12 Иеромонах Иоанн (Зечевич) был наместником монастыря Печская Патриархия с 1939 по 1941 год. (Прим. изд.) 13 Беседа с монахом Василием 14 Александр Обренович (1876— 1903) — Король Сербии (1889— 1903), сын Милана IV Обреновича, последний из династии Обреновичей. Проводил проавстрийскую внешнюю политику, был крайне непопулярен у народа. Убит вместе с женой, Королевой Драмгой, сторонниками династии Карагеоргиевичей. (Прим. пер.) 15 Текст беседы был опубликован под названием «Из разговора с одним монахом» в журнале «Православный миссионер», 122, 4 1978. (Прим. изд.) 16 Беседа с двумя белградскими студентами летом 1991 года. Аудиозапись. (Прим. изд.) 17 Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский — видный богослов и мыслитель, религиозный писатель, почетный доктор нескольких мировых университетов, просветитель сербского народа. Прославлен в лике святых. (Прим. ред.) 18 Падшие духи. (Прим. ред.) 19 Имеется ввиду Косовский Завет. (Прим. пер.) 20 Эта и три последующие главы являются фрагментами бесед старца Фаддея с психологом В. Еротичем с 1978 по 1994 год. (Прим. изд.) 21 Беседы в монастыре Туман, 1978—1981 годы. (Прим. изд.) 22 Беседа в монастыре Ковиль на праздник святых Кирилла и Мефодия с Весна Никчевич и Мирославом Парипович в мае 1998 года. (Прим. изд.) 23 Из устных наставлений. (Прим. изд.) 24 Авала — возвышенность в Белграде. (Прим. пер.) 25 Наставления и ответы на вопросы духовным чадам в разных обстоятельствах. Аудиозаписи. (Прим. 26 изд.) 27 В другом варианте «Стослова» добавлено: «И мысленная привязанность к земным вещам не пускает его войти в мир непреходящих ценностей, которые только чистая душа может постичь». (Прим. изд.). 28 Бог, премудро оберегая нас от гордого мнения о себе, не всегда исполняет наши просьбы к Нему. (Прим. ред.). 29 Проповедь, произнесенная отцом Фаддеем на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 1984 года; после проповеди опубликованы четыре наставления старца, сказанные им в тот же день, названия даны редакцией. (Прим. изд.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2867...

861 Что не соответствует исторической действительности: на соборах папы бывали представлены большей частью своими легатами или подтверждали соборные постановления задним числом. 864 См. прим. 796. Однако С.И.Смирнов [(прим. 248). С.318] считает Написание митрополита Георгия русского и Феодоса (изд. см.: там же. С.39 40) с большой вероятностью оригинальным или переводным памятником киевского происхождения первой половины XII в. Особого внимания заслуживают правила избрания духовного отца (§§ 2–5), не встречающиеся в других памятниках. 868 Памятники (прим. 202). Т.1. С.375–384; ср.: Seifert Т. Sigismund zu Herberstein: Reise zu den Moskowitern 1526. München, 1966. S. 112–114 [Сигизмунд Герберштейн (прим. 808). С.95–96. – Прим. изд. (А.Н.)]. 869 Относительно правил о соблюдении чистоты во время принятия пищи (§§19:28) ср. неоднократно встречающиеся в Повести временных лет упоминания о развращающем влиянии языческих нравов: ПСРЛ. Т.1. Стб. 13, 235 и сл. (под 1096 г.). 871 О значении этого сочинения говорит то обстоятельство, что вскоре (не позднее 1166 г.) оно было включено в Кормчую книгу [Калачев Н. (прим. 369). С.22], а также было популярно в Болгарии: Сперанский М.Н. Из истории (прим. 354). С.21 и сл. 872 Е[вгений] (Болховитинов). Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу новгородскому//Тр. и летописи ОИДР. 1828. Т.4. 1. С. 129 [изд. хронологического трактата Кирика Учение, им же ведати человеку числа всех лет. – Прим. изд. (А.Н.)]; исправленное изд.: [Хавский П.] Примечания на русские хронологические вычисления XII в.//ЧОИДР. 1847. 6. С. 35; Щапов Я.Н. Кирик-новгородец о берестяных грамотах//СА. 1963. С.251–253; о хронологическом сочинении Кирика см. раздел III, 7 (приложение) и прим. 1132. 873 См. прим. 272. О епископе Нифонте см.: Янин В.