9:1—12 Исцеление слепорожденного     9:1. Слепые могли жить только подаянием, а лучше всего им подавали возле храма, где было большое стечение народа, и люди проявляли склонность к милосердию (ср.: Деян. 3:2). Ученики увидели этого слепого, выходя с территории храма (8:59).     9:2. Еврейские учителя считали, что страдания, в том числе слепота, обусловлены грехом; человек может страдать из-за грехов своих родителей или даже греха, совершенного матерью или зародышем в ее чреве.     9:3—5. Иисус использует обычные образы: никто (кроме ночных стражей и пастухов) не работает ночью (ст. 4); о свете миру см. в коммент. к 8:12.     9:6. Слюна иногда использовалась в лечебных целях и язычниками, так что в народе ее считали действенным средством. Однако более широко было распространено мнение, что этот метод отвратителен и груб, а его применение может поставить больного в неловкое положение, если он узнает, чем его лечили.     9:7. Неясно, действительно ли «Силоам» означает «посланный», но и греческие, и еврейские учителя (от Филона до раввинов) широко использовали игру слов, часто основанную на вымышленной этимологии.    Хотя Силоам использовался как источник водоснабжения и для крещения обращаемых в иудаизм язычников, здесь он имеет более важное назначение. Дело, по-видимому, происходило в последний деньПраздника кущей (7:2,37), а святую воду для обряда возлияния на этом празднике (см. коммент. к 7:37,38) брали из Силоама. Здесь Иисус использует ритуальную воду (ср.: 2:6; 3:5), но она действует только потому, что этот человек был «послан».     9:8—12. Случаи возвращения зрения слепым от рождения неизвестны (9:32) — по меньшей мере, без вмешательства высших сил. Об исцелении омовением см. в 4 Цар. 5:10—14.     9:13—23 Опрос свидетелей    Ключевое слово в 9:12—31 — «знаю»: каждый неоднократно заявляет, что он знает и чего не знает. Фарисеи, слывшие знатоками закона, оказываются невеждами, тогда как исцеленный человек, знающий только Иисуса, познал общение с Богом, чего не могут отрицать его более ученые собеседники.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    6:21. Насыщение алчущих было сокровенной мечтой и грядущим благословением «мессианской эры. Голод поражал целые семьи (ситуация в сельских районах Палестины была лучше, чем в Египте, но хуже, чем вКоринфе или Италии). Плач был выражением скорби или покаяния.     6:22,23. Картина, знакомая по Ветхому Завету, когда большинство истинных пророков подвергались преследованию, еще ярче проявилась впоследствии в иудаизме, так что слушатели Иисуса слушали Его с пониманием. «Поношение» здесь, вероятно, относится к отлучению от «синагоги (ср. коммент. к Ин. 9:22), но может иметь и более широкий смысл.     6:24,25. «Утешение» было благословением мессианской эры (напр.: Ис. 40:1; ср.: Лк. 16:25). Большинство слушателей Иисуса были бедными, но среди городских читателей Луки, греков и римлян, встречались и состоятельные люди (1:3,4). Лука здесь не церемонится со своей аудиторией (ср.: «1 Енох. 96:4,5). Смех часто ассоциировался с оскорбительной насмешкой.     6:26. Греческие философы пренебрегали мнением толпы и часто раздражались, если слышали о себе хорошее мнение в массах. Но сравнение с пророками, выбранное здесь Иисусом, даже более уместно; бремя доказательства всегда лежит на пророках, которые говорят людям то, что они хотят услышать (Иер. 6:14; 28:8,9). Хотя слушатели часто находят определенную долю истины в речах настоящих пророков (Иер. 21:1,2; 37:3; 42:2; ср.: 3 Цар. 22:27), лжепророки обычно более популярны (3 Цар. 22:12,13; Иер. 5:31; 23:13,14).     6:27—38 Проявляйте милосердие к ближнему     6:27. Ветхий Завет призывает любить ближнего (Лев. 19:18), но заповеди любить своих врагов там нет.     6:28. Хотя Иисус (23:24) и Его последователи (Деян. 7:60) на деле благословляли врагов и молились за них, для Ветхого Завета и древних «текстов проклятий» более характерны молитвы об отмщении врагам (2 Пар. 24:22; Пс. 136:7—9; Иер. 15:15; ср.: Отк.6.10?.     