Стихиры предпразднственные и попразднственные пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове Источник 1. Церковно-славянский текст Минеи. (в скобках – нумерация у диак. Сергия Цветкова) 1.1. 20 декабря/2 января н.ст. На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6, на 4, по алфавиту. Творение Романа певца. Самоподобен: 1 (1). ( Α γγελικι) Ангельския предыдите силы,/иже в Вифлееме уготовайте ясли:/Слово бо раждается,/Мудрость происходит/, приемлет целование Церковь /. На радость Богородицы/, людие, рцем/: благословен пришедый/Боже наш, слава Тебе. 2 (42). ( Βουνο) Горы сладость да каплют,/се бо приходит Бог от юга,/ языцы, покаряйтеся,/радуйтеся, пророцы,/патриарси, взыграйте/, человецы, восплещите руками/: Крепкий и Великий Князь Христос раждается/, Царь Небес на землю приходит. 3 (43). ( Γθεν) От земли вознося человечество,/Зиждитель прийде/, царский обновляя паки образ/. С радуйтеся, Горних Силы, и воспойте,/вражды средостение, разорися/, прийде, Емуже прилежаше/: Бог бо Человек бывает,/Царь Израилев,/Христос Бог наш. 4 (85). ( Δερω) Гряди, Израилю тяжкосердый,/отвержи иже в души твоей надлежащий тебе облак,/познай Создателя, в вертепе раждающагося,/Сей языков чаяние,/Сей разорит праздники твоя,/вопити бо не повинуешися/: Царь Израилев/, Христос приходит. Слава, глас и подобен тойже (45). ( γγζει) Приближается Христос/, Вифлееме, предуготовися/, уже языков спасение озаряет/, благоукраси ясли,/пастыри собери,/призови волхвы от Персиды,/воинства Безплотных умов, воззовите:/Царь Небес/на землю приходит. И ныне, глас и подобен тойже: (83). ( Ζλς τε) Зависть же и огнь пояст тя/, безумный прелестниче, воистинну/и законная клятва/: се бо Дева/, якоже Исайя прорече/, име во чреве/и в яслех восклонит Царя/, Имже вси от колена Иудова/сильнии оскудеют. 1.2. 21 декабря/3 января н.ст. На хвалитех стихиры, на 8. Предпразднства 4, глас 6. Подобен: Ангельский: 1 (82) ( δημιουργς) Содетельная ныне предгрядет Премудрость/, пророчестии отверзаются облацы/, благодать процветает/, истина возсия/, престают гадания сеновная,/Едемова отверзеся дверь/, Адаме, ликуй/: Создатель, Бог наш/, волею создася.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как бюрократы «футболят» инициативу потомков мореплавателя Бориса Вилькицкого Чиновник Минэкономразвития А.Трифонов ответил бюрократической отпиской на обращение граждан о возвращении на карту России названия «архипелаг " Земля Николая Второго " » 21.06.2018 752 Время на чтение 4 минуты Представители общественности направили прошение Президенту Российской Федерации Владимиру Путину о возвращении исторических наименований архипелагу Северная Земля и острову Малый Таймыр, текст которого поступил в редакцию РНЛ. «В соответствии со ст. 7 п. 2 и 3 и ст 9 п. 1 и п. 3 Закона РФ от 18.12.1997 " О наименованиях географических объектов " просим: 1. отменить Постановление ВЦИК от 1926 года, как не выполненное, и не соответствующее интересам России. 2. Наименовать группу островов в Северном Ледовитом океане к северу от полуострова Таймыр " архипелаг Земля Николая Второго " ». Главные доводы, которые приводят авторы документа: 1. Название «Северная Земля» не выгодно России, так как не указывает на государственную принадлежность архипелага. Советские же названия островов не видны на мелкомасштабных картах и глобусах. Наименование «Земля Николая Второго» ясно покажет всему миру, что архипелаг принадлежит России. 2. Название «Северная» является пораженческим и напоминает море, бывшее «Немецким» и ставшее «Северным» после поражения Германии в 1МВ. 3. Название «архипелаг «Северная Земля» не имеет правовых оснований, т.к. ныне действующим Декретом ВЦИК от 11.01.1926 архипелагу было присвоено наименование «Таймырский архипелаг», а «Северная Земля»- одному из островов этого архипелага. Правовые основания для наименования островов «Октябрьской Революции», «Большевик», «Комсомолец», «Пионер»- не известны и, вероятно, отсутствуют. 4. Рядом находится архипелаг Земля Франца-Иосифа. 5. Россия должна восстановить попранное право первооткрывателей называть вновь открытые ими географические объекты. Б.А. Вилькицкий выступал за возвращение данных им названий уже после всех переименований, в 1933 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/21/ka...

