3354. В 386 г. Валентиниану II было 15 лет. В 392 г. он погиб, см.: epist. 30. 3355. Свт. Амвросий не успел крестить Валентиниана, см.: ob. Val. 51–55. 3356. См.: Cod. Theod. 16. 1. 4. (от 23 января 386 г.). Указ разрешает арианские собрания и угрожает смертной казнью тем, кто выступит против этих собраний. 3357. Валентиниан, собрав спорящие стороны для обсуждения, уже частично нарушает свои приказ, запрещавший такие обсуждения. 3358. Ариминский собор 359 г. 3359. Вселенский собор 325 г. утвердил единосущие Бога Сына и Бога Отца. 3360. Почетное наименование. На самом деле Феодосий был опекуном Валентиниана II. 3361. Намек на то, что узурпатор Максим, держащий под своим контролем Галлию и Испанию, поддерживает никейское вероисповедание. Свт. Амвросий обращает внимание Валентиниана на политические последствия его религиозной политики. 3362. Ср.: Гал. 1:8. 3363. Консисторий – императорский совет. 3364. Возможно, свт. Амвросий напоминает о своих посольствах к Максиму, где ему пришлось защищать Валентиниана в консистории. 3365. Это письмо является проповедью, с которой свт. Амвросий обратился к верующим в Вербное воскресенье 29 марта 386 г. в Порцианской базилике. 3366. Ср.: Иов. 2:7. 3367. См.: off. 2. 18. 136. 3368. Ср.: Мф. 10:28. 3369. Ср.: epist. 77. 11. См. также:4 Цар. 6:12–17. 3370. Ср.:4 Цар. 6:18–23. 3371. Ср.: Деян 12:3–10. 3372. Ср.: Actus Petri cum Simone/Acta apostolorum apocrypha/Ed. R.A. Lipsius, M. Bonnet. Leipzig, 1891. T. 1. P. 45–103. 3373. Ср.: Ин. 4:34. 3374. Ср.: Лк. 4:30. 3375. Ср.: Ин. 7:30. 3376. Павлин рассказывает о заговорщиках, которые держали наготове повозку, чтобы отправить свт. Амвросия в изгнание, см.: uita А. 12. 3377. См.: Зах. 5:2. 3378. Ср.:2 Кор. 6:15. 3379. Дионисий, епископ Медиоланский после Евсторгия, был отправлен в ссылку вместе с епископом Евсевием Верцелльским за отказ подписать осуждение свт. Афанасия Александрийского на Медиоланском соборе 355 г. 3380. Евсторгий, епископ Медиоланский (344–ок. 350). 3381. Мироклет, епископ Медиоланский, присутствовал на Римском соборе 313 г.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Это не все. Выше был указан дефект комментария Lohmeyer " а, недостаточное внимание к эсхатологии, как таковой. До известной степени, – может быть бессознательно, – этим пренебрежением к конкретно пророческой стороне Апк. и преувеличенным вниманием к тому, что составляет его значение для наших дней, погрешают и другие толкователи. К комментарию Zahn " a это замечание относится меньше, чем к другим. Но чрезмерный интерес к истории, характерный для толкователя рационализм и психологизм лишает и его надлежащего понимания эсхатологической перспективы. Charles перечисляя во Введении те экзегетические методы, которыми он пользовался при толковании, называет на втором месте – и притом с особым ударением – метод эсхатологический, предполагаемый пророческим содержанием книги (стр. XIII-CLX и сл.). и переходит затем к возражениям против аллегорического толкования тысячелетнего царства. Этим методологическим предпосылкам, формулированным во введении, он остается верен и в комментарии. Но психологическое ударение незаметно перемещается в другую область. Считая Апк. a book for the present day(cp. т. I.,cmp. XV), Charles нигде не высказывает мысли, чтобы наша эпоха – the present day – была, «началом болезней». Совершенно наоборот. В дополнительном примечании (additional note) к главе XVII об Антихристе, Charles пишет (т. II,cmp. 86): ни одно великое пророчество не находит своего совершенного исполнения в каком-нибудь одном событии или ряде событий. Фактически оно может и вовсе не исполниться в отношении к тому объекту, против которого оно было первоначально направлено пророком или тайнозрителем. Но если оно есть выражение великой моральной или духовной истины, оно, несомненно, исполнится многочастно и многообразно и с разной степенью полноты». Конкретно, для Иоанна выражением Антихриста был Риме и его кесарь, для Charles " a современным его представителем является кайзер и его народ. Ясно, что при таком подходе эсхатология в собственном смысле, как учение о последних временах, фактически отодвигается на задний план. Для Allo как было отмечено выше, эсхатологическая эпоха уже наступила с воплощением Христовым. И поскольку, таким образом, грань, отделяющая века, перемещается из будущего в прошлое, и многие предсказания Апк. оказываются уже исполнившимися, как напр., предсказание о двух зверях – во втором и третьем веке (ср. введение, стр. CXXV и слл. и экскурс XXX), – преимущественное внимание и у Allo hanpabляemcя не на грядущее преображение, и главы XX-XXII толкуются применительно к Церкви. Но Апк. есть книга пророческая, и его пророческого значения толкователь никогда не должен упускать из виду. Где же ключ к его пророческому толкованию?