6:29. Пощечина, особенно по правой щеке, в древности на Ближнем Востоке считалась тяжелейшим оскорблением. Одежда, о которой идет речь в этом стихе, — это верхняя и нижняя одежда, соответственно. Самые бедные люди (напр., египетские крестьяне), как правило, имели только одну смену одежды; таким образом, Иисус, используя «гиперболу, говорит здесь об абсолютном непротивлении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1:28. Это учение представляет их зрелыми или совершенными перед Христом; ср.: 1:22, 2Кор. 11и коммент. к Флп. 3:12,13 . Таким образом, учение Христа подготавливает его слушателей к последнему дню(1:22,23). «Мы» включает Епафраса (1:7) и других провозвестников, а также и самого Павла. Фраза «всякий человек» снова подчеркивает, что язычники «включены» в искупительный замысел Божий (1:27). 1:29. Философы часто использовали метафоры, связанные с соревнованиями атлетов (здесь на это указывает слово «подвизаюсь»; в Ветхом Завете этот образ встречается гораздо реже, напр, в Иер. 12:5 ). Божественная сила внутри человека («во мне») обнаруживает несколько древних параллелей во внебиблейских текстах о Духе, Который вселяет силу в рабов Божьих; язык Павла здесь должен был произвести особое впечатление на древних читателей (см. введение к Рим. 8:1–11 ). 2:1. Павел продолжает использовать метафору спортивной борьбы из 1(«подвиг»). Хотя он никогда лично не встречался с большинством христиан из Колосс, он выражает им чувства своей любви и привязанности; это было принято в древних «дружественных письмах». 2:2,3. Древние мудрецы (особенно в Ветхом Завете и в еврейской литературе мудрости) часто говорили о мудрости как об истинном богатстве (в Ветхом Завете см.: Иов. 28:12–19 ; Пс. 18:11; 118:14,72,127,162 ; Прит. 3:13–15 ; Ис. 33:6 ). Некоторые писатели также иногда говорили о сокрытом богатстве, мечту о котором лелеяли беднейшие слои населения. 2:4. Мудрецы часто критиковали профессиональных ораторов за то, что они, попирая этические принципы и истину, использовали любые средства в стремлении убедить своих слушателей любой ценой. Многиеобразованные люди в древности обучались искусству таких речей. 2:5. Письма часто были призваны заменить личное присутствие их авторов, как нередко на это указывали древние писатели. Говорить о чьем-то присутствии «духом» означало выразить чувства тесной близости и любви. Речь идет именно о близости, а не о метафизическом единстве (см. коммент. к 1Кор. 5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:12. Четвертование и повешение. Четвертование и выставление на всеобщее обозрение тел убийц означало крайнюю степень унижения. Кроме того, считалось, что несвоевременное погребение мертвых угрожает их загробному существованию (дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 3:12,13 и Нав. 8:29 ). На древнем Ближнем Востоке побежденных врагов нередко сажали на кол. Ассирийцы использовали этот метод для психологического воздействия на врага (о чем свидетельствуют изображения на стенах царских дворцов). Возможно, руки и ноги преступникам отрубали для того, чтобы их мучения не прекратились и в загробной жизни, но материалов, подтверждающих применение этой формы казни, а также положенных в ее основу представлений слишком мало, чтобы говорить об этом с полной уверенностью. 5:1–25 Победы Давида 5:1. Кости и плоть. «Кости и плоть» – образное выражение, обозначающее родство (то же, что «кровь и плоть»). Родство Давида с коленами Израилевыми кладется в основу их политического союза (ср.: Суд. 9:2 ). 