Красивые кресты с изображениями Спасителя существуют только в воображении художников. В действительности же не было ничего подобного. Мы не должны ничего здесь воображать, кроме самого крайнего ужаса и самой крайней человеческой бедности и страдания. И этот ужас, эти страдания вызывали не сожаление, а насмешки! Мф.27:41 .  Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: Мф.27:42 .  других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; (Ср. Мк.15:31 ; Лк.23:35 .) У всех синоптиков разные выражения, но суть ими передается одинаково. Слово «фарисеи» встречается у Матфея в менее важных кодексах и считается неподлинным. Вообще же в тексте здесь сильное колебание: «подобно», «подобно и», «подобно же и», с «книжниками и старейшинами», со «старейшинами и книжниками»; с «книжниками и старейшинами и фарисеями», с «книжниками и фарисеями». Эти люди обращались, вероятно, с насмешками и к Самому Христу, и к народу, указывая при этом на Него, произнося богохульства, припоминая Его исцеления и речи о Себе как Спасителе. Во всех этих насмешках указывается на действительные факты из Его жизни, совершенно непонятые или извращенные насмехавшимися над Ним людьми. Но если бы Он теперь сошел с Креста и таким образом спас Себя Самого, то это было бы чудом меньшим сравнительно с Его Воскресением. Resurrexim, et non credidistis. Ergo si etiam de cruce descenderet, similiter non crederitis (воскрес, и вы не поверили. Если бы, следовательно, и сошел с Креста, то все равно не уверовали бы. – Иероним). Вообще насмешки отличались тупостью и близорукостью. Окружавшие Христа люди не могли и не хотели понять, что для избавления других от опасности люди часто должны были жертвовать и жертвуют своей собственной жизнью. Мф.27:43 .  уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Этих слов не встречается у других евангелистов. Неизвестно, доходили ли все эти оскорбления до слуха Спасителя. По всей вероятности, доходили. Произносившие насмешки говорили здесь отчасти ветхозаветными текстами (ср. Пс.21:9 ; Прем.2:13–18 ). «Если Он угоден Ему», – буквально: «если желает, хочет Его» ( ε θλει ατν), т.е. если Он нравится, угоден Ему. Это – гебраизм (в еврейском – «гафец бо»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ответ этот в высшей степени замечателен. В нем нет ни слова о тяжком иге и жестокой работе, которые наложил на него Соломон и на которые он только что жаловался; он почти буквально сходен с воззванием Савея, сопровождавшим отделение тех же колен, что и теперь, от Давида, и следовательно идет из того времени, когда о тяжком иге не было и речи, когда напротив израильский народ десяти колен только что сам признавал заслуги Давида для него, и спор шел о том, кто имеет больше прав на царя – колено ли Иудино или другие колена ( 2Цар.19:9,41–43; 20:1 ). Это дает право заключать, что главная вина отпадения десяти колен от дома Давидова и теперь не столько тягость Соломонова царствования, сколько соперничество колен, ревность к колену Иудину вообще и к дому Давидову в частности, ревность, которой не могли уничтожить совсем Давид и Соломон и которая выступает теперь со всею своею силою. Яснее открывается это из сравнения слов, которыми израильтяне сопровождают теперешнее свое отпадение от дома Давидова ( 3Цар.12:16 ), с теми словами, которые израильтяне же говорят при воцарении Давида над всем Израилем ( 2Цар.5:1,2 ). Между теми и другими есть соответствие, и первые вполне отрицают последние. Желая воцарить над собою Давида, старейшины десяти колен указывают на свое общее происхождение, на родство с ним по крови: «вот мы – кости твои и плоть твоя». Теперь старейшины тех же колен отрицают это свое родство: «какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом», т. е., как объясняет эти слова Бер: «какое нам дело до Давида и его фамилии, когда идет речь о том, кто должен быть царем над нами? У нас нет ничего общего с ним, мы не принадлежим ему, как Иуда, по происхождению». 