Однако мы приносим Господу эти дары нашего сердца после того, как узнали Его и, постигнув Его благость, напились из глубины Его колодезя. 3.2. Обрати, однако, внимание на то, как говорит пророк: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?» Эти слова смущают тех, кто отрицает участие свободной воли человека в спасении. Ибо как бы Бог требовал что-то от человека, если бы не в его власти было принести Богу требуемое? Итак, есть то, что дарует Бог, и есть то, что приносит человек. Например, было в человеке то, что «мина принесла десять мин» или «мина принесла пять мин», однако ту мину, которая приносит человеку десять, дает ему Бог . Когда же приносит он десять мин, которые сам получил, то принимает от Бога не еще больше денег, но власть и управление над десятью городами (ср. Лк.19:16–18 ). И, опять же, Бог требует, чтобы Авраам принес Ему в жертву своего сына Исаака «на одной из гор, о которой» Он скажет ему (ср. Быт.22:2 ). И Авраам неустрашимо «принес в жертву своего единородного» (ср. Евр.11:17 ), «положил его на жертвенник и взял нож, чтобы заколоть сына своего» ( Быт.22:9–10 ). Но ему тотчас воспрепятствовали и дали овна, чтобы принести его в жертву вместо сына. Итак, ты видишь: то, что мы приносим Богу, остается у нас, но Он хочет, чтобы этим мы показали свою любовь к Богу и свою веру. Это мы сказали по поводу утверждения: «От колодезя сыны Израилевы отправились в Матанну» (ср. Чис.21:19 ), что переводится как «их дары». 3.3. «Из Матанны» мы приходим «в Нагалиил» (ср. Чис.21:19 ), что переводится как «от Бога». Что от Бога? После того, как мы приносим что-то от нас, мы приходим к тому, что получаем то, что от Бога. Ибо когда мы приносим Ему нашу веру и любовь, тогда Он изливает на нас различные дары Святого Духа, о которых Апостол говорит: «Все от Бога» ( 1Кор.8:6 ). А «из Нагалиила» мы приходим «в Вамоф», что переводится как «пришествие смерти». Пришествие какой же еще смерти должно здесь понимать, если не той, которой «мы умерли» со Христом, чтобы жить с Ним (ср. 2Тим.2:11 ), и которой должно умертвить нам «земные члены» наши (ср. Кол.3:5 )? И опять же: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:4 ). Итак, если кто-то постигнет устроение этого пути спасения, то должно пройти ему по всем упомянутым нами местам и после долгого путешествия прийти в то место, которое, как мы сказали, означает «пришествие смерти». Но, как мы научаемся из Писаний, есть смерть, враждебная Христу, и иная, благожелательная Ему. Здесь речь идет не о смерти, враждебной Христу, о которой сказано: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ), который есть дьявол , но о той смерти, коей мы умираем со Христом, чтобы жить с Ним, и о ней говорит Бог: «Я умерщвляю и оживляю» ( Втор.32:39 ). Ибо Он умерщвляет, чтобы мы умерли со Христом и удостоились ожить со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 16 Заключение послания: распоряжения, известия и приветствия (1–24) 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых по­ступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько по­зволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я при­ду. 1Кор.16:3 .  Когда же при­ду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставле­ния вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если при­лично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. Ап. дает распоряжение о собирании пожертвований в пользу иерусалимских христиан. «Сбор для святых» или христиан иерусалимских (может быть Ап. здесь называет иерусалимских христиан просто святыми в виду того особого значения, какое имела Церковь Иерусалимская среди других Церквей ср. 2Кор. 8:4, 9:1, 12 ) производился в виду того, что иерусалимские христиане более нуждались в помощи, чем другие. Известно, что отступникам от веры отцов, – а таковыми оказывались в Иерусалиме ученики Христовы – всегда трудно живется, трудно достается работа (ср. Иак. 2:6, 5:1–6 ). И вот, раз на соборе апостольском Павел дал слово заботиться о бедных иерусалимских христианах ( Гал. 2:10 ; Деян. 11:27–30 ), то он считал своим долгом располагать коринфян к сбору подаяний на бедных христиан иерусалимских. – «В первый день недели». т. е. в каждый первый день по истечении недели, или после субботы. Это был день воскресный или день Господень. Отсюда видно, что этот день праздновался еще при Апостолах (ср. Деян. 20:7 ). – «С письмами», т. е. с рекомендательным письмом в Иерусалим (множ. число επιστολα имеет значение латинского litterae=письмо). «Если прилично будет». Ап. имеет, вероятно, в виду сумму пожертвований. Если пожертвований будет очень много, то, может быть, понадобится его личное участие в их распределении. 