взять. Бог предопределил, что народ Израиля должен овладеть землей обетованной, поэтому обретение израильтянами земли есть акт послушания и веры (см. ком. к 18,3). 1:12–15 В книге Числа (гл. 32) рассказывается об обстоятельствах, при которых два с половиной колена Израилевых (13,8) получили в свое владение уделы к востоку от Иордана. Тем не менее подразумевалось, что они в полной мере будут участвовать в завоевании Израилем земли обетованной ( Чис. 32,16–32 ; Втор. 3,18–20 ). Весь Израиль, как единое целое, должен вступить во владение обетованной землей. 1 успокоил. См. также ст. 15. Цель Божиего дара земли обетованной часто обозначается в Писании как покой (напр., 11,23; 21,44; 22,4; 23,1). Ср. Быт. 2,1–3 ; см. Евр. 3,7–4,11 . 1:16–18 В послушном ответе народа Иисусу Навину, а следовательно Богу, видна сущность связи между верой и послушанием: послушание народа является прямым свидетельством того, что Израиль верит обетованию. Глава 2 25,12 Описывается переход израильтян из Ситтима (2,1) через реку Иордан (гл. 3; 4; ср. 1,2) в землю Ханаана. Этот переход знаменует конец предыдущей эпохи (5,9) и начало новой жизни в земле обетованной (5,12), являя собой первое из имеющихся в книге свидетельств верности Бога Своим обетованиям. 2:1–24 Продолжению гл. 1 предшествует история о том, как высланные вперед соглядатаи возвратились в тот момент, когда Иисус Навин провозглашал обетования Божии (ст. 24; ср. 1,2–5). Наряду с детальным описанием разгрома хананеев (гл. 6–12) особое внимание уделяется Раав хананеянке, языческой «блуднице» ( Лев. 18,24 ). Именно из ее уст соглядатаи услышали свидетельство веры в обетование Божие и в могущество Господа (ст. 9–11). С верой в Господа Раав взывает к «милости» (ст. 12), находит ее (ст. 14) и обретает свое место среди народа Божия (6,24). 2 из Ситтима. Напоминание о прежних беззакониях израильтян как плотских, так и духовных ( Чис. 25,1–3 ). соглядатаев. Т.е. разведчиков. Миссия соглядатаев и завоевание Ханаана предопределены обетованием Божиим. См. ст. 24 (ср. Чис. 13,17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Самуил изначально полагал, что в случае Саула эта схема воплотится на практике следующим образом: 1) избрание Саула через Самуила (см. 9,16; 10,1); 2) демонстрация Саулом своей отваги при нападении на филистимский отряд в Гиве (см. 10,5.7.8); 3) всенародное утверждение Саула в качестве царя. Однако поскольку Саул обошел второй из трех этапов (см. ком. к 10,14–16), процесс его воцарения остановился, и Самуил вынужден был созвать народ в Массифе с тем, чтобы привлечь внимание к фигуре Саула (10,17–27). Но и при этом некоторые из народа ставили под сомнение правомерность выдвижения на роль спасителя Израиля человека, никак до сих пор себя не зарекомендовавшего (10,27). Теперь же, в гл. 11, Саул победой над аммонитянами восполняет этот пробел в своей биографии и, таким образом, ничто уже не препятствует перейти к третьему этапу к всенародному утверждению Саула в качестве царя. мирные жертвы. См. ком. к 10,8. Глава 12 12:1–25 Самуил в последний раз обращается к Израилю, призывая народ и царя повиноваться Господу и предупреждая, что в противном случае их неминуемо постигнет Божественная кара. 12 я послушался. См. 8,7.22. 12 и вот, царь ходит пред вами. Несмотря на определенные недостатки Саула, в которых народ вполне отдает себе отчет (см. ком. к 11,15), процесс его восхождения на престол завершен и отныне он является царем Израиля. Речь Самуила знаменует собой окончание периода судей израильских, однако сам Самуил не уходит на покой, а, скорее, просто ограничивает меру своей ответственности (см. ст. 23 и ком.) сообразно определенному для эпохи монархии разделению полномочий между царем и пророком. я же ходил пред вами от юности моей. Используя тот же оборот речи, что и в предыдущем предложении, Самуил противопоставляет себя судью и пророка (ст. 3–5) царю, о чьих возможных злоупотреблениях он уже предупреждал народ Израиля 12:3–5 Искренне желая, чтобы царское правление в Израиле было успешным и благотворным, Самуил обращается к народу с речью, одной из задач которой было заставить израильтян осознать греховность высказанного ими желания иметь над собою земного царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

