37. Ин. 10:37 . Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; Ин. 10:25, 15:24 . 38. Ин. 10:38 . а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём. Ин. 14:10, 11, 17:21 . Если Я не творю и пр.: отклонив от Себя упрёк в богохульстве, Господь обращает этот упрёк к самим упрекавшим. Не Он, а они богохульники. С точки зрения всего ветхозаветного богодухновенного Писания нет никакого богохульства в том, что Он назвал Себя Сыном Божиим; напротив, если это истинно и не может нарушиться Писание, то они сами богохульствуют, потому что не верят в Сына Божия, который свидетельствует о Себе как Сыне Божием не только словом, но и необыкновенными делами, совершаемыми Им во имя Отца Небесного. – Дел Отца Моего: в том же смысле, как и в ст. 32 и 25 и парал. – Не верите Мне: оборот речи такой же, как и 5 (см. прим. и парал.). – Верьте делам Моим: как свидетельству о Моём мессианском достоинстве (см. 5 и прим.). «Хотите ли, говорит, познать Моё равенство с Отцом? Равенство по существу вы не можете понять, потому что познать существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы, ибо дела будут для вас свидетельством о Моём божестве» (Феофил., ср. Злат.). Эти дела указывают, что Отец во Мне и Я в Нём: указывается на то же единство Сына с Отцом, на которое указано было в ст. 30, только в более мягкой и более сносной для уха врагов Его форме, так как это выражение можно принимать и в смысле нравственного единения расположений, стремлений и действий (ср. Ин. 17:11, 21–23 ), а не в смысле единства по существу. В мысли же Господа было, без сомнения, обозначение этим единства Своего с Отцом по существу, как и в ст. 30. «Ибо Я не иное что, а то же, что Отец, только пребываю Сыном; и Он не иное что, а то же, что Я, только пребывает Отцом. И кто познал Меня, тот познал и Отца, уразумел и Сына» (Злат.). 39. Ин. 10:39 . Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, Ин. 7:30, 8:59 . Искали схватить Его: несмотря на то, что форма речи, в какой Господь указал в последних словах на божественность Свою по существу, была мягче, чем пред сим, враги Его поняли, однако, смысл Его речи и снова, сочтя то богохульством, покушались схватить Его, может быть, чтобы исполнить свою угрозу – побить Его камнями или представить на суд Синедриона. – Но Он уклонился: см. прим. к 8:59.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но и исповедание Его, ибо только исповедующий Сына имеет и Отца. Исповедовать Сына Божия, или Иисуса Христа, значит не только внутренно веровать в Него, но и словом и делом свидетельствовать, что Он есть истинный Бог, Спаситель всех людей, и действовать и жить сообразно с верою в Него и с учением Его (ср. прим. к Мф. 10:32–33 ; Рим. 10:9–10 ; 1Тим. 6:12–13 ). Посему исповедующий Сына имеет в себе и Отца: Сын и Отец едино (ср. Ин. 10:30 и прим.). 24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. 25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. 24–25. Что слышали, да пребывает и проч.: что слышали, разумеется от апостолов и чрез них от Самого Господа Иисуса, то да пребывает, то есть слово, учение, проповедь, чтобы в вас жило, господствовало, проникало ваш дух и всю вашу жизнь, чтобы было действующим началом всей вашей жизни и деятельности. Иначе сказать: что вам преподано как правая, истинная, живая вера и учение, то и храните всегда и неизменно; исполняйте то, что вам заповедано исполнять, не слушайте лжеучителей, не принимайте их лжеучений. Тогда и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть в общении с Иисусом Христом, Сыном Божиим, и с Богом Отцом, и примете обетование, которое обещал Он Сам вам. Что это за обетование? Обетование это есть жизнь вечная: то есть вечную жизнь обетовал Спаситель тем, кто пребудет во Отце и