Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: spbpda /Flickr/CC BY-ND 2.0 Когда поминать усопших в 2023 году 3 мин., 19.03.2020 Молиться самим за упокой близких можно и нужно в любой день года, молятся об умерших и на каждой Литургии. Исключение составляет только период с Великого четверга Страстной недели до Радоницы (вторник второй недели после Пасхи) – в эти дни не совершается поминовения усопших за богослужением. Кроме того, в течение года Церковью установлены особые дни для общецерковной панихиды – родительские субботы, Радоница и день поминовения усопших воинов - защитников Отечества. Всего в году их восемь. Поминать усопших будут 26 февраля, 19, 26 марта и 2 апреля, 3 и 9 мая, 11 июня и 5 ноября.  Все эти дни, кроме 9 мая – дня поминовениям усопших воинов, установленного в Церкви в 1994 году в память о тех, кто погиб защищая Родину в годы Великой Отечественной войны, имеют переходящую дату. Первая в году родительская (то есть поминальная) суббота отмечается за неделю до Великого поста и называется Мясопустной, так как через два дня, с понедельника масленичной недели, верующие уже исключают из трапезы мясные продукты. Это Вселенская родительская суббота – то есть день поминовения всех умерших христиан. Она предшествует воскресному дню, посвящённому Страшному Суду, напоминанию о смертном часе, и в 2023 году приходится на 18 февраля. Далее следуют три родительских субботы Великого поста - на второй, третьей и четвёртой неделе Четыредесятницы. В 2023 году поминать усопших в великопостные дни будут 11, 18 и 25 марта. Эти поминальные дни установлены для того, чтобы верующие могли прийти в храм помолиться о своих ушедших в мир иной близких, так как в Великий пост богослужебная жизнь устроена особым образом и в этот период не совершается ежедневная заупокойная молитва на Литургии. Отдельно выделяется среди поминальных дней Радоница. Название само говорит о смысле этого дня. Во вторник через неделю после Пасхи православные вспоминают умерших дорогих людей и, веря в жизнь вечную и будущую встречу, разделяют в этот день с ними радость о Христовом Воскресении. Это первый день после Праздника, когда совершаются заупокойные службы – на Светлой седмице их не бывает. В 2023 году Радоница будет отмечаться 25 апреля.

http://foma.ru/kogda-pominat-usopshih-v-...