1Кор.16:5 .  Я при­ду к вам, когда прой­ду Македонию; ибо я иду через Македонию. 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, по­живу, или и пере­зимую, чтобы вы меня про­водили, куда пойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Проповедники – служители Христовы и их ответственность только пред Христом (1–5). Гордость как настоящая причина разделений на партии (6–21) 1Кор.4:1–5 . Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они – только служители Христовы и их обязанность – верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос. 1Кор.4:1 .  Итак каждый должен ра­зу­меть нас, как служителей Христовых и домостро­ителей таин Божиих. «Нас». Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. – «Домостроителей» ( οικονμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами ( Лк. 12:42 ). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. – «Таин Божиих». Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. – «Тайны» – это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам ( 1Кор.3:2 ). 1Кор.4:2 .  От домостро­ителей же требует­ся, чтобы каждый ока­за­л­ся верным. «Верным» т. е. по совести раздавал то, что ему дано от Господина, служил Церкви всеми дарами и силами, какие получил, чтобы исполнить волю Господина. 1Кор.4:3 .  Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 1Кор.4:4 .  Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь. 1Кор.4:5 .  Посему не судите никак пре­жде време­ни, по­ка не при­дет Го­с­по­дь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намере­ния, и тогда каждому будет по­хвала от Бога. Теперь Ап. говорит в частности о себе лично. Сам лично он не придает значения суждению о нем других людей. Даже себе он не доверяет, когда приходится производить оценку своей деятельности (ср. 2Кор.7:11 ), потому что и для него есть нечто сокрытое в его внутреннем существе. Хотя бы совесть его была вполне спокойна, однако это еще не значит, что он вполне исполнил свой долг пред Господом. Только Господь на последнем суде скажет, во всем ли был прав и верен Его служитель (ср. Рим. 2:16 ). – «Сердечные намерения», т. е. побуждения, по каким человек совершает то или другое дело, знание которых только и дает возможность правильно оценить каждый отдельный поступок человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вспомним из Откровения ободряющую нас благую весть о том, что Собезначальный Отцу Логос есть тот «истинный Свет, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир» ( Ин.1:9 ). Больше того: мы не должны забывать, что во Христе мы воистину получаем крещение Духом Святым и огнем. Однако воздержимся и от преувеличенного вывода, сознавая параллельно, что полнота совершенства на земле не достигается, что наш внутренний слух и наше духовное зрение не непогрешимы. Самый Свет истины своим пришествием свидетельствует, что мы не свободны от тьмы греха и страстей. Святые апостолы и отцы наши были научены Духом Святым отличать исходящее от Бога от своих домыслов и соображений, как бы ни казались сии последние высокими и даже святыми (ср. Деян.16:6–10 , 1Кор.7:10, 12, 25, 40 , и др.). Ведение «сокровенной Тайны Божией» (ср. Еф.3:3–5 ) они сообщали способным воспринять ее (ср. 2Тим.2:2 ); и так происходит в Церкви до наших дней. Мы же должны помнить, что с каким бы усердием ни молился человек, боязнь ошибки никогда не должна покинуть его (ср. Гал.2:2 ), как и стремление все к большему приближению к Единой, вечно неизменной Истине не должно умалиться (ср. Флп.3:12–14 ). Сказанное выше порождено не колебаниями в вере (ср. Рим.12:6 ), но трезвенным исканием верного пути и ответственным самоконтролем (ср. Еф.5:15 ). Когда Нетварный свет Божества объемлет человека, тогда он бытийно пребывает в Истине, и в духе его не остается места вопросам: «вы теперь имеете печаль; по Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем»: ( Ин.16:22–23 ). Но если из этого плана совершенства мы выпадаем, и нам необходимо преодолевать в себе страсти, чтобы очистить внутри нас место для благодати Духа Святого, то порождаются в душе многие вопросы, и чем ниже духовно спускаемся мы, тем обширнее становится проблематика с неразрешимыми недоумениями. В Боге беспредельное величие чудным образом сочетается с крайним смирением, вносящим совершенно особую сладость в любовь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

