Против этого весьма распространенного и связанного со многими печальными явлениями обычая направлены многие церковные и гражданские постановления и обличительные труды церковных писателей. См., напр., Апост. пр. 5, 26; Трулльск. 5, 12, 13: 7 всел. 18, 22; Апк. 19; Карф. 3. 4, 25, 38, 70; Вас. Вел. 88: Юстиниана Нов. 123, гл. 29; Василики III, 1, 45; Номок. 14 тит. VIII, 14, Σ. I. 161; Григорий Богосл. Carm. MG. 87, 632; Творения V, 110–113; Иероним. письмо 22 к Евстохию, ML. 22, 402–403; Иоанн Златоуст «К живущим с синисактами», MG. 47, 493сл. Творения I, 245–287; Киприан, письмо к Помпонию, Творения т. I, стр. 104–105; к Новапиану 1,170–171; Епифаний, Ересь 43, Твор. III, 78–75, Ересь 68, Твор. IV, 90; Ересь 78, гл. 10, Твор. V, 251; Григорий Нисский , О девстве, гл. 23, Твор. VII, 388. Подробнее см. Achelis, Virgines subintroductae, Leipzig, 1902; проф. А. П. Лебедев . Духовенство древней вселенской Церкви, М. 1905, стр. 329–346. 1025 Код. I, III, 5=Собр. ц. п. I, 3, 5, oelli II, 1253–4; Номок. 50 тит. IX, 30, текст I, Нарб. 355, Σ. I. 214. Код. I, III, 53=Собр. п. п. I, 3, 54, Voelli II, 1264; Номок. 14 тит. ibid. Нов. 6, 6, и 123, 30=Собр. ц. пост. Paratitla 3, 2, Voelli II, 1354; Собр. 87 м. и 95 гл. – гл. 5, Бенешевич, Кормчая, I, 3, 743; Номок. 50 тит., 24, Voelli 630–631; Номок. 14 тит. VIII, 14, Нарб. II, 263–271. Σ. X. 161, IX, 30 текст; 30. Нарб. II. 364; I, I, 216: Василики III, I, 54–56 (у Геймбаха 45–46). Нов. 123, 43=Собр. ц. п. III. I, 2. Voelli II, 1327; Номок. 50 тит. 24, Voelli, 631; Номок. 14 тит. IX, 29, текст 2-й, Нарб. II, 351–352; Σ. 1, 212; IX, 30. текст 3, Нарб. II. 361, Σ. I, 216; Василики IV, 1,15 Heimbach I, 117XII, 24; Бластер а, 13. Ильинский 49; Σ. VI, 103. 1031 Эльвирский соб. 306 г. пр. 33, Hefele 1. 168–169 ср. 2 Карфаг. 390 г. пр. 2 и Карф. 401 Г. пр. 21 и 70 и Σ. I, 6. 1033 Ibid. 663. Это правило попало и в corpus iuris canonici с. 11, Dist. XXVIII ed. Richter I, 89. 1041 Ср. Вальсамон на 48 трулльск.: «по согласию сожитие не расторгается, а по благословной причине прекращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

" Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим " (Правило 3-е II Вселенского Собора//Там же. С.47). " По каждой епархии, в селах или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными Епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Аще же не далее тридесяти лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающым себя обиженными, начати о том дело пред областным Собором. Аще же кто будет обижен от своего Митрополита: да судится пред Экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку " (Правило 17-е IV Вселенского Собора//Там же. С.65). " Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел " (Правило 38-е VI Вселенского Собора//Там же. С.98). 15. Например: " приличным признано просити их о вспомоществовании общей матери Кафолической Церкви в том случае, когда власть Епископов бывает пренебрегаема во градах " (Правило 78-е Карфагенского Собора); гражданской власти предаются для обуздания: епископы, непокорные собору (Правило 59-е Карфагенского Собора), пресвитеры и диаконы, непокорные епископу (Правило 5-е Антиохийского Собора), миряне, непокорные церковным епитимиям (Правило 9-е Двукратного Собора); епископ не должен продавать местным властям или кому иному землю, принадлежащую церкви (Правило 12-е VII Вселенского Собора); и т.п. 16. " Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная,, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия " (Еф.6:5-9; см. также Кол.3:22-25; 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен» (Тит. 1:7-8). Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Согласно 14-му правилу Василия Великого, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, «аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти.» От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано апостолом, что епископ должен быть «Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения. Во 2-м правиле VII Вселенского Собора говорится: «...Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священныя правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание, и постулата по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ.» Требования относительно начитанности епископов в Священном Писании и канонах, выраженные в данном правиле, не высоки. Вальсамон объяснял это в своем толковании на рассматриваемое правило трудными обстоятельствами, в которых жила Православная Церковь в иконоборческую эпоху, предшествовавшую созыву VII Вселенского Собора. В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава. Препятствия социального характера. Одни из них касаются семейного положения ставленника, другие - его обязанностей перед государством, третьи - его общественной репутации.

