14 я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Израильтяне не должны были жениться на женщинах из других племен (3,1–6; 14,3; Втор. 7,3.4 ; З Цар. 11,1–6; Езд. гл.,9;10). 14 это от Господа. Хотя само по себе желание Самсона было греховным, Бог использовал его для Своих целей, чтобы совершить суд над филистимлянами. 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1 16,31; 13,25. 14:8–9 труп льва ... львиного трупа. Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу ( Чис. 6,6 ). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета. 14 сделал ... пир. Назорей должен был воздерживаться от употребления напитков, полученных в результате брожения ( Чис. 6,3.4 ; ком. к 13,1 16,31; ком. к 13,2–25). 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1–16,31. 14 вышла за брачного друга. Речь идет не о соблюдении какого-либо обычая, а о желании отца невесты сохранить достоинство семьи (15,1.2); тем не менее, филистимляне по-прежнему продолжали называть Самсона «зятем Фимнафянина» (15,6). Глава 15 15 во время жатвы пшеницы. Это был засушливый сезон, когда поля легко могли возгореться (ст. 4,5). с женою своею. По закону эта женщина была женой Самсона. 15 я отдал ее другу твоему. См. 14,20 и ком. 15 Самсон, зять Фимнафянина. См. 14,20 и ком. 15 связали его двумя новыми веревками. См. 16,11.12. 15 Дух Господень. См. ком. к 3,10. 15 свежую ослиную челюсть... тысячу человек. Явная параллель с Самегаром, сыном Анафовым (3,31). 15 воззвал. За все время Самсон произнес имя Господа только дважды (см. 16,28). а теперь умру я от жажды. Подобно израильтянам, удостоенных в пустыне целого ряда чудес, Самсон вознес молитву к Богу, Который чудесным образом дал ему воду (ст. 19; Исх. 17,1–7 ; Чис. 20,1–13 ). 15 двадцать лет. См. ком. к 14,1 15,20. Глава 16 16:1–22 Эта история содержит две параллельные линии: 1) греховное влечение Самсона к женщинам и его поразительная физическая сила и 2) усилия филистимлян захватить его в плен. Бог осудил Самсона за постоянные нарушения завета: он попал в руки филистимлян и был ослеплен ими (ст. 21,22). Может показаться странным, что Дух Божий оставил его только тогда, когда Далида, узнав о его назорействе, «велела... остричь семь кос головы его» (ст. 19). Бог был терпелив к нарушавшему завет Самсону до тех пор, пока тот не утратил последнее, что еще оставалось от его обета. И только тогда Господь свершил над ним Свое правосудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 Страх Господень. См. 1,7; 2,5 и ком. ведет к жизни. См. 3,18 и ком. 19:24 См. 6,6 и ком. 19 кощунника. Упорствующего в зле и цинизме. См. 9,7 и ком. простой. См. 1,4 и ком. 19:26 Описываемая ситуация это отрицание основ промысла Божиего относительно семейных отношений (17,6; Исх. 20,12 ). 19 Лукавый. См. ком. к 6,12. 19:29 См. ст. 25; 10,13; 14,3. Даже если наказание не остановит этих людей, оно ими заслужено. Глава 20 20:2 См. 16,14. 20:3 См. 15,18; 17,14. 20:4 См. 6,6–11. 20 глубокие воды. См. ком. к 18,4. вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения. 20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей. 20:7 См. 13,22 и ком.; 14,11. Праведник. См. 8,18 и ком. Праведный отец большее счастье для детей, нежели отец богатый. 20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом. 20:10 См. 11,1 и ком. 20 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости. 20:13 См. 6,6–11; 19,15. 20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи. 20:15 См. 3,14.15; 8,10.11; 16,16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее. 20 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду. за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться. 20:17 См. 9,17. хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды. 20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1,5; 15,22; ср. Лк. 14,28–32 ). 20:20 См. Исх. 21,17 . того светильник погаснет. См. 13,9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 Валаама, сына Веорова. См. Чис. 31,8 . Валаам ассоциировался с «беззаконием Фегоровым» (22,17 и ком.). прорицателя. Деятельность прорицателей была широко распространена у языческих народов, в Израиле же она была запрещена ( Лев. 19,26 ; Втор. 18,9–14 ; 1Цар. 15,23 ; ср. 4Цар. 17,17; 21,6 ; Ис. 2,6 ; Иез. 13,23 ). 