82 враги Твои шумят. Пока Бог безмолвствует, враги поднимаются, чтобы погубить Израиль. 82:6 Здесь и в последующих трех стихах речь идет о сговоре языческих народов против Израиля (ст. 7–9). Однако ни в один известный исторический период эти народы не выступали против Израиля сообща. Более всего данная ситуация близка к периоду войн Иосафата, которые описаны в 2 Пар., гл. 20, но там не упоминается Ассур, т.е. ассирийцы. 82 для сынов Лотовых. Т.е. для Моава и Бен-Амми, ставших родоначальниками соответственно моавитян и аммонитян ( Быт. 19,30–38 ). 82 то же, что Мадиаму. Господь дал Гедеону силы разбить мадианитян. Только Божие вмешательство принесло Гедеону победу (ср. Суд., гл. 7). Сисаре... Иавину. Иавин царь ханаанский; Сисара его военачальник (см. Суд. 4,5 ). 82 с Оривом и Зивом. Мадиамские князья, схваченные ефремлянами во время битвы Гедеона с мадианитянами ( Суд. 7,25 ). с Зевеем и Салманом. Мадиамские цари, плененные и казненные Гедеоном ( Суд. 8,4–21 ). 82 возьмем себе во владение селения Божий. Т.е. землю Израиля. Слова, вложенные в уста врагов, должны прояснить богопротивную сущность их заговора против богоизбранного народа и справедливость ожидающей их кары. 82 бурею Твоею и вихрем Твоим. Гнев Божий часто сравнивается с яростной бурей ( Пс. 17,8–16 ; Наум 1,3 ). 82 взыскали имя Твое, Господи! Псалом открывает душеспасительный смысл кары Божией: познав гневный суд Божий, нечестивые осознают свое безумие и обратятся к Господу. 82 Всевышний. Соответствующее древнееврейское слово звучит весьма схоже с титулом, которым хананеи наделяли свое божество Ваала. Псалмопевец молит Господа судить народы так, чтобы они поняли, что истинный и единственный Бог не Ваал, а Иегова. Глава 83 Пс. 83 Этот псалом выражает горячую устремленность его автора к Господу. Начало псалма указывает на то, что псалмопевец находится вдали от храма, который в ветхозаветные времена был местом, где Господь являл Себя Своему народу. И хотя христианам для общения с Богом нет нужды совершать паломничество в какое-то определенное место ( Ин. 4,21–24 ), псалом передает их тягу ко Христу и блаженство от близости к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Если же истину, насколько это мне возможно, изобразило [мое] слово, то ничего нет необходимее истины. И все, что действительно истинно, то и всячески необходимо. Итак, поскольку мы веруем, что Христос воистину по сущности и природе является истинным Богом, и Он же по сущности и природе – воистину истинным человеком, то ничего нет более важного, нежели говорить и мыслить о Нем и то и другое, и, посредством являющего количество числа, удостоверять о едином сущностном различия [природ], из которых, в которых и которыми Он является, наипаче же, присоединяя правое [в отношении] разума и меры слово, когда надлежит встать на сторону истины и явственно выразить свое к ней расположение, чтобы нам не только оправдаться, благочестиво сердцем веруя, но и спастись, усты всем повсюду право исповедуя [В конец] …Но хорошо же, честная моя глава! Теперь будь мне более, нежели прежде, человеколюбивым судией написанного, и настолько [более], насколько по ослаблению добродетели стал я ниже себя самого и тлением страстей ослабил умственную