«Или какое соучастие верного с неверным?» Верующие сподобятся блаженства, неверующие лишены этой надежды. «Какая совместность храма Божия с идолами?» Христианин, получив в таинстве миропомазания дары Святого Духа, соделывается, по обетованию ( Лев.26:1–2 ), храмом Божиим ( 1Кор.3:18, 6:19 ), и подражание его языческому нечестию будет равносильно внесению «идолов» в храм Божий. 54 Богообщение ( 2Кор.6:16 ) обещано христианам под условием, если они ( 2Кор.6:17 ) «не будут прикасаться к нечистому», т.е. будут удаляться от всякой греховной скверны, от страстей и пороков (ср. 2Кор.7:1 ). Где же сектанты усмотрели для себя в указанном ими тексте основания к отделению от православной апостольской Церкви? Спорящим между собою коринфских христианам апостол с любовью писал: «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Состав церкви Избрание и послание апостолов. Служение апостолов. Апостолы через возложение рук поставили: Епископы – преемники апостолов. Назначение иерархии. Иерархия пребудет в Церкви до скончания века. Верующие обязаны оказывать послушание и уважение. Верующим запрещено восхищать себе иерархическую власть. Учение древнехристианских отцов. Опровержение возражений. Господь Иисус Христос дал Церкви видимое устройство установлением в ней иерархии (священноначалия), облеченной от Бога властью учить, священнодействовать и управлять, почему и члены Церкви разделяются на пастырей и пасомых, клир и мирян (ср. Деян.20:28 ; 1Пет.5:1–5 ; Ин.21:15–17 ; 1Кор.3:9 ). Господь (а не общество верующих), по молитве, «призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами» ( Лк.6:12–13 ). «Позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк.3:13–14 ; ср. Мф.10:1–4 ). «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» ( Ин.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мф.7:22–23 . Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. «В тот день». «Тем днем назвал (Господь) день Суда, как известный и ожидаемый» (Зигабен). «Не от Твоего ли имени». Через призывание Твоего имени, произнося Твое имя, по силе Твоего имени (ср.: Деян.3:6,19:13 ). «Пророчествовали». Не в смысле только предречения будущего, но – учительства (Сравнить, например: 1Кор.12:10 ). «Бесов изгоняли». Вообще исцеляли одержимых злыми духами (ср.: примечание к Мф.4:24 ). «Чудеса творили». Производили необыкновенные, одним силам человеческим недоступные, но силою сверхъестественною совершаемые действия, как в области природы, так в области духа человеческого. «Я никогда не знал вас». Вы не Мои, вы не были в общении со Мною (ср.: Лк.13:27 ). «Отойдите от Меня, делающие беззаконие». Слова псалма ( Пс.6:9 ). Несмотря на то, что они пророчествовали, бесов изгоняли, многие чудеса творили, Спаситель называет их беззаконниками – то, что Он выше выразил под образом дерева с худыми плодами. «В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от имени Иисуса. Благодать действует и через недостойных, так как мы, например, освящаемся и от недостойных священников; и Иуда творил чудеса, и сыны Скевы» (Феофилакт; ср.: Златоуст). «Впрочем, от сих чудес они никакой для себя не получили пользы, кроме большего наказания… Ибо вся сия благодать была не что иное, как дар подавшего оную, а те ничего от себя не привнесли; почему справедливо и наказываются, поскольку сделались неблагодарными и нечувствительными пред Тем, Кто столько их почтил, что дал им, хотя и недостойным, благодать чудотворения» (Златоуст). Возможность обладания такими дарами у людей, хотя почитающихся христианами, но не имеющих свойств истинных христиан, указывает Апостол Павел, когда говорит, что хотя бы кто-либо говорил языками человеческими и ангельскими, имел дар пророчества и дар горы переставлять, но не имеет любви – существенного свойства истинного христианина, то он – ничто ( 1Кор.13:1–2 ). Может быть также, что здесь разумеются обладавшие чудотворными дарами и потом угасившие в себе Духа ( 1Фес.5:19 ). Всем таковым Господь скажет: Я не знал вас, – вы не были истинными христианами, и нет вам участия в славном Царстве Моем. «Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем Моим творили чудеса. Знанием здесь называется любовь» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Поэтому Он ищет самую чистую, самую невинную и целомудренную душу и соединяется с ней, а «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). Этим также показано, что существует различие между грешниками: те, кто согрешают «грехом к смерти», суть отверженные, а согрешающие «грехом не к смерти» (ср. 1Ин.5:16 ), кто совершают меньшие прегрешения, суть опороченные. Таким образом, невестой Христа не может быть ни отверженная, ни опороченная, но должна быть она девою чистой, невинной, непорочной. Поэтому не забывай слова Апостола, которые мы привели немного ранее: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:27 ). 