В псалме 26 псалмопевец, в удалении от святилища, окруженный врагами, в ожидании нападения их, укрепляясь упованием на Господа, почерпает в нём спокойную уверенность в совершенной своей безопасности под божественным покровом и защитою, и вместе с тем возносит горячую мольбу, чтобы Господь, всегда бывший его помощником, и теперь не лишил его Своей, столь уверенно ожидаемой им, всесильной помощи и защиты. Надписание псалма именем Давида, свойственный Давиду язык и характер псалма, всегда отличавшее Давида спокойное упование на Господа в самой крайней опасности (ср. ст. 1–3 с 1Цар.17:37 и 45–47; 2Цар.22 ), особенная любовь к посещению дома Божия (ст. 4, ср. с Пс.5:8; 25:6–8; 121:2 ; 2Цар.6:17; 7:18; 12:20 ) и именно скинии (ст. 5), и к воспеванию в ней при жертвоприношениях хвалебных песней Господу (ст. 6 ср. с 2 Ц. 6:21; Пар. 16:4–7; 25:1–6; Сир.47:9–12 ), – все это вместе не оставляет сомнения в том, что Пс.действительно принадлежит Давиду; а положение псалмопевца в удалении от скинии (ст. 4–6), оставленного самыми близкими людьми (ст. 10) и окружённого множеством врагов (ст. 2, 6, 11–12), в ожидании нападения их полчищ (ст. 8), – даёт с вероятностью предполагать, что он написан был во время Авессаломова восстания, когда Давид, удалившись из Иерусалима и возвратив назад в город вынесенный было за ним ковчег Завета, в надежде, что Господь еще возвратит его и даст ему видеть жилище Свое ( 2Цар.15:25 ), – проводил ночь в Иорданской пустыне, спеша укрыться с своими людьми от преследования войсками мятежника за Иорданом ( – 17:16, 22:24), и усердно молил Господа разрушить совет Ахитофела – (16:31). Предположение это подтверждается и сходством псалма с Давидовыми же псалмами 3 и 62, которые, по прямому свидетельству их надписании, воспеты были Давидом во время Авессаломова восстания, а последний притом именно «в пустыне Иудейской» (ср. ст. 3 с Пс.3:7 ; ст. 4 с 62:2; ст. 5 с 62:3 и 3:5 б ; ст. 6 а с 3:4 б ; ст. 6 б с 62:4 и 6; ст. 7 с 3:5; ст. 8 с 62:2; ст. 9 с 62:8 и 3:8; ст. 10 с 3:6 б ; ст. 12 с 3:2 и 62:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 25 представляет как бы исповедь благочестивого псалмопевца пред Богом, в которой он, с полною готовностью подвергнуться самому строгому испытанию суда Божия (ст. 12), доказывает непорочность свою пред Богом и совершенную невиновность в общении с дурными, – лживыми, коварными, жестокими и корыстолюбивыми людьми (ст. 3–5 и 10–11), и свидетельствуя об особенной любви своей к дому Божию и к благоговейному, торжественному богослужению (ст. 6–8), молит Господа, в случае посещения гнева Его, не погубить его вместе с нечестивыми (ст. 9), чтобы, стоя твердо и безопасно па пути добродетели, он мог всенародно прославлять Его (ст. 12). В надписании псалом приписывается Давиду, и так как все черты изображения в нём псалмопевца совершенно соответствуют отличительным свойствам характера Давида и весь вообще псалом по мыслям и выражениям сходится с псалмами Давидовыми (ср. с Пс.5 и в частности ст. 1а с Пс.7:9 и 34:24; ст. 16 с Пс.24:2 , 20б и 21; ст. 2 с Пс.16:2–3; 138:1 и 23 и 7:10б; ст. 3 с 24:5 и 10; 100:1 и 3; ст. 4–5 с Пс.100:3–8 ; и 138:21–22 ст. 6–8 с Пс.22:66, 24:4–6, 27:2; 60:5 ; ст. 9–10; Пс.27:3 ; ст. 11 с Пс.17:21–24 и 24:21; ст. 12 с Пс 21:23 и 26; 34:18; 39:10), то нет никаких оснований сомневаться в том, что он действительно написан был Давидом. Принимая во внимание что исповедание псалмопевцем пред Богом своей непорочности и совершенной невиновности в единомыслии и общении с лживыми, коварными, готовыми на мздоимство и всякое злодеяние людьми даёт предполагать существование или распространение против него каких то обвинений, вызывавших его на подобные оправдания, а изображение им при этом своей любви к дому Божию и богослужению ведет к заключению, что все это происходило уже после устроения сионской скинии и введения в богослужение псалмопения (ст. 7–8 ср. 1Пар. 15:16 и 16:4–5), – можно с вероятностью предполагать, что псалом этот, подобно