V.3.6. «Синодальность и первенство в первом тысячелетии. Путь на пути к общему пониманию в служении единству Церкви» 811 Кьети, 21 Сентября 2016 г. «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин.1:3–4 ). 1 . Церковное общение происходит непосредственно от Воплощения вечного Слова Божия, по благосклонности (eudokia) Отца, через Святого Духа. Христос, придя на землю, основал Церковь как Свое Тело (ср. 1Кор.12:12–27 ). Единство, которое существует среди Лиц Троицы отражается в общении (koinonia) членов Церкви друг с другом. Так, св. Максим Исповедник утверждал, что Церковь есть своего рода ‘eikon’ [образ, икона] Святой Троицы 812 . На Тайной Вечери Иисус Христос молился Своему Отцу: «Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» ( Ин.17:11 ). Это Тринитарное единство проявляется в Святой Евхаристии, когда Церковь молится Богу Отцу через Иисуса Христа в Святом Духе. 2 . С самых ранних времен единая Церковь существовала как множество местных церквей. Общение (koinonia) Святого Духа (ср. 2Кор.13:13 ) переживалось как внутри каждой местной церкви, так и в отношениях между ними как единство в многообразии. Под руководством Духа (ср. Ин.16:13 ) Церковь разработала образцы порядка и различных практик в соответствии со своей природой, как «народ, возводимый к единству от единства Отца, Сына и Святого Духа» 813 . 3 . Синодальность является фундаментальным свойством Церкви в целом. Как говорил св. Иоанн Златоуст : «“ Церковь ” означает как собрание [systema], так и синод [synodos]» 814 . Термин происходит от слова «совет» (synodos по-гречески, concilium по-латински), что первоначально означает собрание епископов, под руководством Святого Духа для общего обсуждения и деятельности в заботе о Церкви. В широком смысле, он относится к активному участию всех верующих в жизни и миссии Церкви. 4 . Термин «первенство» означает быть первым (primus, protos). В Церкви первенство относится к ее Главе – Иисусу Христу, Который есть «начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство [protevon]» ( Кол.1:18 ). Христианская Традиция разъясняет, что в синодальной жизни Церкви на различных уровнях, епископ признается как «первый». Иисус Христос связывает это бытие «первого» со служением (diakonia): «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

А так как и худые по своему внешнему поведению пастыри Церкви православной носят благодать священства «в глиняных сосудах», чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу», а не им ( 2Кор. 4:7; 3; 5 ; 1Кор. 2:5 ), и так как «сила Божия совершается в немощи» ( 2Кор. 12:9 ), то в делах веры следует повиноваться и им. Иисус Христос велел повиноваться даже книжникам и фарисеям, когда они возвещали требования закона Моисеева, хотя сами не исполняли их ( Мф. 23:2–3 ); а ап. Павел с уважением отнесся и к первосвященнику Анании, приказавшему бить его, когда узнал, что он первосвященник ( Деян. 23:2–5 ). Иуда был не только предатель, но и вор ( Ин. 12:6 ); Сам Спаситель назвал его «сыном погибели» ( Ин. 17:12 ) в даже диаволом (–6:70), однако и он сопричислен был к апостолам «и получил жребий служения сего» ( Деян. 1:17,25 ) и право учить, врачевать болезни и совершать чудеса ( Мф. 10:1, 6–8 ); вместе с другими апостолами и ему Христос сказал: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома, или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (–ст. 14–15; св. Ин. 13:20 ). Первосвящениик Каиафа не верил в Спасителя и даже предал Его на смерть, однако не лишен был «дара Божия», в силу которого предсказал, что Христос умрет за людей ( Ин. 11:50–51 ). Вообще в Св. Писании не сказано, что чистота и святость Церкви зависят от достоинства пастырей; что благодать сообщается верующим только достойными пастырями и что мирянам не следует повиноваться недостойным пастырям, а нужно отделиться от Церкви и самим взять на себя их обязанности. 545 В противовес этому сектанты ссылаются на следующие слова ап. Павла: «я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор. 5:11 ). – Но этими словами ап. Павел требует, чтобы верующие избегали общения не со священниками худыми, а вообще с худыми людьми, и не в делах веры, а в обыкновенных житейских делах («даже не есть вместе»), чтобы не соблазниться их дурным примером (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Человеческий род никогда бы не узнал определенно, с ясностью, что есть правда, что есть единая правда Божия, если бы она не являлась в лице Богочеловека Христа. Как только мы посмотрим на Него, мы видим всеобъемлющую правду и научаемся от Него, что есть правда. Что же есть правда? – Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть «служение правды» ( 2Кор. 3:9 ). Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда. Неправедный обязательно и грешен, и наоборот, грешный обязательно неправеден. Только жизнь, согласная с Евангелием Христовым, превращает неправедного в праведного; только со Христом и во Христе совершается и есть правда Божия (ср. 2Кор. 5и 1Ин. 2:29 ), и «кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» ( 1Ин. 3:7 ). 1Ин. 5:18 .  Вемы, яко всяк рожденный от Бога, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему. ( Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.) Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством священных таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха, не согрешают. И «лукавый не прикасается» к ним, потому что лукавый «прикасается» к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех – это сила, которая «сияет» в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая. Посредством каждого греха дьявол отрывает нечто от себя, от своего духа и переносит это в человека. Поэтому христианин должен всегда бодрствовать против греха. Он должен беречься от греха, и, блюдясь от него, он соблюдается от враждебного лагеря, от лагеря зла, от всех его черных и нечистых полчищ. Каким образом он бережется? – Евангельскими добродетелями, живя в них постоянно. Потому что только так христианин соблюдается от погибели, от страшной и непрерывной брани вражьей, от страшной битвы, которая ведется «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ). Все эти лукавые воины зла бегут от святых Божественных добродетелей, и лукавый не прикоснется, не тронет воина Христова. Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя, потому что и первое (т.е. рождение) есть от Бога, и второе проистекает от Него. Рождение от Бога есть дар Божий, и Бог пребывает в том, кто блюдет себя от греха, живя в священных таинствах и святых добродетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» ( 2Кор.10:3–5 ). Если станешь таким, то сможешь по достоинству приложить к себе утверждение Павла: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» ( Рим.8:9 ), и, таким образом, если соделаешься таковым, то ты уже рожден не по плоти, но по духу через обетование, и станешь также наследником этих обетований, одним из тех, которые суть «наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим.8:17 ). Ты станешь не сонаследником того, кто «рожден по плоти», но сонаследником Христу, ибо «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор.5:16 ). 4 . Итак, «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной» ( Гал.4:22 ). Тем не менее, каждый из них – сын Авраама, хотя не каждый – сын свободной женщины. По этой причине рожденный от рабы, конечно, не становится сонаследником сына от свободной женщины. И все же он получает дары, его не отсылают ни с чем. Он тоже получает благословение, но сын свободной женщины «получает обетование». Он тоже становится «великим народом» (ср. Быт.12:2 ), но народом усыновленным. Таким образом, в духовном смысле всех, кто приходит к признанию Бога через веру, можно назвать сынами Авраама; но из них одни прилепляются к Богу посредством любви, другие – страха, боясь грядущего суда. Поэтому апостол Иоанн говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» ( 1Ин.4:18 ). Поэтому совершенный в любви рожден от Авраама и свободной женщины. Однако тот, кто исполняет заповеди не по совершенной любви, но из страха будущих мук и из боязни наказания, также является сыном Авраама; он тоже получает дары, то есть награду за свои труды, ибо даже тот, «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика… не потеряет награды своей» ( Мф.10:42 ), но все же он ниже того, кто совершенен не из рабского страха, но в свободе любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Удивительный термин использует в своем богословии преподобный поэт Иустин Попович: охристовление. В Евангелии мы как раз видим постепенное охристовление учеников: их пре ображ ение в образ Христа. На Фаворе оно достигает кульминации. Но плодов этого благодатного осенения они еще не могут удержать, потому что « Иисус еще не был прославлен » (Ин. 7:39) славой Креста и Голгофы. Впереди еще предательство, отречение Петра и бегство всех остальных… И лишь после того, как огонь Пятидесятницы сойдет на апостолов, они смогут нести в себе Свет – не только как отраженное сияние Христово, но как постоянно живущее внутри них. Даже потом внутренний источник не убережет их от грехов и ошибок абсолютно: это мы видим на примере взаимоотношений апостолов Петра и Павла (см.: Гал. 2:11–14)… Здесь подтверждается святоотеческая истина: не доверяй себе до гроба, покаянию на земле нет конца, само совершенство здесь еще не совершенно. И, скорее всего, тем редким избранникам, кто «был восхищен до третьего неба» , будет потом дан в той или иной форме « ангел сатаны» — болезнь, гонения, внешние и внутренние скорби, чтобы они не превознеслись чрезвычайностью откровений (2Кор. 12:4–7). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30–31). Боговидцы Моисей и Илия – величайшие пророки Ветхого Завета, которые общались с Богом «лицом к лицу», «как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Они еще в своей земной жизни предвосхитили, как бы прообразовали жизнь Христа: Фавор, пустой Гроб, Пятидесятницу. Мы читаем о том, как сияло лицо Моисея после беседы с Богом на Синае (Исх. 34:30–35), а Илия в колеснице огня вознесся «яко на небо», избежав смерти… Перед смертью Моисей, о котором сказано, что не было в Израиле пророка такого, как он (Втор. 34:10), обещает, что придет Другой, подобный Ему (Втор. 18:15), дающий новые заповеди и пишущий их не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях человеческих сердец (ср. 2Кор. 3:3).