Л. (прим. 142). С.197– 199 [он же. (прим. 550). С. 53–54, 175 и сл., 254, 287 (У 54:55). – Прим, изд. (А.Н.)]; НПЛ. С. 22–29 (под 1130–1156 гг.); а также его Житие, составленное в XVI в. [ Костомаров Н. (прим. 272). С. 1–9]; относительно титула “архиепископ” см. прим. 436.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2247. Ср.: Песн. 1. 1–2. 2248. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14). 2249. Ср.: Исх. 4. 28. 2250. Ср.: 3 Пар. 19. 4. 2251. Ср.: sacr. 1. 2. 5. 2252. Ср.: Деян. 7. 55. 2253. Ср.: 2Кор. 13. 2–4. 2254. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21). 2255. Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I–II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82. 2256. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2257. Ср.: 2Кор. 5. 7. 2258. Ср.: 2Кор. 5. 8. 2259. Ср.: Флп. 3. 20. 2260. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30). 2261. Ср.: Еф. 1. 17–18. 2262. См.: Втор. 12. 28. 2263. Ср.: Пс. 102. 5. 2264. Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum/remigio alarum. 2265. Ср.: Кол. 3. 9. 2266. См.: Bap. 3. 12. 2267. Ср.: Ин. 4. 14. 2268. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27). 2269. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39). 2270. См.: Мф. 19. 26. 2271. Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri/uana feror. 2272. См.: Песн. 7. 8. 2273. См.: 1Ин. 5. 4. 2274. См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6). 2275. См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78. 2276. Ср.: Откр. 21. 23. 2277. Ср.:Лк. 23. 22. 2278. Ср.: Еф. 2. 19. 2279. Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79 2280. Ср.: Быт. 19. 15–17. 2281. Ср.: Быт. 19. 26. 2282. См.: Ис. 35. 3. 2283. См.: 2Тим. 1. 12; Евр. 11. 19. 2284. См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17. 2285. См.: 4 Езд. 16. 60. 2286. То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город–мир»). 2287. См.: Иоил. 2. 17. 2288. См.: Иоил. 3. 9 2289. См.: Еф. 6. 12–13. 2290. См.: 2Тим. 2. 24–25. 2291. См.: Иоил. 3. 17. 2292. Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

474). Вып.З. С.375–377; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С.68–70; Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888. С.36–38; он же. Житие преп. Евфросинии, княжны полоцкой (по трем редакциям). Витебск, 1888. Вып. 1–3 (только 3-я ред. издана исправно); Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.771; T.I/2. С.597–600; Дубровский Μ. Житие преп. Евфросинии, княжны полоцкой. СПб., 1910; Виноградов В. (прим. 375). С.573–576; Антоний (Мельников). Преп. Евфросиния Полоцкая//БТр. 1972. Т.9. С.5–14 [ Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой//СлККДР. Вып.1. С. 147–148 (важные текстологические наблюдения над списками и редакциями). – Прим. изд. (А.Н.)]. ( Воронова Е. М. Житийная повесть о Евфросинии Полоцкой как литературно-исторический памятник XII века. (Автореф. к. филол. н.). Л., 1991.) 684 О влиянии на Житие Евфросинии Суздальской († ок. 1250 г.; житие XV/XVI в. издал В. Георгиевский : Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Владимир, 1900. С.9–70 [см. также: Колобанов В.А. Владимиро-суздальская литература XIV–XVI вв. Μ., 1978. Вып.З, где и археографический обзор списков. – Прим. изд. (А.Н.)]) см.: Виноградов В.П. (прим. 372). С.46. См. также: Служба преп. матери нашей Евфросинии Полоцкой. СПб., 1856. 685 НПЛ. С.40 (под 1192 г.); ср.: там же. С.50 (под 1207 г.). О Грамоте Варлаама Хутынского см.: ГВНП. С. 161 (издание); о ее подлинности: Валк С.Н. (прим. 677). С.304–306; Тихомиров М.Н. (там же). С.226–233 [Янин В.Л. Новгородские акты (прим. 677). С.207–211. – Прим, изд. (А.Н.)]. 686 Ключевский В.О. (прим. 272). С.58–64; Булгаков Ф.И.//ПДП. 1880. Т. 7. С. 57–70; Барсуков Н. (прим. 474). С. 79–85; Димитрий (Самбикин) (прим. 474). Вып.1. С. 154–156; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 74; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С. 595; Benz Е. (прим. 678). С. 265–267; Дмитриев Л.