как и близко сходный с ним 5-й написан был пред восстанем Авессалома, когда тот с своими единомышленниками, с намерением возбудить в народе недовольство царём Давидом, старался распространять о нём разные невыгодные слухи, обвиняя его в неправосудии и жестокости, и особенно в том, что он окружил себя дурными, бесчестными, своекорыстными людьми, при которых нет возможности в самом справедливом деле добиться правосудия ( 2Цар.15:2–6 ср. 16:7–8). Слухи о распространении подобных плевел без сомнения доходили до Давида и возмущали его душу, но уповая, что Господь не попустит восторжествовать клеветникам, он не принимал против них никаких мер и только искал себе успокоения в частом посещении устроенной им Сионской скинии и в молитвенном исповедании души своей пред Богом 130 · Очень вероятно, что в одно из посещении скинии при подобных обстоятельствах и излился из души Давида рассматриваемый псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 27. Молитва об избавлении от жребия нечестивых и праведном воздаянии им, и благодарение Господу за услышание В Псалме 27 псалмопевец, находясь в смертной опасности (ст. 1) от коварных врагов (ст. 3), простирает руки в святилищу и молит Господа (ст. 1–2) – не погубить его вместе с нечестивыми, коварными его врагами (ст. 3), но подвергнуть их заслуженному ими наказанию (ст. 4–5), и вполне уверенный, что Господь и не может поступить иначе, прославляет и впредь обещает прославлять Его, как своего лично помощника и защитника (ст. 6–7) и как покровителя и заступника избранного им народа и царя его (ст. 8), к чему опять присоединяет мольбу о всегдашнем божественном водительстве народа и его благоденствии (ст. 9). Надписание псалма именем Давида, изображение псалмопевцем себя, как помазанного от Господа царя избранного народа (ст. 8; ср. Пс.62:12 ), но в угрожающей смертию опасности от действующих обманом и клеветою коварных врагов (ст. 3), как обыкновенно изображаются они в Давидовых псалмах из времени Авессаломова восстания ( Пс.4:3; 5:10; 25:4–5 и 9–10; 26:12; 40:7–8, 10; 62:12), свойственное того же времени псалмам обращение в дому Божию (ст. 2 ср. Пс.3:5; 5:8; 22:6; 25:8; 26:4–6; 62:3 ), такая же, как в относящемся к означенному времени Пс.3 (ст. 9), мольба за народ (ст. 12): – все это вместе даёт основание заключать, что Пс.написан был Давидом по поводу Авессаломова восстания, хотя и трудно решить, в какое именно время восстания. Судя по тону, что тон Пс.довольно спокойный, что псалмопевец с одной стороны жалуется на молчание Господа, а с другой – благодарить Его за уславшее своей молитвы, что в Пс.не говорится о вооружённом нападении врагов, а между тем возносится мольба за народ, предполагающая опасность, угрожающую его благосостоянию, – можно догадываться, что написание его относится ко времени пребывания Давида за Иорданом, когда первая опасность быстрого нападения на него мятежников миновалась и наступило некоторое затишье более или менее спокойного с той и другой стороны приготовления к войне, которая во всяком случае грозила благосостоянию народа, а Господь как бы безмолвствовал (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Третья книга Псалтири. Псалмы 72–88 «Да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». ( Мф.13:35 ) Псалом 72. Не должно соблазняться счастием грешников. Псалом этот, как в еврейском, так и в греческом тексте представляющий толковнику некоторые трудности, по содержанию своему родственен с псалмами 36 и 48 и отчасти также с псалмом 39. В нем псалмопевец занимается вопросом, так сильно и часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостию и правдою Божиею земное счастие нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? Певец нашего псалма 496 , благочестивый израильтянин (ст.1,13,28), в минуты тяжелых страданий (ст.14 и 26), задавал себе также этот вопрос, возбуждавший в нем тяжелую борьбу лучшего верующего убеждения с сильным сомнением в благости и правде Божией. Он только что пережил