http://pravoslavie.ru/81446.html

Господь не только призывает все человечество ко спасению, но еще облегчает каждому возможность придти к Нему, предупреждая однако, что надо искать не простора своим желаниям, а идти прямым, „но тесным путем“ 1575 . В Ис. 40указано косвенно на обширную степь желаний человеческих, в которой непослушный Богу пробивает свою стезю. Не так покорный раб Господень; он идет тесным и трудным путем, но это путь прямой к Господу и „называется святым“ ( Ис. 35:8 ). Это путь обуздания своей воли чрез подчинение ее воли Господней. Стих 12-й видит в будущем призвание людей от всех стран света к Сиону и свету и спасению (ср. Ис. 2:2–3 ); ибо, как сказал Сам Господь: „многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом в царстве небесном“. ( Мф. 8:11 ). Под именем „Синим“ ныне лучшие комментаторы 1576 разумеют страну Син, или Хин, или Цин, т. е. Китай. Китай несомненно был известен древним, чрез Финикийских торговцев, плававших в Индию, которая имела издавна сношения с Китаем, чему служат доказательством, между прочим, найденные в гробницах Египта фарфоровые сосуды, несомненно китайского происхождения 1577 . 13 . Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Стих 13-й, в связи с предыдущими стихами, указывает цель пришествия Еммануила, к Которому текут народы со всех стран света. Радость пришел Он принести на землю ( Лк. 2:13–14 ), радость просветления души человеческой, имеющей отрешиться от плоти и мира и узреть правду, любовь и свободу, дарованную Господом избавленному от уз греха человеку. (Ср. Ис. 2:3 ; Пс. 44 ; 2Кор. 3и мн. др.). 14 . А Сион говорил: “ оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! “ Так говорили Иудеи, на которых обрушились несчастия, считая себя единственным на земле Сионом. Но не таково было значение Сиона пред Господом: именем этим должен был назваться тот центр духовной жизни человечества, из которого распространялись бы лучи света истины на всю землю. В ветхозаветный период Сионом и называлась гора Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им (ср. 3 Цар. гл. VIII и IX). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу, которые с верою и надеждою внимали пророкам, говорившим об Еммануиле. Грехи народа и повторенные осквернения храма (напр. Иез. 8 , 9 Иез. 10, 11:23 ), повидимому уничтожили Сион на земле; так говорили Иудеи, сосредоточивая в себе человечество; но в следующих словах пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, „которые призовут имя Господне“ ( Иоил. 2:28–32 ; Деян. 2:21 ); ибо как говорит Апостол всем Христианам: „Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах“... ( Евр. 12:22–24 ). Таково значение новое Сиона, призывающего к себе всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Григорий возмутился моим словам. Он нашел, что я «ложно перетолковал» случай с блудницей. Ведь Христос простил женщину раз. А если бы она «попалась» после в том же грехе: разве Христос простил бы ее? Нет, кто стал христианином, и после грешит произвольно, – тот погиб, того уже не возможно «опять обновить покаянием» ( Евр. 6, 4–6 ). – Удивляюсь твоей смелости, Григорий! Христу ты навязываешь свои мысли с такой же решительностью, с какой не стыдишься вбивать их в головы своих темных последователей. Но помни: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорил Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55, 8–9 ). Кажется, ты не читал этих слов у Прор. Исаии. Иначе не измеряли бы долготерпения Божия своей ничтожной мерой. Разве милосердию Божию к кающимся грешникам можно полагать предел? Нет: оно беспредельно и выше всякого разумения ( Еф.3:18–19 ; Пс. 35, 6 ; Пс. 102, 11 ; Пс. 107, 4 и др.). Бог никому не желает смерти. Он хочет, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез. 33, 11 ). «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез. 18, 23 ). Это свойство Божие, очевидно, лучше баптистов, – всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины ( 2Тим. 3, 7 ), – понимала одна ветхозаветная «умная женщина», когда говорила царю Давиду: Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар. 14, 2, 14 ). И св. Прор. Давид, конечно уж, вполне разделял верование этой женщины: на нём самом неоднократно оправдалась истина слов Соломоновых: «Семь раз упадет праведник – и встанет», помилованный Богом ( Притч. 