20. Ин. 3:20 . ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, Ин. 7:7 ; Еф. 6:12 д.; Иов. 24:16 . 21. Ин. 3:21 . а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Мф. 5:16 ; Еф. 5:8 д.; Еф. 6:10 д. Поясняя это учение о суде, – как он происходит, Спаситель продолжает: суд же состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Чувственный свет есть образ света духовного, духовного просвещения, или озарения, благодати ( Прем. 7:29–30 ; Ис. 45:7, 59:9 ); тьма – образ мрака духовного, богоневедения, ослепления и нечестия ( Ин. 12:35 ; 1Ин. 1:6, 8 ; Еф. 5:8, 11 ; Рим. 13:12–13 и др.). Словом свет ев. Иоанн, у которого преимущественно это слово употребляется в приложении ко Христу и Его учению, иногда называет Самого Иисуса Христа, как источника света духовного, как Учителя и просветителя мира и всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:4, 8:12, 9:5, 12:35 и др.), иногда – учение Иисуса Христа, просвещающее людей, рассеивающее заблуждения, сообщающее человеку высшее истинное ведение о Боге и человеке, о добродетели и пороке. Этот свет пришёл в мир просветить всех и тем даровать спасение. Но люди, продолжает Спаситель, более возлюбили тьму, нежели свет, не хотели просветиться светом истины, а оставались во тьме заблуждений, по склонности своего сердца – возлюбили (ср. Ин. 5:35 ; Лк. 16:8 ; Деян. 26:18, 23 ; 2Кор. 4:4 ). Так это было постоянно ( Ин. 1:5 ), так это было и во время самого пришествия Спасителя ( Ин. 1:9–11 ). Странное, по-видимому, явление! Спаситель показывает его истинную причину в делах людей: потому что дела их были злы. Ибо всякий, поясняет Спаситель, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Дела суть внешнее выражение внутренних расположений, мыслей и чувств; следовательно, злые дела есть свидетельство о злой настроенности души, проявление злых помышлений и чувств, испорченности ума, сердца и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Гал.4:11 .  Боюсь за вас, не напрасно ли я трудил­ся у вас. Апостол боится, чтобы все такие труды его (на тяжесть трудов указывает глагол κοπιν), совершенные им в деле обращения Галатов на истинный путь, не оказались тщетными. В самом деле, если Галаты утвердятся в той мысли, что достигнуть праведности пред Богом они могут только исполняя предписания Моисеева закона, то они утратят то достояние христианской свободы, какое они с таким трудом приобрели. Гал.4:12–20 . Апостол теперь обращается к Галатам не с доказательствами, а с горячим увещанием. Пусть они припомнят, как они приняли Павла в тот раз, как он пришел к ним, какое сами они чувствовали блаженство тогда. Как могут они теперь смотреть на него как на своего врага? Враги их – иудействующие, которые хотят себе только славы, нисколько не думая о том вреде, какой причиняют Галатам. Гал.4:12 .  Прошу вас, братия, будьте, как я, по­тому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: Апостол просит Галатов, чтобы они были подобны ему в отношении к закону Моисееву, как и он уподобился им, когда благовестил им Евангелие. Тогда он вполне отрекся от своих прежних иудейских привычек, чтобы, согласно своему правилу ( 1Кор.9:19–22 ), ничем не оскорблять тех, среди которых ему приходилось действовать (к выражению «как и я» нужно прибавить: был – εγενμην). Галаты теперь, в благодарность Апостолу за его к ним снисхождение, должны сами отрешиться от исполнения предписаний Моисеева закона, к которым они уже стали привыкать. Апостол надеется на то, что Галаты послушаются его и не станут его обижать, потому что ранее они его ничем не обидели. Гал.4:13 .  знаете, что, хотя я в немощи плоти бла­го­ве­с­т­вовал вам в первый раз­, Гал.4:14 .  но вы не пре­зрели искуше­ния моего во плоти моей и не воз­гнушались им, а при­няли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Мало того, что Галаты его ничем не обидели, – они приняли его с чрезвычайным радушием. Это было, когда Апостол в первый раз посетил Галатию ( Деян.16:6 ). Он собственно не намеревался здесь долго оставаться, но заболел ( δι ασθνειαν τ. σαρκς) и принужден был на некоторое время остаться в Галатии, где и стал проповедовать Евангелие (о втором посещении Галатии Павлом говорится в Деян.18:23 . Галаты не презрели, не погнушались тем «искушением», какое представляла для них болезнь Апостола (вместо: « искушения моего» нужно, следуя более достоверным текстам, читать: «искушения вашего»), а приняли Павла как небесного посланника-ангела, даже как самого Христа. – О болезни Апостола ср. 2Кор.12:7–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«С какими благами, – замечает святой Иоанн Златоуст , – может сравняться это наименование – благословенные, и притом благословенные от Отца? Сколько чести, сколько блаженства в этих словах? Он не сказал: приимите, но наследуйте, как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее. Прежде, чем вы стали существовать, говорит Он, это уже было для вас уготовано и устроено, так как Я знал, что вы будете таковыми... Α осужденным говорит: идите от Меня, проклятые, – не от Отца, так как не Он проклял их, но собственные их дела, – в огонь вечный, уготованный не вам, а диаволу и ангелам его... Я царство готовил вам, говорит Он, огонь же – не вам, но диаволу и ангелам его, но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините сами себя». 