От того течение речи или быстро и стремительно, как поток ярости гнева Божия ( Наум. 1 , ср. 3цар. 19:11), или кротко и спокойно, как Божественное утешение (ср. 2Кор. 1:4 ). И как утешение Иудеев было посредственной целью книги, а главной – предсказание неизбежной погибели Ниневии, то и голос утешителя – веяние легкого и приятного ветра – слышится реже (1: 9,15), чем гром божественного бремени, или великий и крепкий вихрь, разрушающий горы и срывающий скалы ( Наум. 1:6 и др. 3 цар, 19:11,12). IV. Подробное обозрение книги Троекратное повторение имени мстительного Иеговы, Бога отмщения ( Пс. 94:1 ), по духу еврейской речи, заставляет читателя сосредоточить все свои мысли и чувствования на непостижимом величии Божием и как бы напоминает о троекратной, требующей полного отмщения, укоризне, нанесенной народу Божьему Ассириянами (Парал. 5:26,4цар. 15:29,17, 6, или 18, 9)... Пророк с силой, свойственной впрочем и другим св. писателям ( Иоил. 2:1 . Пс. 18:10 ), изображает суд Божий на них. Определив отмстить врагам, Иегова идет на них, как некий воинственный вождь 35 . Не видно у него ни стрел, ни копий. Вместо их он ведет за собой всесокрушающую бурю 36 и вихрь, страшно потрясающий землю; от устремления этих страшных воинственных полчищ сгущаются облака и собирается грозовая туча, – то пыль под ногами Его: силе и быстроте победоносного шествия Его ничто не может противиться. Как всемирный и всемощный Владыка (ср. Авв. 3:8 ), Он своим запрещением иссушает море (ср. Лук. 8:24 ), и все реки делает безводными, как пустыня ( Ис. 50:2 . ср. Ис. 24:31 . Исх. 14:21 . Пс. 105; 9 . Иис. 3:13); всякую славу и богатство страны, все, что есть лучшего и крепкого, красивого и плодоноснейшего 37 , Он силен уничтожить ( Ам. 4:1 . Мих. 7:14 ), – все увядает от бурного дыхания. А в вихрь, с каким он несется, и происходящем от того трусе (ср. 1, 3. Пс. 17:8 ), от страха пред божественным могуществом (яко прогневался на мя Господь), горы дрожат и холмы тают, как снег или воск от огня ( Пс. 96:5 , Иоил. 2:10 ), – в ужасе содрогается и воздымается 38 к небу земля со всеми живущими на ней. Самы скалы распадаются от него (ср. 3Цар. 19:11 ). Впрочем, сколь велик гнев Бога к злым врагам Его, столь же Он благ к благочестивым рабам своим. Прекрасен и величествен этот переход от изображения гнева и величия Иеговы к указанию Его благости; но в сущности это только другая сторона той же мысли, выдерживаемая и дальше (1:13,14, 2:1,2): пророчество потому бремя, что пророк – утешитель. Страшный врагам, Бог благ для Израиля ( Пс. 72:1 . Chald.), для терпящих Его – твердыня в день бедствия 39 , и не даст погибнуть прибегающим к Нему в уповании. Стремительным наводнением, подобно потоку, вырвавшемуся из берегов и не находящему препон в своем стремлении ( Ис. 8:8 ), всеразрушающему и опустошаемому, совершенно уничтожит 40 место ее 41 : тьма решительной и вечной погибели постигнет врагов Его 42 (ср. Иоил. 2:2 . Пс. 18:1, 32, 6 . Ис. 28:11 Иов. 23:17 . Пс. 3:2 . Соф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

156 Нечто аналогичное испытал преп. Антоний, когда был восхищен в воздух, и подвергся было нападениям в мытарствах от демонов (§ 65). 157 Иногда демоны видимо торжествуют победу, иногда горестно плачут, как побежденные (Житие преп. Антония § 26. 39; ср. в «Достопам. сказ.» о преп. Макарии § 3, стр. 140–141). Впрочем, изнемогая в борьбе, они лишь на время оставляют подвижника, наблюдая в то же время за тем, какая из добродетелей будет пренебреженна им, чтобы снова возобновить на него свои нападения (Евагрий II, 44; I, 44; ср. у преп. Максима Сар. de charitate II, 40). 158 Расположение каждого из нападающих демонов узнается по тем помыслам, которые возбуждаются вместе с его приближением. Напр., если представляется искушаемому лицо обидчика, то, значит, он подвергается воздействию духа памятозлобия (пр. Нил Син., О различных лук. помыслах, гл. 2, PG. 79, 1201В. р.п. I. 279). 159 У преп. Максима указывается пять причин: Сар. de charitate II, 67. (ср. IV, 96). Искушения вообще посылаются для испытания (Житие преп. Антония, § 10). 160 Ср. Expositio in psalm. LIX, PG. 90, 857В–860А. Евагрий (II, 43), под влиянием, которого написано данное место, понимает под λαι представления о чувственных вещах, страстные помыслы о них. «Необходимо, – говорит он, – наблюдать и то, чтобы, когда помыслы начнут передвигать свои предметы (λας), прежде, чем выйдем из обычного своего состояния, успевать сказать что-нибудь против них». См. описание проникновения в душу демонских помыслов у Нила Син., (О различных лук. помыслах, гл. 2, PG. 79, 1201В; р.