Правда, все верующие после крещения получали дары Св. Духа. «Все мы одним Духом крестились в одно тело и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12:13 ; ср. 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 1:13; 4:30 и др.). Но это не служебные дары в собственном смысле, а просто личные духовные одарения. Апостол прямо отличает «дары» от «служений». «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же». 35 Все верующие чрез апостольское рукоположение получали дары Св. Духа, при чем некоторые получали чрезвычайные дары ( Деян. 8:14–17; 19:1–6 ; 1Кор. 12:7–10 ) которые подавались в то время в изобилии на пользу Церкви Христовой. Но не только служения, а и чрезвычайные дары получали не все верующие, а только некоторые и притом каждый получал особый отдельный дар. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера тем же Духом, иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор. 12:8–10 ). Правда, здесь ( 1Кор. 12:28 ) апостол как будто смешивает служение пастырское с различными чрезвычайными одарениями. Оно, как последние и наряду с ними является как будто не исключительной принадлежностью некоторых лиц, как особого сословия, а свободным даром, который изливался на многих. Но, чтобы правильно судить, надо знать точку зрения автора и цель, для которой он писал это. Для этой цели именно и не нужно было выделять пастырское служение, как особенное, ибо целью апостола было показать коринфянам, что все дары от Бога и все служения от Бога, что «Бог (всегда и везде) один и тот же», поставляет ли Он на служение апостолов, дает ли иным силу чудотворений и пр. Дело в том, что в Коринфе случились раздоры и разделения, и именно из-за того, кого признавать основателем церкви коринфской: Павла, Петра или Аполлоса. Павел отвечает на это, что ни он, ни Петр, ни Аполлос ничего не значат, «а все – Бог возращающий» насажденное ими. «Они только служители» Божии ( 1Кор. 3:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

[Col. 1400] Вот тебе, господин, письмо, которого ты требовал, и избавь меня от обвинения. Но почему, скажешь, не раньше? Потому что нам стыдно было предложить вашему почтению поучительное слово. Если же ты желаешь этого, то прими, достолюбезнейший. (675) Истинный христианин есть не что иное, как подобие и печать Христа, и должен быть в таком близком отношении к Нему, в каком каждый член к голове и ветвь к виноградной лозе. Ибо Сам Господь сказал: Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:5 ); также апостол: вы тело Христово, а порознь члены ( 1Кор.12:27 ). Поэтому, господин, станем приносить в качестве плодов грозди добродетелей и не будем бесплодными. Ибо Господь говорит: всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, то есть геенский ( Мф.7:19 ). Будем бояться этой страшной угрозы, будем прославлять Бога в теле нашем и в духе нашем (ср. 1Кор.6:20 ). Так же заповедует апостол, он же говорит и следующее: отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет ( 1Кор.6:15 ). Будем соблюдать это. Должно любить своих жен, как свои тела ( Еф.5:28 ), и не предаваться любви к развратному телу. Жена, говорит он, да боится своего мужа ( Еф.5:33 ). Ибо, соединяя с любовью страх, она может проводить прекрасную жизнь. Дети, повинуйтесь родителям, снова говорит он ( Еф.6:1 ). Ибо справедливость требует, чтобы родители были почитаемы и в старости питаемы детьми; ибо они после Бога были виновниками того, что эти явились на свет. И: благословение отчее утверждает домы чад, клятва же матерня искореняет до основания ( Сир. 3:9 ). И еще говорит [апостол]: отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Таким образом, дело родителей приучать детей к миру, направлять и образовать в них благочестивый характер. Что же остается? Рабы должны повиноваться господам со страхом и трепетом (ср. Еф.6:5 ), без коварства и благодушно, но и господа смягчать угрозы и с равной заботливостью смотреть на всех, зная, что один Господь всех Бог. Здесь существует рабство, равно как и брак; а в будущем веке упразднится то и другое и все будут едино, как Ангелы. Отношение к браку и рабству

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Сказано: «Это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте» ( Лев.24:8–9 ). Аарон и сыны его – «род избранный, царственное священство» (ср. 1Пет.2:9 ), которому эта доля освященного дарована Богом, но она дана и верующим во Христа. И я нахожу это «святое место» не на земле, но в сердце. Ибо сказано, что «святое место» – разумная душа, как и Апостол говорит: «Не давайте места диаволу» ( Еф.4:27 ; Иак.4:7 ). Следовательно, если я делаю зло, то моя душа есть место дьявола, если добро – Бога. И, наконец, сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел» ( Мф.12:43–44 ). Итак, «святое место» есть чистая душа. На этом святом месте и повелевается нам вкушать пищу слова Божьего. Не может святое слово принять душа не святая, но когда очистится от всякой скверны плоти и поступков, тогда это «святое место» соделается способным получать в пищу «хлеб, сшедший с небес» (ср. Ин.6:41 ). Разве не лучше понимать «святое место» так, чем если бы мы считали, что «святым местом» называется нагромождение бесчувственных камней? Вот и самим законном предписано тебе, что когда получишь этот небесный хлеб, ешь его «на святом месте», иначе говоря, не в душе порочной и оскверненной грехом, но принимай в себя залог тела Господня: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор.11:27 ). 