Особенности богослужения: Утром — литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Преподобномученика Никона, епископа, и 199 его учеников. Он родился в семье язычника и христианки и долго следовал представлениям своего отца, но затем, уверовав в Единого Бога, стал епископом и вместе со своей братией был убит за Христа. Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, первого ученика и сподвижника преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители. Пост: По монастырскому уставу — сухоядение. Каждый верующий сам определяет меру своего поста, посоветовавшись со священником и ориентируясь на состояние здоровья и условия своей жизни. Но в любом случае в пятницу, как в день воспоминаний Страстей Христовых, пост принято соблюдать с особой строгостью. 6 апреля, суббота, предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы Так как третья суббота великого поста, одна из трех поминальных суббот Четыредесятницы, в 2024 году совпала с предпразднством Благовещения, заупокойное богослужение не совершается. Особенности богослужения: Утром — литургия Иоанна Златоуста. Вечером — всенощное бдение с выносом Креста и поклонением ему. Крест выносится из алтаря и помещается в центре храма, где и будет находиться почти до конца следующей недели. Дни памяти: Иконы Божьей Матери « Тучная Гора ». Накануне Благовещения чудесное явление спасло отчаявшуюся женщину от самоубийства и помогло найти эту икону на чердаке в доме ее мужа, куда неблагочестивая семья спрятала святыню. С тех пор началось почитание этой редкой иконы. Пост: В субботу пост ослабляется. Но даже в выходные дни, как и в течение всего великопостного периода, людям, не имеющим уважительных причин нарушать пост (беременность, состояние здоровья, особые условия жизни и т. п.), не разрешается есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. 7 апреля, воскресенье, Благовещение, Неделя Крестопоклонная Благовещение — один из двенадцати главных праздников. Верующие вспоминают событие, ставшее «главизной», то есть началом нашего спасения. Великий пост подходит к середине. Чтобы укрепить и воодушевить верующих на их пути к Пасхе, Церковь выставляет для всеобщего поклонения Крест Христов — орудие как Его страданий, так и Его победы.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Дмитровская родительская суббота. Дмитровская суббота может быть между 19 и 25 октября, За исключением праздника Казанской Божией Матери 22 октября, во все остальные дни, если в них не случится храмового или местночтимого праздника, может быть совершена заупокойная служба «со аллилуией» по 13-й главе Типикона. Радоница Поминовение усопших, известное под именем Радоница, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому Великим постом поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не совершаемое в свое время по характеру великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в которой может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы. Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим Церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи. Четверток седьмой седмицы по пасхе Древняя Русь имела еще один день, в который, главным образом по городам, совершалось особое поминальное моление. Это был четверг перед праздником Святой Троицы. В этот день русские люди совершали дело братской любви к усопшим, к совершенно незнаемым, даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам. О них совершается все напутственное заупокойное чинопоследование, которым обычно провожаются из этой жизни все благочестиво скончавшиеся православные христиане. До второй половины XVIII века у нас не было общих городских кладбищ вдали от храмов. Не было и сельских кладбищ вдали от храмов. Для погребения неизвестных, например, неизвестно откуда пришедших, убитых близ города или селения проезжих, а также для погребения убитых в разбое и казненных, отводились особые места, где строились специальные здания, где собирались тела таких умерших до погребения. А погребение их происходило без совершения каждый раз церковного погребального последования. Это здание с прилегающими к нему кладбищами называлось «скудельница», «убогий дом», «Божий дом», «Божедомка». Наблюдение за этими домами и кладбищами поручалисьособому приказчику, который вел соответствующие записи, занося в особый список имена этих усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как в Церкви поминают усопших? 3 мин., 08.03.2024 Содержание Смерть человека приносит родным не только горе от потери, но и беспокойство за его судьбу в вечности. Особенно если человек не успел покаяться перед смертью или вообще был далек от Церкви. В такие моменты может помочь молитва за усопшего. Но важно понимать, как и когда в Церкви молятся об умерших. Разбираемся в слайдах журнала «Фома» . 01 Как в Церкви поминают усопших? В Церкви есть заупокойный богослужебный чин — погребение (его еще называют отпевание), который является частью похорон. Также усопшие православные христиане поминаются на каждой литургии. Кроме того, есть специальная служба об усопших, панихида, которая совершается в храмах в дни особого поминовения усопших — вселенские родительские и просто родительские субботы, но может за некоторым исключением служиться и в течение всего года. 02 Если субботы называются родительскими, можно молиться только за родителей? Нет. В эти дни Церковь молится за всех ушедших из жизни православных христиан. Возможно, наименование «родительская» происходит из традиции называть всех усопших родителями, то есть относящимися к роду почивших предков. Согласно другой версии, этот день действительно назван в честь умерших родителей, так как дети в своих в молитвах обычно поминают их в первую очередь. 03 А что такое вселенские родительские субботы? Вселенскими эти родительские субботы называются потому, что в эти дни в храмах совершаются особые панихиды, на которых Церковь поминает вообще всех почивших отныне и до века православных христиан. Таких суббот всего две в году: мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Троицы или Пятидесятницы). Помимо вселенских существуют родительские субботы Великого поста и Димитриевская родительская суббота (суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 04 Когда в 2024 году вселенские и великопостные родительские субботы?

http://foma.ru/kak-v-cerkvi-pominajut-us...