http://sedmitza.ru/lib/text/432392/

Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва – учит апостол Иаков (Иак.2, 17). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: " Епископов... поставляти на церковное начальство... таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову " . Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству, даже если они совершены были едино кратно. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав.Григ.Нисск.); блуд, прелюбодеяние, содомия. Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас.Вел.43; 5 прав.Григ.Нисск.). 61-е Апостольское правило гласит: " Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир " . От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: " Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен " (Тит.1, 7-8). В отличие от таких грехов, как убийство или блуд, в данном случае препятствием к поставлению является не единократное совершение подобных действий, но когда это страсть, от которой не освободился кандидат священства. Согласно 14-му правилу Василия Великого, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, " аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти " . 7 7 Богословская конференция Русской Православной Церкви " Православное учение о церковных Таинствах " ОТ кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано апостолом, что епископ должен быть " силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать " (Тит.1, 9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения. И как уже было сказано, 2-е правило VII Вселенского Собора требует от кандидатов во епископы твердое знание Псалтыри, а также хороший навык в чтении Священного Писания и канонов.

http://religare.ru/2_47478.html

В случае передачи судебного дела с местного или регионального уровня на высший уровень епархиальный Преосвященный письменно информирует Патриарха и Священный Синод о ходе предшествующих судебных разбирательств. Предстоятели самоуправляемых церковных округов и управляющие епархиями в отдельных государствах имеют специальное благословение Патриарха и Священного Синода на осуществление постоянных контактов с высшим руководством этих государств. III.11. Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления. 81-е Апостольское правило гласит: " Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных " . О том же говорится и в 6-м Апостольском правиле, а также в 10-м правиле VII Вселенского Собора. В современном контексте данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти (см. V.2). IV. Христианская этика и светское право IV.1. Бог есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог - жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир. Вместе с тем, и падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией правый путь. При этом соблюдение богоданных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Бога, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нем: " Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... погибнете, и не пробудете долго на земле " (Втор.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

также примеч. к Апост. 60) и как поступил VI Вселенский собор с «Апостольскими постановлениями». Потому и священный Августин, зная это, точно заметил: «Я бы не поверил в Евангелие, если бы меня к этому не побудил авторитет Церкви» (письмо 154). Из всего сказанного следует вывод о том, что никто не может противиться Вселенским соборам, оставаясь при этом благочестивым и православным, но вообще все без исключения обязаны им повиноваться. Ибо противящийся и сопротивляющийся им тем самым противится и сопротивляется Самому Духу Святому, говорящему через Вселенские соборы, становится еретиком и предается анафеме, поскольку и папа Григорий Двоеслов (кн. 1, письмо 24) предает анафеме не повинующихся Вселенским соборам. Да и сами Соборы анафематствуют не повинующихся им. Да что там еретиком – язычником и нечестивцем признается тот, кто не слушается Церкви, чье лицо представляет Вселенский собор! Ибо Господь сказал: Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ), поскольку Вселенский собор – это последнее решение и суд Церкви, согласно Августину (письмо 162). To же самое Бог заповедал соблюдать и собору иереев Ветхого Закона: Если же, сказано, затруднительно будет для тебя рассудить дело между кровью и кровью, и между судом и судом... и придешь к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и, исследовав, они возвестят тебе решение... не уклоняйся от суждения, которое они возвестят тебе, ни направо, ни налево. А человек, который поступит так заносчиво, что не послушает священника, или судьи, пусть умрет человек тот, и истреби лукавого от Израиля ( Втор. 17:8–9,11–12 ). Нужно добавить к сказанному, что Вселенскими названы в собственном смысле только семь Соборов, потому что все они были собраны по законам Вселенских и определили все, что было необходимо знать. Следовательно, все возникающие вопросы могут быть легко разрешены на основе постановлений этих семи Соборов (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 633). Несмотря на то что после VII Вселенского собора и другие Соборы назывались Вселенскими (как Двукратный собор и Собор в храме Святой Софии), однако их называли так неправильно, потому что ни один из них не был созван по законам Вселенских соборов, а значит, они не могут быть причислены к семи Вселенским соборам и увеличить их число.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

