Быт. 35:21 И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Башня стада, с высоты которой наблюдали за безопасностию стад от разбойников и диких зверей (так объясняет м. Филарет и Англ. Библия). М. Филарет прибавляет, что место этого имени находилось близ Иерусалима. «Столпе пастве мгляный», говорит пророк Михей ( Мих. 4:8 ). Но по псевдо-Иоанафану, место того же имени находилось близ Вифлеема. Быт. 35:22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. Любопытно сказание, сохранённое в книге Яшар, в халдейских (сирских) таргумах Ионафана и в Талмуде (Шаббат, folio 55; ссылка Migne les apocryphes. T. II, colonne 1172, note 1301). Сказание этот говорит, что после смерти Рахили Иаков поселился в шатре Валлы, и что Рувим, оскорблённый пренебрежением, оказанным матери его Лии, вошёл в шатёр Валлы и выкинул из него постель отца своего. По другому апокрифу (завещание XII патриархов), сохранён библейский рассказ с добавлением, что Рувим увидел Валлу обнажённую, лежавшую в беспамятстве от вина. И услышал Израиль Слов «и принял то с огорчением» нет в еврейском тексте. По этому случаю Англ. Библия замечает, что само молчание еврейского текста о чувствах Иакова сильнее, чем добавление LXX, выражает скорбь патриарха, которая, долго сдержанная, высказана в словах умирающего Иакова ( Быт. 49:3–4 ). [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. Быт. 35:23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Быт. 35:24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Быт. 35:25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Быт. 35:26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. Этою родословною и смертию Исаака (ниже, Быт. 35:28–29 ) заканчивается повествование о жизни патриархов в земле Ханаанской. По расчислению м. Филарета (см. также расчёт Кенникотта), Исаак жил ещё лет 13 или 12 в Ханаане после возвращения Иакова из Падан-Арама, и, стало быть, продажа Иосифа в Египет совершилась во время жития Исаака. Но священный повествователь соединяет здесь и в следующей главе все события, имевшие место в земле Ханаанской, перечисляет сынов Иакова и даёт родословные списки Исава с тем, чтобы сосредоточить затем всё внимание на Иосифе и истории его, которая составляет важнейшую эпоху в жизни потомства Израиля, ибо она была одною из причин переселения в Египет Иакова и сыновей его и ею заканчивается первая книга Моисея, книга, рисующая семейный быт патриархов, связуя эту книгу с книгою Исход, в которой потомство Израиля является уже целым народом, которому вручаются для хранения обетования и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 41:2 и вот, вышли из реки семь коров, Коррвы, посвящённые богине плодородия Изиде (Герод., II, 41) или Атор – богине любви и плодородия, считались символом земли и её произведений (ссылка Англ. Библии на Климента Александрийского . Strom. V). хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; Остервальд переводит: «dans les marécages»; м. Филарет и О. Герлах переводят: «по траве». Наш русский текст совершенно согласен с изысканиями английских комментаторов, которые передают слово Аху, reed grass (тростник). Слово это редкое и означает, по свидетельству блаж. Иеронима (на Ис. 19:7 ), растение, растущее в болотах, по берегам рек. Быт. 41:3 но вот, после них вышли из реки семь коров других, Остервальд переводит: «et voici, sept autres jeunes vaches» etc. Перевод этот не подтверждается ни одним из других переводов. худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; Быт. 41:4 и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, Значение снов, по понятиям древних, зависело не только от самого сна, но и от общественного положения видевшего его (сравни в Илиаде, II, 80 слова Нестора о сне Агамемнона). Восточные правители и другие цари пользовались такою властию, что, веря в то, что Провидение печётся о народах и странах (ср. Дан. 10:13 ), мы не можем не признать, что прямые влияния на душу царя должны были действовать решительно и на судьбы народов. Сравни также видение Навуходоносора о статуе из золота, и серебра, и меди, и железа, и глины ( Дан. 2:31–45 ). Быт. 41:5 и заснул опять, и снилось ему в другой раз: «Сон, который посылается для уверения в божественности первого сна и частию для изъяснения его, ибо значение колосьев проще, нежели коров» (м. Филарет). вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; Быт. 