Глава 24 Кипящий котел. Смерть жены В день, когда Навуходоносор начал осаду Иерусалима, около которой вращалась вся доселешняя проповедь пророка и исход которой должен был показать, истину ли он пророчествовал и открыть ему уста (ст. 27; ср. Иез.3.20 ), пророк получает откровение от Бога об этом и под образом котла, с которого должна быть выкипячена ржавчина, представляет в качестве неотвратимого исхода осады разрушение города (ст. 1–14). В то же время ему объявлено, что его жена внезапно умрет и что он не должен оплакивать ее в знак того оцепенелого ужаса, которым наполнит известие о падении Иерусалима сопленников пророка. Это было последнее пророчество о гибели Иерусалима, последнее грозное пророчество; затем пророк в течение 1 1/2 года осады Иерусалима молчит об Израиле до конца осады (до XXXIII главы), посвятив этот перерыв в пророчестве об Израиле пророчествам об иноземных народах. Иез.24:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца: Первая дата после Иез.20.1 – через 3 года 5 месяцев. По нашему январь 587 г. до Р. Х. Иез.24:2 .  сын человеческий! запиши себе имя этого дня, этого самого дня: в этот самый день царь Вавилонский подступит к Иерусалиму. Записать число нужно, чтобы убедить впоследствии всех в верности предсказания или богосообщенного дальнозрения. Осада началась в этот день и по 4Цар 25.1 и Иер 52.4 . День при Захарии пр., ок. 518 г., уже чтился постом ( Зах 8.19 ). Высказанное несколькими рационалистами мнение, что мы здесь имеем будто бы явно дело с vaticinium ex eventu (пророчеством после события и на основании его) опровергается людьми того же лагеря, которые соглашаются видеть здесь факт ясновидения, похожий на знание Шваденборга о пожаре Стокгольма в 1759 г. Иез.24:3 .  И про­изнеси на мятежный дом притчу, и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: по­ставь котел, по­ставь и налей в него воды; «На мятежный дом». Пророк так не называл Израиля с Иез.12.2 . – «Притчу». как в Иез.17.2 ; следовательно, описываемое далее было не символическим действием, к каковому мнению (Кречм.) могут дать повод повел, накл.: «поставь котел», «налей воды». «Котел». Для настоящей притчи пророк, таким образом, воспользовался тем сравнением, которое он слышал из уст оставшихся в Иерусалиме после Иехониина переселения и которое в Иез.11.3, 7 опровергал. Здесь он в некоторой мере принимает их сравнение: как и они, он считает их мясом, кипящим в котле (а там мясом пророк вопреки им называл убитых ими), но дает сравнение свое применение и неблагоприятное для авторов дополнение: мясо из котла будет выброшено (плен), а накипь расплавлена (избиение части населения и сожжение города).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1. Повеление Божие пророку. 2–3. Исполнение повеления пророком. 4–5. Символическое значение пророческих действий. Ос.3:1 . И сказал мне Го­с­по­дь: иди еще, и по­люби женщину, любимую мужем, но пре­любо­дей­с­т­ву­ющую, подобно тому, как любит Го­с­по­дь сынов Израилевых, а они обращают­ся к другим богам и любят виноградные лепешки их. Новым символическим действием пророк предвозвещает прощение Иеговою преступного народа. «И сказал мне Господь: иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую». Смысл повеления, полученного пророком, понимается различно. Многие экзегеты (Генгстенберг, Кейль, Шольц) видят в ст. 1 речь о втором браке пророка с другой неизвестной по имени женщиной. При этом предполагается, что Гомерь или умерла, или получила развод. Но большинство комментаторов под женщиной, полюбить которую повелевается пророку, разумеют названную в I гл. жену пророка Гомерь. Такое понимание основывается на следующих соображениях: а) Если бы женщина, о которой говорит пророк, отличалась от Гомери, то пророк сообщил бы о ней более определенные сведения, подобно тому, как он сделал это в Ос 1.3 . б) Правда слово ischah, жена в Ос 3.1 не имеет члена, что возбуждает недоумение при отнесении этого слова к лицу, упомянутому ранее и известному читателю; но пример подобного опущения члена у пророка Осии встречается неоднократно (ср. Ос 5.11 acharej zav «по установлении» Ос 4.11 ikkah lev, овладевают сердцем; при словах zav и lev здесь нужно бы ожидать члена). в) Из контекста видно, что символическим действием пророк хочет указать на неизменность любви Божией к Израилю, несмотря на измену и неверность последнего. Мысль об этом будет выражена только в том случае, если под женою в ст. 1 разуметь Гомерь, изменившую пророку и все-таки любимую им. г) О женщине говорится, что она любима мужем, евр. achubath rea, собств. любима другом (сл. любящую зло, так как LXX вместо геа читали га негодность). В данном месте rea может обозначать любовника или мужа (ср. Иер 3.1,20 ; Песн 5.16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А.