Карцова в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИД о выдачах денежных пособий на возвращение в Россию беднейших из православных поклонников Палестины в январской трети 1865 г. Приложение 439. Смета расходов на содержание Русских богоугодных заведений в Палестине в 1866 г., составленная консулом А.Н. Карцовым 440. Смета Палестинской Комиссии на 1866 г. 441. Донесение консула в Иерусалиме А.Н. Карцова в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИД 442. Отчет прихода и расхода сумм Иерусалимской кассы Палестинской Комиссии за 1865 г. 443. Замечания управляющего делами Палестинской Комиссии Б.П. Мансурова к отчету прихода и расхода сумм Иерусалимской кассы за 1866 г. 444. Донесение Б.П. Мансурова в Палестинскую Комиссию 445. Замечания Б.П. Мансурова к отчету консульства в Иерусалиме за майскую треть 1867 г. 446. Письмо Б.П. Мансурова к директору Азиатского департамента МИД П.П. Стремоухову 447. Отношение Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИД к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину 448. Письмо Б.П. Мансурова к директору Азиатского департамента МИД П.Н. Стремоухову 449. Замечания В.А. Лаврова и Б.П. Мансурова к отчету консула в Иерусалиме В.Ф. Кожевникова о расходе сумм Иерусалимской кассы Палестинской Комиссии за 1871 г. 450. Отчет прихода и расхода сумм Иерусалимской кассы Палестинской Комиссии за январскую треть 1882 г. 451. Прошение паломницы-благотворительницы У.В. Балихиной в Палестинскую Комиссию 452. Донесение в Палестинскую Комиссию управляющего консульством в Иерусалиме В.А. Максимова 453. Донесение управляющего консульством В.А. Максимова в Палестинскую Комиссию 454. Донесение в Палестинскую Комиссию генерального консула в Иерусалиме В.Ф. Кожевникова 455. Объявление о плате, взимаемой с паломников на Русских Постройках 456. Донесение в Палестинскую Комиссию управляющего консульством в Иерусалиме А.А. Гирса 457. Письмо Б.П. Мансурова к Министру иностранных дел князю А.Б. Лобанову-Ростовскому 458. Записка Б.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но это не мешает уложению в каждом отдельном случае неосторожности опять делать оговорку относительно применения церковного покаяния. Сюда относит уложение следующие случаи неосторожности, сопровождавшиеся смертию: 1) приготовление для продажи, или продажа съестных припасов или напитков, вредных для здоровья или испортившихся, а равно выделка посуды из вредных для здоровья материалов 447 , 2) нарушение правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильно действующих 448 , 3) неумышленное произведение повивальною бабкою преждевременного от беременности разрешения 449 , 4) раздача мнимоволшебных напитков или иных составов, имеющих, будто бы, сверхъестественные силы 450 , 5) неумышленное повреждение телеграфа 451 , 6) нанесение с намерением, хотя и без умысла на убийство, побоев или иных насильственных действий 452 , 7) совершение ненамеренного убийства в драке 453 . Но стараясь предусмотреть все случаи неосторожности, могущие оканчиваться смертию, уложение, по неизвестной причине, считает, по-видимому, излишним церковное покаяние для архитектора, допускающего неисправность в постройке здания, когда разрушение неправильно построенного здания сопровождается смертию лица или лиц 454 . Независимо от общего принципа, выраженного в статьях 1466 и 1468, уложение назначает церковное покаяние и за другие преступления против жизни, кроме вышеозначенных, соединенных с неосторожностию, как-то: за превышение пределов необходимой обороны, сопровождавшееся смертию нападавшего 455 , убийство, по невежеству, младенца чудовищного вида 456 , злоупотребление властию со стороны