877 а) Блаженство праведных Праведные наследуют жизнь столь блаженную, что мы не в состоянии и понять, представить и изобразить этого блаженства (Катихиз. 12 чл.). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ; ср. 2Кор.12:2–4 ). Праведники, как учит Священное Писание, удостоятся самого близкого и непосредственного общения с Богом ( Ин.14:3 ; 1Фес.4:17 ; Откр.21:3 ), будут зреть Бога лицом к лицу ( Мф.5:8 ; 1Кор.13:12 ) и, как Он есть ( 1Ин.3:2 ), познают Его ( 1Кор.13:12 ). «Думаю, – говорит святой Григорий Богослов , – что оно (Небесное Царство) не что иное есть, как достижение чистейшего и совершеннейшего. Α совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога. Сие-то ведение частию да храним, частию да приобретаем, пока живем на земле, а частию да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святыя Троицы, что Она, какова и колика (если позволено будет выразиться так), в Самом Христе Господе нашем». 878 «Не иным чем, истинным разумением братия, – учит святой Василий Великий , – почитайте Небесное Царство, как Сущего, которое в Божественных Писаниях называется и блаженством... Царство Небесное есть созерцание. Теперь, как в зеркале, видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело нетленное и бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа». 879

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Нельзя также понимать здесь и пришествие Господа в Святом Духе-Утешителе, потому что о ниспослании Его Господь еще не сообщил апостолам. Как же могло утешить их то, чего они еще и уразуметь не могли? Правдоподобнее то мнение, что Господь говорит здесь о Своем воскресении, после которого Он снова придет к ученикам: о Своем воскресении Господь говорил ученикам и прежде ( Мф.17:9 ; Мк.9:9 и др.). Но при таком понимании остается непонятным следующее выражение: «и возьму вас к Себе...» После воскресения ученики не были тотчас взяты ко Христу. Поэтому правильнее полагать, что Господь здесь говорит не о Своем пришествии к ученикам только по воскресении Своем, а вообще о том, что Он будет являться ученикам в момент их кончины и брать их души в вечный покой. Поэтому-то и святой Стефан, умирая, говорил: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7:59 ; ср. 2Кор.5:8 ; 1Фес.4:17 ). Ин.14:4 .  А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. По некоторым кодексам, этот стих читается так: «И куда Я иду – путь в то место вы знаете» (Луази). Господь этими словами напоминает ученикам Свои прежние речи о пути к небесной славе ( Ин.12:23, 30–33 и др.), который проходит именно стезей страданий. Ин.14:5 .  Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Апостол Фома, представляющий собою тип человека рассудительного и медлительного в вере, желающего иметь во всем точные сведения, и в настоящем случае хочет знать обстоятельно, во-первых, то, куда ведет Христос, и, во-вторых, тот путь, каким пойдет Христос. Говоря «не знаем», Фома, очевидно, выражает здесь и желание апостолов вообще, а не только свое. Апостолы, по-видимому, всё еще не отрешились от мысли о том, что Господь говорит о каком-то путешествии в другую страну. Ин.14:6 .  Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин.14:7 .  Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос – Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения «истина» и «жизнь» эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина – вне Его все ложно. Он есть сама жизнь – вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос – есть путь, ведущий к этой высокой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У апостола Павла мы находим подтверждение обычному и преимущественному употреблению звания Кириос в богослужении и проповеди: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься... Ибо всякий, кто призовет Имя Господне, спасется» ( Рим.10:9, 13 ). Здесь буквальное повторение последних слов апостола Петра ( Деян.2:21, 36 ). Другой отрывок первого послания к Коринфянам напоминает о том, что это исповедание вдохновляется Духом Святым: «Потому сказываю... никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Наконец, в