Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России 22.07.2015 716 Время на чтение 56 минут Статья посвящена малоизученному аспекту почитания преподобного Сергия Радонежского как поборника русского воинства. В ней впервые представлен презентативно-аналитический обзор литературных источников XV- начала XX вв., свидетельствующих о формировании особенного отношения к Святому со стороны правящей династии Рюриковичей и Романовых, и в народной среде, а также впервые рассматривается предание о его заступническом служении Отечеству. Почитание основателя Троице-Сергиевой лавры и великого игумена земли Русской преподобного Сергия издавна связано не только с его духовной и цельбоносной помощью людям, но и с идеей его небесного заступничества за Отечество.Эта тема отражается в Службах в дни памяти Святого 25 сентября и 5 июля по ст. ст. и наиболее четко - в тексте икоса по шестой песни всех трех посвященных ему канонов: «...Радуйся, яко молитвами твоими сопротивнии поб ждаются. Радуйся, православному воинству нашему похвала и утверждение. Егоже соблюди молитвами твоими отъ врагъ ненав тно, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре!» Выраженное в этом стихословии убеждение в небесном служении Преподобного России, несомненно, опирается на издревле сложившееся предание Церкви, причем зафиксированное разновременными литературными свидетельствами, значительное число и разнообразие которых совершенно не позволяет сомневаться в правомерности народной веры. Среди них следует различать свидетельства о прижизненном участии Святого в деле защиты своей Родины и свидетельства о его посмертной, чудесной помощи в военном противостоянии Руси внешнему врагу. Главным прижизненным «воинским» подвигом преподобного Сергия является, как известно, факт духовного укрепления им благоверного князя Димитрия Ивановича на твердую борьбу с ордынским правителем Мамаем, который вознамерился воцариться в Русской земле . Известно, что Святой благословил московского князя на битву с ордынцами, предсказал ему победу и дал ему в поддержку двух иноков своего монастыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю, канонизированных впоследствии [память отмечается 7(20) сентября, а также в Неделю Всех святых и в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1-е и 2-е воскресенье после Святой Троицы), в дни празднования Соборов Московских святых (воскресенье перед 26 августа (8 сентября), Радонежских святых (6(19) июля), Тульских святых (22 сентября (5 октября)), Брянских святых (20 сентября (3 октября)].

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Художник-провидец Василий Чекрыгин К 100-летию гибели (1897 – 1922) 02.06.2022 2319 Время на чтение 11 минут Фото: В.Чекрыгин. Автопортрет, 1918 ВОСКРЕШАЮЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА В подмосковном Пушкино год назад в лесу на заброшенном Боголюбском кладбище чудесным образом отыскалась  могила богоданного художника, графика, теоретика искусства, православного мыслителя Василия Чекрыгина . Он черпал своё творческое вдохновение в библейских текстах, в Евангелии и в работах философа-космиста Николая Фёдорова. Современники называли Василия Чекрыгина «апостолом большого искусства». Он автор графических циклов «Расстрел» (1920), «Бытие» (1920 – 1921), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в Поволжье» (1922) и «Воскрешение мёртвых» (1921 – 1922), один из создателей и теоретиков Союза художников и поэтов «Маковец», названного так в память о холме Маковец, на котором  Сергий Радонежский основал Троице-Сергиеву Лавру.  Над  могилой Василия Чекрыгина высится белый крест с иконой Пресвятой Троицы, как на той старинной фотографии, по которой и была найдена подвижником-краеведом, священником Андреем Дударевым  эта таинственная Долгие годы считалось, что её вместе с окрестными деревнями в 1937 году затопили воды соседнего Учинского водохранилища, расположенного недалеко от Акуловой горы, воспетой Владимиром Маяковским. Тем не менее на судьбоносном повороте русской истории могила художника отыскалась, то есть позволила к себе приблизиться. Василий Чекрыгин родился в городе Жиздра Калужской губернии 6 января (по ст.