По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа, я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохранять их в свежей памяти“ 697 . И действительно, достаточно только бегло прочитать Евангелие Иоанна, чтобы глубоко убедиться в том, с какою поразительною подробностью и обстоятельностью описывает он жизнь и деятельность Спасителя. Иоанн точно всегда определяет время, когда Им была произнесена та или другая беседа, совершенно то или другое чудо, сказано какое нибудь замечание. Вот примеры: „при сем ученики Его вспомнили, что написано; когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил им это; Никодим пришел ночью; было утро; тогда была пятница пред Пасхою; было около шестого часа; а была ночь; было около десятого часа; у него пробыли день тот; на другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников Его; на другой день Иисус восхотел идти в Галилею; на третий день брак был в Кане Галилейской; за шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, по прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею; вчера в седьмом часу вечера горячка оставила его; в половине праздника вошел Иисус в храм; в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил; когда же услышал, что Лазарь болен, то пробыл два дня на том месте, на котором находился; Лазарь уже четыре дня в гробе; когда же настал вечер, ученики Его сошли к морю; в первый же день недели Мария приходит ко гробу рано, когда еще было темно“ 698 . С поразительной точностью и обстоятельностью Иоанн сообщает и о тех местах, на которых совершались евангельские события. Он говорит не только о различных городах и селениях всей Палестины, но даже иногда о самых незначительных её местечках. Точно знает он расстояние одного города от другого. „Иисус пошел на ту сторону Галилейского моря, в окрестности Тивериады“, читаем мы в Евангелии Иоанна: „Иисус взошел на гору ( τ ρος), по ту сторону моря стоял народ; пришли другие суда из Тивериады близко к тому месту, где ели хлеб; сели на суда и приплыли в Капернаум; проплыв около двадцати пяти стадий или тридцати, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке; было на месте много травы; Иоанн крестил в Еноне близ Салима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Подобным же образом и слова Иова Кто родится чистым от нечистого? Ни один ( Иов. 14:4 ) понимаются Златоустом именно как яркое свидетельство признания праведником общей нечистоты пред Богом всего человечества, пребывающего под тяжестью преступления Адама. Иов прямо говорит здесь о том, «что [человеку] невозможно... быть чистым. [Он говорит так] не только по причине нашей слабости, краткодневности или отчаяния, которыми преисполнена наша жизнь, но потому, что [людям] невозможно быть чистыми» в нынешнем состоянии их природы 698 . Толкователи древнего времени в связи с данным фрагментом книги Иова обращают особое внимание на смысл чтения Септуагинты, несколько отличающегося по содержанию от синодального перевода: Ибо кто будет чист от скверны? – никто, если бы и один день была жизнь его на земле ( Иов. 14:4–5 ; Септуагинта). Так, для Дидима Слепца свидетельство о том, что перед Богом не чист от скверны даже проживший всего один день на земле младенец, является важным подтверждением церковного учения о том, что даже «только что родившийся имеет грех по преемству от Адама» 699 . В следующей части своей речи ( Иов. 14:7–17 ) страдалец, говоря сначала, по выражению Златоуста, о том, «что человек несчастнее всего – и деревьев, и рек, и моря» 700 , затем вновь размышляет о посмертной людской судьбе. Он свидетельствует о том, что если бы у каждого из нас была надежда ожить после кончины, то тогда Иов спокойно и смиренно перенес бы ниспосланные ему страдания, ибо затем, после их окончания, он испытал бы благоволение Божие в воскресении. Именно в связи с этим фрагментом книги Иова ее древние толкователи вновь и вновь (ср.: Иов. 7:9–10 ) задаются вопросом: а верил ли на самом деле Иов в возможность такого воскресения? Итак, Иов говорит: Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего ( Иов. 14:7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Поскольку Отец почивает в Сыне, Отец «повелевает Его слушать и Ему повиноваться». И когда Христос призывает учеников входить тесными вратами 693 , они должны слушать Его. «И если бы Он сказал, что этот свет есть Царство Божие – слушайте Его и веруйте Ему 694 и делайте себя достойными этого света» 695 . Путь к обожению В тексте, описывающем преображение Христа, показан путь к обожению, т.