7 . Не берет Он и «блудницу» (ср. Лев.21:14 ). А какая душа – блудница? У которой есть любовники; пророк говорит о них так: «Блудила ты с любовниками твоими» (ср. Иез.16:28,33 ). Кто же эти «любовники», что входят в душу-блудницу, как не власти и демоны, которые желают восхитить ее красоту? Ибо сотворенная Богом душа красива и изящно украшена. Послушай, что говорит Сам Бог: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Смотри, сколь красива и славна душа; в ней заключены «образ и подобие» Бога. И когда противные силы, то есть «дьявол и ангелы его» (ср. Откр.12:9 ), с восхищением взирают на красоту ее, они страстно желают ее прелести; а так как они не могут сделаться ее женихами, то стремятся блудодействовать с ней. Поэтому если – о человек! – допустишь прелюбодея-дьявола на брачное ложе души своей, то предастся она блудодейству с дьяволом . Если примет она ангелов его, многоразличных духов, которые склоняют тебя ко греху, предастся разврату с ними душа твоя. Если дух гнева, дух зависти, дух гордости, дух блуда войдет в твою душу и ты примешь его, согласишься с ним, когда он говорит в сердце твоем, и будешь услаждаться тем, что он внушает тебе согласно своим желаниям, то ты блудодействуешь с ним. Потому и «не берет» «великий священник» «блудницу»; и «не порочит он семени своего в народе своем» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Деян.1:14 ), дабы они могли, упразднясь от всего, единого наконец исполниться Духа Свята и начать жить в сем исполнении. Токмо упразднись от всего, удостоились они праздновать великий праздник Божий. Может быть, и для вас, ревнующие об апостольском последовании Христу, но не ощущающие на себе помазания от Святаго ( 1Ин.2:20 ), – может быть, и на вас потому нет Духа Святаго, потому что Иисус еще не... прославлен в вас; может быть, вы прияли Его еще токмо, яко Пророка, носящего слово Божие во устах Своих (ср. Лк.24:19 ), но еще не посвятили себя Ему, яко Священнику (ср. Евр.7:1 ), да в общении Всемирной Жертвы Своей всецело вознесет и вас в благоприятное приношение Отцу Своему; еще не превознесли Его, яко Царя (ср. Евр.7:2 ), да никакое желание и мысль не воздвигнется без Его мановения. Может быть, лучше и для вас, – если уразумеете и взыскуете Христа более по плоти ( 2Кор.5:16 ), нежели по духу, – да отнимется на время от душ ваших вожделенный Жених ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ), и лишение духовных утешений очистит вашу веру, возвысит любовь, утвердит терпение, изощрит молитву, изгонит опасное самоуслаждение, приготовит сугубое блаженство. Но те, в которых если не ощущается, то по крайней мере уже начинается сокровенной рукой помазание... не имеют нужды, чтобы кто учил их; но... самое сие помазание учит их всему (ср. 1Ин.2:27 ). Что мы сотворим, живущие токмо плоти и крови, которые не могут наследовать Царствия Божия (ср. 1Кор.15:50 )? Что будем мы, по духу мертвые, хладные и сухие, подобно рассеянным среди поля костям в Иезекиилевом видении? Оживут ли кости сии? ( Иез.37:3 ) – вопрошал Бог пророка, желая ниспослать на них Животворящего Духа Своего. Не хотяй смерти грешников, но еже обратитися и живым быти им ( Иез.33:11 ), без сомнения, и на сии духовные остовы с толиким же взирает милосердием и желанием их оживления Духом Святым. Оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это ( Иез.37:3 ). И ныне рцы Сам, еже рекл еси древле пророком Твоим, яко несть в нас, иже проречет, Сам рцы костем сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете, – и дам Дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я Господь ( Иез.37:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков ( 1Кор.12:28, 14:26 ; Еф.4:11 ). «Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии ( 1Кор.12:4–11, 18 ), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» ( 1Кор.13:8 ). Дар пастырства и учительства ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам ( Еф.4:11–14 ; Мф.28:19–20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная. 16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики ( Числ. 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия. «Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» ( 2Пет.2:9–10 ; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя. 17) Пастырей Господь осудил ( Ис.56:10–12 ; Иер.10:21, 50:6 ; Иез.22:26, 34:10 и др.). В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, – они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков ( Ис.66:21 ; Иер.3:15, 23:4, 33:18 ). 