3Езд.7:10 Я сказал: так, Господи. И Он сказал мне: такова и доля Израиля. 3Езд.7:11 Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано. 11 . Вследствие нарушения Адамом заповедей Божиих, «осуждено было то, что было сотворено» (judicatum est quod factum est). Об осуждении всей твари за грехопадение прародителей говорит Ап. Павел ( Puм VIII:20 ; ср. III:17). 3Езд.7:12 И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. 3Езд.7:13 А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия. 12–13. Смысл латинского текста довольно темен и мало вяжется с предыдущими сравнениями, где отмечается теснота входа, ведущего к благам будущего века. В одной из редакций арабского перевода (ар. 2) настоящий век признается тяжелым входом в век будущий. В эфиопском переводе в обоих случаях идет речь не о входах, а о путях жизни в широком смысле слова. Здесь противополагается настоящая жизнь, полная огорчений и стеснений на каждом шагу, жизни будущей, где человеческой личности дан полный простор для обнаружения себя и где устранены все опасности. 3Езд.7:14 Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано. 3Езд.7:15 Зачем же смущаешься, когда ты тленен, и что мятешься, когда смертен? 15 . Ездра не должен огорчаться тем, что он тленен, и волноваться из-за того, что он смертен. Это лишь неизбежная переходная ступень к славному будущему. 3Езд.7:16 Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее, а принял то, что в настоящем? 3Езд.7:17 Я отвечал и сказал: Владыко Господи! вот, Ты определил законом Твоим, что праведники наследуют это, а грешники погибнут. 17 . Наследование будущего века праведниками и гибель грешников обещаны во Второзаконии (VIII:1, 19–20). 3Езд.7:18 Праведники потерпят тесноту, надеясь пространного, а нечестиво жившие, хотя потерпели тесноту, не увидят пространного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.6:7 Тогда я отвечал: какое разделение времен, и когда будет конец первого и начало последнего? 3Езд.6:8 От Авраама даже до Исаака, когда родились от него Иаков и Исав, рука Иакова держала от начала пяту Исава. 3Езд.6:9 Конец сего века – Исав, а начало следующего – Иаков. 3Езд.6:10 Рука человека – начало его, а конец – пята его. О другом, Ездра, не спрашивай Меня. 7–10. Проводимая здесь граница между нынешним и будущим веком отличается наполовину загадочным характером, только слегка приподнимающим покров тайны над последними днями мира (ср. Гaл IV:21–31 ). Он значительно смягчен в латинском переводе и еще более в печатном тексте Вульгаты. Речь Ангела о разделении времен в неприкосновенном виде сохранена в сирском тексте: «От Авраама до потомства Авраамова (ab Abraham usque ad generatorionem Abrahami), ибо от него родился Иаков и Исав, и рука Иакова в начале держала пяту Исава. Пята первого века Исав, а рука второго Иаков, ибо начало человека его рука, а конец человека его пята. Между пятою и рукою не ищи чего-либо другого, Ездра!» (Ср. эф., ар. 1, 2). Арабский перевод объясняет, почему настоящий и будущий век сопоставляются с пятою и рукою человека: «И вот пята и рука связаны между собою». В латинском переводе символы пяты и руки истолкованы, вследствие чего получилась мысль, что Исав будет концом настоящего века, а Иаков началом будущего. Задачей автора было показать, что между настоящим и грядущим веком не будет никакого промежутка: за первым тотчас последует второй. Для этого он пользуется тремя сравнениями. Первым из них автор, по мнению Фолькмара (41), хочет сказать, что образ конца начертан в первоначальной истории избранного народа. Там нет перерыва в смене поколений одного другим. За Авраамом следует его потомок, за ним Исав и Иаков и т. д. Кабиш (43–50) объясняет сравнение еще проще: переход от настоящего века к будущему произойдет точно так же, как происходит появление каждого нового поколения в избранном народе, без участия иноплеменной крови. Цеклер (454) понимает сравнение применительно к дальнейшим словам в том смысле, что будущий век будет следовать непосредственно за настоящим, подобно тому, как два внука Авраама родились у Исаака еще при жизни деда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.15:9 Отмщу им, говорит Господь, и возьму от них к Себе всякую кровь неповинную. 