха Вознесение Господне Троица Петра и Павла 29.06 (12.07) Преображение 06.08 (19.08) Успение 15.08 (28.08) Усекновение 29.08 (11.09) Рождество Богородицы Воздвижение 14.09 (27.09) Покров 01.10 (14.10) Введение во храм 21.11 (04.12) другие праздники ... ПОСТЫ Великий пост Петров пост Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.) ЦЕРКОВНЫЙ ГОД   :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > ВЕЛИКИЙ ПОСТ ВЕЛИКИЙ ПОСТ В. Никифоров-Волгин, рассказ См. также: Церковный год > > Великий пост В. Никифоров-Волгин, рассказы Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам. Чистый Понедельник. Мать послала меня в церковь «к часам» и сказала с тихой строгостью: — Пост да молитва небо отворяют! Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снитки, постный сахар... Из деревень привезли много веников (в Чистый Понедельник была баня).

http://zavet.ru/kalendar/vp/003kn.htm

Великий пост Великий пост 2016 и питание: ни слова больше про еду! Великий пост и питание. Ну хватит уже про еду. Пожалуйста. Как будто нет у православных других забот, как будто православные уже все прочие проблемы разрешили, и осталась только одна: как вкусно и здорово питаться, при этом не переступая рамок канонических великопостных норм. О человеке, который нашел путь к вере «А в чем тут тайна, тайна Православия? — спросит нас скептик, неверующий. — Разве нет священных изображений у других народов, у других религий?» Первая неделя Великого Поста. Торжество Православия Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими. По страницам Великого канона Андрея Критского. Великий пост По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе Покаяния отверзи ми двери Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной Вверх! Спаситель не беседовал с Закхеем один на один, не накрывал его епитрахилью, не читал никакой разрешительной молитвы. Исповеди не было – а покаяние совершилось. Совершилась перемена в жизни, в сознании, в намерениях и в делах. Православный пост. Тем, кто постится впервые Есть ли какие-то особенности в посте для новоначальных? Об этом, а также о традициях поста, сложившихся в Русской Зарубежной церкви, беседа со священником Алексием Чумаковым, настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США). В Субботу Акафиста: «И зачем снова терпеть и смиряться?» Сегодня Святая Православная Церковь прославляет Матерь Божию, воспевая Ей Акафист, именуется эта суббота — Похвала Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста.

http://pravmir.ru/tag/velikij-post/page/...

Великая Суббота — это уже начало празднования Пасхи. В этот день на Литургии священнослужители переоблачаются из темных облачений в белые. Читается Евангелие о Воскресении Христовом. Мы уже вступаем в празднование Пасхи, которое со всей полнотой открывается для нас в пасхальную ночь. И. Семенов: Вы сказали, что в Великий Четверг все православные стараются причаститься Святых Христовых Таин. Как удается священникам исповедовать такое огромное количество народа, который приходит в храм и стремится приступить к Таинству Святого Причащения? Митрополит Иларион: Во-первых, мы стараемся исповедовать людей накануне. В этот день совершается краткая утреня, после которой происходит общая исповедь, когда все желающие каются в своих грехах. Эту исповедь принимают все клирики того ли иного храма. И мы всегда говорим, что те, кто исповедовались, допустим, в среду вечером, могут причащаться и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху без дополнительной исповеди. В Великую Пятницу, как известно, причастия нет. Великие Четверг, Суббота и, собственно, пасхальная ночь — это те дни, когда православные христиане призываются причащаться на всех литургиях. И. Семенов: Владыка, почему в середине Страстной недели, в разгар воспоминания таких трагических событий, Церковь отменяет земные поклоны? Для многих это непонятно. Митрополит Иларион: Земные поклоны связаны с великопостным типом богослужения, который сохраняется до среды Страстной седмицы включительно. Затем он заменяется на иной тип богослужения, и покаянные поклоны исчезают, остаются только поклоны перед Святой Плащаницей, перед Крестом Христовым. Покаянных поклонов в эти дни уже нет, потому что меняется весь тон, весь эмоциональный настрой службы. И. Семенов: Означает ли это, что человеку, который исповедовался, старался бороться со своими страстями, следить за своей жизнью весь Великий пост, грубо говоря, следует отложить это внутреннее внимание в дни Страстной недели и уже думать о чем-то другом, посвящать себя исключительно мыслям о последних днях земной жизни Спасителя?

http://patriarchia.ru/db/text/3625531.ht...

Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В Святой Земле многие подвижники, после этого, уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие не доживали уже до возвращения. И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова. Великая Четыредесятница    В понедельник после недели Сыропустной начинается самый Великий пост, именуемый обычно в Уставе Великой, или Святой четыредесятницей, ибо самый пост этот, как время покаяния, состоит собственно из 40-ка дней; к нему вплотную примыкают два праздничных дня Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица, так что в общей сложности получается семь недель. Великим этот пост называется как по своей продолжительности, так особенно по своей большой строгости. В течение этого поста вкушение рыбы вовсе не разрешается, исключая дней праздников Благовещения и Входа Господня во Иерусалим. По субботним и воскресным дням разрешается только вкушение вина и елея, во все прочие дни, если нет никакого праздника, полагается сухоястие, то есть пища неваренная и без елея. С постом телесным соединяется пост духовный, который состоит в воздержании от страстей и всякого рода удовольствий и развлечений, в более усиленной молитве, милостыни и доброделании.    Богослужение великопостное во многом отличается от обычно совершаемого в другие дни, как по своему внешнему виду, так и по содержанию. Так как дни Великого поста суть преимущественно дни покаяния, то все богослужение великопостное расположено так, чтобы возбуждать сердечное сокрушение и раскаяние во грехах. Всякая пышность и торжественность из него удалены. Царские врата отверзаются редко и даже завеса на многих службах остается задернутой, светильники возжигаются лишь немногие, священнослужители облачаются в ризы траурные (теперь обыкновенно черные), песнопений бывает мало, а слышится более чтение; богослужение сопровождается большим числом поклонов великих (земных) и малых (поясных).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В четверток опять не должно быть трапезы. В пяток – такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива, разваренной пшеницы с медом 231 . В прочие недели Великого поста не заповедуется неядение в продолжение целых дней. В страстную неделю предоставлено поститься, как кому внушит усердие и благочестие, без сомнения потому, что постановившие церковные правила и представить себе не могли, чтобы нашелся христианин, который дерзнул бы нарушить святыню этих дней и малейшим невоздержанием. В Великий четверток разрешается вино и елей. О Ввеликом пятке сказано в уставе: «В сей святой день ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день распятия; аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода по захождении солнца. Сице бо прияхом от святых заповедей св. апостолов не ясти в Великий пяток». Великая суббота есть единственная суббота, в которую православная Церковь заповедует пост до вечера, лишь после вечерни и литургии, что оканчивается к вечеру, разрешено подкрепить силы хлебом и вином, которые нарочно приготовляются и освящаются в конце литургии (после заамвонной молитвы). Впрочем, Церковь строгость своих правил не простирает на случаи нужды и немощи. Так, она разрешает масло и вино родильнице даже в самую страстную неделю. Вот, мой друг, церковные правила о посте. Ни изменить, ни ослабить их никто не может, потому что они приняты всей вселенской Церковью и утверждены соборами. Могут не исполнять, могут попирать их, но это уже, как я сказал выше, злоупотребление свободы, которое безнаказанным никогда и никак не останется. Воздержание – одна сторона постных подвигов, другая – усиленная молитва. Так как вообще, главная цель их – очищение души от всех греховных нечистот и примирение человека-грешника с Богом, то, понятно, ни то ни другое, без особенных, усиленнейших молитв совершиться не может. Вот почему великопостные богослужения отличаются и своей продолжительностью, и особенным настроением своих песней и молитв. В них все или призыв к раскаянью, или самое пламенное моление Господу Богу, чтобы Он дал силы, средства, возможность раскаяться, сам был помощником в этом трудном подвига и, наконец, с любовью принял раскаивающегося, как в притче отец принял блудного, но раскаявшегося, сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Должно знать, в который день начинается Четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ее есть следующее: Симеон Солунский началом Четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский, в Постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском Уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дни св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу». §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице Суббота Лазарева, Неделя Ваий и вся Страстная седмица, хотя и постные, но не полагаются в числе дней Четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «воскресение Лазарево и праздник Ваий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем, радуясь восстанию Его». Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; то же доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийского, отделяя таким же образом Страстную седмицу от Четыредесятницы, повелевает поститься во всю Страстную, как и в Четыредесятницу, особо: «четыредесять дней Великого поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется Страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати». Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) Страстную седмицу также отделяет от Четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливые знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни – из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к восьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Вечером служба Алексию человеку Божию. 30/III Пятница. Преждеосвященную Литургию служил о. Алек­сий — именинник, причастников 300 ч-к. Получено сведение о смерти протоиерея настоятеля Всехсвятского о. Михаила . Отпевание 2 апреля. Настоятель Всехсвятского храма, что возле метро Сокол, протоиерей Михаил Фокиевич Голунов (22 ноября 1884 — 30 марта 1956) служил в Москве с 1925 года. До своего ареста в 1933 году возглавлял общину замоскворецкого храма святителя Климента. С середины 1940-х гг. служил в Воскресенском храме в Брюсовом переулке и в храме преподобного Пимена. С 1949 по 1953 г. о. Михаил был направлен для ответственного служения в г. Владимир, где служил в Успенском кафедральном соборе и исполнял обязанности благочинного и секретаря Епархиального управления. С 1953 г. он снова в Москве, несколько месяцев в храме Тихвинской иконы Божией Матери, а затем — до самой смерти — настоятелем церкви Всех Святых. Погребён отец Михаил на Даниловском кладбище, за алтарём храма. 31/III Суббота. Раннюю о. Сергий. Поздняя о. Александр. Причастников за 2 обеднями 600 ч-к. Вечером Всенощную служил о. Сергий. Умер протоиерей Голунов о. Михаил. Воскресенье вечером служил великопостную вечерню, читал от Луки о страданиях Спасителя, объяснял Символ веры. 1/IV Воскресенье. 2 литургии. Служил позднюю. Причастников 600 человек. 2/IV Будничная служба. Отпевание о. Михаила. Отпевал Преосвященный Макарий . Было 20 священников. Отпевание отца Михаила Голунова возглавил архиепископ Можайский Макарий. 3 апр. Вторник. Служил о. Александр Ветелев. Служба будничная. 4 апр. Среда. Преждеосвященная Литургия. Причастников 160. Я ездил на дачу. 5 апр. Четверг. Будничная служба. Служил о. Александр. Хозяйственное управление запросило площадь храмов для отопления. Был о. Аркадий. 6 апр. Пятница. Преждеосвященную служил о. Александр. При­частников 200. Вечером всенощная под Благовещение. 7 апр. Суббота. Праздник Благовещения. Причастников 600. За поздней говорил проповедь в Патриаршем Соборе . Служил Митрополит Нестор.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней мере, клиросного) звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Таин. Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг.       IV. ПРАЗДНИКИ, СЕДМИЦЫ  И ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

