Как ни трудно было проникнуть в эту последнюю страну, горы которой как бы составляют для нее непреодолимую крепость, аммонитянам во всяком случае удалось сделать на нее нашествие, и оттуда они, переправившись чрез Иордан, начали делать свои грабительские набеги и распространяли свое хищничество вглубь до колен Ефремова, Вениаминова и Иудина. По обыкновению бедствие это опять заставило израильтян обратиться с мольбою о помощи к забытому ими своему Господу; но на этот раз и Господь, в праведном гневе своем, отвечал им: «вы оставили Меня, и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас. Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали: пусть они спасают вас в тесное для вас время». Это был страшный урок для израильского народа, который должен был познать, как окружающие языческие боги, служа для него источником преступного наслаждения в мирное время, оказываются совершенно бессильными для него во время бедствий, и напротив служат для него лишь петлею для навлечения этих бедствий. Но милосердие Божие беспредельно. Когда израильтяне в покаянии обратились к Нему опять и отвергли чужих богов, став служить только Господу, то «не потерпела душа Его страдания Израилева», и Он послал им избавителя в лице Иеффая. Это был, даже по своему происхождению, вполне сын своего распущенного времени. Мать его была блудницей из Галаада, в за-иорданском колене Манассиином, и он, лишенный своими сводными братьями наследства в доме своего незаконного отца, удалился в вольную землю Тов, неизвестно собственно где находившуюся, но вероятно расположенную на границах царства аммонитян, если даже не составлявшую часть его. Там он, собрав около себя праздных и бездомных людей, сделался начальником шайки грабителей. Но с своей вольницей Иеффай не забывал патриотического долга, и поэтому он делал нашествия на врагов своей страны, отбивая у них стада и караваны. Отвага и храбрость его обратили внимание старейшин Галаада, особенно страдавшего от нападений аммонитян, и они пригласили его стать во главе их для борьбы с врагами. Иеффаю тяжело было принимать приглашение от старейшин города, где он потерпел страшную обиду и несправедливость, но любовь к родине превозмогла и он принял предложение, выговорив однако же себе при этом условие главенства в народе в качестве судии. Тут мы видим таким образом новый шаг в направлении к упрочению власти, так что должность судии явно стремилась к постепенному закреплению ее за отдельными личностями. Условие это было принято со стороны старейшин и оно торжественно было подтверждено пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Глава 8. Пророк видит видение, именно: когда он сидел в дому своем и старейшины иудейские сидели пред ним, он видел подобие человека: от чресл его и ниже, или до стопы его был огонь, и от чресл его и выше – как вид зари, или как вид илектра (электричества). Вот к пророку это человеческое подобие простерло руку, взяло Его за верх головы, и дух поднял его между небом и землею и повел его в Иерусалим в Божием видении на преддверие внутреннейших врат, обращенных к северу. Здесь он опять увидел славу Господа Бога Израилева в том виде, как это было при реке Ховар. Господь показывает пророку в видении все беззакония людей Своих; сначала велит посмотреть ему на северную сторону храма, потом приводит его к предвратию двора, где пророк увидел одну скважину в стене, которую по повелению Божию раскопал и потом нашел дверь. По повелению Божию пророк вошел в дверь и увидел: на стенах всюду кругом написаны были всякие гады и скоты, всякая гнусность и всякие кумиры израильского народа… Господь обращается к пророку с словами: видел ли ты, сын человеческий, что делают здесь старейшины израильские, каждый из них на тайном ложе своем, так как они сказали: не видит Господь, оставил Господь землю. Затем Господь показывает еще большие беззакония израильтян, вводит его в преддверие ворот храма, обращенных на север, – и что же видит тут пророк? Еврейских жен, сидящих и плачущих по идоле Фаммузе. После того показывает еще большие мерзости: вводит его во внутренний двор дому Господня. Что же здесь видит пророк? Около двадцать пять человек мужчин, обративших тыл свой ко храму Божию и лицом стоящих к востоку: они поклонялись солнцу. Вот видение пророка Божия. Как ясно Всеведущий представил все беззакония пророку Своему! Как велики, оскорбительны для Благодетеля и Творца такие беззакония облагодетельствованных Им до бесконечности тварей: они оставили Его и вместо Его поклоняются бездушным идолам или тварям Его; даже прямо с наглостию говорят: не видит ничего Господь, оставил Господь землю. А что если бы и ныне таким же образом представил Господь в сокращении, как бы на ладони, все беззакония людей настоящего времени или только одного русского народа! О, тогда мы увидели бы много подобного тому, что видел пророк Божий в видении! Услышали бы и от христиан то же, что говорили старейшины израильские: не видит Господь, оставил Господь землю. Христиане! Господь видит все дела ваши, мысли и намерения и воздаст каждому по делам. Он не оставил и никогда не оставит земли: Он всегда промышляет о ней, как о твари Своей, которая без Его Промысла и существовать не могла бы, как бездушная и бессмысленная, косная тварь!