Ибо работал Иаков за Лию. А что Израиль избавлен был от многих и великих трудов, освободившись от рабства египетского, это несомнительно. Ибо вся тварь воевала с ними. Так знамением того, что Израиль искуплен был не без труда и стал напоследок принадлежать Богу чрез служение в законе, было служение Иакова, которое во всяком случае совершаемо было но без труда. Когда же исполнились седмицы работ за старшую, он вступил в супружество и с Рахилью, т. е. с младшею, которую он уже с начала желал иметь супругою. Ибо второю после первой призвана была Церковь из язычников, это ,,овча Божие».... А что потрудился некоторым образом и за нее Христос, на это указал нам опять божественный Иаков, подъявший семилетние труды и за Рахиль. Ибо если Сыну, хотя и Богу по естеству, возможно было трудиться, то разве не было для Него трудом то, что в начале Он потерпел гонение от Ирода, затем терпел наветы от фарисеев, ябеды от начальствующих, оплевания, заушения, по плещам ударения, оскорбления от воинов и напоследок самую смерть на древе»? Между тем Лия и Рахиль были дщери Лавана, человека идолослужителя, потому что из язычников призваны были как синагога иудейская, праотец которой божественный Авраам происходил от корня и рода еллинского, так и вторая, и младшая после первой, т. е. Церковь» 461 . «Очи Лии были поражены болезнью и слабы; Рахиль же была красива на вид и прекрасна лицом. И об иудеях сказал однажды святым апостолам Христос: «оставите их: вожди суть слепи слепцем. Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваша, яко слышат» (Мф. 15:14; 13:16). Таким образом, бессилие иудейской синагоги к тому, чтобы видеть Бога, по справедливости могло быть знаменуемо очами Лии; мудрость и благоразумие, и полная зрелость разума верующих во Христа, а также и украшение их в делах преднаписуемо было красотою Рахили. И к матери иудеев пророческое слово взывало: «се не суть очи твои, ниже сердце твое благо» ( Иер. 22:17 ); Церковь же из язычников будет звать Христос и говорит об ней словами: «очи твои глубине» ( Песн. 4:1 ); потому что «возжелал» Он «доброты» ее, по слову Псалмопевца ( Пс. 44:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напрасно Иудеи, истинно заблуждая мыслями, прибегали к чревоволшебникам тщеслоствующым, иже от чрева глаголют ( Ис.8:19 ). Один закон Божий есть свидетельство верно ( 2Пет.1:19 ). Ежели бы они его в совет себе приняли, то бы он тьму сомнения их разогнал, и обратил бы их от пути лукаваго и от начинаний их лукавых ( Иер.23:22 ). 3) 3аре подобно есть слово Божие, нам истинный путь показующее. Как заря, идущим, прямую дорогу показывает: так слово Божие показывает путь, по которому мы, шествуя беспреткновенно, можем творить правы путие Господни ( Ос.14:10 ). 4) 3аре подобно есть слово Божие нас увеселяющее, как Давид говорит: оправдания Господня права, веселящая сердце ( Пс.18:9 ). 5) 3аре подобно есть слово Божие постепенно возрастающее. Как заря постепенно возвышается, расширяется, и светлее делается: так равно познание наше в слове Божием постепенно возвышается, больше бывает и прирастает, дондеже достигнем все в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ). § III Заре подобно есть покаяние и обращение. 1) В рассуждении окончания ночи. Как заря оканчивает ночь: так покаяние оканчивает ночь греха, и людей от тьмы приводит к свету, как повелевает Писание: да обратятся от тьмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян.26:18 ). 2) В рассуждении возвещения солнца. Заре последует солнце: так обратившийся верою ожидает восходящего Христа, в котором и покой души своея ( Мф.11:29 ) получит часть. 3) В рассуждении ветра бываемого при восхождении зари. Ибо, как обыкновенно ветры бывают от собравшихся паров тогда, когда восходит заря: так равно ветры искушений тотчас являются покаявшимся: то от диавола, то от мира, то от растлённой грехом плоти, препятствуя совершенному их обращению. Но сии все искушения должны мы препобеждать за возлюбльшаго ны Христа ( Рим.8:37 ). § IV Заре подобно окончание жизни. Как заря скоро идёт и скоро заходит: так жизнь человеческая скоро преходящая есть; скоряе беседы ( Иов.7:6 ), и легчае скоротечца ( Иов.9:25 ) по изъяснению Иова. § V Воскресение мертвых есть оная заря вожделеннейшая, за которою тотчас в полном сиянии последует Солнце Правды Иисус Христос , во славе Отца своего; окружен воинством Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ); страшен, правосуден, дающии отмщение неведущым Бога: и непослушавшим благовествования Божия ( 2Сол.1:8 ) О, да исчезнут печальные ночи мира сего! Приди, о Господи! приди Солнце наше, приди Свет наш. § VI