родителей, опекунов и других лиц, если таковое злоупотребление побудило подчиненное или вверенное их попечению лицо к самоубийству 457 . Но опять-таки, по неизвестной причине, уложение считает напр. излишним церковное покаяние для женщины, которая от стыда или страха хотя и не умертвит незаконнорожденного своего младенца, но оставит его без помощи, и младенец лишится жизни 458 . Независимо от преступлений против жизни, закон назначает церковное покаяние и в других случаях, причем случаи эти берутся совершенно наудачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Сердце мыслит 447 . Размышление – «предложение сердца» ( Прит. 16,1 ); уразуметь сердцем – значит понять ( Втор. 8,5 ); познать «всем сердцем» – понять вполне (Иис. Нав. 23,14 ); «всяк помышляет в сердце своем» ( Быт. 6,5 ); мысли – «советы сердечные» ( 1Кор. 4,5 ); «говорить в сердце» – думать. Сердце чувствует 448 . Оно радуется ( Ис. 65,14 ) и ликует ( Пс.83,3 ; Деян. 2,46 ) скорбит ( Прит. 25,2021 ) и сокрушается ( Ис. 65,14 ; Иов. 37,1 ), завидует ( Прит. 23,17 ; Иак. 3,14 ) и ненавидит ( Деян. 7,54 ), беспокоится ( Прит. 12,25 ) и отчаивается ( Прем. 2,20 ), трепещет ( Иер. 32,40 ) и ужасается ( Втор. 28,28 ; Пс. 142,4 ),воспламеняется  горит под воздействием божественного слова ( Лк. 24,32 ). Сердце принимает решения 449 . Оно есть средоточие нравственной жизни человека 450 ; в нем пребывает такая сокровенная функция сознания, как совесть; из сердца исходит любовь. Наконец, сердце является хранителем и носителем всех телесных сил человека 451 , центром его физического организма. Одним словом, священные писатели определенно и с полным сознанием истины признавали сердце средоточием всех явления телесной и духовной жизни» 452 . Но не делает ли такая широкая многозначность понятия «сердца» этот термин некоей поэтической метафорой, точный смысл которой ускользает от нашего взора? Один из крупнейших русских философов нашего столетия Б.П. Вышеславцев считает, что: «...это не так: сердце на религиозном языке есть нечто очень точное, можно сказать, математически точное, как центр круга, из которого могут исходить бесконечно многие радиусы, или световой центр, из которого могут исходить бесконечно разнообразные лучи» 453 . Сердце есть, в первую очередь, «центр во всех смыслах» 454 . Оно «обозначает собою нечто центральное, нечто внутреннее, нечто среднее, – орган, который является сердцевиною живого существа, как по своему месту, так и по своей деятельности» 455 . Однако, это выражение не тождественно с принципом единства сознания в психологии, ибо «...сердце означает некоторый скрытый центр, скрытую глубину, недоступную для взора» 456 ; «оно составляет глубочайшую часть нашего существа» 457 , «сокровенный центр личности» 458 , недоступный внешнему проникновению, так как «никогда внешние обнаружения слова, мысли и дела не исчерпывают этого источника» 459 . Невозможно до конца постичь эту сокровенную самость личности и самому человеку. Да люди, как правило, и боятся заглядывать в эту бездну. Те же, кому это удается, испытывают как бы новое духовное рождение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

