«Ибо Господь Бог есть солнце и щит» Терракотовые статуэтки Астарты из Израиля 1000–600 л. до н. э. / Скажем, Ашер, или, как её ещё звали, Астарта или Элат (богиня), считалась у хананеев, коренных жителей Палестины, супругой Эла – Творца. То, что они почитали Господа, облегчило ассимиляцию хананеев евреями, вот только избавиться от Ашер оказалось невероятно трудно. Археологи регулярно находят в Израиле её обнажённые фигурки и встречают надписи типа: «Я благословляю тебя Яхве Теманским и его Ашерой». То есть жуткий демон, который дремал со времён палеолита, не исчез, а лишь приспособился к общественным вкусам. Именно это стало причиной того, что Господь попустил разрушение Храма Соломона и Вавилонское пленение иудеев. Большинство христиан знает об этих событиях, но немногие помнят, что к ним привело. Так вот, даже Соломон Премудрый на склоне дней не сумел разглядеть опасности, которую таил в себе культ Ашер (Астарты): «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому», – читаем мы в 3-й Книге Царств. Дальше злочестие начало умножаться. Сын Соломона, Ровоам, установил статую хаанейской богини в Храме Господнем, вслед за её культом начали проникать и другие. Например, Ваала – мнимого сына Эла и Элат, культ которого повсеместно сопровождался сладострастными оргиями и членовредительством. Лишь при царе Асе (908 – 867 гг. до Р. Х.) было положено начало организованному сопротивлению этой напасти. Государь, как сказано в Библии, «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжёг её у потока Кедрона, и истёр её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты». Увы, это была лишь временная победа. При царе Манасии (698 – 642 гг. до Р. Х.) верные Господу израильтяне вновь потерпели жестокое поражение. Идола Ашер внесли в Храм Господень. И здесь ещё раз обратим внимание на хитрость идолопоклонников, выдававших Астарту не за богиню, а за служительницу Господа. Считалось, что она дарит женщинам плодовитость и облегчает роды. Сказать, что её почитание было распространено в Иудее, – не сказать ничего. Лишь пророки и немногие из царей осмеливались бросать ему вызов.

http://pravoslavie.ru/70692.html

Иер. 30 :4. И вот те слова, которыя говорил Господь об Израиле и Иуде. Иер. 30 :5. Так говорит. Господь: голос страха 692 услышите, страха, а не мира. Иер. 30 :6. Спросите и узнайте 693 : раждает-ли мужеский пол? а также (спросите) и о страхе, при коем будут (люди) обнимать чресла и спасение 694 , ибо я видел всякого человека: руки на чреслах его, как у раждающей, а лица изменились, как при желтой болезни 695 . Иер. 30 :7. О горе 696 ! ибо велик день тот, и нет подобного ему, и тесное время для Иакова, но от него он будет спасен. Иер. 30 :8. В тот день, говорит Господь, сокрушу ярмо с выи их, и узы их разорву, и не будут они более служить чужеземцам. Иер. 30 :9. Но послужат они Господу Богу своему, и Давида, царя их, Я возставлю им 697 . Иер. 30 :10. (Посему) 698 , ты не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот Я спасу тебя из земли дальней 699 и племя твое из земли пленения их, и снова 700 возвратится Иаков и успокоится и всяким добром наполнится 701 , и никто не будет устрашать тебя 702 . Иер. 30 :11. Ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя, ибо Я совершенно истреблю все народы, среди которых Я разсеял тебя, а тебя не истреблю до конца, но накажу тебя по правосудию, и очищая не очищу тебя 703 . Иер. 30 :12. Ибо так говорит Господь: Я возстановил поражение твое, болезненна рана твоя, Иер. 30 :13. Никто не разбирает суда твоего, для болезни врачевался ты 704 , пользы нет тебе. Иер. 30 :14. Все друзья твои забыли тебя и не спрашивают тебя о мире твоем 705 , ибо Я поразил тебя язвою вражескою 706 , жестоким наказанием, (ибо) по множеству 707 неправды твоей умножились грехи твои. Иер. 30 :15. Что вопиешь о поражении твоем? неисцельна 708 болезнь твоя, по множеству неправды твоей и по закоренелости 709 грехов твоих, Я сделал тебе это (все) 710 . Иер. 30 :16. Посему, все поедающие тебя будут поедены, и все враги твои плоть свою всю поедят, – по множеству неправды твоей умножились грехи твои: они сделали тебе это, – и будут грабители твои ограблены, и всех пленителей твоих Я отдам в плен.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы ( Nolland. 1989. P. 26)). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» ( Theoph. Bulg. In Luc. 1//PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Минь. Т. VII. С. 696. Творения. Т. VII. С. 764. 599. 1 е и 2 е пришествия Христовы (разница) Говоря о признаках Второго Своего пришествия, Господь в то же время предостерегает учеников касательно места. Не так Он явится тогда, как в первое Свое пришествие явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, и когда сначала никто не знал о том; но открыто и со всей славой, так что не нужно будет кому-нибудь возвещать об этом… Как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в одно мгновение является во всей вселенной – и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних комнатах дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы. Минь. Т. VII. С. 697. Творения. Т. VII. С. 765–766. 