Самая Церковь Божия заре уподобляется: кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ). Невеста Церковь есть многогонимая, и угнетённая в ночи искушения мирского, ожидающая откровения Господа нашего Иисуса Христа. Изыдёт некогда невеста сия из гроба своего, и, хотя живых некоторых застанет день он, но и сии пойдут к Богу своему ( Ин.5:29 ). Аминь, ей, гряди Господи Иисусе ( Откр.22:20 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Ибо вся тварь воевала с ними. Так знамением того, что Израиль искуплен был не без труда и стал напоследок принадлежать Богу чрез служение в законе, было рабство Иакова, которое во всяком случае совершаемо было не без труда. Когда же исполнились седмины работ за старшую, он вступил в супружество и с Рахилью, то есть с младшею, которую он уже сначала желал иметь супругою. Ибо второю после первой призвана была Церковь из язычников, это «овца Божие»: так толкуется имя Рахиль, о чем я уже и прежде сказал. А что потрудился некоторым образом и за нее Христос, на это указал нам опять божественный Иаков, подъявший семилетние труды и за Рахиль. Ибо если Сыну, хотя и Богу по естеству, возможно было трудиться, то разве не было для Него трудом то, что вначале Он потерпел гонение от Ирода, затем терпел наветы от фарисеев, ябеды от начальствующих, оплевания, заушения, по плечам ударения, оскорбления от воинов и напоследок самую смерть на древе? Между тем Лия и Рахиль были дщери Лавана, человека идолослужителя, потому что из язычников призваны были как синагога иудейская, праотец которой божественный Авраам происходил от корня и рода эллинского, так и вторая, и младшая после первой, то есть Церковь. Далее, очи Лии были поражены болезнью и слабы; Рахиль же была красива на вид и прекрасна лицом. И об иудеях сказал однажды святым Апостолам Христос: «оставьте их: они — слепые вожди слепых. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Мф. 15:14; Мф. 13:16). Таким образом бессилие иудейской синагоги к тому, чтобы видеть Бога, по справедливости могло быть знаменуемо очами Лии, а мудрость и благоразумие, и полная зрелость разума верующих во Христе, а также и украшение их в делах преднаписуемо было красотою Рахили. И к матери иудеев пророческое слово взывало: «се не суть очи твои, ниже сердце твое благо» (Иер. 22 17); Церковь же из язычников будет звать Христос и говорить о ней словами: «очи твои голубине» (Песн. 4:1); потому что возжелал Он «доброты» ее, по слову Псалмопевца (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Церковь собирает эти одежды, чтобы было одеяние для народа ее, которому истинный проповедник заповедует: Да будут одежды твои чисты во всякое время ( Еккл.9:8 ). Зах.14:15 . И будет такое же поражение коня, и лошака, и верблюда, и осла, и всех животных, которые будут в станах их, как и это [вышесказанное] поражение. LXX: Я это поражение коней и лошаков, верблюдов и ослов, и всех скотов, которые будут в станах их, будет подобно тому поражению. – Исполнение этого чувственным образом Иудеи также ожидают себе во время помазанника (Мессии) своего. По истине велико могущество Господа, так что в станах врагов падут кони, лошаки, верблюды и ослы и всякий скот, подобно тому, как пали [или падут] люди. Великое торжество! Славная победа! Так что даже неразумные животные будут побеждены, когда Господь вступает в бой. Итак, обращаясь к раньше начатому нами толкованию в переносном смысле, скажем, что все бедствия, прежде поражавшие Церковь , будут рассеяны с той целью, чтобы немедленно возросло добро. Таким образом конь, прежде ржавший на жену ближнего своего ( Иер.5:8 ) и с нетерпением увлекавшийся к похоти и валявшийся в грязи чувственных пожеланий, когда начнет соблюдать чистоту, услышит слова: Встань, пойдем отсюда ( Ин.14:31 ), и: Встань, приди, ближняя моя ( Песн.2:10 ), и сказанное у Апостола: Спящий, встань, и воскресни от мертвых, и просветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). А когда прежде павшие кони встанут и приготовят некоторые хребты свои для восседания Господу, то скажут они Богу: Взойди на коней Твоих, и восхождение Твое – спасение ( Авв.3:8 ). Соответственно этому толкованию под лошаками мы разумеем тех, которые бесплодны и не имеют детей, но только предаются похоти; о них упоминает псалмопевец: Не будьте, как конь и лошак, у которых нет разума ( Пс.31:9 ). Но как люди, всегда готовые к удовлетворению похоти, называются конями, так лошаками по справедливости называются те, которые девственны по телу, но не по духу, и которые ведут жизнь скопцов не ради царства небесного, а побуждаемые человеческими пожеланиями [или: движениями волн].