24:16 ; ср.: 2Цар.12:13 ; Пс. 51:3 ; 2Цар.24:10 ; Чис.21:7 ; Суд.10:15–16 ; Ион.3:5–6 ; Мф.26:75 и мн. др.). Но ты возражаешь: «всё то было в Ветхом Завете»... А я спрошу тебя: разве в Новом Завете Бог изменился? (ср.: Откр. 21, 5 ; 2Кор. 1, 3 ; Исх. 3, 15 ; Пс. 101, 28 и пр.). Разве Он стал строже, немилосерднее к нам? Не Он ли, напротив, обещался быть «милостивым к неправдам людей» новозаветных ( Иер. 31, 29–37 )? Не Господь ли, когда пришла полнота времен ( Гал. 4, 4 ), отдал плоть свою правде Божией в умилостивление за нас недостойных ( Рим. 3, 23, 24 ; 1Петр. 1, 18–21 и др.)? Не Христос ли, наконец, повелел людям прощать грехи друг другу до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:22 ), т. е. беспредельно? А ты близоруко видя, говоришь, что Христос может простить нам грехи лишь однажды : как будто мы добрее Господа (ср.: Мф.7:11 )! Если бы всё это было верно, зачем Он научил Апостолов, а чрез них и нас, просить у Бога постоянно, на всякий день оставления грехов наших ( Лк. 11, 4 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

«Двое сынов Аароновых – Надав и Авиуд, – приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли» ( Лев.16:1 ). Необходимо было, чтобы Аарон был наставлен в учении небесном, как надлежит ему приступать к алтарю и какими молитвенными обрядами он должен умилостивлять Бога, чтобы не навлечь на себя то, чему подверглись его сыны по своей беспечности, когда неподобающим образом приступили к алтарю Божьему «с чуждым огнем», а не с ниспосланным Божеством. Потому и закон об этом предваряется следующими словами: «И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив пред лице Господне, умерли, и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред седалище милосердия, что на ковчеге откровения, дабы ему не умереть» ( Лев.16:1–2 ). Этим показано, что если кто-то войдет «во святилище» «во всякое время» неподготовленным, одетым не в священнические одежды, не приготовив предписанных жертв и прежде не примирившись с Богом, то он умрет. Это же справедливо и в отношении того, кто не исполнит должного перед тем, как приступить к жертвеннику Бога. Сказанное относится ко всем нам, ибо то, что говорит здесь закон, касается всех, так как он предписывает, как надлежит нам приступать к алтарю Божьему. Ибо у этого алтаря мы приносим Богу наши молитвы, чтобы знали мы, как должно их приносить: необходимо снять нам «запятнанные одежды» ( Зах.3:4 ), которые суть нечистота плоти, пороки привычек, грязь страстей. Или не знаешь ты, что и тебе, то есть всей Церкви Божьей, всем верным даровано священство? Послушай, что говорит о верных Петр: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет.2:9 ). Итак, ты обладаешь священством, ибо ты – «царственное священство», и потому должен «непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (ср. Евр.13:15 ), жертву молитв, жертву милости, жертву чистоты, жертву справедливости, жертву святости. Но чтобы приносить их достойно, необходимо, чтобы одежды твои были чисты и отделены от повседневной одежды других людей, чтобы обладал ты Божественным огнем, не «чуждым» Богу, но ниспосланным человеку Богом, о котором Сын Божий говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Ибо если мы используем не его, а другой, губительный огонь, которым «сатана преобразуется в ангела света» (ср. 2Кор.11:14 ), то, без сомнения, нас постигнет та же участь, что Надава и Авиуда. И поэтому повелением Божиим предписано наставить Аарона, чтобы он «не во всякое время» входил «во святилище» и приступал к алтарю (ср. Лев.16:2 ), но когда прежде совершит то, что должно, и тогда не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но не змий сам по себе, ибо и он как творение доброго Творца должен был быть добрым (ср.: Быт.1:31 ), но он как орудие дьявола, скрывающегося в нем и говорящего из него, клевещет на Бога, склоняет Еву ко злу. А то, что в змие скрывался дьявол, легко и ясно видно из других мест Священного Писания . В нем повествуется: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольшающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ; ср.: Откр.20:2 ); «он был человекоубийца от начала» ( Ин.8:44 ); «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2,24 ); «змий хитростью своею прельстил Еву» ( 2Кор.11:3 ); «от жены начало греха, и чрез нее все мы умираем» ( Сир.25:27 ; ср.: 1Тим.2:14 ). Происхождение зла и греха – в дьяволе; отсюда всякий грех человеческий, не только первый, в сущности своей ведет начало от дьявола как творца всех зол; между грешниками и дьяволом существует некое таинственное генетическое родство, поэтому боговдохновенный Апостол говорит: «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин.3:8 ). Этой истиной Священного Писания о происхождении и причине греха и зла в мире проникнута душа Священного Предания. Подобно тому, как зависть дьявола по отношению к Богу явилась причиной его падения на небе, так его зависть по отношению к человеку как богообразному созданию Божию явилась мотивом пагубного падения первых людей. «Необходимо считать, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что слова змия принадлежат дьяволу , которого к этому обольщению побудила зависть, а это животное он использовал как подходящее орудие, чтобы, прикрыв приманкой свой обман, прельстить сначала жену, а потом с помощью ее и первозданного» 1 . «Дьявол завистью отпал от Бога, – пишет святой Ириней, – и поскольку он – падший ангел, то он и может делать только то, что делал в начале: обманывать и увлекать человеческий ум к преступлению заповедей Божиих и постепенно помрачать сердце его» 2 . «Зависть дьявола, – говорит святой Григорий Нисский , – и рожденная из нее склонность к пороку стали путем к каждому последующему злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но я спрошу: разве Господь пытался несправедливостью захватить народы и освободить их от власти врагов Своих и призывал уверовать в Себя и в Свое владычество? Ни коим образом. Ибо Израиль был некогда уделом Господа (ср. Сир.17:15 ), но грех отвратил израильтян от их Бога, и вследствие их греха Бог сказал им: «Если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам» ( Неем.1:8 ). И снова говорит им: «Когда же обратитесь ко Мне… то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас» ( Неем.1:9 ). И так как «князь мира сего» сперва вторгся в удел Господа, «пастырь добрый» ( Ин.10:11 ) вынужден был оставить девяносто девять овец в горах (ср. Мф.18:12 ), сойти на земли 8 и искать одну потерявшуюся овцу, и, найдя ее, Он принес ее обратно на плечах своих и вернул в овчарню совершенства на высотах. Но какая мне польза в том, если семя Авраама, «которое есть Христос» ( Гал.3:16 ), овладеет «городами врагов своих» ( Быт.22:17 ), но не овладеет моим городом? Если в моем городе, то есть в душе моей, которая есть «город великого Царя», не соблюдаются ни Его законы, ни Его установления? Какая мне выгода, если подчинит Он Себе весь мир и овладеет городами врагов Своих, но не одолеет Своих врагов во мне, если не разрушит «в членах моих… иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» ( Рим.7:23 )? Так пусть же каждый из нас сделает все необходимое, чтобы Христос победил врагов и в его душе и теле и, подчинив их и восторжествовав над ними, смог овладеть городом его души. Ибо мы созданы, чтобы принадлежать Его уделу, лучшему уделу, то есть как звезды небесные в славе (ср. 1Кор.15:41 ), чтобы и мы могли получить благословение Авраама через Христа, Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия X. О Ревекке, когда вышла она начерпать воды и встретил ее слуга Авраама 1 . Сказано в Писании, что Исаак вырос и стал сильным, иными словами, радость Авраама возрастала по мере того, как смотрел он «не на видимое, но на невидимое» ( 2Кор.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010