эту внутреннюю борьбу и вновь больше, чем когда-либо, укрепился в убеждении, что Бог и тогда благ к Своим верующим, когда по-видимому Он оставляет их; и теперь он изливает свое сердце в нашем псалме, излагая испытанное им и внутренне пережитое в минуты этой борьбы. Псалмопевец заявляет в ст.1-м, что он остается при том убеждении, что Бог всегда истинно благ к Израилю (к Изралию по его идее), ко всем искренним (правым сердцем) Своим исповедникам. Но однако же, продолжает он, я едва было не поколебался в этой несомненной истине (ст.2), чуть было не споткнулся в своем убеждении 497 ; при виде счастия нечестивых я ощутил зависть к ним (ст.3), так как я замечал, что они от множества непрерывных наслаждений ни на минуту не приходят к мысли о смерти, и что, как я замечал далее, если и постигает их страдание, то оно продолжается недолго (ст.4) 498 . Они не разделяют обычных трудов и бедствий человеческой жизни (ст.5); поэтому они предаются гордости и совершают страшные несправедливости (ст.6) 499 , источником которых (изыдет) является также их счастие (тук); они достигают исполнения всех своих похотей (ст.7) 500 ; они измышляют всегда бедствия для ближних, о которых говорят высокомерно (ст.8) 501 ; свои правила и требования они поставляют на место правил и требований божественных и своим порочным языком везде устрояют на земле погибель (ст.9) 502 . – Поэтому, вследствие того, что таким нечестивцам живется так хорошо, и они во всем достигают исполнения своих желаний (ст.4–9), мало-помалу даже благочестивые израильтяне (людие мои) обращаются к ним, думая, что только у них, только в жизни по их правилам, находится полное счастие жизни (ст.10) 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Псалом 11. Молитва уповающего на Бога праведника при оскудении вокруг него благочестия и усиливающемся господстве лжи и обмана В Пс.11 благочестивый псалмопевец, в глубокой скорби об оскудении в окружающем его обществе благочестия и усилении порока, особенно лжи и обмана, молит Господа спасти его от коварства надменных нечестивцев (2–5) и, утешенный богооткровенным обещанием помощи Божией угнетаемым праведникам (ст. 6–7), выражает твердую уверенность во всегдашнем охранении их Господом от козней и насилия развращённых притеснителей (8–9). Писателем псалма, по свидетельству надписания (ст. 1), был Давид, которому он всего более и приличествует по всем отличительным чертам своего содержания, равно как и по близкому сходству с другими псалмами этого писателя (ср. ст. 2–3 с Псс. 13:1–3; ст. 3 с 5:10; 27:3; 139:3–4; ст. 4 с 5:7; 51:6–7; ст. 5 с 9:25, 58:8; 13:1а; ст. 6 ст. 33:19–20; 34:36; ст. 7 с 17:31; ст. 9 с 30:14). Очень вероятно, что такая молитва составлена была Давидом пред началом или в первое время Саулова гонения (ср. бл. Феодорит и Зигабен), когда, при болезненном состоянии царя Саула, во всем государстве обнаружился упадок благочестия, правосудия и благоустройства, и умножились несправедливости, притеснения и насилия ( 1Цар.22:2 ), а при самом царском дворе, под влиянием болезненной подозрительности царя, сильно развилось лицемерие, клевета и интриги, и Давиду пришлось на самом себе испытать силу коварного языка завистников, которые, наружно выказывая ему дружественное расположение, на самом деле злобно клеветали на него Саулу и возбуждали последнего к преследованию его, как мятежника ( 1Цар.18:22–25; 22:7–9; 24:10 ; ср. выше изъясн. на Пс.7:1, 4–6 ). а. Въ конецъ, смй, аломъ Двд. 1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. Ст. 1 см. внп. 3 стр. 17а), 223), 15а) и 29,3. в. Спси м, гди, к скд прпбный: к умалишас истины сынвъ человческихъ. 2. Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалмопевец прославляет величие Божие в устроении видимого неба (ст. 2–5) и, останавливая свое внимание особенно на величественном зрелище солнца в его ежедневном течении (ст. 6–7), переносится мыслью к духовному солнцу нравственной природы человека, – к богооткровенному закону и, восхваляя его совершенства (ст. 8–12), в сознании пред ним своих нравственных немощей, усердно молит Господа – сохранять и очищать его от прегрешений (13–14), и милостиво принять воспеваемую Ему песнь (ст. 15). Писателем псалма надписание называет Давида (ст. 1) и, судя по содержанию и образу выражения, не может быть сомнения в том, что он действительно произведение этого благочестивого певца, который именно любил восхищаться величественными картинами природы, созерцая в них славу Творца (ср. ст. 2–7 с Пс.8 ) и в то же время был искренним чтителем закона Божия (ср. ст. 8–11 с Пс.1:2 ), стараясь удерживать себя от зла и сохранять чистоту и непорочность сердца (ср. ст. 14 с Пс.14 и 100), и который потому по преимуществу был и назывался рабом Господа (ст. 12, ср. 2Цар.7:5, 8, 19, 20, 21 и сл.) и Его обыкновенно любил называть своей твердынею (скалою – ) и избавителем (ср. ст. 15 с Пс.17:3 32:47). Время написания псалма положительно неизвестно, но имея в виду с одной стороны то, что употребляемые в нем наименования Господа твердынею и избавителем выработались на языке Давида во время укрывательства его в горах иудейских от преследования Саула (см. выше прим. с Пс.9:10 стр. 156 и к Пс.17:3 стр. 239), а с другой – принимая во внимание спокойно радостный тон псалма, совершенное отсутствие в нем жалоб на скорби и несчастия и наконец выражение псалмопевцем намерения поступать во всем непорочно по требованию Закона Божия, подобно как это высказывается в Пс.100 , относящемся к первым годам его царствования в Иерусалиме, – можно с вероятностью полагать, что Псалом этот воспет был после избавления от Саулова гонения в первое время спокойного царствования Давида в Иерусалиме (ср. 2Цар.7:1 ), когда он, не тревожась нападениями врагов и другими опасностями, располагал посвятить себя мирной деятельности во славу Господа в духе Его закона. Поводом к написанию его, вероятно, было величественное зрелище утреннего неба с восходящим солнцем, как Пс.8 вызван был подобным же зрелищем ночного неба с сияющими на нем луною и звездами; а так как с началом дня псалмопевец готовился выходить на делание свое до вечера ( Пс.103:22–23 ), то от восходящего дневного светила он естественно переносился мысленно к духовному солнцу – закону Божию)., во свете которого должна была совершаться его дневная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» ( Лк.12:24 ) Псалом 89. Молитва об отвращении наказания смертию во время перехода чрез пустыню. По указанию надписания 668 псалом этот написан Моисеем; за написание его этим «человеком Божиим» говорят и внутренние основания 669 . Моисей мог написать его к концу странствования в пустыне, после того как гнев Божий поразил уже большую часть противников Его и нарушителей Божественной воли. Можно поэтому считать этот псалом молитвою, которую Моисей вложил в уста народу, об отвращении Божественного наказания. Быстрое вымирание сотен тысяч народа весьма сильно напечатлевало в сознании оставшихся в живых непрочность и шаткость человеческой жизни и страх божественного гнева; они ясно видели, что у них нет никого, кто бы мог помочь им, к кому бы они могли обратиться, кроме Бога; отсюда одушевленное восклицание: Господи, Ты и только Ты, был всегда нашим прибежищем (ст.2) 670 . – Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен (ст.3) 671 . О если бы Господь не поразил еще больше и так уже довольно наказанный народ, не истребил всех (осужденных на преждевременную смерть) и смиловался над ними ввиду их раскаяния (ст.4) 672 Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (пред очима Твоима) не более, как мгновение (ст.5) и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю (ст.6) 673 ; жизнь его весьма непрочна (ст.7) 674 . В ст.8 и т.