В этом поступке Гедеона, мужа в высшей степени верного, нам, как мне думается, совершенно необходимо не оставить без внимания то, что может служить нам неким духовным предостережением. Он видит ангела (ср. Суд.6:12 ), но, будучи мужем ученым и имея пример своего предшественника Иисуса [Навина], действует с большей осторожностью. Ибо знал он, что и ангел тьмы «принимает вид Ангела света» (ср. 2Кор.11:14 ), и потому сказал: я хочу с величайшим тщанием, как сказано, испытать этого духа, от Бога ли он (ср. 1Ин.4:1 ), потому что «духовный судит о всем» ( 1Кор.2:15 ). Так поступал и его предшественник Иисус Навин; когда он увидел вождя «воинства Господня», то захотел узнать и спросил: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» (ср. ИсНав.5:13–14 ). Таким же образом и святейший Гедеон испытывает ангельское видение многоразличными знамениями. 5 . А как ты думаешь, почему Гедеон говорит: «Я расстелю стриженую шерсть» не где-нибудь, не в поле и не в лесу, но «на гумне»? На гумне, где хранится собранный урожай, ибо «жатвы много, а делателей мало» ( Мф.9:37 ). Сказано: «Я расстелю стриженую шерсть» там, где хранится урожай. Что побудило святого мужа Гедеона сделать это, или почему это виделось ему правильным? Предвидел он Духом, что Христос «очистит гумно Свое и соберет» народ Свой «в житницу», «лопата Его в руке Его», и отделит Он пшеницу от соломы (ср. Мф.3:12 ). И потому не без причины сей великий и славный муж, которого святой Апостол в послании к евреям упоминает среди пророков (ср. Евр.11:32 ), избрал гумно, чтобы расстелить стриженую шерсть; и не без основания «он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды» (ср. Суд.6:38 ). Посмотрим, сказано ли в Священном Писании об этом что-нибудь, что дало бы нам возможность понимания. Обратимся к Евангелию. Здесь мы находим, что Господь наш и Спаситель «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и умыл ноги ученикам Своим» ( Ин.13:4–5 ). Итак, ты видишь, что эти пророческие изречения иносказательно предвосхищали то, что должно было быть совершено Господом в последние времена. Соответственно, та вода, которую Иисус влил в умывальницу, есть роса небесной благодати, от которой Он «умыл ноги ученикам Своим». И потому Он справедливо сказал им: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин.15:3 ). Так и мы: если только подадим свои ноги, Господь Иисус готов умыть ноги души нашей и очистить их небесной росой, благодатью Духа Святого, словом наставления. И всем верующим Он говорит то, что сказал Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Ин.13:8 ). Ибо очевидно, что никто не имеет части с Христом, если не омыт и не очищен.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2) и чрез них всему миру возвестил величие и славу Божию ( Мф.28:19–20 ; Мк. 16:20 ). кд. Гда, восхвалите вс см прославите да убоитс же нег вс см 24. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, к не уничиж, ниж негодова молитвы нищаг, ниж врат лиц сво и воззвахъ къ нем, услыша м. 25. ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. Ст. 24–25 – слова благодарственного исповедания псалмопевцем имени Божия пред братиями. Для связи, которая в поэтической речи не всегда выражается внешним образом, пред этими словами подразумевать можно: «говоря». Созерцая в своем избавлении образ воскресения Христа Спасителя, псалмопевец смотрит на него не как на личное свое дело, но как на событие, имеющее важное значение для всего народа, и потому не от себя только лично прославляет Господа, но и всех богобоязненных Израильтян приглашает хвалить Господа и благоговеть пред Ним (= да убоитс же нег, ср. Пс.2:11 ) за то что Он не презрел и не пренебрёг скорби (слав.-гр.-лат. и халд. молитвы) страждущего (слав. нищаг – πτωχο, т. е. вообще бедного, несчастного ср. Пс.11:6; 13:6 и др.), не отвратил от него лица Своего, т. е. не лишил Своего благоволения (ср. Пс.4:76; 12:26 ), но услышал молитвенный зов его и даровал ему избавление. Гда – наименование избранного народа Божия (ср. Пс.113:17–19, 20–21; 117:2–4 ), но, в теснейшем смысле, имеющее в виду лишь истинно верующих израильтян, соблюдающих заповеди Божии (ср. на Пс.14:4 и 18:10), ибо не все те в истинном смысле израильтяне, которые по плоти происходят от Израиля ( Рим.9:6 ). Псалмопевец приглашает к прославлению Господа именно богобоязненных израильтян (ср. Пс.65:16 ), так как лишь они способны понять и оценить величие явления милости Божией ( Притч.28:5 ; Пс.118:74 ; 1Кор.2:14 ). Так и слово Евангелия возвещено было первоначально иудеям ( Мф.10:6; 15:24 ; Деян.1:8 ), и из них обращаемо было преимущественно к чаявшим утешения Израилева ( Деян.13:16, 26 ; ср. 10:35; Лк.