силу души, дабы бремя моей , легко увлекающей меня в свои сети, злобы объяв величеством твоей добродетели, утешить меня, бывшаго яко мех на слане иссушенного хладом греха, и стесненного памятованием адских мучений, и соделать [меня] совлечением ветхости новым, восприимчивым к одному лишь Христову таинственнейшему учению, коим тебе таинственно сообщается горячность духа воздвигающая и как бы распаляющая душу к любви к одному лишь Творцу, Ему же слава и держава во веки, аминь. Примечания: 131. См. выше, Amb.Thom., V, стр.11. 132. 1Кор.4:21. 133. Григорий Богослов, Слово 38,13 (р.п., стр.529). 134. Деян.6:4. 135. Слово 38,13 (р.п., стр.529). 136. Пс.118:160. 137. 1Ездр.3:12; 4:35. 138. Рим.10:10. 139. τον ογκον της εμης ευπερισττου κακας – ср. Евр.12:1,- ογκον αποθμενοι πντα και την ευπερστατον αμαρταν, переводимое по-церковнославянски: " гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех " , а по-русски, в Синодальном переводе: " …всякое бремя и запинающий нас грех " . 140. Пс.118:83. 141. Григорий Богослов, Слово 17, PG 35, 965B (р.п., стр.254).   Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

(8) Περ ψυχς κα σματος ηνενοις: «Ο душе и теле [нрзб.]». Чтение рукописей: ν ν ος BD, опускают MS и Иероним, νος ATER и Руфин (et [=κα] mente); конъектуры νς Schwartz (→ νος) или νσεως Bardy, оба варианта νς/νσεως Perler 1963, 421 (с оговоркой, что последнее чтение менее вероятно с палеографической точки зрения); ντητος Grant (1950, 83) с отсылкой к гом § 54–6. Ср. ниже, 11 и с. 585. (9) κα Περ λουτρο κα περ λθειας (BDM: κα Περ ληθεας AL [De virtute librum unum Иероним]: κα ληθεας TER) κα περ πστεως (TERBDM SL: κτσεως Α: опускает Иероним) κα γενσεως Χριστο: «Ο крещении и об истине и о вере и рождестве Христа». Возможна разная разбивка: а) О крещении. См. фр. А5. Иероним: De baptismate librum unum; б) остальные книги – или все разные (Руфин и Иероним; последний исключает «О вере»), или одно произведение. в) Один из издателей ЦИ (Lejay у Grapin " a) предложил читать περ κτσεως (Α) κα γενσεως Χριστο: «Ο творении [ Прем. 8:22 ] и рождестве Христа " “ 22 . Предполагать, что чтение А первоначально, а все остальные рукописи следуют древней корректуре, – значит идти вопреки очевидному рукописному преданию. Нам кажется, что книга «О вере», упомянутая здесь Евсевием как более или менее самостоятельная, соответствует больше остальных фрагменту А7. В таком случае чтение Grapin’a вообще невозможно. Мы присоединяемся к чтению Руфила – Иеронима. (10) κα λγος ατο (своем S: eius L: sua Иероним) (+per AT г T г ERM) προφητεας T 1 BD ATERM. «Ο пророчестве», но чьем – непонятно: либо «Книга Мелитона О пророчестве», либо «Книга о пророчестве Мелитона», либо совсем иначе (например, «Книга о пророчестве Христа», если присоединять эту фразу к предыдущей, и т.п.). (11) κα (+ Р М SL и А, переставляя после φιλοξενας) περ ψυχς κα σματος (опускают TER Иероним): «О душе и теле». Можно эту книгу присоединять к предыдущему названию; опустить, как Иероним, считая дублетом 8; или, что вероятнее, делать ее отдельным произведением вместе с Руфином. Ср. «О душе и теле» – название поддерживается проповедями Пс.- Александра Александрийского и сирийским фрагментом (F16) (см. ниже, с. 603).