41:6 но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; «Погоревших от ветра» переводит м. Филарет, изъясняя еврейское слово из текстов пророков: Иез. 17и Ион. 4:8 . Англ. Комм. Библия замечает, что под именем восточного ветра здесь разумеется юго-восточный ветер, или шамсин, который дует из степей средней Аравии и действительно иссушает растительность. Восточный же ветер дует очень редко и не имеет палящего характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 46:3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; «Я есмь Ель» – (Бог), напоминание имени Ель-Шаддай, под которым Господь особенно обещал свои милости патриархам и заключал с ними завет (см. первый комментарий к Быт. 43:14 . не бойся идти в Египет, Авраам подвергался великой опасности в Египте ( Быт. 13 ); Исааку не дозволено было идти туда ( Быт. 26:2 ). Иаков, по всей вероятности, не без страха отправлялся в страну с языческой цивилизацией и опасался, что действия его не согласны с волею Всегомущего, Ель-Шаддай, обещавшего потомству Авраама Ханаан. Посему Бог, отвечая на его молитву, устранил страх Иакова удостоверием, что путешествие в Египет происходит по воле Его. ибо там произведу от тебя народ великий; Быт. 46:4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Ещё более укрепляет Бог Иакова, обещая быть с ним и с потомством его, и не только не оставляет его без помощи в стране чуждой, но обещает и вывести его из Египта во исполнение обетований. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Иакову даётся разуметь однако, что он сам скончается в Египте и что слова «Я и выведу тебя обратно» разуметь должно о народе, который произойдёт из чресл его. Тем не менее, вся остальная жизнь старца успокоена милостивыми словами Откровения: для народа его – великая будущность, для него самого – тихая кончина, окружённая попечениями любимого сына. Быт. 46:5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его. Существует необычайно любопытный египетский барельеф, изображающий переселяющихся в Египет чужеземцев или данников, приносящих дары. По всей вероятности, этот барельеф изображает не переселение Иакова (говорит Вилкинсон), но, по-видимому, изображает подобный же эпизод переселения, относящийся приблизительно к тому же времени. Это барельеф в гробнице Хнумхотепа в Бени-Гассане, относящийся ко времени XII династии, при которой жил Иосиф: на нём изображены чужеземцы с бородами (которых никогда не носили египтяне) и в костюмах и с чертами лица, характеристически принадлежащими кочевым семитам. Пожитки их на ослах, чужеземцы вооружены луками и палицами. Иероглифы называют эту сцену «Абша и его семейство»; над этой сценой иероглифами написано «37» (Англ. Комм. Библия in loco ссылка на Wilkinson, II, p. 296, and plate, and Brugsh, p. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 49:14 Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; Быт. 49:15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани. Удел Иссахара лежал вдоль западного берега Иордана. Иссахар во Второзаконии в пророчестве Моисея ( Втор. 33:18–19 ) соединён с Завулоном, и ему – так же, как Завулону, – обещано обилие и веселие. Удел Иссахара, находясь в плодоносной долине Иордана, склонял народ к земледелию и к жизни, полной неги, которая заставляла его предпочитать рабство войне и независимости. Племя Иссахара в продолжение всей жизни народа израильского с незначительными исключениями ( Суд. 5:15 ; 1Пар. 12:32 ) не играло никакой роли, и при разных переменах, происходивших в его стране, долина Иорданская первая подпадала власти победителя, как, напр., при отпадении Иеровоама от царства Иуды, при нашествии Саргона и проч. Быт. 49:16 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Быт. 49:17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. Дан значит «суд». Дан был сын наложницы Валлы, поэтому некоторые думают, что Иаков установил для детей наложницы право суда в своём племени наравне с другими племенами: «будет судить народ свой, как одно из колен Израиля». Онкелос думал видеть также предвидение власти судии Самсона из племени Данова ( Суд. 15:20 ). Весьма трудно объяснить, что значит выражение «Дан будет змеем и аспидом». Может быть (как думает м. Филарет), это намёк на хитрость потомков Дановых, выразившуюся в действиях Самсона в похищении идолов из дому Михи и завоевание Лаиса ( Суд. 18 ). Англ. Библия замечает, что первое идолослужение возникло в племени Дана ( Суд. 18 ) и что в VII главе Апокалипсиса племя Дана пропущено. Из этого многие отцы церкви заключали, что Антихрист восстанет из племени Дана (ссылка Англ. Библии на Иринея, V, 30–32; Амвросия De Benedict. Patriarch; Августина In Iosiam quaest. 