Сыне. Господь говорил апостолам и в лице их всем верующим: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 и прим.). «Храните у себя то, что вы слышали от начала, именно – что Христос есть Бог, ибо это значат слова – в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть будете в общении с Ним» (Феофилакт). Это общение и познание Бога, о котором говорил Господь (ср. ст. 3–4), основывающееся на вере, порождаемое и сопутствуемое верою, общение и познание живое и действенное, объемлет всю сущность христианского познания по его содержанию, и потому такое познание и общение есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни Богом Отцом и Христом, Которые и пребывают в имеющем такое познание ( Ин. 3:15, 14:23, 17:21 и прим.). 26 Это я написал вам об обольщающих вас. 27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. 28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Поскольку начало Сыну от Отца, посему Отец и более, как виновник и начало» (Вас. В. 3, 56, ср. 165). Притом «удивительно ли, что Отца большим Себя исповедал Тот, Кто есть Слово и стал плотью, когда показался Он умалённым и пред ангелами по славе и пред человеками по виду?» (Вас. В. 6, 32). Смысл этого изречения – Отец Мой более Меня (ср. 4:12; 8:53; 10:29; 1Ин. 4:4 ) здесь, таким образом, тот, что Я у Отца Моего вхожу в ту же славу и по человечеству, какую имел от вечности по божеству (17:5), приемлю честь и славу, равную Богу Отцу. Ибо сравнивать себя с Богом может только Бог; тварь не может сказать: Бог более меня, не может потому, что здесь не может быть никакого сравнения. Говорить, что Отец Мой более Меня, может только Тот, Кто сказал: Я и Отец одно (8:29–30). О сравнительном же величестве Отца Господь упоминает только для указания ученикам, как велика та слава, в которую войдёт Он чрез отшествие от них, и что, следовательно, они должны радоваться сему отшествию, а не смущаться сердцем. Это предречение Господа должно служить к утверждению веры учеников Его в Него: Я сказал вам и пр. Сказал, т. е. о том, что Я отхожу к Отцу Моему, прежде, нежели сбылось то, дабы вы поверили, т. е. предречением о событии убедились в истине его, когда оно сбудется пред вашими глазами (ср. 13:19), убедились и в истинности Моей речи к вам. 30. Ин. 14:30 . Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Ин. 13:33, 16:16, 12:31 ; Лк. 22:53 ; Евр. 7:26 . 31. Ин. 14:31 . Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдём отсюда. Ин. 10:18 ; Мф. 26 п. Уже немного Мне говорить с вами: было уже поздно (13:30), и оставалось лишь несколько часов до того часа, в который Иуда с воинами возьмут Господа в саду Гефсиманском, а ученики оставят Его. – Идёт князь мира сего (ср. прим. к 12:31): Господь видит духовным оком приближение к Себе врага Своего – сатаны с двух сторон, в Иуде со спирою (13:2, 27) и в саду Гефсиманском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

салим с отрядом охраны, намереваясь не подчиняться приговору, – и как синедрион не решился осудить Ирода, который потом удалился из Иерусалима с явным пренебрежением к этому верховному иудейскому суду (Antiq. XIV. 9. 3–5 Niese III стр. 270–274). Наконец, когда Иудея была подчинена римским наместникам, права синедриона еще более сузились. Талмуд сообщает, что за сорок лет до разрушения храма Иерусалимского синедрион был лишен права смертной казни, без утверждения римского правителя Sanh. 41a Gold. 7. 172. 