Согласно библейской традиции (ср.: Нав 8. 30-35; Втор 8. 1 слл.; 23. 4-5; Неем 13. 1-2), кн. В., как и вся Тора, написана прор. Моисеем. Но уже в раввинистической лит-ре выражались сомнения относительно авторства последних стихов В. (34. 5-12), сообщающих о смерти Моисея и его погребении (Минха 30а, Бава Батра 15а): их приписывали Иисусу Навину. Слова: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор 34. 10) - также понимались как указание на то, что с момента смерти Моисея до того, как были написаны эти слова, прошло значительное время. В евр. источниках можно найти и др. примеры, указывающие на предположения авторов о том, что между событиями, описываемыми во В., и написанием книги должно пройти достаточно долгое время. Напр., наличие во В. слов «за Иорданом» (Втор 1. 1 и др.), к-рые предполагают нахождение (автора) на вост. берегу Иордана, тогда как Моисей, согласно традиции, не удостоился перейти Иордан; «в то время» и «доныне» (Втор 2. 34; 3. 4 и др.; 3. 14; слова самого Моисея) и «как поступил Израиль с землею наследия своего» (Втор 2. 12) также легче понять как написанные уже после захвата Ханаана. Более того, выражения: «И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным» (Втор 31. 9) и «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам» (Втор 31. 24-25) - относятся, по всей вероятности, только к определенным отрывкам, а не ко всей книге. Подобные трудные места побудили Ибн Эзру (XII в.) в начале комментария на В. предположить, что кроме последних стихов во В. также и в др. книгах Торы были добавлены нек-рые стихи уже после смерти Моисея ( Cassuto. 1958. Sp. 610). Блж. Иероним относительно слов «и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня» (Втор 34. 6) писал: «Конечно, сегодняшним днем должно считать день того времени, в которое написана самая история; Моисея ли захочешь назвать автором Пятикнижия, или Ездру, восстановителя этого произведения, не противоречу» (De perpetua virginitate I 7//PL. 23. Col. 190).

http://pravenc.ru/text/160983.html

К малозначимым расхождениям, то есть к расхождениям, принятие или непринятие которых не влечет за собой сколько-нибудь существенных изменений в смысле или связности речи, в первую очередь следует отнести все те многочисленные параллельные места, прежде всего в синоптических Евангелиях, где наблюдаются почти дословные совпадения. Издатели НА считают, что переписчики, стремясь гармонизировать между собой различные Евангелия и другие книги Нового Завета, переносили слова или целые стихи из одних книг в другие. Поэтому они (издатели) исключают эти чтения из той или иной книги, если наиболее ранние и авторитетные рукописи их не содержат. Например, слова Молитвы Господней у Мф и Лк: Мф 6:9–13 9 Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь (СП=НА кроме второй части последнего стиха). Лк 11:2–4 СП: 2 Отче наш, сущий на небесах ! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе ; 3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого . Выделенные слова считаются поздней вставкой из Мф и отсутствуют в НА: 2 Отче! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; 3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение. Нам представляется, что, если хотя бы в одной из книг Нового Завета сохраняется то или иное параллельное чтение (как в данном примере отсутствующие слова в Лк есть в Мф), то наличие или отсутствие его в других книгах имеет уже второстепенное значение. К другому случаю малозначимых расхождений относится следующий пример: Мк 7:5 . Неумытые или нечистые руки?

http://pravmir.ru/tekstologicheskoe-sopo...