11:1–9 Описание помазания Давида (11,1–3) и выбор им Иерусалима в качестве столицы (11,4–9). Летописец о помазании сообщает в самом начале, опуская рассказ о борьбе, предшествовавшей его воцарению (см. 2Цар. 5,1–10 ). Царем Давида признали «все Израильтяне» (11,1) и «все старейшины Израилевы» (11,3). 11 все Израильтяне. Этим и сходными с ним выражениями в тех местах повествования, где говорится об объединенном царстве, обозначается народ, объединившийся при Давиде и Соломоне (11,10; 12,38; 14,8; 15,3.28; 18,14; 19,17; 21,5; 28,4.8; 2Пар. 1,2; 7,8; 9,30 ). Летописец надеется на будущее объединение всех племен и земель Израиля под властью нового царя из рода Давидова (см. ком. к 2Пар. 10,1; 29,24 ; а также Введение: Характерные особенности и темы). 11 Бог твой, сказал тебе. Летописец подчеркивает, что оказанная Давиду всеобщая поддержка явилась выражением всевышней Божественной воли (11,3.9.10; 12,18.23). Согласно Втор. 17,14.15 , царь Израиля может считаться законным только в том случае, если он избран на царствие Богом, а не одним лишь народным волеизъявлением. Очевидно, что в отношении Давида это условие было соблюдено (см. также 2Пар. 6,6 ). 11:4–9 Утверждение Давида в избранном им столицей Иерусалиме и возведение городских укреплений представлено летописцем как свидетельство сопутствовавшего ему успеха. Завершение строительных работ всегда означало, что предпринявшему их царю ниспослано Божие благословение (см. ком. к 2Пар. 14,6.7; 17,12; 26,9; 27,3.4; 32,27–29 ). 11 Давид и весь Израиль. В 2Цар. 5,6 сказано: «царь и люди его». Поддержка, оказанная Давиду всеми коленами Израилевыми, положила начало воссоединению царства (см. ком. к 11,1). Места важнейших археологических раскопок. 1112,37 Летописец повествует о мощной военной поддержке, полученной Давидом. 11:10–47 В Хевроне Давиду была оказана существенная военная поддержка (см. 12,23–37). Кроме вступительной части (11,10) и нескольких последних стихов (11,41–47) перечень вождей и храбрых воинов, а также их деяний заимствован летописцем из 2Цар. 23,8–39 . Значение этого перечня в контексте общего замысла летописца раскрыто им в ст. 11,10: вожди и воины «со всем Израилем» поддержали воцарение Давида «по слову Господню, над Израилем» (букв.: «над всеми землями»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

11:21–22 Енакимов. Этот народ, живший в Ханаане, до такой степени внушал страх израильтянам, что их предыдущее поколение даже нарушило свои обязательства перед Богом ( Чис. 13,26–33 ; Втор. 1,26–28 ). Разгромом енакимов завершается рассказ о том, как израильтяне, покорившиеся воле Господа, под предводительством Иисуса Навина завоевали землю обетованную (см. 14,12; 15,14). 11 успокоилась земля от войны. Подводится итог успешному завоеванию и, следовательно, исполнению обетования Божия, данного в 1,2–5 (см. 1,13; 21,45 и ком.). Завоевание Ханаана (северное направление). Глава 12 12:1–24 Подводя итог всей завоевательной кампании, автор называет имена побежденных царей и их владения. Перечисление начинается с царей и их владений, находившихся к востоку от Иордана и покоренных еще во времена Моисея (ст. 1–6; см. 1,12–15 и ком.), и затем следует перечисление побед, одержанных израильтянами под руководством Иисуса Навина на западе от Иордана (ст. 7–24). Глава является хвалой Богу, Который сохранил верность Своим обетованиям. 