14–17 ср Ин.18:31 и Berachoth 58а Gold. 1, 214, 11–12: «со дней изгнания из земли (т. е. лишения политической свободы римлянами) нет у нас власти умерщвлять». Убиение Стефана ( Деян.7:51–58 ) и Иакова брата Господня (Евсевий, Церк. Ист. II, 23, 1–18 ed. Henich. p. 88 сл.) было своеволием со стороны синедриона в отсутствие римских правителей. Последнее было совершено по настоянию архиерея Анана младшего, сына Анана старшего, убийцы Христа (родовая вражда), после смерти Феста и до прибытия Альбина. Но когда Альбину было донесено, что «Анану нельзя было собирать синедрион без одобрения наместника " » (οκ ξν ν τ νν χωρς τς κενου γνμης καθσαι συνδριον), тот написал ему гневное письмо, а Агриппа, боясь гнева Альбина, лишил Анана архиерейства, хотя он уже исполнял эту должность три месяца (Antiq. XX, 9, 1–2 Niese IV, стр. 309–311). Самоволие светских властей и бессилие духовных, и в частности синедриона, доказывается также сообщением р. Бар-Хана от имени р. Иоханана: «слова Притч.10:27 : «страх Господень прибавляет дни» относятся к первому храму, который существовал 410 лет и в нем служило 18 архиереев, – а слова: «лета нечестивых сократятся» относятся ко второму храму, который существовал 420 лет и в нем служило более 300 архиереев, так что, если исключить 40 лет служения Симона Праведного, 18 лет Иоханана. 10 лет Измаила с. Фаби и, как некоторые говорят, 11 лет Р. Элеазара б. Харсома, то ни один из них не пережил года своего (служения)». Ioma 9a Gold. 2, 770, 3–14. Ср. Тос. Ioma 1, 5 Ug. XVIII, 159 Пер. 2, 319 тоже Ин.11:49 : ρχιερες το νιαυτο κενου o Каиафе. Иосиф Флавий Anmiq. XX, 10 N. § 250 говорит о 28 архиереях за 107 лет, от Ирода до разрушения храма Титом. Ср. его сообщения о самовластии Ирода над архиереями в Antiq. XV 9, 3 N. 3. 389–390, о Боэфосе, – XVII, 4, 2 § 78, о Матфие и XVII, 6, 4 § 164 об Иоазаре. Ср. указания на синедрион в Деян.4:15 ,–5:21 сл. 6:12,–22:30,–23:1–28,–24:20, – Иосифа Флавия Ant. XVII, 3. 1 и XX, 9, 1. 6, – Vita 12 – Bell. IV, 5, 4. Полное презрение к синедриону обнаружили также зилоты в деле Захарии сына Вариса: Ios. Bell. IV, 5, 4 см. цитат в § VIII прим. Ant. XIV, 9. 4 Шевуот II, 2 Sur. 4. 296 Пер. 372.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11 DV 2–4; CT 22. 12 DV 13; DCG 13. 13 DCG 32. 34; DV 13; Декрет Второго Ватиканского Собора о подготовке ко священству Optatam totius (далее – OT), 16. 14 DV 2. 15 DCG 10. 16 DCG 32. 43. 17 DV 23. 25; CT 6. 18 DCG 34.37. 19 M.Finke, Pedagogika wiary , Poznan 1996, c. 8. 20 В. Кубик Очерки катехетической дидактики , Москва, 1996. 21 Термин « керикс » объясняет Р.Муравский в книге Katecheza chrzcielna w procesie wtajemniczenia chrzesciajanskiego czasow apostolskich , Warszawa 1990, c. 23–24; об этом термине и термине «глашатай» см. также A.Jankowski, Kerygmat w kosciele apostolskim. Nowotestamentowa teologia gloszenia slowa Bozego , Czestochowa 1989, c. 7. 22 Катехизис Католической Церкви (далее ККЦ), 2123–2125; ср. Пастырская Конституция Второго Ватиканского Собора о Церкви в современном мире Gaudium et spes – Радость и надежда (далее GS), 20. 23 GS 12.45; Иоанн Павел II Первое обращение по радио и телевидению Urbi et orbi – Городу и миру , Рим, 17 октября 1978 г.; Выступление на открытии III Генеральной Конференции Епископата Латинской Америки , Пуэбла (Мексика), 28 января 1979 г.; Выступление по случаю 30-летия Конституции Gaudium et spes , Рим, 8 ноября 1995 г. в: Przemowienia i homilie Ojca Swietego Jana Pawla II , Krakow 1997, c. 359–400. 24 DV 2; DCG 10. 25 Еф 4, 13 ; Кол 1, 28 ; GS 22. 26 Мф 1, 18 ; Лк 2, 6 ; Ин 1, 14 . 27 Мф 5-6 ; Мк 1-7 . 28 Мф 8-9 ; Мк 1-2 ; Лк 5 ; Ин 2,5-6 . 29 Мф 10 ; Мк 10-11 ; Лк 4-9 ; Ин 3-4 . 30 Мф 27-28 ; Мк 14-16 ; Лк 23-25 ; Ин 19-21 . 31 DCG 35. 32 DV 23; DCG 11. 33 DV 2. 34 DV 21. 35 DV 15. 36 DCG 20. 37 DCG 11.13.125. 38 CT 27. 39 DCG 10. 40 DCG 11. 41 2; DCG 10–11. 39. 42 DV 2. 43 J.Charytanski, Wprowadzenie , c. 9. 44 DCG 32. 45 Апостольское обращение Павла VI о евангелизации Evangelii nuntiandi (далее – EN), 4. 46 Рекомендуется пользоваться Библией брюссельского издательства «Жизнь с Богом». – Прим. пер . 47 Имеются в виду издания: Требник. «Чин Христианского Посвящения взрослых» , Москва, Ц.К. 1998 48 Чин Мессы (на пяти языках) Torino, Italia, 1993