430. В рукописи учители. 431. В рукописи достонную. 432. Слова преподобнии… въздающи приписаны тем же почерком, но другими чернилами на нижнем поле. 433. Слова Отроча же растяше и крпляшеся духом вписаны тем же почерком и теми же чернилами в строке и на полях. 434. В рукописи далее глаголя. 435. В рукописи пропущено. 436. Первые 7 строк л. 214 об. (до слов въ град Ростов) написаны более мелким почерком. 437. Далее написано и зачеркнуто вели. 438. На нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О пострижении святаго. 439. Слово образъ приписано сбоку на полях другими чернилами. 440. Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О поставлении на священничьство святого. 441. Далее написано нкая и зачеркнуто. 442. Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком написан заголовок: О умножении потребных молитвами святого. 443. Далее в рукописи написано и зачеркнуто теми же чернилами: Бяше бо заповдь не достало хлебы въ всем монастыри. 444. Слово потрбнаа написано на полях со знаком вставки тем же почерком, но более светлыми чернилами. 445. Далее в рукописи написаны и зачеркнуты слова ми ниа тръпнием. 446. Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О изведении источника. 447. Исправлено, в рукописи трудь. 448. Сбоку на полях написано: Мол[итва]. 449. Со знаком вставки на верхнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О въскрешении отрока молитвами святого. 450. В рукописи помли. 451. В рукописи отсутствует. 452. В рукописи славь. 453. В рукописи пропущено. 454. Слова его быти приписаны на полях со знаком вставки. 455. В рукописи лии. 456. Со знаком вставки на нижнем поле листа другим почерком киноварью приписан заголовок: О бснующимся велмужи. 457. В рукописи добавлено еще мъ. 458. Далее соскоблено бснуже. 459. В рукописи пропущено. 460. В рукописи о. 461. Со знаком вставки на верхнем поле киноварью другим почерком приписан заголовок: О земледлц нкоемъ.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

441 …Когда-то в хлипких скрипках черпал я экстаз… — Т.Э. Хьюм " Набережная Темзы " (Фантазия опустившегося джентльмена в холодную, ненастную ночь), опубл. в " Полном собрании стихотворений Т.Э. Хьюма " в конце сб. Э. Па- унда " Ответные выпады " , 1912. 442 …А та, что в замке Тэриран томится… — Э. Паунд. " Близ Перигора " , III в цикле " Personae " , 169. 443 В " Белом дьяволе " в сценах смерти Браччъяно и безумия Корнелии… — В трагедии младшего современника Шекспира Джона Уэбстера (ок. 1578 — ок. 1632) " Белый дьявол, или Виттория Корромбона " (пост. ок. 1608, публ. 1612) герцог Браччьяно, влюбившись в Витторию, отравил свою жену Изабеллу, сестру герцога Флоренции и сам был им отравлен. Корнелия, мать Виттории, теряет рассудок: ее старший сын в ссоре убивает младшего (позднее она теряет и дочь, и старшего сына). 444 …Сознанье вспыхнет тающей свечой… — " Белый дьявол " , 5.6. 445 …Лицо ее закройте… — Дж. Уэбстер. " Герцогиня Амальфи " (ок. 1614, опубл. 1623), 4.2. 446 …Причина есть у вас меня любить… — " Герцогиня Амальфи " , 3.2. 447 …Все это лишь одни стихи пустые… — " Герцогиня Амальфи " , 3.2. 448 …Любил я ту даму, судьбе вопреки… — " Подмененное дитя " (1622), 5.3, трагедия Т. Мидлтона (1580–1627), У. Роули (15857-1626). У Элиота " … in spite my heart " ( " себе наперекор " ), в оригинале " …in spite her heart " ( " …ей наперекор " ). 449 …Могильный холм его да порастет цветами… — Дж. Уэбстер. " Белый дьявол " , 5,4. 450 …Будь дух величия это иль возлюбленной моей… — Дж. Уэбстер. " Герцогиня Амальфи " , 1,1. 451 Тернер, Сирил (ок. 1575–1626), Шерли, Джеймс (1596–1666) — английские драматурги. 452 Мастере, Эдгар Ли (1869–1950) — американский поэт; известность принесла ему " Антология Спун-Ривер " (1915) — сборник эпитафий — 250 маленьких исповедей, повествующих о монотонном существовании жителей американского провинциального городка, их надеждах и утраченных иллюзиях. 453 Крэбб — см. коммент. к эссе " Что такое малые поэты " . 454 …Скрючились ветви деревьев… — Из стихотворения " Гермес " американской поэтессы Хильды Дулитл (1886–1961; подписывалась Х.Д.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

