Скачать epub pdf Глава 15 Иисус Христос на суде Пилатовом (1–21). Распятие Иисуса Христа (20–41) и погребение (42–47). Мк.15:1 . «Немедленно поутру»: медлить было нельзя, потому что это было утро пятницы, в которую вечером по закону надлежало вкушать агнца пасхального и начинать семидневное празднование Пасхи и опресноков. – По расчетам врагов Христовых, надобно было как можно скорее исполнить злой умысел, чтобы не откладывать дела до послепразника из опасения, что в этот промежуток времени может возмутиться народ и освободить Господа из-под стражи (ср. Мк.14:2 ); а если так, то надлежало окончить все в этот же день и притом до вечера, до начала празднования. По планам же божественным, направляющим и злые расчеты человеческие для достижения целей высших – божественных, в этот день должен был пострадать Христос, прообразованный агнцем пасхальным; истинный Агнец, вземлющий грехи мира, должен был поднять их в то же время, когда совершался обряд над прообразовавшим Его агнцем пасхальным. – «Составили совещание»: это было уже второе собрание главного судилища иудейского за эту ночь; на первом около полуночи судили и осудили Господа, на этом совещались, как привести в исполнение свое определение и – по решению – привести то в исполнение. Мк.15:2–21 . См. прим. к Мф.27:11–31 . – «Обвиняли Его во многом»: подробнее об этих обвинениях передает ев. Иоанн в конце 18 и в начале 19 гл. своего Евангелия. – «На всякий же праздник», т. е. не на всякий (каждый) праздник в году, но на всякий Праздник Пасхи, ежегодно. – «Отпущу вам Царя Иудейского»: по сказанию ев. Матфея Пилат сказал – «Иисуса, называемого Христом». Может быть, Пилат при этом объяснении с народом, которое все евангелисты передают без сомнения в сокращенном виде (как это видно из сличения сказаний всех их), выражался о Христе различно, называя Его и так, и так и один евангелист передает одно название, другой другое. Дело вероятное, что хитрый римлянин, не очень расположенный к вождям иудейским духовным, называя Господа Царем Иудейским, хотел посмеяться тем над глупостью и злостью обвинявших Господа, который тут стоял не в царском величии по внешности; может быть рассчитывал, что народ: при этом названии почувствует нелепость возводимого на Господа обвинения в присвоении Им себе царской власти; как бы то ни было, но в этом трудно видеть насмешку Пилата над самим Господом, к которому располагалась душа его (ст. Мк.15:10 ). – «Желая сделать угодное народу»: такова политика римского правителя; из угодничества желаниям массы, и при том подученной, он допускает величайшую несправедливость, сознавая сам, что это несправедливость, что он бьет и предает на распятие невинного ( Мф.27:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Общее причастие за каждой литургией было нормой в Древней Церкви. Оно было тесно связано с общей евхаристической молитвой и жертвой. Находящиеся под запрещением и лишенные права приступать к Св. Чаше не могли участвовать в Литургии. Литургия совершалась по воскресным дням (Учение 12 апостолов, Апология Иустина Мученика , ср.: Деян.20:7 ). В IV веке Евхаристия совершается и в субботу в Александрии и вообще в Египте, в Малой Азии и в Константинополе. В некоторых же общинах Церкви причащение было более частым. Так св. Василий Великий в письме к Кесарии, жене Патриция, пишет: «Причащаемся 4 раза каждую седмицу – в день Господень, в среду в пяток и в субботу; а также и в иные дни, если бывает память святого, но «хорошо преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову». Обычай ежедневного причащения был распространен и в Риме, и в Испании. Небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры и предавшихся делам и заботам мирским», побудило церковь принять решительные меры. Так, 21-е правило Ельвирского собора (305 года), 2-е правило Сардикийского собора (343 года), повторенное 80-м правилом Трульского собора (692 года) извергает из клира и отлучает мирян, «не приходящих к литургии в три воскресные дня в продолжении трех седмиц». А вот Правила Феодора Студита : Правило 6. О том, кто по неведению не причащается. Тот, кто свыше 40 дней без епитимий оставался без причастия, должен указать причину и, если окажется, что делал это по небрежности, должен подвергнуться епитимий в течении 40 дней. Правило 41. Если кто в день Литургии не причащается, то должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов. Правило 62. Монах или мирянин, не находившийся под епитимией и по своей небрежности 40 дней не приступавший