Но каким образом ангелы являются теми стражами, которые снимают покрывало с чистой души (5:7)? Итак, ищущий Христа на ложе (своем), (если только он ищет Его подобно тому, который сказал: «так я вспоминал о тебе на постели моей» ( Пс. 62:7 ); если он ищет Его ночью, согласно словам Писания: «во время ночи воздвигните руки ваши ко святилищу» ( Пс. 133:2 ); если он ищет (Его) во граде, на площади и на улицах – во граде именно Бога нашего, вероятно, на той площади, где Он возседает как судия небесной правды, на (тех) улицах, где собрались пришедшие на трапезу Господа) – при таких условиях он и может встретить во время своего искания ангелов, охраняющих град Божий... Но если приближаются к ангелам вследствие добрых дел, то почему же, спрашивается, получает раны тот, кто достигает (ангелов)? (Это потому что) и меч бывает благим, и раны такового меча бывают благом. Причиняет рану и Слово Божие, но Оно не приносит вреда. Бывают раны от доброго расположения, бывают раны от любви; почему и сказано (в Писании): Я изнемогаю от ран любви (2:5). Та, которая достигла совершенства, и изнемогает именно от ран любви... Итак, стражи нашли и изранили ее и сняли с нея покрывало , то есть совлекли с нее оболочку плотских дел, чтобы она, таким образом, с открытым непорочным сердцем могла обрести Христа (конечно, никто не может увидеть Христа в одежде философа, и по вине философии она уже не может сделаться предметом чьей-либо добычи ( Кол. 2:8 ). Хорошо, что у нее, приближающейся ко Христу, отнимается покрывало, и она, вошедши, может узреть Бога чистым сердцем: ибо «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:7 )». И вот, очистив сердце, она нашла Слово, увидела Бога» [«О девстве», гл. 13–14]. Невеста – голубица, шестьдесят цариц, восемьдесят наложниц и девиц без числа вокруг царя-Соломона 6:7–8 Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа: но единственная она, голубка моя, чистая моя, единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее дочери, и превознесли ее, царицы и наложницы и восхвалили ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Текст 6:1–3. Человек знает, где найти Бога. Блаженное воссоединение. Все это было воспринято Богочеловеком Иисусом Христом. Если, однако, те этапы Богоискания, в которых говорится в указанных текстах, попытаться теперь последовательно отыскать в жизни Христа, то невозможно будет избежать искусственно-надуманных построений. Поэтому мы и не будем этого делать. Указанные тексты Песни Песней не повествуют последовательно о событиях, происшедших со Христом, а раскрывают внутренние состояния сочетания Слова и Плоти. Хотя, конечно, эти внутренние состояния раскрывались в определенных событиях. Текст 3:1–4 На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Как часто ложем для Сына Человеческого была гора, на которую уединялся Он на ночь для молитвы ( Мк. 6:46 ; Лк. 21:37 ; Ин. 6:15 ). Там Человек искал Бога. В ночной тиши Гефсиманского сада скорбела душа Сына Человеческого смертельно, источала плоть Его пот, как капли крови. Искала плоть Его – да минует чаша сия, да будет Бог со Мною, искала... и не нашла . И не миновала чаша. И стал крест ложем Его. И стал день ночью на Голгофе. И искала плоть Его Того, которого любила душа Его, искала и вопияла: Боже мой, Боже мой! для чего Ты меня оставил? Искала Его и не нашла Его . Ответа не было. Была тьма и ночь. 80 Встану же Я – говорит Сын Человеческий – от Гефсиманского борения. Пойду по городу Иерусалиму, чад которого, как птица под крыло, хотел Я собрать, но он не восхотел. Пойду... по улицам , когда поведут Меня на Голгофу. Пойду... по площадям , где у претории Пилата на площади осудят Меня. Пойду... и буду искать того, которого любит душа Моя ; искала Я его : для чего и Ты оставил Меня? Искала Я Его и не нашла Его . Не нашла помощи плоть Сына Человеческого. Зато встретили меня стражи, обходящие город . Встретили в ночи в Гефсиманском саду воины и служители с мечами и кольями; встретили воины Пилата и повлекли по площадям и улицам из города. Но едва Я , плоть Сына Божия, отошла от них – пригвожденная взметнулась на крест, как нашла Того, Которого любит душа Моя , когда в руки Его испустила дух свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3:1–4 На ложи моем в нощех, исках, егоже возлюби душа моя, исках Его, и не обретох Его: воззвах Его, и не послуша мене: востану убо, и обыду во граде, и на торжищах, и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его: звах Его, и не послуша мене. Обретоша мя стрегущии, обходящий во граде: видесте ли, егоже возлюби душа моя? Яко мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя: удержах Его, и не оставих Его, Дóндеже введох Его в дом матере моея и в чертог заченшия мя. 3:1–4 На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящии город: не видали ли вы того, которого любит душа моя? Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей. Ночное искание Жениха Суламифью, бесплодные поиски, встреча со стражами, внезапное обретение Жениха, введение его в материнский чертог – вдохновляли различных святых отцов на глубокие, таинственные размышления, отмыкали самое внутреннее их сердечных и духовных переживаний. Основная суть их размышлений об этом – это ночное, во тьме и мраке, искание Господа, бесплодность при этом всех человеческих усилий самих по себе, ангельская помощь и нечаянная радость внезапного обретения Господа, введение и хранение Его во внутреннем святилище сердца своего. Песнь Песней дважды описывает ночное искание Невестой Жениха своего: 3:1–4 и 5:2–8. Если сопоставить эти два ночных искания, то в первом преимущественно изображено изначальное искание душой Господа, совершаемое во мраке неведения. Во втором искании изображена душа, имевшая Господа, и потерявшая Его, и в ночи сей утраты ищущая Его. Св. Кирилл Иерусалимский , как и в прочих местах, дает буквальное истолкование слов Песни Песней к соответствующим евангельским событиям, относящимся к смерти и воскресению Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тогда бросили с кормы четыре якоря, чтобы корабль прочно держался на одном месте, и стали выжидать наступления дня. Чрезвычайно напуганные корабельщики хотели воспользоваться темнотой ночи, чтобы бежать на лодке с корабля, оставив пассажиров на произвол судьбы. Апостол уразумел умысел их, когда они стали спускать лодку и предупредил сотника, что бегство корабельщиков грозит гибелью пассажиров, которые сами не смогут спастись, не умея управлять кораблем. Характерны слова святого Апостола: «вы не можете спастись» — он говорил «вы» потому, что в своем собственном спасении был уверен. Воины отсекли веревки, которыми лодка была привязана к кораблю, и она упала, а потом, конечно, была отнесена волнами. Перед наступлением дня святой Павел вновь стал ободрять своих спутников надеждой на спасение и уговорил их принять пищу, в чем сам дал пример, возблагодарив Бога пред всеми. Укрепившись пищею, снова стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море, ибо 276 пассажиров на корабле уже сами по себе представляли большую тяжесть. Когда настал день, они не могли определить, что за земля была, к которой прибило корабль, но разглядели залив с отлогим берегом и решили попытаться ввести туда корабль. Подняв якоря и развязав рули, которые обыкновенно завязываются во время сильной бури и во время стоянки, чтобы обезопасить их от напора волн, подняли малый парус, чтобы медленно подойти к берегу. Однако, корабль наткнулся на косу и сел на мель: нос увяз в песке, а волны начали разрушать корму. Тогда воины хотели умертвить своих узников, чтобы кто-нибудь из них не убежал вплавь, но сотник, желая спасти Павла, удержал их от этого: вероятно, по чувству личного уважения к Павлу, а, может быть, и по поручению прокуратора, он хотел сохранить ему жизнь. Он нашел другое средство удержать узников от побега: велел тем из стражи или конвоя, кто умеет хорошо плавать, первым броситься и выйти на берег: таким образом на берегу составилась стража, которая могла принять спасавшихся узников и стеречь их. Все остальные на разных досках, обломках от корабля спаслись, выйдя на землю. Глава двадцать восьмая Продолжение путешествия святого Апостола Павла в Рим: гостеприимство иноплеменников на острове Мелит, ехидна, не причинившая Павлу вреда, исцеление Павлом многих больных на острове и дальнейшее путешествие (1-14). Прибытие в Рим (15-16); двукратная беседа святого Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31). События на острове Мелит (28:1-14)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

