15 Варавва. На основании информации, содержащейся в ст. 7, можно сделать вывод, что Варавва был зилотом, т.е. мятежником, стремившимся к вооруженному свержению власти римлян (см. ком. к 3,18). Его имя, возможно, означает «сын раввина». В некоторых рукописях Евангелия от Матфея говорится, что Варавва также носил популярное в то время имя Иисус (греческая форма еврейского имени Иешуа, означающего «спаситель»). Таким образом, выбор, предложенный толпе Пилатом (ст. 9), невольно оказался мучительным выбором между разными типами спасителей: Иисусом Вараввой, возможным политическим спасителем Израиля, и Иисусом из Назарета, страдающим Слугой Господним, Который пришел спасти людей от их грехов ( Мф. 1,21 ). 15 распни. Распятие было не только жестокой, но и позорной казнью, которую не применяли к римским гражданам. Однако было предсказано, что Мессия будет подвешен к дереву (см. Гал. 3,13 ). 15 желая сделать угодное народу. Незаконность римского суда над Иисусом (см. ком. к 14,54) состоит в том, что Пилат, косвенно признав невиновность Иисуса (ст. 14; ср. Ин. 18,38 ), все же предал Его на распятие. Кроме того, Иисус не нарушил римских законов, за что его мог бы судить Пилат. бив. Согласно римскому обычаю, распятию предшествовало бичевание. 15 в преторию. Официальная резиденция римского наместника. весь полк. Букв.: «когорту», или десятую часть римского легиона (т.е. шестьсот человек, хотя, вероятно, не все они присутствовали при бичевании). 15 в багряницу. Символ царской власти. В данном случае над Христом издевались, желая унизить Его. 15 приветствовать. Издеваться над Иисусом и глумиться над Его царским достоинством. Этот возглас пародия на официальное приветствие, которым воины встречали цезаря («Аве, Цезарь!»). 15 Киринеянина Симона. Кирена крупный город в Северной Африке. Известно, что в Кирене существовала еврейская община ( Деян. 6,9 ), и, вероятно, Симон был одним из иудеев рассеяния, пришедших в Иерусалим на праздник Пасхи (ср. Деян. 2,10 ). Александрова и Руфова. Сыновья Симона были членами той христианской общины (вероятно, римской, ср. Рим. 16,13 ), для которой Марк писал свое Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В этой земле тогда жили Хананеи. Еще до эпохи Аврама ханаанские племена поселились на низменностях земли Ханаан. 12 потомству твоему отдам Я землю. В этом состоит сущность Божиего обетования, несмотря на отсутствие потомства у Аврама и заселенность земли хананеями. создал... жертвенник. Этим действием отец нового народа посвятил обетованную землю Богу ( Исх. 20,24 ; Нав. 22,19 ). 12 от Вефиля. Город в центральной части Ханаана. Призвал имя Господа. См. 4,26 и ком. Т.е. молился, называя Господа по имени. Аврам не связывает Бога с конкретным, видимым образом или объектом. Его представление о Боге основывается на откровении Божием. 12 был голод в той земле. Угроза голода всегда существовала в Ханаане. Этот голод можно понимать и в духовном смысле, т.е. Аврам не встретил никого, кто бы разделял его веру. 12 Египтяне. Возможно, Аврам не ожидал того, что сделали вельможи фараона (ст. 14,15). Нельзя сказать, что он пожертвовал честью Сары для спасения своей жизни; возможно, он просто выжидал и использовал ситуацию (24,55; 34,13–17). 12 сестра. См. 11,29. Сара действительно приходилась сестрой Авраму. 12 вельможи фараоновы ... похвалили ее фараону. Вероятно, этого Аврам предвидеть не мог. Авраамово странствие веры. Глава 13 13:1–18 Лот отделился от Аврама и поэтому был отчужден от благословения. Оставив своего благословенного Богом родственника и не увидев опасности пребывания в греховном Содоме, он «вообразил, что живет в раю, на самом же деле он находился почти в самом центре ада» (Кальвин. Комментарий на Быт. 13,10 ). Аврам, отказавшись от своих прав, верою унаследовал «всю землю» и «потомство как песок» (33,11;44,33). 