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

6, 14). Последствием же того, что собраны погибшие Израилевы, над которыми царствовал Ефрем, и расточенные Иудины, которыми управляли происходившие от семени Давидова, оказывается, что нет уже ревности у Ефрема против Иуды, потомки Иудины не враждуют против Ефрема. Ибо, по воздвижении знамения и по собрании погибших Израилевых, которые называются Ефремом, также по собрании расточенных Иудиных, (13) отымется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут. Заметь же, что Израиль называется погибшим, а Иуда — расточенным. Но между тем согласием во Христе, Который умиротворяет земная и небесная и в Себе вяческая примиряет (ср.: Кол. 1, 20), отъемлются страсти, какие прежде владычествовали в жизни, по причине упорства и мятежа. Потому–то Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема, ибо потребляется взаимная между ними вражда. Обыкновенно же ревность всего более бывает для многих поводом ко вражде. Ревностью же называет теперь Писание не подражание в добром, но зависть благоуспешности других. Посему тогда приведенные в согласие (14) полетят в кораблех иноплеменничих, море купно пленят. Пророк прекрасно изобразил скоро плывущих по морю, уподобив движение их полету, когда при ветре, соразмерно упирающем в корму, несутся по морю на полных ветрилах. Но они пленят море, став победителями змия и ему подвластных. И об Апостолах Христовых справедливо можно сказать, что они пленят приводимых ими в познание истины, как бы делая своей добычей тех, которыми владел отведший человека в плен. Под морем же должно теперь разуметь место озлобления, которое в другом месте, как знаем, называется и юдолию плачевною (ср.: Пс. 83, 7). А кораблями иноплеменных называются, может быть, тела наши, потому что они не в дружественной связи с устройством души. Ибо плоть закону Божию не покаряется (Рим. 8, 7), но похотствует на духа (Гал. 5, 17). О них же говорится, что пленят Идумею, то есть возьмут верх над земным, и на Моава руки возложат. Моав толкуется от отца. Посему к ним–то сказал Господь: вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

82. Лк.23:43. 83. Ин.14:3. 84. Деян1:11. 85. 1Пет.3:22. 86. 2Пет.1:11. 87. Еф.1:17. 88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο λαικς - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. δημοσα - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. αξωμα διδασκαλικν - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Если же истину, насколько это мне возможно, изобразило [мое] слово, то ничего нет необходимее истины. И все, что действительно истинно, то и всячески необходимо. Итак, поскольку мы веруем, что Христос воистину по сущности и природе является истинным Богом, и Он же по сущности и природе воистину истинным человеком, то ничего нет более важного, нежели говорить и мыслить о Нем и то и другое, и, посредством являющего количество числа, удостоверять о едином сущностном различия [природ], из которых, в которых и которыми Он является, наипаче же, присоединяя правое [в отношении] разума и меры слово, когда надлежит встать на сторону истины и явственно выразить свое к ней расположение, чтобы нам не только оправдаться, благочестиво сердцем веруя, но и спастись, усты всем повсюду право исповедуя [В конец] Но хорошо же, честная моя глава! Теперь будь мне более, нежели прежде, человеколюбивым судией написанного, и настолько [более], насколько по ослаблению добродетели стал я ниже себя самого и тлением страстей ослабил умственную силу души, дабы бремя моей , легко увлекающей меня в свои сети, злобы объяв величеством твоей добродетели, утешить меня, бывшаго яко мех на слане иссушенного хладом греха, и стесненного памятованием адских мучений, и соделать [меня] совлечением ветхости новым, восприимчивым к одному лишь Христову таинственнейшему учению, коим тебе таинственно сообщается горячность духа воздвигающая и как бы распаляющая душу к любви к одному лишь Творцу, Ему же слава и держава во веки, аминь. Примечания: 131. См. выше, Amb.Thom., V, стр.11. 132. 1Кор.4:21. 133. Григорий Богослов, Слово 38,13 (р.п., стр.529). 134. Деян.6:4. 135. Слово 38,13 (р.п., стр.529). 136. Пс.118:160. 137. 1Ездр.3:12; 4:35. 138. Рим.10:10. 139. ο οο ε ευεου ср. Евр.12:1,- οο οεο ευεο , переводимое по-церковнославянски: " гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех " , а по-русски, в Синодальном переводе: " всякое бремя и запинающий нас грех " . 140. Пс.118:83. 141. Григорий Богослов, Слово 17, PG 35, 965B (р.п., стр.254).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/948/...

