Такая организация при исторически сложившемся и издавна существовавшем в народе представительном управлении в отдельных коленах, предполагала и для общегосударственной жизни народа такую форму правления, в которой бы каждое колено, сохраняя свою самостоятельность, участвовало в общем управлении народа посредством своих представителей. Так и было на самом деле. Общенародные дела обыкновенно решались представителями всех колен, избираемыми из своей среды народом. Представительная система Моисеева государства вырабатывалась постепенно, смотря по требованию исторических обстоятельств, но всегда на основании тех уже данных для нее, которые представлялись как в самой организации народа, так и в его правовых обычаях. Поэтому она имеет тесную связь с внутренней организацией народа. Соответственно разделению народа на двенадцать колен, во главе его стояли 12 представителей их, избранных по одному от каждого колена (исключая колена Левия, которое по причине своего особенного назначения и положения не участвовало в политических делах народа). Это так называемые “избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч 225 израилевых“ ( Числ.1:16 ). Каждый из них в своем колене занимал положение князя, а вообще в народе – положение представителя своего колена. Собрание этих представителей составляло первую группу, стоявшую во главе управления народа. Они созывались по важным политическим делам, имевшим значение для всего народа ( Числ.1:2–4 ). Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей: “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобой. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобой бремя народа, а не один ты носил“ ( Числ.11:16–17 ). Эти семьдесят мужей были избираемы, как видно из текста, из старейшин народа израильского. Трудно определить, что служило мерилом избрания их и почему именно избрано было их 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Тогда слава Господня явилась в скинии, и Бог сказал Моисею: «доколе этот народ будет не верить Мне? Истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его». Моисей снова ходатайствовал за народ, и Господь по молитве праведника пощадил евреев, но вместе с тем объявил, что они будут странствовать в пустыне сорок лет и все, имеющие двадцать и более лет, кроме Иисуса Навина и Халева, не увидят земли Обетованной, – умрут во время странствования. Виновники же возмущения – десять соглядатаев тотчас были поражены смертью. Осуждение на 40-летнее странствование повергло евреев в глубокую печаль. На другой день они, вопреки запрещению Моисея, сделали попытку вторгнуться в землю Ханаанскую, но были отбиты с большими потерями и должны были отступить от пределов земли Обетованной. 34. Жезл Аарона Никто же сам себе восприимет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон ( Евр. 5:4 ). Во время сорокалетнего странствования по пустыне Корей, Дафан и Авирон и с ними 250 старейшин народа еврейского возмутились против Моисея и Аарона. «Все общество свято», говорили они, «и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Моисей предложил им: «завтра Аарон и все вы возьмите кадильницы, всыпьте курения и соберитесь пред скинией. Господь покажет, кого Он изберет и приблизит к Себе». Наутро Корей и 250 старейшин с кадильницами явились к скинии; с ними стали Моисей и Аарон. Господь повелел последним отойти от мятежного сборища, и огонь попалил Корея и его сообщников, а Дафан и Авирон, не пришедшие к скинии, были поглощены с их семьями и шатрами разверзшеюся под ними землею. Чтобы показать народу еврейскому, что священство есть установление божественное и даровано Аарону и его сыновьям свыше, Господь повелел Моисею собрать от всех колен Израилевых по жезлу, а от колена Левиина взять жезл Аарона и положить все эти жезлы в скинии, пред ковчегом завета. «Кого Я изберу», сказал Господь, «того жезл расцветет». Моисей сделал так, и когда на утро он вынес все жезлы к народу, то оказалось, что на жезле Аарона явились ветви с цветами и созревшими миндальными орехами. Господь повелел хранить чудесный жезл в ковчеге завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Седьмой судья был Фола. Сказано, что он жил на горе Ефремовой, был судьей Израиля 23 года и умер. О нем сведений больше нет. Восьмой судья – Иаир, был он судьей 22 года. Про него сказано, что он ездил на 32 ослах и было 32 города, которые называют селениями Иаира. «И умер Иаир и погребен в Камоне». Т.