62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Исходя из этой мистики, мы призваны сотрудничать с делом Божиим. Поступая так, мы сможем расширить Церковь, вывести за пределы чисто человеческой общины, замкнутой на себя. Песнь Даниила включает в странствующий народ Божий все создания. Экология, предлагаемая учительством Папы, основана на этой библейской духовности. Отнюдь не бросаясь в бездну идеологического катастрофизма, она побуждает нас верить, что своим ответственным действием мы можем способствовать восстановлению и сохранению общего дома. В единстве со всем творением мы продолжаем путь, с заботой и уважением к Земле, движимые надеждой на лучшее будущее. Хвала Господу помогает не замыкаться в пессимизме перед лицом кризиса, а верить в то новое, что прорастет из нашего сотрудничества с силой Божией. ПРИМЕЧАНИЯ: Франциск, Laudate Deum (LD), 1. В связи с этим напомним, что Папа Франциск в диалоге с раввином Авраамом Скоркой провел четкое различие между лидером неправительственной организации и лидером общины или Церкви. Ключевое слово для понимания разницы между ними и между этими уровнями — «святость», открытость для «трансцендентного» измерения: ср. J. M. Bergoglio — A. Skorka, On Heaven and Earth. Pope Francis on Faith, Family, and the Church in the 21st Century, London, Bloomsbury, 2013, 38 сл. Ср. LD 1. Ср. LD 61–73. Ср. LD 62. Там же, процитирована энциклика Папы Франциска Fratelli tutti (FT), 68. Ср. LS 83. Ср. LS 100; LD 65. Ср. P. Teilhard de Chardin, La mia fede, Brescia, Queriniana, 1993, 173. Ср. LD 14. Ср. P. Teilhard de Chardin, Il fenomeno umano, Brescia, Queriniana, 1995, 75. Ср. там же, 161 сл. Поэтому появление человека во вселенной представляет собой «революцию» в эволюции и в судьбе вселенной: ср. его же, Il posto dell’uomo nella natura. Il gruppo zoologico umano, Milano, Il Saggiatore, 1970, 46 сл. Ср. его же, Il fenomeno umano, цит., 275. Ср. там же, 249; его же, Il posto dell’uomo nella natura…, цит., 21–23. Ср. LS 68; 118; 119; 208. Ср. LS 222. Ср. LD 13. Ср. LD 21–25. Ср. LD 6. Ср. FT 34; 54. Ср. H. de Lubac, Il pensiero religioso del padre Teilhard de Chardin, Milano, Jaca Book, 1983, 274 сл. Ср. A. Spadaro, «“Abitare la casa terrena abbracciando il cielo”. Il viaggio apostolico di Francesco in Mongolia», в Civ. Catt. 2023 III 517-530. Андреас Гонсальвес Линд SJ 29 марта Источник: La Civiltà Cattolica Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

-Ну, и потом, насколько я знаю, вы окончили Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. -Это было в 2000 году. Мы как раз переезжали на территорию, которая нам знакома, и прежде всего для того, чтобы продолжить образование. И Промыслом Божьим мы оказываемся даже не в Восточной Германии, которая всем нам известна и более знакома, а на территории Западной Германии, в городе Трир. Этот город особый и для русских паломников, и для истории церкви. Потому, что здесь не только существует известный богословский университет. Но это город, где жил, где начинал свое служение и даже более того, где произошло ко Христу святого равноапостольного Константина Великого. Именно Константин Великий со своей матерью Еленой правили в городе Трире в 306 году. И, собственно, именно оттуда он отправился в свой знаменитый поход против Максенция. Обычно с этого момента начинают подробно излагать житие того же Константина. -Там величественная базилика. Сохранился его тронный зал. -Да, он производит впечатление. У русских царей таких тронных залов долго не было. Это грандиозное сооружение. Оно не было местом богослужения? -Нет. Это именно тронный зал. Сама базилика- это образец того, как потом стали строить храмы. То –есть, это тип ранней классической базилики. Сам Константин проживал в загородном дворце. -Он сохранился? -Нет. Он не сохранился. Скажу, что там сохранилось. Кром е тронного зала, блестящие благородные руины, так они называются: имперские кайзер- термы. Константин, когда стал правителем, много сделал для города. Есть исторические источники, которые указывают, что он настолько украсил город, сделал таким блестящим, что Трир не просто называли северным Римом, но и другие города просили императора сделать нечто подобное. Но до настоящего времени сохранились кайзер -термы… -Потрясающие городские врата, которые… -Они были еще до Константина… -Ну, знаете ли, как? Если это была точка отсчета до его правления, то это грандиозное сооружение…. -Да, разумеется. Дело в том, что де- факто город Трир имел столичный статус уже со II века.

