И если бы не так это было, то не поклонялся бы пророк только на юг, Иерусалиму, но скорее поклонялся бы на восток, ибо Бог есть свет разума и Солнце правды. И в Писании сказано: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека» (Быт. 2:8), — и много раз Бог разговаривал с человеком в раю с востока, и мы, поклоняясь Богу, обращаемся на восток, ибо там — родина человека. Бог взял Еноха на небо и Ною повелел построить ковчег, обращаясь к ним с востока. Хотя и везде пребывает Бог, но в особенности показал Свою мощь и чудеса на востоке. Даниил, знавший это все, однако поклонялся только на юг, Иерусалиму, где был храм. Ибо пророк доподлинно знал, что там, где храм Господа Бога Вседержителя, — там и Дом Бога, как сказал Господь Бог Соломону «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9:3). И если Сам Господь Бог говорит, что имя Его, очи и сердце будут там во все дни, то ясно, что Сам Господь Бог — в храме. И Давид говорит: «Услышал от святого храма Своего голос мой» (См. Пс. 17:7). Если известно, что Господь Бог присутствует в храме, кто не поклонится храму? Поэтому поклоняющийся храму Божьему поклоняется Самому Господу Богу.    После возвращения из Вавилона, когда обновили иудеи храм, в нем уже не было ковчега и вещей, бывших в ковчеге, — все это Иеремия вынес из храма и спрятал в неизвестном месте, как говорит Ездра (См. 2 Мак. 2:4—7. Ссылка на прор. Ездру ошибочна. — Ред.). Но иудеи еще имели память о Божественном милосердии к ним — славнейшие древние вещи, сделанные Моисеем: престол (трапезу предложения), алтарь кадильный, семисвещный светильник и другие вещи, устроенные Соломоном, и этим освятили храм Божий; и пророки еще прорицали по повелению Господа. Поэтому поклонялись и тогда храму, как свидетельствует Писание в книге Ездры: «Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь перед церковью Божией...» (См. 1 Езд. 10:1) Если Ездра — пророк, архиерей и учитель, засвидетельствованный Богом, — повергался перед храмом, почему еретики говорят, что нельзя поклоняться храму?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Итак, приидите, возлюбленные, воспомянем прежде бывшее и прославим Лозу, так преестественно прозябшую от Иессея, восхвалим, ублажим и благоговейно почтим. Ибо не об одном только Иосифе, но и о Богородице Марии свидетельствуя, Лука повествует в божественных Евангелиях до самаго родства Давидова: «пошел также , – говорит он, – и Иосиф из Галилеи, в город иудейский, называемый Вифлеем, ... записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была непраздна» , потому что они были из дома и рода Давида. Случилось же, «когда они были там, исполнились дни родить Ей, и родила Сына Своего» , перворожденного всей твари, «и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице» (Лук. 2:4—7). Спеленала «одевающаго светом , как одеждою» (Псал. 103:2). Спеленала создавшаго всю тварь. Положила в яслях седящаго на херувимах и воспеваемаго тьмами ангелов. В яслях безсловесных возлегло Божественное Слово, чтобы людям, по собственному произволению сделавшимся неразумными, даровать разумный смысл. На трапезе скотов предложен небесный хлеб, чтобы скотоподобным людям даровать причастие таинственной пищи. И даже места не было им в гостиннице. Не имел места словом устроивший небо и землю, потому что, «будучи богат, Он обнищал ради нас» (2 Кор. 8:9), подъял на Себя крайнее уничижение ради спасения нашего естества, по присущей Ему благости к нам. Исполнивший всякое устроение неизреченных тайн домостроительства на небе в лоне Отца, Он возлег и в вертепе в объятиях Матери. Сонмы ангелов окружали Его, возглашая славу на небе и на земле мир. На небе одесную Отца возсел, и в яслях, как на херувимах, почил. По истине [это] Престол и именно херувимский, Престол Царский, святый из святых, единый, славный на земле, святейший из святых, на котором почил Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава, со Отцем безначальным и всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3055...