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мы увидели свет истинный,/приняли Духа небесного,/обрели веру истинную/нераздельной Троице поклоняясь,/ибо Она спасла нас. (2) Через пророков Ты возвестил нам путь спасения,/и в Апостолах воссияла, Спаситель наш, благодать Духа Твоего;/Ты – Бог – первый; Ты Бог – и после того,/и вовеки Ты – Бог наш! Во дворах Твоих воспою Тебя, Спасителя мира,/и, преклонив колена, поклонюсь Твоей непобедимой силе,/вечером, и утром, и в полдень,/и во всякое время благословлю Тебя, Господи! Во дворах Твоих, Господи, мы, верные,/преклонив колена души и тела,/воспеваем Тебя, безначального Отца,/собезначального Сына,/и столь же вечного и всесвятого Духа,/просвещающего и освящающего души наши. Троицу единосущную воспоем/– Отца и Сына со Святым Духом,/ибо так провозгласили все пророки/и Апостолы с мучениками. Слава, и ныне, глас 8, императора Льва VI Придите люди,/Божеству в трех Лицах поклонимся –/Сыну во Отце со Святым Духом;/ибо Отец вне времени родил/Сына столь же вечного и сопрестольного/и Дух Святой был во Отце, с Сыном прославляемый;/Единая Сила, Единое Существо, Единое Божество./Ему поклоняясь, мы все возглашаем:/«Святой Боже, все сотворивший через Сына при содействии Святого Духа!/Святой Крепкий, чрез Которого мы Отца познали/и Которым Дух Святой пришел в мир!/Святой Бессмертный Утешитель – Дух,/от Отца исходящий и в Сыне почивающий!/Троица Святая, слава Тебе!» Вход. Прокимен дня. И чтения праздника: Чисел чтение Сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, о которых ты знаешь, что они – старейшины народа и книжники их. И приведешь их к скинии свидетельства, и они станут там с тобою. И Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, и они сдержат вместе с тобою натиск народа, и не будешь носить их ты один». И собрал Моисей семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их кругом скинии. И сошел Господь в облаке, и стал говорить с Моисеем, и взял от Духа, Который на нём, и возложил на семьдесят мужей-старейшин. Когда же почил на них Дух, и они стали пророчествовать в стане, но больше не продолжали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Поэтому она имеет тесную связь с внутреннею организацией народа. Соответственно разделению народа на двенадцать колен, во главе его стояли 12 представителей их, избранных по одному от каждого колена (исключая колена Левия, которое по причине своего особенного назначения и положения не участвовало в политических делах народа). Это так называемые «избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч израилевых» 641 . Каждый из них в своем колене занимал положение князя, а вообще в народе – положение представителя своего колена. Собрание этих представителей составляло первую группу, стоявшую во главе управления народа. Они созывались по важным политическим делам, имевшим значение для всего народа ( Чис. 1:2–4 ). Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16 и 17). Эти семьдесят мужей были избираемы, как видно из текста, из старейшин народа израильского. Трудно определить, что служило мерилом избрания их и почему именно избрано было их 70. Сообразно органическому расчленению народа, по которому каждое колено разделялось на племена или поколения, можно думать, что эти семьдесят мужей составлялись между прочим из начальников племен или поколений 642 . Эти представители народа составляли из себя постоянный сенат, который Моисей постоянно имел при себе в качестве советников и помощников. И такое учреждение вполне соответствовало законодательным целям Моисея, так как согласие старейшин и представителей народа и то доверие, которое они внушали к предпринимаемым со стороны законодателя мерам и к постановляемым им законам, во всяком случае могло иметь большое нравственное значение для народа. Они также, вполне зная народ и его нужды, могли служить наилучшими выразителями интересов народа, которые законодатель должен был иметь в виду при достижении самых возвышенных, государственных целей. Этот совет семидесяти, по-видимому, разумеется в Числ. 16:25 , где говорится, что за Моисеем, по случаю известного возмущения Корея, Давафана и Авирона, следовали «старейшины Израилевы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