п. 1, 279) и у преп. Максима (Сар. de charitate II, 85). 161 В сонных мечтаниях, возбуждаемых демонами чрез посредство памяти (Нил Син., цит. соч., гл. 4, PG. 79, 1204 CD, р.п. I, 282), скорее всего, обнаруживается возникновение страстен и приближение лукавого демона. Демоны. Распаляющие похоть, вызывают во сне мечтания о пирушках, женских ликах и т.п.: демоны гнева наводят страшные сны (о падении в пропасть, нападении зверей) и возбуждают боязливость в душе (Евагрий II, 54; I, 12). Ср. у преп. Максима Сар. de charitate II. 69.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 b –6 ст. Причиною такого желания пророка было крайнее развращение народа иудейского, которое рисуется такими чертами: а) «Ибо все предались идолопоклонству (любодействуют, ср. выше 2:20; Ис. 65:3 ), это скопище (соборище) отступников» (θετοντων). Этими словами пророк выражает ту мысль, что народ иудейский, предавшись идолопоклонству, тем самым показал себя вероломным отступником от Истинного Бога (2:5–8, 20–21; 3:20 ср. Ис. 1:2–4 ). б) «Они как лук напрягали язык свой для лжи и неверия: эти пороки, т. е. ложь и неверие, усилились (укрепишися) в стране, потому что (ибо, τι), они (иудеи) переходили от одного злодейства к другому (от злых во злая), а Меня (Бога) и знать не хотели» (3 ст. ср. 6 ст.). Налякоша язык свой яко лук – этим сравнением выражается та мысль, что они с особенным напряжением или усилием распространяли своим языком только ложь (см. русск. перевод и ср. ст. 5; научиша язык свой глаголати лжу) и неверие (неверство, ο πστις), как видно из дальнейшего, где говорится об усилении именно этих пороков, лжи и неверия. в) «Пусть каждый остерегается ближнего своего, даже на братьев своих не полагайтесь (не уповайте), ибо всякий брат (брату) преткновение поставит (запинанием запнет) и всякий друг (на друга) коварно нападет (5 ст.). Каждый посмеется над своим другом (то же, что обманет), никто не скажет правды, потому что приучили язык свой говорить только ложь, поступают несправедливо (неправдоваша) и не хотят исправиться» (6 ст.). Этими словами ясно дается понять, до какой степени ложь и неверство укрепишася, именно до того, что друг нападал на друга, брат – на брата, так что нельзя стало доверять друзьям и полагаться на братьев. – Всяк брат запинанием запнет – этими словами выражается та же мысль, которая высказана выше, именно – что в народе иудейском находятся такие нечестивцы которые сети поставиша, еже погубити мужы, и уловиша (5:26). г) «Корысть (совершается) на корысть и обман (следует) за обманом; совсем не хотели знать Меня, говорит Господь» (6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

7.  Отсюда следовало, чтобы, отметив Божью щедрость, мы просили о Его милосердии, ибо что пользы в пище, если мы предаемся ей, поистине, как бык на заклание? Господь ведал, что только Он один без греха. Поэтому и учит нас просить: «Оставь нам долги наши». Просьба о милости есть полное признание вины, ибо кто просит о милосердии, тот сознает грехи. Тем самым показывается, что покаяние угодно Богу, ибо Он более желает его, нежели смерти грешника (ср. Иезек. 33:11). Долг же в Писании есть обозначение греха: он точно так же подлежит суду, и с него спрашивается, и не избежит он справедливого взыскания, пока не отдаст взыскиваемого. Да и тому рабу Господь простил долг. Ведь именно таков смысл всей притчи. Ибо то, что раб, отпущенный господином, не щадит таким же образом своего должника, а вследствие этого, приведенный к господину, предается истязателю до тех пор, пока не выплатит последний квадрант, то есть наималейший долг (ср. Матф. 5:25—26), — это означает, что и мы должны исповедовать прощение грехов нашим должникам. Так же и в других местах, как и в этой молитве: Отпустите, — сказал Он, — и отпустится вам (Лук. 6:37). И когда Петр вопрошал, до семи ли раз нужно отпускать брату, Он сказал ему: Даже до семидесяти по семь раз (Матф. 18:21—22), чтобы, таким образом, усовершенствовать закон, по которому — согласно Книге Бытия — за Каина отмстится семь раз, за Ламеха же семьдесят раз по семь (ср. Быт. 4:24). 8.  