3Езд.15:10 Вот, народ Мой ведется как стадо на заклание; не потерплю более, чтобы он жил в Египте, 8–10. Ср. Omkp VI:10; XIX:2 . Книга написана во время жестокого гонения на христиан. Шавров (101–163) видит в нем преследование Домициана, Лике (186–187) Декия, Траяна или Диоклетиана. Упоминание об арабах заставляет относить происхождение книги не ранее второй половины III века, когда арабы впервые заняли видное положение среди народов древности. Гутшмид (212–232) приурочивает его к 263 году, Фолькмар (277) к 260, Гильгенфельд (XLVII, 208–211), Фриче (X) и Джемс (LXXVIII) к 268 г. Эвальд (Geschichte des Volkes Israel, VII, 82–83; Jahrbucher der Biblischen Wissenschaft, X, 223–224) совершенно оставляет без внимания эту подробность, относя появление книги к царствованию Траяна (98–117) около 116 года и считая ее вышедшей из иудейских кругов. Траян вовсе не предпринимал каких-либо кровавых гонений на Иудейство. Хотя название Египта может быть употребляемо в переносном смысле, как обозначение земли плена, но дальнейшие подробности не оставляют сомнения в том, что здесь разумеется Египет в точном смысле этого слова. В этом убеждает и то обстоятельство, что пророк направляет свои обличения против отдельных провинций Римской империи: Египта, Сирии, Вавилона и Асии (XVI:1). Действительно, египетские христиане переживали жестокое кровавое гонение при узурпаторе Макриане (261–262). О нем свидетельствует Дионисий Александрийский (Eusebius, Historia Ecclesiastics VII, 22, 4). В это время в других местах христиане согласно эдикту Галлиэна пользовались свободой вероисповедания. 3Езд.15:11 но выведу его рукою сильною и мышцею высокою, и поражу Египет казнью, как прежде, и погублю всю землю его. 3Езд.15:12 Восплачет Египет и основания его, пораженные казнью и мщением, которое наведет на него Бог. 12 . Так как ниже автор признает, что предсказываемые им бедствия уже наступили (XV:27), то очевидно и в тех несчастиях, которые предстоит пережить Египту, рядом с чисто эсхатологическими элементами, попадаются исторические подробности. Под покровом пророчества автор дал яркую картину тех общественных невзгод, которые переживал в половине III века Египет. Возможно, что он начинает с Египта свои обличения, так как сам жил в Александрии, где неурядицы особенно сильно давали себя чувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вельгаузен видит здесь намек на извержение Везувия в 79 г. по Р. X. 3Езд.5:9 Сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в свое хранилище. 3Езд.5:10 Многие будут искать его, но не найдут, и умножится на земле неправда и невоздержание. 3Езд.5:11 Одна область будет спрашивать другую соседнюю: «не проходила ли по тебе правда, делающая праведным?» И та скажет: «нет». 9–11. Присутствие соленой воды в пресной – признак близкого землетрясения. Ум и разум перед концом мира удаляются в свои хранилища. Послепленное иудейство представляло главные способности человеческого духа, как особые существа живущие в таких же хранилищах, как и души людей. Оттуда совершает свое путешествие по земле правда (ср. 2Eзд IV:38–40 ). 3Езд.5:12 Люди в то время будут надеяться, и не достигнут желаемого, будут трудиться, и не управятся пути их. 12 . Ср. Aм VI:10 . Фолькмар (364–365) прилагает перечисленные знамения к истории Римской империи по прекращении династии Юлиев до вступления на престол дома Флавиев. Тацит (Historial, 2) отмечает на это время необычайное обилие междоусобных войн и мятежей, неслыханные жестокости даже в мирное время и чудовищный разврат, царивший в Риме. Риму грозили опасностью волнения в Галлиях, нападения сарматов, свевов и парфян (6). Иллирию и Кампанью посетило землетрясение. Оно уничтожило часть Рима и вход в царский дворец. Кроме того, Рим опустошен был пожарами (6). Все взаимоотношения между людьми внушались или ненавистью, или страхом (9–10). Гутшмид с неменьшим успехом подбирает целый ряд необычайных явлений перед Актейской битвой. В начале главы (1–3) он видит указания на те оскорбления религиозного чувства евреев, которые производились Иродом в угоду грехам. Разверстие земли указывает на гибель Пизавры, городка на берегу Адриатического моря, вследствие образовавшейся под ним пропасти. В самом Риме упавшей молнией были сожжены часть цирка, святилище Цереры и храм богини Надежды. В Рим зашел волк и был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Полнота любви, радости, счастья жизни – в единении со Христом (ср. Ин.10:10, 17, 21, 26 ). Он один может насытить ничем земным ненасыщающееся наше сердце; Он один знает, что нужно сердцу нашему, и может подать ему, что ему нужно. (69, 230). 