3; 28. 16; ср.: Втор 34. 1 сл.). Посредством антитезы к отдельным положениям ветхого закона в Нагорной проповеди («вы слышали, что сказано… а Я говорю вам» - Мф 5. 21-48) Христос представлен в отношении к М. как новый законодатель. Наиболее наглядно типология «Моисей Иисус Христос» раскрыта в Евангелии от Иоанна: дарование Христом истинного хлеба с небес, приносящего вечную жизнь, противопоставляется низведению с неба манны М. (Ин 6. 48-49, 51-59; ср.: Исх 16. 1-3), которое также находит свое отражение в чуде насыщения хлебами (Ин 6. 26 сл.; ср.: Мф 14. 13-21; Лк 9. 12-17). Прообразовательный характер М. раскрывается в отсылке к вознесению медного «змия в пустыне», указывающего на вознесение (т. е. распятие на Кресте) Сына Человеческого. Как изображение змия избавляло израильтян от страданий, так и Христос посредством Своих Крестных Страстей дарует страждущим от греха жизнь вечную (Ин 3. 14-15). В Деяниях святых апостолов Образ М. преимущественно используется в речах апостолов в контексте полемики с иудеями как олицетворение иудейского учения и обычаев, вошедших в противоречие с новым откровением (см., напр.: Деян 6. 14; 15. 1). Так, иудеи обвиняли ап. Павла в том, что в своей проповеди он учил язычников «отступлению от Моисея» (Деян 21. 21). Отрывок речи первомч. Стефана содержит почти житийное изложение истории М. (Деян 7. 2-44), в кратком описании основных эпизодов особенно подчеркивается, что М. был научен егип. премудрости и обладал силой «в делах и словах» (Деян 7. 22), что, вероятно, указывает на его характер и силу личности, а не просто на талант красноречия (ср., напр.: Исх 4. 10). Близость с образом Спасителя показана за счет того, что М., будучи начальником и избавителем своего народа, тем не менее был отвергнут его представителями (Деян 7. 25-29, 35, 39-40). Ревнители закона обвиняли первомч. Стефана в том, что «он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Деян 6. 11), однако в его речи история гонимого своим народом М. вместе с другими событиями израильской истории становится обвинением, обращенным к тем иудеям, к-рые отвергли Христа (Деян 7. 52). Также М. представлен пророком (Деян 7. 37; 26. 22; 28. 23), возвестившим о мессианском пришествии нового пророка (Втор 18. 15, 18); уже в проповеди ап. Петра оно напрямую относится к Сыну Божию (Деян 3. 22-26). Представленное в Деян 7. 38 мнение о том, что М. говорил на горе Синай с ангелом (ср. также: Гал 3. 19), не находит параллелей в ВЗ (ср.: Исх 19. 19), за исключением Втор 33. 2 по LXX: «Господь от Синая приходит… и справа от Него ангелы с Ним», но имеет соответствия в эллинистической и апокрифической традиции (ср., напр.: Ios. Flav. Antiq. XV 5. 3 В Посланиях святых апостолов

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Ин. 1:51, 14:12 . Ибо Отец любит Сына: основание единства действий Отца и Сына выше указано в равенстве и единосущии их; здесь другое нравственное основание – любовь Отца к Сыну (ср. прим. к 3:35). По этой любви Отец всё, что Сам творит, показывает Сыну: выражение опять образное, заимствованное от близких отношений отца к сыну, по которым между ними нет ничего скрытого, – отец всё показывает сыну и сын всё видит, что отец делает. В отношении Бога Отца ко Христу это означает совершеннейшее (абсолютное) самооткровение Бога во Христе и чрез Христа. Все орудия откровения Божия в человечестве – пророки, апостолы, святые – имеют откровения временные, частичные, неполные, настолько, насколько будет им открыто Богом; для Христа же открыты все тайны Божии, и всегда и вполне. – Дела больше сих: указание на дела, совершённые доселе Христом, и, в частности, исцеление больного при Вифезде; ещё больше сих дела покажет Ему Отец, чтобы, т. е. Он мог делать и их (ст. 19); или, иначе, Мессия Сын Божий Иисус Своею силою, в единении с волею Отца, совершит дела большие, чем совершал доселе и – подразумевается – не стесняясь временем, суббота ли то будет или другой день. Какие это дела – указывается далее. – Так что вы удивитесь: с подлинника сильнее – дабы вы дивились: т. е. вы, упорные в неверии, увидев эти большие дела, в вере своей Мне отказать можете, но, к удивлению, вынуждены будете, невольно должны будете дивиться, не сможете не дивиться, весь ваш род неверующий диву дастся. Заметим слово дела: по терминологии Иоанна, дело, совершить которое пришёл Господь на землю, – есть дело искупления человечества ( Ин. 4:34, 17:4 ), все действия для исполнения этой цели суть дела, в особенности чудеса ( Ин. 10:32, 38, 15:24, 9:4 ). 