После чудесного умножения хлебов Господь повелел Своим ученикам войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону моря, пока Он отпустит народ. Отпустив народ, Он всходит на гору помолиться наедине. Он молится весь вечер и всю ночь до четвертой стражи ночи, пока они плыли. Они были на середине моря, когда началась буря. В начале нашего пути может быть прекрасная погода, и внезапно нас настигает буря. Как говорится, после долгого затишья жди бури. Так устроена жизнь. Таков путь Церкви. Ученики Христовы были там, куда Христос послал их, и все-таки они не избежали встречи с бурей. Не должно быть ничего неожиданного для учеников Христовых в том, что они встречаются с бурями на пути своего служения. И нет ничего странного в том, что Христос отправляет их в открытое море, зная заранее, что их ожидает. Господь хочет явить им еще более чудесную благодать, чем то, что было с пятью хлебами, приобщить их еще глубже тайне Своего Креста. Большим испытанием было для учеников Христовых оказаться одним, без своего Господа, среди бури. Не так, как до этого, когда они плыли в лодке, а Он спал на корме ( Мк.4:38 ). Так Господь посылает нас, возводит нас постепенно от малых трудностей ко все большим трудностям, чтобы мы научились жить верой. И хотя ветер был встречный и лодку бросало волнами, они, получив от Господа повеление плыть на другой берег, и не подумали повернуть назад. Но изо всех сил гребли, куда сказал Господь. Пусть беды и трудности возрастают – говорит нам сегодня Святая Церковь – ничто не заставит нас уклониться от нашего пути. И мы видим любовь Христову, Его заботу о Своей Церкви. Крайние обстоятельства, переживаемые народом Божиим, – Божий час посещения Господом Своей Церкви и явления ей. Христос идет по водам, являя Свою державную власть над всеми стихиями. Нам не дано спрашивать, как Он это делает. Достаточно видеть Его Божественную силу. Христос творит так, как хочет, чтобы спасти нас. Мы знаем, как немощна бывает порой наша вера. И ученики, увидев Его, идущего по морю, от страха вскричали. «Это призрак», – сказали они, в то время как они должны были бы сказать: «Это Господь». Как скажет после апостол Иоанн Богослов, увидев стоящего на берегу воскресшего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Указывая на такое единение, Господь сказал преданным Ему ученикам: в той день уразумеете, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас ( Ин.14:20 ). А что сие изречение относится ко всем боголюбцам, видно из таких слов Господних: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Итак, удобнее и скорее достигается это великое благо, – Царствие Божие, которое внутри нас есть, Господь научает так: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши во вторую или третью стражу (прежде и после полуночи), найдет не спящими, тогда блаженны будут рабы те ( Лк.12:38 ). Смотрите, бодрствуйте, молитесь ( Мк.13:33 ), – так еще вещает нам слово Божие, – сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа для вечной жизни ( Иуд.1:21 ). Сколь поспешествует достижению милости Божией ночная молитва, видно еще из таких слов пророка Давида: благо есть исповедатися Господеви, – возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Как туком и елеем насыщается душа моя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи ( Пс.62:9, 7 ). Посему и говорит преп. Исаак Сирин : «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя предпочтеннее всех дневных занятий, так как озарение ума, действующее на душу днем, происходит от просвещения ночной молитвы». И другой некто возвещал о себе: «в ту ночь, которую провожу в молитве, засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как не принадлежащим сему миру. И Сам Господь, научая Своим примером, часто проводил ночи в молитве, как сказано: и бе обнощь в молитве Божией ( Лк.6:12 ); и еще: в утро, нощи сущей зело, изыде в пусто место, и ту молитву деяше ( Мк.1:35 )». Вот видим, сколь полезна и необходима молитва всякому человеку и достигшему высокой степени святости; мы же, в неразумии сущии, почитаем ее делом праздности и пренебрегаем как занятием бесполезным, ничего не стоящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей». «Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали…» «…И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?» «Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились». «…Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».

