32 и ст. 3 той же гл. VIII. В обоих случаях речь идет о той жертве, которую принес Бог , отдав за нас Своего Сына. Если допустить, что то особое ударение, которое наш слух улавливает в ст. 3 (послав Сына Своего), было сообщено ему Апостолом Павлом, ничто не мешало бы нам думать, что для дальнейшего оттенения этой мысли Ап. Павел мог ввести и весь наш отрывок VIII, 31–39, острие которого, до известной степени, преднамечено в ст. 32 (Тот, который Сына Своего не пощадил). Но это сближение могло бы быть истолковано и в противоположном смысле. Нет никакого сомнения, что не только в этой точке, но и в других, наш отрывок тесно связан с гл. VIII. Он вводится риторическим вопросом ст. 31, который нельзя понимать иначе, как вывод из того, что ему предшествует, в ближайшую очередь, из стихов 29–30. И, если, как будет показано, наш отрывок есть славословие Божественной любви, то тема о любви слышится и в той литургической цитате, которая составляет содержание этих стихов 29–30. Мы имеем все основания полагать, что наш отрывок был задуман Ап. Павлом, как органическая часть гл. VIII, и входил в то задание, которое он дал Тертию. В пользу составления нашего отрывка Тертием говорят и другие наблюдения. Прежде всего, тот риторический вопрос ст. 31а: τ ον ρο μεν πρ ς τα τα (русский синодальный перевод: что же сказать на это?), с которого наш отрывок начинается. Формула τ ον ρο μεν характерна для стиля Римл. 12 . Она встречается в IV, 1, VI, 1, VII, 7, IX, 14, 30 и, в сокращенной форме: τ ον; в III, 9, VI, 15, XI, 7 (ср. еще сходные обороты III, 1 и 3). При этом, в большинстве случаев, за первым риторическим вопросом следует второй 13 . Своеобразие этого словоупотребления выступает особенно в сопоставлении Римл. с другими посланиями Ап. Павла, в которых оборот τ ον встречается, как редкое исключение (ср. 1Кор.10:19, 15:15, 26 , а также Гaл. III, 19 , 1Kop. V, 12 и Филип. 1, 18 ), а оборот τ ον ρο μεν не попадается вовсе. Мы, естественно, склоняемся к догадке, что вышеуказанные формулы отвечали стилю не Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Сущности Он даровал бытие и приснобьггие, а способности воли – благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Ср.: Диадох Фотики йский , Сто гностических глав 9 (рус. пер. с. И): «Единого Духа Святого есть дар и премудрость, и ведение, как и все божественные дарования; но каждый из сих даров, как и из всех других, свое особое имеет действие ( τν νργειαν). Почему Апостол и свидетельствует, что иному дается премудрость, а иному ведение ( 1Кор. 12:8 ). Ведение на опыте ( περ) сочетает ( συνπτει) душу с Богом...» 88 Трудность XLI (PG 91, 1308 А10-В4). Ср.: Максим, О любви III, 25: «человек создан по образу и подобию Божиему. По образу – как сущий [образ] Сущего и как присносущий [образ] Присносущего... По подобию – как благой, [подобие] Благого и, как премудрый, [подобие] Премудрого, будучи по благодати тем, чем [Бог является] по природе. Всякое разумное естество – по образу Божиему, но только одни благие и мудрые – по подобию [Его]». 91 Диадох, Сто гностических глав, гл. I (с. 8): «...любовь самую душу чрез добродетели сочетает с Богом, постигая Невидимого умным чувством ( ασθ σει νοερ)»; гл. XXIV (с. 18–19): «Как телесные чувства силой влекут нас к тому, что видится нам прекрасным, так к невидимым благам обыкновенно руководит нас чувство умное ( το νο ασθησις)...»; гл. XXXVI (с. 26): «Никто, слыша о чувстве ума ( αθησιν νος), да не воображает, будто слава Божия видится ему видимым образом... Пока мы вселены в сие тленное тело... мы не имеем возможности видимо видеть ни Его, ни дивных вещей Его пренебесных»; гл. LXXVI (с. 50): «Я же из божественных Писаний и из самого чувства ума ( ξ ατζ τς το νο ασθσεως) постиг... " Диадох, Там же, гл. IX (с. И): «Ведение на опыте ( περ) сочетает душу с Богом...»; гл. XXIII (с. 18): «но когда мы очистим себя более горячим вниманием ( θερμοτρ προσοχ) [в отношении божественного], мы на еще большем опыте получим в Боге то, чего жаждали»; гл. XXIV (с. 18–19): «мы незаблудно достигнем на опыте невещественного ощущения ( τς λου ο ν ες περαν ασθσεως), если трудами утончим [наше] вещество ( τν λην)»; гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Т. I. С. 306, 307 880. Царствие Божие приблизилось к нам, благодать стучится в наше сердце везде и всегда, только бы сами желали черпать воду из источника спасения 10/1. «Покайтеся, приближибося Царство Небесное» (ср.: Мф. 4:17 ). Царство Небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему. «Се, стою у двери (сердца) и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и Он со Мною» ( Откр. 3:20 ), – говорит Господь. Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше ( 1Кор. 6:20, 7:23 ). Она с тобою и дома, в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, она беседует с тобой и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях; и при твоих трудах умственных и физических; и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. И многих, многих спасает и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда Царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожим своим спасением. Господь наш Иисус Христос ... излиял на землю, или лучше – на Церковь , всю бездну Своей благодати …: приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. «Почерпите воду с веселием от источника спасения» (ср.: Ис. 12:3 ), – вопиет пророк. Т. I. С. 341 881. Борьба со грехом трудна, ибо он как бы часть наша, как бы дите наше, рожденное злой волей, но трудовой хлеб кушать приятно и здорово 14/IX. Легкое ли дело – очищать сердце свое от скверн греховных; легкое ли дело – не мало не давать греху гнездиться в нашем сердце, когда он, так сказать, врос в него, сделался как бы второй природой, когда мы часто грех любим, как дитя свое, как часть себя самих, если же и не любим, ибо и мучит нас грех, и терзают нас страсти сердечные: то долго ли после раскаяния опять не возвращаемся к ним? только до нового случая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Минь. Т. X. С. 74 Творения Т. X. С. 82 1042. Душа грешника не может погибнуть с делами его Беседа IX . Тойже спасется такожде, якоже огнем (ср.: 1Кор. 3:15 ). Он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасется, а прибавил: якоже огнем. Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются, – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто. Не удивляйся и тому, что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. (Например: 2Кор. 10:5 – Рим. 5:21 ). Минь. Т. X. С. 79 Творения Т. X. С. 88 1043. Господь обращается к нашей воле Беседа X . Потому особенно я и удивляюсь человеколюбию Божию, что Бог, имея возможность взять у тебя все против твоей воли, не хочет делать этого без твоей воли, чтобы ты заслужил награду. Например, Он может лишить тебя почестей без твоей воли и сделать тебя уничиженным, но хочет, чтобы это было по твоей воле, чтобы ты получил воздаяние. Минь. Т. X. С. 85 Творения Т. X. С. 95 1044. Добродетель в себе имеет награду Пусть один говорит о тебе: он помог мне выдать дочь мою замуж; другой: он постарался вывести сына моего в люди; третий: он спас от несчастья; четвертый: он избавил от опасностей. Эти слова лучше золотых венцов... А если такие отзывы еще на земле делают человека столь славным и знаменитым, то, когда они будут написаны на небе, и Бог провозгласит их в день будущий, представь, какой ты насладишься честью и славой. Минь. Т. X. С. 88 Творения Т. X. С. 98 1045. Осуждение и испытание ближнего Беседа XI . Не знаю, каким образом между другими родами зла вошло в природу человеческую зло испытания и неуместного осуждения ближних. Мф. 7:1 . Оно не доставляет даже никакого удовольствия, как другие грехи, а ведет только к неприятностям и наказанию. Между тем мы, будучи сами виновны в бесчисленных грехах и имея в глазах своих как бы бревно, тщательно разбираем грехи ближнего, которые не более сучка ( Мф. 7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

При том духовном состоянии всей церковной общины, когда по слову апостола ( 1Кор. 12:28 ) «иных Бог поставил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих – учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные «языки», – несомненно не могло быть «особого» духовенства в нашем теперешнем смысле этого слова, ибо в сущности все были людьми «духовными», или же по слову другого апостола: «родом избранным, царственным священством, людьми взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ). 9 Поэтому весьма понятно, что первобытные христиане, на которых (как описывает Климент первоначальную коринфскую церковную общину в эпоху мирного и добродетельного её состояния; гл. II) «на всех было полное излияние св. Духа» принимали до установления особых и неизменных литургических и евхаристических молитв самое широкое и активное участие в общественном богослужении. Так, апостол Павел, побуждая коринфских христиан ревновать о дарах духовных, особенно же о дарах пророческих «для назидания церкви» и определяя превосходство даров пророческих и истолковательных пред говорением в духе на незнакомых языках, приводит в назидание такой пример: «ибо если ты будешь (говорит апостол) благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина (διτου) как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь ( 1Кор. 11:4; 14:1, 4, 5, 12, 13, 16 ). При изучении другого древнейшего памятника христианской письменности «Дидахи» (учение 12-ти апостолов) мы увидим, что в эпоху этого памятника появились уже выработанные и определенный литургические и евхаристические молитвы (молитвы благодарения; Дидахи, гл. IX и X), но все-таки пророкам еще предоставлено было благодарить сколько они желают т. е. по вдохновению (гл. X, 7). Из того же апостольского учения (Дидахи) усматривается, что церковным общинам предоставлялось «поставлять себе епископов и дьяконов» и требовалось «не презирать их», ибо и они исполняют для членов общины служение пророков и учителей, а потому и необходимо было почитать их «вместе с пророками и учителями» (гл. XV). 10