2. Язык любви понятен всем, кто хочет его понять, чтобы принять любовь говорящего «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ). И по Своей любви ко всему существующему Бог открывает миру: Свою волю – в Своем слове и Себя Самого – в Сыне Своем Единородном, Господе Иисусе Христе с тем, чтобы все, принимающие это Божье Самооткровение, могли бы спастись. Наш долг – принять с любовью то, что Бог дарует нам с любовью, а именно: Его животворящее слово, Его святую волю, Его Единородного Сына, Спасителя нашего. Иначе говоря, нам надлежит на Его большую Божественную Любовь к нам ответить своею (конечно же, малою, человеческою!) любовью к Нему; это значит – принять нам к соблюдению Его слово, принять к исполнению Его волю и принять Его Сына Спасителя и Господа Иисуса Христа, дабы вступить на путь смиренной, исполненной любви христоподражательной жизни и достичь единения с Ним. Книги Священного Писания (именуемые греческим словом «Библия») содержат Слово Божие, открытое миру. В Библии содержится слово Божие, посредством которого открывается любовь Бога к миру – Его благая, желанная и совершенная воля, Его радостная весть о спасении чрез Иисуса Христа – то есть Евангелие Иисуса Христа. Любящий, получив письмо от любимого существа, с радостью читает его и не раз перечитывает... и старается еще вчитаться в его содержание как-то между строк с тем, чтобы яснее понять любовь писавшего к себе и насладиться ею. 5 Слово Божие есть семя нетленное любви Божественной, которое питает и насыщает душу человека. Слово Божие и есть та манна духовная, есть тот хлеб ангельский – хлеб небесный, «который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин.6:33 ). Этот хлеб питает, насыщает и услаждает всякое духовное желание каждого человека (ср. Пс.77:24–25 ; Прем.16:20–21 ; 3Езд.1:19 ; Неем.9:15, 20 ). И замечательно то, что Бог , открывая Себя в Своем слове, как бы приноравливает любовь Свою, выраженную в слове, применительно к запросу (равно «вкусу») каждого слушателя, дабы утолить его духовный голод и его духовную жажду. Промыслу Божию угодно было сделать Евангелие вечной Сокровищницей, из которой каждым по потребности берется хлеб жизни и черпается вода живая. Вечное Евангелие Господа нашего Иисуса Христа доступно для постижения всем, верующим во Христа и желающим творить волю Божию. «Кто действительно вкусил ведения Писаний, тот знает, что сила и простейшего изречения Писания, и наиболее премудрого одна и та же, и направлена к тому, чтобы спасти человека; а непричастный этого ведения часто соблазняется, не зная того, что обучение земной мудрости много помогает, если оно делается колесницею для премудрости Свыше» (29, III). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

3Езд.6:17 : «…и вот голос говорящий, и шум его, как шум вод многих». Откр.1:15 : «...и голос Его, как шум вод многих». 3Езд.6:26 : «И увидят люди избранные, которые не испытали смерти от рождения своего…». 1Кор.15:51 : «Говорю вам тайну: не все мы умрем...». 3Езд.7:12,14 : «И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано». Мф.7:13–14 : «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». 3Езд.7:25 : «...пустым пустое, а полным полное». Мф.13:12 : «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». 3Езд.7:26 : «Вот, придет время... и явится невеста...». Откр.21:2 : «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста...»; Откр.19:7 : «...наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». 3Езд.7:32 : «И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души (ср. Дан.12:2 ). Откр.20:13 : «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». 3Езд.7 :(36): «И откроется озеро мучения... видна будет печь геенны…». Откр.19:20 : «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою». 3Езд.7 :(39–42): «Этот день таков, что не имеет ни солнца, ни луны, ни звёзд... ни ночи, ни предрассветных сумерек, ни блеска, ни ясности, ни света, кроме одного лишь сияния светлости Всевышнего, вследствие чего все могут видеть то, что пред ними». Мф.24:29 : «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (ср. Зах.14:6–7 : «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