5:3. Роль старейшин. Старейшины – главы кланов Израиля. В отсутствие царя или иного авторитетного лидера колена подчинялись совету старейшин. Старейшины отправляли правосудие и выступали в качестве представителей народа на всенародных собраниях. Народ мог признать власть Давида только после одобрения его кандидатуры старейшинами. 5:3. Завет со старейшинами. Как и во 2:4, где был заключен договор с представителями колена Иудина, здесь все колена Израилевы выражают официальное согласие на царствование Давида. Вероятно, эта процедура сопровождалась составлением ратификационного документа, подобного «правам царства», изложенным Саулом в 1Цар. 10:25 . 5:3. Помазали Давида. Во 2Давид был помазан на царство «над домом Иудиным». Помазание символизирует изменение статуса и признание царя народом. Дополнительную информацию о практике помазания см. в коммент к 1Цар. 16:1 . 5:4,5. Хронология. Принято считать, что царствование Давида охватывало первую треть X в. до н. э. (ок. 1010–970 гг.). Круглое число «сорок» часто используется как символ, но уточнение в ст. 5 указывает на достоверность этой информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тема предсказаний, постоянно присутствующая в подобных отрывках (ср., напр.: 41:23), выражена в классическом утверждении ст. 10а, а два признака карьеры завоевателя – предопределение и исполнение – помещены рядом в ст. Па (ср.: 41:2,25; 44:28; 45:1–7). 12–13 Слово правда имеет несколько значений. В основном оно обозначает то, что правильно, то есть нечто такое, каким следует быть, что–то находящееся в надлежащем состоянии. Поэтому оно может включать такие понятия, как справедливость, правосудие, исправление неправильного. В этих главах доминирует последнее значение, даже когда речь начинает идти о победе (см. коммент. к 41:2); однако этическая сторона не утрачивается (ср., напр.: 48:1; 53:11; 58:22), и пример тому мы видим в ст. 12, когда этому слову придается вторичный смысл – освобождение, – а ст. 13 подчеркивает близость его к слову спасение. 47:1–15 Обреченный Вавилон. Мы слышим панихиду или погребальную песнь по Вавилону, написанную в классическом изменчивом ритме, присущем подобным поэмам (в переводе это можно заметить в чередовании длинной и короткой фразы в ст. 2а). Ср.: 1:21–31; 14:4–23. Эту участь Вавилон заслужил, и к нему не будет проявлено милосердия, потому что и он сам никогда его не проявлял (6; ср.: Иак. 2:13 ). Однако нельзя сказать, что в описании не видно ни капли жалости. Перед нами торжество правосудия, но одновременно и трагедия грешников. Пыль и тяжелый труд, нагота и позор, молчание и темнота (1–5) – ко всем этим символам проклятия примешана нотка горечи в мимолетном воспоминании о веселье и надменности (8), отныне и навсегда погребенных (7–11). Мы можем проникнуть в самую глубь ее (дочери Вавилона) сердца, когда проверенные уловки оказались бесполезными (волшебства, чародейства и гороскопы в ст. 12–14), а былые приятели гордо удалились прочь, «каждый… в свою сторону» (15, RSV), как и бывает с фальшивыми друзьями. Между прочим, документы изобилуют подтверждениями широкого распространения в Вавилоне магических ритуалов, на которые дан намек в ст. 9, 12–13; а в Иез. 21:21 красочно описываются те из них, которые практиковал Навуходоносор.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Во времена Павла Эпименида считали странствующим чудотворцем, учителем и пророком; греки всегда считали весьма тонкой грань, отделяющую поэтическое и пророческое вдохновение. Это изречение, по-видимому, вошло в поговорку (один комментатор заявляет, что глагол, образованный от слова «критяне», стал в разговорном языке синонимом слова «солгать»). Но, возможно, Павел знал другие произведения Эпименида или (более верой но) антологию, содержащую высказывания, которые приписывались этому поэту (см. коммент. кДеян. 17:27–29). Критяне пользовались плохой репутацией из-за своего высокомерия, коварства и алчности. Слово «обжорство» («утробы») связывалось с любовью к развлечениям в противовес любви к знаниям; см. коммент. К Флп. 3:19 . 