13 Лот. Лот упомянут здесь только потому, что с ним связаны дальнейшие события. 13 жертвенника. См. 12,7 и ком. 13 непоместительна была земля для них. Парадоксально то, что эту проблему породил не голод, а Божие благословение. 13:8–17 Здесь сравниваются и противопоставляются Лот и Аврам: обоим была предложена вся эта земля (ст. 9,15–17), но оглядевшись вокруг (ст. 10,14), каждый из них пошел в свой удел (ст. 11–12,18); Лот, сделавший свой выбор в соответствии с внешними обстоятельствами (27,18 27), сам дважды едва не погиб (14,12.16; 19,1–29), в то время как Аврам обогатился навечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10 набрал Соломон колесниц и всадников. Согласно предписаниям Закона ( Втор. 17,16 ) властителю воспрещалось «умножать себе коней». 10 из Кувы. Страна Кува, известная также под названием Киликия, находилась на юго-востоке Малой Азии (территория современной Турции). 10 царям Хепейским. Хеттеи населяли Анатолию. Ко времени правления Соломона их мощная империя распалась на множество отдельных независимых царств. царям Арамейским. Арамейцы, или сирийцы населяли земли к северо-востоку от Израиля. Глава 11 11 Моавитянок... Хеттеянок. В начале своего царствования «возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего» (3,3), однако впоследствии он полюбил «многих чужестранных женщин». Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, «умножать жен» царям запрещал закон ( Втор. 17,17 ). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль ( Исх. 34,16 ; Втор. 7,1–3 ; Нав. 23,12.13 ). 11 чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. См. Втор. 7,4 . 11 развратили жены его сердце его. Иноземные женщины огромного гарема Соломона отвратили его сердце от Бога и склонили к ложным богам (см. ст. 4 и ком. к 11,2). 11 как сердце Давида, отца его. В книгах Царств Давид предстает образцовым царем (3,14; 9,4; 14,8; 15,3; 4Цар. 8,18.19; 22,2 ). У него были прегрешения (15,5; 2Цар. 11,12; 24,1–15 ), но покаяние его было чистосердечным ( 2Цар. 12,16.17; 24,9–17 ). Никто не мог сравнится с ним в преданности Богу. 11 служить Астарте. Греческий вариант имени финикийской богини любви и плодородия Ашторет ( Суд. 2,13 ; 4Цар. 23,13 ). Милхому. Милхом (или Молох) верховное божество аммонитян. 11 И делал Соломон неугодное. В своих многочисленных грехах Соломон нарушал основополагающие принципы религии Израиля: преумножал жен (см. ком. к ст. 2 и 3), преклонялся пред чужими богами и строил им святилища (ст. 7 и 8). 11 Хамосу. Божество из пантеона моавитян, в жертвы которому приносились люди ( 4Цар. 3,26.27 ). См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

вписанные. Их имена вписаны в «книгу жизни» ( Исх. 32,32.33 ; Пс. 68,29 ; Дан. 12,1 ; Мал. 3,16 ; Откр. 20,12 ). 4 духом. Возможно, имеется в виду Святой Дух, однако, скорее всего, эти слова относятся к процессу очищения (ср. 28,6). огня. Букв.: «сжигающим». Эта метафора означает Божий суд (1,31; 10,17; 30,27; 42,25). Через огонь, который очищает верных и поглощает неверных, Бог обретет Святой Сион. 4 сотворит. Это слово свидетельствует об искуплении, которое совершит Творец. Тот, Кто сотворил «небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее» (40,26; 42,5; 45,12.18; 57,16), сотворит все заново ради Своего народа. Слава мессианского века будет дарована Богом, ее невозможно достичь усилиями суетного человечества ( Ин. 17,10.22.24 ). Сиона. См. ком. к 1,8. облако и дым... блистание пылающего огня. Образы Божиего покровительственного пребывания с избранным народом, как это было у Чермного моря ( Исх. 13,20–22 ), в скинии ( Исх. 40,34–38 ) и в пустыне ( Чис. 9,15–23 ). Здесь эти образы символизируют Божий покров над обновленной и освященной горой Сион (см. ком. к 2,2). Господь дарует Свое присутствие верному остатку. 