http://radonezh.ru/text/palomnichestvo-o...

Эдгар П. Кайзер (лютеранин) Предисловие Лютеранская церковь Синода Миссури на своей конференции в 1975 г., указала на потребность в специальной литературе, способной помочь при евангелизации людей, принадлежащих к различным культам, сектам и другим нехристианским религиозным движениям. Это привело к появлению серии брошюр «Ответ...», издающейся и по сей день под девизом из 1-го Послания Петра (3:15): «... Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». В настоящее время в Соединенных Штатах продолжает стремительно расти секта мормонов. Эта группа, называющая себя «Церковью Иисуса Христа святых последних дней», очень разнообразна в миссионерской тактике и учениях. По мере ее роста, увеличивается вероятность того, что, в конце концов, вы тоже столкнетесь с миссионером-мормоном. Данная брошюрка нашей серии призвана подготовить вас к такой встрече. Ее изучение поможет вам защитить свою веру и уверенно свидетельствовать об Иисусе Христе. Эта брошюрка будет полезна читателям, стремящимся больше узнать о данном культе или желающим свидетельствовать мормонам о своей вере. Она поможет также и уже подвергшимся воздействию мормонских учений и находящимся теперь в растерянности, не знающим, как быть. Мы полагаем, что данная брошюра может использоваться как для индивидуального изучения, так и для библейских курсов и занятий в воскресных школах. Лайл Д. Мюллер, Исполнительный директор Евангелизационного Совета Лютеранской Церкви Синода Миссури 1. От Пальмиры до небес Вы встречали их много раз. Двое молодых людей с короткой стрижкой, тщательно выбритых, одетых в костюмы и, возможно, даже в шляпы, быстро и решительно шагающие по тротуару. Они имеют всегда очень чистый и опрятный вид. В их манерах чувствуется готовность к действиям и решимость следовать своим путем. Когда они смело поднимаются по ступенькам рядом стоящего дома, вы мысленно подмечаете: «Мормоны-миссионеры!» И они действительно повсюду. В городах и поселках, в центрах и на окраинах, в густонаселенных районах и среди обитателей глухих деревень. Кто же они, эти так называемые «мормоны»? Каковы их убеждения? Что они отстаивают? Откуда они взялись? Религиозная атмосфера

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kak-prot...