е. он просто был знатный израильтянин, который прославился особенностями своего быта. Девятый судья – знаменитый Иеффай. Перед нами образ еще одного судьи, которого было угодно Господу поставить над сынами Израилевыми. «Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы». Иеффай занимался тем, что «жил в земле Тов и собирались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним», т.е. «праздные люди» собирались и выходили грабить на дороге. Через некоторое время Аммонитяне пришли войною на Израиля. Зная, что Иеффай – человек воинственный, старейшины вызвали его и попросили вступиться за жителей Галаадских. Однако он вспомнил то зло, которое они сделали ему когда-то. После усиленной просьбы к Иеффаю старейшины сказали: «Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему!», т.е. они оставят его начальником, если он захочет. «И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?» ( Суд. 11:12 ). Однако переговоры ни к чему не привели и царь Аммонитский не послушался послов Иеффая. И сказано далее: «Был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую» и дал обет Господу: «Если ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» ( Суд. 11:31 ). И предал Господь Аммонитян в руки Иеффая, и первой после победы встречает его дочь, вышедшая навстречу отцу. И он говорит: «Дочь моя! ты сразила меня». Действительно, возвращаясь с победой и зная о том, что он должен отдать Богу во всесожжение первое, что ему встретится живое, он видит дочь. Далее Библия повествует нам, что Иеффай сказал, что он не может нарушить данное Господу слово и дочь на это ему сказала: «Отец мой! ты отверз свои уста перед Господом и делай со мной то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил через тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам». Вот пример дочери разбойника, которая жертвовала своей жизнью, чтобы отец не был перед Богом обвинен в своем пустословии, лицемерии и неисполнении обетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

всесожжения утренние и вечерние. И совершили праздник Кущей, как предписано, с ежедневным всесожжением в определенном числе, по уставу каждого дня» ( Езд.3:2 −4). О праздновании дня очищения, которое должно быть предшествовано празднованию праздника Кущей, он ничего не говорит. Равным образом ничего не говорит о праздновании дня очищения и Неемия, когда рассказывает об обнародовании Ездрой книги закона (гл. 8). Он повествует, что когда старейшины из всего народа собрались во второй день месяца Тишри к священнику Ездре, то «нашли написанное в законе, который Господь дал через Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах, и потому объявили и провозгласили по всем городам своим, чтобы сделать кущи по написанному. Все общество возвратившихся из плена, сделало кущи и жило в кущах» (ст. 14, 15:17). Старейшины, по славам Неемии, нашли в законе указание только на праздник Кущей, и потому тотчас объявили народу о праздновании этого праздника. Относительно дня очищения, который праздновался 10-го дня, они ничего не говорят. В 24-й день этого месяца, был установлен национальный пост для всех сынов Израиля ( Неем.9:1 −3). Таким образом, «большой пост дня очищения, без всяких других церемоний, мог праздноваться на 24-й день седьмого месяца после праздника Кущей, непосредственно после прочтения закона. Для празднования 10-годня не остается места». 6 Пророк Захария также не упоминает о дне очищения. И даже мало того. Пророк Захария не только не упоминает об этом дне, но даже дает прямое, по мнению отрицательной критики, указание на то, что день очищения совсем не существовал до плена. Дело в том, что существенной особенностью дня очищения был пост. Между тем, пророк Захария свидетельствует, что евреи начали поститься в седьмой месяц только со времени плена. «И было ко мне слово господа Саваофа: скажи всему народу земли сей, и священникам, так. Когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже 70 лет, для Меня ли вы постились?» (7:4−5). И кроме того, пост, который евреи проводили во время плена в слезах, скоро должен был сделаться, по словам пророка, радостью, совершаться в радостный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Обычно в таких случаях рассказывается, что приветствуют и детей уважаемого человека, и жену его – подобным образом, например, описывается встреча Иакова с Исавом. Здесь же этого нет, и поэтому мы остановимся на комментарии, который мы прочитали выше, что после упомянутого события Иофор действительно мог забрать Сепфору, детей, и, пока еврейский народ не вышел из египетского плена, держать их при себе – так было наиболее безопасно. Исх.4:27–31 . «И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал. И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал [Моисей] знамения пред глазами народа, и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились». И последнее: почему народ поверил в Моисея? Потому что Моисей взял змея за хвост: он показал, что он мужественный лидер, не трус, который делает сегодня одно заявление, а завтра другое. Чудом с рукой за пазухой Моисей показал, что Бог его очистил, чудесным образом сделал его чистым человеком, человеком без каких-то серьезных недостатков. Многим правителям не хватает даже элементарной нравственности! Посмотрите, что с нашей страной происходит! Какая коррупция! «Откат» до 60-ти процентов, о чем Макаревич писал президенту!.. Далее Моисей делает чудо с кровью. Это чудо предназначалось главным образом для фараона: река Нил считалась священной рекой, а Моисей шел в Египет, чтобы опрокинуть все суеверия египтян. Итак, «И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых…» Что значит «услышали»? Они же поверили тому, что увидели! А что значит «услышали»? Их же было очень много! И сразу побежали молодые люди, юноши, отроки рассказывать, что произошло. Одни поверили, потому что увидели, другие поверили, потому что услышали. Все они поверили, что Господь, а ведь Его четырехбуквенное имя не произносимо, и обозначает полноту Божьего милосердия, милостью Своей посетил сынов Израилевых! «И увидел страдание их, и преклонились они и поклонились».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

XLV. Беззаконие и смерть Ахаава Венадад Царь Сирийский, и с ним тридцать два князя обступили Самарию, с бесчисленными конниками и колесницами; но над ними явилась сила Божия, сокрушающая надменных. – Царь послал сказать Ахааву: «золото твое и серебро, жены и дети все мое,» и смиренно отвечал Ахаав: «я сам и все мое, по слову твоему, тебе принадлежим;» но не удовольствовался такой покорностью Царь Сирийский, он послал требовать, чтобы Ахаав допустил обыскать дома его и вельмож и взять все, что понравится. Царь Израилев созвал своих старейшин, и они единодушно решились защищаться; разгневанный Венадад грозил: «что воины его разнесут горстями рук своих прах разоренной Самарии, и что даже не достанет праха сего, чтобы наполнить их руки.» Тогда предстал Пророк Ахааву и сказал от имени Господа: «видишь ли многочисленный народ сей? – вот Я предаю его ныне в руки твои, да уразумеешь, что Я Господь.» – «Кем побежду?» спросил изумленный Царь, «служителями князей градских,» отвечал Пророк. Ахаав счел отроков княжеских; их было только двести тридцать два, счел и всю силу свою, и оказалось только семь тысяч; с ними выступил он из города и возвестили о том Царю Сирийскому, во время его обеда. Упоенный вином, запретил сражаться и велел привести к себе связанными малочисленных неприятелей; но каждый из воинов Израиля поразил множество Сириян и бежали иноплеменники, едва успел ускакать одинокий Царь их; вся его добыча досталась в руки Ахааву, которому явился тот же Пророк, с вестью, чтобы готовился и на следующий год опять отразить врагов. Миновал год; вельможи Царя Сирийского стали опять возбуждать его к войне. «Бог Израилев, бог гор, а не равнин, говорили они; посему и укрепился народ его в горах; но сразимся с ним в равнине и победим.» – Ополчилась вся Сирия с Царем своим, и поля покрылись войском; Израиль вышел, напротив врагов, как два малые стада коз; но тот же Пророк предстал Ахааву и сказал именем Божьим: «за то, что они похвалились, будто Бог Израилев бог гор, а не равнин, Я дам тебе силу великую, да уразумеют, что Я Господь.» Шесть дней стояли полки друг против друга, и на седьмой Израиль поразил сто двадцать тысяч Сириян; бежал Венадад, и, по совету вельмож своих, послал людей в рубищах, с петлями на шеях, молить Царя Израилева о пощаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