21. Ин. 5:21 . Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Втор. 32:39 ; Откр. 20:5 . Эти большие дела, которые сотворит Христос в единении с волею Бога Отца, суть воскрешение мёртвых и суд над миром, речь о которых идёт до 31 ст. – Эта часть речи Господа представляется особенно затруднительной для уразумения и объяснения потому, что в ней заключается двоякий смысл и отношение (подобно пророческой речи Его о разрушении Иерусалима и кончине мира – Мф. 24:1, 25:31 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

16. Начало служения Иисуса Общественное служение Иисуса началось с того, что Он пришел на Иордан принять Крещение от Иоанна Крестителя — человека, который и своим аскетическим образом жизни, и своей проповедью напоминал одновременно и пророка (особенно Илию), и апокалиптика. Сам факт принятия Иисусом Крещения от Иоанна — выдающийся и достойный всяческого доверия уже просто потому, что Предание сохранило его и включило в Евангелие несмотря на то, что Церковь с самого начала не могла не недоумевать, почему Сын Божий смиренно принимает Крещение от Своего Предтечи (ср. Мф. 3, 14-15), да еще если принять во внимание, что Иоанново Крещение было «для прощения грехов» (Мк. 1, 4). Кроме того, некоторые из учеников Иисуса (Петр, Андрей, Филипп и Нафанаил — Ин. 1, 35-51) прежде были учениками Иоанна Крестителя. § 17. Весть Иисуса с точки зрения формы Общеизвестно, насколько тесно связаны форма и содержание. Проповедь Иисуса представляла собой цельное, гармоничное сочетание содержания Благой вести с теми формами, в которые Благая весть облекалась. 17. Общение за трапезой Любовь Божию к грешникам, которую проповедовал Иисус, Он наглядно выражал тем, что ел и пил с «мытарями и грешниками». Это были люди, согласно Закону находившиеся в низком, нечистом состоянии, вне общества Господня, народа Божия, каким считалась основная масса иудеев, «народ земли» (евр. amme ha’ares) . Есть и пить с кем-то, то есть иметь общую трапезу — действие, наполненное большим символическим смыслом (особенно на Востоке по сей день ). Оно было самой наглядной демонстрацией того, о чем Иисус возвещал словесно, используя образы возвращения блудного сына и принятия его в прежнем достоинстве, прощения огромного долга, нахождения потерянной овцы и т. п. С другой стороны, общение с подобными «потерянными» для Закона , своего рода «маргиналами», да еще за трапезой, у них дома (Лк. 19, 6-7), держало и Самого Иисуса в нечистом для Закона состоянии. Так сказать, вне Закона. Уже сам по себе этот факт вызывал не просто недоумение, а резкое порицание со стороны благочестивых. Христос возвещал, что эсхатологический пир Царствия Божия уже наступил, к нему приглашены все обратившиеся грешники, тогда как время поста — позади (Мк. 2, 18-20). Столь неаскетический образ жизни, который Он вел, не только отличал Его от Иоанна Крестителя, но и вызывал всеобщее неодобрение, стяжав Ему репутацию «человека, который любит есть и пить вино, друга мытарей и грешников» (Мф. 11, 19).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