373 В прежнее время израильтяне напоминали Давиду, что он еще при жизни Саула стоял во главе их, «выводил и вводил Израиля». Теперь старейшины приглашают народ разойтись по домам, как бы не нуждаясь в предводительстве со стороны его – Давидова дома: «по шатрам своим, Израиль». В прежнее время старейшины указывали Давиду, что сам Господь сказал ему: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ueз.VIII:11 . И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, и Иезония, сын Сафана, стоял среди их, стоящих пред изображениями (picmuras), и каждый имел кадильницу в руке своей и туманное испарение от курений возносилось кверху. Когда говорит, что были семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, державшие в руках кадильницы, то показывает, что были многие другие старейшины, которые не делали этого, но, может быть, обладавшие другими грехами, и один по имени Иезония, сын Сафана, стоял среди их, будучи как бы предводителем в злодеянии и святотатстве тех, кои, оставив служение Богу, чтили идолов и в храме поклонялись не Богу, которому принадлежал храм, а стенным изображениям. И прекрасно говорится: стоял Иезония, сын Сафана, то есть суда и осуждения своего, среди стоящих старейшин, ибо и предводитель, и те, предводителем которых он был, твердой стопой стояли в злодеяниях и не колебались во зле, но весьма сильно упорствовали, и туманное, беспорядочное и клубящееся испарение, поднимавшееся вверх от курений, указывало на святотатство совершающих приношение. Это совершалось в то время в буквальном смысле. Но и нам должно молиться, чтобы старейшины дома Израилева, умножающие священное седмиричное число чрез семь декад, не стояли в заблуждениях своих и не поклонялись изображениям идольским, и чтобы не поднималось или не возносилось святотатственное испарение, направляющееся против Бога. Когда мы видим лукавое сборище народа, о котором написано: возненавидех церковь лукавнующих ( Пс. 25:5 ), и начальников, худших народа, и правителя, более непотребного, поставленного над народом и старейшинами; то можем оказать, что Иезония стоит пред изображениями и каждый имеет кадильницы в своих руках, преклоняясь не пред величием Божием, а пред собственными пожеланиями, и что не запах благоухания доходит до Бога, а смрад до идолов. Ueз.VIII:12 . И сказал мне: видишь ли ты, сын человеческий, что старейшины дома Израилева делают в темноте, каждый в сокрытой спальне своей. Ибо они говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Ст. 11. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, и Иезония, сын Сафана, стоял среди их, стоящих пред изображениями (picmuras), и каждый имел кадильницу в руке своей и туманное испарение от курений возносилось кверху.    Когда говорит, что были семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, державшие в руках кадильницы, то показывает, что были многие другие старейшины, которые не делали этого, но, может быть, обладавшие другими грехами, и один по имени Иезония, сын Сафана, стоял среди их, будучи как бы предводителем в злодеянии и ссвятотатстве тех, кои, оставив служение Богу, чтили идолов и в храме поклонялись не Богу, которому принадлежал храм, а стенным изображениям. И прекрасно говорится: стоял Иезония, сын Сафана, то есть суда и осуждения своего, среди стоящих старейшин, ибо и предводитель, и те, предводителем которых он был, твердою стопою стояли в злодеяниях и не колебались во зле, но весьма сильно упорствовали, и туманное, беспорядочное и клубящееся испарение, поднимавшееся вверх от курений, указывало на ссвятотатство совершающих приношение. Это совершалось в то время в буквальном смысле. Но и нам должно молиться, чтобы старейшины дома Израилева, умножающие священное седмиричное число чрез семь декад, не стояли в заблуждениях своих и не поклонялись изображениям идольским, и чтобы не поднималось или не возносилось святотатственное испарение, направляющееся против Бога. Когда мы видим лукавое сборище народа, о котором написано: возненавидех церковь лукавнующих (Псал. 25:5), и начальников, худших народа, и правителя, более непотребного, поставленного над народом и старейшинами; то можем оказать, что Иезония стоит пред изображениями и каждый имеет кадильницы в своих руках, преклоняясь не пред величием Божием, а пред собственными пожеланиями, и что не запах благоухания доходит до Бога, а смрад до идолов.    Ст. 12. И сказал мне: видишь ли ты, сын человеческий, что старейшины дома Израилева делают в темноте, каждый в сокрытой спальне своей. Ибо они говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю“.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10-13). Жители Ветилуи привели Ахиора в город и, созвав старейшин, расспрашивали его о случившемся; затем, утешив и похвалив Ахиора, устроили вместе с ним пир, на к-ром «целую ночь... они призывали Бога Израилева на помощь» (6. 21). Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) На др. день Олоферн начал осаду Ветилуи и вскоре перекрыл осажденным все источники воды (7. 1-7). Жители Ветилуи «пришли в уныние, так как все враги их окружили их» и собрались к начальнику города Озии с требованием сдать город Олоферну и его войску (7. 19 сл.). В ответ Озия просил еще 5 дней защищать город и только в том случае, если Божественная помощь не придет, сдать его врагам. Узнав об этом решении, молодая благочестивая вдова Иудифь (она «была красива видом и весьма привлекательна взором» - Иф 8. 7) призвала в свой дом Озию и старейшин Ветилуи. Здесь в первый раз подчеркиваются свобода Иудифи, сила ее характера и способность на равных общаться с наделенными властью людьми, т. е. черты, противоречащие образу женщины в традиц. обществе. В И. к. пространно описывается аскетический образ жизни Иудифи: она жила в палатке на крыше своего дома, пребывала в постоянном посте, «кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева» (8. 6), и никто не мог ее в чем-либо упрекнуть. Иудифь произнесла перед собравшимися обличительную речь, в которой порицала маловерие горожан и старейшин и осуждала их решение искусить Бога (8. 11-27). Иудифь открыла им свое намерение спасти Ветилую от врагов (но отказалась сообщить, как именно она собирается это сделать) и попросила выпустить ее со служанкой ночью из города (8. 32-34). Обратившись к Богу с пламенной молитвой (Иф 9), Иудифь облачилась в роскошную одежду и, покинув город, пришла в стан ассирийцев. Схватившим ее стражникам она сказала, что идет к Олоферну возвестить ему «слова истины», согласно которым ассирийцам уготована победа, а израильтянам - гибель (10.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

 Наступил второй год после выхода евреев из Египта. В двадцатый день второго месяца облако присутствия Господня поднялось над Скинией. Это был знак, по которому евреи должны были собираться в путь. Заиграли серебряные трубы. Израильтяне свернули шатры и двинулись на северо-восток, к границам обетованной земли. Длинная колонна странников шла в заранее установленном порядке. Шествие открывали левиты — они несли на шестах Ковчег Завета, разобранную Скинию и священные сосуды. Когда священники поднимали Ковчег Завета, Моисей говорил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от Лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Чис. 10:35). Когда же народ делал остановку и левиты опускали Ковчег, тогда Моисей говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис. 10:36). За левитами шли племена, каждое под своим знаменем, а в конце гнали огромные стада овец и вьючных ослов. Колонну охраняли специальные вооруженные отряды и высланные вперед разведчики. Хотя от Синая до Ханаана по прямому пути было не очень большое расстояние, но, в виду отсутствия хороших дорог, евреи медленно и с большим трудом пробирались по горным ущельям и долинам Синайского полуострова. Три дня шли они по пустыне под палящими лучами солнца и снова возроптали. Поскольку запрещалось закалывать овец, люди питались одной манной, на которую многие, особенно прихотливые люди, смотрели с отвращением. Вдобавок ко всему в стане однажды вспыхнул пожар и уничтожил много ценного имущества. Обескураженные трудностями, голодом и понесенными потерями, израильтяне горестно сидели перед своими шатрами и сетовали на Моисея за то, что он уговорил их покинуть Египет. С нежностью и глубокими воздыханиями вспоминали они добрые старые времена, забыв о рабстве и преследованиях: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис. 11:5–6). Моисея глубоко оскорбило малодушное поведение его народа, и он с дерзновенной молитвой обратился к Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?.. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня…» (Чис. 11:11, 14). Господь услышал слезные воздыхания Своего верного раба и повелел ему избрать из среды израильтян семьдесят старейшин, которые должны были помогать ему управлять народом. Семьдесят старейшин с этого времени составляли постоянный совет при Моисее. Совет старейшин спустя много веков был переименован в Синедрион — высший орган управления в Израиле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Глава 8. Пророк видит видение, именно: когда он сидел в дому своем и старейшины иудейские сидели пред ним, он видел подобие человека: от чресл его и ниже, или до стопы его был огонь, и от чресл его и выше – как вид зари, или как вид илектра (электричества). Вот к пророку это человеческое подобие простерло руку, взяло Его за верх головы, и дух поднял его между небом и землею и повел его в Иерусалим в Божием видении на преддверие внутреннейших врат, обращенных к северу. Здесь он опять увидел славу Господа Бога Израилева в том виде, как это было при реке Ховар. Господь показывает пророку в видении все беззакония людей Своих; сначала велит посмотреть ему на северную сторону храма, потом приводит его к предвратию двора, где пророк увидел одну скважину в стене, которую по повелению Божию раскопал и потом нашел дверь. По повелению Божию пророк вошел в дверь и увидел: на стенах всюду кругом написаны были всякие гады и скоты, всякая гнусность и всякие кумиры израильского народа… Господь обращается к пророку с словами: видел ли ты, сын человеческий, что делают здесь старейшины израильские, каждый из них на тайном ложе своем, так как они сказали: не видит Господь, оставил Господь землю. Затем Господь показывает еще большие беззакония израильтян, вводит его в преддверие ворот храма, обращенных на север, – и что же видит тут пророк? Еврейских жен, сидящих и плачущих по идоле Фаммузе. После того показывает еще большие мерзости: вводит его во внутренний двор дому Господня. Что же здесь видит пророк? Около двадцать пять человек мужчин, обративших тыл свой ко храму Божию и лицом стоящих к востоку: они поклонялись солнцу. Вот видение пророка Божия. Как ясно Всеведущий представил все беззакония пророку Своему! Как велики, оскорбительны для Благодетеля и Творца такие беззакония облагодетельствованных Им до бесконечности тварей: они оставили Его и вместо Его поклоняются бездушным идолам или тварям Его; даже прямо с наглостию говорят: не видит ничего Господь, оставил Господь землю. А что если бы и ныне таким же образом представил Господь в сокращении, как бы на ладони, все беззакония людей настоящего времени или только одного русского народа! О, тогда мы увидели бы много подобного тому, что видел пророк Божий в видении! Услышали бы и от христиан то же, что говорили старейшины израильские: не видит Господь, оставил Господь землю. Христиане! Господь видит все дела ваши, мысли и намерения и воздаст каждому по делам. Он не оставил и никогда не оставит земли: Он всегда промышляет о ней, как о твари Своей, которая без Его Промысла и существовать не могла бы, как бездушная и бессмысленная, косная тварь!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Действительно, как вход в город называется воротами, так час суда называется входом Царя, потому что в этот час Он в окружении всех избранных входит в славу Небесного Отечества. Соломон, когда увидел этот день и то, что приближается воздаяние святой Церкви, сказал: Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли ( Прит.31:23 ). Муж Церкви – это, конечно, Спаситель рода человеческого, Который показал себя известным у ворот; Который ранее незаметный в поношениях, сделается очевидным во входе в Высшее Царство. Муж, Который сидит со старейшинами земли, как и Спаситель будет судить вместе со святыми проповедниками той же самой Церкви, как Сам Он говорит в Евангелии: Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ). О чем также задолго до этого пророчествовал Исаия, говоря: Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего ( Ис.3:14 ). Об этих воротах опять же говорит Соломон: Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее ( Прит.31:31 ). Тогда, конечно, святая Церковь воспринимает от плода дел своих, когда воздаяние «от плода дел своих» воодушевляет Ее к взысканию небесных. Дела тогда Ее прославят у ворот, когда Ее членам в сам момент прихода Царства будет сказано: Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня, и прочее ( Мф. 25:35,36 ). Дети же этого глупца были похоронены перед воротами, но «их будут бить у ворот», потому что приверженцы этого мира имеют славу в настоящей жизни, но в самом наступлении Царства они караются вечным наказанием. Хорошо же добавлено: и не будет заступника ( Иов.5:4 ). Конечно, Истина избавляет от бед тех, которых Она притесняет во временных благоприятных обстоятельствах через воспитание. Итак, тот который теперь отказывается быть обремененным, тогда не будет иметь возможности спастись, потому что во времена скорби своей они не получают спасительной помощи Того, Которого отказываются иметь Отцом в воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