12 земли. В состав «земли», данной Богом Израилю (ст. 7), включается территория к востоку от Иордана (1,12–15; 13,8–33; 22,1–34). от потока Арнона. Эта река впадает в Мертвое море с востока и образует южную границу страны. до горы Ермона. Гора Ермон расположена к северо-востоку от Галилейского моря. равнину. Долину реки Иордан. 12:2–4 Сигон, царь Аморрейский... Ог, царь Васанский. Поражение Сигона и Ога стало началом завоевания Ханаана. Оно упоминается в книгах Ветхого Завета как свидетельство могущества и верности Бога (2,10; 9,10; Втор. 29,7.8; 31,4 ; Неем. 9,22 ; Пс. 134,11; 135,19.20 ). 12 Моисей, раб Господень. См. 1,1 и ком. 12:9–24 Перечень соответствует порядку изложения предыдущих глав, однако сделанные добавления показывают неполноту и выборочность предыдущего материала. Глава 13 1321,45 В третьем разделе Книги Иисуса Навина подробно рассказывается о распределении земли между коленами Израиля. Перечисления границ и городов свидетельствуют об исполнении обетования Божия, о верности Бога Своим «добрым словам» и «добрым обетованиям» (21,45). Отдача земли в удел тем или иным коленам не во всех случаях означала фактическое ее заселение данными коленами (23,13). Определить местоположение многих названных здесь территорий не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

сделаю их ужасом и посмеянием. См. 24,9. 25 семьдесят лет. См. 29,10. Возможно, этот период начинается с 605 г. до Р.Х. (см. ст. 1; Дан. 1,1 ) и будучи округленным заканчивается в 538 г. до Р.Х., когда по повелению Кира пленники начали возвращаться на родную землю ( 2Пар. 36,20–23 ). 25 накажу царя Вавилонского. См. 50,51. Тот, кто служил орудием возмездия, в свою очередь расплачивается за собственные грехи (см. 50,18; ср. Ис. 10,5–7.12 ). 25 многочисленные народы и цари великие. Речь идет о мидянах, персах и их союзниках, впоследствии подчинивших себе Вавилон. 25 Иерусалим и города Иудейские. Народ Божий первым предстанет на суд (см. Ам. 3,2 ; ср. ст. 29). опустошить... проклятием. См. ст. 9,11; 18,16. 25 Аскалон... остатки Азота. За исключением Азота, пятого города филистимлян, все названные города, без сомнения, уже были разрушены (как свидетельствует также и Ам. 1,6–8 ); Азот был почти полностью покорен египтянами в течение седьмого столетия до Р.Х. (см. также 47,1–7). 25 Едома, и Моава, и сыновей Аммоновых. См. 49,7–22; 48,1 49,6. 25:22 Речь идет о Финикии. См. Иез. 28,1–23 . островов, которые за морем. Т.е. приморских торговых поселений финикийцев. 25 Дедана, и Фему. Названия городов в Аравии (ср. Ис. 21,13.14 ). Буза. Местоположение этого города неизвестно. 25 Аравии. См. 49,28–33. 25 Зимврии. Местоположение неизвестно. Елама. См. 49,29–34. Мидии. Одна из стран, завоеванных Вавилоном (см. 51,11.28). 25 Сесаха. Криптоним Вавилона. 25 город сей, на котором наречено имя Мое. Т.е. Иерусалим (см. ком. к 7,10). Наказывая собственный народ, Господь подвергнет суровому осуждению нечестие других народов. 25 состязание. Господь заявляет Свое право наказать виновного (см. ком. к 2,5.9). 25 Мирные селения. Напоминание о прежнем благоденствии (ср. 12,5). 25 как лев. См. ком. к 2,15. Иеремия говорит здесь о Боге (ср. Ам. 3,8 ). Глава 26 26 В начале царствования Иоакима. Возможно, речь идет о 609–608 гг. до Р.Х. начале правления царя Иоакима, одного из тех, кто отверг проповедь Иеремии (гл. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