4. Г. Соколов: „церковная практика, конечно свидетельствует о принадлежности церковно-судебной власти епископу. Но общность и продолжительность ее доказывают только господство тех идей, под влиянием которых она сформировалась». Отв. на 4: Неудовлетворительно г. Соколов объясняет, будто непрерывность и всеобщность идеи принадлежности судебной власти епископу доказывают „только господство и повсюдность тех идей, под влиянием которых сформировалась». Необходимо уяснить на чем основывались господство и повсюдность идей, служивших основанием практике. А это, по общему мнению, и по мнению г. Соколова, утверждалось и утверждается на том, что эти идеи основываются на Слове Божием, что епископ имеет судебную в Церкви власть jure divin, что кроме Слова Божия основанием такой практики служат церковные правила, имеющие характер неизменности, как это ясно и положительно раскрыто в 1-м правиле VII Вселенс. собора, которое вместе с толкованиями приведено нами выше. И совершенно неправильно полагает г. Соколов, будто заповедуемая сим правилом неизменность не относится к правилам, в которых говорится о судебной власти епископа. О каких правилах идет речь в 1-м правиле VII Вселенского собора? О правилах всехвальных Апостол (т. е. 85), шести святых Вселенских соборов, поместно собиравшихся для издания таковых заповедей (т. е. о правилах поместных соборов), и о правилах святых отец, т. е. о всех правилах, получивших начало до VII Вселенского собора. Ничего не может быть яснее этого, и так объясняют это правило толкователи: Зонара, Вальсамон и Аристен. По их изъяснению говорится здесь о правилах Апостольских, соборных и отеческих вообще, без различения тех правил, к которым сие относится и к которым не относится. По мнению сих толкователей сказанное в 1-м и 2-м правилах VII Вселенского собора относится ко всем правилам Апостольским, соборным и отеческим без различения, как выражено это ясно и в самом правиле (в слове: всецелое λκληρον), а, следовательно, и к правилам о принадлежности судебной власти епископу. Сие ясно и из содержащегося во 2-м правиле VI Вселенского собора свидетельства о непоколеблемости канонов. В сем правиле говорится именно следующее: никому да не будет позволено вышеозначенные (т. е. Вселенских и поместных соборов и св. отец) правила изменяти, или отменяти. Сам г. Соколов 1870 г. на вопрос: чтó в древних (церковных) правилах должно сохранять силу точного, положительного и обязательного закона, и что нет? – дает такой ответ: если для разрешения этого вопроса наука примет за критерий авторитет древних законодателей, т. е. соборов и отцев, то должна принять их правила всецело и непоколебимо (VII Всел. соб. пр. 1), ибо никому не дозволено изменять их, или отделять от них (VI, пр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

На это можно ответить, что каноны Вселенских Соборов уже по своему статусу имеют универсальный авторитет. Иногда они касаются конкретных Поместных Церквей, но по принципу аналогии применяются по отношению к любой Церкви вообще, и оба рассматриваемых правила IV Вселенского Собора здесь не исключение. Например, 6 правило I Вселенского Собора говорит о фундаментальном принципе власти митрополита над округом (епархией), упоминая при этом только о Римском, Александрийском и Антиохийском епископах. Другой пример – 2 правило II Вселенского Собора. Оно напрямую, текстуально касается только пяти конкретных церковных областей (Египет, Восток, Фракия, Азия, Понт), но устанавливаемый в нем запрет на нарушение границ одной области епископами другой распространяется, конечно, на все Поместные Церкви. 11 правило VII Вселенского Собора говорит только о Константинопольском патриархе и его праве поставлять эконома в каждой митрополии: «И если каждый митрополит во своей Церкви поставляет эконома, благо есть; если же не поставит, то предоставляется Константинопольскому епископу, собственною властью, определить эконома в той Церкви. То же предоставляется и митрополитам, если подчиненные им епископы не восхотят экономов поставить в Церквах своих. То же самое наблюдать и по монастырям». Зонара объясняет, что «отцы сего Собора… дают Константинопольскому епископу право произвести эконома по собственному усмотрению, то есть своей властью, конечно, в подведомственных ему церквах». Аристин вполне логично указывает, что это право патриарха, без упоминания титула «Константинопольский». При этом ему не приходит на ум сделать вывод, что данным правилом Константинопольский патриарх наделяется привилегией поставлять экономов в митрополии других Поместных Церквей. Не ссылается на 11 канон VII Вселенского Собора и митрополит Максим, хотя, следуя его логике, этот канон не должен «относиться только специфически к Константинопольскому престолу», ведь «каноны Вселенских Соборов, имеющие отношение к такого рода случаям, имеют универсальный авторитет». Ни митрополит Максим, ни другие апологеты восточного папства не апеллируют к данному правилу по понятной причине – они выстраивают апологию мнимых прав Фанара лишь в очерченных рамках. Не концепция выводится из канонов, а каноны подгоняются под концепцию. Впрочем, кто знает, не подали ли мы свежую идею для притязаний Константинопольского престола?