3Езд.7 :(97),55: «…лицо их засияет подобно солнцу и они уподобятся по блеску звёздам... Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание...». Мф.13:43 : «тогда праведники воссияют, как солнце...» (ср. Дан.12:3 : «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды...». 3Езд.7 :(98): «...они спешат увидеть лицо Того, Кому они служили при жизни...». Откр.22:4 : «И узрят лице Его…»; 1Ин.3:2 : «...увидим Его, как Он есть». 3Езд.8:3 : «Многие сотворены, но немногие спасутся». Мф.20:16 : «…много званых, а мало избранных»; Мф.7:14 : «…немногие находят их (врата и путь в жизнь венную)». 3Езд.8:52; 10:54; 13:36 : «ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни. построен город…»; «...начинал показываться город Всевышнего»; «И Сион придет и покажется всем приготовленный и устроенный...». Откр.22:2 : «Среди улицы его… древо жизни...»; Откр.21:2 : «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба…». 3Езд.8:59–60 : «Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь». 2Пет.3:9 : «…не желая, чтобы кто погиб…»; Рим.1:21 : «…не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили…». 3Езд.11:32 : «Эта голова устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на земном шаре более всех крыльев, которые были»; 5:6: «Тогда будет царствовать тот (антихрист), которого живущие на земле не ожидают…». Откр.13:2 : «…дал ему (антихристу) дракон силу свою и престол свой и великую власть» «...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ); «Он (лжепророк)... заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю...» (13:12). 3Езд.11:37; 12:31–32 : «И видел я: вот, как бы лев, выбежавший из леса и рыкающий, испустил человеческий голос к орлу... Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим, говорящим к орлу и обличающим его в неправдах его всеми словами его, которые ты слышал, это – Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их, Который обличит их и представит пред ними притеснения их».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Варух в апокалипсисе пишет: «И будет после того, как наступит время явления Мессии, и он явится в славе, тогда все, которые умерли в надежде его, воскреснут (tunc omnes qui dorkerunt in spe ejus, resurgent)» (апок. Варух. 30 ) 144 . «Возвратит земля тогда умерших, которых приняла теперь, чтобы хранить их». (апок. Варух. 50 . ср. гл. 51) 145 . Раскрытие идеи всеобщего последнего суда, кроме текста из 3 Ездры ( 3Езд.7:33 ), имеет место в апокалипсисе Варуха (апок. Варух.50 ) и книге Еноха. Последний пишет: «И Он изберет между ними (воскресшими) праведных и святых... И Избранный в те дни сядет на престоле своем и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его» (Енох. 51:3). В апокалипсисе Варуха сказано: «Когда познают друг друга (умершие и воскресшие), тогда учредится (получит силу) суд, и наступит то, что предсказано» 146 . За всеобщим судом начнется жизнь вечная. (Ср. апок. Варух. 51 ). Енох пишет: «будет суд в вечность, который совершится над стражами, и явится вечное великое небо, и все силы небесные седмерицею будут светить во век» … (Енох.91:15–16). Это ожидание со стороны апокалиптиков обновления мира, всеобщего воскресения и суда послужило у них, по-видимому, основанием для разделения времени на два века или периода: этот век и век будущий. В книге 3 Ездры читаем: «обратится век в древнее молчание» ( 3Езд.7:30 ). Но «настоящий век не есть конец» ( 3Езд.7:42 )... «восстанет век усыпленный» ( 3Езд.7:31 ). (Ср. Енох. 91:15–16, 45:45). М. Поснов 1 Gfrorer Das Jahrhundert des Heils, Th I, s. 110–113, Othler, Real-Encyclopadie. Herzog’a t. IX, s 656. Leipzig, 1881. F. Weber, Die Lehren des Talmud Leipzig. 