31 в одиннадцатом году. Т.е. в июне 587 г. до Р.Х., спустя два-три месяца после предшествующего пророчества (30,20). После этого через несколько недель Иерусалим падет, и Навуходоносор разрушит город. 31 Вот... был кедр на Ливане. Огромные деревья могут достигать сотен футов в высоту и существовать тысячелетия, поэтому часто служат метафорой царств и династий (см. 17,22–24). Ср. Дан 4,1–12.19–25 . Вот, Ассур был... на Ливане. Пророк приводит пример Ассирии в качестве предостережения Египту: некогда могущественная Ассирийская держава развалилась в период между 640 и 609 гг. Глава 32 32 В двенадцатом году. Это март 585 г. до Р.Х, спустя два месяца с того дня, когда вавилонские пленники могли получить весть о разрушении Иерусалима (33,21). 32 как чудовище в морях. Согласно мифологическим воззрениям большинства древних народов Ближнего Востока, упорядоченная вселенная возникает из хаоса после космической битвы между богом и огромным морским чудовищем по имени Море. По завершении битвы упорядоченная вселенная была сотворена из останков убитого чудовища. Сейчас Иезекииль уподобляет Египет великому морскому чудовищу, но Господь подчинит его Себе. 32:6–8 Ср. Ис. 13,10 ; Иоил. 2,30.31; 3,15 ; Ам. 8,9 ; см. также ком. к 7,7. Появление Божественного Воителя вызывает конвульсии всего космоса. Вселенная вновь начинает впадать в хаос, который царил до начала творения, когда на небе еще не было светил. 32 меч царя Вавилонского придет на тебя. Бог подчинит себе Египет тем, что наведет на него вавилонские войска. Меч в руке вавилонского царя это меч Господа (21,1–32; 30,25). 32 В двенадцатом году. В этом стихе нет точного указания на месяц. Предполагают, что пророк говорил в двенадцатом месяце того же года, когда было сделано и предыдущее пророчество (ст. 1). Таким образом, второе пророчество состоялось через две недели, весной 584 г. до Р.Х. 32 низринь его... в преисподнюю. Пророк описывает низвержение Египта в низший мир, и там эта некогда гордая держава станет всего лишь одной из многих, существовавших до нее (Ассирия, ст. 22; Елам, ст. 24; Мешех и Фувал, ст. 26; Едом, ст. 29; Сидон и властелины севера, ст. 30). В мифологии и религиях народов, окружавших Израиль, низший мир («шеол», или «могила») изображался как огромное погребальное пространство, в котором все умершие влачат бестелесное и безрадостное существование (ср. Иов 3,17–19; 10,20–22 ; Еккл. 9,10 ; Ис. 5,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

возвратимся. Призыв возвратиться к Господу является одной из центральных тем книги (2,7; 3,5; 5,4.15). Подлинное раскаяние и обращение к Богу приведут к примирению с Ним, которое сможет дать исцеление и «перевяжет раны» (ср. Втор. 32,39 ). 6 два дня, в третий. Указание на короткий период времени. восставит. Евр.: «поднимать»; сходная форма в Ис. 26,19 переведена «восстанут». Израиль, погрязший в грехах и проступках, погиб (13,1). Осия предвидит в будущем его духовное возрождение (ср. Иез. 37,1–14 ). жить пред лицем Его. См. Пс. 15,11 . 6 познаем. Этот второй призыв (ср. 6,1) познать и принять Господа завета всем сердцем и всей жизнью является центральным в пророчествах Осии (2,8–20; 4,1.6; 5,4; 6,6). См. Введение: Особенности содержания и темы. как утренняя заря... как дождь, как поздний дождь. В этих метафорах надежность Бога сравнивается с повторяющимися явлениями природы. 611,11 Осия обвиняет Израиль в неверности завету и предсказывает, что в будущем он подчинится Богу. 67,16 Осия упрекает народ в том, что он изменил Богу и стал обращаться к чужим богам и другим народам. 4 как утренний туман и как роса. Бог сокрушается по поводу временного, преходящего характера любви к Нему Израиля и Иудеи и противопоставляет этому Свою собственную верность (ст. 3), используя образы явлений природы. 6 Посему. Здесь ответ на вопрос ст. 4. пророков. Через пророков Бог передает Свои слова предостережения и осуждения. свет. Подобно свету солнца, восход которого каждое утро разгоняет тьму, Божия справедливость (ср. Пс. 36,6 ) неуклонно и неотвратимо обнажает грехи тех, кто нарушил завет. 