13 колену Левиину. См. ком. к ст. 14. Раздел земли между двенадцатью коленами. Глава 14 1419,51 В этих главах более подробно рассказывается о наделении колен Израилевых землей к западу от Иордана. 14 в удел. См. ком. к 1,6. земле Ханаанской. Здесь подразумевается земля на запад от Иордана. Елеазар священник. Елеазар сын Аарона, первосвященника ( Исх. 6,23 ). Здесь он получает первенство перед Иисусом Навином, возможно потому, что играет главную роль в бросании жребия ( Исх. 28,30 ; 1Цар. 2,28 ). 14 жребию. См. ком. к 15,1. 14 левитам. См. ком. к 13,14. 14 Манассиино и Ефремово. См. ком. к 13,7.14. 14:6–15 Рассказ о выделении Иисусом Навином земли израильским коленам начинается с истории о том, как получил свой удел Халев, один из мужей, «которых посылал Моисей высмотреть землю Ханаанскую» ( Чис. 13,17.18 ). Сам Иисус Навин получил удел, лишь когда сыны Израилевы «окончили разделение земли» (19,49). 14 Галгал. Вероятно, это тот же Галгал, что и упомянутый в 10,43; расположен к востоку от Иерихона. Халев. Халев был представителем колена Иудина среди двенадцати мужей, посланных Моисеем осмотреть землю обетованную ( Чис. 13,7 ). Халев и Иисус Навин (представлявший в той группе колено Ефремово) были единственными, кто поверил тогда обетованию Божию ( Чис. 13,30; 14,6–9.24.30.38 ; Втор. 1,36 ). 14 что было у меня на сердце. Букв.: «слово, согласное с тем, что было в сердце моем». В рассказе Халева нашла выражение его вера обетованию Божию ( Чис. 14,6–9 ). 14 привели в робость сердце народа. Смятению народа противостояла крепость духа Халева и его вера в Божие обетование (ст. 7; ком. к 7,5). 14 клялся Моисей. Эта клятва не зафиксирована. 14 сыны Енаковы. См. ком. к 11,21.22.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт. 12,1–3 , где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14,13; 22,6). 8 благословение и проклятие. Обетования Божий уже стали сбываться: в гл. 6 и 8,1–29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор., гл. 27; 28). 8 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом. Глава 9 9:1,2 Эти стихи являются Введением к гл. 9–12. Страх перед израильтянами, который деморализовал хананеев (5,1), теперь объединяет их против Иисуса Навина и Израиля. 9 Услышав. См. ст. 3 и ком. Хеттеи ... Иевусеи. См. ком. к 3,10. 9 Гаваона. Действия жителей Гаваона (находившегося примерно в 13 километрах к северу от Иерусалима) контрастируют с общим для всего Ханаана стереотипом поведения (ст. 1,2). услышав. Весть о непоколебимой верности Бога Своим обетованиям (2,10.11; 5,1; 9,1.9; 10,1; 11,1; ср. 7,9) вселяла в хананеев ужас, ибо означала, что Бог, Который «на небе вверху и на земле внизу» (2,11), истребит их (5,13 12,24 и ком.). 9 хитрость. Этот обман, который навлечет проклятие на гаваонитян (ст. 23), противоположен по своим мотивам поступку Раав (гл. 2). 9 из весьма дальней земли пришли мы. См. ком. к 9,3. Эта ложь возымела свое действие: предписание из Втор. 20,10–18 позволяло израильтянам предлагать мирные условия отдаленным городам. союз. Иначе: «завет». Заключение завета было актом формального закрепления отношений, которые предусматривали намерение израильтян сохранить гаваонский народ, подчинив его Израилю. 9 Евеям. Эта этническая группа, к которой принадлежали гаваонитяне, входила в число тех народов, которых Бог повелевал изгнать из Ханаана (3,10). может быть, вы живете близ нас? См. Втор. 7,1.2; 20,15–18 . 9 во имя. См. 7,9 и ком. слышали. См. ст. 3 и ком. 9 все, что Он сделал. Речь идет о завоевании Ханаана Израилем (2,10). Аморрейским. См. ком. к 2,10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10:28–39 Эти стихи повествуют о победах израильтян над городами южной части Ханаана. Разрушенные израильтянами хананейские города, подвергшиеся суду Божию, были одновременно предупреждением и для самого Израиля (1,2). Лейтмотивом данного фрагмента является тема единства Израиля, руководимого Богом и ведомого Иисусом Навином. Глава 11 11:1–23 Это завершение повествования о том, как народ израильский овладел землей обетованной (ст. 16–23). 