35:10). – Симону Господь нарек имя Кифа. Имя это – арамейское; оно означает то же, что и греческое – Петр, т. е. камень. Камень или скала есть символ твердости, и название Симона именем Петра указывает в будущем на силу и твердость его веры в Иисуса Христа. В другое время, когда Симон-Петр исповедал Христа Сыном Божиим, Господь прямо сказал: ты ecu Петр и на сем камени, то есть на исповедании твоем, 196 твердом как камень, созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). II. Призвание Филиппа и Нафанаила ( Ин.1:43–51 ) Ст. 43. Воутрий же восхоте изыти в Галилею: и обрете Филиппа: и глагола ему: гряди no мне. О призвании Филиппа 197 евангелист сообщает нам очень немного, хотя и того, что сообщает он, достаточно, чтобы видеть, как с каждым днем все увеличивалось число учеников Иисуса Христа. На другой день после призвания Петра 198 Господь, намереваясь идти в Гилилею, 199 находит Филиппа и говорит ему: гряди no мне. Этих двух слов довольно было, чтобы Филипп тотчас же последовал за И. Христом, т. е. стал его учеником. Некоторые, впрочем, экзегеты (Годе, Кейль) понимают слова: гряди no мне в смысле простого приглашения идти вместе в Галилею. Но это слишком узкое понимание. Всюду, где встречаются эти слова в Евангелии, везде они означают призвание Господом учеников ( Мф.9:9 ; Мк.2:14; Лк.5:27 . Ср. Мф.8:22 ; Лк.9:59 . и др.). И здесь, понятно, И. Христос призывал Филиппа следовать за Собою не в качестве спутника, а в качестве ученика: только, надобно заметить, что ученики И. Христа до призвания к апостольскому служению не всегда находились при своем Учителе, но занимались и домашними делами ( Мф.4:18 ). Филипп был родом из города Вифсаиды. С именем Вифсаиды известны два города: Вифсаида Галилейская и так называемая Вифсаида – Юлия. 200 Первая находилась на западном берегу Галилейского моря, вблизи Капернаума. несколько только южнее; вторая также вблизи Капернаума, но на север 201 и немного вдали от моря, хотя самое название означает дом рыбы (Бет-саида). Чудо умножения хлебов и рыбы совершено было Господом близ этой второй Вифсаиды (Мк.6:31–53 и особенно ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Притом же далее ангелы называются их собственным именем (31 ст.), как это делается и в других местах евангелия (ср. Мф.13:41 . Ин.1:51 и др.). все эти соображения приводят к тому, чтобы понимать выражение „силы небесные – α δυνμεις τν ουρανν“ как указание на те космические силы, действием которых обусловливается упорядоченный строй всех физических и в особенности астрономических явлений. Они – эти силы сохраняют и поддерживают то правильное отношение небесных тел „in se et inter se“, которое дает возможность говорить о законах их движений 606 . Может быть неясное указание на эти именно силы мы находим в книге Иова, где Иегова вопрошает последнего: „знаешь ли ты уставы неба; можешь ли установить господство его на земле“ ( Иов.38:33 ). Можно думать, что эти же силы имеет в виду пророк Иеремия, когда говорит, что Господь дал „уставы луне и звездам“ и далее представляет эти уставы вечными, незыблемыми ( Иер.31:35–36 ). Если здесь об этих силах говорится, что они подвигнутся – σαλευϑσονται, то этим выражается та мысль, что силы небесные, уставы неба, действовавшие до сих пор однообразно, устойчиво, теперь поколеблются, выйдут из прежнего состояния упорядоченности и придут в состояние беспорядочное, неправильное, необычайное. Таким образом, здесь мы находим объяснение для всех указанных ранее явлений планетного мира. „Уставы неба“ нарушатся и вследствие этого отношение его к земле изменится. Солнце перестанет отправлять свое назначение – светить на землю и управлять днем; луна перестанет управлять ночью; неподвижные звезды придут в беспокойное и беспорядочное движение – спадут с неба 607 . Ев. Лука особенно ясно отмечает, что это возмущение, потрясение небесных сил будет именно основанием и причиной всех необычайных явлений и притом явлений не только на небе, но и на земле. Исчислив эти явления, он присоединяет: „силы бо (γρ – как и везде в причинных предложениях Мф.24:5 . Мф.24:21 . Мф.24:24 . Мф.24:27 ) небесныя подвигнутся“ ( Лк.21:26 ), указывая таким прибавлением, что в этом движении и колебании небесных сил заключается основание, причина всех необычайных явлений того времени, что последние суть следствие первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