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Слова Иисуса о скопцах ради Царствия Небесного впоследствии толковались по-разному. Ориген , согласно Евсевию Кесарийскому , воспринял их буквально и в молодости себя оскопил. Эта информация, однако, оспаривается рядом современных исследователей как недостоверная. Сам Ориген и последующие христианские толкователи резко выступали против буквального понимания слов Иисуса о скопцах ради Царства Небесного. Иоанн Златоуст , в частности, называет самооскопление преступлением, делом дьявольским и злоухищрением сатаны, понимая слова Иисуса о скопцах ради Царства Небесного исключительно в духовном смысле – как похвалу девству и безбрачию. По словам Златоуста, Иисус говорит так «для того, чтобы ты, с одной стороны, познал, как велик подвиг, с другой – не представлял его для себя необходимым». В раннехристианской Церкви безбрачие и девство ставились высоко. Идеал девства уже в апостольское время проповедуется Павлом ( 1Кор. 7:1,7,25–26 ). Тем не менее другие апостолы, судя по всему, были женатыми. Относительно семейного статуса апостолов мы имеем в Евангелиях лишь указание на то, что у Петра была теща, а следовательно, была и жена. В то же время Евангелия содержат диалог между Иисусом и Петром, который спрашивает: Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус отвечает: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:27–29 ). Свт. Иоанн Златоуст . Мозаика. Кон. IX в. Если воспринимать слова оставили всё и ответ Иисуса буквально, то следует считать, что апостолы оставили свои семьи, включая жен и, возможно, детей, последовав за Иисусом. Это предположение, однако, опровергается словами апостола Павла, написавшего около 56 года: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа? ( 1Кор. 9:5 ). Здесь прямо указывается, что апостолы, включая Петра, оставались женатыми спустя два десятилетия после смерти и воскресения Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VIII. Согрешает против шестой заповеди Божией и тот, кто желает, чтобы с его ближним случилось какое-нибудь несчастье, или кто ближнего ненавидит. – «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» ( 1Ин.3:15 ). IX. О соблазняющих Христос сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов... но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф.18:6–7 ). X. Бог дал человеку власть над жизнью животных, но запретил их мучить, перегружать работой или поклажей, морить голодом. «Праведный печется о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» ( Притч.12:10 ). XI. Ближнего обижает и тот, кто ему преднамеренно препятствует получить образование. 7. Седьмая заповедь Божия 549. Как читается седьмая заповедь Божия? Седьмая заповедь Божия гласит: «Не прелюбы сотвори». 550. Что запрещается седьмой заповедью Божией? Седьмой заповедью Божией запрещаются бесстыдные или развратные мысли, желания, слова и поступки. 551. Что приводит к нарушению стыдливости? К нарушению стыдливости приводят: 1) лень; 2) плохое общество; 3) бесстыдные разговоры, песни, рисунки, книги или непристойные танцы. 552. Что сказал Христос о стыдливых и невинных людях? О стыдливых и невинных людях Христос сказал, что они чисты сердцем. Пояснения: I. Невинность является самым драгоценным украшением души. Человек чистого сердца лучше познает Бога, чем человек бесстыдный; как солнечный луч глубоко проникает в чистую воду, так и Бог глубоко проникает в чистое сердце. Поэтому Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). II. Берегись лени и усердно занимайся трудом, чтобы не впасть в искушение. Помни, что Бог тебя видит, и что тело твое должно быть храмом Духа Святого ( 1Кор.6:15, 19 ). III. Многие подававшие надежды люди потерпели полное крушение, потому что предались разврату. IV. За разврат Господь наказал людей потопом и уничтожил города Содом и Гоморру ( Быт.6:5–24, 18:20–33, 19:1–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Ап. Павел, напр., в Рим.6:3 подразумевает, что вся Римская церковь соединена со Христом крещением, в Рим.11:22 он имеет в виду одного из членов Церкви, прогневавшего Бога грехом. По учению баптистов Апостол должен был бы сказать этому человеку: «Я предполагал, что ты живешь в благодати Божией, но из твоей настоящей греховности вывожу, что ты никогда не жил в ней». На самом деле Апостол говорит как раз противное. Он обращается к этому человеку, основываясь на том, что благодать, которой он сделан был причастником действительна: «если пребудешь в благости Божией, иначе и ты будешь отсечен». Далее Апостол пишет к Коринфской церкви, всех членов которой называет освященными в Христе Иисусе. Он говорит: «Все мы одним Духом крестились в одно Тело» (12:13). Но он хорошо знал, что между ними существуют разногласие и что некоторые снова подверглись искушением нечестивого города, в котором им приходилось жить. Как обличал Апостол таких грешников? Он не выражает сомнение в том, что они действительно находятся в состоянии благодати, но снова ясно подтверждает это. «Разве вы не знаете, говорит он, что вы храм Божий и что Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (Кор.3:16, 17). Также и нечестивым между ними: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? ( 1Кор.6:15 ). Далее Апостол пишет к Галатам: «все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (3:27). Очевидно, что Апостолу пришлось встретиться с греховным фактом, заключавшимся в том, что некоторые из Галатов отреклись от своего пребывание в Христе и искали спасение в законе Моисеевом. Как же он обличает их заблуждение? Он нисколько не смягчает их, но снова твердо заявляет, что они отпали от благодати. «Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа отпали от благодати» ( Гал.5:4 ). Вникнем внимательно в приведенные тексты (2-й столбец) и мы увидим, что все те неверующие, колеблющиеся, жестокосердые, к кому они обращены, предостерегаются, что они отпадают от чего-то действительного, от действительной благодати и истинного всепрощение. Делать иное истолкование столь ясных текстов Св. Писание было бы в высшей степени сомнительным, опасным. Оно открывало бы путь к искажению важнейших истин слова Божия. IX. Оправдание верою и отношение его к возрождению крещением

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам ( Ин.14:2 ). «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам». И какая награда? Великая награда на небесах, – значит, есть и малая, есть меньше награда, а им обещается и возвещается великая. И апостолы удостоверяют, что поистине велика и несоизмерима с подвигами гонимых за Христа эта награда. Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам ( 2Кор.4:17 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ) «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Так что можно сказать, что - недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим.8:18 ) «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Поэтому, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – «когда мы станем стремиться к этим величайшим венцам, то не будем считать для себя обременительным и неприятным ни опасности за Христа, ни бедность, ни болезнь, ни поругание, ни клевету, ни самую смерть, всякий раз как терпим это за Него» (Святой Иоанн Златоуст, т. IX, стр. 603). Наконец, утешением для страдальцев за Христа и утверждением того, что велика и верна уготованная им награда, должно служить и то обстоятельство, что некогда так поступали люди и с пророками: Тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас. ( Мф.5:12 «Так гнали и пророков, бывших прежде вас». Этими словами апостолы ставятся наряду с пророками не только по преследованиям, каким подвергались пророки, но и по призванию и по деятельности: апостолы такие же новозаветные пророки, как те были пророками ветхозаветными. По-гречески член повторен перед прежде вас (τος προφτας τος προ μων [тус профитас тус про имон]), – чем еще определеннее оттенена мысль именно о пророческом достоинстве апостолов. Это же подтверждается и другими изречениями Спасителя. Обличая фарисеев и книжников в вине убийства ветхозаветных пророков, Он говорит: «Вот, Я (по евангелию от Луки: «Премудрость Божия» – Лк.11:49 ) «посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» ( Мф.23:29-34 ; сравните: Лк.11:50: «всех пророков» – ветхозаветных и новозаветных; 1Сол.2:15: «Его пророков» – апостолов).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

В этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость, т. е. совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом — тело человеческое, и к этому телу, как члены к главе, присоединившее Церковь; заклавшее жертвы мучеников; приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхиседека; призвавшее безумных и бедных смыслом: ибо, по слову апостола, «избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное» (1Кор. 1:27). Однако же этим немощным Оно говорит далее: «Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. IX:6). Быть же причастным трапезе Его и значит начать жить. Ибо и в другой книге, которая называется Екклесиаст, когда говорится: «Нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» (Еккл. VIII:15), что другое имеется в виду, как не то, что относится к причастию той трапезе, которую предлагает из тела и крови Своей этот Посредник Нового завета, священник по чину Мельхиседекову? Ведь эта жертва заменила собою те жертвоприношения Ветхого завета, которые совершались как сень будущего. Это дает нам понять и в тридцать девятом псалме голос того же Посредника, Который говорит: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши» (Пс. XXXIX:7). Вместо всех тех жертв и приношений 1риносится и раздается причастникам тело Его.    Что сам Екклесиаст в изречении о еде и питье, которое часто повторяет и на которое заставляет обратить особое внимание, разумеет не яства, доставляющие плотское удовольствие, он довольно ясно показывает, когда говорит: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира». И несколько далее: «Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия» (Еккл. VII:2, 4). Но в особенности я считаю нужным напомнить из этой книги то, что касается двух градов, одного дьяволова, другого Христова, и царей их, дьявола и Христа. «Горе тебе, земля, — говорит Екклесиаст, — когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010