В 2019 году великопостные Родительские субботы будут совершать только 23 и 30 марта 22 марта. ПРАВМИР. В Православной Церкви 23 марта наступит первая великопостная Родительская суббота – особый день поминовения усопших. Во время Великого поста полная Литургия в храмах служится только по субботам и воскресеньям. Из-за этого невозможны ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения). Чтобы не лишить усопших своего предстательства в этот период по Уставу Церкви в храмах совершается их особое поминовение – великопостные Родительские субботы. Они проходят во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. В эти дни Православная Церковь еще раз призывает всех верующих усиленно молиться о своих усопших родителях, родственниках и близких. В 2019 году великопостные Родительские субботы будут совершаться 23 и 30 марта. В субботу 4-й седмицы Великого поста — 6 апреля — предпразднство Благовещения, поэтому заупокойной службы не будет. Традиция Церкви совершать поминовение усопших именно по субботам связана с тем, что суббота – это «день покоя», символ упокоения от суетной жизни, пребывания в Боге, Который в седьмой день «почил от дел Своих». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 28 марта, 2020 18 апреля, 2016 28 октября, 2023 29 апреля, 2024 22 апреля, 2024 14 апреля, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 28 марта, 2020 18 апреля, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-otmetit-pervuy...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православной Церкви ежедневно совершается поминовение усопших. Во-первых, несколько раз в прошениях за богослужениями (например, на Вечерне , Утрени , Литургии ). Во-вторых, в частной, домашней молитве. Но, несмотря на это, в течение года есть особые дни, когда собрание верующих молится о почивших христианах. К таким дням относятся и заупокойные субботы. История Суббота — это специальный день поминовения усопших. В течение церковного года в субботы может быть совершено богослужение с «Бог Господь» (наиболее торжественное) или с «Аллилуйя» (в таком случае увеличивается число заупокойных песнопений). «Аллилуйные» службы совершаются в том случае, если в богослужебный день отсутствует святой, который имеет собственный тропарь (песнопение, в котором он прославляется). Но таких святых в современном церковном календаре практически не осталось. Поэтому и количество заупокойных песнопений в субботы почти не превышает их число на рядовом ежедневном богослужении. Среди таких дней есть исключительные. К ним относятся субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Эти дни сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой, благодаря тому, что богослужения Великого поста имеют свои архаичные особенности. В народе они именуются родительскими и воспринимаются как дни, в которые совершается особое поминовение усопших. Однако заупокойные песнопения в эти дни немногочисленны. Схиархимандрит Софроний (Сахаров) отмечает, что под наименованием «родительская суббота» «разумеются не только родители наши в собственном смысле, но и все усопшие предки и сродники наши». По его мнению, в отличие от Вселенских родительских суббот (Мясопустной и Троицкой ) в субботы Великого поста на первое место выходит поминовение своих сродников, а не вообще всех христиан, в том числе и тех, за которых некому помолиться (например, о сиротах). Хотя, конечно, собрание верующих возносит свои молитвы и о них. Богослужебные особенности Богослужение накануне субботы во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы будет отличаться как от великопостного, так и от совершаемого в обычный период года. На Утрени положено читать 17-ю кафизму. Произносится заупокойная ектения с поименным поминовением усопших. А священник в конце диаконских прошений читает заупокойную молитву, в которой просит Бога от лица всех молящихся даровать почившим христианам прощение грехов, мир, покой, блаженство и жизнь вечную:

http://blog.predanie.ru/article/roditels...

