Это – та же мысль, которая несколько прежде выражена Господом в словах: князь мира сего изгнан будет вон из мира (12, ср. прим.). Это – невидимое событие из области духовного мира, коего сущность – в кресте Христовом, а действия простираются на весь мир, будет возвещено миру чрез проповедь апостолов Духом Святым, и тем обличится мир о суде. 12. Ин. 16:12 . Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Ин. 16:29 . 13. Ин. 16:13 . Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Ин. 16:7, 14:17, 8:32 ; 1Ин. 2:27 ; 1Кор. 2:10, 12:49, 14:26, 7:1 д. Ещё многое имею сказать вам и пр. В продолжение этой же беседы Господь указывал ученикам, что Он не всё говорит им, что имел бы сказать и что нужно знать им для распространения в мире Его учения и вообще деятельности их в мире после Него (14:25), что более полное и совершенное познание обо всем дарует им другой Утешитель, когда придёт. – В сущности, Он сказал им всё (15:15), но только в сущности, и насколько могли принять и понять они. Он посеял в душах их семя истины, возрастит же и оплодотворит его другой Утешитель. Многое требовало бы ещё откровения и разъяснения в целой области христианской истины, и многое ещё имеет Учитель объяснить ученикам, но теперь не объясняет. Причина та, что они не могут теперь вместить этого многого. Чтобы вместить это многое, теперь умалчиваемое, нужно особенное озарение их духа, каковое и совершит Дух Святой со временем, когда, по прославлению Господа, Он изольётся в сердца их (ср. 7:39). Под этим многим разумеется вообще всё, что раскрыто в писаниях апостольских на основании учения Христова, но что именно в частностях, решать не безопасно, и совершенно справедливо замечание о сем блаженного Августина : «когда Христос Сам умолчал о сем (что такое – многое), кто же из нас может сказать, что это – то или то?» – Не можете вместить, т. е. понять, уразуметь и провести в жизни. Они теперь были ещё как бы в детском периоде духовного развития; совершенный мужеский период настанет для них, когда придёт к ним иной Утешитель, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Эти богомольцы открытее говорили о Господе и ждали Его на праздник (11:55–56), и теперь, услышав, или от вновь прибывших богомольцев, которые путешествовали от Иерихона вместе с Иисусом Христом, или от возвратившихся из Вифании уверовавших в Него иудеев (ст. 11), что Иисус идёт из Вифании в Иерусалим, с пальмовыми ветвями в руках пошли Ему навстречу. Пальмовые ветви: пальма на Востоке служит символом крепости и красоты, ветви её в руках – символом радости и торжества (ср. 1Мак. 13:51 ; Лев. 23:40 ). – Вышли навстречу Ему: часть их, может быть, пришла в Вифанию (ст. 9–11) и с места сопровождала Господа, другая вышла навстречу Ему из Иерусалима. Поскольку таковых было множество, то, вероятно, чем далее двигалось шествие, тем больше и больше подходило и присоединялось к нему народа, увеличивая торжественность его. Этой чертой, что множество народа из Иерусалима вышло Господу навстречу, Иоанн восполняет и несколько поясняет сказания первых трёх евангелистов. Они не упоминают о том, что Господь на сем пути от Иерихона в Иерусалим останавливался на целые сутки в Вифании, и, продолжая непрерывный рассказ об этом путешествии, весьма естественно представляют событие так, что Господь сопровождаем был от Вифании до Иерусалима теми толпами народа, с которыми Он шёл от Иерихона. Без сомнения, прибывшие из Иерихона в этот день новые толпы богомольцев сопровождали Господа, но Иоанн указывает, что множество народа из Иерусалима вышло Ему навстречу, чем, несомненно, увеличивалась торжественность встречи. Не этот ли момент встречи толпы, сопровождавшей Господа и вышедшей навстречу Ему, имеет в виду ев. Лука, когда говорит, что энтузиазм народа особенно сильно выразился в то время как Господь приблизился к спуску с горы Елеонской к Иерусалиму ( Лк. 19:37 )? Осанна и пр.: см. прим. к Мф. 21 и парал. – Царь Израилев: Мессия, Христос (ср. 1:49). 14. Ин. 12:14 . Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Мф. 21 п.; Мф. 7 п. 15. Ин. 12:15 . Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По всем этим и подобным качествам – это сыны проклятия ( Ин. 17:12 ; Пс. 108:17 ; Еф. 2:2 ): люди, подлежащие проклятию, или вечному осуждению (ср. Мф. 25:41 и прим.). 15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 15–16. Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Числ. 22:8, 19, 38, 25:1 и далее; Числ. 31:16 ; Апок. 2:14 ). – Оставив прямой, или правый, путь: это – путь богооткровенной истины (ст. 2), или путь правды. Он называется еще путем Господним ( Быт. 18:19 ), путем мира ( Рим. 3:17 ), путем премудрости ( Притч. 4:11 ), путем жизни ( Притч. 10:17 ), путем спасения ( Деян. 16:17 ). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно – идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. – История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. – Сына Восорова: по древнему произношению и чтению – Всорова. – Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму ( Числ. 22:7 ), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, чт ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними ( Числ. 22:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Сказал в ответ»: ученикам, а не женщине, которая вопияла сзади.– «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»: овцы погибшие – это иудеи (ср. прим. к Мф.9:36 и Мф.10:6 ), весь иудейский народ, в противоположность языческому миру. Господь говорит, что Он послан или пришел в мир «только» к иудеям, а не язычникам, выражаясь так применительно к образу воззрения иудеев на язычников: в сущности же мысль та, что Он к иудеям пришел к первым и прежде, так как им обетован был Мессия, они были народ избранный для приготовления человечества к принятию Мессии, и среди них Он явился. Что Господь пришел на землю принять в Свое царство все народы и языческие, это видно из многих изречений самого Господа, содержащихся в Евангелии: ср. Мф.8:11–12 ; Мф.24:14,31 ; Мф.28:18–20 и др. Мф.15:25–26 . А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. «Нехорошо взять хлеб» и пр.: иудеи были чада или дети Божии ( Рим.9:4 ), так как их Бог избрал Себе из всех народов и как бы усыновил Себе. Признавая себя чадами Божиими, иудеи с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, например псами, нечистыми животными, подобно тому, как теперь еще мусульмане называют христиан. Жена была язычница, и Господь, применяясь к образу воззрения иудеев, выразил ей, что нехорошо лишать благодеяний, предназначенных иудеям, и как бы передавать их язычникам, все равно как не хорошо отнимать хлеб у детей и отдавать его собакам. Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали ими иудеи, и как бы подтвердить верность такого взгляда иудеев на язычников; мы видим, что Он иначе смотрел на отношение этих последних к царству Своему, считая их более достойными его и способными к принятию его, чем иудеи ( Мф.21:43 и др.). Нет, этими словами Он хотел только испытать и обнаружить силу веры женщины. Мф.15:27–28 . Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 12 Речь по поводу срывания учениками колосьев ( Мф.12:1–8 ). Исцеление сухорукого и других ( Мф.12:9–21 ). Исцеление бесноватого и речь по сему поводу ( Мф.12:22–37 ). Знамение пророка Ионы ( Мф.12:38–40 ). Суд над народом ( Мф.12:41–45 ). Матерь и братья Христовы ( Мф.12:46–50 ). Мф.12:1 . В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. «В то время»: ср. прим. к Мф.3:1 . – «Срывать колосья и есть»: бывший в употреблении и в настоящее время еще на востоке обычный способ утоления голода; срывали спелые колосья, растирали их в руках и вытертое жито ели. И законом Моисеевым дозволено было срывать колосья на жатве ближнего, только серпа заносить не дозволено ( Втор.23:25 ). Мф.12:2 . Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. «Чего не должно делать в субботу»: Моисей, повелев шесть дней в неделю делать, запретил в седьмый день (в субботу) заниматься обычными и житейскими делами, кроме самых необходимых ( Исх.20:10, 35:2–3 ; Чис.15:32–36 ). Предания старцев еще более усилили строгость субботнего покоя, так что даже дела добрые, дела благочестия, иногда запрещалось делать в субботу. Впрочем фарисеи, неблагоприятно относившиеся к Спасителю, кажется, преувеличивали, именно в отношении к Нему и Его ученикам, строгость требований субботнего покоя; в отношении к себе и другим они, наверное, были снисходительнее (ср. Мф.12:11 ). Срывание учениками Иисусовыми колосьев даже для удовлетворения голода, следовательно по необходимости, они почли нарушением субботнего покоя, осквернением субботы и – не опустили случая обратить внимание Господа на это, и упрекнуть Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим такое, по их мнению, явное и соблазнительное для других нарушение законов о субботе. Мф.12:3–4 . Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Нав 18.25 ). Оба упомянутые пророком города находились на Южной границе десятиколенного царства и принадлежали уже к южному царству. Называя именно Гиву и Раму, пророк хочет сказать, что неприятели дошли уже до южной границы царства, заняв всю его территорию. «Возглашайте в Беф-авене», слав. «проповедите в дому Онове»: имеется в виду Вефиль (ср. прим. к Ос 4.15 ). Слова «за тобою Вениамин» взяты, по-видимому, из Суд.5:14 . Смысл их не вполне ясен и передается различно. По мнению некоторых толкователей, пророк указывает приведенными словами на опасность, угрожающую Израилю от Вениамина; по мнению других, в словах содержится предостережение самому Вениамину (слова acharecha за тобою – считаются особой формой винит. пад. и передаются «берегись Вениамин») или же выражается мысль, что враги не только прошли десятиколенное царство, но и область Вениаминова колена, и находятся уже за (позади) Вениамином. Вместо слов «за тобою, Вениамин» в слав. «ужасеся Вениамин» εξστη В. Полагают, что вместо мазор. acharecha (за тобою) LXX читали jeherad от harad трепетать. Ос.5:9 . Ефрем сделает­ся пустынею в день нака­за­ния; между коленами Израилевыми Я воз­вестил это. «Ефрем» – не одно Колено Ефремово, а все десятиколенное царство. Ос.5:10 . Вожди Иудины стали подобны перед­вига­ю­щим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. Ср. Втор 19.14, 27.17 . Пророк обвиняет вождей Иуды в нарушении закона, – частнее в том, что участвуя в идолослужении Израиля, они передвигали границы закона и уподоблялись захватывающим чужие участки. Ос.5:12 . И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. Пророк хочет указать на неизбежность божественной кары. Различие слав. текста и рус. явилось в ст. 12 следствием того, что LXX выразили мысль подлинника иносказательно: «аз же яко мятеж (asch – моль) Ефремови, и яко остен ( κντρον – рожен, жало, евр. rapy – червь) дому Иудину». Ос.5:13 . И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда – свою рану, и по­шел Ефрем к Ассуру, и по­слал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подобно тому, как и выше – «правда, и я думал» – апостол сознается, что и он некогда не верил не тому, что Бог воскрешает мертвых (этой веры он всегда держался, как строгий фарисей, Деян.26 и Деян.23 и д.), но тому, что Он воскресил Иисуса и что Иисус есть истинный Сын Божий, и сначала поступал сообразно этому неверию. Это, однако, еще более располагает в пользу его учения, которое не могло дать такого резкого контраста со всем прежним его образом мыслей и действий – без особо сильного и крепкого основания, о чем он еще раз и повествует далее. «Святых» – ср. к Деян.20 и пар. Апостол называет так христиан, возвышая их в глазах судей и глубже изобличая свою несправедливость в отношении к гонимым. Деян.26:11 .  и по всем синагогам я многократно мучил их и при­нуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной про­тив них ярости, пре­следовал даже и в чужих городах. «Принуждал хулить», – т. е. Иисуса. В предшествующих рассказах этого не упоминается. С каким сокрушением сердца должен был вспомнить о сем исповедник и апостол Христов! И как это было сильно заставить задуматься и этих гонителей и хулителей Иисуса, не хотящих уверовать в Него после столь сильных доказательств Его Божественности! Деян.26:12 .  