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

2 Апреля. 129 6 Апреля. 130 7 Апреля. 131 30 Марта. 132 335 по Р. Х.. 133 То есть брата Императора (Константина В.). 134 Между словами и внутренним настроением. 135 У женщины безрассудной, олицетворяющей безумие. 136 В сирск. да приидет опущено; в двадцатом послании (по изд. Куретона стран. , 15–16) этот текст приведен в полном виде. 137 17 Февраля. 138 24 Марта. 139 29 Марта. 140 Κυριακη. 141 30 Марта. 142 Из партии ариан. 143 26 Марта. 144 По предуведомлению — 19. 145 338 по P. Хр. 146 См. Иез. 16, 48. 147 13 Февраля. 148 20 Марта. 149 25 Марта. 150 26 Марта. 151 15 Апреля. 152 339 по Р. Х.. 153 В сирск. не опущено. 154 2 Тим. 3, 12; Ин. 15, 18–21. 155 Ср. Ис. 25, 8. 156 5 Марта. 157 9 Апреля. 158 Д. б. 19 Фармуфа=14 Апреля. 159 19 Апреля. 160 341 по Р. Х.. 161 Сирск.  — открылся.с.486 162 9 Марта. 163 13 Апреля 164 18 Апреля. 165 19 Апреля. 166 11 Апреля. 167 342 по P. Хр. 168 Прежде на словах, а потом на деле. 169 5 Апреля. 170 10 Апреля. 171 11 Апреля. 172 7 Апреля. 173 345 по P. Xp. 174 15 Апреля 344 г. — в 60 г. эры Диоклитиана. 175 30 Марта; в этот год Пасху следовало праздновать 27 Фаменофа=10 апр. кал.=23 Марта. 176 346 по Р. Х.. 177 12 Апреля. 178 347 по P. Xp. 179 Ср. Ис. 1, 13. 180 Иер. 7, 22. 181 То есть кн. Левит. 182 См. Пс. 48, 11. 183 2 Марта. 184 6 Апреля. 185 11 Апреля. 186 12 Апреля. 187 3 Апреля. 188 348 по Р. Х.. 189 По славянскому переводу: ветр 190 По слав. переводу — ветр. 191 Τροπιο: так названы духоборцы, потому что изобрели некоторые обратные yмoзakлючehiя в своих moлkobahiяx. Впоследствии еретики эти стали известны под именем Makeдohiah. 192 То–есть: из существа Божия. 193 Т. е Епископы, и именно: Акакий и Патрофил. 194 Слова от Тебе, которых нет в славянском тексте, находятся во многих греческих списках. 195 Дальнейшего в тексте не имеется. 196 Прим. Переводчика: Возможно имеется в виду «Пастырь» Ермы 197 в смысле, что могли приобщиться к Божией природе 198 Текст этот читается в книге прор Иеремии — 23. 24: «еда небо и землю не Аз наполняю — рече Господь» — А. Ш. 199

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Пс 39, 9. 1306 По старому Синодальному русскому переводу: И подошел [к ученикам] снова. И нашел их спящими, ибо очи их отяжелели. И оставив их, снова отошел и молился в третий раз, повторяя те же слова — ред. 1307 [Ср.] Мф 18, 16; 2 Кор 13, 1. 1308 У пер.: имеющие — ред. 1309 Быт 4, 15. 1310 По новому Синодальному русскому переводу: Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его — ред. 1311 Мф 22, 12. — По новому Синодальному русскому переводу: Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? — ред. 1312 Мк 18, 10–ред. 1313 Быт 3, 24. 1314 Еф 6, 11–17. 1315 По новому Синодальному русскому переводу: В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня? — ред. 1316 Пс 21, 17. 1317 Ис 53, 7. 1318 Ис 53, 8. 1319 У пер. по старой транскрипции: Каифе — ред. 1320 Исх 28–29. 1321 У пер.: Каифа — ред. 1322 У пер.: имел — ред. 1323 По новому Синодальному русскому переводу стихи: 58–60–ред. 1324 По новому Синодальному русскому переводу: И, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли–ред. 1325 По новому Синодальному русскому переводу: Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его — ред. 1326 Ин 2 21 — По новому Синодальному русскому переводу: И Я в три дня воздвигну его — ред. 1327 По новому Синодальному русскому переводу стихи: 62–63 (начало) -ред. 1328 У пер.: седалища — ред. 1329 У пер. по старой транскрипции: Каифе — ред. 1330 У пер. седалища — ред. 1331 У пер. седалище — ред. 1332 У пер. хульное — ред. 1333 Плач 3, 30. — По новому Синодальному русскому переводу: Подставляет ланиту свою бьющему его, пресыщается поношением — ред. В греческом тексте это место читается так: Λσει τ παοντι ατν οταγνα, χορτασθσεται νειδεσμν; в латинском: Dabit percutienti se maxillam, saturabitur opprobriis, что значит: Подставит Он щеку бьющему Его, насытится поруганиями. То же самое почти дают и тексты славянский и русский. Более близкий текст мы находим у Исайи 50, 6 (Прим, переводчика). 1334