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

И так как Адам не благословил, когда в непослушании срывал плод, то «Господь благословил и преломил» (ср.: Мф. 26:26). И хлеб вошел [ср.: …грех вошел в мир (Рим. 5:12)] и изгладил осуждение похоти, по которой Адам преступил заповедь Божию. Или три дня считаются от нисхождения до восхождения (от погребения до воскресения из мертвых), то есть пятница, суббота и воскресенье. И сказал: «отселе не буду пить от сего плода виноградного до Царства Отца Моего» (ср.: Лк. 22:18), дабы показать, что близко то время, когда Он должен будет уйти от них. «До Царства Отца Моего», то есть до воскресения Моего. Сему научает Симон в Деяниях апостольских, говоря: «после воскресения в течение сорока дней мы ели с Ним и пили» (ср.: Деян. 10:41), — именно, в первый день недели, как и там: «не вкусят смерти, пока не увидят Царствия Божия» (ср.: Мф. 16:28), что случилось спустя шесть дней (Мф. 17:1). «Вот, сатана получил позволение сеять вас как пшеницу, и Я умолил Отца за тебя, дабы не оскудела вера твоя» (ср.: Лк. 22:31, 32). Не сказал: умолил за тебя, чтобы ты не подвергался искушению, но — чтобы не оскудела вера твоя. «Покажи нам Отца, и довольно нам» (ср.: Ин. 14:8). Филипп хотел видеть Отца телесно, то есть телесными очами, как прежние праведники, которые видели Ангелов и Архангелов. Посему Господь дал ему ответ о видении Божества, Которое воспринимается очами ума, ибо не сказал ему: «Вы не видели», — поскольку Сам открылся ему во внешнем виде, но говорит: «не познали Меня» (ср.: Ин. 14:9), — потому что величие Его было сокрыто, то есть если бы познали Меня, хотя поскольку Я не явен, то увидели бы и Отца Моего, Который не открывается (вовне). И апостол, говоря о Господе, свидетельствует: «Он есть образ вида Бога невидимого» (ср.: Кол. 1:15). «Верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит» (Ин. 14:12). Где же то (сказанное): «ученик не бывает больше учителя» (ср.: Лк. 6:40)? Но вот Моисей погубил только трех царей, а Иисус тридцать, и тот не вступил в землю обетованную, хотя смиренно просил (об этом), а Иисус вступил и разделил наследие. Самуил был больше всех своих современников. Елисей принял двойную (силу) учителя своего после отшествия его, и сие случилось в подобие Господа Спасителя нашего, ученики Которого посредством знамений своих сотворили вдвое больше. Во всех людях враг имел свою часть; только не имел (ее) в Господе, Который сказал: «у Меня не найдет ничего своего», и: «Я победил мир» (Ин. 16:33). Но в даре Суда, какой получил Господь, участвуют также и ученики. Ибо сказал, что они будут судить (Лк. 22:30), дабы показать, что не только Бог победил и судит, но и люди победили и судят тех, кои не могли победить подобно им, но отступили; «мужи праведные, — говорит, — будут судить их» (Иез. 23:45).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Ст. 5–6. Эти стихи перекликаются с победной песнью Давида (см.: 2Цар. 22:10, 15 ). Образ дымящейся горы см.: Исх. 19:18 . Ст. 9. ...песнь новую – см. примеч. к пс. 32:3; ...на псалтири десятиструнной – см. примеч. к пс. 32:2. Ст. 10. ...от меча лютою – намек на победу Давида над Голиафом.   Псалом 144 Ст. 4–6. Хранить в памяти поколений благодеяния Бога Своему народу было священной обязанностью древнего еврея (см.: Втор. 4:9–10 ). Эти стихи толкуют и как призыв славить Бога за сотворение всего мироздания Божественным Промыслом. Ст. 8. См. примеч. к пс. 32:5. Ср.: Пс. 85:15 . Ст. 9. Ср.: Пс. 72:1 . Ст. 15–16. Из этих стихов составлена православная молитва перед принятием пищи. Ст. 17. Праведен... во всех путях – справедлив во всех повелениях. Ст. 21. ...все живое – букв. «всякая плоть».   Псалом 145 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Этим надписанием объединены пс. 145–150, которые входили в третий «Аллел» (см. примеч. к пс. 134); ...