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3.3. Что же касается двух жертвенников, то, так как жертвенник есть символ молитвы, думаю, что они означают сказанное Апостолом: «Стану молиться духом, стану молиться и умом» ( 1Кор.14:15 ). Ибо когда я молюсь в сердце, то вхожу во внутренний алтарь, и, как я полагаю, об этом же говорит и Господь в Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» ( Мф.6:6 ). Кто молится так, тот, как я сказал, приступает к жертвеннику курений, который находится внутри (ср. Исх.27:1 ; Евр.9:3 ). Когда же кто-то возносит гласные молитвы, произнося слова громким голосом, словно обращаясь к слушающим, он молится духом (ср. 1Кор.14:15 ) и как бы приносит жертву на жертвеннике, который устроен снаружи, чтобы народ приносил на нем всесожжения (ср. Исх.20:24 ). Поэтому священникам в особенности надлежит заботиться о том, что сокрыто внутри, за завесой, дабы ничто не было осквернено, дабы ничто не оказалось нечистым; иначе говоря, они должны заботиться о внутреннем человеке и блюсти сокрытое в сердце, чтобы пребывало в нем только чистое. 3.4. Под херувимами и престолом милости (ср. Исх.25:17–18 ; Евр.9:5 ) должно понимать знание о Троице; ибо «херувим» означает «множество», то есть указывает на совершенство знания. А что иное есть совершенство знания, как не познать Отца и Сына и Святого Духа? И потому предметом заботы священников должно быть сохранение всего этого чистым и неоскверненным. 3.5. А «золотой сосуд с небесною манною» (ср. Евр.9:4 ) – это, без сомнения, сокровищница слова Божьего. Золотой ковчег, в котором находятся «скрижали завета» (ср. Евр.9:4 ), как мне думается, указывает не на что иное, как на наш ум, в котором надлежит нам записать закон Божий. И ум этот должен быть золотой, то есть чистый и драгоценный, в котором всегда должен быть написан закон Божий, как и Апостол говорит: «Написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:3 ). Ибо о неких сказано: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1.3. Необходимо, однако, посмотреть, нет ли для жертвоприношений Богу какой-либо менее явной, тайной причины. Имею в виду, что нужно размыслить, могут ли жертвы, принесенные Богу, разрушить жертвоприношения бесам так, чтобы раны, нанесенные душам одними жертвами, исцелялись другими приношениями. Подобно тому, как змеиный яд обезвреживается средствами, полученными от змей, как утверждают имеющие опыт врачевания, так и отрава бесовских жертвоприношений обезвреживается жертвами, принесенными Богу, и так же и смерть Иисуса не позволяет смерти греховной господствовать над верующими (ср. Рим.6:9,14 ). Ведь пока время терпело, одни жертвы были противопоставлены другим; но когда явилась совершенная жертва, пришел непорочный Агнец (ср. 1Пет.1:19 ), Который взял «на Себя грех мира» (ср. Ин.1:29 ), жертвы, которые приносились Богу одна за другой, стали излишними, ибо одна жертва низвергла все поклонение демонам. Что же касается Валаама, то либо по устроению своего сердца, которое он не исправил, либо согласно тому образу, в котором, как мы сказали, он воплощает сущность учителей и фарисеев народа неверующего, он повелевает совершить жертвоприношение и принести жертвы. Ибо на них все надежды возлагают те, чье сердце не принимает веру Христову. 2.1. Что же дальше? «Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне. И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. И, восприняв притчу свою 33 , сказал» ( Чис.24:1–3 ). Кто-то может задаться вопросом, каким образом «Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля», и подумать, что это понимание пришло к нему вследствие принесенных им жертв: когда узрел он, что нет ни одного демона, что никакая вражья сила не отважилась явиться к своим жертвам, что все служители зла, обычно помогавшие ему проклинать, низвергнуты, тогда уразумел, «что Господу угодно благословлять Израиля». 