600. Крест на небе при 2 м пришествии Христа «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси» ( Мф. 24:30 ), – то есть, Крест, который светлее солнца, – так как солнце помрачается и скрывается, а Крест является: он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Приносит же Крест для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды. Минь. Т. VII. С. 698. Творения. Т. VII. С. 767. 601. Скорби со Христом и без Христа Хотя бы мы и не решились потерпеть для Христа некоторые скорби, то все же совершенно необходимо будем терпеть их, только иным образом. Если ты и не умрешь за Христа, то не будешь же бессмертен; если и не отвергнешь для Христа богатство, то не возьмешь его с собою по смерти. Он требует от тебя того, что и без требования ты отдашь, потому что ты смертен. Он желает, чтобы ты добровольно сделал то, что должен будешь сделать и по необходимости. Минь. Т. VII. С. 699. Творения. Т. VII. С. 769. 602. Христос – все для нас, и желает, чтобы мы были Его, а не жили только для земли Господь во всем предоставляет нам Себя, а мы противимся Ему! Хочешь ли ты, говорит Он, украшаться, – украшайся Моей красотой, или вооружиться, – Моим оружием, или облечься – в Мою одежду, или питаться – вот тебе Моя трапеза, или идти – иди Моим путем, или наследовать – получи Мое наследие, или войти в Отечество – войди в город, которого Я Художник и Строитель, или построить дом – построй его в селениях Моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Молитва – это всегда диалог, а диалог возможен только между личностями. Сам факт молитвы как основы духовной жизни свидетельствует о важнейших богословских истинах, что Бог и человек суть личности, а христианство – это личностная религия. Союз личностей Бога и человека, образуемый в молитве, позволяет божественной благодати войти в ум и сердце человека и преобразить их. Высший уровень межличностного диалога – любовь, потому и высшая форма молитвы – молитва любви. В этом случае благодать Божия и природа человека образуют таинственное единство тварного естества с нетварным. Условия молитвы Если человек намерен разговаривать с Богом, то он должен верить в Него. Вера – это важнейшее основание молитвы: «Вера – крыло молитвы; не имея сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится» 698 . Для правильной молитвы необходимо предельное сосредоточение внимания на смысле произносимых слов, как выражается прп. Иоанн Лествичник : «Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай её в словах молитвы. Если она, по младенчеству твоему, утомится и впадёт в развлечение, то опять введи её в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен всё утвердить, может и уму нашему дать постоянство» 699 . Внимательная молитва оказывает благодатное действие на сердце. Для этого необходима определённая предварительная подготовка человека. Она кратко описана в первых строках любого православного молитвослова перед утренним правилом 700 . Скажем о подготовке подробнее. Для правильной молитвы необходимо: •      сокрушение сердечное, смирение, осознание своей греховности, немощи: такому человеку Бог всегда готов прийти на помощь, ибо Он Сам говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9:13 ); гордость и самодовольство не совместимы с молитвой; •      искреннее прощение всех обид: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5:23–24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Мф. 28:20 ). А чтобы маловерное сердце не помыслило, что крест или имя Христово действуют сами по себе, эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от сердца во всё то, что Он совершил нашего ради спасения». Эти слова совсем не мирятся с новым догматом о. Илариона и о. Антония Булатовича, будто «Имя Иисус всесильно творить чудеса вследствие присутствия в нём Божества» 697 , а, напротив, подтверждают то, что говорили и писали против такого учения о. Хрисанф и др., т. е. что Имя Божие чудодействует лишь под условием веры, другими словами, когда человек, произнося его, не от произношения ждёт чуда, а призывает Господа, Которого имя означает, и Господь по вере этого человека творит чудо. Это же непременное условие чуда указывает в Евангелии и Господь («Если будете иметь веру и не усомнитесь»... Мф. 21:21; 17:20 и др.). Тем же объясняет исцеление хромого и апостол Пётр в Деян. 3:16 : «ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего... и вера, которая от Него, даровала ему исцеление». Неправда нового догмата изобличается, наконец, и теми выводами, какие делают из него его приверженцы, в частности, о. Булатович в своей «Апологии». По нему выходит, что и иконы, и крестное знамение, и самые таинства церковные