А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 13–95 [он же. Житие Варлаама Хутынского//СлККДР. Вып.1. С. 138–142, где подробнее о редакциях и дополнит, литер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(прим. 787); Leib В. Deux inédits byzantins (Xlle s.) sur les Azymes. (OCh. T. Π/З). Rome, 1924; Schweinsburg К. Zum Ursprung der Lehre vom Sauerbrote//Byz. 1934. T.9. S. 595–612; Michel A. Die Anticipation des Paschamahles im Schisma des 11. Jahrhunderts//OChP. 1936. T.2. P. 155–163; Smith M.H. And Taking Bread... Cerularius and the Azyme Controversy of 1054– (Théologie historique. T.47). Paris, 1978 (автор не знает сочинения Леона Переяславского) [см. также: Tinnefeid F. Michael I. Kerullarios, Patriarch von Konstantinopel (1043–1058): Kritische Überlegungen zu einer Biographie//JOB. 1989. Bd.39. S.95–127. – Прим. изд. (К.А.)]. 792 Если только не рассматривать неоднократные выпады против “жидовствующих” (особ. гл. 20) как указание на наличие соответствующих течений в Древней Руси: см. ниже и прим. 395. 793 Неточность. Имеется один-единственный список Стязания с латиною митрополита Георгия. (А.Н.) 794 ПСРЛ. Т.1. Стб.160 (под 1051 г.); см. также Житие Феодосия: Успенский сборник (прим. 161). С.89 (л. 376, в). 796 Попов А. (прим. 28). С.81–91 (о греческих источниках Стязания); Павлов А.С. (прим. 28). С.48–58; он же. О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию (открытое письмо проф. Голубинскому)//ПрОб. 1881. Январь. С.344–353 (против авторства Георгия); Дельцов Μ. (прим. 787). Passim; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С. 10, 169–173; Суворов Н.С. Следы (прим. 369). С.91–129, 160–174 (о Заповеди); Павлов А.С. Мнимые следы (прим. 369). С. 108–114 (о Заповеди); Яковлев В.А. (прим. 363). С. 146–156 (Заповедь); Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.436, 854; T.I/2. С.530 (Георгий – автор Заповеди, не исключена позднейшая интерполяция); Goetz L.K. (прим. 27). S. 185 f., 233 f., 269, 284, 304 f.; Никольский Н.К. (прим. 37). С. 197–202 (библиография о приписываемых Георгию сочинениях); Бегунов Ю.К. З з (Козма Грек)//Слов’янське 1968. Т.4. С.47–57; он же (прим. 11). С.28–33 (присоединяется к мнению Голубинского, не выдвигая новых аргументов против Павлова и Смирнова); Thomson F.J.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65 Были использованы в статье «Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеймоновом монастыре», опубликованной в «Рус­ском иноке» за 1914 г. 3–4, за подписью «Игумен и братия Афонского Пантелеймонова монастыря». – прим. сост. 70 Зачеркнута фраза: «Такого оборота дела они не ожидали, а думали, что в них будут стрелять и колоть штыками, и готовились быть мучениками». прим. сост. 77 На документе рукой В.Зеленцова помета: «К первой главе «Замечаний п дополнений». – прим. сост. 78 Помета на документе: «Епископ Евфимий и Феодор на заседании не при­сутствовали по служебным делам. Секретарь В Трелин». – прим. сост. 79 Помета на документе: «Архимандрит Арсений не подписался за выездом из Москвы. Секретарь В. Трелин». – прим. сост. 80 Помета на документе: «Епископ Евфимий и Феодор на заседании не при­сутствовали по служебным делам. Секретарь В. Трелин». – прим сост. 81 Помета на документе: «Архимандрит Арсений не подписался за выездом из Москвы. Секретарь В. Трелин». – прим. сост. 83 На документе помета: «К исполнению пропущено 24 мая 1914 года. За протоколиста Дмитриев. Исполнено 24 мая 1914 года. Указ конторе 8625». – прим. сост 97 Помета на документе: «Пропущены из приговора синодальной конторы в этом месте слова: «и прекращением о них судебного производства» (См. донесе­ние конторы 1443). Секретарь подотдела В. Зеленцев». – прим. сост. 99 Сборник «Святое православие и имянобожническая ересь», в 3-х частях. Харьков, 1916 г. – прим. сост. 101 Имеется в виду Святогорская Успенская мужская пустынь, Изюмского уезда Харьковской губернии. – прим. сост. 103 «Афонское дело» напечатано в «Истории Афонской смуты» в предисло­вии к 1-й части ее. – прим. док. 104 «Имяборческая пропаганда» напечатано в приложении к сочинению «Оп­равдание веры в непобедимое, непостижимое, Божественное Имя Господа на­шего Иисуса Христа». И. Антоний. – прим. док. 112 См. доклад архиепископа Никона – «Церковные ведомости». 