ко причастию, должен быть отлучен от Церкви на один год 1 . «Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный; а если в иной день бывает литургия, нет. Между тем, как монахам, а в особенности общежительным, если бы можно было бы, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться Св. Тайн; а ныне редко и редко, где так причащаются 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 41 Сны фараона Быт.41:1 . По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи с Быт. 40:23 , от освобождения виночерпия, или же эта дата может обозначать весь срок пребывания Иосифа в темнице. Река, евр. jeor, – без сомнения, Нил, называемый этим нарицательным именем в значении собственного не только в Пятикнижии, но и в других книгах Ветхого Завета ( Ис. 7:18–19 ; Иер.46:7–8 ; Иез. 29:3 и др.). Еврейское название Нила созвучно египетскому: lapo – река: можно думать, что и в египетском языке нарицательное первоначально jeor позже стало обозначать только Нил, важнейшую для Египта реку (как urbs в лат. яз. – Roma; στυ в греч. – Αθναι). Фараон, возвысивший Иосифа, был, по предположению, Апофис или Апапи из династии Гиксов, или, по другим, Аменемха III, 12-й египетской династии. Быт.41:2–3 . и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; Нил, в своих периодических разливах (с июня по октябрь), является главным источником плодородия Египта, то большего, то меньшего, смотря по обилию воды ( Втор. 11:10 ). Эта специфически египетская черта сновидения фараона восполняется далее столь же характерными для Египта чертами: из Нила выходят коровы (рогатый скот в жарких странах подолгу остается в воде). Животные эти чрезвычайно ценились в древнем Египте, служа и предметами культа. Бык – особенно известный Апис – был символом Нила и Озириса (последнее имя жрецы усвоили и Нилу), а потому и земледелия, плодородия. Корова же в египетской символике – тип земли, также плодородия, олицетворение самого Египта ( Иер. 46:20–21 ). Как бык посвящался Озирису, изобретателю земледелия, так корова – Изиде, богине плодородия и любви. Коровы пасутся в тростнике – нильском растении, по-еврейски achu (ср. Иов. 8:11 ). LXX в одних кодексах: ν τ αχει, в др:. ν τ χη; слав.: «по брегу»; Vulg. – ближе к мысли еврейского текста: in locis palustribus. 7 тучных коров, выходящих из Нила, были символом 7-кратного плодородия египетской почвы по влиянию Нила. По противоположности с этим 7 тощих коров, выходящих тоже из Нила, – 7 периодов-годов голода, в зависимости от Нила же, именно меньшего разлития его и засухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Вечные муки – нескончаемые мучения, ожидающие после Страшного суда сатану , демонов и людей, не  покаявшихся пред Богом и не исправивших жизнь по Его заповедям , данным в Евангелии ( Мф.25:46 ). К ним относятся: вечный огонь ( Мф.25:41 ) – жгущий, но не сжигающий; вечная тьма ( Мф.25:30 ) – абсолютная темнота; неусыпающий червь ( Мк.9:44-48 ) – непрестанно ядущий, но не съедающий; тартар – вечный холод, а также другие муки, соответствующие тяжести согрешений. Кроме того, нескончаемой нравственной мукой для узников ада будет лишение Божественной любви , отвергнутой ими при жизни по их собственному волеизволению. Догматическое учение о вечных муках Согласно Священному Писанию, после всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, сатана, злые духи и нераскаянные при жизни грешники пойдут « в муку вечную, а праведники в жизнь вечную » ( Мф.25:46 ). Грешники не достигнут вечной блаженной жизни, « но гнев Божий пребывает» на них ( Ин.3:36 ), их бросят « в озеро огненное» ( Откр.20:15 ), « в огонь вечный» ( Мф.25:41 , ср.: Лк.16:24 ), « в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» ( Мк.9:47–48 ), где « будет плач и скрежет зубов» ( Мф.22:13 ). Такое состояние называется «второй смертью » ( Откр.20:14 ). Это воздаяние будет более полным, чем то, которое испытывают и будут испытывать грешные души до дня Страшного Суда: во-первых, до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда адовы мучения испытывают только души грешников, тогда как потом грешники будут мучиться и душой, и телом; во-вторых, приговор, вынесенный беззаконникам на Страшном Суде, будет окончательным (следовательно, их мучения будут вечными) (см. муки адовы). Мучения грешников будут различными. Степени их мучений будут соответствовать тяжести совершенных беззаконий, ибо « раб… который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47–48 ; ср.: Мф.10:16, 11, 21–22 ; Лк.12:47–48 ).