е. путь к видению нетварного света. Мы попытаемся описать некоторые этапы на этом пути, опираясь на текст Евангелия и неопубликованную проповедь архимандрита Софрония о преображении Господнем. Преображению Христа предшествовало исповедание апостола Петра. Господь обратился к ученикам с вопросом, за кого почитают Его люди. Они сказали: некоторые думают, что Он Илия, другие – Иеремия, Иоанн Креститель или один из пророков. Тогда Господь спросил, за кого они сами почитают Его 696 . Апостол Петр от имени учеников ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго« 697 . Христос подтвердил это исповедание Своим преображением. Важно отметить, что преображению предшествовало исповедание, что Христос – не человек и не пророк, а Сын Бога живого. Самым важным моментом откровения на горе Фавор являются слова Отца: »Сей есть Сын Мой возлюбленный». За этим исповеданием последовало молчание. Сразу после слов «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствий Своем» 698 , евангелист продолжает: »По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую... одних« 699 . Между этими словами и преображением прошла неделя молчания, не прерываемая никакими событиями. Господь подготавливал учеников с помощью молчания. Другими словами, преображение Христа произошло во время молитвы. Анализируя евангельский текст, мы можем сказать, что молитва Господня на горе Фавор похожа на Его Гефсиманское моление 700 . Евангелист Лука замечает: «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» 701 . То, что они говорили об исходе Господа, о Его страстях, свидетельствует о том, что молитва Христа связана с молением в Гефсиманском саду. И естественно, это была молитва за весь мир. В этот момент Господь объял весь мир Своей любовью, а также Своих учеников, чтобы укрепить их веру в Себя и их единство между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Символ Здания ведёт своё начало от Самого Спасителя. В ответ на исповедание Петра ( Мф.16:16 ) Господь сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это (т. е. что Иисус – Христос, Сын Бога Живаго), но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ). Текст этот многократно подвергался толкованиям и перетолкованиям (см., например, (32, 1, 583–584); (7, 136–144); (13, 95–106:112); (10, 36–38); (8:325)). Главный вопрос тут о том, каково отношение Петра к Церкви. Как известно, переименование всегда имело таинственное значение: особенно таинственно оно было на сей раз, когда Симон (Σμων, Συμεν, по-еврейски Шимгон), что по-еврейски значит Выслушивание. Выслушивающий 698 , как бы Внимающий Божественной Истине 699 , получил глубоко значительное имя Кифы или Петра, что значит скала, камень 700 , по общепринятому толкованию 701 . Смысл этого переименования станет ясен, если мы сопоставим разбираемый стих с предыдущим. Христос говорит о вере Симона, данной ему Отцом Небесным. Как таковая, она является, конечно, Камнем, на котором должен строиться всякий. «Не от Петра камень, но от камня Петр, так как не от христианина именуется Христос, но от Христа христианин», – говорит блаж. Августин 702 . «Петр не означает Скала (Petra), но того, который от Скалы (Petra) назван. Так, Мелисс π το μλιτος не пчелу (apem), но того означает, который получил имя от слова apis. Так, Hespersus от vespere» 703 и т. д. Петр – Камень, но Камень за данную ему веру, так что, собственно, истинным Камнем является содержание его веры, Сам Господь. Петр без веры перестает быть Камнем. Замечательно, что Спаситель обыкновенно звал его Петром. Но когда Петр потерял свою твёрдость, отрекся от Христа, то Христос снова назвал его прежним именем: Симон. Только новое исповедание Апостола снова вернуло ему имя Петра ( Ин.21:15:16 ) (ср. также 19:290).