22; Феодорита In Genes: quaest. 109 etc.). Быт. 49:18 На помощь твою надеюсь, Господи! О. Герлах думает, что это перерыв речи и общее восклицание Иакова, переводящего дух и собирающегося с силами для продолжения пророчества. Быт. 49:19 Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Пророчество, которое относят к нападению аммонитян, отражённых судиёю из колена Гадова, Иеффаем ( Суд. 10:17–18; 11 ), и вообще к положению удела племени Гада, находившегося за Иорданом, на восточной стороне его, и подвергавшегося постоянным набегам кочевых из степи Аравийской. Быт. 49:20 Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Удел Асира по берегу Сидонскому от горы и мыса Кармелитского почти до гор Ливана представлял одно из лучших и плодоноснейших мест Палестины. Произведения его доставлялись не только ко двору царей Израильских, но и ко двору финикиян, которые занимали полосу, отделявшую Асира от моря, и через территорию Асира имели сообщение с Ливаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 49:25 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, Благословения эти относятся к плодородию и богатству племён, происшедших от Иосифа. Благословение свыше есть благотворный дождь; благословение бездны, лежащей долу, – благословение земли, орошаемой водами; благословение сосцов и утробы – обилие молока и плодородие скота (м. Филарет). Быт. 49:26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; О. Герлах так передаёт в перифразе этот стих: «Древнейшие, известные своим плодородием горы и миловиднейшие холмы не превышают то благословение, которое даёт тебе отец твой». да будут они на голове Иосифа и на темени избранного Избранный – в еврейском тексте Незир – означает князя («незер» означает царскую или верховного жреца диадему). Под именем Незира (отчуждённого, отделённого) разумелся также посвятивший себя, при соблюдении известных обрядов, временно или навсегда Богу ( Чис. 6:2 ) или посвящённый с малолетства, как Самсон, не стригший волос своих ( Суд. 13:5; 16:17 ). Но в настоящем тексте многие авторитеты (ссылка Англ. Библии на иерусал. таргумы, сирийский текст, LXX и др.) передают мысль подлинника словами: «князя между братьями». между братьями своими. Быт. 49:27 Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу. Пророчество о воинственном духе этого племени, из которого восстали судия Аод ( Суд. 3:15 ) и царь Саул, известный своими войнами. Что племя Вениаминово отличалось некоторою дикостью и зверством нравов, видно из происшествия с левитом и наложницей его, вследствие которого очень многие из племени Вениаминова подверглись истреблению ( Суд. 20 ). Отцы церкви и церквописатели – Тертуллиан , Амвросий, Августин, Иероним – видят ещё в пророчестве о Вениамине пророчество об апостоле Павле, который был родом из этого племени и сначала преследовал и разорял церковь , а потом в пользу её приносил добычу – души приобретённых им Христу Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 50:4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: Иосиф, находясь в трауре и, вероятно, отрастив бороду и волосы в знак печали по обряду египетскому (Герод. II, 26), не мог сам предстать пред фараона. (Сравн. Быт. 41:14 , когда Иосиф, выведенный из темницы, должен был остричься, прежде чем предстать фараону.) Египтяне не носили вовсе бород, как доказывают их монументы. Быт. 50:5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, Иосиф не находил нужным пояснять в своём послании, что прадед его купил место погребения в земле Ханаанской и что все его предки похоронены там. Вероятно, обетование о Ханаане хранилось в тайне между членами семейства Иакова, и будущее обещанное величие народу, от Авраама происходящему, не разглашалось чужеземцам. Иосиф избегал даже говорить придворным фараона, что место, где хотел быть погребён Иаков, есть фамильная пещера; он сказал только о личном желании отца своего, дабы не возбудить подозрения египтян, которые как при фараонах XII династии (при