А так как этого, к сожалению, не случилось, то мы имеем полное право предполагать, что их в этот период уже не было, а ссылки на них составителя Паралипоменон заимствованы им и добросовестно выписаны из того же первоисточника, который он непосредственно имел под руками в своем распоряжении. Что дело происходило именно таким, а не иным образом можно видеть с надлежащей ясностью и из самых книг. Приведем несколько примеров. В 4-й главе писатель говорит о потомках Симеона ( 1Пар.4:41 и далее): «и пришли сии, по именам записанные во дни Езекии царя Иудейского, и перебили кочующих и оседлых потомков Ханаана, которые находились там около Филистимского города Герары... Из них же, из сынов Симеоновых, пошли к горе Сеир 500 человек (следует перечень их предводителей) и побили уцелевший там остаток Амаликитян и живут там до сего дня». Замечание «живут до сего дня» представляет анахронизм для эпохи, в которую были написаны книги Паралипоменон, потому что Симеонитяне в этих местах после падения Иудейского царства и пленения вавилонского жить не могли. Это выражение буквально взято из древнейшего первоисточника. Следовательно, и упоминание о записи, которая была произведена при Езекии и входила, подобно прочим записям того же рода, в книги царей Израильских, в неизменном виде перенесено в книгу Паралипоменон оттуда же. Еще более наглядный пример представляет ссылка на записи Самуила ( 1Пар.29:29 ): «дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца» и др. Историю еврейского царства составитель Паралипоменон начинает повествованием о битве Саула с Филистимлянами на горах Гелвуйских; несколько ниже упоминает и о более ранних событиях – посещении Саулом Аэндорской волшебницы ( 1Пар.10:14 ), пребывании Давида в Секелаге, когда он укрывался от Саула ( 1Пар.12:1 ); но все эти события случились после смерти Самуила и посему не могли быть им описаны. На другие, более ранние события, современные Самуилу, нет никаких указаний; следовательно, из приводимых составителем записей Самуила он для своей истории ничем не воспользовался и ссылку на них заимствует из своего действительного первоисточника, в котором история, очевидно, начиналась значительно ранее, всего вероятнее, с того же пункта, как и книги Царств, и эту чужую ссылку хронист, не мудрствуя лукаво, воспроизводит с буквальной точностью, хотя в историческом повествовании Паралипоменон и нет ничего, ей соответствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом. Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз. Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле). Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос. Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить. А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату .

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

Апостол Павел, указывая на то,» что крещение заменило обрезание ( Колос. 2:11,12 ), которое совершалось над младенцами, не мог допустить нечестивой мысли, что крестить детей не нужно. Что же касается ссылки сектантов на то, что в ветхом завете женщин не обрезывали, а в Новом завете крестят и женщин, то на это мы возражаем так: израильтяне в ветхом завете прилагались к Богу по плоти, а во Христе прилагаются по духу. «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все- вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники» ( Галат. 2:22–29 ). Притом, повеление обрезывать мужеский пол в ветхом завете знаменовало, что искупитель рода человеческого и основатель Нового Завета будет муж, а не жена. В ветхом завете муж как бы заменял собою и жену. Евангелист Матфей, излагая родословие Иисуса Христа, говорит: «Авраам родил Исаака и т. д.». Но из этого нельзя же выводить, что именно Авраам, а не Сарра родила Исаака. Ссылка сектантов на Деян. 2:38 , что нужно вначале покаяться, а потом креститься, нисколько не оправдывает их. Здесь апостол не говорит, что детей крестить не нужно. Он, обращаясь к взрослым, сказал «покайтесь», и им же сказал, что обетование о крещении дано не только взрослым, но и «детям» ( Деян. 2:38–39 ). Апостол знал, что дети рождены с грехами ( Псал. 13:3, 50:7 ; Иов. 14:4 ), а посему не мог допустить того, чтобы они умерли с беззакониями, не получивши прощения. Тот же апостол Петр сравнивает крещение со всемирным потопом ( 1Петр. 3:21 ), а при всемирном потопе, мы знаем, не только погибли взрослые, но и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Беседуя с людьми другой веры, важно находить слова и выражения, понятные и доступные им. Действительно, совершенно