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Из множества специальных трудов приведем здесь только наиболее значительные: Калачев Н. (прим. 369); Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого//Неволин К.А. Полное собрание сочинении. СПб., 1859. Т. 6. С. 270–295; Мысовский К. Древнее русское церковное право в связи с правом византийским//ПрСоб. 1862. С. 139 172; Суворов Н.С. Следы (прим. 369); он же. К вопросу (прим. 369); Павлов А.С. Мнимые следы (прим. 369); Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.1. С. 151–184; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.399–402, 617–620; Goetz L.K. (прим. 27). S.8–39; idem. (прим. 113). S. 148–159; idem. Zur Frage (прим. 184). Никольский Н.К. (прим. 37). С.59–69; он же. (прим. 369); Вальденберг В. (прим. 184). С.82–91; Юшков С.В. К истории древнерусских юридических сборников XIII в. Саратов, 1921; он же. Исследования по истории русского права, 1: Устав кн. Владимира. Новоузенск, 1925; он же. (прим. 381). С. 190– 211; Лотоцький О. Церковний устав кн. Вел.//ЗНТШ. 1925. Т. 138–140. С. 7–44; он же. джерела церковного права. наукового Т.5: Сер. правнича. Вип.1). Варшава, 1931. С.204–233; Pszywyj А. (прим. 184). S. 10–88; Szeftel Μ. Documents de droit public relatifs à la Russie médiévale. Bruxelles, 1963. P. 229–245; Щапов Я.Н. Церковь в системе (прим. 184); он же. Княжеские уставы (прим. 184). С. 12– 135; Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./Изд. подг. Я.Н. Щапов. Μ., 1976. С. 13–84. Краткая редакция Устава вошла в раннюю летописную компиляцию: Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII в., между 1214 и 1219 г./Изд. Μ.А.Оболенский. Μ., 1851. С.34 (отд. изд. ВремОИДР. 1851. Т.9. Omд.II) (Новое изд.: ПСРЛ. Т.41. Μ., 1995; Устав, под названием Завет Володимиров, на с. 43 и сл.) (ср.: Истрин В. Μ. Очерк [прим. 383]. С. 224–227) [о составе и хронологии этого летописного свода см.: Творогов О.В. Летописец Переяславля Суздальского//СлККДР. Вып.1. С.234–235. – Прим. изд. (А.Н.)]. О компиляции (использовавшей также и Устав Владимира) Правило законно о церковных людех и о десятинах и о мерилех градских и о судах епископских (XIII/XIV в.), которая была впервые опубликована Н. Калачевым ([прим. 369]. С. 122 и сл.), см.: Никольский Н.К. (прим. 37). С.69–71; Щапов Я.Н. Правило о церковных людех//АЕ за 1965 г. 1966. С.72–81. О включении Устава в Кормчую книгу см.: Калачев Н. (прим. 369). С.22 [Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие (прим. 369). (по указал.). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Феодоровский, Горицкий, Данилов, Никитский монастыри находятся в г. Переславль-Залесском. — Прим. сост . 26 Антоний (Рафальский), впоследствии митрополит Петербургский. — Прим. публ . 27 Бывший епископ Пермский. — Прим. публ . 28 По поводу некоторых беспорядков в Пафнутиевом монастыре, виденных мною по пути из Калуги в Москву. — Прим. А.Н. Муравьева . 29 Аарон (Нарциссов), бывший епископ Архангельский, живший на покое в Москве с 1830 г. — Прим. публ . 30 Имеется в виду бракосочетание Великой княгини Марии Николаевны с герцогом Лейхтенбергским. — Прим. сост . 31 Вероятно, речь идет о книге Н.