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Соломон в молитве своей 696 , при освящении храма молит Господа, чтобы Он с высоты небес услышал и «иноплеменника, который не от народа Твоего», и исполнил его моление, когда он придет в храм Бога вечного. Пророки пророчествуют именем Божиим о великих событиях, имеющих совершиться среди язычников; цари иноплеменных народов являются орудиями повелений Божиих, а один из них называется прямо помазанником Божиим 697 . Посему мы и говорим, что книга Иова, Псалмы, книги Соломоновы со времен Давида и Соломона имеют значение мировое, ибо в них говорится не об обряде, а о нравственном совершенствовании, и если упоминается об обряде и жертве, но только для того, чтобы указать превосходство нравственного закона и чистоты сердца, и смирения, и милосердия, и любви – над обрядовым исполнением закона. Поэтому мы в этих древнейших пророческих книгах уже видим, как милосердие Отца небесного подготовляло слияние всех племен земли в едином поклонении Единому Богу «в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе», сказал – воплощенный Сын Божий, Господь наш милостивый Иисус Христос ( Uoah. IV, 23 ). На этом объединяющем все народы пути откровенные книги ветхого завета захватывают все народы, ибо среди всех народов были люди с высоким нравственным развитием, как Кир и первые Ахамениды 698 и как позже те волхвы, которым Господь повелел прийти поклониться Господу нашему Иисусу Христу с дальнего востока. Они, очевидно, признавали одного Бога, Творца вселенной, они пришли поклониться Ему, не подчиняясь обряду закона Моисеева, но они могли тем не менее «возвеселиться с народом Божиим». Это и была сущность проповеди, овладевшей миром, ибо наступило время, назначенное Всевышним, когда принесена была священнейшая жертва Агнца искупления и разорвалась завеса (Луки XXIII, 46), ибо: «Господь Христос Иисус, мир наш, соделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду» ( Eфec. II, 11 –14 ). И с тех пор «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех» ( Римл. Х, 12 ); «ибо Писание говорит: всякий верующий в Него не будет постыжден», и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 1, 12. В девятый год царствования своего... пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его,... усилился голод в городе... И взят был город,... и царь ушел дорогою к равнине,... и настигли его на равнинах Иерихонских,... и отвели его к царю Вавилонскому... И сыновей Седекии закололи пред глазами его; а самому Седекии ослепили глаза,... и отвели его в Вавилон... пришел Навузардан,.. слуга царя Вавилонского.,.. И сжег дом Господень,... и все домы в Иерусалиме.... и стены вокруг Иерусалима,... народ, оставшийся в городе... и прочий простой народ, выселил Навузардан... Только несколько из бедного народа земли оставил... Этот краткий и сжатый очерк последней судьбы народа Божия и его столицы современные пророки Иеремия и Иезекииль дополняют следующими печальными подробностями, которые предшествовали сему событию, сопутствовали ему и за ним последовали. События, предшествовавшие падению царства Иудейского. С восшествием на египетский престол сильного и могучего царя Вафрия 694 (у Геродота – Априс, – внук Фараона Нехао), легкомысленный Седекия заключает с ним оборонительный союз против Вавилонян и увлекает в этот союз Сирийские народы, а также Моавитян и Аммонитян 695 . Но, прежде, чем окреп этот союз, Седекия, для отвода, отправляет в Вавилон посольство с изъявлением верноподданичества 696 , и даже сам с этой целью туда путешествует 697 . Но потом он отказывает Навуходоносору в подчиненности и дани 698 , несмотря на свою клятву в верности именем Бога 699 . Ложные пророки поддерживают безумные надежды вероломного царя Иудейского и его народа; но Иеремия надевает хомут и носит его перед всеми, в знак близкого порабощения царю Вавилонскому, и таковые же хомуты посылает союзникам Иудейским 700 . А к переселенным уже пленникам Иудейским Иеремия шлет письмо с трогательным и картинным увещанием терпеливо ждать окончания плена через семьдесят лет и с грозными прещениями на ложных пророков 701 , понапрасну волнующих народ. То, о чем писал Иеремия из Иерусалима, пророк Иезекииль в самой стране плена картинно изображает своими вдохновенными речами, к которым присоединяет он