А. Завьялов 1891 г. 1. -имели суждение по поводу выдачи некоторыми из Епархиальных и монастырских Начальств увольнительных из епархии и монастырей свидетельств монашествующим, без указания благословных причин и законных сроков, последствием чего является бродяжничество увольняемых лиц, и, по соображении с канонами и законами, Приказали: Имея в виду, 1) что правилами Св. Coбopob-IV Всел. пр. 4-м, VII Всел. пр. 21-м и Двукр. пр. 4-м-монашествующим предписывается пребывать в иноческом послушании в тех монастырях, где они отреклись от мира, не отходя в иные, перемещение же из одного монастыря в другой допускается в тех токмо случаях, когда начальство найдёт необходимым монаха, известного по благочестию и честному житию, перевести в другую обитель, для благоустройства её, или назначить в иное какое место по особым нуждам, для пользы общей; 2) что теми же правилами стремление монашествующих к самовольным и бесцельным переходам из монастыря в монастырь, или же бродяжничество их по мирским домам признается явлением, «исполняющим обители многим неблагообразием», вносящим в оные беспорядок и расстраивающим благолепие послушания и потому строго осуждается и воспрещается с угрозою отлучения от общения церковного не только самому переходящему, но и приявшему его; 3) что как Духовным Регламентом-прибавл. о правил. причта церковного и чина монашеского, о монахах п. п. 30 и 31, – так и определением Святейшего Синода от 21 Мая 1722 года переход монахов из монастыря в монастырь допускается лишь ради «благословных вин» и согласно вышеприведённым канонам под страхом, за противоположное сему, жестокого штрафования как отошедшему, так и отпустившему и приявшему его, и 4) что по 82 ст. Уст. Дух. Конс. Епархиальное Начальство может дозволять монашествующим временно отлучаться в другие епархии лишь по самым настоятельным нуждам и на самые умеренные по роду надобности сроки, причём отпускаемые лица должны быть несомнительного поведения и иметь, согласно требованиям 74, 75 и 81 ст. XIV Т. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 4. Видение славы Господа Бога Вседержителя Четвертая глава Апокалипсиса содержит в себе начало нового – второго видения святого Иоанна Богослова: пред святым тайновидцем Нового За­вета является Господь, подобный «иаспису и сардинови»; Господь восседает на престоле, от которого исходит гром и молния и пред которым горят семь светильников и простирается море, подобное кристаллу ( Апок. 4:1–5 ). Двадцать четыре старца и четыре животных ( ζωα) окружают Сидящего на престо­ле, воздавая непрестанно поклонение Ему ( Апок. 4:6–11 ). Изображение этого величественного зрелища, открывшегося пред взо­ром Иоанна, начинается повелением ему, чтобы он взошел в отверстую дверь неба и смотрел на то, чему надлежит быть «по сих». Апок. 4:1   " По сих, – пишет св. Иоанн, – видех: и се двери отверсты на небеси, и глас первый, его же слышах яко трубу глаголющ со мною, глаголя: взыди семо, и покажу ти, ему же подобает быти по сих». Форма выражения «по сих видех» (  μετ τατα εδον ), указывая на первое видение Иоанна Богослова ( Апок. 1:10–3:21 ), во время коего Господь Бог повелевает ему написать послания к семи Церквам ( Апок. 1:1–7, 2:12–16 ), в то же время указывает и на то, что второе видение святого тайновидца, изобра­жение которого начинается у него с 4-й гл., отлично от этого первого ви­дения. Нельзя, однако же, думать, будто между первым и вторым видениями святой тайновидец находился в обыкновенном, не пророческом состоянии духа или будто второе видение св. Иоанна происходило в со­вершенно другое время, в другие дни сравнительно с первым. Слова 2-го ст.: «и абие бых в дусе» ( Апок. 4:2 ) вовсе не доказывают того, будто в данном 2 ст. 4-й гл. Апокалипсиса говорится о переходе святого тайновидца из обыкно­венного, земного состояния в высшее пророческое, будто между первым и вторым видениями был такой промежуток времени, когда св. Иоанн не был в духе. Слова эти скорее всего указывают на возвышение того прежне­го пророческого состояния, которое было присуще Иоанну во время пер­вого видения, на переход из прежнего пророческого состояния к состоя­нию более высшему, более духовному. Такого возвышения духовного состояния Иоанна требовало само второе видение, более высшее сравни­тельно с первым по своему содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1842. Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Координаты: 55.039895, 43.246095 Проезд: поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово. По всем вопросам проживания, трапезы и экскурсий обращайтесь в Паломнический центр (одноэтажное деревянное голубое здание у входа в монастырь, под одной крышей с кельей блаженной Паши Саровской) ежедневно с 8 до 21 часа. Остановиться можно в Дивееве и в гостинице — их в селе несколько, от самых простеньких до дорогих. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня и главный вход на территорию монастыря. Начало постройки колокольни относится к 1893 году, проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Первые колокола подняли на неё в октябре 1901 года. Колокольня пятиярусная, высота её от земли до верхнего карниза – 55,4 м, а высота с кровлей и крестом – 70,3 м. Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на верху колокольни, лишённой купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Ди веево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00902

Псалом 49 Господь – Судия всей земли. Он обличает не за недостатки жертв, а за пороки сердца: Он требует и принимает «жертву хвалы». Псалом Асафу. Составитель сего псалма и псалмопевец «Асаф был одним из тех левитов, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем Ковчега. Они служили певцами пред скиниею собрания, доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. И они становились на службу свою по уставу своему». – Асаф был братом Эмана, также знаменитого певца, и стоял по правую сторону его ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19 ). Тот и другой не только пели, но и «играли громко на медных кимвалах». Псалмы Асафа признавал пророческими, сам царь Езекия ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19;16:4–5;37 ; 2Пар.29:30 ; Неем.12:46 ). 1–4. Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. Исповедуя Бога судией всей земли, Асаф представляет величественную картину самого суда Божия. – Бог богов Господь глагола. Язычники признавали многих богов; они называли такие стихии, предметы природы, животных и пр.: но единый истинный Бог Иегова есть Творец и Повелитель всех стихий и Владыка над всякою тварью. Так, Он, как истинный Бог, являлся именно Богом над языческими или мнимыми богами некогда в Египте, так является и теперь (ст. 3, 4, 10). – И призва землю, от восток солнца до запад. Как Судия, Он призвал на суд землю, т. е. народ, населяющей Его землю, и – всю, от востока до запада. – От Сиона благолепие красоты Его: Господь, как Судия всей земли, является на суд с Сиона, где благолепие красоты Его, т. е. великолепный Его храм, украшающий самую вершину Сиона. – Бог явно приидет и не премолчит: Он явится на суд над своим народом не скрытно, как бы смущаясь кого-либо, а явно, точнее – торжественно пред всеми, ибо – Он и Судия над всеми. Огнь пред Ним возгорится и окрест Ею буря зелна: как Судия грозный, – обличающей и карающей, – Господь явится на суд в грозовом облаке, как бы на колеснице ( Ис.19:1 ) – отсюда возгорится огнь разительных молний, а вокруг Него, собственно около этой огненной колесницы Его, будет весьма сильная буря, быстро несущая эту колесницу. – Так он призовет свыше – с высоты своего престола – небо и землю, т. е. повелит стихиям неба и земли судить народ свой, иначе – быть свидетелями суда и исполнителями казни над осужденными. Так явится Господь теперь грозным Судией, как прежде – на Синае – Он, собрав весь народ к подошве этой горы, как бы к подножию Своего престола, являлся равно грозным Законодателем. Теперь по этому самому закону Он и будет судить свой народ (ст. 16–20, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А. Миляев Предисловие 