1:13. Древние этнографы приписывали определенные черты характера (и хорошие, и плохие) разным народам, в чьей культуре они просматривались. (Тот факт, что Павел мог процитировать эти нелестные для критян строки в послании, которое верующие критяне должны были услышать, указывает на их весьма близкие отношения и на то, что они вполне осознавали эти особенности своей культуры; он не предлагает здесь модель межкультурных отношений в нормальной ситуации.) 1:14. Иудейские «басни», или «мифы», назидательные сказания и легенды – «агада» ( haggadot ) – представляют собой истории, которые расширяют или разъясняют библейские «повествования. «Фарисеи и другие, кто пытался разъяснить и применить библейский закон с позиций своего времени, были вынуждены выработать «околозаконные или подзаконные» акты, которые детально разъясняли, как должны «ветхозаветные предписания исполняться в конкретной ситуации; Павел, очевидно, отвергает такую практику истолкования закона. 1:15. В «Ветхом Завете говорится о чистой и нечистой пище (ср.: 1:14), но Павел здесь говорит о нравственной и духовной чистоте, используя это выражение в иносказательном смысле (см.: 1Тим. 4:3–5 ; ср.: Рим. 14:14 ). 1:16. В Ветхом Завете выражение «знают Бога» отражало взаимоотношения с Богом в рамках завета-договора; на личностном уровне это означало тесные взаимоотношения, основанные на верности Богу. Но это считалось голословным утверждением, если не подкреплялось справедливым отношением к ближним и воплощением в жизни принципов, изложенных в Писании ( Ос. 8:2,3 ; Мер. 22:16).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В ст. 8а (трогательная неуместность которого очаровывает после сухого ст. 7; см.: AV) NIV совершенно справедливо следует кумранской рукописи. В тот момент, когда бодрствование сторожа начинает казаться ему бесконечным, он внезапно видит обещанный отряд всадников и знает, что это означает конец Вавилону. Отк. 18:2 перенимает возглас «пал, пал» и трактует Вавилон как типичный образ безбожного мира. Заключительное восклицание «О, измолоченный мой и сын гумна моего!» выражает не только страдание, но и цель длительного испытания Израиля. 21:11–12 Дума Дума – сокращенное название Эдома, однако здесь название Дума (ср.: Быт. 25:14 ) могло быть выбрано за его зловещее значение «тишина». Смысл вопроса «сколько ночи?» относится к времени страдания. Ответ вовсе не банальный, но содержит предупреждение о том, что любая отсрочка бывает временной (ср.: Прит. 4:18–19 ). Три еврейских глагола в повелительном наклонении, буквально означающие «спросите, обратитесь, придите» (126), можно воспринимать в их прямом значении, а можно увидеть в них более глубокий смысл – основной призыв Господа «взыщите, покайтесь, придите». Но ответ Эдома может быть взят из пророка Авдия и, напр., из 34:5–17. 21:13–17 Аравия В ранних версиях в ст. 13 вместо второй Аравии читают «вечер», поскольку в этих словах одинаковые согласные. Возможно, это второй заголовок (ср. ст. 11 и символические заголовки в 21:1; 22:1). Особенное значение этого пророчества в том, что оно предупреждает самое независимое и свободолюбивое из племен о том, что по воле Господа и до него доберется длинная рука Ассирии. Самые южные земли, Фемайская и Деданская, будут вынуждены прийти на помощь своему наиболее прославленному племени Кидару. Это может означать, что торговые караваны будут избиты и ограблены, вернувшись домой с пустыми руками и страдая от голода. Записи о вторжении Саргона в Аравию в 715 г. до н. э. говорят, скорее всего, о том, что беженцы подверглись прямому нападению. Ср. ст. 16–17 с 16:14 и коммент. 22:1–25 Иерусалим 22:1–14 Пророчество о долине видения. Символический заголовок (ср.: 21:1,11,13) показывает, что и родная для пророка местность, откуда он производит обзор остальных народов, не избежит суда. Долина, заимствованная из ст. 5, может относиться к Иерусалиму, поскольку тот был окружен горами (ср.: Пс. 125:2 ), или к какому–то более конкретному месту (см.: Иоил. 3:12,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