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, кто был пророк Иона, именем которого надписывается подлежащая исследованию книга? – «Еврей, чтитель Иеговы, Бога небеснаго, сотворившаго море и сушу, сын Амитая» так отвечает на данный вопрос сама книга пр.Ионы. Гроций 1 , разбирая значение имени и отчества пророка Ионы, говорит, что это имя может обозначать человека, происшедшего из Греции; так как у греков были прорицатели – амитаониды. Учёный муж производил имя от «амитаониды» и поставлял в связь с именем: johar имя: jabah, которое носил один из сыновей Иафета ( Быт.10:2 ), родоначальник Ионийцев и которым семиты, жившие ближе всего по местоположению к Ионийцам, обозначали всю Грецию (ср. Ис.66:19 ) и во множественном числе: j э bahjм – греков 2 . Но такое словопроизводство не соответствует этимологическим законам грамматики 3 , и опровергается красноречивым признанием самого Ионы, что он – еврей. Другие представляют другое словопроизводство, по которому от jaar – «был красив», происходит: ja’oh, в женском роде: j э ’онаг, а с уничтожением aleph после chateph: johar – «красивая, пригожая» 4 ; но и это словопроизводство едва ли справедливо. Правильнее производить имя Ионы от jahar – «угнетал», «разорял», «притеснял»; происходящее отсюда johar – в активной действительной форме означает предмет, который притесняет, в каковом смысле употреблено это слово в Соф.3:1 и в Иер. 46:16 , в пассивной, страдательной форме – «существо угнетаемое, стенящее», «голубицу, горлицу, в уединении воркующую», в каковом смысле читается это слово в Песн.4:1 ; Пс.56:1 ; Лев.5:7; 12:8 и др. В последнем значении толкует имя Ионы и блаженный Иероним ; и это совершенно справедливо 5 . «Название голубя, – говорит Марковиус 6 , – должно приличествовать нашему пророку не в смысле предосудительной для голубя и вредной для него нерассудительности, как употреблено это слово у Ос.7:11 ; так как в нашем пророке этого не было, а скорее в смысле красоты, невинности, кротости, верности и даже робости». Думают, что родители нашего пророка дали своему сыну это имя по которой-нибудь из двух причин, или, чтобы передать ему τν ακεραιτητα τς περιστερς (Мф. 10:16), или чтобы лучше напомнить себе о бедственном положении Израиля в их время и легче возбудить чрез это себя и других к сетованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Глагол   обозначает Л. к Богу (Исх 20. 6; Втор 5. 10; 6. 5; 7. 9; Нав 22. 5; 23. 11; Суд 5. 31; 3 Цар 3. 3; Неем 1. 5; Дан 9. 4; Пс 25. 8) и к святому городу (Иерусалиму - Пс 121. 6). Этот же глагол употребляется и для обозначения Л. Бога к человеку. Бог любит человека (Втор 4. 37; 2 Цар 12. 24; Притч 3. 12), израильтян (Втор 7. 8; Ис 43. 4; Мал 1. 2; Иер 31. 3), Иерусалим (Пс 77. 68; 86. 2), праведность и правосудие (Пс 10. 7; 32. 5; Ис 61. 8). В Септуагинте древнеевр. глагол   в большинстве случаев переводится глаголом γαπω. Используются также глагол φιλω и его производные (напр.: Быт 27. 9, 14; Притч 8. 17; 21. 17; 29. 3; Еккл 3. 8; 3 Цар 11. 1 (Σαλωμων ν φιλογναιος); 2 Пар 19. 2 (φιλιζω); 26. 10 (φιλογωργος); Ис 56. 10; Ос 3. 1б). В Притч 8. 17а формы глагола   переведены разными греч. глаголами (φιλω и γαπω). В 2 местах глагол   передан греч. ρω (Притч 4. 6; Есф 2. 17). Для перевода существительного   в Септуагинте использованы 3 варианта: γπη (2 Цар 13. 15; Пс 108. 4; Еккл 9. 1, 6; Песн 2. 4, 5, 7; 3. 5, 10; 5. 8; 8. 4, 6, 7; Иер 2. 