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

Правила Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Правило 1 От святых отец, на каждом соборе, доныне изложенные правила соблюдати признали мы справедливым . ( Трул. 2 ; VII Всел. 1 ; Карф. 1 ) . Из деяний этого IV вселенского собора видно, что, по разным поводам, на нескольких заседаниях, читаны были правила прежних соборов. Так, на 4-м заседании, по делу двух монахов, Кароса и Дорофея, которые, как приверженцы Диоскора, соборно были осуждены и теперь просили о реабилитации, Аетием, архидиаконом константинопольской церкви, прочитаны были из нарочитой книги ( π βιβλου) соответственные правила, помеченные в деяниях числами 83 и 84. которые, однако, не иное что, как 4 и 5 правила антиохийского собора. На том же заседании прочитано было Аттиком Никопольским, по поводу распри между Фотием и Евстафием, 4 правило Никейского собора 796 . На 11-м заседании, вследствие распри между Вассианом и Стефаном из-за ефесской кафедры, Леонтием, епископом магнезийским, прочитаны были из той же книги ( απ το ατο βιβλου) два правила под числами 95 и 96, которые тоже не иное что, как 16 и 17 правила антиохиоского собора 797 . На 13-м заседании, по поводу распри между епископами Никомидии и Никеи, прочитано было снова из той же книги 4 никейское правило 798 . Наконец, на 16-м заседании, когда речь зашла о первенстве чести константинопольского епископа, секретарем Константином прочитаны были, из предложенной ему архидиаконом Аетием книги, три правила 1, 2 и 3 константинопольского, второго вселенского собора 799 . Из всего сказанного видно, что во время халкидонского собора общеизвестными и общеобязательными были правила, составленные на предшествующих соборах, и главное, все эти правила собраны были воедино, в одном сборнике, именуемом в деяниях собора τ βιβλον τν καννων, по латыни – codex canonum. Сборник этот доныне в целости не сохранился; однако, судя по нумерации правил в сборнике, мы все же в состоянии узнать, из правил коих соборов он составлен. Первое место в нем занимают правила I вселенского собора, которые и здесь сохраняют принадлежащую им нумерацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Л. 151об. (234об.) ...приложити или отяти от церкви когда чрез каноны святого Вселенского VII–ro собора (...ни прибавить, ни убавить от церкви, кром правил святыхъ апостоль и святыхъ Вселенских соборовъ) – В «Послании 2» говорится о церковном законодательстве вообще, а в «Послании 1» дана ссылка только на «каноны» VII Вселенского собора. «Канонами» и «правилами» VII Вселенского собора патриарх Никон обозначил 1-е правило VII Вселенского собора, которое требует точного следования правилам Вселенских соборов: «Правило 1. Святая правила, облобызающе, приемлемъ и держимъ, святыхъ апостоль и шестихъ вселеньскихъ соборъ, к симъ же и помстныхъ, и еще же и святыхъ отецъ нашихъ, яко единого Святаго Духа вдохновенна: ихъ же прокляша, проклинаемъ; ихъ же извергоша, изметаемъ; и ихъ же отлучиша, отлучаемъ, имъ же запртиша, запрещаемъ. Инъ переводъ. Иже чистительскии получивше сан вдния же и правления канонных повелний несть воображения, яже приемлюще радостно с богоявленным Давидомъ поемъ Владыц и Богу, глаголюще: „На пути свидний твоих насладихся, яко въ богатств мноз заповдалъ еси правду свидния твоя, Владыко, вразуми мя и живъ буду“. И во вки пророческий гласъ заповдает//хранити заповди Божия и жити в нихъ яв, непоколеблемы и недвижимы пребывают, якоже Боговидецъ Моисей рече: „В нихъ же нсть приложити и от нихъ нсть отьяти“. И божественый Пётр, в нихъ хваляся, вопиеть: „В ня же желают ангели приникнути“. И Павелъ: „Аще и ангелъ, благовститъ вамъ паче преданнаго, проклять да будетъ“. Симъ сицемъ сущимъ и свидтельствующим намъ, радующимся о нихъ, якоже кто обрящет корысть многу, сладко божественыя каноны утвержаемъ и цло пребывание ихъ неподвижимо утвержаемъ, заповданыхъ от святыхъ духовныхъ трубъ прехвалныхъ апостолъ и шести святыхъ всея вселенныя соборъ и помстныхъ собравшихся, поданиемъ тако в нихъ повелнии святыхъ отецъ наших. От единаго бо вси Святаго Духа озарени бывше повелша яже на пользу и ихъ же проклятию предаша, и мы проклинаемъ, ихъ же извержению, и мы извергаемъ, и их же запрещению, и мы запрещаемъ, и ихъ же отлучению, и мы отлучаемъ,//несребролюбенъ имуще нравъ, но доволни сущими, иже возшедый на третие небо и слышавъ неизглаголанныя глаголы, Павелъ, божественный апостолъ, яв вопиетъ» (Кормчая 1653, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010