12 . Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть устоишь. 13 . Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Заметим, что пророк говорит, что Вавилон занимался чародейством от юности; мы в этом видим прямое указание на шаманство и магию, которые процветали при самом основании царства в то время, когда Кушиты встречаются с племенами шаманскими, говорившими приклеевающими языками, и, сливаясь с ними, заимствуют от них те знания, которые составляли достояние племен кочевых средней Азии: бирки, как начало гвоздеобразного письма, эмпирическую медицину, основанную на наблюдениях над животными, и металлургию, начала которой ищут в горах центральной Азии 1535 . Пророк именем Господа с иронией спрашивает Вавилонян, думают ли они устоять своими волшебствами против приговора Вседержителя? Могут ли их астрологи предсказать что будет, или отвратить бедствие? (Ср. выше Ис. 41:23,26, 44:25 , 45с прим.). 14 . Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. 15 . Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону, никто не спасет тебя. Горят языческие суеверия, бесстыдные обряды, сатанические чары, животные нравы растленного народа, и с ними горят те жрецы лжи, которые поддерживали лжеименным знанием тьму среди толпы, которая едва умела отличить правую руку от левой 1536 . Пламень, которым горят порождения лжи и сатанинских обманов, не пожар, возженный воинами Кира; это -совершается приговор Божий, изображенный в знаменательной X главе в ст. 17 словами: „Свет Израилев будет огнем и Святый его пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день“ 1537 . Не остается материалов для огня; все пожжено, что составляло основание и гордость древней Семито-Кушитской культуры. Стих 15-й рисует одиночество, в котором остается бездетная вдова, изображающая Вавилон. Очевидно, что под именем тех, которые отвергнулись от нее, не подали ей никакой помощи, – между тем, как она прежде вела с ними оживленную торговлю, -надо разуметь все области передней Азии, Малую Азию, Сирию, Финикию и самую Аравию. Что Вавилонский культ и его мифы отразились на религиях передней Авии-и через них даже в Греции-в том нет сомнения 1538 , но и в отношении языческого культа в Аравии, Ленорман в своих Lettres Assyriologiques, в письме о Каабе 1539 , указывал общность происхождения всех этих Сиро-Арабских мифов, в которых преобладающее влияние играет богиня воспроизведения и плодородия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

15. Ин. 18:15 . За Иисусом следовали Симон Пётр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошёл с Иисусом во двор первосвященнический. Мф. 26п.; Ин. 20д.; Ин. 18:24 . 16. Ин. 18:16 . А Пётр стоял вне, за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввёл Петра. 17. Ин. 18:17 . Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Мф. 26п. 18. Ин. 18:18 . Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Пётр также стоял с ними и грелся. Ин. 18:25 . Сказание Иоанново об отречении Ап. Петра, в общем сходное со сказаниями о сем первых трёх евангелистов (ср. Мф. 26:58, 60–75 ; Мк. 14:56, 66–72 ; Лк. 22:54–62 и прим.), отличается от них, кроме некоторых частных черт восполнительных, главным образом более точным сопоставлением отречений с порядком суда над Господом. По Иоанну, первое отречение Петра последовало в то время, когда Господь был пред Анною, два последних – во время суда у Каиафы (ст. 24–28), тогда как первые три евангелиста, не повествующие о том, что Господь был приведён прежде к Анне, все три отречения Петра поставляют во время суда над Господом у Каиафы. Различие – в существе самого дела, не имеющее значения особенного, но указывающее на точность Иоаннова повествования, восполняющего сказания первых евангелистов. Впрочем, Иоанн и опускает некоторые черты сказаний первых евангелистов, так что точная история сего происшествия слагается только из сравнения всех их сказаний между собою. – Симон Пётр и другой ученик: первые евангелисты повествуют об одном только Петре, имея в виду рассказ о его отречении; Иоанн дополняет, что с Петром был и другой ученик. Этот другой ученик, без сомнения, сам ев. Иоанн, который так обозначает себя обыкновенно в своём Евангелии (20 и парал.) – Знаком первосвященнику: которому, Анне или Каиафе, не указано и почему, каким образом стал знаком и как поддерживал это знакомство, будучи в то же время учеником Господа – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. 