29. После этого Хильдеберт отправился в Испанию 443 . Когда он вместе с Хлотарем вторгся в эту страну, их войска окружили город Сарагосу и осадили его. Но осажденные со смирением обратились к Богу. Надев власяницы, воздерживаясь от пищи и питья, ходили они вокруг городской стены с пением псалмов и с туникой блаженного Винценция-мученика. Женщины, накинув черные покрывала, распустив волосы и посыпав их пеплом, следовали за ними с плачем, так что можно было подумать, что они оплакивают мужей. И все [жители] этой местности возложили такую надежду на милосердие Господне, что там говорили, что они постились, как ниневитяне 444 , и считали, что их молитвы непременно умилостивят Господа. Между тем осаждающие, не понимая, что делают осажденные, и видя, что те ходят таким образом вокруг стен, думали, что они совершают какое-то колдовство. Тогда они схватили одного простого горожанина и спросили его, что означает то, что они делают. Тот ответил: «Они носят тунику блаженного Винценция и молят у нее, чтобы Господь сжалился над ними». Испуганные этим, франки отошли от города 445 . Однако, завоевав большую часть Испании, они вернулись в Галлию со значительной добычей 446 . 30. После Амалариха королем в Испании был провозглашен Теода 447 . После того как его убили, на королевский трон возвели Теодегизила 448 . Однажды, когда он пировал со своими друзьями и от души веселился, внезапно погасли светильники, и он погиб, возлежа за столом 449 , от меча своих недругов. После него королевскую власть получил Агила 450 . Ведь готы усвоили ужасный обычай, что если кто-либо из королей им не нравился, они предавали его мечу 451 и ставили королем того, кто им был по душе. 31. Теодорих, король Италии, был женат на сестре короля Хлодвига 452 и после своей смерти 453 оставил жену с малолетней дочкой. Когда же дочь стала взрослой 454 , она по своему легкомыслию пренебрегла советом матери, прочившей ей в женихи королевского сына, выбрала себе своего слугу по имени Трагвилан и сбежала с ним в город, где бы она могла найти защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

445. Cp.: LeipoldtJ. Schenute von Atripe (TU XXV)..: LeipoldtJ. Schenute von Atripe (TU XXV). Berlin, 1903.erlin, 1903. 446. Cp.: Stegemann V. Aslrologie und Universalgeschichte. Studien und Interpretationen zu den Dionysiaka des Nonnos von Panopolis (STOICHEIA. Studien zur Geschichte des antiken Weltbildes und der antiken Wissenschaft. IX). Leipzig;.: Stegemann V. Aslrologie und Universalgeschichte. Studien und Interpretationen zu den Dionysiaka des Nonnos von Panopolis (STOICHEIA. Studien zur Geschichte des antiken Weltbildes und der antiken Wissenschaft. IX). Leipzig; Berlin, 1930.erlin, 1930. 447. В этом отношении показательна роль бога времени Зона, сбрасывающею с себя, словно змий, «извивы дряхлой чешуи» и обновляющеюся «в волнах Закона», этого «пестрообразного ключаря XLI, 179-182; VII, 10, 22-23; XXГv, 266-267; XXXVI, 423; XL, 430-431. 448. Там же. XLI, 143-145. 449. Ср. замечания С. Шестакова в кн. «Речи Либания». (Т. 1. Казань, 1912. С. LXVII—LXIX). Либаний не способен упомянуть город Берит без неудовольствия, а занятая латинским языком и юриспруденцией без крайнего, подчас комического неодобрения. Он весьма опечален, что юноши из хороших семей опускаются до подобныя занятой; напротив, он не нарадуется на ритора Мегефия, лишь благодаря Демосфену, то есть греческой риторике, возобладавшею в каком-то судебной процессе над знатоками римскою права (Libanii epistola 1123). Ср. также: Libanii orationes II, 44; XL, 5; XLVI, 26; LXII, 21; epistola 874. 450. Dionysiaca I, 528. 451. Ibid. XLI, 389. 452. Ibid. XLIV, 287-288. 453. Paraphrases S. Evangelii secundum Ioannem IV, 17—19. 454. De Hierarchia coelesti III, 1-2//PG. 3. Col. 164 D-165 A. 455. Epistola V ad Dorotheum//PG. 3. Col. 1074 A. 456. De Ecclesiastica Hierarchia IV, 12//PG. 3. Col. 486 Ecclesiastica Hierarchia IV, 12//PG. 3. Col. 486 B.. 457. Ibid. I, 1//PG. 3. Col. 369 D. 458. Ibid. I, 1//PG. 3. Col. 372 A. 459. De Mystica Theologia III//PG. 3. Col. 1033. 460. Paraphrases S. Evangelii secundum Ioannem I, 13—16.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