   К историческим анахронизмам критики относят исторические замечания, указывающие на события позднейшие Моисея, каковы: прекращение манны и завоевание обетованной земли. Так Блекк-Вельгаузен указывают на Исх.16:35: сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не прийти в землю обетованную; манну ели они доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. Критики заключают, что это замечание написано уже по вступлений в обетованную землю (Нав.5:12), когда прекратилось появление манны. Но такое заключение поспешно. Бытописатель не говорит, подобно И. Навину, о прекращении манны, а только об употреблении ее во время 40-летнего странствования, в котором участвовал и Моисей. При нем, до перехода через Иордан, ели манну, а что было после него, он этого не говорит. Между тем как от позднейшего писателя следовало бы ожидать выражения И. Навина: «а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской» (Нав.5:12). А у Моисея этого нет. Указание на совершившееся завоевание обетованной земли видят во Втор.2и Лев.18:27. Во Втор.2:12: а на Сеире жили прежде Хорреи, но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь. Но и Моисей, при котором евреи завоевали и разделили заиорданскую область, изгнав и истребив хананеев (Числ.21:1—3), аммореев (Числ.23:33), васанитян (34—35 ст.) и воспользовавшись их землей (Числ.26 гл.), мог сказать о завоевании евреями земли своего наследия. Об этом завоевании и разделении и действительно Моисей говорит далее в той же главе (Втор.2:24—26) и в следующей главе (3:1—17). — Также не состоятельна ссылка на Лев.18:27: ибо все сии мерзости делали люди сей земли (Ханаанской), что пред вами (), и осквернилась земля, чтобы и вас не свергнула земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула () народы, что пред вами (). Это выражение относится к народам, жившим в Палестине до евреев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   Прими Петров голос, Павлово учение: «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5). Святой Дух да будет покланяем, воспеваем, славим. Из божественного Писания мы богословствуем, — желают ли враги, или нет; свидетельствует мне и Павел, говоря: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и кто обитатель? и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). Итак, иное храм, и иной обитающий. Не слышал ли ты Петра, который сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» и прибавил: «Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3—4). Но еретики говорят: он не назвал Духа Богом, а (сказал лишь), что Дух был послан от Бога: оскорбляющей Духа, говорят, оскорбляет Бога, пославшего Духа. Но, о, неразумный и несмысленный! — а для безбожника нет никакого другого более подходящего названия, как неразумный: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1), — он не сказал так, как ты полагаешь. Если бы оскорбление Духа восходило к Богу, как пославшему, нужно было бы сказать: не Духу ты солгал, но Богу. Но этого доста­точно; должно уподобить апостольскому хору Святую Троицу, о Которой Отец возвещает. Троица апостолов — свидетель не­бесной Троицы. Итак, возвеселимся в чистоте и скажем: «у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54:1), или — ­нежели всякая ересь, имеющая учителем человека, а не Бога. Молитвами и ходатайством общего отца и учителя, да пребудем все мы вместе с апостолами и мучениками в православной вере, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и дер­жава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Прообразованиями Матери Господней были также дивныя жены ветхаго завета: пророчица Девора, управлявшая народом израильским; прекрасная Есфирь, заслужившая особенное благоволение царя и спасшая не только себя, но и весь народ свой, — единоплеменников своих, от назначенной им смерти; неустрашимая Юдифь, низложившая грознаго Олоферна, также была прообразом Матери Божией (Юдиф. 13:12).    Подобно этим славным прообразованиям, к Ней же, благословенной в женах, относятся проречения мудрых царей и пророков; например, о доблестной и благословенной жене, облеченной крепостию и лепотою, предъуспевшей и провознесенной над всеми (Прит. 31), о непорочной голубице и единственной невесте Высочайшаго жениха (Прит. 1 и 2). О Ней, как о одушевленной скинии Вышняго, вещает Премудрый, когда говорит: «Премудрость созда себе дом и в нем утверди столпов семь»... О Ней, более чем за 700 лет до явления Ея в мире, радостно воскликнул величайший из всех пророков Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо «С нами Бог " " (Ис. 7:14). О Ней, равным образом, пророчествовал и Михей, который так утешал сетующий народ: «Произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Котораго происхождение из начала — от дней вечных. Посему Оно оставит их до времени, доколе, не родит, имеющая родить» (Мих. гл. 5).    Так, мои возлюбленные, всемирная слава, от человека прозябшая, — прекраснейший и благоуханнейший цвет всего человечества, не случайно появился в мире: Его посадил и воспитал Сам Бог; а патриархи и праотцы, цари и пророки указали нам на Него, как на единственное сокровище всей земли. О, благоговеем пред Тобою, Пречистая Дево, и «покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надеждо ненадежным, помощнице немощным, и ходатаице всем грешным: Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных, и буди нам, молимся Ти, заступница святыми Твоими молитвами!» Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3456...