360 Ср. Латер. Собор (649 г.), кан. 3: Mansi 10, 1151. Св. Лев Вел., Посл, к Флав:. PL 54, 759. Халкид. Собор: Mansi 7, 462. Св. Амвросий, О наставл. дев.: PL 16, 320. 363 Ср. Пий XII, Апост. Конст. Munificentissimus, 1 ноября 1950: AAS 42 (1950); Denz. 2333 (3903). Ср. Св. Иоанн Дамаскин , Энк. на Усп. Богородицы, гом. 2 и 3: PG 96, 721–761, особенно 728 В. Св. Герман Конст., На Усп. Пресв. Богородицы, Слово 1: PG 98 (6). 340–348; Слово 3.: 361. Св. Модест Иерус., На Усп. Пресв. Богородицы: PG 86 (2), 3277–3312. 364 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Ad coeli Reginam, 11 окт. 1954: AAS 46 (1954), pp. 633–636; Denz. 3913 слл. Ср. Св. Андрей Крит., Гом. 3 на Усп. Пресв. Богородицы: PG 97, 1089–1109. Св. Иоанн Дамаскин , Точное излож. правосл. веры, 4. 14: PG 94, 1153–1161. 365 Ср. Клойтген (Kleutgen), пересмотренный текст О тайне воплощённого Слова, гл. IV: Mansi 53, 290. Ср. Св. Андрей Крит., На Рожд. Марии, Слово 4: PG 97, 865 А. Св. Герман Конст., На Благовещ. Богородицы: PG 98, 321 ВС. На Усп. Богородицы, 3. 361 D. Св. Иоанн Дамаскин , На Усп. Пресв. Девы Марии, гом. 1. 8: PG 96, 712 BC-713A. 366 16 Ср. Лeb XIII , Энцикл. письмо Adiutricem populi, 5 сент. 1895: ASS 15 (1895–96), p. 303. Св. Пий X, Энцикл. письмо Ad diem illum, 2 февр. 1904: Acta I, p. 154; Denz. 1978 a (3370). Пий XI, Энцикл. письмо Miserentissimus, 8 мая 1928: AAS 20 (1928), p. 178. Пий XII, Выступл. no радио, 13 мая 1946: AAS 38 (1946), p. 266. 369 Ср. Пс.-Пётр Дам., Слово 63: PL 144, 861 АВ. Годфрид Сен-Викторский, На Рожд. Пресв. Девы Марии, Ms. Paris, Mazarine, 1002, fol. 109 г. Герхох Рейхерсбергский, О славе и чести Сына человеческого, 10: PL 194, 1105 АВ. 370 Св. Амвросий, Объясн. Лк.2:7 и 10, 24–25: PL 15, 1810. Св. Августин, На Ин., тр. 13. 12: PL 35, 1499. Ср. Слово 191. 2–3: PL 38, 1010; и т. д. Ср. также Беда Дост., Объясн. на Лк. I, гл. 2: PL 92, 330. Исаак де Стелла, Слово 51: PL 194, 1863 А. 371 Ср. Римский Бревиарий (Часослов), ант. «Под твою защиту» («Sub tuum praesidium»), из 1 Вечерни Малой Службы Пресвятой Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Выражение-Имя e)gw/ei)mi встречается в Ин. как без предиката (именной части сложного сказуемого), так и с предикатом. Без предиката: Он сказал им: это Я [правильнее: Я есм. – А.С.]; не бойтесь (Ин. 6, 20); Если не уверуете, что это Я [Я есмь], то умрете во грехах ваших (8, 24); Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я [Я есмь] (8, 28); Прежде нежели был Авраам, Я есм. (8, 58); Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я [Я есмь] (13, 19). Наиболее очевидным можно считать Ин. 18, 5: 4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? 5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. 6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. С предикатами: Я есм. хлеб жизни (6, 35. 41. 48. 51); Я есм. свет миру (8, 12); Я есм. дверь (10, 7. 9); Я есм. пастырь добрый (10, 11. 14); Я есм. воскресение и жизнь (11, 25); Я есм. путь и истина и жизнь (14, 6); Я есм. истинная виноградная лоза (15, 1. 5) . К сожалению, стройная нить многократных «Аз есмь», непрерывно тянущаяся через все Ин., в СП пострадала от разрывов из-за того, что ее не заметили переводчики, посчитав, что «Аз есмь» без предиката в 6, 20; 8, 24. 28; 13, 19; 18, 5 есть не более, чем тривиальное «это Я» . В-третьих, еще большее, чем у синоптиков, значение имеют дела Иисуса, которые продолжают дела Бога-Отца. Особенно субботние дела (ср. Мк. 3, 1-6; Лк. 13, 10-16). Так, в ответ на исцеление расслабленного в субботу (Ин. 5, 1-15): 16 ... стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5, 16-18). Как видим, Иисус явно намекает на то, что Он творит дела, равные делам Отца. Это прямо соотносит Его с тем Словом, о Котором говорится в Прологе: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (1, 3).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