Известный исследователь Пермского края Д. Смышляев, посетивший Иерусалим в 1864–1865 гг. и побывавший там в обеих знаменитых мечетях, уже деловито отмечает, что «взойдя по лестнице, посетитель обязан заменить свою обувь бабушами» 38 . А игумен Гуслицкого монастыря иеромонах Парфений еще через 5 лет столкнулся в Иерусалиме с тем, что «нынче каждую неделю ходит по монастырям турецкий кавас и приглашает в Омарову мечеть, только с каждого берут по 6 пиастров, то есть по русскому двугривенному» 39 . В 1874 году профессор Киевской Духовной Академии А. А. Олесницкий отправился на Ближний Восток с научными целями. Для него посетить Харам аш-Шариф уже не было проблемой, и он провел долгое время внутри каждой из двух мечетей, результатом чего явилось опубликованное им впоследствии монументальное исследование под названием «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (СПб., 1889). Возвращаясь к истории ближневосточного региона, можно упомянуть о том, что в последней четверти XIX столетия на Ближнем Востоке начали укрепляться позиции Германии, несмотря на то, что сферы влияния в этом регионе были уже разделены между Францией и Великобританией. Как известно, Германия стремилась стать союзницей Оттоманской Порты. Осенью 1898 года кайзер BuльreльмII посетил Иерусалим и Дамаск, где осмотрел не только христианские, но и мусульманские святыни 40 . 21 октября, находясь в Иерусалиме, немецкий кайзер посетил мечети Аль-Акса и Куббат-ас-Сахра. Обе святыни были отремонтированы к приезду высокого гостя. «Великолепные изразцы, украшающие стены мечети, вычищены и блестят как новые. Внутри все подновлено, вызолочено», – сообщалось по этому поводу в русской печати 41 . Христианство и ислам в Иерусалиме Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что в основе христианско-мусульманских конфликтов лежал «человеческий» фактор, и по мере развития взаимоотношений проблема теряла свою остроту и актуальность. В связи с этим имеет смысл хотя бы кратко обобщить те вероисповедные моменты, которые сближают христиан и мусульман в их почитании Иисуса Христа и Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда возникла Русская Империя? Дискуссия в преддверии 300-летия провозглашения Петра Первого Императором 04.08.2021 2054 Время на чтение 10 минут Фото: aria-art.ru В Телеграме некоторое время назад мы создали закрытую группу членов Русского Собрания для обмена мнениями по актуальным идеологическим и политическим проблемам. Предполагалось, что эта группа в условиях дефицита личного общения, вызванного пандемией, станет своего рода лабораторией мысли Русского Собрания. Не всегда общение носит принципиальный характер, но порой возникают и содержательные дискуссии. Поэтому было принято решение предлагать такого рода дискуссии на обозрение широкой публике. Первый опыт мы и предлагаем читателю. Если кто-то из коллег хотел бы присоединиться к закрытой группе Русского Собрания, просьба сообщить в редакцию. Часть 1. Царство или Империя. О терминологии. Алексей Ощепков: Может, я буду банален, но мне кажется, тут дело в терминологии. Де факто Россия была империей с конца XV века, де юре – с 1547-го. Просто, при Петре началось переименование всего и вся на западный манер. А так, разница между приказами, коллегиями и министерствами только в названии. Как и между Царем и Императором. Петру не нравились приказы (хотя, чего плохого?), он ввёл коллегии. Суть – та же. Точно так же и с Империей. Иван Грозный писал королеве Англии, что его род идёт от Кесаря Августа. Как раз пример, что в ту пору Кесарь, Царь – это именно Император. Откройте жития святых. Там все римские Императоры названы Царями. Т.е. дело в терминологии. Совершенно синонимичной. В Священной Римской – Кайзер, буквально – Царь. Константин Новиков: Да, так и есть. В Европе все, кто только мог, себя к Римской империи примазывали, в т.ч. к титулам соответствующим – кесарь, кайзер, царь, император и пр. Но нам-то важно уяснить смысл: кто реальный наследник Римской Империи, а кто симулянт? И в чём это наследство и состояние проявляется, к чему обязывает? Ощущение себя наследниками Рима/Византии у русских 15-16 вв. в церковной и государственной среде было чёткое: «Мы одни остались, теперь мы Церковь и Истину охраняем» и т.д. То есть, старец Филофей говорил в общем понятное всем, в контексте.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/ko...