Послании к Филиппийцам главный текст, говорящий о Христовом кенозисе (умалении), завершается прославлением Господства Иисуса: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:9–11 ). В своих посланиях апостол Павел ввёл составное наименование, которое стало обычным (даже стереотипным) в церковном употреблении – Господь наш Иисус Христос. Мы видим это, например, в троичном благословении, которым завершается второе послание к Коринфинам ( 2Кор.13:13 ). Недостаточно отмечалось, что призывание Имени Господня было пережито в христианской общине как самая сущность новой жизни во Христе. Прежде, чем имя «христианин» было введено и стало привычным в Церкви (слово это появилось в Антиохии ( Деян.11:26 ), оно никогда не употреблялось апостолом Павлом, и только один раз встречается у апостола Петра ( 1Пет.4:16 ). Верные обычно говорили о себе как о «тех, кто призывает Имя Господне» (ср. Деян.9:14 ). В обращении Первого Послания к Коринфянам апостол Павел приветствует « Церковь Божью, находящуюся в Коринфе; верующих, освященных во Христе Иисусе; призванных святых; и всех, призывающих Имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте у них и у нас» ( 1Кор.1:2 ). Наконец, апостол Павел увещевает Тимофея: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» ( 2Тим.2:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Эти благодеяния Божии, совершенные Им через Его ангелов, обязывают нас почитать их как служащих, милостиво и кротко, нашему спасению (см.: Пс.90:11; 102:212 ; 2Пет.2:11 ; Иуд.1:9 ). Православный : Из чего видно, что святые ходатайствуют о нас в своих молитвах? Священник : Я уже показал это на многих примерах из Священного Писания. Но чтобы еще крепче утвердить тебя в истине, приведу еще раз слова апостола Павла филиппийцам: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ( Флп.1:3–4 ; ср.: 2Кор.13:9 ; Еф.1:16–18 ; 1Фес.1:2–3 ; 2Фес.1:11; 3:14–21 ; 2Тим.1:3 ). Православный : Но почему Бог принимает молитвы и ходатайства святых и ангелов о нашем спасении, если между Богом и людьми один посредник Господь и Спаситель Иисус Христос? (См.: 1Тим.2:5 .) Священник : Бог принимает прошения и ходатайства, возносимые к Нему молитвами святых и ангелов, ибо желает прославить их, как и они прославляют Его на небе и на земле. Это подтверждает Священное Писание, возглашая от лица Божия: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар.2:30 ). И поскольку святые страдали вместе с Христом в жизни сей, то они вместе с Ним и прославятся, когда Бог, как написано, явит богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе ( Рим.9:23 ). Посему, прославив Бога в своих телах, душах (см.: 1Кор.6:20 ; Флп.1:20 ) и добрых делах (см.: Мф.5:16 ), претерпев мучения во славу Божию (см.: Ин.21:19 ), прославляются и они Богом, от Которого принимают не только славу, но и дар великих чудотворений больших, чем совершены на земле Им Самим, по слову Его: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Мы не поклоняемся святым Божиим как неким богам и подателям благ по естеству, но почитаем их как друзей и служителей Божиих, стяжавших у Него великое доверие. Ибо всё, чего ни попросят, получают, как соблюдшие Его заповеди (см.: 1Ин.3:21–22 ). Вот что говорит об этом святая Церковь устами ее предстоятелей:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, и Ему воссылаются три гимна. Четыре животных и 24 старца поклоняются Агнцу и поют Ему «новую песнь»: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (5:9–10). Второй гимн поет неисчислимое множество ангельских существ: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение», третий гимн обращен к Богу и Агнцу вместе, и теперь охватывает все творение (5:12–13). Основной темой раздела Откр. 4 – 5 можно назвать прославление Христа, последовавшее за Его жертвенной смертью и Воскресением 341 . Основной новозаветной параллелью Откр. 5 является христологический гимн из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2:8–11 ; а также Евр. 2:9 ), а ближайшим ветхозаветным прототипом – 7-я глава Книги пророка Даниила, наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан. 7:13–15 ). Подобно указанным библейским текстам, в Откр. 5 изображается принятие Христом универсального владычества. Толкование В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги, как Писания Ветхого Завета. Начиная со сщмч. Ипполита Римского , многие толкователи понимают открытие книги Откр. 5:1 , как символ открытия смысла ветхозаветных Писаний, которые получают свое исполнение в Самом Христе (ср. 2Кор. 3:12–16 : «...покрывало доныне остается неснятым, при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом»; Лк. 24:32 ). Приведем толкование Андрея Кесарийского : «Ни Ангелы, ни люди... не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания, ранее о Нем пророчествовавших» 342 . Как подытоживает П. Прижан 343 , «истинное содержание Ветхого Завета становится доступным людям лишь тогда, когда Мессия, исполнив все пророчества, делает возможным их истинное прочтение...» 344