   Что же? Почему Господь не освободил ее от страданий и позора? Разве Он не мог этого сделать? Конечно, мог, как Всемогущий Бог. Разве Он не жалел ее, Свою Избранницу? Эти страдания святой Варвары Великомученицы послужили к ее славе внешней и радости нашей. Из рода в род христиане, вспоминая о ней, славят ее, молятся ей, удивляясь ее мужеству в страданиях и сами они почерпают в ее святом примере силы для своих скорбей, радостно воспевая ей: “Радуйся, Варваро, невеста Христова Прекрасная!”    Итак, от печалей земных не будем отказываться, возлюбленные, но примем их, прося у Господа благодатной помощи для перенесения их. И Господь Милосердный утешит нас в скорбях наших, а в жизни небесной — удостоит нас вечной радости.    Вот что хотел сказать вам, возлюбленные, паства моя, в настоящий час моего духовного общения с вами.    Помолитесь обо мне, грешном, вы, а я буду молиться о вас. И все будем просить Господа, чтобы Он не оставлял нас, но всегда был с нами и мы с Ним.    Пройдут дни наше земной жизни, и настанет для нас загробная жизнь. И когда в час, определенный от Господа, наступит кончина всего мира и вновь придет на землю Христос Спаситель, но уже не в униженном виде, а в неизреченной славе, окруженной святыми Ангелами Своими, и сядет на престол Славы Своей и соберутся пред Ним все народы земли на страшный суд, — тогда подойдем и мы с вами, возлюбленные, и скажем Господу, Праведному Судие:    “Милосердный Господи, мы, грешные и слабые Твои последователи, мы много грешили на земле, но мы не отступали от Тебя, не отреклись, не постыдились Тебя в роде сем развращенном, пощади и помилуй нас!”    И верим, Милосердный Судия сжалится над нами и скажет нам: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира    Да помянет же Господь Бог всех нас в Царствии Своем. А м и н ь ! Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3773...

    –  456  –   непонятное, что евангелист считает нужным его объяснить («сие же сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого…» ib. 37–39) . Или еще слово: «Я есмь хлеб жизни» (6, 35), возбудившее ропот учеников: «какие странные слова, кто может это слушать!» То же следует сказать и о слове Иисуса о Его жизни, из-за которого «произошла распря между иудеями; многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует (δαιμνιον χει κα μανεται, ср. 8, 48–52); что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?» (10, 19 сл.). Синоптики также приводят речи подобного же характера и свидетельствуют о подобном же впечатлении недоумения, изумления, страха, а иногда и негодования. Таково слово, которое донесли первосвященнику: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», или слова о Сыне Человеческом, о Его славе и страданиях, о которых ученики «боялись» Его спрашивать (φοβοντο γρ Мк. 9, 32; Мк. 9, 45; ср. Иоан. 12, 34); столь же непонятны были им и другие слова, например об огне и крещении (Мк. 12, 44) или об огне и соли (Мк. 9, 49). В этой пророческой речи слышится необычайная сила и власть (ξουσα), которая приводит слушателей в смущение: одни видят в Его словах проявление демонической силы, другие – силы Божией, но что в словах Его говорит «дух», в этом сходятся как те, которые видят в них «глаголы жизни», так и те, которые видят в них «речи бесноватого» (ρματα δαιμονιζομνου 10, 21). Но не в одних словах Христос является «облеченным силою свыше», как «помазанник Духа». «Мой отец доныне действует, и Я действую», – отвечает Он иудеям на упрек в нарушении субботы (Иоан. 5, 17). Если у синоптиков нарушение субботы оправдывается на основании самого закона и пророков, то здесь мы имеем прямую ссылку на действие Отца и на Его непосредственное откровение: Отец показывает Сыну дела; Сын ничего не может делать, если  не видит Отца делающего, – и опять–таки     –  457  –   ответ, возмущающий иудеев еще более, чем самое нарушение субботы. «Дела», которые Христос творит со властью (κατ ξουσαν) суть не только «силы» (δυνμεις) и знамения (каковы исцеления и изгнания бесов), а все Его дела, в которых Он уже для внешнего взгляда является как пневматик, следующий во всем Своему духу или вдохновению. Отсюда свобода и власть Его слова и действия. Возьмем, напр., рассказ об очищении храма, когда Он, свивши бич из веревок, выгнал из него скот и купцов, опрокинул столы менял, рассыпал их деньги «и не позволял, чтобы кто пронес через храм какой-либо сосуд» (Мк. 11, 16). Здесь Иисус является мужем духа и силы, наподобие древних пророков или тех Божьих людей, которые выступали судьями Израиля, когда «рука Господня» была на них. Знаменательна Его ссылка на крещение Иоанново в ответ на вопрос о том, какою властью Он это делает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