1880. IX – Judische Theologie auf Grund des Talmud und verwandter Schriften. Leipzig 1897, s XIII. 2 Зерно религиозного сознания образует теперь, говорит Ширер словами талмуда, положение, что Бог дал народу израильскому многие заповеди узаконения затем, что дать ему возможность получить право на тем большие награды (Makkoth Ш, 16). Schürer, Geschichte des Judischen Volkes, s 498–499, Leipsig 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Мф.24:8 .  все же это – начало болезней. (Ср. Мк.13:8 (конец)). «Болезней» – δνων, собственно, мук рождения. Во время эволюционного мирового процесса сначала бывают, как и у рождающей женщины, только предвестники дальнейших мук, а потом начинаются сами муки. О «скорбях Мессии» здесь, по-видимому, нет речи. В 3Езд.15–16 подробная речь о подобных же бедствиях (ср. особенно 3Езд.16:39–40 ). Мф.24:9 .  Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Ср. Мк.13:9–11 ; Лк.21:12–14 .) У Матфея подробная речь Марка и Луки излагается кратко. Она была изложена Матфеем раньше в другом месте – при посольстве апостолов на проповедь ( Мф.10:17–21 ), поэтому прежде сказанных слов евангелист теперь не повторяет. Слова данного стиха можно относить к гонению на христиан со стороны Нерона, к отношению иудействующих к апостолу Павлу и проч. Апостол Павел говорит: «хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:13 ). Представляется неверным мнение, что здесь Спаситель говорит не ученикам, а обращается к Церкви. Вернее думать, что речь к ученикам и (через них) к Церкви. Мф.24:10 .  и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; О «соблазнятся» см. комментарии к Мф.5:29 . Весь стих по смыслу одинаков с речью Мф.10:21–22 (см. комментарии). Мф.24:11 .  и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; Речь не тождественна с 5-м стихом: там говорится о лжехристах, здесь – о лжепророках. «Видишь ли троякую войну, именно с обольстителями, врагами и лжебратьями?» (свт. Иоанн Златоуст ). В другом месте Златоуст насчитывает здесь семь браней, и даже гораздо больше: «Видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?» Бенгель замечает, что вначале приходят лжехристы (стих 5); в середине – лжепророки (стих 11), а наконец – те и другие (стих. 24). Gradatio bimembris (постепенность двучленная). О лжепророках и лжеучителях в первоначальной апостольской Церкви особенно ясно в Деян.20:30 ; 2Пет.2:1 ; 1Ин.2:18 , 1Ин.2:22–23, 26, 4:1 ; 2Ин.1:7 ; в послании Иуды; Рим.16:17–18 ; Гал.1:7–9 ; Кол.2:18 ; 1Тим.1:6–7, 20 ; 1Тим.6:3–5, 20, 21 ; 1Тим.6:3–5, 20–21 ; 2Тим.2:18, 3:6–8 ; Откр.16:13, 19:20, 20:10 . О ложных апостолах 2Кор.11:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И был ему голос, говорящий: «Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил ты, воздам каждому». 15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске. И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь. 9 Впрочем, более точный перевод с еврейского – «образ познания», и это тоже существенная деталь. 258 Ср. начало т.н. «Апокалипсиса Ездры» ( 3Езд. 3:1–4 ). Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст. в 3 Езд., где Ездра, обращаясь к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама до Вавилонского плена. 261 О том, что для человека, терпящего на себе гнев Бога, лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть в апокрифах. Ср. Откр. Седраха 4 и прим. 262 Ср. Завещ. Авраама 10–11; Откр. Павла 31; Откр. Богородицы 2. «Суды», «казни», «муки» – различные варианты перевода греческого «criseis». 288 О том, что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура. 290 Упоминание в этом ряду евангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторический характер видений Ездры. 295 Ср. Откр. Седраха 10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ. Авраама 20): «И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти». 296 Гора – Синай, на которой к Моисею сошел Господь ( Исх. 19–20 ), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем евреев стал Ездра ( 1Езд. 8–10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его ( Неем. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010