различные символические действия, означающие нужду и горе, приближающиеся к Иерусалиму (Лежание 390 дней на левом и 40 дней на правом боку. Ячменный хлеб, испеченный, вместо дров, на навозе. Истребление волос с головы и бороды – мечом, огнем и ветром) 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Те же,/коих отвергает Бог, будут низвержены в тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубовный 686 ; ибо Он сказал: «Всякий, любящий душу свою больше Меня, не достоин Меня» 687 . Итак, будем усердно предавать души наши Господу Богу. И если кто-нибудь будет удостоен мученичества, то он должен воспринять на себя это с радостью, ибо он признан вполне достойным этого венца и оставляет этот мир через мученичество 688 . Ибо S 81/CA V. 7///Господь Спаситель наш сказал 689 : «Ученик не больше учителя своего, но каждый должен быть совершенным, как его учитель». Итак, наш Господь добровольно предал Себя всем этим страданиям, чтобы искупить нас, и претерпел бичевания, поношения и заплевания, быль напоен уксусом и желчью 690 и, наконец, был пригвожден ко кресту. Мы же, Его ученики, должны быть Его соревнователями. Если Он именно ради нас перенес и претерпел все, даже до страдания, тем более должны претерпеть мы ради Него, когда мы страдаем! И нам нет нужды сомневаться, ибо Он обещал нам, что если мы будем гореть и на горящих углях 691 … если только мы веруем в нашего Господа Иисуса Христа, и в Бога, Его Отца, Господа Бога Всемогущего и в Его Святого Духа, Которым слава и честь во веки веков. Аминь. Глава XX О воскресении мертвых 692 ///Всемогущий Бог возбудить нас через Бога Спасителя нашего 693 , как Он обещал. Он восставит нас из мертвых в том самом образе, какой мы теперь носим, без всякого изменения 694 , в великой славе вечной жизни. Ведь если бы мы были ввергнуты в глубины моря, или были бы как пыль развеяны S 82/СА V. 7///ветрами, все же мы остались бы среди этого мира, а этот мир содержится в руце Божией. Итак, из Своей руки восставит Он нас, как сказал Господь Спаситель наш 695 : «Волос с головы вашей не пропадет; поэтому терпением вашим спасайте души ваши». О воскресении мертвых и прославлении мучеников 696 так сказал Господь у Даниила 697 : «Многие, покоящиеся в пространной земле, воскреснут 698 в тот день, одни на вечную жизнь, другие на бесчестие, посрамление и рассеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

«Человек есть венец и завершение, и представитель всей земной природы; грех и падение его стали грехом и расстройством всей связанной с ним природы, ныне совоздыхающей нам и чающей с нами войти в свободу славы чад Божиих» 693 . Оттого-то неоднократно природа эта явным образом отзывалась на крайнюю порчу людскую теми или иными катастрофическими потрясениями, напр., в Ветхом Завете – потопом или гибелью долины Гоморрской, или в недавние дни – землетрясением и смытием волнами моря о. Мартинники или Мессины на Сицилии 694 . Так и в последние времена. Неизбежным результатом порчи людей и разлития по лицу земли потоков лжи, злобы и нечестия явится нескончаемый ряд бедствий и в отношениях самих людей, и во внешней природе. Услышите же о войнах (и о смятениях 695 ) – неурядицах внутренних…, революции, анархии и т. п. 696 и о военных слухах 697 … И эта брань войны будет все расширяться и нарастать, чтобы стать всеобъемлющей и мировой. «Восстанет народ на народ, и царство на царство» 698 , – «… предаст брат брата на смерть, и отец детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их» 699 . С другой стороны – «… будут большие землетрясения по местам и глад, и моры, (и смятения Мк.), и ужасные явления, и великие знамения с неба» 700 . Это наступление последних потрясений и бедствий в истории рода земного в книге «Апокалипсис» символически изображаются сначала – как снятие семи печатей, задерживающих действие сил истребления, как-то: убийства, мор, голод, звери и т. п. и скрывающих тайны будущего 701 , потом, по снятии 7-й печати – семь труб ангелов, по звуку коих сначала третья часть деревьев на земле сгорела и вся трава зеленая сгорела, потом третья часть одушевленных тварей и судов моря погибла, затем – третья часть вод стала полынью, и многие из людей умерли, далее – третья часть светил затмилась; от последних трех труб пострадали уже одни люди: от саранчи, имеющей власть скорпионов, и мучающей в течение 5 месяцев людей с такой силой, что они будут искать смерти – и не найдут ее, от огня, дыма и серы извергающихся из пасти двух тем тем коней 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Это прямо противоречит истине, возвещенной Господом Иисусом Христом в Евангелии: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7. 