http://azbyka.ru/vechnye-muki

Глава 9 1–41. Исцеление слепорожденного. Ин.9:1 .  И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Христос, проходя по дороге из храма, увидел человека, слепого от рождения, который, вероятно, сидел у ворот храма вместе с другими нищими слепыми (ср. Деян.3:2 ). На то, что встреча со слепорожденным имела место после удаления Христа из храма ( Ин.8:59 ), указывает стоящая в начале первого стиха соединительная частица «и» и отсутствие таких выражений как, например, «после сего» или «опять», которые ставятся там, где имеется в виду некоторый промежуток между событиями (ср. Ин.2:12, 5:1, 8:12 ). Ин.9:2 .  Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? На этот раз с Господом были Его ученики, о присутствии которых при беседе Христа с Иудеями ( Ин.8 ) не упоминалось. Ученики обращаются к Господу с вопросом теоретического характера: как объяснить то обстоятельство, что слепорожденный так страдает? Кто является виной его тягостного положения? В Ветхом Завете ученики, очевидно, не могли найти объяснения этому явлению. В самом деле, хотя закон Моисея и говорит, что Бог карает детей за грехи родителей до третьего и четвертого поколения ( Исх.20:5 ), но с другой стороны, пророки предвозвещали, что с наступлением Царства Мессии этот порядок будет отменен и каждый будет наказываться только за свою личную вину ( Иер.31:29 и сл.; Иез.18:2 и сл.). Это же Царство апостолам представлялось как уже наступившее с тех самых пор, как Ангелы возвестили мир всему миру после рождения Христа. А этот слепец, очевидно, по возрасту своему казался им родившимся уже после Христа. Как же Бог мог покарать его за грехи родителей уже после того, как на земле утвердился мир? Но и другое объяснение – личной виновностью слепорожденного – сюда не подходило, так как этот слепец не успел, конечно, совершить ничего преступного до своего рождения. «Что родился слепым». Здесь вместо «что» нужно бы поставить «чтобы» соответственно поставленной здесь частице να. Между тем, по общеиудейскому воззрению, болезнь все-таки должна была иметь своей причиной чью-либо вину, думать так давал повод и Сам Христос (ср. Ин. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Глава 1 1–3. Известие о состоянии Иерусалима и народа иудейского, полученное Неемией от Ханани. 4–11. Скорбь Неемии и его молитвы. Неем.1:1 .  Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. «Слова Неемии, сына Ахалиина». Еврейское debarim слова в надписании произведений исторических, имеет смысл широкий, ср. ( 1Пар. 29:29 ) dibrej David; ( 3Цар. 11:41 ; 2Пар. 9:29 ), означает слова и дела, т.е. историю вообще. Слова Неемии – история Неемии. Имя Неемии было у иудеев употребительным. В послепленное время лица, носящие это имя, упоминаются еще ( 1Ездр. 2:2 ; Неем. 7:7, 3:16 ). Происхождение Неемии точно неизвестно. Сообщение Евсевия и блаж. Иеронима, что Неемия принадлежал к колену Иудину, может считаться весьма вероятным, так как большинство возвратившихся из плена иудеев принадлежало к этому колену. Но нет никаких оснований считать Неемию потомком Давида, потому только, что он занимал в Иудее положение, аналогичное с положением происходившего из рода Давидова Зоровавеля. Ошибочно также наименование Неемии иереем в тексте Вульгаты ( 2Мак. 1:2 ). Отец Неемии Ахалия упоминается еще ( Неем. 10:1 ) (Гахалия). «В месяце Кислеве». По еврейскому счислению кислев – девятый месяц, соответствующий нашему ноябрю-декабрю. Название месяца заимствовано у вавилонян и вошло в употребление после возвращения из плена (ср. Schrader, Keilinschr. und А. Т. 2 Auf I. S, 379). «В двадцатом году». Из ( Неем. 2:1 ) той же книги видно, что в данном месте разумеется 20-й год царствования Артаксеркса и именно Артаксеркса Лонгимана (462–427), т.е. 445 г. до Р. X. «Я находился в Сузах, престольном городе». Сузы (евр. Schuschan и в клиноп. текстах Susaan) – город, служивший осенней резиденцией персидских царей ( Есф. 1:2 ; Дан. 8:2 ). Здесь Неемия находился, конечно, на должности царского виночерпия. Неем.1:2 .  