А. Руднева «Рассуждение о ересях и расколах в Русской Церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного» (М., 1838). — Прим. сост . 32 Граф Николай Александрович Протасов, обер-прокурор Св. Синода.Прим. сост . 33 Серафим (Глаголевский), митрополит. — Прим. сост . 34 Уильям Пальмер, диакон Англиканской Церкви. — Прим. публ . 35 Свят. Иннокентий (Вениаминов). — Прим. сост . 36 Марки, католический священник, церковный археолог, исследователь римских катакомб, его учеником был Дж. де Росси. — Прим. сост . 37 Великий князь Константин Николаевич (1827—1892), брат Императора Александра II. — Прим. сост . 38 Князь Сергий Михайлович Голицын (1774—1859), камергер, председатель Московского опекунского совета, попечитель Московского учебного округа, близкий знакомый Святителя Филарета. — Прим. сост . 39 См.: 1Кор.11:31. — Прим. сост . 40 Великий князь Михаил Павлович (1798—1849), брат императора Николая I. — Прим. сост . 41 Ватопед — один из известнейших монастырей на Афоне. — Прим. сост . 42 Имеется в виду кончина 18 февраля 1855 г. императора Николая I. — Прим. сост . 43 Николай [Соколов] из ректоров Тамбовской семинарии сделан епископом Дмитровским 8 июня 1831 г. — Прим. публ . 44 П.М. Строев. — Прим. сост . 45 Имеется в виду собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 46 Имеется в виду годовщина коронования Императора Николая I — 22 августа 1826 г. — Прим. сост . 47 Имеется в виду Махрищенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиевой Лавре и служивший местом исправления для провинившихся монахов. — Прим. сост .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Греков и помаков. — Прим. перев. Поминальную трапезу. — Прим. перев. Бывшие жители областей Причерноморья. — Прим. перев. Социалистическая партия. — Прим. перев. Город на западе Греции. — Прим. перев. Мф. 12:20 На стороне антикоммунистов. — Прим. перев. Старцу тогда было около двадцати лет. — Прим. авт. Высший коллективный орган управления на Афоне. — Прим. перев. В тюрьме. Старец в шутливой форме говорит о том, что такого человека посчитали бы ненормальным, делающим нечто неподобающее христианину. — Прим. авт. Речь идет об известном греческом политике, получившем в свое время экономическое образование в Америке. — Прим. перев. Наверное, надо хоть раз побывать в Греции, чтобы отчетливо себе представлять, что такое ее горные тропы в зарослях колючих кустарников и какая это была пытка! — Прим. перев. Иеросхимонах Тихон (1884–1968) — известный русский старец, 60 лет подвизавшийся на Святой Горе. Был духовным наставником отца Паисия и постригал его в великую схиму. — Прим. перев. Карат — мера содержания золота в сплавах, равная 1/24 массы сплава. Химически чистое золото соответствует 24 каратам. — Прим. перев. Лакомый корм для домашней скотины. — Прим. перев. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) — знаменитый афонский подвижник, духовный писатель и просветитель. Прославлен в лике святых в 1955 году. — Прим. перев. В православной аскетике под «помыслом» понимается или простая мысль, возникающая в уме человека, или движение души к добру или ко злу, или склонность к одному из двух, приобретенная совместным действием ума, совести, чувства и воли. — Прим. перев. Х.О.Е. — «Организация христиан — миротворцев», одна из псевдохристианских «харизматических» сект, действующих на территории Греции. — Прим. перев. То есть «ревнителей чистоты веры», отказывающихся иметь молитвенное общение с Константинополем по причине экуменических контактов Вселенской Патриархии. — Прим. перев. Местность неподалеку от «столицы» Афона — Карей. — Прим. перев. Прот — высшая выборная должность в монашеском самоуправлении на Афоне. — Прим. перев.

http://azbyka.ru/fiction/otec-paisij-mne...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010