Праведные, пусть даже убитые руками нечестивых, не исчезли, как полагают нечестивые, навсегда. Теперь они в мире, в руке Божьей, и мучения их не могут коснуться. Это возвращает нас к знаменитому отрывку, приведенному выше (3:1–4), в котором далее следует размышление о том, как Бог Израиля испытывает праведных, подобно золоту в горниле, и принимает их страдание и смерть как жертву всесожжения (3:5–6). Однако автор не довольствуется указанием на нынешнюю судьбу «праведных». Он хочет обратить внимание читателя на то, что будет дальше. Вот тут–то, на мой взгляд, толкователи совершают самую серьезную ошибку 686 . Прем 3:1–10 дает двухэтапное описание событий после смерти «праведного»: повествование, говорящее о нынешнем пребывании праведника «в руке Божьей», – это просто прелюдия к тому, что должно совершиться далее: Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его 687 . Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа 688 . Стихи 7–10 говорят о дальнейшем событии, которое следует за состоянием, описанным в стихах 1–4 689 . Данный отрывок – это не просто второе, параллельное, описание или новая интерпетация 690 . В конце концов у «душ» в стихе 4 все еще остается «надежда, полная бессмертия»; это говорит о том, что она еще не вполне осуществилась. При распространенном толковании отрывка фактически не уделяют должного внимания выступлению самого автора против смерти (1:12–16; 2:23–24), которое прочно зиждется на типично иудейской вере в благость сотворенного мира (1:14), причем этот же момент вновь звучит в конце книги, когда само творение приходит на помощь израильтянам во время бегства из Египта 691 . Так что тут самого толкователя всегда подстерегает опасность, в полном единодушии с нечестивыми, заключить союз со смертью, – такую позицию, сам того не желая, Алан Сегал, когда, подводя итог 3:1–4, он говорит, что здесь нет «никакого очевидного конца времени и суда» (а они там есть, стоит лишь спуститься на несколько стихов ниже), и эффектно добавляет, что тут «нет средства от смерти, никто оттуда не возвращается» 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. В малой ектении диакон вновь призывает в мире помолиться Господу, чтобы Он сохранил нас Своею благодатию. Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. «Господи, воззвах» Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое; воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. 18 (По чину поются стихи псалмов. В приходских храмах они обычно читаются до стиха, помеченного: «на 10» или «на 8», «на 6», «на 4» в зависимости от числа положенных стихир.) 1 . Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. 2 . Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. 3 . С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. 4 . Накажет мя праведник милостию и обличит мя: елей же грешнаго да не намастит главы моея. 5 . Яко еще и молитва моя во благоволениих их, пожерты быша при камени судии их. 6 . Услышатся глаголи мои, яко возмогоша: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. 7 . Яко к Тебе, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отъими душу мою. 8 . Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. 9 . Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дóндеже прейду. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных. Вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это – милость; пусть обличает меня: не повредит голове моей. Но мольбы мои – против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам... Услышат слова мои как могущественные, истинные; как твердый грунт земли (разрываемый плугом), раздробляется и рассыпается на разные части земли, так и кости их (беззаконников) рассыпаются в гробе. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от сетей, поставленных для меня, от соблазнов беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я (по милости Твоей) прейду. (Псалом 140-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

90 псалом (см. 6 час). Слава и ныне. «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже»(трижды с поклонами). «Господи, помилуй» (трижды). Слава и ныне. «С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, ибо с нами Бог». И следующие стихи с припевом: «Ибо С нами Бог». 1. «Внимайте, все отдаленные земли. 2. Вооружайтесь, но трепещите. 3. Замышляйте замыслы, но они рушатся. 4. Говорите слово, но оно не состоится. 5. Не бойтесь того, чего этот народ боится и не страшитесь. 6. Господа Саваофа, Его чтите свято, и Он–страх ваш, и Он–трепет ваш. 7. И будет Он освящением и камнем преткновения. 8. Я надеюсь на Господа и уповаю на Него. 9. Вот я и дети, которых мне дал Господь. 10. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. 11. На живущих в стране тени смертной свет воссияет. 12. Ибо младенец родился нам, Сын дан нам. 13. Владычество на раменах Его. 14. Умножению владычества Его и мира нет предела. 