6 . «Это святое святых». Обрати внимание: сказано не просто «святое», но «святое святых», как бы говорится: «Эта пища – не обычная, и назначена она не каждому и всякому недостойному, но святым». Но еще вернее скажем мы о слове Божьем: «Оно не для всякого»; это таинственное слово может слышать не каждый, но только святые, у кого ум очищен, кто «чист сердцем» (ср. Мф.5:8 ) и «прост душой» (ср. Быт.20:6 ), чья жизнь безупречна, а совесть безукоризненна; они слышат его и сами могут объяснить его тайну. Сказано: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» ( Мф.13:11 ), то есть тем, кто недостоин, кто не заслужил, – не могут они понять этих тайн, «не могут им быть даны сами» священнические хлебы, которые суть сокровенные тайны слова. Потому и говорится им «притчами», предназначенными для толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ср. Рим. 1:5 : через Которого мы получили благодать и апостольство (ср. Деян. 1:25 ): принять жребий сего служения и апостольства. Затем 1 Тим. (4:14): Не неради о пребывающем в тебе даровании ( το χαρσματος ), которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. Также 2 Тим. (1:6): напоминаю тебе возгревать дар Божий ( τ χρισμα το εο ), который в тебе через моё рукоположение. Св. Иоанн Златоуст о харизме (благодатном даре) апостольском, в котором содержится и вся благодать, и служба, и власть в Церкви, говорит следующее: «Апостол Павел везде называет себя призванный Апостол... ( Рим. 1:1 ), а верующих называет: призванными святыми ( 1Кор. 1:2 ). Потому что они призваны к тому, чтобы уверовать, а ему доверено и другое – апостольство, вещь, исполненная мириадами благи большая всех других харизм (благодатных даров), всеобъемлющий дар. И что ещё говорить: то, что Христос, придя на землю, творил, то, уйдя, им (апостолам) вручил (ср. Мф. 28:18–20 ). Это говорит и апостол Павел, когда подчёркивает апостольское достоинство ( τ τν ποστλων ξωμα): Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим ( 2Кор. 5:20 ), то есть вместо ( ντ) Христа (просим)». (Омилия 1, 1 на Послание к Римлянам (60,395–6). Ср. О пользе чтения Священного Писания , 3 (51,91, 93): «Что такое имя Апостола? Это не просто имя, а название начальства ( ρχς), начальства высшего, начальства духовного, начальства вышнего (Небесного)... Пойми, что даяние всех остальных харизм (благодатных даров) почивает в апостольстве как в главе». Относительно же хиротонии златоустый архиерей говорит: «Рукоположены были (семь диаконов – Деян. 6:6 ) молитвою, потому что так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека; но всё совершает ( τ δ π ν Θες ργζεται) Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого, если рукоположение совершается как должно... недовольно одной благодати, но нужно ещё рукоположение, которое умножало (дары) Духа (Святого). Они и прежде были исполнены Духа, но то от купели Крещения». ( Омилия 14, 3 и 15, 1 на Деяния Апостольские (60, 116 и 119).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

3. дати плачущим сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа уныния; и нарекутся родове правды, насаждение Господне в славу. 4. И созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. 3. Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во влаву Его. 4. И застроют пустыни вековые, восстановят древние развалины, и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. Ст. 3. Господь послал Помазанника Своего утешить сетующих в Сионе, даровать им крепость и бодрость духа: они назовутся сильными правдою (букв. дубами правды), славным насаждением Господа. Эти слова пророчества исполнились на апостолах Христовых, которые, будучи прежде людьми простыми, по ниспослании на них Духа Св., явились столпами правды (ср. Гал. 2:9 ), насадителями на ниве Божией, соработниками Христа ( 1Кор. 3:6–9 ). Ст. 4. Ср. 58:12, 60:10. “Сильные правдою“ восстановят страну народа Божия, находившуюся в запустении. 5. И придут инороднии, пасущие овец твоя, и иноплеменницы оратели, и воноградари ваши: 6. Вы же священницы Господни наречетися, служителие Бога вашего речется вам: крепость языков снесте, и в богатстве их чудни будете. 7. Сице землю свою вторицею наследят, и еселие вечное над главою их. 5. И приидут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. 6. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. 7. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Ст. 5. Тогда как пастыри народа иудейского (ср. Иез. 24:2 и дал.) были из левитов, пастыри в восстановляемой стране народа Божия будут из иноземцев. Виноградник Божий (ср. Ис. 5:7 ), в котором делателями были книжники и фарисеи, будет отдан иным делателелем ( Мф. 21:33–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:3–5 ). И в другом месте сказано: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ). Ибо, как мы сказали, если кто-либо прикоснется к плоти Иисуса так, как мы объяснили раньше, с несокрушимой верой, и придет к Иисусу как к Слову, ставшему плотью (ср. Ин.1:14 ), с беспрекословным послушанием, то он прикоснулся к плоти этой жертвы и освятился. Таковой прикоснулся к плоти Слова, о Котором Апостол говорит: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр.5:14 ). Прикасается к Слову Божьему и тот, кто исследует Его изнутри и может объяснить их сокровенные тайны. Так и мы, если есть у нас