17–18 ). А. Безант говорит и больше, далее прямо заявляя: «каждая высочайшая истина, которая двигает человечество вперёд, которая утешает нас в печали, поднимает нас выше страха смерти и даёт нам сознание бессмертия, исходит из таких нервно больных … напряжение, проявляющееся обыкновенно как истерия или нервное возбуждение, создаёт условия, при которых нервная материя способна воспринимать колебания более быстрые и высокие, чем колебания физической сферы. Натянутость нервов есть необходимое условие для проявления Высшей Жизни и Высшего Сознания» 698 . Ясно, что Безант говорит здесь прежде всего про адептов теософии, пытаясь к ним неправомерно приравнять и всех иных учителей духовности. Но, как мы видели, о других религиях основоположники теософии обладали знаниями недостаточными и путаными, поэтому Безант в данном случае высказалась адекватно лишь по отношению к самой теософии. Признание обличает теософию – оказывается, что она создана нервно больными людьми. Впрочем, об этом, исследуя теософию, мы догадывались уже многократно: кто же ещё мог создать столь путаную, противоречивую, фантазёрскую доктрину, содержание которой, по меткому выражению Ивана Ильина – «смутная химера» 699 и психически патологичную практику? Только душевно больные! Вышеприведённое евангельское свидетельство очень хорошо вскрывает подоплеку данного явления. Не зря Спаситель несколько раз повторяет, что от плодов познается древо и каково оно – таковы и плоды. И как будто к теософам через две тысячи лет обращены Его слова обличения: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» ( Мф. 12, 34–35 ). Как может теософия претендовать на разумность, не много ни мало называя себя «религией разума», будучи порождением состояния психической болезни?! 2.6.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

эту небесную пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая ее такой, которую бы надо принимать только с чистым духом и телом. Потом апостол прибавляет: оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (Там 697//же, 30); духовные немощи и смерти происходят от такого причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, т. е. подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости. Потом следует: ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (Там же, 31), т. е. если бы мы считали себя недостойными принятия таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание к тому, чтобы, исправившись через покаяние, достойно приступить к ним, и не наказывались бы от Господа жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к исцелению наших ран. А иначе, если будем признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, в будущем подвергнемся суду вместе с грешниками этого мира. Это ясным учением заповедуется и в книге Левит: мясо чистое может есть всякий чистый; если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего (Лев 7, 19, 20). И в книге Второзакония повелевается нечистого отлучать от лагерей: если у тебя будет кто нечист от случившегося (ему) ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть (тело свое) водою, и по захождении солнца может войти в стан (Втор 23, 10, 11). глава 6 Что осквернение тела иногда не заключает в себе вины и случается по действию дьявола, это доказывается примером Но чтобы яснее доказать, что иногда и по действию врага приключается нечистота, то скажу, что мы знали брата, который хотя постоянно сохранял чистоту сердца и тела, приобретенную высшей осмотрительностью и смирением, в другое время не искушался ночными обольщенья- 698// ми, а когда готовился к принятию причастия Господня, то во сне осквернялся нечистым истечением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010