Аггея и Захарии – эти Пророки были современниками тех, кто после вавилонского плена восстанавливал храм в Иерусалиме. Ст. 1. Ср.: Пс. 102:1 . Ст. 3. Ср.: Пс. 117:9 . Ст. 4. ...в землю он – букв. «в землю свою» (ср.: Быт. 3:19 ). Ст. 5. ...Бог Иаковлев – Бог древнееврейского народа. Ср.: Пс. 33:9 . Ст. 6. См.: Быт. 1 . Ст. 7. См. примеч. к пс. 139:13. Ст. 9. ...хранит пришельцев – бережное отношение к пришельцам было требованием Моисеева Закона (см.: Исх. 23:9 ); ...сироту и вдову принимает – похожий мотив см.: Пс. 67:6 . Господь спасает беззащитных, ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдовства (свт. Иоанн Златоуст ). Ст. 10. Ср.: Исх. 15:18 .   Псалом 146 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104, 112 и 145. Ст. 1. Ср.: Пс.91:2 . Ст. 2. Речь идет о восстановлении разрушенного Иерусалима после возвращения древних евреев из вавилонского плена (см.: Неем. 2–6 ). Ст. 3. Ср.: Ис. 61:1 . Ст. 4. Ср.: Ис. 40:26 . Ст. 6. ...кротких – кротость в Священном Писании считается высочайшей добродетелью (см.: Чис. 12:3 ; Пс. 36:11 ; Мф. 5:5; 11:29 ; Иак. 1:21 ; Гал. 5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

246 Св. Ап. Павел приводит ( Рим.15:21 ) это место согласно с греческим переводом: «не имевшие о Нем известия увидят и неслышавшие узнают»; если буквальное значение греческого перевода несколько отлично от еврейского, то смысл греческого не чужд еврейскому, потому что в том же 15-м стихе говорится: «многие народы приведет Он в изумление, и цари закроют уста пред Ним», а выше в стихе 10-м: «все концы земли увидят спасение Бога нашего»: ср. особ. парал. 49:6: «чтобы спасение Мое простерлось до концов земли»; кроме того, ср. 66:19... 247 Это говорит пророк от лица главн. образом проповедников слова – ср. 52:7–8 – о кресте Христовом, так как и самому ему отчасти открыта была эта тайна, и он должен был возвещать ее современникам: если далее пророк говорит: «мы отвращали от Него, т. е. от Раба Господня, лице свое», то изображает духовное состояние при первоначальном восприятии тайны – даже теми, которые потом уверовали, и настоящее состояние неверующих: пророк говорит, что «не без причины непокорность, не без предлога отпадение» (см. у Св. Кирилла Александрийского , том 8-ой, стр. 215): в понятие «мы» пророк включает также своих современников и вообще людей, слушающих проповедь из всех времен и народов. Даже в первом стихе из понятия «мы» не следует непременно исключать народ (разумея только благовестников), – так как подобно греческому τ κο μν означает одновременно: а) «слышанному от нас» (ср 52:15, где речь идет о проповеди) или «проповеди», «благовествованию» нашему и: б) «слышанному нашему» или: «тому, что стало слышно, известно между нами», – хотя чрез проповедника, ср. 52:15, 7. – 248 – «открылась», «стала явною» (ср. 40:5), или «известною» (парал. словам: «кто поверил слуху нашему», «вести нашей?», ср. 23:1). – 249 Гизебрехт полагает, что нужно вместо читать «пред нами». Но хотя подлежащим во всех стихах 53-й главы до 8-го служит «мы», однако чтение «пред Ним», т. е. пред Господом (имя Которого находится в конце 1-го стиха), имеет за себя то, что Страждущий называется, именно «Рабом Господним» (ср. «и ныне что у Меня здесь?» 52:5; ср. еще 49:5,4: «я почтен в очах Господа», «мое право у Господа», ср. с 62:11 и др.). –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