11:1–4 Ср. 10,1–5. 11:1 Услышав. См. ком. к 3,9. Иавин, царь Асорский. Асор был важным городом северной Палестины (ст. 10); Иавин возможно, наследственный титул его правителей ( Суд. 4,2 ). 11 на равнине. В долине реки Иордан. Хиннарофа. Хиннароф (Киннереф) одно из названий Галилейского моря (Геннисаретского озера), 12,3. в Нафоф-Доре. Побережье Средиземного моря. 11 к Хананеям... к Иевусеям. См. ком. к 3,10. 11 многочисленный народ. Никакая угроза, исходившая от хананеев, не помешает исполнению обетования Божиего. 11 не бойся. Обетование Божие (1,2.3.9) вновь обещает победу, казалось бы, невозможную в сложившейся ситуации (ст. 4,5; ком. к 8,1; 10,8). Я предам всех. Это выражение в древнееврейском языке имеет эмфатический характер. Оно идентично фразе «Я даю» (1,2). 11 предал... Господь. См. ст. 6. 11 предав заклятию. См. ком. к 6,16. 11 как повелел Моисей, раб Господень. Успех завоевателей здесь напрямую связан с выполнением указаний Моисея. Но повеления Моисея это повеления Самого Господа, ибо Моисей был рабом Господним (см. ком. к 1,1–18; а также 1,1.3; 5,15 и ком.). Тем самым указывается на тесную связь между обетованиями и велениями Божиими, так что вера и послушание Господу неразрывны (см. 1,7 и ком.). 11 всю... землю. В принципе, вся земля уже принадлежала израильтянам, хотя по факту «земли брать в наследие остается еще очень много» (13,1). 11 Долгое время. Эти слова указывают на то, что повествование в предшествующих главах является чрезвычайно сжатым. 11 мир. Т.е. мирный договор (см. 9,6.15). 11 от Господа было то, что они ожесточили сердце свое. Бог ожесточил сердца людей, дабы были исполнены Его замыслы. Тем не менее, этот акт Божией воли не противоречит Божественной справедливости и не исключает ответственности человека (ср. Исх. 10,1,2 ; Рим. 9,14–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14:23 См.10,4;12,11.27;13,4 и ком. 14:24 Данный стих почти тождествен ст. 23. Тавтология во второй части подчеркивает бессодержательность глупости. 14:25 См. ст. 5. Первая часть стиха говорит о роли правдивого свидетеля, а вторая не столько завершает противопоставление, сколько определяет сущность лжесвидетельства, искажающего истину. 14 В страхе пред Господом. См. 1,7; 3,7 и ком. Судя по контексту, речь идет о мудром человеке, испытывающем такой страх. надежда твердая. Мудрость человека охраняет его дом и детей от всякой беды. 14:27 См. 3,18; 10,11; 11,30; 13,15 и ком. В данном стихе страх Господень является синонимом мудрости. 14:28 Тема мудрого правителя является центральной в израильской учительной словесности. Этот стих говорит о том, что слава Соломона не была бы столь величественна, если бы ее не создавал народ. 14:29 Ср. ст. 17. 14 сердце. См. 2,2 и ком. жизнь. Телесное здоровье не мыслится без здоровья души, т.е. нравственно-эмоциональной сферы. 14 смерти. В Септуагинте: «в чистоте», что лучше соответствует параллельному строению стиха. Древнееврейское же «при смерти», не являясь бесспорным указанием на будущую жизнь, выражает уверенность в том, что Бог защитит праведников. 14 дает знать о себе. Древнееврейский текст здесь допускает двоякое понимание: 1) глупец похваляется своей мудростью, 2) глупец вынужден рано или поздно отдать должное мудрости. 14 возвышает. В данном случае это слово свидетельствует о действии благословения Божиего ( Втор. 28,1–14 ), примером коего служит судьба Израиля, описанная в 3Цар. 4,20–28 . Глава 15 15:1 См. ст. 2,4,7,14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения. 15:2 См. 6,17.24; 10,20.31; 12,18.19. 15:3 См. 2Пар. 16,9 ; Пс. 32,13.14 . Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение»). 15 древо жизни. См. 3,18 и ком. 15:5 См. 1,8; 6,20; 12,15; 13,1.13.18. Смиренное ученичество признак благоразумного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 возненавидит. Т.е. отвергнется себя; под «родными» следует понимать земные привязанности (см. ком. к 9,59). 14 кто не несет креста своего. См. ком. к 9,23. 14:28–32 Обе притчи поясняют ст. 26. 14 Соль. См. ком. к Мк. 9,49.50 . Глава 15 15 мытари. См. ком. к 3,12. грешники. Ср. Ин. 7,49 . 