А. Голубинского „Премудрость и благость Божья в судьбах мира и человека». М. 1885, стр. 429). Обратимся к великому нашему богослову-иерарху святителю Московскому Филарету. Кому неизвестно его слово, в день Св. мученика Димитрия царевича о неповинном страдании, где высказывается наблюдение странного, на первый взгляд, явления во всей природе, наибольшей подверженности страданиям того, в чем более видны черты невинности, и разъясняется великий смысл его? „Итак, – заключает он свое слово, – в наказание ли, в залог ли милости, в наслаждение ли, или во исцеление, только непременно нам нужно приобщиться страданиям» (ссылка на 1Пет. 4:1, 12 и др.). „Несносно; а неизбежно!».„Какое учение может быть более общим для христиан, как учение о последовании Христу? Но в чем состоит учение сие? Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24–25 ). Как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних, во всяком случае, нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби (сл. на память Преп. Сергия „0 скорбях на пути в царствие Божье»). Увы – да! Об этом свидетельствует ясно Сам Господь И. Христос, Его апостолы, свидетельствуют слово Божье, отцы Церкви, история христианской Церкви, всякая история и постоянный опыт жизни. Кого Господь ведет стезей благоденствия? Лишь немощных христиан. Это мысль всех отцов и учителей церкви, мысль всех богословов, проникнутых евангельским духом. „Кому, – говорит митр. Московский Филарет, – не довольно просто верить, а нужно, притом, о потребности скорбей быть удостоверену рассуждением». Сей способ наставления имеем мы также в словах Св. Ап. Петра: Итак, Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью, ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить же не по человеческим похотям, но по воле Божьей ( 1Пет. 4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

А если чисто от собственного обывательского ума, то замечу следующее. Наука и не претендует на обладание полным знанием об окружающем мире. По крайней мере, с начала XX века, когда Планк, Эйнштейн и Гейзенберг несколько остудили гносеологический оптимизм научного мира. Но КОЕ-ЧТО она нам объясняет? Я не знаю, внимательно ли Вы читали основную часть работы, но успехи квантовой электродинамики, теоретическое предсказание существования а затем и практическое открытие бозонов о чём-то Вам говорит, или Вы будете продолжать утверждать, что наука ровным счётом НИЧЕГО не объясняет? Речь-то идёт о том, что наука каким-то образом начинает проникать в природу элементарных частиц, из которых, собственно, весь мир и состоит. Это ли не законы мироздания? и наконец, связанный с пункт 3) " мы входим в противоречие и со Священным Писанием " Ох. Это место либо поподробнее, либо... " Да куда уж подробнее. Читайте в контексте: " Не признавая за секуляризованной наукой способности к изучению законов мироздания мы входим в противоречие и со Священным Писанием, предполагающим возможность так называемого «естественного «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1: 19–20). " У Вас там, очевидно, какой-то камень за пазухой лежит, но я же говорю о совершенно понятных вещах, со ссылкой на Писание. Что тут ещё объяснять? Может у Вас есть альтернативное понимание этого библейского текста? (Кстати, в тексте работы идёт ссылка на используемое в семинарском курсе Основного богословия понятие - " естественное откровение " , так что моя " привязка " апостольского текста к рассматриваемой идее - в русле богословской традиции). 4) " наука как нельзя кстати приходит на помощь, превращаясь из «служанки богословия» в надежную помощницу " О какой науке (или философии) здесь речь? Речь идёт о конкретных разделах физики, космологии и геометрии (см. текст работы).

http://pravoslavie.ru/31197.html

А когда Господь оставляет нас, тогда и все друзья покидают нас, а все враги одолевают нас. Поэтому и сказал Давид: «Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене. Спася бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси» (Пс. 43:7—8). 44. Не будем допускать помыслов, умаляющих грехи наши и вещающих о свершившемся отпущении их. Ибо о них Господь, оберегающий нас, сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Ведь пока ум наш докучается грехом, мы еще не сподобились прощения его и не сотворили достойных плодов покаяния. Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие — изглаждение греха. Не имеем еще совершенного бесстрастия, поскольку иногда страсти докучают нам, а иногда — нет. Значит, и не сподобились еще мы совершенного отпущения грехов. От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние. 45. Итак, искренне покаемся, чтобы, освободившись от страстей, сподобиться нам оставления грехов. Презрим преходящие блага, дабы нам, сражаясь из-за них с людьми, не преступить заповеди любви и не отпасть от любви Божией. Будем поступать по духу, и не будем исполнять вожделения плоти (Гал. 5:16). Будем бодрствовать и бдить, отвергнем сон беспечности. Ревностно уподобим себя святым подвижникам Спасителя, будем подражать борениям их, забывая о том, что позади, и устремляясь к тому, что впереди. Воспроизведем в себе их непрерывное шествие, горячее усердие, стойкое воздержание, святое целомудрие, благородную выдержку, кроткое терпение, сочувствующее сострадание, невозмутимую кротость, горячую ревность по Богу, непритворную любовь, возвышенное смиренномудрие, простое нестяжание, мужество, доброту и милость. Нельзя нам быть опрокинутыми ветром наслаждений и надмеваться лукавыми помыслами. Не оскверним своей совести. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). И ко всему этому, убежим от мира, братия, и от миродержца. Оставим плоть и всё плотское. Взойдем на небеса и там обретем свое жительство (Флп. 3:20). Будем подражать божественному Апостолу, воспримем Родоначальника жизни и вкусим от Источника ее. Воспоем в созвучном с Ангелами хоре, восславим с Архангелами Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава с Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010