Напоил-то меня, моя матушка, прусской король, Напоил-то меня тремя пойлами, всеми тремя разными: Как и первое его поилице - свинцова пуля, Как второе его поилице - пика острая, Как и третье его поилице - шашка острая… В начале ХХ века обстановка в европейском оркестре сложилась не менее острая и противоречивая. К 1914-му немало значение приобрёл в России французский капитал. Франция была крупнейшим инвестором в экономику России и, конечно, каждое вложение не было бескорыстным. Союз был обременителен для нашей страны: российская дипломатия потеряла возможности для маневра. Русский император и германский кайзер, как известно, были кузенами и долгие годы считались почти друзьями. Генеалогия семейств Романовых и Гогенцоллернов переплетена тесно. Познакомились два монарха в 1884-м году – то есть, к началу войны знали друг друга тридцать лет. Молодой Вильгельм тогда приехал в Россию с праздничной целью – наградить цесаревича Николая Александровича германским орденом Чёрного Орла. Насколько искренними и дружескими были в то время их отношения – неизвестно, но после знакомства завязалась достаточно активная и откровенная переписка. В те годы всесильный Бисмарк делает ставку на тесные взаимодействия с Россией. Иного мнения придерживался кайзер Фридрих III, который, подобно великому прусскому тёзке, впал в зависимость от Британии. Бисмарку удалось сыграть на противоречиях между отцом и сыном: Фридриха тянуло на Запад, Вильгельма – на Восток. Последний стал частым гостем в России, как казалось, другом нашей страны. Николай и Вильгельм… Представить их врагами в те годы невозможно. Переписка свидетельствует о доверительных взаимоотношениях. Правда, современники свидетельствуют, что Николай Александрович, как и его отец, император Александр Александрович, немецких родственников не жаловал. А к попыткам панибратского отношения немцев к императрице Александре – «прусской принцессе» - Николай относился крайне неприязненно. Но в переписке они показывали себя не только монархами, но и дипломатами. А дипломату необходимо отточенное двуличие. Известно, что в своём кругу Вильгельм называл императора Александра III «мужиком-варваром», рассуждал о нём свысока. А в письме Николаю, отправленном после смерти его отца, Вильгельм находит прочувствованные слова – непривычные в политической переписке: «Тяжелая и ответственная задача... свалилась на тебя неожиданно и внезапно из-за скоропостижной и преждевременной кончины твоего любимого, горько оплакиваемого отца... Участие и искренняя боль, царящие в моей стране ввиду преждевременной кончины твоего глубокоуважаемого отца...».

http://pravoslavie.ru/72976.html

megaloyuc:a — собственно, не великодушие, а скорее «величие души». Ср.: Аристотель. Никомахова этика. 1123b слл.; Плотин. I.6.6; святитель Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. XI.1 (Migne J. — P. PG. LXI.89). 66 Ср.: 290; Клим. Алекс. Какой богач спасется. 3; Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. II.1.19–20. 67 Руфин заметно меняет смысл изречения и переводоит: Non oportet contemni ea quibus etiam post depositionem corporis indigemus. 68 Ср.: 92, 99. 69 Ср.: 34, 82е. 70 Ср.: 17. 71 Ср.: 197. 72 Ср.: 58, 59. 73 Чедвик отмечает, что себялюбие Филоном и Климентом Александрийским рассматривается как начало греха Аристотель различает хорошее и дурное себялюбие (Никомахова этика. IX.8). 74 Ср.: 411. 75 Ср.: 172. 76 Цитируется преподобным Венедиктом Нурсийским в «Уставе», глава 7: О смирении (The Rule of St. Benedict in Latin and English with Notes. Collegeville, Minnesota, 1980.  P. 200–201. 77 Ср.: 44. 78 Та же мысль встречается у Филострата (Жизнь Аполлония Тианского. VII.3). 79 Ср.: высказывание Хилона у Диогена Лаэртского I.70. 80 Ср.: Сир 28:17–18 (греч.; 28:20–21 (слав.)) 81 Ср.: 93, 383. 82 Ср.: Притч 10:19. 83 Ср.: 430, 431. 84 Cp.: 165d; Платон. Государство. 382c; 389b, 459c–d; Клим. Алекс. Стром. VII.53. 2.  Чедвик задается вопросом: неужели Секст рекомендует ложь? — и предлагает понимать изречение так: рассматривай ложь как яд (f_rmakon может означать и лекарство, и яд. или, если заменить farm_kJ на farmakщ, как козла отпущения, который должен быть изгнан. Святитель Василий Великий в 76 вопросе–ответе Кратких правил запрещает любую ложь даже в благовидных целях, ссылаясь на Ин 8:44 и 2 Тим 2:5, см.: святитель Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//свт. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1901.  С. 213–214. 85 Ср.: Клим. Алекс. Стром. VI.116.3. 86 Ср.: Сир 4: 23 (греч.; 4: 27 (слав.)) 87 Ср.: Сир 20: 7. 88 Ср.: 187; мысли Хилона у Диогена Лаэртского I.70. 89