которой, полагают, жил Иосиф), так и при всех последующих династиях употребляли все усилия, чтобы овладеть прибрежьем Палестины и Финикии, постоянно ведя войны с хеттами и даже впоследствии (как, напр., при Аменофисе II 18-й династии) сталкиваясь с рутенами (ассирианами), которые тоже искали преобладания в Сирии и Палестине. там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.] Быт. 50:6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. Быт. 50:7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, Англ. Библия замечает, что на египетских монументах встречаются изображения великих погребальных процессий (ссылка на Розеллини, Вилкинсона и др.). Быт. 50:8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 9:23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной, как мы уже имели случай упоминать в наших примечаниях, жил в памяти всех народов под различными именами. Но история Сатурна и его сыновей так близко напоминает библейское сказание, что сомневаться в тождестве Ноя и Сатурна невозможно. «Очень легко, – говорил Роллен, – усмотреть основание истории Сатурна, оскорблённого одним из сыновей своих, отсюда понятно нам и бесчинство сатурналий, которое было воспоминанием опьянения Ноя. У язычников сохранилось даже воспоминание о наказании, постигшем того, который видел наготу Ноя. Сатурн, говорит Каллимах, в негодовании своём постановил непреложным законом, что человек, увидевший наготу богов, должен лишиться зрения (Traité des études 4-me partie – ссылка Nicolà). Древние весьма часто смешивали порядок происхождения полубогов своих, и в некоторых рассказах Иапетос, один из титанов, назывался братом Сатурна, почему и полагали некоторые, что под именем Сатурна надо разуметь Хама, но общая связь мифологических преданий не позволяет сомневаться, что Ной был обожаем под именем Сатурна, как нет сомнения, что он же был Янусом древних с двумя лицами, ибо он видел два мира – до потопа и после него. Есть медаль, известная по весьма глубокой языческой древности: она представляла с одной стороны двойное лицо Януса, а с другой – корабль, плывущий по водам (Ср. Ovid: Fast: I v. 229–241). Быт. 9:24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, Быт. 9:25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Ной проклинает первенца Хамова, провидя будущее значение хананитов для истории Церкви Божией. Впрочем, как племя Хамово было в рабстве гражданском, религиозном и нравственном в эфиопском царстве Мерое, в Египте, в Финикии и Карфагене. Быт. 9:26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; Быт. 9:27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бытия, что Иаков плакал и умолял Бога (Ангела). Дополнение это, если оно не есть истолковательное изъяснение пророком слов бытописателя: Иаков сказал: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня», показывает, что в распоряжении пророка было гораздо более богатое предание об Иакове, чем то, которое записано в 32 гл. кн. Бытия. Заключительные же слова 4 ст: «в Вефиле он нашел его, и там он говорил с ним» 23 , будем ли понимать их в том смысле, что Бог нашел в Вефиле Иакова и там говорил с ним, или в смысле: Иаков нашел Бога и там беседовал с Ним, все равно должны быть или удалены из текста, как неподлинные 24 , или понятны только, как воспоминание беседы Господа с Иаковом, описанной в кн. Быт.35:9–12 (=Р. C.). Ho выделение этого изречения, как неподлинного, ничем не может быть обосновано и сверх того, резко нарушало бы стройный распорядок мыслей иносказания, лишая его самой главной заключительной подробности, без которой вся целиком ссылка пророка на историю Иакова потеряла бы всякий смысл. Получение Иаковом милости от Бога в награду за его смиренную мольбу, по связи речи, должно, как упрек и обличение соответствовать упорному пребыванию Израиля во грехе, за которым последует для грешного народа справедливое наказание. Ho раз данное изречение вполне на своем месте, тогда мы имеем в нем непререкаемое свидетельство, что так наз. P. С. в своей исторической части известен был уже в 8 стол. He строго в исторической последовательности, но вполне последовательно в смысле религиозно-учительном, прор. Осия упоминает еще один эпизод из жизни патриарха Иакова, – именно его удаление в Месопотамию и служение там за жену в положении пастуха ( Ос.12:12 : «убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену и за жену стерег овец») Ход мыслей здесь такой: современный пророку Израиль забыл уроки истории и стал грехами своими раздражать Господа (ст. 14). Народ, ведущий свое начало от патриарха Иакова, забыл, какую бедственную жизнь вел некогда его родоначальник и как Господь за его верность Себе и отвращение к браку с иноплеменницей (Бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В 1586 году декретом папы Сикста V число кардиналов было установлено 70 в честь 70 апостолов, из них 6 в епископском сане, 50 в священническом и 14 в диаконском. С 1962 года все кардиналы имеют епископский сан. Кардиналов назначает папа. Они имеют красную мантию и красную шапочку. Кардиналы помогают папе в управлении Церковью и занимают важнейшие должности в церковном управлении. Положение кардиналов священников и диаконов, когда они были выше епископов, нарушало иерархический строй Церкви. 1106 Таинство Евхаристии Основные моменты учения о Евхаристии у православия и католицизма совпадают, поэтому на них не будем останавливаться, но есть различия, как в обрядовой, так и в вероучительной части, которые будут рассмотрены ниже. Применение католиками опресноков Евхаристия у католиков совершается на опресноках. Маленькие плоские хлебцы называются облатками. Они в большом количестве (для каждого причастника по одной) заготавливаются для преложения. Православные совершают евхаристию на квасном хлебе, так как Тайная Вечеря происходила 13 нисана, а не 14, когда евреи совершали Пасху, поэтому в употреблении еще был квасной хлеб. Настал день опресноков 1107 . Слово «опресноки» в греческом тексте передается словом «» 1108 , а хлеб, преломленный Христом 1109 в греческом тексте назван «», то есть квасной хлеб (испеченный с использованием закваски или дрожжей). Использование названия «день опресноков» для аргументации в пользу того, что Христос использовал бесквасный хлеб несостоятельно, так как расходится с контекстом греческого языка, на котором написано Евангелие. Христос преломил «»! Ссылка в подтверждение употребления опресноков для евхаристии на 1Кор.5:8 необоснованна, так как из контекста следует, что речь идет не о хлебе, употребляемом для евхаристии, а о состоянии души человека: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». 1110

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В данном случае уместен такой перифраз: Господи! ведь это ученик, которого Ты любил, которому принадлежало в ту незабвенную ночь и место рядом с Тобою, «на персях Твоих», ведь, он один только мог дерзнуть, по просьбе этого самого Петра, вопросить Тебя о предателе, и вот об этом самом возлюбленном ученике Петр спрашивает теперь, не то из дружественного любопытства, просто обрадовавшись своему прощению и восстановлению и тотчас же отдаваясь обычной своей, не всегда умеющей соблюдать меру, экспансивности, а может быть и, опираясь на это свое старейшинство среди апостолов, которому надо знать все, касающееся апостолов, в частности ранее относительно апостола Иуды, а теперь даже и возлюбленного ученика: подвластен ли ему, подлежит ли его «попечению» этот ученик? Вот вопрос, который неслышно раздается, шепотом произносится – не в тексте, но над текстом разбираемого рассказа, и прямым ответом на этот вопрос являются дальнейшие слова Господа, и притом ответом, надо это прямо и решительно сказать, отрицательным. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе по того? τ πρς σε; ты по Мне гряди. И пронеслось слово сие между братиями, что ученик сей не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе (до того)? (Ио. 21,21–23). Это прямая ссылка на слово, уже пронесшееся между братьями, подтверждает ту мысль, что евангелист отвечает здесь на вопросы послеапостольского века, и это второе, как будто ненужное и совершенно дословное повторение ответа, данного Петру, означает его особую важность, своеобразно подчеркивает его значительность. Что же содержит этот ответ? Он гласит: какова бы ни была судьба Иоанна, Петру нет до нее дела, – Иоанн Петру не подвластен: что к тебе? Достаточно с тебя заботы о себе самом: ты по мне гряди. В примате Иоанна граница примата Петрова: не один, но два примата, два первоапостола, или, вернее, это – один примат, но двуединый, сложный. Свою малоазийскую паству Иоанн успокаивает в ее опасениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010