невозможно разговаривать с еретиками так же, как мы, православные, говорим друг с другом, или как мы говорим с мусульманами, или иудеями. И одно и то же слово, сказанное православному, обязательно будет иметь несколько иное значение, если оно обращено к сектанту и тем более к мусульманину. Святитель Григорий Нисский: «Не уврачуешь одним и тем же в эллине многобожие и в иудее неверие в единородного Бога» Святитель Григорий Нисский пишет о том, «когда преподаваемое слово веры достигает и до слуха неверных», особо подчеркивая: «Но не один и тот же способ учения пригоден для всех приступающих к слову. Напротив того, надлежит соображать оглашение с разностями верований, имея в виду одну и ту же цель слова, но не однообразно пользуясь ведущими к ней средствами. Ибо иными понятиями предзанят иудействующий, а иными – живущий в эллинстве; аномей же, манихей, последователи Маркиона, Валентина, Василида и остальной список заблуждающихся по разным ересям, поскольку каждый из них предзанят собственными своими понятиями, делают необходимым вступать в борьбу с их собственными предубеждениями. Ибо с родом болезни соображать должно и способ врачевания: не уврачуешь одним и тем же в эллине многобожие и в иудее неверие в единородного Бога; и в введенных в заблуждение ересями не отвратишь одним и тем же от обманчивых, ими составленных понятий о догматах» 3 . Так, например, святые апостолы, свидетельствуя публично о Христе, избегали открыто и ясно говорить о Его, Христа, Божестве, подходя к этому вопросу прикровенно. Читаем свидетельство о Христе апостола Петра: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» (Деян. 3: 22–23). Теперь прочитаем свидетельство о Христе архидиакона Стефана: «Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37). В обоих случаях Христос прямо не называется ни Сыном Божиим, ни Богом, но дается ссылка на Пятикнижие Моисея, где Моисей, пророчествуя о Христе, подчеркивает пророческий аспект Его, Христа, служения в Его истинном Человечестве: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18: 15).

http://pravoslavie.ru/98622.html

Благодать вам и мир, скажу словами апостола, от Бога Отца нашего (343) и Господа Иисуса Христа, Надежды нашей ( Гал.1:3 ), за Которого и ради Которого это гонение, скорбь и притеснение, удаление в пустыни и ссылка, заключения под стражею и мучения и все прочие ежедневные бедственные обстоятельства и события. Поэтому, возлюбленные братия мои, желая доставить какое-нибудь утешение за отсутствием смиренной нашей особы, мы посылаем вам это послание, извещая, что непрестанно воспоминаю о вас в смиренных молитвах наших ( Рим.1:9, 10 ), воспоминая и представляя себе каждого из вас, со слезами и воздыханиями воздевая руки к Богу, чтобы мы как приняли на себя подвиги за истину и [Col. 1132] вышли с одним духом и одной душою, как бы из гнезда, из наших священных мест подвижничества, так и пребывали до конца силою Господа, имея ту же веру, ту же любовь... единодушны и единомысленны ( Флп.2:2 ) и содержа учение истины, проповеданное и написанное перед глазами и в слух всей твари поднебесной, именно: поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, преславной и блаженной Троице, по богословскому учению; исповедовать, что одно из [Лиц] Троицы, Сын и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос , уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп.2:7 ), в образе нашем представляется и изображается в телесном виде, так как Он есть совершенный Бог и вместе человек, столько же подлежащий описанию, подобно нам, которых и естество Он принял, сколько чуждый этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо не Ангелов, говорит где-то Писание, восприемлет, хотя и им свойственно принимать образ, как видели те, кто взирал Духом, но восприемлет семя Авраамово. Посему он должен был во всем уподобиться братиям ( Евр.2:16–17 ). Пусть же скажут христоборцы, как возможно семени Авраамову не изображаться на иконе? Как Он будет во всем подобным нам, братом которых Он назвался, если оказывается, что Он не получил свойства описуемости, подобно нам, братьям Его? Тогда Он не будет ни братом, ни подобным нам, поэтому Он и не человек. Такое (344) заключение следует из их слов, что Христос не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное Домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркионитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