Псалом 119 По молитве подается помощь от Господа скитальцу вне отечества. Песнь степеней, или – восхождений. Как отдельные израильтяне, вообще по влечению своего благочестивого сердца или по нарочитому обету, так все колена народа Израильского, обязательно по Закону, должны были посещать единственный свой храм единому истинному Богу и – от времени до времени – шествовать в Иерусалим ( Исх.23:17; 34:23 ). Такое путешествие и называлось восхождением, потому что Иерусалим стоял на высокой горе и окружен был многими горами ( Пс.83:1–3, 6–8 ). И вот, путешествуя из разных мест своей земли или возвращаясь из чужих, даже и отдаленных стран, и восходя с восторженным!, настроением в древний град Давида и во святой храм, Израильтяне выражали свои чувства в этих «псалмах восхождения» ( ; ср. ; ср. Мф.20:18 ; Мк.10:33 ; Лк.18:31; 19:28 ). 1–2. Ко Господу, внегда скорбити ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива. – «Когда я скорбел, то воззвал ко Господу – в молитве, и Он услышал меня». Так говорит псалмопевец, находившийся вне родной Обетованной земли, пребывавший там долго, притом среди людей коварных, а потому и скорбевший… (ст. 5–7). Но Господь услышал его молитву. – А молился он так: Господи, избавь душу от уст неправедных, или от людей лживых, и от языка льстивого, который лестью – ложью только прикрывает злобу, которая в душе и готова вот-вот вырваться наружу и проявиться в открытой вражде (ст. 6–7). 3–4. Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы Сильнаго изощрены, со угльми пустынными. Храня в душе мир даже с коварными людьми, между которыми долго пребывал (ст. 6), Псалмопевец недоумевает и даже негодует... – «Что дано будете тебе, обращается он с недоумением к коварному, что будет еще прибавлено тебе к языку льстиву или за коварство твоего языка» – И отвечает: «изощренные стрелы Сильного и угли пустынные...» То есть: за твои коварные слова, которые губительны как стрелы и падают обвинениями на голову, как горящие угли, тебе угрожает лютая казнь. Господь, как Сильный и страшный исполин-ратоборец, поразит тебя Своими острыми стрелами – молниями, и, в прибавление к тому, повержет на тебя опустошительные – раскаленные угли, которые все превращают в прах и пепел, – так, как это было сделано некогда в долине Сиддим над проклятыми городами, Содомом и Гоморрой. ( Быт.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

– Усырися ­­ ожирело; жир служит символом нечувствительности; ср. к Пс.16 примеч. 6. 880 Десятое восьмистишие. Господи, которому я обязан своим существованием, дай мне просвещение к познанию Твоего закона, дай мне кроме низшей жизни и высшую (ст.73). Когда благочестивые увидят меня спасенным, то они возрадуются этому, потому что надежда моя тогда будет награждена (ст.74). Совершенно справедливо, что Ты наказал меня, так как Ты делаешь это по верности обетованиям (Пс.88и д.), чтобы я мог, когда очищусь посредством наказания, исполнить обещание; но пусть же снова господствует Твоя милость (ст.76–77), постыди врагов моих (ст.78), и заблуждавшихся о мне благочестивых снова сделай моими друзьями (ст.79). О, если бы я мог жить непорочно, чтобы могла быть исполнена эта молитва моя (ст.80)! 881 Одиннадцатое восьмистишие. Почти истощает меня (исчезает) страстное желание помощи, ожидание исполнения слова Твоего, обещания (словеса ст.81) и утешения (ст.82); я совсем похудел от бедствий, хотя остался верен Тебе (ст.83). Коротка жизнь моя, поэтому своевременно помоги мне (ст.84).Суетно и противно закону Твоему все, что говорят друзья мои, чтобы обольстить меня (ст.85); так как обещания Твои (здесь они названы заповедями, поскольку содержатся в законе) непреложны (истина), то накажи моих преследователей (ст.86), которые в сильнейшей степени угрожают моей жизни (ст.87); поддержи жизнь мою милостью Твоею. Мех на слане ­­ (кожаный) мех от холода сжимается. 882 Двенадцатое восьмистишие. Слово Твоих, Господи, обетовании столь же ненарушимо, как небо (ст.89), столь же непоколебимо, как основанная Тобою земля (ст.90), столь же неизменно, как определенная Тобою преемственность дня и ночи (ст.91). Мысль об этом неизменном Твоем слове и размышление о нем поддерживало и поддерживает меня в моем бедствии (ст.92). Никогда я не уклонюсь от неизменных Твоих обетованных заповедей, ибо они оживляют меня (ст.93). Помоги ревностному рабу Твоему (ст.94), так как мне угрожает опасность жизни (ст.95); Ты, как и закон Твой, бесконечно высок, и всякое земное могущество и величие (а также и мои враги) ничто в сравнении с Тобою (ст.96).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