4 шатер. Божия защита и покровительство (ср. Пс. 30,21 ). для осенения. Т.е. укрытие от зноя, осеняющее тенью. Глава 5 5:1–7 Слова о винограднике обретают свое осуществление в Иисусе Христе: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь» ( Ин. 15,1 ). 5:1–6 Притча, значение образов которой раскрывается в ст. 7. Ср. Лк. 13,6–9 . 5 Возлюбленному моему. Т.е. Богу. 5 тернами и волчцами. Символы Божиего проклятия (7,23–25; 9,18; 10,17; 27,4; 32,13). Однако Бог волен обратить проклятие в благословение и заменить терны и волчцы кипарисом и миртом (55,13). 5 Господа Саваофа. См. ком. к 1,9. 5:8–10 Первое проклятие («горе») осуждение алчных. Земля собственность Господа ( Лев. 25,23 ), Он распределил ее между коленами Израилевыми, раздав в наследство каждой семье по уделу ( Чис. 33,54 ) и дав заповедь: «Не нарушай межи ближнего твоего» ( Втор. 19,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12:17–20 Надо полагать, что Иезекииль получал столько воды и пищи, чтобы не умереть с голоду (4,9–11). Физическая слабость пророка символизирует участь оставшихся в Иерусалиме. 1214,11 Пророка тревожит распространение ложных предсказаний. В Ветхом Завете приведен целый ряд признаков, позволяющих отличить истинное пророчество от ложного. Самым важным критерием отличия истинного пророчества от ложного служи исполнение или неисполнение предсказаний ( Втор. 18,21.22 ). Речь пророка не должна противоречить прежним откровениям ( Втор. 13,1–5 ). Некоторые средства откровения, будто бы позволявшие проникнуть в познание воли Бога, были запрещены для Израиля ( Втор. 18,9–14 ) и считались признаками ложного пророчества. В народе Божием не допускалось гадание, спиритизм и колдовство. Подлинный пророк получает свои откровения только во сне и в видениях ( Чис. 12,6–8 ). Истинный пророк получает доступ на небесный совет ( Иер. 23,18 ). О присутствии на Божественном совете нередко сообщается уже в начальном рассказе о призвании пророка (см. ком. к 1,4 3,15). 12 он пророчествует об отдаленных временах. Ср. 2Пет. 3,3.4 ; Евр. 10,37 ; Откр. 10,6 . Глава 13 13:1–23 Эта Глава включает два откровения: первое направлено против лжепророков (ст. 1–16), второе против лжепророчиц (ст. 17–23). 13 лисицы в развалинах. Иезекииль уподобляет лжепророков, во-первых, лисицам, обитающим в руинах покинутых городов (ст. 4), во-вторых, стене, построенной без скрепляющего раствора, такая стена не простоит долго (ст. 10,11). 13 В проломы вы не входите. Истинный пророк полностью растворен в народе Божием, и готов подвергнуться ради него любой опасности. Но лжепророк стремится избежать опасности или риска для жизни. Ср. Пс. 105,23 . Лишь один человек способен быть посредником между Богом и человеком Иисус Христос ( 1Тим. 2,5 ). 13 в список дома Израилева не впишутся. Перепись населения или другие официальные реестры, которые велись в Израиле, выступают здесь как земная аналогия небесным спискам (см. ком. к 9,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Под «мертвыми» здесь следует понимать людей, стремившихся достичь праведности делами закона (см. Рим. 7,4; 9,31.32; 10,4 ; Евр. 7,19 ). Поэтому слова Христа означают: пусть те, кто под законом (мертвые), занимаются делами закона (погребают своих мертвецов), если предпочитают это занятие воскрешению из мертвых ( 1Пет. 4,5.6 ). См. 15,24.32; Мф. 22,32; 23,27 ; Ин. 5,25 ; Рим. 6,13 ; Еф. 5,14 ; Кол. 2,13 ; Евр. 6,1; 9,14 ; Откр. 3,1. 