126 См. св. Иоанн Дамаскин . О Православной вере 2, 30 (PG 94, 972). О Божественном предзнании говорит св. Златоуст, О неясных пророчествах, 4 (56, 171): «Не предзнание, человече, причина зла – не было того! Ибо его существование не принудительно, а лишь предузнано. Не потому что Христос прорёк – Иуда стал предателем, но потому что хотел быть предателем, Христос прорёк». Ср. св. Григорий Палама . Главах физических... 102–103 (PG 150, 1192). Ср. и Трембелас. Δογματικ..., т. 1, 306: «Предзнание (Божие) не приравнивается к предопределению, но тесно связано с ним». 127 В. Лосский. Мистическое богословие (греческий перевод), стр. 183. Ср. и В. Иоанидис. μνος... стр. 390: «Мир движется внутри предначертанного Божественного плана, предвечно задуманного любовью и волей Божией, с Иисусом Христом в центре всех этих божественных действий во времени и пространстве». Ср. и прп. Иустин (Попович) . Догматика... т. 1,328–9. Ср. и П. Трембелас. Δογματικ... т. 2, 2 и 7–9. 130 Ср. св. Иоанн Златоуст : «Если же Отец почтил Сына прежде всего тем, что провёл Его через страдания, то поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие; и последнее есть дело человеколюбия, но первое – гораздо более» (Омилия 4, 3 на Послание к Евреям (63, 40). 132 Толкуя Книгу Бытия (1:26), Златоустый проповедник задаётся вопросом: «кто это такой, кому говорит Бог: “Сотворим человека”? Кто же другой, если не “младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ), Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, имже вся быша?”» Омилия 8, 3 на Книгу Бытия (53, 72). Ср. Омилия 2, 2 на Послание к Колоссянам (62, 220). Ср. и In Isaiam Prophetam... 9, 6; русский перевод Творения, т. 6, 113–114. 133 Омилия 81, 1 на Евангелие от Иоанна (59, 437). Ср. св. Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди, 56 (там же, стр. 412). Ср. и св. Максим Исповедник . Главы о богословии... 2, 23 (PG 90, 1136): «Великий Совет Божий есть неизглаголанная и неисследимая тайна Домостроительства, которую, исполнив воплощением, открыл Единородный Сын, став Ангелом (вестником) Великого и предвечного Совета Бога Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В дальнейших частях книги образ Мессии, как «Раба Господня» – Праведника выступает у пророка в чертах более и более ясных и, наконец, настолько ясно, что мысль о всем Иакове, как рабе Господнем, остается уже в тени. «Вот, Раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (ср. 33:7; 36:13; 37:23); трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (ср. 37:27); будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет (ср. 37:27), доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (42 гл., 1–4 ст.) 235 . «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее ( ср. 34:1), дающий дыхание народу на ней (ср. 2:22) и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы» (6–7 ст.). Насколько велик Господь, устраивающий спасение Израиля чрез «Раба» Своего, настолько ничтожны истуканы: «вот сбылось» то, что Господь предсказал прежде, и Он «возвестит новое, прежде нежели оно произрастет» (8–9). Потому да воспоют Господу «новую песнь и хвалу Ему от концов земли», «острова и живущие на них» (ср. 24:14–15), пустыня и селения Кидара, живущие на скалах и вершинах гор (10–12). «Долго молчал» Господь (т. е. не отмщал врагам); теперь же будет разрушать все, «опустошит горы и холмы» (ср. 2:14–15), осушит озера и реки (ср. 37:25 и др.), «и поведет слепых дорогою (ср. 35:8; 33:23), которой они не знают, неизвестными путями будет вести их; мрак сделает светом и кривые пути прямыми», посрамятся все надеющиеся на истуканы (13–17). – Но Израиль, хотя он раб Господа, возлюбленный Его, вестник Его, Им посланный, остается слеп и глух: «он многое видел и не замечал, уши его были открыты, но он не слышал» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Потому день умилостивления длится до заката солнца (ср. Лев.11:25 ), то есть до того, как наступит конец мира. Таким образом, мы стоим «у дверей» (ср. Иак.5:9 ), ожидая нашего Первосвященника, задержавшегося «во Святое Святых», то есть «пред Отцем» (ср. 1Ин.2:1 ), умилостивляющего за грехи «ожидающих Его во спасение» (ср. Евр.9:28 ), а не за грехи всех ожидающих. Ибо не умилостивляет Он за тех, на которых выходит жребий козла, которого отпускают «в пустыню» (ср. Лев.16:9–10 ). Умилостивляет Он только за тех, которые суть жребий Господень, ожидающие «у дверей», которые не отходят «от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (ср. Лк.2:37 ). Или ты думаешь, что если ты приходишь в Церковь лишь по праздникам, без должного внимания слушаешь слово Божье, не совершаешь дел, предписанных заповедями, то тебе может выпасть жребий Господа? Но мы надеемся, что, услышав это, вы постараетесь не только слушать слова Божьи в церкви, но и применять их дома в делах своих «и о законе Его» размышлять «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ); ибо и там Христос, и везде Он есть для тех, кто ищет Его. Потому и повелевается в законе, чтобы мы размышляли о нем, когда идем по дороге и когда сидим дома и когда лежим на ложе и когда встаем с него; это и значит ожидать у дверей Первосвященника, Который задерживается «во Святое Святых», и соделаться жребием Господа. 6 . Но пусть слышащий не принимает сказанное о жребии так, будто жребием названо то, что совершается между людьми случайно, а не обдуманно. Жребий Господа следует понимать как избрание Господа или часть Господа, и, напротив, жребий отсылаемого в пустыню надлежит принимать как ту часть, которую Господь отвергает и отбрасывает за ее ненадобностью. Ибо в самом словосочетании «козел отпущения» содержится более глубокий смысл отвержения и оставления. Из него мы также можем понять, что, например, если дурные помыслы закрадываются в твое сердце, желание чужой жены или имущества ближнего твоего, то понимай такие побуждения сразу как жребий козла отпущения и без промедления отбрасывай их и вырывай из своего сердца. А как их вырвать? Если есть у тебя рука подготовленного человека (ср. Лев.16:21 ), то есть если у тебя в руках Божественное чтение, а перед глазами твоими – Божии повеления, тогда окажешься ты поистине «подготовленным», чтобы отстранить и отбросить от себя все, что от другого жребия. Если в твоем сердце поднялся гнев; если ревностью, если завистью, если злобой «запинал» ты «брата своего» (ср. Ос.12:3 ), будь «подготовлен», чтобы отвергнуть, отбросить и отослать их «в пустыню». Но если возникают в твоем сердце думы о том, «как угодить Богу» (ср. 1Кор.7:34 ), о милосердии, о справедливости, о благочестии, о мире, то они от жребия Господа, они приносятся к жертвеннику Бога; Первосвященник принимает их и в них примиряет тебя с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Так... будет... Сын Человеческий... в сердце земли» (ср. Мф.12:40 ). Этими словами вперед показал им, что они не могли бы умертвить Его вопреки (Его собственной) воле, потому что еще за тысячу лет ранее таинство Его смерти было предзнаменовано Ионой. Где был убит Авель, там, быть может, были уста земли. «Земля, – говорит, – открыла уста свои и пила кровь брата твоего» (ср. Быт.4:11 ). А где погребен был Господь, там, может быть, было сердце земли: «будет... Сын Человеческий... в сердце земли» (ср. Мф.12:40 ), как Иона во чреве кита. Или как Иона не подвергся разрушению и тлению во чреве китов, так и Господь во гробе, как сказано: «не оставил души Моей во гробе и не дал Святому Своему увидеть тление» (ср. Пс.15:10 ). Как Иона, выйдя из моря, проповедовал Ниневитянам, и они, обратившись, остались в живых, так и Господь, по воскресении телом Своим из гроба, послал учеников Своих к язычникам, и они, обратившись, получили совершенную и полную жизнь. Итак, три дня нисхождения и восхождения указывают на смерть обоих 170 . " И царица южная... осудит его» (ср. Мф.12:42 ); она есть образ Церкви. Ибо как она пришла к Соломону ( 3Цар.10:1–10 ), так и Церковь к Господу, и как она осудит народ, так и Церковь . Ведь если та, которая пожелала увидеть преходящую мудрость смертного царя, осуждает (собой) народ, то насколько более (делает это) Церковь , восхотевшая узреть Царя, Который не преходит, и мудрость Его, которой чуждо какое-либо забвение. «Если... страдаем... с Ним, то и прославимся ...