протоиерей Николай Попов История судей израилевых 312 Понятия о судьях израилевых По смерти Иисуса Навина, у израильтян не стало такого вождя, который бы один с властью управлял ими, поэтому они впали в своеволие: каждый делал то, что ему казалось справедливым, стали враждовать между собою, стали дружиться и родниться с хананеями, служить их идолам 313 и предаваться их порокам. За это Бог несколько раз лишал их своей помощи и предавал в руки этим самым хананеям, с которыми они вступали в дружбу и родство 314 . Но как только израильтяне каялись в своих грехах и обращались к Богу, Он посылал им людей, которые избавляли их от врагов, восстанавливали у них истинное Богопочтение и порядок и управляли ими по воле Божией. Эти люди назывались судьями. Кроме этих чрезвычайных людей, в каждом колене постоянными судьями были старейшины ( Суд. 2:10–23, 7, 17–21 ). Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и Бог отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим 315 ( Суд. 3:8–31 ). Судьи Девора и Варак За грехи израильтян Бог предал их в руки Иавину, царю Ханаанскому, который царствовал в Acope и который угнетал их 20 лет. Когда они покаялись и обратились к Богу, Господь повелел чрез пророчицу Девору одному мужу, по имени Вараку, собрать воинов и истребить войско царя Асорского, находящееся под начальством Сисары. Варак сказал пророчице: «Если ты пойдешь со мною, я пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора сказала: «Пойди, пойду с тобою, только слава окончания победы не достанется тебе; Сисару Господь предаст в руки женщины». Варак собрал войско (10000 человек) и взошел на гору Фавор. Узнав об этом, Сисара собрал войско. Но Варак, по пророческому слову Деворы, напал на него, обратил его в бегство и истребил его войско. Когда Сисара спасался бегством, его пригласила в свой шатер одна женщина, по имени Иаиль, муж которой был в мире с царем Асорским, напоила его молоком, уложила спать и, когда он уснул, вонзила кол в висок его. После этой победы израильтяне мало-помалу совершенно уничтожили царство Иавина, царя Асорского, и наслаждались миром 40 лет. Девора и Варак прославили Господа за победу благодарственною песней ( Суд. 4, 5 ). Судья Гедеон

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Очевидны здесь светлые следы эдемской жизни, когда люди слышали глас Господа Бога, ходящего в раю ( Быт.3:8 ), и предметы чувственного вкушения относились к открытым урокам и способам Божественного откровения. Но вместе с сим приметим, что только «избранные из сынов Израилевых» допущены до такой райской свободы и простоты Боговидения. Притом, из всех многочисленных и разнообразных чудесных явлений, при Моисее, не было еще другого подобного случая, когда, кроме Моисея, несколько десятков старейшин израильских так удобоприступно и просто видели место стояния Божия, еще же ели и пили при этом. Да и в изображение настоящего случая Боговидец Моисей нашел нужным заметить, как видно, нечто уже необыкновенное, что Господь Бог «не простер руки своей на сих избранных из сынов Израилевых». При первом Боговидении сам Моисей, как сказано в 3 гл. ( Исх.3:6 ): «закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Во время синайского законодательства, сам Господь строго подтверждал народу чрез Моисея «чтобы он не порывался ко Господу, чтобы видеть», да никогда, приступят к Господу уразумети и падут из них мнози ( Исх.19:21 ). После уже самого опыта слышания Божиих глаголов не только весь народ говорит Моисею: глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем» ( Исх.20:20 ); но и самые избранные из сынов Израилевых, их старейшины, выражали то же, с обстоятельным объяснением своей неспособности к открытым и непосредственным Богоявлениям: и бысть яко услышасте глас из среды огня, говорил Моисей, воспоминая синайские обстоятельства ( Втор.5:23–27 ), и приидосте ко мне вси начальницы племен ваших, и старейшины ваши и ресте: се показа нам Господь Бог наш славу Свою, и глас Его слышахом. И ныне да не измрем... Аще приложим мы слышати глас Господа Бога нашего ктому, и умрем. Кая бо плоть, яже слыша глас Бога жива... яко же мы, и жива будет? Приступи ты, и проч. Вот уже до какой степени дошел тот страх грешных людей пред лицезрением Божиим, которого началом было стыдливое движение первых преступников скрыть от Бога свою наготу ( Быт.3:8–10 )! Мало сего, – до того уже уменьшилась естественная близость и приемлемость человека к открытому общению с Богом, что уклонение от сего могло происходить не только по невольному движению в человеке нечистой и обличающей совести, как в прародителях, или даже по упорству, как в Каине, скрывшемся от лица Божия после братоубийства и суда над ним Божия, – но уже и по свободному и святому движению благоговения и чистого страха Божия, как бы, столько отдалясь от Бога грехом, не оскорбить Его открытым к Нему приближением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Во-вторых, оно противоречить словоупотреблению. По свидетельству экзегетов и лексикографов, основное значение корня имеет смысл «зова», и потому значит созывать, собирать (людей), (отс. , созванное собрание, общество, масса народа), и в этом смысле сравнивается с , (сущ. ). Араб. qala, греч. χαλω, лат. calare, clamare. Таким образом , по ближайшему смыслу своему, сродно с равнозначительным ( Ис.40:3 ). И в таком именно смысле корень употребляется во всей библии. Форма встречается только в нашей книге, – кроме надписания, один или два раза с членом (7:27; 12:8) и четыре раза без члена (1:2, 12; 12:9, 10). Другие Формы этого корня встречаются в священном Писании довольно часто. Как глагол, встречается в книгах: Левит: «и созови () пред двери скинии свидения» (8:3); Числ. «и собрали () все общество в первый день месяца второго года» (1:18); «и собери () все общество сынова израилевых» (8:9); «и когда надобно созвать () собрание, трубите без тревоги» (10:7); Второз.: «собери () народ и я возвещу им слова Мои» (4:10); Иис. Навина: «и собралось () все общество сынов израилевых в Силом» (18:1); 3 Цар. «тогда созвал () Соломон всех старейшин израилевых...» (8:1); 2 Пар.: «на четвертый день собрались () в долине Бераха» (20:26) и др. Как имя, употребляется в значении собрания или вообще людей (по LXX – συναγωγ) или в частности – церкви, как общества верующих (по LXX – κκλησα). В первом смысле оно употребляется в книгах: Исход: «тогда пусть заколет его (агнца) все собрание () общества израильского вечером»; Числ. «и когда надобно созвать собрание () трубите без тревоги» (10:7) и др. Во втором смысле – в книгах: 3 Цар.: «и благословил царь (Соломон) все собрание () израильское; все же собрание () израильское стояло» (8, 14); «и устроил Соломон праздник в тот день, и весь Израиль с ним, общество () большое» (ст. 65); Псал: «буду.... посреди собрания () восхвалять Тебя» (22, 23) 12 ; «я прославлю Тебя в собрании () великом» (35, 18); «я возвещу правду Твою в собрании () великом» (40, 10); и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Когда зло безначалия произвело великие народные бедствия, когда филистимляне с юга, аммонитяне с востока, месопотамцы с севера стеснили и поставили в опасность пребывание евреев в земле Ханаанской, поднялся всеобщий крик; из всех частей земли колена требовали сильной власти, одного вождя, способного удержать порядок внутри и обеспечить извне безопасность и честь Израиля. Великий и верный служитель Иеговы, последний из судей и величайший из пророков после Моисея, Самуил управлял Израилем и сильно боролся против пороков и зол общественных; но «он состарился и поставил сынов своих судьями над Израилем, которые не следовали его примеру – уклонились на путь мздоимства, принимали дары и извращали право. Посему все старейшины Израиля собрались и пришли к Самуилу в Раму и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не следуют по пути твоему; итак, поставь над нами царя, дабы судить нас по примеру у других народов» ( 1Цар.8:1–5 ). Эта просьба не имела ничего странного; в то самое время, когда Бог через своего служителя Моисея лично управлял Израилем, случай установления человеческого царства был предвиден и заранее определён законом Божественным: «Когда ты придёшь в землю, которую Иегова, Бог твой, даст тебе, – сказал Моисей народу Израильскому, – и когда возьмёшь её в наследие и поселишься на ней и скажешь: поставлю я над собой царя подобно прочим народам, которые вокруг меня, то поставь над собой царя, которого изберёт Иегова, Бог твой; из среды братий твоих поставь над собой царя; не можно тебе поставить над собой царём иноземца, который не брат тебе» ( Втор.17:14–15 ). Хотя и предвиденная законом Божественным, просьба народа глубоко огорчила Самуила; «ибо царское господство было ему ненавистно, – говорит историк Иосиф, – он имел врождённую любовь к правде и был горячо привязан к аристократии как к политическому устройству, которое делало людей счастливыми и угодными Богу» 37 ; но «Господь сказал Самуилу: послушай голоса народа, ибо он не тебя отвергает, но Меня отвергает, чтоб Мне не царствовать над ним. Итак, послушай гласа их; впрочем, не замедли решительно засвидетельствовать пред ними и объявить им, как будет поступать с ними Царь, который будет царствовать над ними». Самуил предсказал Евреям всё то, чего им будет стоить иметь царя и что они потерпят от него в своих семействах, имуществе и правах; «но народ не захотел выслушивать речей Самуила и сказал ему: нет, но пусть будет царь над нами, и будем мы как все прочие народы, и царь будет судить нас и пойдет пред нами, и поведет наше воинство. И выслушал Самуил все слова народа и пересказал их Господу, и Господь оказал Самуилу: послушай гласа их и поставь им царя» ( 1Цар.8:6–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010