О своеобразном значении uel у И. (утрата дизъюнктивного характера) см.: MJ, 119; Werner. Jord., 112. 59 . Гидроним Morsianus (разночтения в рукописях в счет не идут; надо, однако, помнить, что мы вольны и в определении вокализма первого слога mor-/mur-: Введение, § 7.1), на первый взгляд, ведет нас в Паннонию, где известен город Mursa (со знаменитыми болотами в устье Дравы) и городки Mursella (о локализации которой идут споры; см.: Археология Венгрии, 252 и сл.) и Mursella II, она же Mursa Minor (Mihescu. La langue, 375). Впрочем, речь должна идти о гораздо более широко распространенной гидронимии, основанной на и.-е. вода, болото», ср.: Udolph. Gewässernamen, 226 и сл. См. далее коммент. 106. 60 . stagnus HPVO Mommsen et agnos L stagnum] ABXYQ. Собственно «стоячая вода» (ср. предыдущий коммент.). Представляется, что stagnus могло появиться под влиянием окончания мужского рода в Morsianus. 61 . Туга и Danastru- (m? s?) название одной и той же реки – Днестра, т.е. перед нами контаминация двух разных источников традиции, первый из которых имеет греческое происхождение (на что указывает употребление ипсилона). Впервые гидроним Danastru- (m? s?) встречается у Аммиана Марцеллина: Amm. Marc. XXXI. 3.3,5 (е coni.); у него есть, впрочем, и Tyras: XXII. 8.41 (тоже из греческого источника). Дискуссия о происхождении названия (и – что важно для нас – механизме рецепции в славянских языках) требует специального обсуждения (Schramm. Nord-pontische Ströme; Schmid. Alteuropa, 66). 62 . Vagosolam; из И. гидроним попал также к Равеннскому Анониму в форме Bagossolam (IV.5), возможно отражающей орфографию архетипа в отношении анлаутного звука (Введение, § 7.1) Первую часть Моммзен справедливо сопоставлял с Βογο (Const. Porph. De adm. I. 64), т.е. Бугом. Фонетически и географически безупречное сопоставление подкрепляется др.– рус. Богъ и укр. Бir (форма Буг -– полонизм?). Тем самым ставится точка [в дискуссии между Шраммом и Шмидом о происхождении этого [слова в пользу последнего (литературу см. в предыдущем примеч.). Шрамм опирался на форму Бъгъ из Комиссионного списка I Новгородской летописи; данные И. оба исследователя не привлекали.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

    9:20—22. Одержимые бесом часто склонны к самоубийству (ср.: 5:5), и эта тенденция отмечается в разных культурах. См. также коммент. к Мф. 4:24.     9:23—27. Обычно экзорцисты пытались подчинить бесов, призывая духов более высокого ранга, используя пахучие коренья или применяя болевые приемы. Иисус ограничивается простым повелением, демонстрируя тем самым Свое могущество.     9:28—30. Еврейские учителя также имели обыкновение разъяснять ученикам наиболее сложные истины наедине. Хотя некоторых раввинов считали чудотворцами, они крайне редко предполагали способность творить чудеса в своих учениках, а о том, чтобы делать это «именем» учителя, не могло быть и речи (ст. 39). Изгоняя бесов, экзорцисты обычно рассчитывали только на себя, или, точнее, на свою способность манипулировать другими силами; в отличие от них, Иисус отводит главную роль молитве (9:29).     9:31. Из контекста Дан. 7:13,14, где говорится, что Бог отдаст Свое Царство тому, кто подобен Сыну человеческому, явствует, что прославлению будет предшествовать страдание под властью нечестивого земного правителя (Дан. 7:18—27).     