О пострадавших за иконопочитание Иез.6:4–5 . «И жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими. И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших». Объясн. Здесь говорится не об изображениях на святых иконах и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, святым мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Пет.3:16 . Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать со сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 1Мак.3:58–59:9:17–18 , а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казнёнными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»: Исх.32:19:27, 28 . Иез.8:10–12 . «И вышел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом... И сказал мне: видишь ли сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию». Объясн. Применение этих слов к священным изображениям на стенах православных храмов настолько же неосновательно, насколько оно неосновательно было бы к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:23:35, 8:11 , а также к храму, виденному самим Иезекиилем: Иез.41:17–19:25 . В этом месте устами пророка Иезекииля Господь осуждает чествование «идолов» и «нечистых животных», которое «старейшины дома Израилева» производили в языческих храмах и думали, что ничего этого «не видит Господь». Православные ни от кого не скрываются с изображениями истинного Бога, напротив, история нам показывает целый сонм мучеников, просиявших открытым подвигом защиты иконопочитания. Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу об иконопочитании Исх.25:18 . И сделай из золота двух херувимов, чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. (Ср. Исх.26:1 ; 3Цар.6:23 ; 2Пар.3:7 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

а) Приглашение Соломона к торжеству освящения храма старейшин и начальников колен Израилевых (ст. 1–3). б) Перенесение священниками ковчега завета с Сиона в Иерусалимский храм, в предшествии царя и при бесчисленных жертвах (ст. 4–5). в) Поставление ковчега под крылья херувимов, и замечание о том, что содержалось в ковчеге (одни скрижали Моисеевы) (ст. 6–9). г) Облако славы Господней, наполнившее храм (ст. 10–13). д) Речь Соломона к народу (ст. 14–21). е) Торжественная молитва Соломонова перед жертвенником Господним (ст. 22–53). ж) Молитвенное благословение Соломона, громогласно произнесенное им на собрании Израильтян (ст. 54–61). з) Число жертв, принесенных царем по случаю освящения храма (ст. 62–64). и) Двухнедельный праздник народный (ст. 65–66). Ст. 1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых,... в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова... Это было через год по окончании всех работ по постройке храма. Храм был окончен в одиннадцатое лето царствования Соломонова, в восьмом месяце 457 . Освящение же храма произошло в седьмом месяце следующего года, который приходился, к тому же, юбилейным годом. Эго был девятый юбилей от занятия Евреями земли Ханаанской и шестьдесят третий субботний год 458 . Таким образом, понятной становится цель, с какой замедлил Соломон освящение храма на целый год. Оп хотел, чтобы двойной покой субботнего и юбилейного года наиболее способствовал народному торжеству. Ст. 2. ...И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц… Это был месяц Тисри, – седьмой в священном году, и первый в гражданском. Первая половина этого месяца проходила в священных торжествах праздников Труб, Очищения и величайшего праздника Кущей 459 , к которому обязан был и без того являться, по закону Моисееву, весь мужеский пол. Таким образом, торжество освящения храма, по намерению Соломона, должно было получить наибольший блеск от стечения великих годовых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И Моисею сказал Бог: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авгуд, и семьдесят из старейшин Израилевых и поклонитесь (Господу) издали. (Гл. XXIV, 1). Как надобно, дополнить смысл сего стиха? После того, как Иегова изложил Моисею на горе Синае свои законы, содержащиеся в XXI–XXIII главах, он заповедует Моисею, перед его возвращением с горы к народу, чтобы он, объявив все сии законы вслух народа и взяв с него обязательство в повиновении 592 ; снова взошёл на гору с братом своим Аароном, с двумя старшими его сыновьями и семьюдесятью избранными старейшинами для поклонения Иегове, а потом для принятия скрижалей закона, как бы некоторого внешнего знака или печати заключённого союза между Богом