443 Начиная с русского издания 1917 г. (с. 160), А. А. Васильев воспроизводил не вполне точный перевод этого места: — «остров, находясь в центре». Между тем, стоящее здесь в греческом тексте слово означает именно «посредник». Примечание научного редактора. 444 См.: R. Sewell . Roman Coins in India. — JRAS, vol. XXXVI, 1904, pp. 620—621; M. Хвостов . История восточной торговли греко-римского Египта. Казань, 1907, с. 230; Е. Warmington . The Commerce between the Roman Empire and India. Cambridge, 1928, p. 140. 445 Topographie chretienne, II, 77 (Topographie chretienne. Paris, 1968, vol. I, pp. 392—395). 446 Перевод сделан по греческому тексту, воспроизведенному во французском издании с учетом французского перевода. Примечание научного редактора. 447 То есть византийских. Примечание научного редактора. 448 Стиль Космы Индикоплова, писавшего о себе самом во множественном числе. Примечание научного редактора. 449 Крупный торговый порт, существовавший в древности на территории современной Эфиопии. Примечание научного редактора. 450 В данном случае — общий термин для обозначения должностных лиц. Примечание научного редактора. 451 Topographie chretienne, XI, 17—19 (Topographie chretienne. Paris, 1973, vol. III, pp. 348—351). История эта выглядит очень традиционной, так как Плиний рассказывает нечто подобное о послах с Цейлона во времена царствования Клавдия. (Plin . Nat. hist. VI, 86). См. также: J. E. Tennent . Ceylon. London, 1860, p. 560. 452 N. P. Kondahov . Histoire de l " art byzantin considere principalement dans les miniatures. Paris, 1886, vol. I, p. 138. По русскому изданию — Одесса, 1876, с. 88. 453 E. К. Редин . «Христианская Топография» Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Москва, 1916. 454 W. Heyd . Histoire du commerce du Levant au moyen age. Leipzig, 1886. p. 10. (Репринтное воспроизведение книги — Leipzig, 1936). Ch. Diehl . Justinien et la civilisation byzantine... p. 390. F.-M. Abel . L " Tle de Jotabe. — RB, vol. XLVII, 1938, pp. 520—524. 455

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

410 Славянский текст: «Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». 415 Тропарь96. – Славянский текст: «…иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную». 418 I. Hausherr, «L " erreur fondamentale et la logique du messalianisme», OCP il (1955), p. 328–360. 423 Theodore de Regnon, Etudes de theologie positive sur la Sainte Trinite (Paris, 1892), I, 433. See also G. L. Prestige, Cod in Patristic Thought (London: SPCK, 1952), p. 233–241, а также J. N. D. Kelly, Early Christian Doctrines (London: Black, 1958), p. 253–279. 425 Karl Rahner, The Trinity, trans.. Joseph Donceel, S.J. (London: Burns & Oates, 1969), p. 110–111. 436 De fide orthodoxa 1, 8; PG 94:324?; пер. на англ. яз. см. в кн.: F. H. Chase, Fathers of the Church 37 (New York, 1958), p. 184. 447 Труд Августина «О Троице» перевел на греческий язык Максим Плануд в XIII в., и потому он мог быть известен Паламе. 450 Against Akindynos, V, 27; не опубликовано, однако цитируется в кн. Meyendorff, Gregory ??amas, ? 220. 453 Against Akindynos 2, 10, не опубликовано, процитировано в кн. Meyendorff, Gregory Palamas, p. 213. 