2); γπησις (2 Цар 1. 26; Пс 108. 5; Иер 2. 33; 31. 3; Ос 11. 4; Соф 3. 17); φιλα (Притч 5. 19; 10. 12; 15. 17; 17. 9; 27. 5). Для выражения понятия «любовь» в древнееврейском тексте ВЗ могли использоваться и слова, образованные от др. корней. Так, глагол   основное значение которого в древнеевр. языке - «миловать» (в отличие от арамейского, где основное значение корня   - «любить»), в Пс 17. 2 используется в значении «любить»: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» В Септуагинте в данном стихе употреблено γαπσω, тогда как обычно глагол   переводится на древнегреческий как οκτρω (οκτερω) - «жалеть, скорбеть, сочувствовать» (напр., Пс 102. 13). Понятие «любовь» в НЗ Для обозначения Л. в НЗ наиболее часто используется глагол γαπω (любить, ценить, предпочитать, воздавать почести) и его производные. Этим словом обозначается Божественная Л., в силу к-рой Бог Отец посылает Своего Сына, чтобы искупить грехи людей (Ин 3. 16; 1 Ин 4. 10-11; 2 Фес 2. 16); Л. Иисуса Христа, ради к-рой Он идет на крестные страдания (Гал 2. 20; Еф 5. 2); Л. верующих к Богу (Мф 6. 24; 22. 37; Иак 1. 12; 1 Петр 1. 8; Рим 8. 28; 1 Кор 2. 9; 8. 3); Л. к ближнему, которая немыслима без Л. к Богу (1 Ин 4. 20). Предметами этой Л. могут быть правда, праведность (Евр 1. 9); человеческая слава (Ин 12. 43); главенствующие места на собраниях (Лк 11. 43); тьма или свет (Ин 3. 19); мир (1 Ин 2. 15); нынешний век (2 Тим 4. 10); своя душа в значении «жизнь» (Откр 12. 11); жизнь (1 Петр 3. 10); второе славное явление Христово (2 Тим 4. 8).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

Но последние не знают, что Суламита черна, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы (Песн. 1, 4), и что она, а вместе с ней и все возлюбленные Богом души, сокрывают свою красоту и благость под этой наружной чернотой и неприглядностью, так что сыновья матери их гневаются на них, ибо они не наполняют мир внешней видимостью, словами и суетными делами, но стремятся только, в безмолвной отрешённости от всего, стеречь виноградник (Песн. 1, 5) своего собственного сердца. И так пребывают они мирными земли (Пс. 82, 4), покрываемыми и хранимыми Богом (Пс. 82, 4). Их великое внутреннее благо невидимо; их божественная премудрость сокрыта (1 Кор. 2, 7); их общение со Христом тайно; их приискреннее обращение с Богом и их жизнь в Боге сокровенна (Кол. 3, 3); проистекающее из всего этого вкушение ими жизни с избытком (Ин. 10, 10), мира, радости и блаженства внешне незаметно. Одним словом, их жизнь есть жизнь в Духе (Рим. 8, 1; 4; 9), и вся их слава, величие и совершенство внутренне сокрыты в Боге.        18. Таковые богопросвещённые души, стремящиеся наиточнейшим образом следовать за Агнцем, куда бы Он пред ними ни пошёл (Откр. 14, 4), совершающие уже здесь своё освящение (2 Кор. 7, 1) в глубочайшем отвержении себя и всякого творения и в непрестанном внутреннейшем прилеплении к Богу, – таковые души, говорю я, вне всякого сомнения, обретают во времени и в вечности великие и высокие преимущества, привилегии и славу, обетованные Богом. Об этом непререкаемо свидетельствуют многие места Писания, из коих, ради краткости, я приведу лишь некоторые, с тем, чтобы ищущий Бога читатель вник и углубился в них пред лицом Божиим: Числ. 12, 6-8; Втор. 10, 8-9; Пс. 44, 14-15; Пс. 64, 5; Песн. 6, 8-9; Плач 4, 7; Иер. гл. 35; Мал. 3, 3; Мф. 19, 27-29; Лк. 2, 37; Ин. 14, 2; Ин. 15, 15; 1 Кор. 2, 6; 1 Кор. 15, 41; Откр. 14, 1-5, и др. 19. Сего ради да не сочтёт человек за нечто малое, если он ощутит в своём сердце сокровенную склонность, тяготение и любовь к особой, всеобъемлющей, глубокой и отрешённой от всего внутренней жизни пред Богом, – но да приемлет сие как особенную благодать и святой призыв Божий и да ценит такое стремление к внутренней жизни как великое преимущество и благо, коими Бог хочет удостоить его во времени и в вечности.