Израильским и Его народом 593 . И написал Моисей все слова Господни, и, вставь рано поутру, поставил под горой жертвенник, и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых. (Ст. 4) Мнения толковников разделяются насчёт построения сего жертвенника. Одни полагают, что построен был Моисеем один только алтарь, состоявший из двенадцати камней: другие же, гораздо основательнее и ближе к еврейскому подлиннику, думают, что построено было двенадцать жертвенников около одного главного алтаря. Сей последний сооружён был как бы во имя самого Иеговы. а те – от 12-ти колен Израилевых, заключивших союз с Иеговою. И послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения,... (Ст. 5). Кто сии юноши, принесшие всесожжения? В халдейском переводе они называются первенцами сынов Израилевых; ибо, до учреждения священства по чину Ааронову, сии первенцы были священниками по праву естественному, – особенно после того, как усвоены были самим Богом. Замечательно, что впоследствии левиты определены были Богом на служение скинии вместо всех первенцев из сынов Израилевых, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых 594 . Моисей, взяв половину крови, влил в чаши; а другою половиною окропил жертвенник. (Ст. 6). Как дополняет сие событие Ап. Павел? К тельцам, принесённым во всесожжение, он присоединяет ещё козлов, а в крови их воду, червлёную шерсть и иссоп, и говорит, что Моисей окропил жертвенной кровью не только народ, но и самую книгу закона 595 . Сии дополнения сделаны им частью по внушению Св. Духа, частью заимствованы из обычной обрядовой практики, соблюдавшейся при подобного рода очистительных жертвах: ибо весьма многие обряды жертвенные существовали уже в обычае, прежде чем узаконены были впоследствии самим Богом – через того же Моисея. Например, при окроплениях жертвенной кровью всегда употреблялась вода, как для разжижения крови, так и для увеличения её количества; иссоп же и шерсть червлёная употреблялись при окроплениях потому, что они весьма хорошо вбирали в себя жидкость и удерживали её в себе, подобно грецкой губке, и следовательно могли служить весьма удобным кропилом 596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В те дни напали Филистимляне на Израиля, и ополчился против них народ Божий, но победа преклонилась на сторону иноплеменников; тогда старейшины подняли кивот завета и опустили его в стан ратный, с двумя недостойными сыновьями Илия. Шумная радость исполнила стан; смутились иноплеменники, внимая радостным воплям: «горе нам! Восклицали они, кто избавит нас от руки богов крепких, поразивших Египет?» Но возбужденные страхом, они выступили в бой и поразили до тридцати тысяч Евреев, потому что Бог не благоволил к ним, по их грехам; пали оба жреца, Офни и Финеес, и сам кивот достался в руки врагов. В разодранной одежде, с пеплом на голове, прибежал в Силом вестник горького поражения. – Столетний Илий сидел пред дверьми скинии, устремив померкшие взоры на путь воинства Израилева, ибо сердце его трепетало за святыню кивота; внезапно услышал он голос вопля целого народа и спросил о причине вопля; бежавший предстал пред лицу Первосвященника. «Сын мой, какие вести?» в ужасе спросил его старец, и вестник отвечал: «полки Израилевы бежали, от лица иноплеменников, и поражение было страшное: оба твои сына погибли и взят кивот Божий!» Едва помянул он о кивоте, как ветхий Илий навзничь опрокинулся с своего седалища и испустил дух; сорок лет судил он народ и скончался горькой смертью, за слабость к детям и за их неправды. Не утешительно было и Филистимлянам пленение кивота. С торжеством принесли они святыню сию, доступную одним жрецам, в город свой Азот, и поставили в храме Дагона, близ медного кумира; на утро же нашли кумир повергнутый ниц пред кивотом. Смятенные воздвигли опять своего бога, и на другой день уже совсем сокрушился падший накануне; одно только туловище Дагона лежало в капище, а голова, руки и ноги, брошены были у порога. Рука Господня отягчилась над Азотом: смрадная болезнь поразила жителей и тьмя мышей появилась в полях. «Да не останется кивот Бога Израилева с нами! Воскликнули жители, ибо тяжела рука Его на нас и на Дагоне, боге нашем!» Собравшиеся старейшины решили перенести кивот в иной город, Геф, но и там открылась язва; Аскалон, Газа и Аккарон, постепенно были посещаемы святыней Израильской и теми же бедствиями, доколе наконец иноплеменники призвали на совет волхвов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Исх. 16:1–3, 11–15, 31–35 Месяц спустя по исходе из Египта, сыны Израилевы были в пустыне Син. Они начали роптать на Моисея и Аарона, зачем они привели их в эту голодную пустыню. «Лучше