д. народ подробнее развивает, почему он (в ст.4) 675 молится, чтобы Бог не сокращал насильственно, особенными наказаниями (смирении) и саму по себе (ст.3–4) столь кратковременную уже жизнь человека; потому именно (яко, ст.9), что вымирание народа есть следствие особенного божественного гнева (ст.7) 676 . Бог не простил еще грехов его неверия, противления и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Предисловие I. Речь и молитва по поводу избрания Апостола на место Иуды (Деян.1:15–26) Общие характеристики в Деяниях Время произнесения речи Место произнесения речи Ипероон в доме на Сионе Собрание, в котором произнесена речь Первенство Ап. Петра в собрании Восстановление числа 12 в лике Апостолов Общий характер речи Главная мысль и план речи Изъяснение речи. Ст. 16 б Связь мыслей в 1 части речи Поставление двоих Кто произнёс молитву Молитва ст. 21 б –25 Жребий II. Речь в день Пятидесятницы (Деян.2:14–36, 38–40) Пятидесятница Час произнесения речи Οκος (дом) Сонм глоссолалов Глоссолалия в день Пятидесятницы Общий ход событий Изъяснение речи Ст. 14 б Обращение к слушателям План и главный предмет речи Общий характер и строй основной части речи Перерыв речи и продолжение её Дальнейшая беседа Апостола Ст. 40 Обращение трех тысяч III. Речь по поводу исцеления хромого (Деян.3:4–6, 12–26) Время произнесения речи Место произнесения речи Исцеление хромого и слова, сказанные Ап. Петром Вопрос о достоверности и источниках рассказа Общий характер речи План речи Слушатели ст. 1 Изъяснение речи ст. 12 Результат речи IV. Речь перед синедрионом (4:8–12, 19, 20) и молитва в собрании верующих (24–30) Собрание синедриона (время и обстановка речи) Повод, которым Апостол привлекается к ответу Общий характер и содержание речи Изъяснения речи. Ст. 8 б –10 Освещение 19–20 стиха с богословской точки зрения Молитва. Кто автор молитвы? Общий характер и содержание молитв Объяснение молитвы. Ст. 24 б –25 а Заключение молитвы V. Речи к Анании и Сапфире (5:3–9) Время произнесения речи Обстановка события Сомнения в подлинности рассказа Историко-апологический анализ речей Изъяснение речей со стороны вероучительной VI. Второй ответ синедриону (5:29–32) Время события Остановка и общий характер речи Объяснение речи. Ст. 29 б VII. Обличение Симона волхва (8:20–23) Время речи Повод речи; достоверность события Характер и содержание речи VIII. Слова к Енею и Тавифе и речи по поводу обращения Корнилия (9:34, 40; 10:26–11:18) Путешествие Ап. Петра Слова к Енею и Тавифе, ст. 34, 40 Время событий Повод произнесения речей Достоверность рассказа Особенности речей 1) Речь к Корнилию и близким его (10:26–29, 34–43) Предварительное вступление План огласительной речи 2) Речь в Иерусалиме пред верующими (11:5–17) План речи Изъяснение её Слова по освобождении из темницы IX. Речь на соборе (15:7–11) Время событий Достоверность событий Общий характер и строй речи Вместо заключения Особенности богословия и стиля речей Богословие Характер Ап. Петра по Евангелии Св. Пётр – Апостол обрезания Свидетельство о Христе Иисусе Эсхатология  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

По своему происхождению обычай левирата восходит ко временам патриархальным; не невероятно даже, что еврейские патриархи вынесли этот обычай с собою еще из Халдеи. Во всяком случае первый библейский пример левиратного брака встречается в семье патриарха Иуды, четвертого сына патр. Иакова ( Быт.38:6–26 ). Когда первенец Иуды, Ир, женатый на некоей Фамари, за свою порочность был умерщвлен Господом (ст. 6–7), Иуда, следуя, очевидно, принятому обычаю, отдает его бездетную вдову Фамарь в жену второму сыну своему Онану, причем смысл этого брака определяет такими словами: «женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему» ( γμβρευσαι ατν, κα νστησον σπρμα τ δελ σου – ст. 8). Но Онан, зная, «что семя будет не ему» и, быть может, не желая лишиться старшинства и наследства в роде, предпочел исполнению братского долга и обязанности левирата то половое злоупотребление, которое доставило его имени печальную известность («онанизм»), и за которое он также был умерщвлен Господом (ст. 9–10). Когда, затем, Иуда, в силу, быть может, суеверного страха пред Фамарью (ср. Тов.3:8 ), сделал попытку не допустить дальнейшего брака Фамари с третьим сыном своим Шелою (ст. 11. 