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Ибо печаль ради Бога производит покаяние ко спасению ( 2Кор.7:10 ). Когда пребываем в печали о своем спасении, то будем знать, что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения ( 1Фес.5:9 ). И блажени нищие духом; блажени плачущии ( Лк.6:20,21 ). Сеющие здесь слезами, там радостью пожнут ( Пс.125:6 ). Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни (Ср. Пс.93:12 ). Блаженна жизнь бесстрастная, жизнь, чуждая греха, который производит скорбь и муку; приятно для души, когда отнимется от нее завеса, скрывающая вечное блаженство. Но и бесстрастие не безопасно; оно неискусного приводит в высокоумие и надежду спасения заставляет полагать не в Боге, но в своей добродетели. Тогда как вечная жизнь есть дар Божий, который достигается верою в Сына Божия; она уготована боящимся Его и надеющимся на милость Его. Хорошо, кто, делая добро, смиренно помышляет о себе; добрые дела укрепляют в нем надежду на воздаяние Божие. Но и борьба со страстями и похотями, сокрушая сердце, смиряет дух и водворяет надежду на милость Господню. И блаженны все, уповающие на Него ( Пс.2:12 ), – говорит Писание. Ты говоришь: я добрых дел не делаю, а постоянно только грешу, как же я спасусь? Но послушай, что говорит нам Писание: благодатию вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8, 9 ). Все согрешили, – всех затвори Бог в противление, да всех помилует ( Рим.11:32 ). Оправдывается же человек верою, независимо от дел закона ( Рим.3:28 ). И не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим.4:5 ). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет ( Пс.33:19 ). Было бы сокрушение и смирение, Бог спасет, ибо Господне есть спасение ( Пс.3:9 ). Когда лукавый дух внушает мысль, что – нет тебе спасения, ты обращай ум к Богу и говори: у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ); Ты хощешь всем человекам спастись ( 1Тим.2:4 ); не погибну, не умру и я, но жив буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В Евангелии и в Посланиях «мир» отвергается лишь постольку, поскольку он сам отпал от Бога, и вот, – противостоит Ему, как самостоятельный, чуждый Ему и далекий; это есть мир, утверждающий себя «без» Бога и «против» Бога, в качестве самостоятельной ценности и реальности; – мир, искушающий и прельщающий человека, пробуждающий «своими сквернами» его похоть (ср. Мк. 4, 9 .; 2Петра 2,20 .; Тим. 4,10 и др.) и ведущий его к диаволу. Именно поэтому и постольку «мир» «лежит во зле» (3 Иоан, 5,19.) и подчинен «князю мира сего» ( Иоан. 12,31; 14,30; 16,11 ); именно постольку «дружба с миром есть вражда против Бога» и «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ). Христианин не может и не должен любить такой мир: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» ( 3Иоан. 2. 15,17 ). Такой «мир» не может познать Бога ( Иоан. 1,10; 17,25 ); он ненавидит Христа и его учеников ( Иоан. 7,7; 8,23; 15,18; 17,14 ); он приемлет и признает «своих» ( Иоан. 15:19 ). Но Христос «победил» этот мир ( Иоан. 16:33 ); «и всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 3Иоан. 5,4 ). То, что в «этом мире» считается «немудрым, немощным, «незнатным», «уничиженным» – может оказаться пред лицом Божиим достойным и «избранным» (3 Кор. 1, 27,29). В «этом мире» – свои, дурные радости и своя, неспасительная печаль ( 2Кор. 7:10 ). «Образ» его преходящ ( 1Кор. 7:31 ); и «сообразоваться с ним» верующие не должны ( Римл. 12:2 ), ибо в нем живут «соблазны» ( Мф. 18:7 ), которым и предаются «люди мира сего» ( Лк. 12:30 ): они и будут судимы и осуждены вместе с ним ( 1Кор. 11:32 ). Но напрасно было бы толковать это мироотвержение как хулу на созданную Богом вселенную или как коренное опорочение человеческого естества и его грядущей судьбы. Вселенная создана Богом – и небо, и земля, и море и «все, что в них»; и Бог есть «Господь неба и земли» ( Мф. 11,25 ; Лк. 10,21 ). «Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое. И Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1, 16-17 ; срв. Еф. 3,15 ; срв. Деян. 4,24; 14,15; 17,24 ). Так, что «сила Его и Божество» «от создания мира» «видимы» «через рассматривание творений» ( Римл. 1:20 ). Поэтому объективный состав Бого-созданного мира отнюдь не подлежит хуле и отвержению.

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010