15:3–32 Раввины не отрицали, что Бог готов принять грешника, если тот покается; следующие же три притчи говорят о том, что Господь Сам ищет спасения каждого грешника. 15:3–10 Основная мысль этих двух притчей ничтожное в глазах мира сего является драгоценным для Бога. 15 у некоторого человека. См. ком. к 14,16. 15 расточил, живя распутно. Этот сын олицетворяет тех грешников, за общение с которыми фарисеи упрекали Иисуса. 15 голод. Духовный голод. в той стране. В миру. начал нуждаться. Т.е. почувствовал, что ему недостает того, чем прежде он владел в изобилии (см. Быт., гл. 2). 15 к одному из жителей страны той. Здесь имеется в виду не сатана, поскольку он «князь мира сего», а «один из жителей». Скорее всего, речь идет о какой-то ложной, обманчивой религии, порожденной земными представлениями. пасти свиней. Т.е. заниматься презренным, рабским служением. 15 наполнить чрево рожками, которые ели свиньи. Если Слово Божие сравнивается с хлебом ( Ин. 6,35.41 ), можно только догадываться, что подразумевается под «рожками, которые ели свиньи». 15 Придя же в себя. Осознав и раскаявшись. 15:18–20 Младший сын сотворил «плод достойный покаяния». 15 когда он был еще далеко. Раскаявшийся грешник еще далек от Бога, однако Отец Небесный Сам спешит навстречу своему блудному сыну. 15 лучшую одежду. Оправдание по благодати. перстень. Знак сыновства. 15 Старший сын. Под «старшим сыном» подразумеваются фарисеи и прочие законники. 15 Он осердился и не хотел. Т.е. вел себя так же, как и фарисеи. Отец же его, выйдя, звал его. Как и в случае с младшим братом (ст. 20), инициатором примирения выступает отец. Тема безграничной любви Бога Отца, взыскующего недостойных грешников, даже тех из них, кто не ищет Его (19,10), центральная в данной притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 помолился Авраам. В роли посредника между Богом и язычниками Авраам является прообразом Иисуса Христа ( Ис. 53,12 ; Рим. 8,34 ). 20 заключил. Авраам и Сарра получили веское доказательство того, что именно Господь дарует способность к зачатию (16,2; 20,1.2 и ком.). Глава 21 21:1–7 Повествование о рождении Исаака завершает собой историю, начавшуюся с известия о бесплодии Сарры в 11,27–32. Вновь просматривается структура завета: Бог выполняет Свое обещание, даровав Аврааму сына от Сарры (ст. 1 2; 17,1–6.15–16; 18,1–15), а Авраам повинуется Богу, назвав сына Исааком (ст. 3; 17,16) и обрезав его (ст. 4,5; 17,9–14), Сарра также воздает хвалу Господу (ст. 6,7). Радостная весть о чудесном рождении Исаака является прообразом божественной вести о рождении Иисуса Христа ( Ис. 9,6 ; Лк. 2,10.11 ). 21 призрел. Букв.: «посетил». Другими словами, Бог вмешался в дальнейшую судьбу Сарры. Это же древнееврейское слово используется в 50,24. 21 в старости его во время, о котором говорил ему Бог. См. 17,17.24; 18,11–14. Все происходит во времена и сроки, определенные Господом. 21 обрезал. См. 17,9–12 и ком. 21 рассмеется. До рождения Исаака Сарра рассмеялась по причине своего неверия, но после его рождения от переполнявшей ее радости. 21:8–11 С изгнанием Агари и Измаила уже ничто не угрожает праву Исаака на наследство. Рождение Исаака и изгнание Измаила соединены игрой слов «смех» и «насмехается» и, что еще более важно, словами Господа, подтверждающими рождение Исаака (ст. 1) и его исключительное право наследования (ст. 12). И вновь Авраам отвечает на Божие обетование своим беспрекословным послушанием (ст. 14). 21 насмехается. См. ком. к 21,6. Сын рабыни гнал сына свободной женщины ( Гал. 4,29 ). 21 выгони. Т.е. «лиши прав наследования» (25,5.6). 21 показалось это Аврааму весьма неприятным. Переживания Авраама были вызваны как отцовской любовью, так и существовавшими в то время законами (16,6 и ком.; 17,18). 21 в Исааке наречется тебе семя. Божий обетования обретут свое исполнение через сверхъестественное потомство, а не через плотское ( Рим. 9,7.8 ). Вечное благословение относится только к рожденным по обетованию (17,7 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18 Озлобившийся брат. Озлобившийся человек замыкается в себе и становится неприступен, тем самым затрудняя примирение. 