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(4085) И когда Иисус, претерпев Крестную смерть за людей, воскрес, Он явился как Господь, Христос и Священник, поставленный вовек [ср. Деян 2, 36 ; Евр 5, 6; 7, 17–21 ], и излил на учеников Своих Духа, обетованного Отцом [ср. Деян 2, 33 ]. С тех пор Церковь , наделенная дарами своего Основателя и верно хранящая Его заповеди любви, смирения и самоотвержения, принимает миссию: возвещать и устроять Царство Христово и Божие во всех народах, и становится она ростком и началом этого Царства на земле. Между тем, постепенно возрастая, она томится по завершению Царства и всеми силами надеется и желает сочетаться во славе со своим Царем. [Об образах Церкви] (510/3, 4086) 6. Как в Ветхом Завете Откровение о Царстве часто передается в прообразах, так и ныне глубочайшая сущность Церкви познается нами через различные образы, и образы эти, взятые либо из пастушеской и земледельческой жизни, либо из строительства, а также из жизни семейной и брачной, уже предначертаны в книгах Пророков. (4087) В самом деле, Церковь есть Двор Овчий, единственная и необходимая дверь которого – Христос (ср. Ин 10, 1–10 ), Она также стадо, Пастырем которого предвозвестил Себя Сам Бог (ср. Ис 40, 11 ; Иез 34 , 11сл.), овец которого, даже если управляют ими пастыри – люди, непрестанно водит и питает Сам Христос, Пастырь Добрый и Пастыреначальник (ср. Ин 10, 11 ; 1Пет 5, 4 ), положивший жизнь Свою за овец (ср. Ин 10, 11–15 ). Церковь – нива, или поле Божие (ср. 1Кор 3, 9 ). На этой ниве растет древняя маслина, святым корнем которой были Патриархи и в которой (4088) совершилось и совершится примирение иудеев и язычников (ср. Рим 11, 13–26 ). Церковь была насаждена небесным Виноградарем ( Мф 21, 33–43 и пар.; ср. Ис 5 , 1сл.) как избранный виноградник. Христос – истинная виноградная лоза, дающая жизнь и плодовитость ветвям, то есть нам, через Церковь, пребывающим в Нем, и без Него мы не можем делать ничего (ср. Ин 15, 1–5 ). (4089) Еще чаще Церковь называется строением Божиим (ср. 1Кор 3, 9 ). Сам Господь сравнил Себя с камнем, отвергнутым строителями, но сделавшимся главою угла (ср. Мф 21, 42 и пар.; ср. Деян 4, 11 ; 1Пет 2, 7 ; Пс 118 (117), 22). На этом основании Церковь воздвигается Апостолами (ср. 1Кор 3, 11 ) и от Него получает прочность и сплоченость. И это строение удостаивается различных наименований: Дом Божий (ср. 1Тим 3, 15 ), в котором обитает Его семья, Жилище Бога в Духе (ср. Еф 2, 19 – 22 ), «скиния Бога с человеками» (ср. Откр 21, 3 ), но прежде всего – Храм Святой, который представляется в виде каменных святилищ, прославляется Святыми Отцами, а в богослужении не без основания сравнивается со Святым Градом, Новым Иерусалимом 245 . В нем мы еще здесь, на земле, устрояемся как живые камни (ср. 1Петр 2, 5 ). Иоанн созерцает этот Святой Град, при обновлении мира сходящий от Бога с неба, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр 21 , 1сл).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010