– Благочестивый царь Иудейский. Иосия, разрушая в царстве израильском идольские капища и сожигая кости умерших нечестивых израильтян, когда увидел могилу человека Божия, который приходил из Иудеи, то дал такое повеление окружавшим его людям: оставьте его в покое, никто не трогай костей его ( 4Цар.23:18 ). Евангелист Матфей упоминает об обычае Иудеев, существовавшем во дни земной жизни Иисуса Христа, строить гробницы пророкам и украшать памятники праведников ( Мф.23:29 ). Третья ссылка штундистов на слова Апостола Павла о том, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления, также не говорит в пользу мнения сектантов, отрицающих нетление святых мощей. Плоть и кровь означают по объяснению блаж. Феодорита смертную природу нашу, смертное естество, и эта смертная природа наша, как такая, не может наследовать небесного царствия, вечно блаженной будущей жизни. Плоть и кровь – это тело душевное (ст. 44), человеческое тело в его теперешних свойствах, всё наше теперешнее существо, когда мы не только носим в себе плоть и кровь, но и так часто эта плоть и кровь определяют нашу жизненную деятельность. С плотью и кровью нашею жизненно соединена сила греха. Поэтому плоть и кровь, как таковые, подлежат тлению, чтобы для вечной жизни преобразиться силою Божиею из тела душевного в тело духовное. Но тление не есть необходимое условие для такого изменения или преобразования. Апостол Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51 и 52). Следовательно, по учению Апостола изменение или преобразование тел умерших совершится только при самом воскресении мертвых, и притом не одним и тем же способом для всех вообще людей, а о ближайшей участи тела после смерти человека до всеобщего воскресения мертвых Апостол прямо не говорит. Правда, у Апостола сказано: сеется в тление, то есть сеется тело душевное. Но разве останки умерших святых людей или мощи их составляют тело душевное, то есть одушевляемое жизнью поврежденной грехом природы человеческой? Разве мощи святых суть плоть и кровь? В останках или мощах святых нет уже дыхания греховной жизни, нет крови, оживляющий организм, нет и жизненной деятельности служащей суете и тлению. Притом же православная Церковь и не учит, что эти нетленные останки святых или мощи их в таком же самом виде, в каком они почивают в раках, останутся неизменными и при всеобщем воскресении мертвых. Когда воскреснут мертвые для жизни вечной, тогда и мощи святых всемогущею силою Божиею будут совершенно преобразованы в тела духовные, сообразные телу воскресшего Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Быт. 18, 30. И сказал  Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать . Отметим, что опускаются вопросы Авраама о 45 и 40 праведниках. Быт. 18, 32. Авраам  сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. Опускается вопрос о двадцати праведниках. Быт. 18, 33. Быт. 14, 5. Быт. 19, 4-9. Быт. 19, 12-13. Быт. 19, 24-25. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,  25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Быт. 19,26. Жена же  Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/5251350

Быт. 15 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. После трёх кратких откровений 141 , замечает м. Филарет, Бог дарует Авраму продолжительное четвёртое откровение, которое продолжается две ночи ( Быт. 15:1, 5, 12 ). Откровение заключает в себе общее обетование благоволения Божия, предсказание о наследнике ( Быт. 15:2–6 ), откровение о судьбе потомства ( Быт. 15:7–21 ). Останавливаясь теперь на первом стихе, мы видим, во-первых, что Господь успокаивает Аврама или ввиду будущих бедствий его потомства ( Быт. 15:13 ), или то же ввиду опасностей, коими сам Аврам был окружён. Потому, вероятно, и прибавляет Господь: «Я твой щит!» Выражение «не бойся» несколько раз встречается в Новом Завете, как предшествующее появлению Избавителя, Мессии. Не бойся, говорит Ангел Захарии ( Лк. 1:13 ); не бойся, Мариам, говорит Гавриил Пресвятой Деве ( Лк. 1:30 ); не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле ( Ин. 12:15 , ссылка на Зах. 9:9 ); не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, говорит Ангел Пастырям ( Лк. 2:10 ). «Награда твоя будет весьма велика». Слово Господа в следующем стихе встречается вопросом Аврама, о котором мы скажем несколько слов ниже. Заметим только, что комментаторы, сравнивая это видение с другими, называют его видением наяву: Аврам не спит, отвечает Господу ( Быт. 15:2 ); Господь выводит его из шатра и указывает ему звёзды ( Быт. 15:5 ); Аврам приготовляет жертвенных животных ( Быт. 15:9–11 ) и только при захождении солнца нападает на него крепкий сон ( Быт. 