бы», говорили они, «умереть нам от язвы Господней в земле египетской, когда мы сидели у котлов с мясом и ели хлеба досыта». Тогда Господь сказал Моисею: «Я слышу ропот сынов Израилевых. Скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом и узнаете, что Я Господь Бог ваш». И действительно, вечером налетели перепелы и покрыли стан; а поутру легла роса около стана. Когда же выпавшая роса поднялась, то на поверхности пустыни оказалось что-то мелкое, снеговидное, остались будто крупинки гололедицы. Сыны Израилевы, увидавши это, спрашивали друг друга: «манг-гу», то есть «что это?» Потому что они видели это в первый раз. Моисей сказал им: «это хлеб, который Господь дает вам в пищу». И дали Израильтяне этому хлебу имя манна. На вид она была мелкозернистая, как кишнецовое семя, из-бела, как жемчуг; а вкусом походила на лепешку с медом, но в то же время отзывалась и елеем. Ее можно было молоть в жерновах, толочь в ступе и варить в котле 35 . Велено было собирать ее не более, как по гомору 36 на человека, и ничего не оставлять до утра. Те, которые на этот раз не послушались Моисея, на другой день нашли в манне червей и смердящий запах. Днем нельзя было найти ее: от лучей солнечных она таяла. Не выпадала она и в субботний день: зато накануне субботы собирали ее по два гомора на человека, и заготовленная на субботу манна уже не портилась, а оставалась свежею. Эту манну ели Израильтяне сорок лет, пока не вошли в пределы обещанной им Ханаанской земли. Полный гомор манны отсыпан был в золотой сосуд, в котором хранили ее во все роды, дабы видели и потомки, чем Господь питал Израильтян в пустыне. Исх. 17:1–6 Поднявшись из пустыни Син, и продолжая переходы свои по указанию Божию, Израильтяне расположились шатрами в Редифиме. Тут не было воды пить народу. Народ стал роптать на Моисея, и говорил: «верно он для того вывел нас из Египта, чтобы уморить жаждою нас, детей наших и стада?» И настойчиво требовал: «дай нам воды пить». Моисей отвечал им: «что вы восстаете на меня? и зачем искушаете Господа?» И молился ко Господу: «что мне делать с этим народом? они скоро побьют меня камнями». Тогда Господь сказал Моисею: «пройди перед народом, возьми с собою старейшин Израилевых, возьми в руку и посох, которым ты ударял по реке, и поди к скале Хорива; ударь в нее, и пойдет вода; и пусть пьет народ». Моисей так и сделал в виду старейшин Израилевых. Истекшая из скалы вода удовлетворила потребностям всего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Это сказал он ( Ориген ) Когда слышат это ученики его и отребия Грунниевской Фамилии, то думают, что они слышат божественные тайны; а нас, презирающих это, считают как бы безсловесными животными и называют πηλουσιτας (живущими в грязи), что де – находясь в грязи мира сего, мы не можем ощущать небесного. Ст. 21–23. Так говорит Господь воинств, Бог Израилев, Ахаву, сыну Колии, и Седекии, сыну Маасии, которые пророчествуют вам именем Моим ложно: вот Я предам их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, и он поразит их в глазах ваших. И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилон, проклинать так: «да соделает тебе Господь тоже, что Седекии и Ахаву, которых царь Вавилонский изжарил на огне» за то, что они делали глупость (или нечестие) во Израиле, и прелюбодействовали с женами друзей (или граждан) своих и говорили слово именем Моим ложно, чего Я не повелевал им; Я есмь судия и свидетель. Евреи говорят, что делавшие глупость во Израиле и прелюбодействовавшие с женами граждан своих это те старейшины, из коих одному Даниил говорит: обветшалый злыми денми ( Дан. 13, 52 ), а другому: племя Ханаане, а не Иудино, доброта прельсти тя, и похотение разврати сердце твое. Сице творили есте дщерем Израилевым, оныя же боящеся живяху с вами, но ныне дщерь Иудина не претерпе беззакония вашего ( Дан. 13, 56 –57). И что пророк говорит теперь: и говорили слово именем Моим ложно, которого Я не повелевал им, это, по их мнению, значит то, что презренных женщин, носящихся всяким ветром учения, они обольщали, говоря им, что так как они были из племени Иудина, то от их семени имеет родиться Христос, и женщины предавали тела свои на обольстительную похоть, как бы имея сделаться матерями Христа. Но сказанное далее: которых изжарил царь Вавилонский на огне, невидимому, противоречит истории Даниила. Ибо он говорит, что эти старейшины, по приговору Даниила, были побиты народом камнями, а здесь написано, что царь Вавилонский изжарил их на огне. Поэтому эта история очень многими и почти всеми евреями не принимается, как баснословная, и не читается в их синагогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010