Для сего, идя в Дамаск со властью и по­руче­нием от первосвящен­ников, Деян.26:13 .  среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, пре­восходящий солнечное сияние, осияв­ший меня и шедших со мною. Деян.26:14 .  Все мы упали на землю, и я услы­шал голос, говорив­ший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти про­тив рожна. Деян.26:15 .  Я сказал: кто Ты, Го­с­по­ди? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. «Со властию и поручением» – ср. прим. к Деян.9:1–2 . Любопытны некоторые, хотя маленькие и несущественные, особенности этого второго собственного рассказа апостола о своем обращении, в сравнении с первым его рассказом ( Деян.22 ) и рассказом дееписателя ( Деян.9 ). Эти особенности следующие: 1) о свете небесном, осиявшем Павла, точнее отмечается, что это был «свет, превосходящий солнечное сияние» (в Деян.9 «свет с неба», в Деян.22 – «свет великий»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. Ин. 9:4 . Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Ин. 5:17, 19, 8:56, 11:1 д. 5. Ин. 9:5 . Доколе Я в мире, Я свет миру. Ин. 1:8, 8:12, 12:35 . Мне должно делать дела и пр.: Господь, вероятно, с первого взгляда на слепорождённого имел в виду даровать ему исцеление, и это исцеление назвал одним из дел Божиих, совершаемых Им. В предведении близости Своей смерти Он усиленно выражает мысль о совершении Им дел, какие должен совершить Мессия во время пребывания Своего на земле для просвещения человечества, – Пока есть день и пр.: день время делания, ночь – время отдохновения, покоя. Здесь противоположность дня и ночи есть противоположность времени Его жизни и деятельности на земле в отличие от времени Его отшествия от земли (ср. у Феофил. к 11:9–10). Его отшествие конец Его деятельности на земле в Его видимом человеческом теле; это не значит, что Он перестал действовать на земле со времени Своего отшествия от неё; действия Его и Церкви Своей и в мире продолжаются и будут продолжаться до скончания мира ( Мф. 28:20 ). День и ночь здесь понятия не совершенно противоположные, а лишь относительные. И самое выражение – доколе (пока) не означает предела деятельности или состояния (см. прим. к Мф. 1:25 ); но действия Его в мире с тех пор совершаются иным образом, чем во время Его земной жизни, в теле человеческом, – таинственным, духовным, невидимым образом, чрез Духа Святого ( Ин. 14:16–17, 15:26, 16:13–15 ; 1Кор. 12:3–11 ). – Когда никто не может делать: усиленное выражение той же мысли в предведении Своей близкой кончины (ср. Лк. 22:53 ). – Если предположить, что исцеление слепорождённого случилось перед вечером того дня, в который совершились события, описанные в предшествующей главе, то, может быть, образ дня и ночи, как образ мессианской деятельности Господа во время земной жизни в теле человеческом и прекращения таковой деятельности с отшествием из мира, заимствован от этого приходящего к концу дня и наступающей ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иов.1 ) – и погибло богатство; а если и бедствия не постигнут богатого, то рано или поздно постигнет смерть – и конец богатству, а продолжительна ли и вся-то жизнь человека, даже и старого? Это – пар, на малое время являющийся и потом исчезающий (4,14). В том и другом случае богатый вянет, как цветок, и все пути его, все предприятия его и действия – конечны (ср. Феофилакт). Если он, кроме богатства, не имел ничего, то и нечем ему хвалиться, а потому и может хвалиться только уничижением своим, если приобрел его и в богатстве или чрез богатство. 