15:12 ) и потом ужас и мрак великий. Быт. 15:2 Аврам сказал: Владыка Господи! Адонаи – Иегова! Адонаи – собственно господин, властелин. Слово это заменяло священное слово Иеговы во время чтения Библии, ибо евреи не смели произносить его. Адонаи есть призвание в звательном падеже, между тем слово Иегова «Он есть» не имеет этого падежа. Слово Адонаи существовало и в других языках, родственных еврейскому, напр., в финикийском, где оно было названием солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 19:24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, Иегова от Иеговы. Мы не раз упоминали о том различии, которое встречаем в Ветхом Завете между Богом сокрытым и между Богом откровения; различие это ясно рисуется в выражении Аз есмь Сый, т. е. Иегова, который, открыв Имя своё, становится в близкие к народу израильскому отношения, и есть Сын Божий, коему свойственно являть Бога никем не видимого (ссылка м. Филарета на Ин. 1:18 ; смотри Зап. на Кн. Бытия, стр. 98, изд. 1835). Иегова иногда называется Ангелом (посланником) Божиим, «Малеах Иегова»; Он руководит патриархами ( Быт. 16:7; 18:1–33; 48:15 ); Он посылает Моисея ( Исх. 3:12 ). Он ведёт Сам под именем Ангела Божия израильтян в пустыне ( Исх. 14:19; 23:20 ), но после возмущения израильтян Он говорит: «Пошлю перед тобою Ангела» ( Исх. 33:2 ), а в Исх. 33продолжает: «ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути» (сравни ещё Нав. 5:13 : Суд. 2:1 ; Ис. 43:9 ; Дан. 10:13 ). Таким образом, вникая в таинственный смысл этих выражений, мы должны признать, что Бог, являющийся под именем Иеговы, есть вторая ипостась Св. Троицы, и тогда нам понятно будет употреблённое здесь выражение «пролития серы и огня Иеговой от Господа с неба, т. е. от Творца мира, от Елогим, который в Богоявлении носит имя Иегова. Мы во введении в эту главу говорили об изменениях, произведённых в долине Иорданской землетрясением, вместе с которым, по мнению комментаторов (м. Филарета, стр. 218; Отто Герлаха, стр. 54), разразилась гроза, молния которой, весьма вероятно, зажгла кругом городов в долине Сиддим накопления нефти и горной смолы. Мы только, впрочем, можем делать предположения об этом, основываясь на том, что Господь употребляет естественные явления, но в высшей степени, когда проявляется суд Его над людьми (сравни ниже египетские казни в Исх. 7–12 ). Быт. 19:25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Сравни вступление в эту главу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 25:23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Англиканская Библия делает в примечании подстрочный перевод в форме, свойственной еврейской поэзии, т. е. в параллельных антистрофах. Вот этот перевод: Два племени в твоей утробе. Два народа разделятся из твоего чрева: Народ будет сильнее народа, Старший будет служить младшему. Сравни: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» ( Рим. 9:13 ; ссылка на Мал. 1:2–3 ). Слово «возненавидел» не есть проклятие, а отчуждение от той нравственной ответственности и той работы, которая предназначалась для избранного, или, по выражению м. Филарета, просеянного или отвеянного племени, которое, с своей стороны, было отвергнуто, как только перестало служить предначертаниям Господа, ко благу всего человечества направленным. До рождения ещё, говорит Апостол Павел ( Рим. 9:11 ), когда никто из них ещё не сделал ни доброго, ни худого, Господь избирает Иакова не по заслугам их, а по своему предведению. То, что здесь предсказывается, сбывается не вполне лично с Иаковом и Исавом, а относится к их потомству, что, впрочем, явствует и из внимательного чтения текста. «Дом Исава (говорит м. Филарет) был сильнее и многолюднее, чем дом Иакова, когда этот последний возвращался из Месопотамии, т. е. Харрана ( Быт. 32:11, 33:15 ), и потомство Исава имело старейшин и царей прежде израильтян ( Быт. 36:15–21, 40–43 ). Но потом Давид поработил едомитян, или идумеев ( 2Цар. 8:14 ; 3Цар. 11:15–16 ), Иорам и Амасия наказали отложившихся ( 4Цар. 8:16–29, 14:1–7 ). Иоанн Гиркан ещё раз покорил их своему народу и обратил их к закону Моисееву (Флавий Иосиф. Antiq. L, XIII, c. 17). Быт. 25:24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Быт. 25:25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Исав, или, как читают западные, Есау, значит «волосатый», «покрытый волосами». Это, как и оказалось впоследствии, была натура сильная, чувственная, несколько дикая, но с добрым сердцем (сравни Быт. 33:4, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010