ст.) 1 8 97 года. Поэтому его рождение в дружной многодетной семье было воспринято как подарок на Богояаление. Вскоре семья  переехала в Киев, где Василий поступил на учёбу в иконописную мастерскую при Киево-Печерской Лавре. Одно из детских воспоминаний, несомненно, повлиявшее на становление его характера:  спасение вместе с младшими братьями  больной, брошенной у пруда на произвол судьбы лошади, которая долгое время не могла встать на Учился Василий Чекрыгин всегда с  упоением. Вместе с тем он  стремился к новым открытиям. В Москве в Училище Ваяния и Зодчества, где поначалу он считался лучшим учеником,  в конце концов был лишён стипендии за поиск новых путей в искусстве. В семнадцать лет Василий Чекрыгин  с другом, однокашником Львом Жегиным, сыном известного архитектора Фёдора Шехтеля,  путешествуя по Европе, учился  у великих классиков, подолгу простаивая в картинных галереях перед загадочными  полотнами. Однако время нещадно бурлило, клокотало и наполняло мир хаосом сначала Первой Мировой войны, а затем и Гражданской. Он знал, что может погибнуть, уходя добровольцем на фронт в 1915 году, но  не предполагал, что для России всё обернётся братоубийственной бойней.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/02/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ [англ. Dispensationalism; лат. dispensatio, dispensationis - распределение, управление, религ. заповедь, Божий Промысл, разрешение на отступление от правил], теологическая концепция, получившая широкое распространение в различных протестант. течениях (особенно в Великобритании и США) в XIX-XX вв. В основе Д. лежит представление о разделении истории человечества на периоды, в каждом из к-рых действует характерный для него закон Бога. В течение каждого периода Бог испытывает человека: насколько человек покорен особым, присущим только этому периоду откровениям, в к-рых проявляется Божия воля. Милленаристы (см. ст. Милленаризм ) толкуют 2 Петр 3. 8 в букв. смысле, где каждый день Шестоднева - это ровно 1 тыс. лет, и верят, что Страшному Суду должен предшествовать миллениум - 1000-летний период мира, экономического процветания и всеобщего христианского воцерковления. Постмилленаристы верят, что Второе пришествие Христа произойдет лишь в конце этого периода, премилленаристы - что Второе пришествие Христа видимым образом и в великой славе произойдет перед наступлением миллениума, а следов., именно Христос как земной Царь будет править, опираясь на святых, в течение всего миллениума. Совр. Д. характерен для премилленаристов. Автором учения был Дж. Н. Дарби из секты Плимутских братьев . Его амер. последователь, конгрегационалистский (см. ст. Конгрегационализм ) пастор Сайрус Скофилд, разработал свой вариант Д. и в 1909 и 1917 гг. в США издал Библию с комментариями и таблицами, в к-рой вся человеческая история была поделена на 7 диспенсаций (Скофилдова Библия - The Scofield Reference Bible/Ed. C. I. Scofield. N. Y.; L., 1909, 1917; новейшее изд.- Oxford NIV Scofield Study Bible/Ed. C. I. Scofield, E. S. English. N. Y., 1984). К 1918 г. было выпущено ок. 2 млн экз. Все ветхозаветные мессианские пророчества о Христе Д. толкует как пророчества не об Искупителе и Основателе Церкви, а о Царе, Который был послан, чтобы восстановить Израильское царство. Согласно Скофилду, Христос не смог восстановить трон Давидов и создал видимую христ. церковь, к-рая и существует в истории и в нач. XX в. переживает глубокий упадок. Скофилд настаивал на том, что человеческая история должна длиться ровно 7 тыс. лет, видя в числе 7 основу, на к-рой строится понимание Библии. Он опирался на подсчеты англикан. архиеп. Джеймса Ашера , согласно к-рым Творение произошло в 4004 г. до Р. Х. Свое время Скофилд рассматривал как завершение 6-й диспенсации, за ней должно последовать пришествие Христа и миллениум. Второе пришествие Христа должно побудить евреев принять Его как Царя и создать в Палестине «царство Славы» во главе с Ним, к-рое будет признано всеми народами Земли.

