Данная глава заключает в себе родословие послепотопного человечества, разделившегося на три главные ветви или группы, из которых каждая находится в связи с одним из сыновей Ноя, как ее родоначальником. Затем каждому отдельному народу в трех главных группах приписывается особый племенной родоначальник – внук, правнук или праправнук Ноя, причем имя родоначальника обыкновенно становится именем происходящего от него народа. 14. Смешение языков и рассеяние народов. Родословие послепотопных патриархов (Быт. 11) В этой главе бытописатель описывает переселение с востока человечества, говорившего сначала одним языком, и поселение его в Сеннааре (1–2 стихи), построение здесь города и необыкновенно высокой башни, разрушение Богом нечестивого предприятия смешением языков строителей (5–7 стихи), следствием чего было рассеяние человечества по всей земле (8 стих). Имя «Вавилон» (слав. – «смешение») было дано городу и башне в воспоминание совершившегося события. В то время, как нечестие после потопа вновь начало распространяться среди человечества, истинная вера и благочестие сохранялись среди послепотопных патриархов, родословие которых бытописатель доводит до Авраама. 15. Призвание Авраама. Пребывание Авраама в Египте (Быт. 12) В этой главе повествуется о повелении Божием, данном Аврааму (1 стих), и обетованиях, изреченных при этом (2–3 стихи), путешествии патриарха сначала до Харрана, а потом до земли Ханаанской (4–5 стихи), а от сюда до Сихема, где Аврааму изречено было Богом новое обетование (6–7 стихи). Господь явился ему и сказал: «семени твоему дам землю сию»; Аврааму была в данном случае указана земля Обетованная. Спустя почти 1000 лет евреи, плотские потомки Авраама, вступили в землю обетования под предводительством Иисуса Навина и поселились в ней, истребив или подчинив своей власти обитавшие здесь языческие племена. Но с поселением евреев в земле Обетованной или Палестине 1 , обетование, данное Аврааму, исполнилось только в своем ближайшем буквальном смысле ( Евр. 4:8–10 ), да и то не было вечным потому, что евреи владели землею обетованной только во времена ветхозаветные, а потом, когда Израиль стал отходить от Господа, его земля, священный город и храм подверглись опустошению и разорению. Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал «основания имущего города: ему же художник и содетель Бог» ( Евр. 11:9–10 ). Как носитель истинной религии, хранитель мессианских чаяний, благ духовных, патриарх пламенно желал пришествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих потомков в царстве Мессии ( Евр. 4:3–11 ). Но сам Авраам не дождался наступления этого царства, он радовался, только издалека созерцая его ( Евр. 11:13–16 ). Таким образом, в духовно-таинственном смысле обетование предсказывало основание Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие – истинные чада Авраама по духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Подобен: Всю отложивше: Слава, и ныне, праздника, глас 6: Прообразуя воскресение твое: Вход. Прокимен, глас 7: Бог наш на небеси и на земли: со стихи его, писан ианнуариа в 6-й день вечера. [Зри] Аще случится праздник сей в субботу: В пяток вечера, поем прокимен великий, со стихи его. В субботу же вечера, в праздник, поем прокимен: Господь воцарися: [Зри] Аще случится праздник сей в неделю: Поем в субботу вечера прокимен: Господь воцарися: со стихи его. В неделю же вечера, поем прокимен великий, со стихи его. Таже, ектениа: Рцем вси: И Сподоби Господи: На стиховне стихиры праздника, глас 6. Подобен: Тридневен: Припевы же глаголем, 1-й: Твоя суть небеса, и твоя есть земля. 2-й: Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася. [и до отдания, вечер и утро.] Слава, и ныне, глас 5: Приидите взыдем: Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси всеблаженне. паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси: и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Дометие приснопамятне. Слава, и ныне, праздника. На повечерии кондак праздника, и до отдания. На утрени, на Бог Господь, тропарь праздника дважды: и святаго. и обычныя кафисмы, и седальны праздника. Канон праздника, со ирмосом на 8, 4-го гласа, и святаго на 4, глас 6. По 3-й песни, Кондак мученика, глас 6: Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования, преподобномучениче Дометие, велик наставник монахом показался еси, не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа истиннаго Бога. сего ради и скончался еси, воспевая песнь: Бог есть со мною, и никтоже на мя. И седален, глас 8. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника. По 9-й песни, светилен праздника, дважды. На стиховне стихиры праздника, глас 6. Подобен: Ангельския: с преждеписанными припевы. Слава, и ныне, глас 5: Закона и пророков тя Христе: На литургии, блаженна праздника, песнь 1-я обоих канонов, со ирмосом на 6. Прокимен праздника, и святаго, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Пророк изумляется дерзости и неразумию властей и народов, восстающих на Бога и Христа Его – Мессию (стихи 1–3); 2) предсказывает их посрамление и гнев на них Божий (стихи 4–6). И как в первой части сначала указал неистовство врагов Божиих, потом привел, примерно, их слова: так и здесь сначала указывает посмеятельное и гневное на них воззрение Отца Небесного (стихи 4–5), а потом, примерно, вводит и речь Его (стих 6); 3) слова Отца перенимает Сын, Мессия (стихи 7–9); 4) наконец, Пророк, или устами его Дух Божий, дает спасительное наставление властям земным (стихи 10–12). Псалом пророческий о Мессии. Из него в Деяниях ( Деян. 13, 33 ) приводятся слова: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; и другие ( Деян. 4, 25 ). Стих 1. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Вскую? Вопрос не то значит, чтоб Псаломник, как незнающий, хотел только выведать от врагов Божиих причину или предлог к противлению, но что он крайне изумляется и негодует на них, оплакивает развращение сих людей и осуждает крайнее их неразумие. Но тут же предуказывает, что их буйство беспричинно и бесплодно-бессильно. Он как бы спрашивает: к чему эти сходбища? Эти совещания? Эти замыслы? Духом Божиим движимый Пророк долго углублялся размышлением своим в имеющее прийти Царство Мессии и в то, какие блага в нем дарует Бог роду человеческому. К этому утешительному созерцанию присоединилось предзрение враждебности к Нему иудеев и язычников. Предзрев все языки враждебно восставшими на Христа Господа (обозрение всех гонений здесь такое именно может оставить впечатление), святой Давид пришел в изумление и воззвал: Вскую шаташася... К чему? – укорное ( Быт. 3, 13, 4:6 ; Исх. 1, 18 , 5и другое). Шаташася. С Еврейского: пришли в смятение, мятутся – глаголы прошедшие, по обычаю Пророков, вместо настоящего – в знак удостоверительности несомненной. Может быть, и потому так делали Пророки, что говорили по случаю видений своих, уже кончившихся или прошедших, хотя они относились к вещам, имеющим быть впоследствии. Впечатления от сих видений так были сильны, что Пророки смотрели на события, ими указываемые, как уже на сбывшиеся. Еврейское слово: рагаш, мястись в гневе, возмущаться гневом, – употреблено только здесь. Производные от него слова в Пс. 54, 15; 63, 3 . Означается смятение, когда толпами, с шумом, отовсюду стекаются люди беспокойные, буйные, ослепленные своею страстию и никому не внимающие, по влечению же страсти готовые на все, кто бы ни взялся распоряжаться ими. LXX перевели εφρυαξαν от φρυαττω – биться, метаться, ржать по подобию рьяной лошади, когда она не слушает седока. Аквила: εθορυβηθησαν. Симмах: κυκα – смешивать, сбивать, например, разные жидкости...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Но если мы последуем этим параллелям, то вскоре заметим, что сынами Божьими считаются потомки Каина (потомок Каина Ламех взял себе жен, так же сделали и сыны Божьи), а дочерьми человеческими – потомки Сифа, а это прямая противоположность традиционному толкованию 19 . Возражение высказывалось по поводу того, что эта теория несостоятельна, поскольку она кладет в основу доводов одно значение для слова «человек» в первом стихе (человечество в целом) и ограниченное значение для слова «человек» во втором стихе (потомки либо Сифа, либо Каина) 6-й главы Книги Бытие. Я мог бы возразить, что одно слово может выражать несколько различных значений в пределах одной главы. В качестве примера я приведу 7-ю главу Второй Книги Царств – установление завета с Давидом, в которой у слова «дом» есть четыре различных оттенка. «Дом» обозначает храм в 5-м, 6-м, 7-м и 13-м стихах, дворец – в 1-м и 2-м стихах, династию – в 11-м, 16-м, 19-м, 25-м, 26-м, 27-м, 29-м стихах и репутацию или статус – в 18-м стихе. Второе истолкование рассказа предполагает, что сыны Божьи – это древняя династия правителей, а дочери человеческие – их царские гаремы, такие же заманчивые для правителей, каким был запретный плод для Евы (см. статьи М. Клайна, указанные в библиографии). Это истолкование смещает акцент с потомков Каина и Сифа к чему-то более двусмысленному – царствующим личностям, чье существование еще не было упомянуто в начальных главах Писания. Если сыны Божьи – это главы государств, тогда речь должна идти об ограниченном числе личностей. Однако Божье наказание предназначено для всего человечества. Тогда бы мы столкнулись с расхождением между грехом в отдельных местах, зато в благородных, – и судом, который достигает почти космических масштабов. Однако и этого нельзя исключить. Посмотрите на 70 000 человек, которые умерли в Израиле в результате греха царя Давида, когда он предпринял перепись ( 2Цар.24:15:17 ). Третье истолкование предполагает, что сыны Божьи – это ангелы. Выражение сыны Божьи действительно является названием ангельского сонма в Книге Иова (1:6, 2:1, 38:7) и Псалмах (28:1; 88:7). Тогда