18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах ( Мк.12:38 ; Лк.20:46 ). Выражение «любят ходить» указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды ( Ин.19:23 ; ср. Откр.1:13 ). Церковь как посредница в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1Кор.2:14 ), ни мадианитяне, ни амаликитяне ничего отнять не могут, и сыны востока не способны ничего похитить у того, кто взошел на высоту установлений духовного разумения. 3 . Итак, они «стали станом в долине Иезраель» (ср. Суд.6:33 ). И, как сказано, «Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и позвал за собой племя Авизера» 19 ( Суд.6:34 ). И хотя смысл написанного требует иного порядка объяснения, поскольку наша цель – не столько толковать Писание, сколько утешить народ с помощью прочитанного, рассмотрим некоторые отдельные отрывки. Сказано: «Позвал за собой племя Авизера», которого как такового не было. Авизер означает «помощь отца моего». Следовательно, Гидеон, по-видимому, призывает на помощь не человека, но Отца. Кроме того, он также созывает дополнительные войска. Весь народ и все войско собираются вокруг Гедеона. 4 . Сказано: «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось» ( Суд.6:36–38 ). Гедеон мог бы просить у Бога в подтверждение Его обещания великое множество знамений и чудес, но почему же ему видится правильным, после ангельского гласа и обещания с небес (ср. Суд.6:14–16 ), просить у Бога столь необычное знамение? Ибо он говорит: «Я расстелю на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля» ( Суд.6:37 ). И когда Гедеон испросил у Бога это знамение, оно свершилось. Воистину, о Гедеон, достиг ты совершения знамения; так зачем же ты берешь шерсть и выжимаешь из нее воду в чашу (ср. Суд.6:38 )? Что побуждает тебя сделать это? Ведь воистину получил ты первое знамение; для чего же ты просишь второе в обратном и совершенно измененном порядке (ср. Суд.6:39–40 )? Возможно, кто-то из тех, кто слушает читаемое внимательней других, скажет, что это, по-видимому, не согласуется с написанным, с предписываемым законом: «Не искушай Господа Бога твоего» ( Втор.6:16 ). Однако исполнение просьбы показывает, что его поступок не противоречит данному повелению; ибо Бог не стал бы слушать просьбу сделать что-то противное закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

9) Если бы мы и согрешили, то Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:8 ). Кровь Иисуса Христа очищает от грехов только того, кто «испытав себя» ( 1Кор.11:27 ), по заповеди Господа ( Мф.26:27 ; ср. Ин.6:53, 56 ), причащается ее не духовно, как умствуют сектанты, а действительно из «чаши благословения» ( 1Кор.10:16 ), «чаши Господней» ( 1Кор.11:27 ). Для очищения от грехов не достаточно, чтобы Кровь, пролившаяся на Голгофе, содержалась в человеческом естестве Искупителя, но необходимо, как учил Господь и апостолы, что бы она уделялась каждому в отдельности христианину. У сектантов нет и не может быть таинства святого причащения, нет у них поэтому и очищения от грехов Кровью Господа; тяжкому подлежат они наказанию за то, что не почитают за святыню Кровь Христову ( Евр.10:29 ), подаваемую в «чаше Господней», попирая тем самым Сына Божия, повелевшего пить Ее. 10) Можно спастись и без Церкви и без веры за одни добрые дела ( Деян.10:34–35 ). Слово Божие говорит иное: «нет другого имени (кроме имени Иисуса Христа – ср. Деян.4:10–11 ) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). «Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» ( 1Ин 3:23 ). «Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ). Хотя Корнилий был благочестив, боялся Бога ( Деян.10:2 ), но не имел веры во Христа, не принадлежал к Его Церкви; поэтому Господь послал к нему ( Деян.10:20 ; ср. 1Тим.2:4 ) апостола Петра, наставившего его в истинах веры и через крещение приложившего к Церкви Христовой. Следовательно, Сам Господь обращением Корнилия удостоверил, что спасение человека и благочестивого возможно только в единой Церкви Его, а не вне ее. «Но во всяком народе (а не в одном только иудейском) боящийся Его и поступающий по правде (справедливо, согласно с требованиями естественного закона) приятен Ему» (к такому человеку Бог благоволит, почему и приводит его в Церковь Христову, подобно Корнилию). «Апостол не сказал: «во всяком народе боящийся Его» спасается, но: «приятен Ему», т.е. достоин того, чтобы быть принятым» ( блаженный Феофилакт ). 116