Для полноты столь простой молитвы Он присовокупил, дабы мы молились не только о прощении грехов, но и о полном их отвержении: «Не введи нас во искушение», то есть не допусти нас претерпеть от того, кто искушает. Впрочем, да не возникнет мысли, что Господь искушает, — как будто Он не знает веры каждого или радуется падению. И неверность, и злоба принадлежат дьяволу. Ведь и Аврааму Он повелел принести сына в жертву не для искушения, а для испытания, чтобы через него явить пример Своей заповеди, которую собирался впоследствии дать: и близкие не дороже Бога  . И Сам, искушаемый дьяволом, указал покровителя и творца искушения  . Это Он подтвердил и впоследствии, говоря: Молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лук. 22:46). А находились в искушении оставить Господа те, которые более предавались сну, нежели молитве. Этому соответствует и заключение, разъясняющее, что означает: «Не введи нас во искушение», — именно: «Но избави нас от лукавого».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

34 Игнатий испрашивает у Магнезийцев молитв за себя и церковь сирскую. «Поминайте меня в молитвах ваших.... и церковь сирскую». (гл. ΧΙV ср. Трал. гл. ХШ; Puмл. III и IX). Правда, испрошение Игнатием молитвы за себя и свою церковь еще ничего не говорит о существовавшей обычной практики; но не следует забывать, что богослужение лишь формировалось в эту эпоху и частное испрошение Игнатия должно было послужить поводом к постоянному обычаю церкви молиться за епископа, если такого обычая не было раньше. 39 Сократ рассказывает, что Игнатий некогда видел ангелов, воспевших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал Антиохийской церкви. Н. E. lib. 6. с. 8. 41 1 Коринф, гл. слова: «какою мерою мерите, та кою отмерится вам» взяты или у Mamф. I, 2 . или у Луки VI, 38. – Гл. Приводятся слова Еванг. Иоанна 3. – Гл. XLVI. Климент напоминает слова Господа, находящиеся у Mamф. XVIII, 6. XXVI. 24 . Лук. 2. Марк. 12. – 2-е послание гл. Слова: «не пришел призвать праведников, но гршных» приводятся прямо как слова Писания, т. е Mamф. IX, 13 . Лyk. V, 32 . – Гл. Буквально повторяются слова Иисуса Христа: «Кто исповедаетъ Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцем Моим» Матф. Х, 32 . – Гл. IV. Слова: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется» взяты у Mamф. VII, 21 ; у Матф, же VII, 23 и у Лук. 27 заимствованы последние слова четвертой главы. – Гл. V. «Будете как агнцы посреди волков» слова Матф. Х, 16 .; равно как ниже приводится место, находящееся у Матф. Х, 28 и Лук. 4. 5: «не убойтесь убивающихъ тело» в измененной несколько форме. – Гл. Приводятся места изъ Матф. 24. XVI, 26 и Лук. 13.– Гл. «Верный в малом и во многом вернымъ будет» слова Лук. 10. 11. –Гл. IX. Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего –место Матф. 50. 43 Посл, к Eфec. V . Слова: «если молитва двоих имеет великую силу» указывают на Матф. XVIII, 19. – Гл. VI. Слова: «всякаго, кого посылает домовладыка наш должно принимать как самого пославшаго» напоминают Mamф. XXIV, 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Матфея (8, 1 – 4). Можно присоединить разве еще из ев. Марка: посмотрев на него строго, тотчас изгнал ( ξβαλεν) его(1, 43), – и он же, вышедши, начал провозглашать много и рассказывать о событии (ст. 45), что может набрасывать некую тень на духовно-нравственную личность (веру) исцеленного. – При исцелении расслабленного ( Лук. 5, 17 – 12 ) Господь, по всем евангелистам-синоптикам (ср. Матф. 9, 2 , – Марк. 2, 5 ), видит веру принесших больного ко Христу для исцеления, но ближайших указаний на качество и силу веры этой евангелисты не дают. Также и свидетели чуда, по Матфею, удивились и прославили Бога, давшего власть такую людям (ст. 8); по Марку, изумлялись все и славили Бога, говоря, что никогда ничего такого не видали мы (ст. 12); по Луке, как сам исцеленный славил Бога, так и свидетелей чуда изумление объяло всех, и славили Бога, и исполнились страха, говоря, что видели мы изумительное сегодня (ст. 26). Таким образом вера, как самого исцеленного, так и свидетелей чуда стоит на первичной ступени изумления пред силою Чудотворца и соединенного с ужасом прославления Всемогущего Бога. – Призвание Мытаря Левия ( Лук. 5, 27 – 39 ) хотя и было проявлением властительности слова Христова и веры призванного мытаря, но здесь, как и при призвании Петра и других апостолов ( Матф. 4, 18 – 22 , – Марк. 1, 16 – 20 , – а