15. Я нарекут имя Ему–Великого Совета Ангел. 16. Чудный советник. 17. Бог крепкий–князь мира» 18. Отец вечности». «С нами Бог, разумейте»…. «Слава: «С нами Бог»…. И ныне: Ибо с нами Бог». Затем следующие тропари: «За день прошедший благодарю Тебя, Господи, и прошу: подай мне, Спаситель, провести вечер и ночь без греха и спаси меня». Слава: «За день прошедший славословлю Тебя, Владыка, и прошу: подай мне, Спаситель, провести вечер и ночь без соблазна и спаси меня». И ныне: «За день проше²шнй воспеваю Тебя, Святый, и прошу: подай мне, Спаситель, вечер и ночь безопасные от вражеских ухищрений и спаси меня». «Тебя славословят неумолкаемыми песнями бесплотные существа Херувимов, Тебя превозносят непрестанными голосами шестокрылатые жизненные Серафимы. Тебя восхваляют трисвятими иеснями все ангельские воинства, ибо Ты прежде всех существующий Отец, имеющий Безначального с Тобою Сына, и Носящий равно–почитаемого Духа жизни, являешь нераздельную Троицу». «Пресвятая Дева, Матерь Божия, а также очевидцы и слуги Слова Сына Божия, все святые, пророки и мученики, приобретшие бессмертную жизнь, усердно молитесь о всем мире, ибо все мы находимся в бедах, чтобы, избавившись от прельщения диавольского, воспевать нам ангельскую песнь: Свят, Свят, Свят, Трисвятый Господи, помилуй и спаси нас. Аминь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

И пример этих колебаний мы находим в первых стихах главы IX. В первом стихе мы видим сначала как бы поворот к правильному воззрению: «праведные и мудрые и деяния их в руке Божией»; но вслед за сим в мысли Екклезиаста человек представляется как бы невольным деятелем: «человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним»; а далее уже на Екклезиаста нападает не только сомнение в том, есть ли какая-нибудь справедливость на земле, но полное отрицание всякой справедливости: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы 726 ; как добродетельному, так и грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы». «Это то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем»... (IX, 2 – 3). Это воззрение не имеет никакого примиряющего ответа в этой главе, так как вслед за этим в ст. 4–6 говорится, что «мертвым нет воздаяния» (ст. 5)... «и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (ст. 6). А потому опять ветхозаветный человек говорит: ст. 7. «Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим»... «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь;... все, что может рука твоя делать, по силам делай: потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (ст. 8 – 10). Остальные стихи главы IX дышат также этою безрадостною мыслью, что успех зависит от счастья, и мудрый, если он бедный, пренебрегается всеми. Мы повторяем: более всего видно в Екклезиасте, как ветхозаветный человек силится подняться из окружающей его таинственной тьмы непонимания судеб Божиих и как он падает в своем бессилии постичь своим разумом то, что могло быть открыто человеку лишь высшим Милосердием. В ветхозаветных книгах нигде как в Екклезиасте нельзя так ясно видеть необходимости для человечества новозаветного откровения с его таинствами Божественной любви, этими страшными таинствами воплощения, проповеди, страдания, смерти и воскресения «Сына человеческого» – самого Бога, восприявшего на Себя плоть и душу человека, чтобы страдать с ним и совоскресить его с Собою. Господь, стоявший на вершине лестницы видения Иакова, сошел на землю в образе кроткого и смиренного человека 727 и рассеял тоску и сомнения и отчаяние Екклезиаста. В главах X и XI мы встречаем отдельные речения, подобные тем, которые составляют книгу Притчей: это правила житейской мудрости, которые заключаются опять словами (XI, 9): «Веселись, юноша, в юности твоей... и ходи по путям сердца твоего...» Но последние слова этого стиха и следующей стих представляют напоминание, которое исправляет то, что могло бы подать повод к злоупотреблению силами юности: «Только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2 . В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике: 3 . Я, Господь, – хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. 4 . Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. 