Великопостные субботы хранить субботу с самого начала означало, что жизнь может быть полной смысла, счастливой, творческой; жизнь может быть такою, какой Бог хотел, чтобы она была. 11 марта, 2010 хранить субботу с самого начала означало, что жизнь может быть полной смысла, счастливой, творческой; жизнь может быть такою, какой Бог хотел, чтобы она была. www.kiev-orthodox.org Отцы Церкви часто сравнивали Великий Пост с сорокалетним странствованием избранного народа по пустыне. Из Библии мы знаем, что для того, чтобы народ Его не впадал в отчаяние, а также для того, чтобы открыть ему главную и высшую Свою цель в течение этого сорокалетнего странствования, Господь совершил многие чудеса. По аналогии с этим странствием строят Св. Отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Его конечная цель — Пасха , обетованная земля Царствия Божия. Однако и в конце каждой недели Великого Поста происходит как бы некая «передышка», некое предвкушение этой цели. Это два дня, суббота и воскресение, когда совершается Евхаристия; эти дни на духовном пути поста имеют особое значение. Протопресвитер Александр Шмеман Начнем с субботы. Ее особое положение в церковном уставе, а также исключение ее из великопостного типа богослужения, требуют объяснения. С точки зрения «рубрик», о которых мы говорили выше, суббота не есть постный день, а день праздника , установленного Самим Богом: «и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих» (Быт. 2,3). Никто не может изменить или упразднить повеление Господне. Правда, многие христиане думают, что божественное установление субботы было просто перенесено на воскресенье, которое, таким образом, стало христианским днем отдыха и покоя. Ничто в священном Писании или священном Предании не подтверждает этого. Наоборот, у святых Отцов и во всем раннем Предании воскресенье называется первым или восьмым днем, и, таким образом, подчеркивается его особенность и известная противоположность его по отношению к субботе, которая навсегда остается седьмым днем, благословенным и освященным Богом. Это тот день, когда было засвидетельствовано, что мир сотворен «добро зело» (очень хорошо) и таково его значение во всем Ветхом Завете, значение, которое сохранялось при Самом Христе и в Церкви. Это значит, что, несмотря на грех и падение, мир остался добрым Божиим творением; он сохранил то существенное добро , о котором возрадовался Господь: «и увидел Бог все, что Он создал; и вот, очень хорошо».

http://pravmir.ru/velikopostnye-subboty/

   Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается. 2. Великопостные субботы    Отцы Церкви часто сравнивали Великий Пост с сорокалетним странствованием избранного народа по пустыне. Из Библии мы знаем, что для того, чтобы народ Его не впадал в отчаяние, а также для того, чтобы открыть ему главную и высшую Свою цель в течение этого сорокалетнего странствования, Господь совершил многие чудеса. По аналогии с этим странствием строят Св. Отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Его конечная цель — Пасха, обетованная земля Царствия Божия. Однако и в конце каждой недели Великого Поста происходит как бы некая «передышка», некое предвкушение этой цели. Это два дня, суббота и воскресение, когда совершается Евхаристия; эти дни на духовном пути поста имеют особое значение.    Начнем с субботы. Ее особое положение в церковном уставе, а также исключение ее из великопостного типа богослужения, требуют объяснения, С точки зрения «рубрик», о которых мы говорили выше, суббота не есть постный день, а день праздника, установленного Самим Богом: «и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих» (Быт.2:3). Никто не может изменить или упразднить повеление Господне. Правда, многие христиане думают, что божественное установление субботы было просто перенесено на воскресенье, которое, таким образом, стало христианским днем отдыха и покоя. Ничто в священном Писании или священном Предании не подтверждает этого. Наоборот, у святых Отцов и во всем раннем Предании воскресенье называется первым или восьмым днем, и, таким образом, подчеркивается его особенность и известная противоположность его по отношению к субботе, которая навсегда остается седьмым днем, благословенным и освященным Богом. Это тот день, когда было засвидетельствовано, что мир сотворен «добро зело» (очень хорошо) и таково его значение во всем Ветхом Завете, значение, которое сохранялось при Самом Христе и в Церкви. Это значит, что, несмотря на грех и падение, мир остался добрым Божиим творением; он сохранил то существенное добро, о котором возрадовался Господь: «и увидел Бог все, что Он создал; и вот, очень хорошо» (Быт.1:31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Великий пост – зачем я его начал Цель, средство или ролевая игра в благочестие 15 марта, 2018 Цель, средство или ролевая игра в благочестие Великий пост пройдя до половины, стоит остановиться и задуматься – а зачем я его начал – размышляет Виктор Судариков. Виктор Судариков Вопрос только кажется простым — для чего вообще нужны посты, праздники, богослужения? Что они означают не по учебнику, а для меня, в моей жизни? Составляют лишь привычное и красивое бытовое окружение, своего рода ролевую игру в благочестие или это все же значимые события и вехи моей жизни? Они меня меняют или просто проходят мимо? Где цель, а где средство Согласиться со словами отца Петра о том, что «Богослужение Великого поста основывается на постулате “человек для субботы”», означало бы признать, что вся — не только великопостная — богослужебная жизнь Православной Церкви противоречит Евангелию. Ведь Христос прямо говорит: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). И если считать, что «одинаково, по расписанию, не есть, ходить на службы, печалиться, сострадать Христу, а потом радоваться Пасхе» значит превращать пост в самоцель и нарушать свободу человека — то тогда действительно не стоит христианам вместе соблюдать пост, не стоит вместе и праздновать! Итак, мы остаемся и без постов, и без праздников? Или есть в таких рассуждениях какая-то ошибка? Но если вдуматься: суббота для человека… — она ведь не перестает быть субботой, не упраздняется! Просто она не есть цель, она нужна для чего-то большего. Она — только средство для того, чтобы течение жизни человека не отрывалось от Бога. Так же и гастрономическая, и богослужебная составляющие поста — не смысл, а именно средство, «background», помощь для главного — предстояния церковной полноты Христу и работы каждого христианина над своей душой. Или, согласно приведенной отцом Петром цитате, «не растратить эти силы на что-то побочное и второстепенное, но концентрировать их на главном». Конечно, можно себя успокоить, что я и без поста могу, но опыт христиан говорит о том, что именно так легче победить свои страсти и «ходить перед Богом».