о Лук. 5, 1 – 11 была речь пред сим), все синоптики не дают никаких ближайших определений веры, даже не говорят о вере. – Также и при исцелении сухорукого ( Лук. 6, 6 – 11 , – Матф. 12, 9 – 14 , – Марк. 3, 1 – 6 ) евангелисты не упоминают о вере исцеленного, но видят в этом чуде разъяснение отношения дел милосердия Христова к фарисейским узаконениям о субботнем покое. – Наконец в следующем затем сообщении об избрании Господом Двенадцати учеников и пред изложением Нагорной Беседы (после чего уже следует исцеление слуги Капернаумского сотника) св. Лука (6, 18 – 19) и Матфей (4, 23 – 24) дают указания на исцеления Христом страдавших разными недугами, без уяснения того отношения, в каком вера исцеляемых стояла к этим чудесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: изгоняющие вас за имя Мое говорят: «пусть явит себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше» (ср. 5:19). «Но они будут постыжены. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего врагам своим» (ст. 5–6; ср. 26:11 и 21). «Едва начал Сион мучиться родами, родил сынов своих. Кто слыхал подобное? возникала ли страна в один день? ибо доведу ли Я до родов и не дам родить, или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой» (6–9; ср. 37:3). Возвеселитесь с Иерусалимом и возрадуйтесь с ним, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться от сосцов утешений его, наслаждаться преизбытком славы его; как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас... в Иерусалиме,.. ибо вот, Я направляю к нему мир, как реку, и богатство народов,.. и кости ваши расцветут, как молодая зелень (10–14 ст.). «Вот, Я приду собрать народы и языки, которые не видели славы Моей,.. и пошлю из спасенных (, ср. 45:20; 37:31...) от них к народам в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану (к Фовелу и в Элладу),.. и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках... на святую гору Мою (как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде), и из них буду брать также в священники и левиты. Ибо как новое небо и новая земля... всегда будут пред лицом Моим,.. так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение» (18–23). «А на врагов Своих (Господь) разгневается, – ибо вот, придет Господь в огне» (пылающем и с мечем Своим, и) произведет суд над всякою плотью», – над теми, «которые освящают себя в рощах, едят свиное мясо и мерзость», и увидят трупы людей, отступивших от Господа: червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти (15–18, 24 ст.; ср. 1:30–31; 14:11; 30:33; 34:9–10) 273 . Отдел 40–66 гл. книги пророка Исаии во многих исследователях возбуждает сильные недоумения: действительно ли он принадлежит пророку Исаии, не есть ли это отдел, написанный кем-либо из писателей послепленных и после кем-либо присоединенный к книге пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

2Пар.18:23 .  И подошел Седекия, сын Хенааны, и ударил Михея по щеке, и сказал: по какой это дороге отошел от меня Дух Господень, чтобы говорить в тебе? 2Пар.18:24 .  И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы укрыться. 2Пар.18:25 .  И сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, 2Пар.18:26 .  и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его хлебом и водою скудно, доколе я не возвращусь в мире. 2Пар.18:27 .  И сказал Михей: если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушайте это, все люди! Ср. ( 3Цар.22:19–28 ), «Толковая Библия», т. II. с. 475–476. 2Пар.18:28 .  И пошел царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому. 2Пар.18:29 .  И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды. И переоделся царь Израильский, и вступили в сражение. 2Пар.18:30 .  И царь Сирийский повелел начальникам колесниц, бывших у него, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским. 2Пар.18:31 .  И когда увидели Иосафата начальники колесниц, то подумали: это царь Израильский, – и окружили его, чтобы сразиться с ним. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвел их Бог от него. 2Пар.18:32 .  И когда увидели начальники колесниц, что это не был царь Израильский, то поворотили от него. 2Пар.18:33 .  Между тем один человек случайно натянул лук свой, и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он вознице: повороти назад, и вези меня от войска, ибо я ранен. 2Пар.18:34 .  