5 . Разве прибегнет в защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. Мы видели в V главе значение виноградника Господня, который зарос тернием и оставлен Господом: в этой притче, как мы видели, изображено будущее ветхозаветного Израиля. Но вот снова перед нами образ виноградника, который охраняем и напояем Господом, и оберегаем Им от нападения и который напоминает нам слова Господа Иисуса об охранении Им стада Своего 994 . Это-тот же виноградник, но возрожденный милосердием Всевышнего, – не приуроченный к какому-нибуд народу, а составленный Господом из всех ветвей, привившихся „к отрасли“, о которой говорил Исаия. Виноградник, который есть церковь Христианская, Церковь вселенская, потому снова возрожден и оберегается Господом, что: „у Господа нет гнева“,-любовь Его хочет всякого спасти; в числе путей спасения Господь употребляет и наказание (выше XXVI, 9–10), но конечная цель Его спасти мир. Господь знает (ст. 4), что в каждом обществе являются волчцы и тернии; и только они выжигаются Господом, знаменуя в церкви Христианской ереси и расколы, которые и искоренены и вызжены вселенскими соборами, осеняемыми благодатию Духа Святого. И стих 5-й дополняет это пророчество, указывая на бесконечное милосердие Божие, глаголющее, что Он и еретика и грешника прощает, пусть только подчинится Церкви и „заключит мир с Господом“ и мир Господень успокоит смирившуюся душу, и „будет едино стадо и един Пастырь“. Следующие стихи продолжают это видение царства Мессии среди избранного „остатка“ народа обетования. 6 . В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. 7 . Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Стт. 1–2. Осуждение ложных пастырей, которые не пасут, а губят и разгоняют свое стадо, уподобляются диким зверям, нападающим на овец как на свою добычу. Под пастырями в этих стихах следует понимать руководителей еврейского народа: царей, первосвященников и священников, которые не исполняли свой высокий долг перед народом – своей паствой. Господь через пророка обещает наказать нерадивых пастырей, слова эти актуальны по сей день, ибо словесным овцам, не имеющим пастыря, свойственно уклоняться от истины, блуждать на стране далече. За грехи паствы ответственность несет священник. Стт. 3–4 – в ближайшем смысле говорят о возвращении иудеев из плена и восстановлении благочестия в народе трудами истинных пастырей. В более широком смысле здесь можно понимать соединение всех верующих в Церкви Христовой. Как видно из последующей речи время избавления от плена у пророка соединяется с временем пришествия на землю Мессии – Христа. Поэтому под добрыми пастырями здесь можно понимать святых апостолов Христовых и их преемников новозаветных пастырей Церкви. Последующие стихи подтверждают эту мысль. Стт. 5–6. «Вот наступают дни,– говорит Господь,– и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его... Господь оправдание наше». После того, как пророк возвестил о новых пастырях, он останавливает свой пророческий взор на Пастыре из рода Давидова. О многих пастырях сказано, что они «упасут» (т.е. будут хорошо пасти) овец стада Господня, о едином же пастыре пророк говорит как о Спасителе всего Израиля. Отсюда ясно, что под Единым Пастырем пророк имеет обетованного потомка из рода Давидова, имя которого будет соответствовать характеру Его деятельности как Спасителя всех рассеянных, заблудших овец. Об этом ясно говорится в 7–8 стт. Ст. 5 – «Отрасль праведная» – росток от корня дерева -образ аналогичный пророчеству Исаии (11, 1). У 70 это место переведено «Восток праведный». «Востоком» будущий Мессия именуется здесь как Источник Света, как Солнце Правды, просветившее все человечество и выведшее всех из тьмы греха ( Ин. 1, 9 ; Гал. 3, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Ст. 1. Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя. Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме 16м. Яко нищ и убог есмь аз. Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им. 2. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь. Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в 15м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами. Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося. 3. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Симмах перевел всегда, вместо весь день. 4. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебг взях (вознес) душу мою. Избави от одержащей меня скорби. О словах: взях душу мою, сказано в первом стихи псалма 24го. 5. Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя. Вместо кроток Акила и Симмах перевели милостив. Призывающим же Тя не просто, но призывающим от всего сердца. Ибо и в псалме 144м, сказавши: близ Господь всем призывающим Его, присовокупил: всем призывающим Его в истине> т. е. всею душею. 6. Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. Эти слова изъяснены в начале псалма 16го. 7. В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Днем скорби назвал предстоявший день. О словах же: яко услышал мя еси сказано в том же 16м псалме 8. Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Ибо вси, говорит, бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори (Псал. 95, 5). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих кажется заимствован из слов Моисея: кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса? (Исх. 15, 11). Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари и разрушение тирана и умерщвление смерти смертно и уловление всего мира немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием божественного имени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010