действенны только потому, что на них или при совершении их изображается или произносится Имя Божие. Нельзя без крайнего смущения читать XII главу «Апологии» 698 , где о. Булатович даёт из своего нового догмата объяснение Божественной литургии. До сих пор Церковь Святая нас учила, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними потому, что Бог, по молитвам и вере (не самого, конечно, священника или кого-нибудь из предстоящих, а Церкви Христовой) «ниспосылает Духа Своего Святого и творит хлеб – Телом, а вино – Кровью Христа Своего»... Отец же Булатович в «Апологии» пишет, что таинство совершается «именно силою произнесённого Имени Божия», т. е. будто бы просто потому, что над хлебом и вином произнесены слова «Дух Святый», «Имя Святого Духа» и совершено крестное знамение с именословным перстосложением 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Научимся же, прежде всего, возносить молитвенную жертву Господу, когда предпринимаем что-нибудь, беремся за какое-нибудь дело или отправляемся в путешествие, и не иначе как испросив Его помощи, будем начинать дело ( 7, 698 ). И между делами совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знаний. Святитель Василий Великий ( 8, 149 ). Истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в сердце своем. Святой Епифаний ( 82, 108 ). Много беседуй с Богом, мало говори с людьми, памятуй всегда Бога, и ум твой сделается небом ( 27, 147 ). Пребывай в молитве: Господь любит постоянного молитвенника и являет ему щедроты Свои. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 284 ). «На всяком месте» молитесь. Так говорит апостол: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2, 8 ). Когда мы стоим, сидим, ходим, отдыхаем, делая что-нибудь руками, в уединении и в собрании можно молиться. Ибо всегда, на всяком месте и во всех наших делах, и во время еды и пития, и в богоугодных беседах можем наш ум и сердце возводить к Богу, со смирением и верою предлагать наши нужды, и милости у Него просить, и говорить: «Господи, помилуй!» Так Моисей посреди многочисленного народа, который вывел из Египта, и когда увидел их в опасности, умом и сердцем воззвал к Богу, хотя Его словесная молитва и не изображается в Писании, но Бог сказал ему: «что ты вопиешь ко Мне?» ( Исх. 14, 15 ). Езекия, благочестивый царь, лежа на одре, молился, и услышал его Бог ( Ис. 38, 2–8 ). Иона во чреве кита молился, и услышан Богом ( Иона 2, 2–11 ). Три отрока в печи огненной молились, и были спасены ( Дан. 3, 23–51 ). Бог смотрит не на внешний образ и расположение тела, каково оно, но на сердце, смирение и веру и желание сердечное. Поэтому и написано: «Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце ИХ; открой ухо Твое» ( Пс. 9, 38 ) Святитель Тихон Задонский ( 104, 1101–1102 ). Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, и удобно наследуешь спасение ( 108, 140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

О, сколь необходимо нам при всяком случае приступать к этому небесному пиру, который устраивает нам это преестественное Таинство святого престола! Ангелы невидимо предстоят. В величайшем благоговении священники, в момент этого Таинства почтенные паче Ангелов, приносят в жертву непорочного Агнца. Ангелы служат, а верные приступают, чтобы вкусить Тела и испить Крови Христовых: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите» 698 , дабы таким образом жить во Христе и не умирать во грехе. Итак, да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей 699 , согласно божественному апостолу, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа 700 . Когда какой-либо человек желает предстать царю, то готовится к этому заблаговременно. Он приводит себя в порядок, готовит речь, продумывает свое поведение и манеры, чтобы привлечь царскую милость и быть услышанным в желанном прошении. Насколько Царь Небесный превосходнее земного, настолько же усерднее и христианин должен готовиться к Божественному Причащению, чтобы сподобиться милости и прощения. Приходящий к земному царю зачастую вооружается лукавством, лестью, лицемерием и ложью, чтобы получить желаемое, в то время как верного христианина, приходящего к Царю царей, Который взирает на внутреннего человека, должны украшать святость, смиренное мудрование и простой нрав души, который драгоценнее гибнущего золота. Приготовимся и мы, очистив помыслы и умертвив чувства, да совнидем в чистоте со святыми апостолами на Тайную Вечерю и да причастимся сладчайшего Иисуса, дабы Он пребывал с нами в нескончаемые веки веков. Аминь, буди! 6 Стой в церкви со страхом и благоговением, ибо здесь невидимо присутствует Христос со святыми Ангелами. Внимательных и благоговейных насыщает благодатью и благословениями. Невнимательных же осуждает, как недостойных. Постарайся причащаться как можно чаще. У тебя есть на это благословение, потому что Божественное Причащение – наилучшая помощь подвизающимся против греха. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Образ страждущего Мессии, покрытого ранами и обагренного Своею кровию, взят от топтавшего в точиле виноград. Своими ранами и Своею кровию Он поражал Своих врагов, как это мы уже показали выше. И чем больше враги наносили Ему ран, чем больше обагрялся Своею кровию, тем сильнее и решительнее Он поражал их. И в этом поражении врагов никто Ему не помогал. Отсюда гнев и ярость Его в этом поражении врагов означает и выражает Его ненависть к врагам – диаволу, греху, смерти, поборниками и выразителями которых были распинатели Евреи. В Евангелии мы видим, что и Сам Христос, и Евангелисты часто изображат нам высокими и характерными чертами идеальный вид Спасителя. Призывая к Себе «всех труждающихся и обремененных», Христос обещает дать им " покой», с тем, чтобы они научились от Него «кротости и смирению», воплотили в себе Его образ совершеннейшей духовной красоты: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:28, 29 ). Он, кроткий и смиренный, покорный воле Отца Небесного ( Ин. 4:34, 6:38 ; Мф. 26:42 ; Лк. 22:42 ), «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих», в защиту Себя от врагов ( Ис. 53:7 ; Ин. 1:29, 36 ), и Своею кротостию и смирением, Своею покорностию определению Отца Небесного, Он отпечатлевал Свой совершеннейший образ и на всех приходивших к Нему поучиться. В Назаретской синагоге Он Сам приложил к Себе слова пророка, который за 698 лет до Его рождения яркими чертами изобразил дивный характер Его деятельности, в которой отразилась вся небесная красота Его души и доброго сердца. «Дух Господень на Мне, – сказал Он словами пр. Исаии, – ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4:18, 19 ; Ис. 61:1, 2 ). Своим благовестием, Своими действиями Он нес всем радость и нравственное успокоение; Он раздавал всем узникам греха свободу, несчастным больным – выздоровление, слепым прозрение, а всем нищим радостное благовестие о наступлении благоприятного лета Господня. И это не на словах обещал, но давал самым делом. А потому, какая благость, какая любовь, какая радость сияла на Его лице, когда Он являлся раздаятелем этих благ небесных всем страждущим и скорбящим в жизни, всем несчастным мира! А эта радость благодеяний придавала лицу Его неизреченную красоту небесную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Обряды при совершении жертвы о грехе были тоже различны, судя по достоинству лиц, приносивших покаяние. По заклании с обычными обрядами, тельца о первосвященнике, или целом сонме израильском, жрец брал крови сего тельца и вносил ее в самую скинию, и здесь, омочив перст свой в крови, кропил ею семь раз пред Господом – пред завесою святилища, и потом возлагал ее на роги жертвенника благовонных курений 689 , а остальную кровь выливал к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинию собрания (во дворе). Затем, по сожжении на жертвеннике всего жира, собранного из тельца, он весь сожигался вне стана 690 . Если же привносились жертвы о грехе частых лиц, то кровь сих жертв не вносилась в скинию, а возлагалась только на роги жертвенника всесожжений и проливалась у его подножия; а жертвенное мясо, по сожжении жира, съедаемо было священниками во дворе скинии 691 . Жены и дочери священников не допускались к ядению сего мяса 692 , ибо оно было великой святыней, так что все, что прикасалось к сему мясу, освящалось. Одежда забрызганная кровью жертвы о грехе, измывалась на святом месте. Глиняный сосуд, в котором она варилась, надлежало разбить, а медный вычистить и вымыть, дабы не оставалось никакого запаха 693 . Если же приносились в жертву птицы, то собственно одна из них приносилась за грех, а другая во всесожжение. Священник надламывал голову птицы, но от шеи не отделял; затем кропил кровью сей жертвы за грехи, на стену жертвенника, а остальную кровь выцеживал к подножию жертвенника 694 . Если же бедняк приносил только муку в жертву за грех свой, то он не возливал на нее ни елея 695 , ни клал на нее ладана 696 , как это обыкновенно делалось с хлебными приношениями 697 , – a просто священник брал из сей муки полную горсть в память о грешнике 698 , как сказано в Писании, и сожигал на жертвеннике, а остальное брал себе. 699 3. Жертва о преступлении. ( Лев.5:14–19, 7:7 ) Жертва о преступлении, или так называемая в Писании жертва повинности, была частным видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению или в припадке страсти 700 , а не по убеждению (по принципу) и не дерзновенной рукой, – как сказано в Писании 701 , т. е не с нахальством и публичным бесстыдством 702 . В сию жертву употреблялся овен 703 с такими же точно обрядами, какие наблюдались в жертве за грех от частных лиц. Кроме сего, в случае присвоения чужой собственности, кающийся должен был возвратить похищенное, и присоединить еще к нему пятую часть, в знак искренности своего раскаяния 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010