с Ним» (ср. Рим.8:17 ). " Но тот нечистый ( дух), если выйдет из человека» (ср. Мф.12:43 ). Для чего сказал им сие? Так как они искали у Него знамения, то этот пример предложил им, как бы говоря: что пользы вам, если на время и исцелитесь, оставаясь неверующими? Ведь если после исцеления опять возвратитесь к сомнению, то вам приключится зло, худшее прежнего. Согласно с предложенным им образом, продолжает: «идет... ( тогда) нечистый, берет... семи других товарищей своих, злейших себя, и приходят, и... живут в нем, и будет для человека того последнее хуже первого. Так будет и с... родом... этим» (ср. Мф.12:45 ). Подобным было исцеление Марии Магдалины, о которой написано, что Он изгнал из нее семь бесов. Это дело совершил перед глазами их, чтобы слова, какие говорил им, они как бы на примере увидели. Ведь в том же месте евангелист говорит, что пришли к Нему женщины, которые и были исцелены от болезней своих и от нечистых духов. Ибо говорит: «Мария... Магдалина, из которой изгнал семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна» (ср. Лк.8:2–3 ). «И будет для человека того последнее хуже первого» (ср. Мф.12:45 ), потому что Христос во второй раз не Придет во плоти, чтобы отъять жестокие болезни даром чрез веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

559 Четии-Минеи, 26 ноября и Сурий, т. VI, с. 632, §§ 9, 16, 19 и 6. Подобное же изменение порядка событий наблюдается в житиях: св. Иоанна Златоуста , 13 ноября – ВЧМ, лл. 413, 359 и 387; св. Павла исповедника, 6 ноября – Сурий, III, 653, § 4-й; св.м. Иерона, 7 ноября – Сурий, VI, 136, § 8; св. Феодора Студита , 11 ноября и ВЧМ, л. 396 и далее. 560 Георгий рассказывает, что в Сикее, вблизи дороги была diversorium, где находила себе приют и заработок corpore красивая девушка Мария, жившая с сестрой и матерью. Мимо их жилища проходил Косьма, завернул туда и, увлеченный красотой Марии, cum еа concubuit. Мария зачала от него и оставила vitam meretricis... Выдержано это и дальше: злой дух называет Феодора filius meretricis; бабка Елпидия прославляет Бога за то, что Он meretriciis spermis вывел плод, производящий розы и фрукты и т.д.См. Acta SS., апрель, т. III, л. 33, §§ 3, 6, 18, 26. Ср. Четии-Минеи, 22 апреля, л. 361 об. 566 См., напр., жития: св.м. Конкордия (ср. Четии-Минеи, 4 июня, Акты свв., январь, I, 9) и свв.мм. Фронтасия, Севериана, Северина и др. (Четии- Минеи, – то же число Акты свв., ibid., с. 79-я); свв.мм. Петра, Дионисия и иже с ними (Четии-Минеи, 18 мая, Акты свв., май, III, 452); свв.мм. Феопемпта и Феоны (ср. Четии-Минеи, 5 января, Акты свв., январь, I, 1087); св.м. Лукии (ср. Четии-Минеи, 13 декабря, Сурий, VI, 987); св.м. Серафимы (ср. Четии-Минеи, июля 29-го и Сурий, V, 30); св. архидиакона Лаврентия (ср. Четии-Минеи, 10 августа, Сурий, IV, 607, §§ 8–22-й); свв.мм. Тараха, Прова и Андроника (ср. Четии-Минеи, 12 октября и Анналы Барония, т. II, с. 665–672); св.м. Саввы готского (ср. Четии-Минеи, 15 апреля, Акты свв., апрель, II, 88 или Сурий, II, 695); преп. Зосимы Финикийского (ср. Четии-Минеи, 8 июня и Евагрия «Церковная история», кн. IV, гл. 7); свв.мм. Едесских (ср. Четии-Минеи, 25 августа и Феодорита «Церковная история», кн. IV, гг. 15–16) и др. 567 Мы перечислим здесь буквальные переводы из Метафраста, которые в предыдущей главе не были указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010