19–21. Настоящую речь свою о любви к Богу и ближним апостол заключает сильным словом о любви к Богу и ближним не только в их взаимном сопоставлении или связи, но и в необходимости основать учение о любви к ближним на любви к Богу. – Будем любить Его: это – увещание, в том смысле, что мы должны, мы обязаны любить Бога; при сем апостол опять указывает на ту черту любви Божией к нам, что не мы прежде возлюбили Его, а Он нас (ст. 10); Он даровал нам любовь Свою не по заслугам нашим, но туне, даром, без всякой с нашей стороны заслуги. Кто говорит и проч.: мы должны любить Бога, но любить Его поистине возможно только тогда, когда мы любим друг друга. Поэтому, кто говорит словом, или языком, или даже в сердце своем, заблуждаясь в совести своей, что любит Бога в сердце своем, и считает себя христианином, исполняющим заповедь Божию и Христову, а брата своего ненавидит ( 1Ин. 2:9, 11 ; 1Ин. 3:15 и прим.) в сердце своем и показывает это делами, тот лжец, иное думает и говорит, и иное показывает на деле ( 1Ин. 2:4 ). Из того видно, что он лжец, что кто не любит брата своего, или ненавидит его ( 1Ин. 2:9 ), хотя бы он был враг его ( 1Ин. 3:15 ), брата своего, которого видит своими глазами (увидел, в подлиннике прошедшее время, для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося; ср. с. 12), Бога, Которого не видит (ст. 12), как может любить? То есть это дело невозможное, чтобы таковой любил Бога. Кто неспособен к более легкому, тот не в силах исполнить более трудное; любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое. Брату своему, которого видит, тем или другим добрым делом всегда может показать любовь; а Бога, Которого не видит и, следовательно, непосредственно не может ничего сделать для Него, – как может любить? Дело это невозможное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. 14–15. Вера в Иисуса Христа, Сына Божия, засвидетельствованная необычайными свидетелями и соединяющая верующего с Богом, возвышает молитву верующего до необычайного также дерзновения, молитву не только за себя, но и за других верующих (ст. 16). Дерзновение верующих ко Господу (ср. 1Ин. 2:28, 3:21, 4:17 ; Еф. 3:12 ; Евр. 4:16 ) так велико, что, когда они просят Его о чем-либо в молитве, Он слушает их (3, 22 и прим.). – По воле Его: это необходимое условие просимого в молитве, чтобы верующий просил лишь того, что согласно с волею о нем Божиею.– «Если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас... А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (Феофилакт). Получаем просимое: если мы имеем такое дерзновение, или уверенность и надежду, что Бог внемлет молитвам нашим в каждом случае, о чем бы мы ни просили Его, то имеем уверенность и в том, что просимое нами мы получим от Него по воле Его. 16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. 17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. 16–17. Сказав в предыдущих стихах о силе молитвы верующего во Христа вообще, в рассматриваемых стихах апостол говорит о молитве верующего не за себя самого, а за брата то есть всякого ближнего, брата во Христе ( 1Кор. 5:11 ), различая согрешающего грехом не к смерти и грехом к смерти. Связь этих стихов с предыдущим блаженный Феофилакт наводит такую: «сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волею, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно, то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Говоря в этом стихе об отцах и юношах, апостол не говорит более о детях и отроках, как сказал в предшествующем стихе, может быть, потому, что он, как выше замечено, не делает строгого различия лиц по возрастам и что говорит одним, то относит и к другим, так как предлагаемые наставления относятся ко всем, и детям, и отцам, и юношам, и отрокам, только с преимущественным применением к той или другой степени совершенства. 15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. 16 Ибо всё что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. 