http://azbyka.ru/shemy/iisus-hristos-kak...

И как удобнее и скорее достигается это великое благо, – царствие Божие, которое внутри нас есть, Господь научает так: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения гоподина своего, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши во вторую или третью стражу (прежде и после полуночи), найдет не спящими; тогда блаженны будут рабы те 58 . – Смотрите, бодрствуйте, молитесь 59 , так еще вещает нам слово Божие; – сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа для вечной жизни 60 . Сколь поспешествует достижению милости Божией ночная молитва , видно еще из таких слов пророка Давида: благо есть исповедатися Господеви, – возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Как туком и елеем насыщается душа моя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночныя стражи 61 . Посему и говорит препод. Исаак Сирин : «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя предпочтеннее всех дневных занятий; так как озарение ума, действующее на душу днем, происходит от просвещения ночной молитвы». И другой некто возвещал о себе: «в ту ночь, которую провожу в молитве, засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как не принадлежащим сему миру. – И Сам Господь, научая своим примером, часто проводил ночи в молитве, как сказано: и бе обнощь в молитве Божией; и еще: в утро, нощи сущей зело, изыде в пусто место, и ту молитву деяше». Вот видим, сколь полезна и необходима молитва всякому человеку, – и достигшему высокой степени святости; мы же, в неразумии сущии, почитаем ее делом праздности и пренебрегаем, как занятием бесполезным, ничего не стоящим. Если бы моления наши были бесполезны; то Господь не сказал бы: просите, и дастся вам. Или слова наши, сказанные пред Богом, если бы ничего не значили; то не было бы изречено: от слов своих оправдаешься, и от слови своих осудишься 62 . И вот сему пример: мытарь много сделал зла, но молитвою оправдался; Фарисей же и при добродетели своей все погубил, когда не умел помолиться в духе и истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Почему? Потому, – как замечает Златоуст, – что, – «ежели кто лишит себя молитвы, то сделает с собою то же, что бывает с рыбою, когда извлечешь ее из воды» 24 . – Как без воды жизнь рыбы прекращается, так и без молитвы душа человека, отстраненная от Духа Божия, замирает или засыпает смертным сном. Тогда как воодушевленный молитвой человек нигде не погибнет; вот Иона, и поглощенный китом, как не оставил молитвы, то и избавился от неминуемой смерти, и Петр, утопающий среди страшных волн, когда взывал: Господи! спаси меня, – то и был спасен. Молитва и разбойнику отворила райские двери; за молитву и должнику отпущены все долги, хотя и простирались они до тьмы талантов; молитвой же свергнул с себя Давид тяжелое бремя грехов. Так и мытарь многогрешный за то, что взывал: «Боже! милостив буди мне грешному», – сделался праведнее и самохвального фарисея. Если ли же так спасительна для всякого человека молитва благоразумная, то и не должно ее оставлять даже и на короткое время. Но когда бывает удобнее всего молиться? Среди житейских дел, кои совершаются обыкновенно днем, многое нас развлекает, порабощая ум и пленяя сердце; но вот ночью самое удобное время для богомыслия и молитвы. Тогда повсюду царствует тишина, среди всеобщего безмолвия никто не смущает ум и ничто не мешает сердцу ощущать благость Того, Который видит тайное ( Мф.6:6 ). Среди ночи не нужно для молитвы и особого места: тут же на постели своей преклони колена и молись, как и премудрый Соломон, который говорил: «на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя» ( Песн.3:1 ). Много значит и то, что в глубокую ночь, когда все предаются покою, ты один дерзновенно беседуешь с общим всех Владыкой. Чем проводить целую ночь во сне, ворочаясь с боку на бок, не лучше ли употребить час-другой на молитву? Тогда, наверно, и ты скажешь с Давидом: «как туком и елеем насыщается душа моя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи» ( Пс.62:6–7 ). После ночных славословий и сон бывает приятный и видения чудные, восхитительные для души.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010