20 за НИЗ г., стр. 866. – прим. док. 125 Опубликованы под общим заглавием «Общая картина отношений Выс­шей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением последних об имени Божием» в сборнике «Богословские труды, вып. 33. – прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

417 ПСРЛ. Т.1. Стб. 155 и сл. [Идейно-философское наследие Илариона Киевского . Ч. 1 (Текст)/Публ. Т.А. Сумниковой. Μ., 1986. С.41, 171 (факсимиле). – Прим. изд. (А.Н.]; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 143 (54, 11–18); см. также: Абрамович Д.И. (прим. 156). С. 102 и сл.; проложное Сказание о построении церкви св. Георгия: Каргер Μ.К. (прим. 102). Т.2. С.234 [НПЛ. С. 163 (упоминание Ефрема). – Прим. изд. (А.Н.)]. 419 Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.1–11; Müller L. Die Werke des Metropoliten Ilarion. (For.Slav. Bd.37). München, 1971. S.7–10, 80–86 (o похвале императору в гимнографической форме – Landes Gallicanae); в принципе согласен с Мюллером А.В.Соловьев: Soloviev A.V. Zur Lobrede des Metropoliten Ilarion//Das heidnische und christliche Slaventum (прим. 318). Bd. 2. S. 58–63. К истокам и современному состоянию советской точки зрения см.: Приселков М.Д. Митрополит Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую русскую церковь //Сб. статей, посвященный С.Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 188–201; Соколов Б. По поводу “Слова о законе и благодати” Илариона//ИОРЯС. 1917. Т.22. С.314–319; Розов Н.Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании//ЛХ, 1973 г. (Сб. памяти А.Н. Насонова). Μ., 1974. С.31–36; с некоторыми оговорками с этой точкой зрения солидаризуется В.Филипп: Philipp W. Ansätze zum geschichtlichen und politischen Denken in Rußland. (JbbGO. Beiheft 3). Breslau, 1940. S.6–24 [перепеч.: Darmstadt, 1967 (Libelli. 168)] [ср. в последнее время: Брюсова В.Г. Когда и где был поставлен митрополит Иларион?//ГДР Л. 1989. Сб.1. С.40–51. – Прим. изд. (А.Н.)]. 420 Т.е. Никео-Цареградский Символ веры и другое Исповедание, сформулированное на основе традиции, но своими словами; Символ, хотя и отличается от ныне принятого церковнославянского текста, в издания не включается. 421 См.: Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 12–15 (см. здесь же пространный список литературы: S. 210–224); Müller L. Die Werke (прим. 419). S. 10–18; Soloviev A.V. (прим. 419); Fennell J., Stokes A. Early Russian Literature. London, 1974. P.40–60; Лихачев Д.С. Великое наследие. Μ., 1975. С. 10–21; Молдован А.Μ. “Слова о законе и благодати” (за Синодальним списком)//Мовознавство. 1980. С.69–76; Avenarius А. К poátkom transformacii byzantského vplyvu v Kyjevskej Rusi//Slavica Slovaca. 1986. T.21. S. 187–195 [см. также: Розов Η.H. Иларион//СлККДР. Вып.1. С. 198–204 (литер.). – Прим. изд. (А.Н.) (Лабунка Μ. Митрополит його писання – Metropolita Ilarion ejusque opera. Roma, 1990; Ужанков А.Н. Когда и где было прочитано Иларионом “Слово о законе и благодати”//ГДРЛ. 1994. Сб.7. С.75–106.)]. [Ср. новую интерпретацию “Слова” как проповеди, произнесенной при освящении Св. Софии 11 мая 1046 г.: Акентьев К.К. (прим. 104).Прим. изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Прим. изд. (А.Н.)]. 688 По разъяснению автора (письмо от 27.01.1992 г.), кавычки объясняются тем, что нет твердых данных о гибели Михаила и Феодора именно по религиозным мотивам и убийство, очевидно, имело политическую подоплеку. (А.