61.62 См. ком. к 9,59 и 9,60. Глава 10 10 избрал... семьдесят учеников. По некоторым древним кодексам семьдесят два. Это расхождение восходит к различию между древнееврейским и греческим текстами Быт., гл. 10: в первом названо семьдесят населяющих землю народов, а во втором семьдесят два. Об избрании Иисусом семидесяти учеников сообщает только Лука. послал их по два. Двенадцать апостолов Иисус посылал в путь также по двое ( Мк. 6,7 ). Ср. Втор. 17,6 . пред лицем Своим... куда Сам хотел идти. Эти ученики должны были стать предтечами Христа, т.е. они не несли Царство Божие, а только возвещали о его приближении (ст. 9). никого на дороге не приветствуйте. Иными словами: «не вступайте в дискуссии о предмете вашего посланничества, только возвещайте его». 10 прах... отрясаем вам. См. ком. к Мф. 10,14 . 10 Содому... будет отраднее. См. Быт. 19,24.25 . в день оный. В день Страшного суда. 10 Хоразин... Вифсаида! Города, жители которых не приняли учения Христа. 10 Тиру и Сидону. Тир финикийский город на побережье Средиземного моря (см. Ис, гл. 23). Сидон крупнейший финикийский (позднее ханаанский) город (см. Мф. 15,21 ; Мк. 7,24 ). 10 Капернаум. Город, ставший свидетелем многих чудесных деяний Христа, но, тем не менее, отвергший Его. 10 и бесы повинуются нам о имени Твоем. Букв.: «и демоны подчиняются нам в имени Твоем». Ученики были облечены силой и властью Христа, и этой властью, исходящей от Самого Бога, изгоняли демонов (см. ст. 19). 10 Я видел сатану, спадшего с неба. Христос мог иметь в виду как доисторические (грехопадение ангелов), так и современные ученикам события: сила Христа, действующая через учеников, низвергла сатану, поскольку явилась свидетельством того, что Царство Божие «достигло» людей и утверждает себя в силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

188 В Новом Завете хотя Господь и всем безизъятно дал заповеди молитися, но оными священнический чин, яко на служение сие определенный. Евр. 5:3 . Сугубо к тому обязал: особливо же те заповеди сие в себе заключают, кои прямо ко апостолам сказаны: просите, рече, и примете, да радость ваша исполнена будет. Там же повыше и средство благоволил означит. Аминь. Аминь глаголю вам, яко елика аще чего просите от Отца во имя мое, даст вам. Иоан.16:23–24 . Тако же пред страданием своим особливо завещал молитися учеником: что сказал, спите; воставше молитеся, да не внидете в напасть. Лк.22:46 . 189 Апостолы, последуя Господу, когда о возложенной на них должности учения упомянули, купно упомянули и о молитве, яко должности к ним принадлежащей. Мы сказуют они, в молитве и служении слова пребудем. А Павел апостол, наставляя Ефесского епископа Тимофея, всем обще и каждому пресвитеру молитвы творити прежде всего завещавает и молит: чадо, рече, Тимофее, молю прежде всех 142 творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки, за царя, и за всех. Иже во власти суть. 1Тим.2:1–2 . Апостол Иаков о сей же прсвитерской должности упоминает: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да помолятся о нем. 5:14. И так ясно указал Господь, указали и апостолы, что должность молитися Господеви на священнический чин особливо возложена, и с должностью учения должна быть соединена. 