14), то Фамарь хитростью достигает желаемого восстановления семени первого ее мужа – обманом зачинает уже от самого Иуды (ст. 14–18, 24–25), и последний не только должен был примириться с совершившимся фактом, но и признать домогательство Фамари делом справедливости, в виду неисполнения ее законных требований супружества с Шелою (ст. 26). Из приведенного рассказа кн. Бытия очевидно, что левиратный обычай в патриархальные времена имел вполне обязательную и даже принудительную силу. В самом деле, Онан, при всем своем нерасположении к левирату, не находит возможным открыто уклониться от него, а лишь тайно, хотя и преступно, пытается обойти требование обычного права. Иуда, всемерно желая отстранить брак Фамари с Шелою, вынужден был для того прибегнуть к притворному мотиву удаления Фамари из своего дома (ст. 11–14), но в глубине души продолжал считать ее фактической женой Шелы, почему впоследствии беременность Фамари признал неверностью или изменою ее Шеле (ст. 24). Фамарь считала левират и достигаемое им восстановление имени первого ее мужа (Ира) в такой степени обязательным, что прибегла к хитрости и обману своего свекра (ст. 14–18) 2 . Сам Господь как бы выступает в защиту сохранения и выполнения левиратного обычая, когда смертию наказывает преступление Онана (ст. 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Глава 6 Пророчество на страну Иез.6:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: В IV и V гл. пророк имел в виду ближайшим образом город; теперь он переходит ко всей стране (а в VII гл. к царству), чтобы представить вину и наказание в дальнейшей связи. Осквернение храма идолослужением стоит в связи с служением на высотах, которое получило широкое распространение по всей стране (ст. 3) и может быть искоренено только совершенным опустошением ее (ст. 6) и уничтожением ее населения (ст. 5 и 7); только когда все эти святилища с их языческими изображениями падут (ст. 4) и идолопоклоннический народ будет повержен прямо перед своими идолами (ст. 7); лишь тогда сломлено будет упорство тех немногих из Израиля, которые уцелеют во всемирном рассеянии (ст. 8–9) и хотя они придут к сознанию, что проповеданный пророками Иегова – один истинный Бог (ст. 10). Вот что готовится стране Израилевой. С гневным смехом и нескрываемым негодованием может пророк смотреть на поведение народа: этому поведению Иегова скоро положит конец (ст. 11–13); густо населенная земля обратится в пустыню, которая раскинется на необозримое пространство (ст. 14). Иез.6:2 .  сын человеческий! обрати лице твое к горам Израилевым и про­реки на них, Палестина, особенно Иудея – гористая страна, почему пророк, живший в вавилонской низменности, любить называть ее «горами Израилевыми», ср. Иез.13.17 и др. Но это название имеет для пророка еще и совершенно особое значение: на горах стоят ненавистные ему алтари высот. Иез.6:3 .  и скажи: горы Израилевы! слушайте слово Го­с­по­да Бога. Так говорит Го­с­по­дь Бог горам и холмам, долинам и лощинам: вот, Я наведу на вас меч, и раз­рушу высоты ваши; Если пророк требует от гор выслушать слово Господне, то это больше, чем риторическая фигура: уже пророк Исаия привносит неодушевленную природу в религиозное рассмотрение – «Лощины», букв. «потоки», т. е. русла потоков, временами высыхающих, так многочисленны в Палестине и ныне там известные под именем вади. «Присоединение к горам долин имеет целью обнять всю страну (ср. Иез.32.5–6 и др.); но, кроме того, здесь, как в обращении к горам, имеется в виду идолопоклонническое назначение долин; в этом отношении особенно известна была долина сынов Енномовых ( Иер 7:31, 32:35 ); долины были покрыты деревьями и рощами, под тенью которых совершалось особенно служение Астарте. – «Меч» – войну. – «Высоты», бамот – terminus technicus; место каких-то особых культов; см. Иер 7.31 . Взгляд на них Иезекииля полнее изложен в Иез.20.27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010