6 милости. См. ком. к 2,19.20; ср. 4,1. Боговедения. Завет требовал от народа Божия верности и преданности Господу, а не механического исполнения обрядов (см. Мих. 6,8 и ком.). 6:7–10 В этих стихах перечислены преступления, связанные с определенными городами, которые считались нечистыми во времена Осии. Это следует рассматривать как обвинение всему народу. 6 Адаму. Смысл этого имени собственного в данном контексте не вполне ясен. Существует несколько вариантов толкования его значения: 1) первый человек Адам; 2) город, расположенный в древней местности Тель-эд-Дамийя на реке Иордан ( Нав. 3,16 ); в таком случае он упоминается здесь параллельно с Галаадом (ст. 8) и Сихемом (ст. 9); на такое толкование наводит вторая половина стиха; 3) все человечество в совокупности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

поставили его подле Дагона. Поступая таким образом, филистимляне действовали согласно распространенному в древности обычаю захватывать у побежденных противников изваяния их богов и помещать их в своих храмах в качестве второстепенных божеств, демонстрируя тем самым подчиненность богов побежденных народов богам народа-победителя. 5 Дагон лежит лицем своим к земле. Т.е. Господь сокрушил языческого идола. 5 голова Дагонова... и обе руки его лежали отсеченные. См. ком. к 5,3. 5 до сего дня. Эти слова предполагают значительный период, прошедший с момента описываемого события до того времени, когда писались данные строки книги Царств (ср. 6,1). 5 всех владетелей Филистимских. Речь здесь, по-видимому, идет о правителях городов филистимского пятиградия (см. ком. к 4,1). пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф. Такой вариант решения проблемы свидетельствует о том, что многие из филистимлян не видели непосредственной связи между обрушившимися на азотян бедами и присутствием в их городе ковчега Божиего (ср. 6,9). Геф. Вероятно, этот город находился на месте нынешнего Телль-эс-Сафи, к востоку от Азота. По всей видимости, филистимляне решили перенести ковчег во внутренние районы страны, надеясь показать тем самым, что всплеск эпидемии чумы среди азотян и пребывание в их городе ковчега было простым совпадением. Из ст. 9 известно, что надежды филистимлян оказались напрасными. 5 ужас весьма великий. Согласно Исх. 15,3 , «Господь муж брани»; Его непосредственное участие в войне неизменно повергало неприятеля в великий ужас (7,10; 14,15.20; Исх. 14,23–25 ; Втор. 7,23 ; Нав. 10,10 ). 5 И отослали они ковчег Божий в Аскалон... возопили Аскалонитяне. Вполне очевидно, что «они» это жители Гефа. После неудавшегося опыта с переносом ковчега в Геф жители Аскалона окончательно осознали прямую связь между постигшими их соплеменников несчастиями и ковчегом Божиим (см. ком. к ст. 8). Город Аскалон был ближайшим к владениям Израиля крупным городом филистимлян. 5 вопль города восходил до небе. На лексическом уровне данная фраза почти дословно повторяет слова о стенаниях израильтян в Исх. 2,23 , по сути же своей она составляет параллель эпизоду «великого вопля» египтян, предсказанного в Исх. 11,6 и исполнившегося в Исх. 12,30 . Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 из сынов пророческих. См. ком. к 3Цар. 20,35 . 5 серебро. Количество серебра исчислялось не монетами (которые еще не имели хождения), а его весом. 5 к тебе и к потомству твоему навек. Наказанию за грех подлежит не только совершивший его, но и его потомки ( Исх. 20,5 ). Глава 7 7 мера муки лучшей будет по сиклю. Елисей предсказывает неожиданные перемены к лучшему. 7 при входе в ворота. Закон воспрещал людям с кожными заболеваниями жить вместе с остальной общиной ( Лев. 10,4.5; 13,46 ; Чис. 5,1–4; 12,14.15; 31,19–24 ). 