2.2. Я, впрочем, склонен полагать, что здесь говорится о том, что тот народ, который ныне является бесплодным, и те учителя, которые не верят во Христа и держат этот народ в неведении, прозреют однажды, то есть «в последние дни» (ср. Деян.2:17 ), когда «войдет полное число язычников», и весь Израиль начнет приходить к вере Христовой (ср Рим.11:25 ). Те, говорю, кто ныне имеют глаза и не видят (ср. Мк.8:18 ), тогда узрят. Они возведут очи свои к возвышенному и духовному восприятию, увидят и поймут, «что Господу угодно благословлять» духовный Израиль. Ибо узрят они, что устроен он по родам и по племенам и по семействам (ср. Чис.1:20 ), и «каждый в своем порядке» ( 1Кор.15:23 ) должен обрести славу воскресения, и, «восприняв притчу свою», постигнут они написанное в притчах, чего они пока не могут ни понять, ни увидеть, ибо «покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поэтому, даже когда кажется, что они творят некий совет глубоко, творя его не ради Господа (ср. Ис.29:15 ), они признаются несчастными (ταλανζονται); даже когда они возвещают сокровенное [содержание] совета Божьего, они лгут, поскольку дела их – [дела] не света , но тьмы и ночи. Мы решили вкратце изложить это пророчество и в некоторой степени – его объяснение, так как о нём упомянул Матфей. Упомянул [о нём] и Марк (ср. Мк.7:6 ), из которого мы не без пользы приведём следующее место о прегрешении против старейшин, полагавших правильным, чтобы Иудеи мыли руки, когда едят хлеб: «Ибо фарисеи и всё Иудеи, держась предания старцев, не едят, если не умоют тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят, если не омоются; есть и кое-что другое, чего они приняли держаться – омовения чаш, кружек, котлов и скамей (κλινν)» 150 ( Мк.7:3–4 ). Этими [словами] Спаситель ясно учит нас, когда мы читаем в Левите (ср. Лев.11 ) и Второзаконии (ср. Втор.14 ) [предписания] о чистой и нечистой пище, в нарушении которых нас обвиняют Иудеи по плоти (ο σωματικο ουδαοι) (ср. 1Кор.10:18 ) и эбиониты 151 , мало отличающиеся от них, не думать, будто целью Писания является общедоступный смысл этих [предписаний] (τν πρχειρον περ τοτων νον). Ибо если «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит 152 из уст» ( Мф.15:11 ), и в особенности раз Спаситель говорил это и [в Евангелии] от Марка, «очищая всякую пищу» ( Мк.7:19 ), ясно, что мы не оскверняемся, когда едим то, что Иудеи, желающие служить букве закона, называют нечистым, оскверняемся же тогда, когда говорим, что придётся, да обсуждаем, что не следует, что и является для нас источником грехов, в то время как должно, чтобы уста наши были связаны чувством (ср. Притч.15:7 ), и мы сделали для того, что говорим, вес и меру (ср. Сир.28:25 ) 153 . И, конечно, закону Божиему подобает запретить то, что [исходит] от порока, и предписать то, что согласно с добродетелью, а те [вещи], что безразличны по своей сути (τ δ τ δ λγ διφορα) 154 , – их оставить как есть (ν π χρας), [так как] в зависимости от свободного выбора и [состояния] разума в нас (δι τν προαρεσιν κα τν ν μν λγον) они могут как делаться дурными, если совершаются во грехе, так и становиться хорошими, если исполняются праведным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Но так как сказано, что все это «описано в наставление нам» (ср. 1Кор.10:11 ), мы должны знать, что если мы согрешаем против Господа и, словно Богу, поклоняемся удовольствиям души и желаниям плоти, то снова, по слову Апостола, предаемся в руки дьявола. Послушай, что сказано о согрешившем: «Предам такового сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (ср. 1Кор.5:5 ). Таким образом, ты видишь, что и сейчас Бог предает грешников в руки врагов не только через Своих апостолов, но и через тех, кто возглавляет Церковь и имеет власть не только разрешать, но и связывать грешников «во измождение плоти», когда за свои прегрешения они отделяются от Тела Христова. И, как мне видится, и ныне грешник передается из Церкви во власть дьявола двойным образом: тем, о котором мы сказали выше, когда его преступления становятся известны Церкви и священники исторгают его из нее, дабы, осужденный людьми на бесславие, устыдился он и, когда обратится, могло такое произойти, что дух его был бы спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. Иным образом грешник предается сатане (ср. 1Кор. 5:5 ), когда грех его неведом людям, но Бог, Который видит втайне (ср. Мф.6:6 ), взирает на его ум и душу и видит, что они служат страстям и порокам, зрит в его сердце и видит, что поклоняется он не Ему, а жадности или сладострастию или тщеславию или чему другому подобному, и Сам Господь предает такового сатане. Как предает Он его сатане? Бог оставляет его ум, отвращается и удаляется от его худых помыслов и постыдных желаний и покидает пустой дом его сердца (ср. Мф.12:44 ). И тогда исполнится в нем написанное: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф.12:43–45 ). Поэтому должно понимать то, что Бог передает тех, кого передает, не таким образом, будто Сам Он передает кого-то, но так, что Он оставляет недостойных, то есть тех, которые не исправляются и не очищаются от пороков, чтобы Бог мог с радостью пребывать в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010