http://pravenc.ru/text/178547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Н. Корсунский. Гравюра. Кон. XIX в. Иван Николаевич (1.01.1849, с. Ст. Павшин Алексинского у. Тульской губ.- 10.12.1899, Сергиевский посад, ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), правосл. богослов, библеист, заслуженный проф. МДА. Сын пономаря с. Ст. Павшин. В 1864 г. окончил Тульское ДУ, в 1870 г.- Тульскую ДС по 1-му разряду, поступил на богословское отд-ние МДА, к-рое окончил в 1874 г. первым по списку с ученой степенью кандидата богословия. На 3-м курсе написал кандидатское соч. «Аллегорическое толкование Ветхого Завета в посланиях св. апостола Павла» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 273. Ед. хр. 2), удостоившееся высокой оценки профессора по кафедре Свящ. Писания архим. Михаила (Лузина) (Там же. Ед. хр. 3). 26 июля 1874 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка; 1 сент. 1876 г. перешел на должность смотрителя Тульского ДУ. В марте 1876 г. подал в Совет МДА 1-й вариант магист. дис. «Толкование Ветхого Завета в Новом», однако диссертация была возвращена на доработку (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1811. Л. 11). 8 дек. 1878 г. К. был избран на должность библиотекаря МДА. 22 дек. 1879 г., защитив диссертацию pro venia legendi (с правом преподавания) «Философское учение и мифологические представления классической древности о Боге и Его отношении к миру по изложению их в апологиях св. Иустина Философа», К. был избран и 9 янв. 1880 г. утвержден приват-доцентом церковно-практического отд-ния при кафедре греч. языка МДА (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1а). 6 апр. 1882 г. К. защитил диссертацию на степень магистра богословия с измененной темой: «Иудейское толкование Ветхого Завета: Опыт исследования в области истории толкования Ветхого Завета в период новозаветный» (М., 1882) и 12 апр. был утвержден в степени. 11 апр. 1882 г. К. вступил в брак с О. А. Владимирской, дочерью профессора Имп. московского технического уч-ща (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1 а); у них родились 3 дочери: Ольга (1883), Анастасия (1885), Анна (1888). Будучи библиотекарем, К. предпринял труд по составлению «Систематического каталога книг библиотеки Московской духовной академии», описав 14 892 наименования книг. Каталог был издан в 1880-1891 гг. в приложении к «Прибавлениям к Творениям святых отцов в русском переводе», затем отдельным изданием в 4 томах и 7 выпусках.

http://pravenc.ru/text/2458753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/122346_53.html

Микулино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Микулино городище. Первоначально собор в Микулином городище появился в 1382 году как один из первых памятников победе в Куликовской битве. Нынешний собор Михаила Архангела построен в 1550-е годы на месте ранее существовавшего собора. Село Микулино расположено на левом берегу реки Шоши (правый приток Волги), в 25 км к северу от райцентра и 147 км на северо-запад от Москвы. Первое летописное упоминание о городе Микулин относится к 1363 году. В 1398 году здесь был построен первый каменный собор. Город был окружён земляным валом, по кромке которого тянулись рубленные стены с несколькими глухими и тремя въездными воротами. В настоящее время высота валов достигает от 4 до 5,5 м, а их длина составляет 558 м. Вокруг внешней стороны вала был ров глубиной до 2 м, наполненный водой. Городище окружал большой посад с торгом. Город входил в Великое княжество Тверское. Развитие города способствовал перекрёсток дорог на Волоколамск, Тверь и Старицу. Его удельные князья в XV в. даже чеканили собственную монету. В городе и ближайших окрестностях в разное время существовало (по книге: В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Вып. 1, 2 и 3. СПб., 1890-1897 гг.) 6 монастырей, но не один из них " не дожил " до нач. ХХ в. С ликвидацией удела Микулин постепенно приходит в упадок и превращается в село Микулино Городище. На протяжении веков село принадлежало разным владельцам. В 1893 г. имение приобрёл последний владелец Александр Фёдорович Бухмейер, который в начале ХХ в. в своей усадьбе, расположенной на противоположном, правом берегу Шоши, построил внушительных размеров дворец с домовой церковью Воскресения Христова. (Ныне дворец с храмом не сохранился, а на территории усадьбы - психбольница 12). В селе А.Ф. Бухмейер построил винокуренный завод 22 и второкласское училище М.Н.П. В 1917 году село было волостным центром Старицкого уезда Тверской губернии. Здесь существовало почтово-телеграфное отделение, метеостанция III разряда 2-ого класса, сведения с которой передавались в Главную Физическую обсерваторию. Близ городища находился гостиный двор с 14 лавками. В селе ежегодно проходили 3 ярмарки: 9 мая, 17 сентября и 8 ноября (ст. ст.). В 1929 году с. Микулино Городище входит в состав Лотошинского района Московской области и стало называться упрощённо - Микулино.