15–17. Указав, что любовь к Богу и ближним составляет основание христианской деятельности (ст. 7–11) и с особенным воззванием к христианам по возрастам их духовным (ст. 12–14), апостол с силою и решительностию раскрывает противоположную мысль о том, что недостойно любви человека к Богу и ближним и противно любви Божией к человеку. – Не любите мира, ни того, что в мире: любить мир, или вселенную, как превосходнейшее создание Божие на потребу и удовольствие человека, повелевает и слово Божие, и сама природа человеческая. Следовательно, любить мир как прекраснейшее творение Божие и можно, и должно, и Сам же Бог вложил в нашу природу способность и потребность и познавать, и любить истину и красоту и добро в мире, и пользоваться с любовию и благодарностию к Нему дарами благодати Его в мире. Но, вследствие греха человека, природа изменилась в своем отношении к человеку, и человек изменился в отношении к природе, и мир вместе с человеком стал во зле, во грехе, и в этом смысле говорится, что мир во зле лежит (ср. 1Ин.5:19 и прим.). А как зло и грех человек не должен любить, то и мир, почему и говорит апостол не любите мира. «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, чт такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Каков будет этот новый мир по существу, ведомо, конечно, Единому Всеведущему, но, без сомнения, будет по отношению к земле духовно-телесный, соответственно состоянию блаженных и святых людей, которые воскреснут к новой жизни в одухотворенном виде, духовно-телесном (ср. 1 Кор. гл. 15). – На которых обитает правда: правда как полное и совершенное соответствие правды человеческой с правдою Божией, воли человеческой с волей Божией, жизни и деятельности человеческой с жизнию и деятельностию Божией, да будет Бог всё во всем ( 1Кор. 15:28 ). – Указывается именно на правду, как справедливость, в частном смысле слова, отчасти для утешения верующих в противоположность несправедливости и бедствиям, какие они терпели от неверующих, отчасти для воодушевления среди тягости времени; но слово здесь не длжно ограничивать частным понятием справедливости, а принимать в обширном смысле соответствия блаженной жизни человеческой с блаженной жизнию Божией, чтобы святые люди были в Боге и Бог в них ( Апок. 21:3, 27 ). 14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. 14–16. Итак, возлюбленные ( 1Пет. 1:11 ), ожидая сего: того, о чем пред сим писал, тех событий, которые изображал апостол, то есть пришествие Господне, разрушение мира, новое небо и новую землю. – Потщитесь: с заботливости) постарайтесь ( 2Пет. 1:5 и прим.), явиться пред Ним, пред лицом Его, по суду и определению Его, – не пред миром, который многое ценит неправильно, но пред Ним, как вéдущим сердца и утробы, как пред Судиею мира, Который каждому воздаст по делам его. – Неоскверненными и непорочными: усиленное и повторенное выражение чистоты и святости жизни. Грех есть скверна, нечистота души, сердца и совести, которые грехом пятнаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Апостол в таком состоянии предписывает петь псалмы, то есть вообще воздавать славу и хвалу Богу посредством пения. Пение вообще есть самое естественное проявление чувства благобытия; надобно только, чтобы пение это направлено было во славу Божию, а не для чувственного, хотя бы то и очень тонкого, услаждения. 14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. 14–15. Болен ли кто из вас: разумеется, собственно, болезнь телесная и притом болезнь тяжелая, соединенная с сильным страданием, как показывают употребленные здесь сильные слова (ср. Деян. 9:37 ; Рим. 8:3 ).– Пусть призовет пресвитеров Церкви: под пресвитерами Церкви разумеются здесь не старцы вообще, а именно должностные лица в Церкви, получившие чрез рукоположение особенные дары Духа Святого для совершения особенного служения в Церкви Христовой, предстоятели Церкви или священники (см. Деян. 14:23 и прим.). Таким образом, предписываемое действие над больным могут совершать только предстоятели Церкви (пресвитеры, а следовательно, и епископы), и это показывает, что речь идет не о обычной молитве верующих при помазании елеем, а об особенном действии, совершаемом особенными лицами. Эта черта, а равно и дальнейшие указывают, что речь здесь о таинственном действии, или таинстве, в собственном тесном смысле сл ва. Тон и связь речи показывают, что апостол не новое дает предписание, не установляет новое таинство, прежде неизвестное, а только указывает на него, как уже известное в Церкви. Без сомнения, это таинство установлено в Церкви Самим Господом Иисусом Христом, как и все прочие таинства, хотя и неизвестно – когда именно, так как не все, чему учил и что творил Господь, записано в Евангелиях ( Ин. 21:25 ). – И пусть помолятся над ним: не – о нем только, но именно над ним, в присутствии его, а не заочно, как можно молиться о всяком. Это – одно из внешних действий совершения таинства Елеопомазания, другое – помазание болящего елеем во имя Господне, от имени, или от лица, Господа Иисуса Христа, помазание, совершаемое именно пресвитерами, а не кем-либо другим, как показывает связь речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010