190 2. О ком и о чем молитися. Но о ком и о чем священницы, по возложенной на них должности Богомоления, должны благость Божию молит: те же заповеди означают, а сверх того примером своим научает сам Христос. Он, по тайной своей вечери, великий будучи архиерей грядущих благ, прошедший небеса. Евр.4:14 , гл.9:11, яко человек нас ради молился ко Отцу о проповеди, о апостолах, и о всех верующих в него: Отче! Глаголы, их же дал еси мне, дах им, и тии прияша, и разумеша во истину, яко от тебе изыдох. Иоан.17:8 . Святи их во истине твоей: слово твое истина есть… И за них аз свяще себе, да и тии будут священи во истину. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в мя, ст.17, 19–20. Отче святый, соблюди их во имя твое. ст.11. Соблюди их от неприязни, ст 15. Сверх святейша своея молитвы дал и заповедь о проповеди молитися: молитеся, рече, Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою. Мф.9:38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

46 в конце. Т.е. в конце истории спасения; в конце времен. от начала... от древних времен. См. Быт. 12,7; 13,15.16 . Мой совет. Воля Господа то, что Он предначертал. 46 орла от востока... исполнителя. Речь идет о Кире. 46 Послушайте Меня, жестокие сердцем. Эти слова относятся к отступникам, о которых говорит ст. 8. Подобно тому, как во время первого исхода некоторые иудеи остались в Египте ( Чис. 14,3 ), по окончании вавилонского плена часть народа Божиего не пожелала возвратиться в землю своих отцов. Глава 47 47:1–15 Пророчества, содержащиеся в данных стихах, относятся к гибели Вавилона, которому никогда не суждено обрести былое могущество. 47:1–4 Вавилон, прежде повелевавший народами, ныне лишится своей славы и будет служить своим недавним рабам. В свою очередь, народу Сиона суждено освободиться от рабства и утвердиться на престоле (52,1.2). 47 девица, дочь Вавилона. Персонифицированный образ Вавилона. нежною и роскошною. Ср. Втор. 28,56 . 47:2–3 В художественных образах воссоздается картина падения и крайнего уничижения Вавилона. 47:4 Этот стих восклицание самого Исаии, остальные же пророчества произносятся от имени Господа. 47 народ Мой. См. ком. к 40,1. наследие Мое. Речь идет о людях, находящихся в уделе Божием ( Иер. 12,7 ; см. ком. к 19,24). не оказала им милосердия... тяжкое иго. Жестокое обращение Вавилона с израильтянами (49,24.25; 51,13.19; Плач. 5,12.14 ). 47 вечно буду госпожею. Богопротивная гордыня Вавилона происходит из неверия в реальность власти Божией над историей и в неотвратимость Его суда над совершающими зло (ст. 6). Существование Вавилона замкнуто на себе, и его жизнь проходит без почтения к Богу (ср. Откр. 18,7 ). 47:8–9 В рассматриваемых стихах все определения стоят в женском роде, и, таким образом, относятся к «дочери Вавилона» (ст. 1,5). 47 я, и другой подобной мне нет. В порыве бесстыдного самообожествлен и Вавилон посягает на имя Божие (45,5.6.18.21.22; 46,9). потери детей. Потеря детей равнозначна потере надежды на будущее и предвещает Вавилону рабство и упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10:2 Признание Ездры (9,13.14) побудило народ к такому же исповеданию, произнесенному за всех одним из начальствующих Шеханией. есть еще надежда. В то время как Ездра, по всей видимости, утратил всякую надежду (см. ком. к 9,15), Шехания пытается поддержать его. 10 заключим теперь завет. Речь идет не о заключении какого-то нового завета, а о возобновлении завета Моисеева не нарушать запрет на смешанные браки ( Втор. 7,3 ; ср. Иер. 34,8–22 ). отпустим от себя. В значении «развестись» данное выражение нигде больше не употребляется. Выражение, соответствующее здесь «иноплеменным женам», в книге Притч Соломона означает блудниц. Таким образом, автор не считал союзы с иноплеменницами законными браками, а отказ от них разводом. по закону. В законе не содержится никаких конкретных предписаний на такой случай. Слова эти, по всей видимости, следует понимать в том смысле, что жен отсылали вместе с детьми, снабдив некоторым имуществом ( Быт. 21,14 ) и не лишая прав свободного человека ( Втор. 21,10–14 ). 