грех заключается в сожительстве сверхъестественных и естественных существ. Некоторое подтверждение этому можно найти в Послании Иуды (6:7) (вероятно, также 1Пет.3:19, 20 ; 2Пет.2:4 ). Если в функции 7-го стиха входит сравнение безнравственности и неестественной похоти Содома и Гоморры с подобным поведением ангелов в 6-м стихе, тогда это истолкование можно считать более достоверным. С другой стороны, если 6-й и 7-й стихи представляют два примера Божьего суда на различные формы греха на ангельском и человеческом уровне, тогда эти стихи не имеют никакой связи с Бытием (6:1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Милостиво приняв жертву, принесенную Ноем после потопа, Господь изрекает ему и сыновьям Свое благословение на размножение и владычество над тварями (1–2 стихи), дает законы о пище (3 стих), крови (4 стих) и убийстве (5–6 стихи) и устанавливает особый закон с миром (7–17 стихи). До потопа человеку было дано употреблять только растительную пищу ( Быт. 1:29 ), теперь же в снедь ему назначается и «всякое движущееся», то есть животные, несомненно чистые, которые впоследствии были точно указаны законом Моисея ( Лев. 11 ). В связи с этим законом Господь запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причины этого запрещения естественные и нравственно-религиозные. Когда Господь называет кровь душою животного, то этим указывает, что кровь есть главное жизненное начало животного, главный жизненный двигатель его. Отсюда естественно причиною запрещения употреблять в пищу кровь животного является намерение Законодателя внушить человеку отвращение от ненужного кровопролития, предотвратить человека от излишней жестокости, внушить ему уважение к жизни вообще. С другой стороны, этот закон, поставленный в связь с законом против убийства человека, внушал уважение к душевной (психической) жизни, отвращение к убийству, показывал, насколько противна Богу кровожадность: это нравственная причина запрещения употреблять в пищу кровь животных. 8–17 стихи Завет, заключенный Богом с Ноем, объемлет не только все человечество, но даже животных, которые участвуют в этом завете, конечно, не сознательно, а в силу тех тесных, таинственных уз, которые установлены Творцом между человеком и неразумной природой ( Рим. 8:19–22 ). Видимым знамением завета полагается «дуга во облацех», то есть радуга, сопутствующая обычно дождю; обещание Господа милостиво относиться к греховному миру указывало на то полное примирение неба и земли, которые должно было совершаться через искупительную смерть Христа Спасителя. 24–27 стихи Поступок Хама показывал его злое и испорченное сердце потому, что он плохо относился к отцу, к которому от природы каждому заложены любовь и уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

При общем прообразовательном значении личности Мелхиседека, толковники в хлебе и вине, с которыми он встретил Авраама, видят прообразовательное указание на таинство Евхаристии. 18. Четвертое богоявление Аврааму и завет Бога с ним (Быт. 15) Бытописатель повествует о четвертом явлении Бога Аврааму в ночном видении и ободрении патриарха обещанием божественной помощи, защиты и великой награды (1 стих). На ответные слова Аврааму (2–3 стихи) Господь дает обетование о рождении у него сына (4 стих) и происхождении от него многочисленного потомства (5 стих). Патриарх поверил обетованию, и эта вера вменилась ему в праведность (6 стих). Господь подтвердил обетование о наследовании земли Ханаанской (7 стих), и удостоверил патриарха в непреложности обетования заключением с ним завета через особый таинственный обряд (8–12, 17–21 стихи). Бог открыл при этом будущую судьбу потомства Авраама (13–16 стихи). 1 стих Авраам, возвратившийся после победы к месту своего обитания к дуброве Мамре (13:18; 14:13), мог опасаться мщения со стороны этих побежденных царей. Кроме того, почетное положение, занятое им, могло вызывать зависть в окружающих Хананеях. Наконец, почтенный возраст патриарха, достигнув которого он все еще не видел исполнения слов обетования, что от него произойдет многочисленное потомство (12:2; 13:16), – все это могло беспокоить Авраама, вера которого нуждалась в подкреплении. Настоящее четвертое богоявление, отличавшееся особенною продолжительностью, торжественностью и наглядностью, подкрепляло веру патриарха, удовлетворяло его в непреложности божественных обетований. 7–8 стихи На слова обетования Господа, что Авраам имеет наследовать обетованную землю, патриарх говорит: «Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею?» В вопросе Авраама нельзя видеть сомнения и колебания его веры: его слова выражают только желание знать, когда исполнится обетование о наследии земли Ханаанской. Такой смысл вопроса выясняется из дальнейших слов Господа, Который говорит, что потомство патриарха наследует землю обетования через 400 лет (ст. 13 и 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010