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Бог сроднил меня с вами. Во всем мире нет теперь людей, которые бы по духу были так близки ко мне, как близки вы. Вы теперь для моего духа все: и предмет забот, и источник утешений. Вашим спасением и я спасаюсь; ваша погибель и мне грозит гибелью. Так вы близки ко мне, так я неразделен с вами». Представленные образчики излияния в словах к пасомым теплой пастырской любви лишний раз оттеняют наличие состраждущей любви в носителях дарования Священства. Отсюда и Таинство Рукоположения можно назвать отображением в пастырстве Церкви пастырского духа Христа Спасителя. Таинство Брака Исследование вопроса о даровании шестого церковного Таинства – Брака – представляет некоторые трудности из-за незаконченного взгляда на него в наших научных пособиях к изучению догматического богословия. Но путем сопоставления выводов о Таинстве Брака в научной догматике с учением о том же Библии, святых отцов и учителей Церкви можно ясно определить значение для супружеской жизни благодати Святого Духа в церковном браковенчании. Курсы догматического богословия в числе плодов Таинства Брака называют благодатное вспомоществование: 1) супружескому единодушию, 2) взаимной верности, 3) благословенному рождению и 4) христианскому воспитанию детей. Перечисленные научно-догматические определения плодов Таинства Брака оставляют то впечатление, что дарование церковного Брака благодатно напутствует мужа и жену пред началом брачной жизни к свободному творчеству друг в друге и детях любви . Такой вывод слишком общ и не отмечает никаких характерных черт действенности Брака сравнительно с прочими Таинствами. Если теперь за отысканием признаков дарования в Брачном Тайнодействии обратимся к свидетельствам Библии, то неясность в данном вопросе сразу распутается следующими библейскими текстами: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... жены... а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (ср. Лк.14:26 ). «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет.3:7 ). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ). «Ничто не должно обладать человеком» (ср. 1Кор.6:12 ). «Мужья! любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе не имеющею пятна или порока, но дабы она была свята и непорочна» (ср. Еф.5:25, 27–28 ). «Воля Божия есть освящение ваше... чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Сол.4:3–5 ). «Жена же спасется через чадородие, если пребудет в вере, любви и в святости с целомудрием» (ср. 1Тим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Сказано: «Мясо спасительной жертвы хвалы также принадлежит им» ( Лев.7:15 ). Мы часто говорили, что мясо в Писании обозначает твердую пищу (ср. Евр.5:14 ) и совершенное знание. Ибо из Писания мне известно, что одна пища души – «молоко», иная – «овощи», а иная – «мясо». Апостол говорит об этом так: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские» ( 1Кор.3:2–3 ). И в другом месте: «Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи» ( Рим.14:2 ); и еще говорит: «Твердая же пища свойственна совершенным» ( Евр.5:14 ) и прочее. Потому мясо этой «спасительной жертвы, принесенной как жертва хвалы», повелевается отдавать самому священнику. Однако из трехчастного приношения хлебного, как мы сказали выше, предназначается священнику лишь то, что приятно; а остальное отдается жертвующим его мирянам с тем, чтобы они съели все в тот же день и ничего не оставляли «до утра» ( Лев.7:15 ). Таким образом, мясо, которое есть твердая пища (ср. Евр.5:14 ) и совершенное знание, дано священникам, ибо надлежит им быть совершенными во всем – в учении, в добродетелях и в образе жизни. И если они не имеют в себе всего этого, то не будут есть мяса жертвоприношений. Что же касается той части, которая отделяется как особая, думаю, что под ней подразумевается та часть знания, о которой мы говорили прежде и которая указывает на совершенное и глубокое учение. Но, возможно, ты спросишь: если раньше закваска в хлебных приношениях полностью исключалась, то как же теперь повелевается отдавать «в приношение свое квасный хлеб» (ср. Лев.7:13 )? Но посмотри внимательно, что «квасный хлеб» принимается не как жертва, но как добавление к жертве. Поэтому давайте посмотрим, что он собой представляет. В Евангелиях Господь называет «закваской» человеческое предание фарисеев, которые следуют «учениям, заповедям человеческим» (ср. Мк.7:7 ), и говорит Своим ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской» ( Мф.16:6 ). Таковы и человеческие науки, например, грамматика, риторика или даже диалектика. Из этих наук ничего не должно примешиваться к жертвам, то есть к тому, что должно быть посвящено одному лишь Богу; однако ясная речь, блестящее красноречие, рассудительный ум должны надлежащим образом служить тем, кто несет Божье слово. Или не полагал жертву слова Божьего на этой закваске тот, кто произнес: «Худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ); а также «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» ( Тит.1:12 ) и другие подобные этим высказывания, взятые из греческой закваски?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010