1 При извлечении мыслей из Писаний Св. Евангелистов и Апостолов для пользы всех Православных, я имел в мысли ту еще особенную цель, чтобы любознательным из читателей Нового Завета доставить пособие к размышлению при чтении оного – без толковников. Указания мест, из которых заимствована или извлечена та и другая мысль, служат к тому, чтобы читающий со вниманием предлагаемое, имея в виду и самый источник, мог собственным соображением находить в нем не одно только мною извлеченное, но и то, что можно еще извлечь. Извлекал мысли из Н. Завета по порядку – до Откровения Св. Иоанна Богослова, с опущением некоторых стихов, объясненных в других местах, делал я нередко нравственные применения для раскрытия духовного смысла того или другого текста, приводил подобные Новозаветным изречения из Ветхого Завета, и объяснял некоторые тексты филологически то по подлиннику, то по переводам Славянскому и Русскому. Впрочем, я предлагаю здесь для чтения те только мысли, какие во мне открывались по моему разумению Нового Завета, а другой – сведущий в языке и духе Писания – может иметь и другие мысли: только при этом дай Бог всем нам помнить и хранить сию святую заповедь: «вы же не нарицайтеся учители» ( Мф.23:8 ). А. М....в. Мысли извлеченные: 1 Из Евангелиста Матфея Глава 1. Ст. 1–17. Родословие И. Христа предано нам для назидания и возращения нашей веры в Него ( 1Тим.1:4 ), как Сына Божия (ст. 18, Лк.1:35 ). 1. Иисус Христос – Бог над всеми благословенный во веки ( Рим.9:5 ) родился от семени благословенных отцев ( Рим.9:5 ) народа Израильского – царя Давида ( Рим.1:3 ) и патриарха Авраама ( Евр.2:16 ), дабы спасти народ Свой от грехов их ( Мф.1:21, 10:6 ). 2–16. Между предками И. Христа всех состояний были не только Иудеи и праведники, но и язычники и грешники: ибо Он родился для спасения всех человеков ( 1Тим.2:4 ). От святых и праведных раждаются и грешники. Ибо никто не благ (не без греха – Рим.3:23–24 ), как только один Бог ( Мф.19:17 ), и Посредник между Богом и человеками Богочеловек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ), родившийся от Пресвятыя Девы Марии ( Мф.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

епископ Димитрий (Вознесенский) Кафизма VII XLVI Псалом Ст. 1: к исполнению. Сынов Кореевых Псалом 46-й, как мы выше сказали, – второй псалом в данной группе псалмов, торжествующих победу евреев над скопищем язычников – победу, полученную исключительно благодаря чудесной помощи Божией, притом предсказанной пророчески (см. 2 Парал., главу ХХ-ю) ( 2Пар. 20 ). Указанная характерная мысль этих псалмов выражена здесь в заключительных словах псалма: „Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно. Воцарился Бог над народами: Бог сидит на престоле святом Своем. Князья народов собрались (во главе) с Богом Авраамовым, ибо владычествующие Божии весьма превознесены. По арх. Иринею, в сем псалме „прославляется духовное царство Иисуса Христа, которое по вознесении Своем на небо распространил Он во всех языках, обратив их в веру. Сложен XLVI Псалом по случаю пренесения кивота во храм, как видно из всей связи стихов. В то же время мессиански-пророчественной чертой этого 46-го псалма является ст. 6-й, хорошо знакомый людям церковным, как прокимен праздника Вознесения: „взыде Бог в воскликновении, – Господь во гласе трубне. – То боговдохновенный псалмопевец в ликовании своего сердца от дивной помощи Божией его народу и от происшедшего от этого прославления „Бога Иаковля во всем мире, пред „державными всех народов, пророчески переносится к еще большему прославлению Спасителя пред духовными очами уже всех племен и народов – не только всего верующего человечества, но и мира ангельского. Содержание псалма также единое, не требующее деления на части. 2. Вси и языцы восплещите руками, – воскликните БОГУ гласом радования! 2. Все народы восплещите руками, – воскликните Богу голосом радости! 3. Яко ГОСПОДЬ вышний страшен. Царь велий по всей земли! 3. Ибо Господь Вышний страшен, (Он) Царь превеликий по всей земле! 4. Покори люди нам, и языки – под ноги наша. 4. Он покорил людей нам и народы под ноги наши. 5. Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. 5. Избрал для нас достояние Свое, красу Иаковлю, которую (Он) возлюбил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010