http://patriarchia.ru/db/text/86929.html

Будем при помощи чтения возбуждать в себе ревность и получим душевную пользу. Может случиться, что совет какого-нибудь отшельника окажется нам полезным в ситуации, по видимости не имеющей ничего общего с тем, о чем говорится в его писании, например в отношениях с нашими сотрудниками или с семьей. Тогда мы на опыте убедимся в великой премудрости святых отцов, которая была им дарована свыше после долгих подвижнических трудов. А один из первых и славнейших святых отцов – преподобный Иоанн Лествичник , память которого мы сегодня совершаем. Аминь. О том, когда Пресвятая Богородица помогает нам (Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)) Сегодняшний праздник называется Похвала Божией Матери или Суббота Акафиста. Евангельское чтение в этот день повествует о том, как некая женщина, слушая проповедь Господа нашего Иисуса Христа, от избытка чувств воскликнула: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! ( Лк.11:27 ), восхвалив тем самым Божию Матерь. И сама Пресвятая Дева, исполненная Духом Святым, еще прежде Рождества Христова пророчески воскликнула: Отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк.1:48 ). Мы видим, что слова эти сбываются, несмотря на противление всевозможных еретиков, в разные времена хульно учивших о Пресвятой Деве. И Несторий, и иконоборцы, и нынешние протестанты, и бесчисленные сектанты оказываются посрамленными, поскольку сама жизнь, история древнейших времен и наших дней учат нас тому, как славна Божия Матерь. Она имеет великое дерзновение перед Богом не только молиться о том или ином человеке, искренно к Ней прибегающем, но и помогать целым народам и государствам. Вот примеры тому из новейшей истории. Сила заступничества Божией Матери за нашу страну в Великой Отечественной войне по молитвам перед Казанским Ее образом была необыкновенной. А в XIX веке во время Крымско-турецкой войны после молитв народа перед Касперовской чудотворной иконой Божией Матери, находящейся в Одессе, Пресвятая Богородица спасла этот, беззащитный тогда, город от неминуемой гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010