http://pravmir.ru/velikiy-post-zachem-ya...

Инна Стромилова: Батюшка, какие ещё богослужения христианину нужно посетить обязательно для того, чтобы его великопостный подвиг был полным? Игумен Нектарий (Морозов): Во-первых, человеку, который обычно ходит в храм вечером в субботу и утром в воскресенье, в какие-то праздничные дни, обязательно надо постараться постом, помимо первых четырех дней, первой седмицы Великого поста, когда читается канон преподобного Андрея Критского, хотя бы время от времени бывать на богослужении в дни будние. Преимущественно в среду и пятницу, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров , когда полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина, когда совершаются иные покаянные мирительные молитвы и песнопения. Если приходить в храм только в субботу и воскресенье, то будет очень трудно понять различие между периодом великопостным и периодом времени обычным. Но и суббота, и воскресение, безусловно, — тоже те дни, когда обязательно надо быть в храме, потому что по-своему неповторимы и эти богослужения воскресных дней Великой Четыредесятницы. Обязательно надо, как Вы сейчас сами упомянули, побывать на стоянии преподобной Марии Египетской, это со среды на четверг, пятая седмица Великого поста. Обязательно надо быть в храме на Благовещение, в день памяти 40 Севастийских мучеников , который тоже приходится на Великий пост, это Суббота Акафиста, Лазарева суббота. Ну и по возможности, это должны быть дни Страстной седмицы . Конечно, важнее всего быть в четверг вечером, когда читаются Страстные Евангелия, обязательно постараться быть в Пяток на Царских часах, на выносе плащаницы вечером, на утрене Великой субботы, когда совершается погребение плащаницы. Но если у человека есть возможность быть на каждой службе на этой седмице, то этой возможностью обязательно нужно воспользоваться. Есть люди, которые специально берут либо отпуск, либо отгулы для того, чтобы в эти дни на всех службах бывать, потому что каждая из них совершенно неповторима. И неповторима в полном смысле этого слова, потому что богослужебное последование — одно и то же, и слова песнопений одни и те же, но мы каждый год разные, совершенно по-разному отзывается это воспоминание о евангельских событиях, самых драматических, самых трагичных в Евангелии, по-разному отзывается наше сердце.

http://pravmir.ru/post-eto-vozmozhnost-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010