9:32. Современники Иисуса не связывали свои ожидания Мессии с неизбежным страданием; чтобы понять весть Иисуса, люди должны были произвести переоценку ценностей, пересмотреть многие свои представления (ср.: Мк. 8:29—33). Ученики всегда проявляли к своим раввинам подчеркнутое почтение. Они могли обсуждать между собой любые вопросы, но не осмеливались вовлекать в свои диспуты учителя.     9:33—37 Дитя — наибольшее     9:33,34. В древности люди, за редкими исключениями, были лишены возможности продвигаться вверх по социальной лестнице и довольствовались ролью, предназначенной им от рождения. Даже разбогатев, человек из низшего сословия не мог преодолеть барьер, надежно защищавший аристократов от посягательств на их привилегии. В религиозных кругах статус человека определялся благородным происхождением, возрастом или знанием закона; так, например, в Кумранской общине ежегодно устраивалась проверка соответствия каждого ее члена занимаемому положению, определявшая, в частности, его место на общем собрании и очередность предоставления слова. Короче говоря, проблема человеческого статуса, — по каким бы критериям он ни определялся, — стояла в древнем обществе чрезвычайно остро (см. коммент. к 1 Кор. 14:27). Многие иудеи надеялись, что в грядущем мире они обретут новый статус, основанный не на благородстве происхождении, а на верности Божьему завету.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    15:23,24. Заявление Иисуса в ст. 24 не отрицает служения язычникам. Раб из Ис. 53:6—8 страдает из-за заблудших овец Израиля (ср.: 40:11; 56:11), но главное назначение Раба — примирить с Богом все народы (42:6; 49:6,7).     15:25—28. Некоторые персонажи Ветхого Завета — и среди них, несомненно, вдова из Сидона, к которой пришел Илия (3 Цар. 17:18,19), и сонамитянка в эпизоде с Елисеем (4 Цар. 4:28), — рассказывали о своих нуждах пророкам, и их просьбы не встречали отказа; на их молитвы отвечал Бог. (Известно, что некоторые еврейские учителя во времена Иисуса проявляли такую же священную дерзость в молении о дожде и т. п.) Но даже праведников, имевших самые тесные отношения с Богом и обращавшихся к Нему в молитве с величайшим благоговением (Быт. 18:22—32), ничто не могло остановить в стремлении получить желаемыйответ.     15:29—31 Исцеление хромых, слепых и немых    Здесь Иисус исцеляет многих увечных. Даже в той культуре, где люди не отрицают чудеса, излечение этих серьезных случаев было делом весьма необычным. Лаконичное описание этих чудес Матфеем может вызвать в памяти пророчества Исайи (35:5,6; ср.: 29:18,19,23).     15:32—39 Второе насыщение народа    Первое чудо насыщения (см. коммент. к Мф. 14:13—21) не было единственным; Иисус мог повторить его в любое время. Магдала (ст. 39) была родным городом Марии Магдалины; его местоположение связывают с Тарихеей, где, по-видимому, было много рыбаков.     16:1—4 Только знамение Ионы     16:1. Взгляды фарисеев и «саддукеев во многом не совпадали. Фарисеи пользовались огромной популярностью, а саддукеи обладали большим политическим весом. Вместе они могли представлять собой опасную силу. Поскольку Матфей писал, вероятно, после 70 г., в его представлении разные лидеры связаны между собой, хотя в то время фарисеи имели преобладающее влияние в религиозных кругах Палестины (ср.:4:3).     16:2,3. В ст. 1    фарисеи и саддукеи просят знамения с неба (ср.: 4 Цар. 20:8,9; Ис. 38:7; 2 Пар. 32:24). Астрологи использовали небесные знамения, предсказывая падение царей и правителей; пытались толковать такие знамения и раввины. Иудейские авторы, в том числе Иосиф Флавий, считали, что стихийным бедствиям предшествуют небесные знамения (ср. также: Мф. 24:29, 30). Некоторые пророки действительно умели управлять небесными знамениями, например Илия, который вызвал огонь с неба (3 Цар. 18:38), однако большинство пророческих знамений не были столь эффектными (Суд. 6:17; Ис. 7:11—14; 8:18; 19:20; 20:3; 37:30; 38:7; 66:19; Иез. 4:3; 12:11; 24:24,27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010