На основании столь ясных прообразований и пророчеств, при первом явлении Мессии свидетельствовал ο Нем словами пр. Исаии Его Предтеча: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин 1, 29). Когда уже приблизилось время Его крестных страданий и смерти, Он Сам говорил Своим ученикам: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (λτρον ντ πολλν — Мф 20, 28; сн. Мк 10, 45). Слово λτρον, особенно в связи с αντ, обозначает цену или плату, за которую, напр., посвящавшиеся на служение Богу первенцы освобождались от этого (Чис 18, 15–16), военнопленные и рабы получали свободу (Лев 19, 20; 25, 51; Ис 45, 13: ср. 1 Кор 6, 20; 7, 23), преступники, обязанные нести по закону наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания (Исх 21, 30; Чис 35, 31–32; Притч 6, 35). Такое же значение имело и пожертвование И. Христом Своею жизнью: мы обязаны были нести, как наказание за свои грехи, смерть; но Его смерть явилась выкупной платой, или средством для освобождения нас (ντ — вместо) от этого заменой нашей смерти (αντλλαγμα — обмен, замена у Мф 16, 26 и Мк 8, 36–37, — то же, что λτρον). В притче ο добром пастыре Он говорил: Аз есмь добрый Пастырь; пастырь добрый полагает душу свою за овцы… И Аз… душу Мою полагаю за овцы… Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю ο Себе (Ин 10, 11. 17–18). Таким образом добровольная смерть И. Христа есть смерть за людей, цена нашего избавления или искупления от смерти. В беседе ο хлебе животном И. Христос учил: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин 6, 51). В этих словах показывается, что И. Христос отдал Свою плоть, чтобы даровать миру жизнь, т. е. что Его смерть есть искупительная жертва. На последней вечери, подавая ученикам хлеб, Он сказал; сие есть тело Мое, еже за вы даемое (Лк 22, 19), и, подавая чашу благословения, сказал: сия бо есть кровь Моя, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф 26, 28), или, как передается у другого евангелиста: сия чаша новый завет Моею кровью, яже за вы проливается (Лк 22, 20; сн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

свящ. Алексей Емельянов Приложения Приложение 1. Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Матфея Глава, стихи и название перикопы 1:1–17 3. Родословие Иисуса Христа 1:18–23 9. Благовестие Иосифу о Боговоплощении 1:24–25 10. Рождество Иисуса Христа 2:1–12 15. Поклонение волхвов 2:13–15 16. Бегство в Египет 2:16–18 17. Избиение младенцев 2:19–23 18. Возвращение из Египта и поселение в Назарете 3:1–12 20. Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе 3:13–17 21. Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи 4:1–11 22. Искушение Господа в пустыне 4:12–17 35. Начало служения Господа в Галилее 4:18–22 37. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 4:23–25 41. Благовестие в Галилее 5:1–8:1 (НП) 51. Нагорная Проповедь 5:1–12 (НП) 51.1. Заповеди блаженства 5:13 (НП) 51.2. Соль земли 5:14–16 (НП) 51.3. Свет миру 5:17–20 (НП) 51.4. Об исполнении закона и пророков 5:21–26 (НП) 51.5. О новом законе: убийство, гнев, примирение 5:27–32 (НП) 51.6. О прелюбодействе и разводе 5:33–37 (НП) 51.7. О клятве 5:38–42 (НП) 51.8. О мести 5:43–48 (НП) 51.9. О любви к врагам 6:1–4 (НП) 51.10. О милостыне 6:5–15 (НП) 6:16–18 (НП) 51.12. О посте 6:19–21 (НП) 51.13. О сокровище 6:22–23 (НП) 51.14. Око – светильник телу 6:24 (НП) 51.15. О служении двум господам 6:25–34 (НП) 51.16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия 7:1–5 (НП) 51.17. Об осуждении 7:6 (НП) 51.18. Об осквернении святыни 7:7–11 (НП) 51.19. Наставление о просьбе 7:12 (НП) 51.20. Общее правило ветхозаветной нравственности 7:13–14 (НП) 51.21 Два пути 7:15–20 (НП) 51.22. О распознании лжепророков 7:21–23 (НП) 51.23 О ложном исповедании Господа 7:24–27 (НП) 51.24. Два образа слушания Слова Божия 7:28–8,1 (НП) 51.26. Заключение 42. Исцеление прокаженного 8:5–13 52. Исцеление слуги сотника 8:14–15 39. Исцеление тещи Симона 8:16–17 40. Исцеление многих бесноватых и больных 8:18–22 61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 8:23–27 62 Усмирение бури 8:28–34 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010