454 См. статью «The procession of the Holy Spirit in the Orthodox Triadology» в изд. Eastern Churches Quarterly. Supplemental issue Concerning the Holy Spirit (1948), p. 46. См. также дебаты о «Шилиокве» между православными (епископ Кассиан, Мейендорф , Верховской и др.) и римокатолическими (Камело, Буайе, Анри, Дюбарль, Донден и др.) богословами, отчет о которых опубликован в изд. Russie et Chretiente (1950), 3–4. 460 Chrysostom, Catecheses baptismales, ed A. Wenger, Sources Chretiennes 50 (Paris: Cerf, 1957), II, 17, p. 143. 484 Самые ранние из имеющихся рукописей относятся к X в. Самое лучшее собрание покаянных обрядов в греческом и славянском вариантах см. в кн.: А.Алмазов . Тайная исповедь в православной восточной церкви. III. Одесса, 1894. 486 Канон 2, см. Syntagma Canonum IV, edd. G. Rhalles and M. Potles (Athens, 1854), p. 457. О брачной дисциплине в Византийской Церкви см., прежде всего: J. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche (Vienna, 1864); K. Ritzer, Le manage dans les eglises Chretiennes du I au XI siecle (Paris: Cerf, 1970), p. 163–213; and J. Meyendorff, Marriagë An Orthodox Perspective (New York: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1971).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

И тебе, о добрый Тимофей, надо оберегать себя от таких вещей, следуя священнейшему правилу не говорить и не показывать непосвященным ничего божественного. Мне же да даст Бог боголепно воспеть добродейственную многоименность неназываемой и неименуемой божественности и да не отнимет «слово Истины» от уст моих. Глава 2. О соединенном и раздельном богословии, и что такое божественные соединение и разделение 1 . Как цельное богоначальное 445 бытие определяющая 446 и изъявляющая, чем бы то ни являлось, воспета Речениями Сама–по–себе–благость. Ибо можно ли извлечь из священного богословия что–то иное, когда оно говорит, что этому научило само Богоначалие 447 , сказав: «Что ты спрашиваешь Меня о благом? Никто не благ, кроме единого Бога» (ср. Мф.19:17 ). Как было изложено и разъяснено нами в другом месте, все приличествующие Богу имена всегда воспеваются Речениями как относящиеся не к какой–то части 448 , но ко всей божественности 449 во всей ее целостности, всеобщности и полноте, и все они нераздельно, абсолютно, безусловно и всецело применимы ко всей цельности всецельной и полной божественности. И если, как мы отмечали в «Богословских очерках», кто–то станет утверждать, что это сказано не обо всей 450 божественности, тот безосновательно дерзнет хулить и делить сверхсоединенную Единицу. Подобает, таким образом, говорить, что это относится ко всей божественности. Ведь Само благоприродное Слово сказало: «Я добр» (ср. Мф.20:15 ; Ин.10:11 ), а один из боговдохновенных пророков 451 воспевает Дух как «благой» ( Пс.142:10 ). И опять же, если скажут, что слова «Я есмь Сущий» ( Исх.3:14 ) относятся не ко всей божественности, но лишь к одной ее части, то как же они воспримут слова: «Это говорит Сущий, который был и грядет, Вседержитель» 452 ( Откр.1:8 ) и «Ты же пребываешь» ( Пс.101:27 ), а также «Дух истины», «Сущий», «от Отца исходящий» 453 ( Ин.15:26 )? И если Жизненачалие 454 не целостно, как они говорят, то может ли быть истинным священное слово, гласящее: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» ( Ин.5:21 ), и что «Дух животворит» ( Ин.6:63 )? Поскольку же вся божественность господствует надо всем, я полагаю, невозможно сказать – касается ли то Богородящей божественности 455 , или Сыновней, – сколько раз богословие говорит «Господь» об Отце и сколько раз о Сыне. Но Господом является также и Дух (ср. 2Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010