«И пришли все старейшины Исраэля к царю в Хеврон, и заключил с ними союз царь Давид пред Господом, и помазали Давида на царство над Исраэлем. Тридцать лет было Давиду, когда он стал царем; сорок лет он царствовал. В Хевроне был он царем над Иудою семь лет и шесть месяцев и в Иерушалаиме был он царем над всем Исраэлем и Иудою тридцать три года» ( 2Цар. 5:3-6 ). Устные предания и основывающийся на них Иосиф Флавий рассказывают, что церемония помазания была необычайно торжественной и трогательной. Объявив Давиду во всеуслышание «мы — кость твоя и плоть твоя», старейшины таким образом публично отвергли все грязные слухи и домыслы о том, что он является инородцем или незаконнорожденным сыном. Давид объявлялся наделенным царской властью не людьми, а самим Богом («И сказал Господь тебе: «Ты будешь пасти народ мой Исраэля, и ты будешь главой Исраэля»»), и это означало, что уже никто в будущем не мог оспорить его права и права его потомства на эту власть. Затем представители каждого колена принесли присягу Давиду на верность и объявили о готовности всех боеспособных мужчин своего колена служить в армии под началом Давида. И уже после этого в честь помазания Давида царем над Израилем был устроен грандиозный пир, по окончании которого все старейшины отправились домой. А вскоре в Хеврон начали прибывать отряды, посланные каждым коленом, и столица Иудеи в одночасье превратилась в огромный военный лагерь. Глава четвертая. Битва за Иерусалим О том, каковы были размеры армии, собранной Давидом в Хевроне, мы знаем из «Хроникона», а затем их повторяет Иосиф Флавий в «Иудейских древностях». Если оставить те броские эпитеты, которыми «Хроникон» награждает воинов каждого колена («люди доблестные, именитые в отцовских домах их», «умеющих понимать времена, знающих, что нужно делать Исраэлю», «умеющих готовить войну, со всем военным снаряжением» и т. д.), то картина получается следующая: колено Иуды (Иегуды) — выставило 6800 воинов (Флавий утверждает, что речь идет лишь о тяжелых пехотинцах, которые, хотя и принадлежали к колену Иуды, вплоть до коронации Давида сохраняли верность дому Саула; точное же число воинов, которое суммарно выставило колено Иуды, по Флавию, неизвестно).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/3/

Иудиф.4:6 а великий священник Иоаким, бывший в те дни в Иерусалиме, написал жителям Ветилуи и Ветомесфема, лежащего против Ездрилона, на передней стороне равнины, близкой к Дофаиму, 6 . Первосвященник Иоаким – по некоторым спискам носит имя Елиаким ( λιακεμ). «Ветилуя» – Βετυλοα, Βατυλα, Βαιτουλα, Вульг. Bethalia, – местность, кроме этой книги нигде более не упоминаемая. Трудно отождествить ее и с известными местностями. Эта неопределенность и неизвестность Ветилуи давала некоторым основание заподозрить и ее существование и признать здесь чистую фикцию, однако и Модин, куда скрылся Маттафия, также не упоминается нигде более в Библии и нелегко может быть найден среди известных ныне местностей, и между тем объяснить здесь все фикцией было бы совсем неубедительно. Некоторые подробности Библии в описании Ветилуи помогают несколько определить, хотя приблизительно, ее положение. Она была смежна с Израилем и Дафаимом ( Иудиф. 4:6, 7:3 ), находилась на горе, при подошве которой был источник ( Иудиф. 6:13, 7:12 ); из нынешних местностей значительнее других может подходить к этому определению Шейк-Шебель. «Ветомесфем» – Βαιτομεσθαμ, упоминаемый также в Иудиф. 15:4 . Иудиф.4:7 чтобы они заняли восходы в нагорную страну, потому что чрез них был вход в Иудею, и легко было им воспрепятствовать приходящим, так как тесен был проход даже для двух человек. Иудиф.4:8 Сыны Израиля поступили так, как велел им великий священник Иоаким и старейшины всего народа Израильского, пребывавшие в Иерусалиме. 8 . «Старейшины, всего народа Израильского» – γερουσα, упоминаемые еще далее – Иудиф. 11:14, 15:8 . Некоторые хотели видеть здесь указание на Синедрион, и, так как последний не существовал ранее плена, то и самую историю Иудифи относили ко временам, более или менее значительно позднейшим плена. Это, однако, малоосновательно, ввиду того, что γερουσα здесь представляет просто перевод часто встречающегося в Библии выражения «старейшины Израиля». Иудиф.4:9 И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010