http://sobory.ru/article/?object=00391

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!” ( Быт.49:17–18 ). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: “От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем” ( Иер.8:16–17 ). В Откр.7 перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”. Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: “которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число — “666”. По объяснению свщмч. Иринея Лионского , “имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого” (Против ересей, кн. 5, гл. 30). Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие “от среды удерживающего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: “ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время”. Слову “что” в синодальном переводе соответствует греческое “to katechon”, что буквально значит “держащее или удерживающее”, в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: “не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)”. Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под “удерживающим” и “держащим” можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

Приложение 6-е Личность Александра Македонского, столь известная на Востоке, не осталась незамеченною и Мухаммедом, который не замедлил записать его имя в число проповедников ислама. Как это ни странно для каждого, хотя мало знакомого с историей, однако же мухаммедане не отказываются от ложного представления Корана. Впрочем, в последнее время и мухаммедане готовы отказаться от веры в такую историческую ошибку Мухаммеда. Когда указываешь мухаммеданину, что Александр Македонский был язычник, то они говорят, что упоминаемый в Коране Александр жил во время Моисея, а не тот, которого знает под этим именем история. Кто этот другой Александр, мухаммедане, очевидно, никогда не скажут, потому что такого лица история не знает. Без всякого сомнения, личностью Александра интересовались современники Мухаммеда. В одном предании рассказывается, что Мухаммеду был предложен вопрос специально, кто был Дву-ль-карнайн? Икрима, Даххак, Катада, Мукатиль и Кальби рассказывают: «Гавриил не тотчас был послан к пророку, как ему люди предложили вопросы о семи спящих, Дзу-ль-карнаейне и святом духе. Он (Мухаммед) сказал при этом случае: я отвечу им завтра, но забыл прибавить: «Если Богу будет угодно». Гавриил не приходил и пророк очень опечалился. Когда же наконец он пришел, Мухаммед сказал: «Почему ты не приходил? Я очень опечалился». Гавриил отвечал: «Я желал придти κ тебе, но я – только слуга и могу приходить только тогда, когда меня пошлют». Поэтому был обнародован 19 гл. 65 ст. Корана». Бяйзави к имени Александра прибавляет прилагательное: «греческий», и называет его царем персидским и греческим. Другие говорят, что он владел Востоком и Западом и потому назван двурогим (Дзу-ль-карнайн), а иные утверждают, что у него самого были два рога 759 . В этом мнении слышится намек на двурогий головной убор жрецов Юпитера Аммона. Редслоб думает, что выражение: «двурогий " было названием, какое иудеи на основании гл. 8, ст. 2. Даниила прилагали к Киру, потому что он владел Мидией и Персией. Это название перешло и к Александру. Это прозвание прилагал к себе также какой-то король Хира 760 . Бяйзави приводит и другие мнения о личности Александра Македонского. Не имея нужды и времени разбирать все эти взгляды, приведем из Шпренгера следующий рассказ:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