7 царей Хеттейских и Египетских. Хеттеи в это время населяли Малую Азию ( Чис. 13,29 ). Вполне возможно, что упоминаемые здесь «цари Египетские» не имеют отношения к Египту (евр.: «мицраим»), а являются правителями племен которых евреи также обозначали словом «мицраим» (см. также 3Цар. 10,28.29 ). 7 и была мера муки лучшей по сиклю. Таким образом исполнилось первое из пророчеств Елисея (ст. 1). 7 и растоптал его народ в воротах. Второе пророчество Елисея (ст. 2) также исполнилось. Глава 8 8 женщине, сына которой воскресил он. См. 4,8–37. призвал Господь голод. Повествователь не уточняет, сколько времени прошло между событиями, изложенными в гл. 4 и в данной главе. 8 в земле Филистимской. Т.е. на юго-западной равнине, где осадки выпадали в количестве, достаточном для ведения сельского хозяйства. 8 просить царя о доме своем и о поле своем. В качестве гаранта правосудия царь лично рассматривал особые спорные случаи (см. ком. к 3Цар. 3,16 ). Возвращение имущества по истечении семилетнего срока предусматривалось израильскими обычаями ( Исх. 21,2; 23,10.11 ; Втор. 15,1–8 ), но поскольку ее муж умер (4,14) женщина должна была обосновать свои притязания. 8 Царь. Если это Иорам (1,17; 3,13), то странно, что ему ничего не известно о деяниях Елисея. Возможно, данный эпизод имел место вскоре после событий, описанных в 4,8–37, либо упомянутый здесь царь не Иорам, а Ииуй (ст. 9). Гиезием. См. ком. к 4,12. 8 И пришел Елисей в Дамаск. Здесь ему надлежит исполнить первое из повелений, данных Господом на горе Хорив ( 3Цар. 19,15.16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

мертвых дел. Имеются в виду не дела закона, которые, хотя и являются бесполезными для оправдания перед Богом ( Гал. 3,1–14 ), но не могут быть «мертвыми», т.е. вести к смерти. Автор говорит о закоснелости в грехах (ср. 6,1). для служения Богу живому. Цель прощения это не только освобождение от осуждения за грех, но, главным образом, возвращение человека к Богу, чтобы служить и поклоняться Ему так, как Он Сам того желает (12,28; 13,15.16.21). 9 для искупления. Искупление плата, выкуп с целью освобождения кого-либо от рабской зависимости (ср. ст. 12). Нарушение заповедей Божиих влекло за собой Божие осуждение. Гнев Божий могла удовлетворить только смерть нарушителя или, как выкуп за него, смерть замещающей его жертвы. 9 завещание. Слово, переведенное здесь как «завещание», переводится также как «завет». 9 Моисей... взял кровь. Тем самым Моисей указал на кровь Христа, которой будет скреплен новый завет. 9 кровь завета. Завет был записан на скрижалях, но обретал силу при «скреплении» его кровью. Это была кровь животных, которые замещали собой тех, кто, совершая грех, тем самым нарушал завет. 9:21–24 Святилище, место встречи святого Бога с грешными людьми, должно было окропляться кровью безгрешной жертвы, эта кровь символизировала прощение грехов. Такая практика была справедливой не только для земной ветхозаветной скинии (ст. 21 и 22), она справедлива и для скинии небесной (ст. 23 и 24), которая была освящена крестной жертвой Христа (ст. 23). 9 образы небесного. Ветхозаветная скиния и священные предметы, находившиеся в ней. самое же небесное. Ничто небесное не нуждается в очищении от грехов, соделанных людьми. Но поскольку на земле люди, представая в святилище пред Богом, вносили в святилище грех и этот грех смывался кровью жертвенных животных, точно также, чтобы грешный человек мог предстать пред Богом в небесном святилище, необходимо было окропить его священной кровью, поскольку грех не может быть там, где пребывает Бог. 9:24 См. ком. к ст. 23. 9 с чужою кровью. Разница между жертвой, приносимой ветхозаветным первосвященником, и жертвой Христа в том и состоит, что Христос в качестве жертвы предложил Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010