И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 48 Иаков усыновляет сыновей Иосифа, Ефрема и Манассию Быт.48:1–2 . После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема [и пошел к Иакову]. Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели. История Иакова теперь, собственно, окончилась и он выступает в гл. 48 и 49 только как завещатель, передающий своему потомству все теократические блага, и пророком о судьбе его. Рассказ о благословении Иаковом сынов своих, значительно напоминает подобный же рассказ Быт. 27:1–41 о благословении Исааком Иакова и Исава, также заключая указания на взаимодействие двух факторов – естественной склонности и любви отца к детям и божественного внушения – и препобеждение последним фактором первого. Когда позванный к одру Иакова Иосиф прибыл к нему с сыновьями, Ефремом и Манассией (каждому из них было в это время по 20 с лишком лет, ср. Быт. 41:50 ), то умирающий Иаков, «желая почтить в Иосифе царское достоинство» (Раши), или, быть может, ободренный радостью свидания с любимым сыном, встает и садится, как бы для выражения важности момента. Быт.48:3–4 . И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. Намереваясь уравнять двух сыновей Иосифа с собственными сыновьями, сделать их полноправными патриархами, Иаков, прежде всего, указывает основание или источник тех прав и благ, какие он думает передать своим потомкам, – в тех великих обетованиях, какие получил он в Вефиле – Лузе от «Бога всемогущего» (по-еврейски – Ел-Шаддай, Быт. 35:11–12 ; ср. Быт. 28:13–15 ); особенно оттеняет он обетование о размножении его потомства, так как имеет в виду совершить усыновление внуков. Быт.48:5–6 . И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Краткое изложение событий после Неемии до воцарения Антиоха Епифана ( 1Мак.1:1–10 ). Отступничество некоторых сынов Израиля в угоду эллинистическим обычаям ( 1Мак.1:11–15 ). Удачная война Антиоха Епифана с Египтом ( 1Мак.1:16–19 ). Разграбление Иерусалима и храма Антиохом, и скорбь иудеев по этому случаю ( 1Мак.1:20–28 ). Новое разрушение Иерусалима и обращение его в языческую крепость ( 1Мак.1:29–40 ). Указ Антиоха по всему царству об исповедании одной (эллинской) веры и следовании одним (эллинским) обычаям ( 1Мак.1:41–51 ). Грозные меры к исполнению указа, гонения и мучения израильтян ( 1Мак.1:52–61 ). Твердость и непоколебимость многих из них ( 1Мак.1:62–64 ). 1Мак.1:1 . После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя Персидского и Индийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, – Первые девять стихов книги представляют собою как бы «введение» к истории Антиоха Епифана и вместе – попытку связать события времен предыдущей библейской книги (Неемии) с последующими, за все время перерыва в библейском повествовании, от 440–175 г. – Как такая попытка, означенный отдел не совсем удовлетворителен для читателя: во-первых, он очень краток и слишком конспективен; во-вторых, он страдает и исторической неточностью, упоминая о каком-то дележе Александром своего государства между друзьями, чего на самом деле он не производил. Повествование начинается словами – κα γνετο – «и было» – обычная начальная формула в еврейских исторических повествованиях. – «Александр, сын Филиппа, Македонянин…» Александр Великий Македонский, род. 356 г., ум. 323 до Р. Х., основатель Македонской монархии, о могуществе которого пророчествовал Даниил ( Дан.8:21,11:3 ), предсказав и распадение его царства на четыре «не с его силою» и «не к его потомкам» «из земли Киттим…» – ср. Иер.2:10 и Иез.27:6 – «острова Киттим» – обозначение местности из группы островов и прибрежной полосы земли в западной части Средиземного, и собственно – Эгейского, моря (нынешнего Архипелага); в составе этой местности мыслится и Македония, иначе – Κιτιεις ( 1Мак.8:5 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010