http://bogoslov.ru/article/5405606

На произвол наш указывается также следующими словами: совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя ( Ис. 52:2 ), а бессилие его доказывают слова пророка: Господь решит окованныя ( Пс. 145:8 ), и: растерзал еси узы моя, Тебе пожру жертву хвалы ( Пс. 115:7–8 ). Что мы имеем произвол, и что он сам по себе бессилен, это доказывают также следующие слова Господа: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии ( Мф. 11:28 ), и: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин. 6:44 ). Апостол говорит: тако тецыте, да постигнете ( 1Кор. 9:24 ), а Иоанн креститель: не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе ( Ин. 3:27 ); далее нам повелевается сохранить души наши ( Иер. 17:21 ) и со страхом и трепетом содевать спасение наше ( Флп. 2:12 ), и вместе говорится: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс. 126:1 ), и: Бог есть дествуяй и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:13 ) 607 . Благодать Божия и предваряет вас, ибо пророк говорит: Бог мой, милость Его предварит мя ( Пс. 58:11 ), и последует за нашею волею, почему и говорится: и утро молитва моя предварит Тя ( Пс. 87:14 ); Бог призывает нас, ибо Он говорит о себе: прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся (Иса. 65:2), и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день прострох руце мои к Тебе; Бог нас ожидает, ибо говорится: и паки пождет Бог, еже ущедрити вас ( Ис. 30:18 ), и мы Его ожидаем, ибо говорится: терпя потерпех Господа, и внят ми ( Пс. 39:2 ); Бог укрепляет нас, ибо говорится: Аз же укрепих мышцу их, а на Мя помыслиша злая ( Ос. 7:15 ), и увещевает, чтобы мы сами укрепились: укрепитеся руце ослабленныя, и колена разслабленная (Иса. 35:3). Иисус вызывает: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет ( Ин. 7:37 ); а пророк взывает к Нему: утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои от еже уповати ми на Бога моего ( Пс. 68:4 ); жалуется Бог: звах их, и не послушаша Мене, глаголах, и преслушаша ( Ис. 66:4 ), жалуется и невеста: на ложе моем в нощех исках, егоже возлюби душа моя: исках его и не обретох, воззвах его и не послуша мене ( Песн. 3:1 ) 608 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Давыд же, акы старейшина ликов уяшняя (уясняя) песньныя глаголы, глаголеть: вси языци въсплещете руками, въскликнете Богу гласомь радости, да взыдеть Бог въскликновении и Господь в гласе трубне ( Пс. 46:2, 6 ). Всех же глагола окончеваеть Павел глаголя: кто взыде на небеса, Христа свести? кто ли слезе в бездну, Христа възвести ( Рим. 10:6, 7 )? но т есть сшедый и пакы въшедый превыше всех небес ( Еф. 4:10 ). Ту же бе и язычьскиа церкви, уневестившиася Христу, и того ныне възносима на небеса зрящи, скръбить, и, стонющи, от сердца с Соломоном въпиеть: уязвена есмь аз любовию ( Песн. 2:5 ) твоею, Женише небесный, не трудихся в след тебе, и дъни человека (Лавр. покоя) не възлюбихъ. И акы приводящи любимаго, въпиеть: да