прот. Александр Прокопчук Двадцатая Глава Хотя рассказы о встрече воскресшего Иисуса Христа с апостолами заметно различаются между собой у евангелистов–синоптиков, все они описывают лишь одно явление, в то время как у Иоанна число встреч увеличивается до трёх 230 (21:14). В начале книги Деяний говорится, что Иисус являлся ученикам в продолжение сорока дней ( Деян 1:3 ), а в Первом Послании к Коринфянам упоминаются явления «Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно... потом всем апостолам» ( 1Кор 15:4 – 6 ). Следовательно, наряду с последним евангелистом, ап. Павел и дееписатель Лука 231 указывают на более чем одну встречу. Если у Матфея ученики находят Иисуса Христа в Галилее, то у Марка они посылаются в Галилею, но встреча происходит в Иерусалиме, а у Луки апостолы не должны покидать Иерусалим до Пятидесятницы. Наконец, Иоанн приводит два явления в Иерусалиме и одно в Галилее. При этом лишь первое из них имеет параллели с синоптиками. «Необходимость» второго явления связана с уверением Фомы, третьего – с поручением Петру. Кроме того, у Иоанна (как и у Луки) воскресшего Иисуса не могут узнать: Мария не узнаёт Его у гроба, а ученики – при ловле на озере Тивериадском. Поэтому центральными темами последних глав четвёртого Евангели вера и узнавание. Воскресение Иисуса Христа Как и другие евангелисты, Иоанн сообщает, что первыми ко гробу пришли женщины. Однако по имени Он называет только Марию Магдалину, хотя множественное число в оповещении апостолам («Взяли Господа из гробницы, и не знаем, где положили Его» – Ин 20:2 ) предполагает, что она была не одна. Евангелист не уточняет, что именно привело Марию ко гробу, ведь помазание тела Иисуса Христа благовониями, согласно четвёртому Евангелию, уже состоялось при погребении. Иудейский обычай требовал навещать могилы и оплакивать умершего в первые три дня после похорон (ср. 11:17). «В первый же день недели Мария Магдалина приходит утром еще в темноте к гробнице и видит, что камень взят с гробницы» (20:1). Увидев, что камень отвален от пещеры, Мария бежит к апостолам, чтобы рассказать им о происшедшем. У неё не рождается других предположений, кроме того, что тело похищено. При этом евангелист не сообщает, заходила ли Мария в гробницу (см. ст. 6, 8) или хотя бы заглянула ли она в неё (см. 11–й ст.). Скорее всего, в темноте там всё равно нельзя было ещё ничего разобрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Прот. Павел Самойленко Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Ставропольский период жизни и деятельности. 1867–1894 гг. Источник Иоанн Иоаннович Восторгов родился в семье священника Иоанна Александровича Восторгова и супруги его Татианы Ксенофонтовны, как он сам свидетельствует в Ставленническом допросе и как следует из копии аттестата его, – 30 января 1867 года в станице Кавказской, Кубанской области 1 . Вскоре семья переехала в станицу Ново-Александровскую, Кубанской области (ныне город Новоалександровск Ставропольского края). Надо, правда, отметить, что помимо явно неверного года, рождения (1864), приводимого вслед за протопресвитером Михаилом Польским во всех современных публикациях, документы, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают еще два года, как возможную дату рождения о. Иоанна. Из клировой ведомости Михаило-Архангельской церкви ст. Ново-Александровской за 1874 год следует, что у священника Иоанна Восторгова трое детей: Иван – 8 лет, Николай – 5 лет, Александр – 1 год 2 . Простое вычитание годов от роду из года составления ведомости дает нам 1866 год, как год рождения о. Иоанна. Сведения о бедных духовного звания, получающих помощь из епархиальных средств за 1882 год 3 показывают, что у вдовы священника ст. Ново-Александровской Татианы Восторговой четверо детей: Мария – 15 лет, Иван – 14 лет, Николай – 10 лет, Александр – 6 лет. Таким образом, на основании этого документа, приходится предположить 1868 год, как год рождения Иоанна Восторгова . И, тем не менее, учитывая все эти факты, мы останавливаемся на 1867 годе, как годе рождения о. Иоанна. Опыт работы с архивными документами того периода подсказывает довольно простое разрешение этой проблемы. Учет рождений был поставлен не на высоте. За каждый год встречаются десятки дел о неправильной дате рождения или крещения. Но уж в семье годы и места рождения детей должны были сохраняться точно, именно это убеждает в верности 1867 года, как года рождения о. Иоанна. Тем более, что и в первом и во втором случае определенно год рождения не указывается, указываются лишь года от рождения в тот или иной год. К тому же, есть два косвенных свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010