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 12 . Блажен человек и проч.: указав на высокое достоинство искушений, терпеливо переносимых в совершенствовании нравственной жизни, апостол выводит из сего необходимое следствие о блаженстве (в том же смысле, в каком употреблял это понятие Христос, Мф. 5:3 ; ср. прим.; слич. Пс. 1:1 ) так переносящих искушение (употреблено единственное число; под общим понятием искушения разумеются без сомнения все те различные искушения, о коих начал речь апостол, ст. 2). Поясняя прямее это понятие блаженства искушаемых, апостол указывает основание этого блаженства в том, что такой человек, прошедши испытание чрез искушение (ст. Иак.1:3 ) и этим испытанием очистившись нравственно, как золото очищается через огонь, и укрепившись в совершенстве нравственной жизни чрез терпение (ст. Иак.1:3–4 ), как совершенный, получит венец жизни. Венец – венок – символ победы, чести и славы; венец жизни – жизнь за победу в чести и славе, то есть вечная жизнь в блаженстве, или, что то же, блаженная жизнь в вечном Царстве Отца, Сына и Святого Духа. Разумеется, что степень блаженства, или чести, славы, соразмерится со степенью веры, терпения и нравственного совершенствования ( 1Кор. 15:41–42 ),– венец, который обещал Господь, как награду, подобно тому, как обещается награда состязающимся ( 1Кор. 9:24 и далее), любящим Его, каковая любовь у перенесших искушение свидетельствуется самим этим перенесением, ибо у переносящих искушения, и еще с радостию, не иное какое-либо основание к сему, как именно любовь ко Господу, так как другого основания и быть не может. Обещание вечной блаженной награды за любовь к Господу проникает все Евангелие; вероятно, этот общий дух евангельского учения и имел в виду апостол, когда говорит: Господь обещал, а может быть, и частные изречения Его вроде Мф. 25:34 и далее и под. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех , а сделанный грех рождает смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Очевидцы и свидетели славы Его, они менее других могли соблазниться и видом уничижения Его. – Начал «скорбеть и тосковать»: «скорбит Он и тоскует благопромыслительно, дабы, т.е. уверовали, что Он истинный человек, ибо природе человеческой свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе, и потому природа человеческая боится ее и бежит от нее» (Феофил.). Смерть есть следствие греха ( Рим.5:12,15 ); посему безгрешная природа, какова природа Богочеловека, не должна бы подлежать смерти; смерть для нее – явление, так сказать, неестественное. Оттого чистая природа Христова естественно возмущается против смерти, скорбит и тоскует при виде ее. – «Скорбит смертельно»: скорби смерти кажутся для человека самыми великими; больше и сильнее их человек ничего не знает. Посему изречение Спасителя означает: страдания и скорби души Моей крайне тяжки и велики, как страдания при смерти. Тяжесть сия оттого, что Он принял на Себя все грехи всего мира и идет на смерть за них; то, что должен бы потерпеть весь мир за грехи свои, теперь сосредоточилось, так сказать, на Нем одном. – «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною»: как бы подкрепление в страданиях Своих ищет человеческая природа Богочеловека в сочувствии довереннейших учеников, в их сопребывании с Ним и бодрствовании. Мф.26:39 . И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. «Пал на лице Свое»: внешнее выражение усиленной молитвы (ср. Чис.16:22 ; 2Пар.20:18 ; Евр.8:6 ). Вероятно, евангелист передает только сущность молитвы Господа; молитва продолжалась, кажется, не малое время (ст. Мф.26:40 ). – «Чаша сия»: т.е. предстоящие страдания (ср. прим. к Мф.20:22 ). «Когда говорит: «если возможно, да минует», то сим самым показывает Свое человеческое естество. Когда же говорит: «не как Я хочу, но как Ты», то сим показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, несмотря на противодействие природы» (Злат.). Если бы возможно было, чтобы мир спасен был и правосудие Твое было удовлетворено без Моих крестных страданий и смерти, которые так тягостны для Моей безгрешной человеческой природы: то молил бы Я Тебя, Отец Мой небесный, избавить Меня от страданий сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010