18 От плода уст человека. См. 12,14; 13,2 и ком. наполняется чрево его. По-видимому, это метафора созидательных свойств мудрой речи, которая служит установлению плодотворных взаимоотношений между людьми. 18:23 См. 12,4; 19,14 и ком. благодать от Господа. См. 8,35, где такими же словами говорится о мудрости. 18:25 Перевод древнееврейского текста вызывает затруднения. Более вероятный перевод первой части стиха (NIV): «Любящего большие компании может постигнуть жизненное крушение». В таком случае здесь контраст между двумя видами дружбы: поверхностной (являющейся причиной проблем) и глубокой. Глава 19 19:2 Нехорошо душе без знания. См. Рим. 10,2 . 19:4 Данная пословица описывает явления жизни, но не дает им нравственной оценки. 19:5 См. ст. 9. В обществе, где господствует закон, лжесвидетельство влечет за собой суровую кару. Данный текст подчеркивает важность общественного порядка, а не предсказывает Божие возмездие. 19:7 См. ст. 4,6 и ком. 19 любит душу свою. Иначе говоря, любит жизнь. 19:9 См. ст. 5 и ком. 19 Неприлична глупцу пышность. Глупец не способен вынести бремя ответственности, которое налагает на человека богатство. Возможно, здесь имеется в виду административная власть, а не богатство само по себе. рабу господство над князьями. Несообразность данной ситуации не в том, что угнетаемый ранее человек оказался на месте своих угнетателей. Здесь, скорее, вопрос рассматривается в его психологическом аспекте. 19:13 См. 10,1; 17,21. 19:14 Текст не подразумевает, что Бог не контролирует материальную сторону жизни человека или что наследство от родителей не является результатом Божиего благословения. 19:15 См. 6,10.11; 10,4 и ком. 19:16 См. 13,13. заповедь. Т.е. учение мудрости. погибнет. См. 2,18 и ком. 19:17 Господь не оставит без награды человека, проявляющего сострадание к бедняку. 19 Наказывай. См. 1,2; 3,11 и ком. 19:21 См. 16,1.9 и ком. 19:22 Возможный перевод первой части стиха (NIV): «Неизменная любовь вот чего желает человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 он болен. Мелхола дважды (см. ст. 17) прибегает к обману из опасения за свою жизнь. Как следует из последующих поступков Саула (напр., 20,32.33), опасения ее были оправданными (см. ком. к 16,2). 19 он сказал мне. См. ком. к ст. 14. 19 в Раму. См. ком. к 1,1. в Навафе. Это слово встречается только в связи с Рамой и может являться не географическим названием, а обозначать «лагерь» или «поселение» (ср. место, где жили пророки, 4Цар. 6,1.2 ). 19 сонм пророков пророчествующих. См. ком. к 10,5. 19 до большого источника, что в Сефе. О Сефе нигде больше в Библии не упоминается, однако есть основания предполагать, что это поселение располагалось севернее Рамы. В Септуагинте это место переведено следующим образом: «до источника у гумна, что на лысом холме». 19 и на него сошел Дух Божий. До настоящего момента замыслам Саула против Давида препятствовали Ионафан, Мелхола и Самуил. Теперь же царю мешает Сам Бог, ниспосылая на него Духа, который повергает Саула в неистовство (ст. 24). 19 И снял и он одежды свои. Одежды часто несут тот или иной символический смысл (см. ком. к 2,19). В свое время Ионафан по доброй воле отдал свою одежду Давиду (18,4), Саул же разоблачается, сам того не желая, под воздействием Духа Божиего (см. ком. к ст. 23). неужели и Саул во пророках. См. 10,11 и ком. В данном случае это исключено. Саул не «во пророках» (в истинном смысле слова), но иногда, под воздействием Духа Божиего, становится таковым (10,6.9). Глава 20 20 из Навафа. См. 19,18 и ком. 20 этого не будет. Судя по всему, Ионафан не знал о последних покушениях на жизнь Давида (19,9–24) и потому утверждал, что клятва Саула (19,6) все еще в силе. 20 новомесячие. Праздник новомесячия отмечался в начале каждого месяца. Празднование его сопровождалось игрой на трубах ( Чис. 10,10 ; Пс. 80,4 ) и специальными жертвоприношениями ( Чис. 28,11–15 ). Праздник новомесячия часто упоминается в связи с субботой ( 4Цар. 4,23 ; 1Пар. 23,31 ; Неем. 10,33 ; Ис. 66,23 ; Иез. 46,1.3 ), и, следовательно, в отношении его могли действовать те же предписания, что и в отношении субботы ( Ам. 8,5 ). Один раз этот праздник упоминается и в НЗ ( Кол. 2,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010