такое понимание, что можем мы духовным толкованием различать написанное в законе и способны выводить сокрытую тайну отдельных слов на свет более точного знания, если можем наставлять Церковь так, чтобы ничто из прочитанного не оставалось неясным и не было ничего непонятного, тогда, возможно, и о нас скажут, что мы прикоснулись к святой плоти Слова Божьего и освятились. И подобным же образом я понимаю сказанное: «Все потомки Аарона мужеского пола могут есть ее» ( Лев.6:18 ). Ибо не может ни женщина, ни распущенная и нерадивая душа вкушать святую плоть Слова Божьего. Только мужчина ест ее. В конце концов, только мужчины учитываются в переписи (ср. Чис.1:2 ); нигде не считаются женщины и дети. Вот и Апостол говорит: «Как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ). Таким образом, взыскуется такой «муж» и такой мужчина, который может есть святую плоть, но не везде, а только «на дворе скинии собрания» (ср. Лев.6:16 ). Так пусть услышат это те, кто разделяют церкви и, вводя чуждые и ложные теории, думают, что могут вкушать святую плоть вне Божьего храма и двора Господня. И те жертвы, которые совершаются вопреки установлениям закона, нечестивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1 Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. Диалектика. (Ioann Damasc. Fons scientiae. Dialectica, с. 3//PG. T. 94. Col. 533BC.) 2 Ср. ... «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). — Примеч. ред. 3 Ср. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). — Примеч. ред. 4 В русском синод. переводе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» . — Примеч. ред. 5 Ин.6 6 Ср. 1Кор.13— Примеч. ред. 7 Ср.Мф.28— Примеч. ред. 8 Орос (букв. с греч. «граница», «предел», «рубеж») — точное изложение веры. — Примеч. ред. 9 Исагогика ( от греч. εσαγωγ — введение) — дисциплина, вводящая в библеистику (иначе «введение в Священное Писание»). Исагогика занимается вопросами Боговдохновенности, каноничности Библии и ее отдельных книг, времени и места происхождения, авторства, истории передачи текста, переводов. Герменевтика (от греч. ρμηνεω — толкую) — искусство изъяснения, техника толкования древних текстов. Герменевтика является частной областью экзегетики, которая рассматривает метод толкования, но и само толкование, осуществляемое с помощью данного метода. — Примеч. ред. 10 Макарий (Булгаков; 1816—1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк. О высокопреосвященном Макарии как догматисте см.: Сидоров А.И . Классический труд по православному догматическому богословию.//Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. М., 1999. Ч. 1. С. III. — Примеч. ред . 11 Филарет (Гумилевский; 1805—1866) — известный богослов и историк Церкви. В сферу научных интересов владыки Филарета входили догматическое богословие, патрология, история Русской Церкви, агиография. Обладая обширными знаниями, архиепископ Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. В своем «Православном догматическом богословии» преосвященный Филарет первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли. Общее число трудов преосвященного Филарета достигает 159. См.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 111—112; Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1895. — Примеч. ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3465...

На небе люди просвещаются лучами того же Трисиянного Света любви, только непрерывнее и лучше. Раздел II В связи с этим апостол Павел писал некогда ученику своему Тимофею: «Богатых увещевай, чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (ср. 1Тим.6:17–19 ). Существенное единство содержания вечной жизни на небе, сравнительно с земною, определяется в Писании такими словами: «Бог Царство обещал любящим Его» (ср. Иак.2:5 ). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " ( 1Кор.2:9 ). «Любящие имя Бога будут поселяться на Сионе» (ср. Пс.68:37 ). «Верные в любви пребудут у Него» (то есть у Господа) ( Прем.3:9 ). «Я верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Пс.26:13 ). «Вот, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними. Они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (ср. Апок.21:3 ). Чем сильнее и чище человеческая любовь к Богу на земле, тем выше будет в связи с ней блаженство на небе. Удостоившихся здесь развития Божественной любви Христос обещает увенчать на небе «превышающими слово дарами... световодя их во всем нужном и неизреченными некими светочами в умах их являясь и открывая им Себя». Нынешняя «любовь есть предвкушение вечной жизни, в которой одна только будет любовь другу к другу». По настоящему взаимному любвеобилию христиан, например в Пасху, отчасти можно гадательно проразумевать, какова любовь на небе. Там «рай и древо жизни есть любовь Божия... Обретшие любовь на земле питаются небесным хлебом – Христом ( Ин.6:33 ), хлебом любви. Любви же вкусят и в Царстве Христовом ( Лк.22:30 )».Там «Сам Христос Бог будет вкушаем и пием... будет видим всеми, и Сам будет видеть все бесчисленные мириады святых, ни с кого глаз не спуская... Каждому из святых будет казаться, что Христос на него смотрит, беседует с ним и приветствует его». Райская любовь и есть евангельский брак душ со Христом ( Мф.22:1–9 ), «разумение Сущего... созерцание первообразов вещей», «ощущение по умному действию Святого Духа» вследствие «видения во свете Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010