Н.) 689 ПСРЛ. Т.1. Стб.471 (под 1246 г.) [НПЛ. С.298–303. – Прим. изд. (А.Н.)]; см.: Ammann А.Μ. Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Aleksander Newskijs. (OChA. 105). Rom, 1936. S.239–243. 690 (Аноним). Св. князь Михаил Черниговский//Черниговские епархиальные известия. Прибавл., 1864 (1 авг.). С.433–445 (С.435–445: изд. новооткрытого Мученичества, которое написано духовником князя Иоанном и лишь в самом начале дополнено Андреем); Ключевский В.О. (прим. 272). С. 128, 146; Барсуков Н. (прим. 474). С.372–379; Димитрий (Самбикин) (прим. 474). Вып. 1. С.34–36; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.5. С. 143– 147; Памятники (прим. 16). Т.2. С. 172–175; Серебрянский Н. (прим. 533). С. 108–141; Dimnik Μ. Mikhail, Prince of Chernigov and Grand Prince of Kiev 1224–1246. Toronto, 1981 [см. также: Дмитриев Л.А. Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора//СлККДР. Вып. 1. С.412–416 (дополнит, литер.). – Прим. изд. (А.Н.)]. 692 См. также Софийскую первую (ПСРЛ. Т.5. С. 182–186) и Воскресенскую (ПСРЛ. Т.7. С. 152–156) летописи. 696 Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С. 185–191; Безобразова Μ.В. Послание митр. Никифора//ИОРЯС. 1898. Т.З. С. 1080–1085; Вальденберг В. (прим. 184). С. 113–118 [Чичуров И.С. (прим. 184). С. 140–146. – Прим. изд. (А.Н.)]. 698 Plat. Polit. IV, 434с7–444а9; VIII, 550b (нем. перев.: Platon. Der Staat. Zürich, München, 1974. S.406) [русск. перев. А.Н. Егунова: Платон. Сочинения в трех томах. Μ., 1971. Т.1. 4.1. С.226–239, 363. – Прим. изд. (А.Н.)]; ср.: Климента Александрийского Strömet. V, 80, 9 (GCS. Bd.2. Р.379.25), Евагрия Понтика Сар. practica 58 (PG. Т.40. Col. 1233D–1236A), Григория Нисского Ер. canon. (PG. Т.45. Со1.224А–С), Леонтия Византийского Contra Nestor, et Eutych. 1 (PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 189–255 (в деталях работа ненадежна); Widera В. Jaroslaws des Weisen Kampf um die kirchliche Unabhängigkeit von Byzanz//Aus der byzantinischen Arbeit der DDR. Berlin, 1957. Bd.l. S. 158–175; Obolensky D. Byzantium, Kiev and Moscow: A Study in Ecclesiastical Relations//Idem. Byzantium (прим. 65) Rose K. Byzanz und die Autonomiebestrebungen der russischen Kirche in der Zeit vom 10. bis 15. Jh.//Byzantinische Beiträge. Berlin, 1964. S. 291–322; Onasch К. (прим. 23). M3–M8; Poppe A. Uwagi о najstarszych dziejach košciola na Rusi//PrzHist. 1964. R. 55. Zesz.3. P. 369–391; Zesz.4. P. 557–572; 1965. R. 56. Zesz.4. S. 557–569; Поппэ А. Заснування в 1969. С.91–105; он же. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в.//ИСССР. 1970. С. 108–124; Vlasto А.Р. (прим. 62). Р. 268–281 (и А. Поппэ, и А.П. Власто полностью принимают основные положения Л. Мюллера; в нашем обзоре мы следуем этим авторам); Loya J.A. The Status of the Church of Kiev: 989–1039//Diakonia. 1983. T.18. P. 43–53; Щапов Я.Н. Формирование и развитие церковной организации на Руси в конце X–XII вв.//ДГ, 1985 год. 1986. С.58–62 [он же. Государство и церковь (прим. 184). С.23–33. – Прим, изд. (А.Н.)]. [См. также: Malich В. Der Kampf Jaroslavs des Weisen um die Unabhängigkeit der russischen Kirche//Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим. 62). S. 83–106; Chrysos E. Was Old Russia a Vassal State of Byzantium?//The Legacy (прим. 49). P. 233–246. – Прим. изд. (К.А.)]. 114 Poppe A. The Original Status of the Old-Russian Church//APH. 1979. T. 39. P.5–45 [перепеч.: Poppe A. The Rise (прим. 83) (III). – Прим. изд. (A.Η.)]. 115 Сюда же примыкает и выдвинутая Н. Зерновым (см. прим. 113) гипотеза о русской церкви, равно не зависимой ни от Востока, ни от Запада, во главе с епископом Анастасом Корсунянином (см. Повесть временных лет под 988/989 г.). 117 См. подробнее: Obolensky D. (прим. 113). Р.23–32; Поппэ А. Русско-византийские отношения (прим. 113). С. 108; Poppe А. (прим. 114); по поводу излагаемого ниже см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010