(6) Но, однако, следует знать, что ничего странного они не терпят, когда, утесняемые и различным образом огорчаваемые, переносят волю своего Владыки путем многих искушений. Ибо они слышали, как Он говорит в Евангелии: " Истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, ближние мои, а мip возрадуется " (Ин.16,20), но еще немного - и Я посещу вас через Утешителя, изгоню уныние ваше, обрадую (?nakt " somai) вас упованиями (logismoj) на небесную жизнь и покой и сладкими слезами, которых вы лишались в течение нескольких дней, будучи искушаемы; и дам вам грудь благодати Моей, как мать рыдающему младенцу, и укреплю вас, изнемогших в брани, силою свыше, и услажду вас, огорченных, как говорит Иеремия в Плаче о внутреннем твоем Иерусалиме (см. Плач 1,20), так что " увижу вас, и возрадуется сердце ваше от тайного посещения, и печаль ваша превратится в радость, и радости вашей никто не сможет забрать " (Ин.16,22.20). (7) Итак, не будем смежать очей своих, не будем слепотствовать, считая мipяhuha счастливее себя; но, понимая различие между законными сыновьями и незаконнорожденными (ср. Евр.12,8), возлюбим лучше мнимое убожество (?qliOthta) и сильное утруждение монахов, конец которого приводит к вечной жизни и к " неувядаемому венцу славы " Господней (1Пет.5,4). Возлюбим поэтому тесный путь (talaipwran) подвижников, [этих] мнимых грешников, - чтобы не сказать праведников, - [возлюбим] " приметатися в доме Бога " , то есть в сонме непрестанно служащих Христу, а не " жить в селениях грешничих " (Пс.83,11) или вращаться среди мipяh, хотя бы и они совершали великие [подвиги] праведности. (8) Ибо тебе, монах, говорит Отец твой Небесный, особенно любящий тебя и утесняющий и удручающий тебя разнообразными искушениями: " Будь уверен, бедствующий инок, что, как Я сказал через пророка, Я буду твоим руководителем (Ос.5,2), и встречу тебя на пути египетском, изощряя тебя скорбями, и пути твои, достойные порицания, Я ограничу преградой (Ос.2,8) Моего промысла, поражая неожиданными несчастиями и препятствуя приводить решительным образом в дело то, чего ты желаешь неразумным сердцем; и Я загражу море страстей твоих вратами (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/685/...

Сначала в псалме излагается молитва , чтобы всемогущий (кто уподобится Тебе) Бог помог молящимся, восстал со всею строгостью (ст.2) 603 против надменных (воздвигоша главу) врагов, произведших большое военное движение (возшумеша, ст.3), коварно соединившихся, чтобы истребить Израиля, как народ (ст.4–5) 604 злоумышлением (ст.4–5) 605 и заключивших завет против Самого Бога (ст.6). Затем перечисляются эти враги; зачинщиками были идумеяне, моавитяне, и аммонитяне; измаильтяне, агаряне, гевал, амаликитяне, филистимляне, тиряне и ассириане – союзниками (ст.7–9) 606 . Далее снова следует молитва, чтобы Бог со всеми этими врагами поступил так, как поступил с врагами народа Божия в древние времена (cm.10-I3) 607 , послал на них бурю (ст.14) 608 и молнию (ст.15) 609 Своего страшного гнева (ст.16), чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества (ст.17–19). Псалом 83. Молитва о возвращении к дому Божию. Все древние и многие из новейших толковников признают этот псалом по содержанию и по форме сходным с пс.41. На основании этого сходства естественно заключать, что он, как и псалом 41-й, произошел во время Авессаломова гонения, и написан, как показывает надписание псалма, одним из потомков Корея. Представляемый говорящим в псалме есть помазанник Господень (ст.10), есть царь; он теперь находится в печальном положении (ст.7; во юдоли плачевней), из которого взывает о помощи Божией (ст.9–10); он разлучен с местом богослужения, не может созерцать Бога богов на Сионе (ср. ст.8) и жить в доме Его (ср. ст.5); но в сознании своей невинности (ст.13) он исполнен спокойной уверенности, что Бог скоро снова возвратит его на Сион. Все это не соответствует ни положению народа израильского в вавилонском плену или период Маккавеев, ни положению пленного царя, например, Иехонии, но вполне приличествует положению Давида во время его бегства от Авессалома. Приближенный к Давиду один из потомков Корея, в сердечном участии, переносясь в душевное состояние Давида, выразил в этом псалме испытываемые Давидом чувствования 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010