Но сражение в тот день усилилось; и царь Израильский стоял на колеснице напротив Сириян до вечера и умер на закате солнца. Ср. ( 3Цар.22:29–35 ). В стихе 31 2 книги Паралипоменон имеется знаменательное добавление к словам «закричал Иосафат» (ср. 3Цар.22:32 ); именно: «и Господь помог ему (Иосафату), и отвел их Бог от него». Добавление это весьма точно характеризует крик Иосафата, как молитвенный вопль его к Иегове, и последующее спасение Иосафата представляет прямым делом Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.9:22 .  И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? 4Цар.9:23 .  И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия! 4Цар.9:24 .  А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей. 4Цар.9:25 .  И сказал Ииуй Бидекару, сановнику своему: возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество: 4Цар.9:26 .  истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отмщу тебе на сем поле. Итак возьми, брось его на поле, по слову Господню. 4Цар.9:27 .  Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду. И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице. Это было на возвышенности Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддон, и умер там. 4Цар.9:28 .  И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давидовом. 4Цар.9:29 .  В одиннадцатый год Иорама, сына Ахавова, воцарился Охозия в Иудее. 4Цар.9:30 .  И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно. Кровавая расправа Ииуя с домом Ахава началась с главнейших, царственных представителей его: Иорама, Охозии (иудейского), Иезавели. Легкость и быстрота воцарения (ст. 13) и выполнения заговора Ииуя (стихи 14–15; обстоятельство пребывания Иорама в это время в Израиле здесь повторено после упоминания в 4Цар.8:29 ) показывают, что в народе и войске было крепко недовольство Иорамом и вообще домом Ахава (не без влияния здесь было убийство Навуфея: 3Цар.21 ; ср. 4Цар.9:25 и далее ), с другой – что Ииуй заслужил, вероятно, личными подвигами доверие войска и народа. Вместе с тем видны как решительность Ииуя, так и беспечность Иорама (ст. 17–20); характерно для древнего и нового Востока положение охраны – сторожевые башни и сторожа, дающие сигналы властям и населению о появлении опасности (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нетрудно увидеть, что первый всадник имеет много общего со Христом: белый конь, оружие, увенчание венцом или диадемами, победоносное величие и царственность. Более того, стихи 6:2 и 19:11 имеют идентичную структуру, одинаковое начало (κα εδον, κα δο πποςλευκς, κα καϑμενος π’ ατν…), что, конечно же, сближает два эти отрывка. Сщмч. Ириней Лионский отождествлял первого всадника со Христом («Против ересей». IV.21.3), того же мнения придерживались Тихоний, Примасий, Беда Достопочтенный . Можно сказать, что явление Христа как победительного первого всадника, шествующего среди событий мировой истории, предвосхищает Второе пришествие Христа во всей полноте Его славы и божественной власти (ср. также Ин. 10:9 и 10:14). Сторонниками данного толкования является целый ряд современных исследователей, к примеру У. Ванни, П. Прижан, Й. Херцер, А. Спатафора . Аргументы от ветхозаветных текстов. Исследователи обращают внимание на символику лука в Ветхом Завете. В древнем мире лук являлся оружием не обычных воинов, но преимущественно командующих и царей. Пс. 44 описывает царя Израиля поражающим врагов стрелами из лука: «…воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя» (ст. 4–5) . Иногда лук обозначает могущество врагов Израиля (Пс. 10:2; 36:14; Иез. 39:3). Достаточно часто лук связывается с Богом: Бог сокрушает луки грешников (Пс. 45:10; 75:4; Иер. 51:56; Иез. 39:3), а лук Самого Бога символизирует суд Божий (Пс. 7:13; 20:13; Авв. 3:9). Особую значимость имеет отрывок из Книги пророка Захарии, где Бог возвещает: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (9:13–14, ср. также Ис. 49:2; Ода Соломона 23:5). Как указывает Херцер, лук и меч являются в этом отрывке книги Захарии оружием Божиим . Поэтому вполне возможно полагать, что Иисус Христос, Сын Божий, обладает и луком (Откр. 6:2), и мечом (19:15). Андре Фейе в своей посвященной толкованию первого всадника статье высказывает мнение, что лук символизирует божественное правосудие, осуществляемое Мессией (ср. Иез. 5:16–17) .

http://bogoslov.ru/article/6195603

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010