10 встал Ездра. На Ездру подействовало воодушевление Шехании, и он внял его совету. велел... дать клятву. Завет требует от Израиля соблюдения определенных условий, о чем свидетельствует произнесение клятвы им, а не Господом (см. ком. к 9,9; Иер. 34,8–22 ). 10 жилище. Оно находилось в храме. не ел и воды не пил. Такой строгий пост был редким явлением ( Втор. 9,18 ). В данном случае он свидетельствует о том, что Ездра не считал принесенную народом клятву гарантией избавления его от последствий нарушения завета. 10 чрез три дня. Три дня срок достаточный для того, чтобы все желающие прибыли в Иерусалим, ибо территория Иудеи в то время была невелика. будет положено заклятие... будет отлучен. Не исполнившим повеление прийти в Иерусалим грозила конфискация имущества и изгнание (ср. 7,26). 10 все жители. Весь народ подчинился повелению прибыть в Иерусалим. Иудеи и земли Вениаминовой. См. ком. к 1,5. в девятом месяце, в двадцатый день. Действие происходит в декабре, самом дождливом и холодном месяце (ст. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

жрецы. Для народа Божия, при всем его несоответствии призванию, телец и его жрецы (ср. 4Цар. 23,5 ; Соф. 1,4 ) не были, по-видимому, внешним заимствованием. Скорее, они являлись носителями традиционной (хотя и крайне извращенной) формы поклонения Господу, бытовавшей в Израиле ( 3Цар. 12,31–33 ). 10 царь ее. Имеется в виду либо царь Израильский, либо, что более вероятно, телец (идол). 10 высоты. См. 4,13.14. горам: «покройте нас»... холмам: «падите на нас». Эти слова передают нарастающий страх перед гневом Божиим. Люди готовы скорее умереть, чем пережить новое осуждение от Него. Это место из книги пророка Осии процитировал Иисус в Лк. 23,30 . См. Откр. 6,16 . 10:9–15 Осия возглашает, что Израиль посеял семена нечестия и пожал плоды от них. 10 Гивы. См. ком. к 9,9. 10 двойное преступление. Возможно, это выражение относится к прошлым грехам, содеянным в Гиве, или к нынешнему греху Израиля его религиозному и политическому вероломству, или же к постоянным и бесплодным колебаниям Израиля. 10 Ефрем... Иуда. Имеется в виду весь еврейский народ северное и южное царства. обученная телица, привычная к молотьбе. Изначальное призвание Израиля раскрывается в образе послушного и обученного животного, которое молотит собранное зерно и может есть во время работы (ср. 11,4; Втор. 25,4 ; Притч. 12,10 ; Иер. 50,11 ). Иисус возлагает легкое бремя на Своих учеников ( Мф. 11,28–30 ). 10 Сейте. Израиль был избран, чтобы служить светом язычникам и распространять по земле праведность. милость. См. ком. к 2,19.20. Посеявшие правду и добро соберут благой урожай. распахивайте у себя новину. Распаханная целина даст особенно обильный урожай. взыскать Господа. Призыв обратиться к Богу в бедах и отчаянии (ср. Втор. 4,29–31 ). дождем... правду. Бог дает урожай ( 1Кор. 3,6 ). 10 возделывали нечестие. Вместо того, чтобы беречь и развивать благодатные отношения с Богом (ст. 12), Израиль сеял и пожинал нечестие, пользовался плодами зла, обмана и подлости (7,3; 10,4; 12,1). потому что ты надеялся на путь твой. Наказание Божие (военное поражение, ст. 14) напрямую связано с преступной самонадеянностью Израиля, полагавшегося на собственную военную мощь, а не на Господа ( Иер. 9,23.24 ). Милость, дарованная Богом, требует от Его избранников полного доверия Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010