целует от лобзаниа уст его ( Песн. 1:1 ). С нею же и апостольскый лик зряще на своего учителя и Господа, акы чада церковная, жалостно глаголаху: владыко, не остави нас сиры, их же волею възлюбил еси, яко милостив но посли, якоже обещал еси нам твой пресвятый Духъ. К ним же отвеща Иисус милостию утешая: сядете в Иерусалиме ( Лк. 24:49 ), Аз бо въсхожу к Отцю Моему и Богу вашему, и послю, якоже обещах вам иного параклита (утешителя), Духа моего и отчя; и въздвиг руце, благослови я. И се рек възношашеся на небо, и ти поклонишася ему, и облак светел подъят и от очию их ( Деян. 1:9 ): взыде бо, рече, на херувим и лете на крилу ветрьнюю ( Пс. 17:11 ). Имяше же с собою Господь и душа человеческы, яже възнесе на небеса в дар Своему Отцю, их же в горнем граде всели. Си же от Иеремиа разумей глаголюща: душа, яже враг в препсподняа сведе, (тыя же Господь на небеси възведе) рекъ: въстанете взыдемь в вышний Сион ( Иер. 31:6 ), се же есть небесный Иерусалимъ. Преди же течяху ангельскиа силы, страхомь и радостию отврести хотяще врата небесная; но вышнии вратници възбраняху, въпиюще: си врата Господня, да никтоже земных сюду проходить, нам бо положи Бог яже не мимо идуть, ныне же дивимся, человека зряще, на херувимстемь престоле седяща и преже серафимь тщащася врата си проити.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

12, 24). Видишь точность Пророков, и истину свидетельства. 15. Подивись судимому Господу; терпел Он, когда вели и влекли Его воины. Пилат, судящий Его, сидел, а Седящий одесную Отца, терпел стоя пред ним. Народ, освобожденный Им от земли Египетской, и многократно от других стран освобождаемый, вопиял на Него: возми, возми, распни Его (Ин. 19, 15)? За что же, иудеи? За то ли, что слепых ваших исцелил? Или за то, что ноги хромых ваших уврачевал и другие оказал благодеяния? Так что пораженный ужасом Пророк, и о сем говорит: на кого отверзаете уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш (Ис.57, 4). И Сам Господь говорить у Пророков: бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой; сего ради возненавидех е (Иер. 12, 8). Не Я отвергся их, но она сами отверглись Меня. Посему тут же говорить: оставих дом мой (Иер. 12, 7). 16. Будучи судим Я молчал, так что Пилат сострадал и говорил: не слышишь ли, что сии ни Тя свидетельствуют (Мф. 26, 62)? Не потому, что знал он судимого, но устрашен был возвещенным сновидением жены. А Иисус молчал. Посему говорит Псалмопевец: и бех яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения (Пс. 37, 15). И еще: аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих (14). О сем ты слышал и прежде, если только помнишь. 17. Воины, окружив Его, посмеиваются над Ним; Господь делается для них предметом смеха; и Владыка терпит посмеяние (Лк. 23, 36); видеша мя, покиваша главами своими (Пс. 108, 25): остается однако же при Нем образ царственной власти: посмеиваются над Ним, но преклоняют колена, и распинают Его воины, облекши впрочем сперва в порфиру и возложив венец на главу Его. Что нужды хотя и терновый? Всякий Царь провозглашается воинами: и Иисусу прообразовательно надлежало быть увенчану воинами. Посему-то и Священное Писание говорить в Песнях: изыдите и видите дщери иерусалимския во венце, имже венча его мати его (Песн. 3, 11). И тайну составлял венец, ибо он доставлял свободу от грехов и освобождение от определенной за оные казни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010