Возвратимся к рассуждениям преп. Анастасия Синаита о применении человеческого образа в христологии. Следуя за Святыми Отцами, преподобный отец подтверждает свои богословские рассуждения об осторожном отношении к антропологической парадигме в христологии авторитетом Священного Писания. Правда, это доказательство у Синаита получается «доказательством от противного». Синаит говорит, что даже в Писании «прообразы не вполне уподобляются образам» (XVIII, 25). Он приводит ссылки на мессианские места Ветхого Завета и параллельные места Нового Завета, где Христос прообразуется примерами червя ( Аз же есмь червь, а не человек (Пс. 21, 7)), льва (ср.: Быт. 49, 9; Откр. 5, 5), овцы и агнца (ср: Ис. 53, 7; Деян. 8, 32; Иер. 11, 19; Откр. 5, 6-12), финикса (финиковой пальмы - Праведник яко финикс процветет (Пс. 91, 13)), лилии и яблони (ср.: Песн. 2). «Но никто же из них не похож [на Христа] по природной сущности» (XVIII, 28-29), - говорит автор «Путеводителя». Заключает же преп. Анастасий свой аргумент «от противного», приводя в девятнадцатой главе цитату из одного несторианского автора, который отвергает применение антропологической парадигмы в христологии из-за ее небиблейского происхождения (XIX, 4-10). В противовес антропологической модели сей несторианин приводит образы из Писания, которые, по его мнению, доказывают наличие во Христе двух «разнородных лиц» (XIX, 15), двух «разносущных природ, вернее ипостасей» (XIX, 24-25). Среди таковых образов еретиком упомянуты Исаак и принесенный вместо него в жертву овен (ср.: Быт. 22, 1-13), Моисей и корзина, в которую он был положен матерью после рождения и отнесен в воды Нила (ср.: Исх. 2, 3), ковчег Завета, состоящий от древ негниющих и золота (ср.: Исх. 25, 10-12), золотой сосуд с манной небесной (ср.: Исх. 16, 33; Евр. 9, 4), две горлицы (для всесожжения и в жертву за грех - ср.: Лев. 12, 8; Лк. 2, 24), два козла (для отпущения и в жертву за грех - ср.: Лев. 16, 8-10). Итак, антропологическая парадигма позволяет наглядно проиллюстрировать учение свт. Кирилла Александрийского об ипостасном соединении во Христе Божества и человечества: «Исповедую пренепорочное из души и тела человечество Христа, по ипостаси соединенное чистому Его Божеству, подобно как и всецело совершенная наша душа соединена нашему телу» (XXI, 4, 6-10).

http://bogoslov.ru/article/412169

Рувим первенец Иакова. Он «тайно осквернил брачное ложе отца своего и весьма ясно изобличен был, как сделавший то, чего не следовало делать. . . Перенося как бы образ прегрешения на нечто из подобного, мы будем видеть в нем грех народа – «первенца», т. е. Израиля ( Ис. 4:22 ); потому что Бог вывел синагогу из Египта, как бы некую жену, посредством мысленного общения по закону соделавшуюся для Него таковою. Он приблизил ее к Себе, удостоил родства с Собою, соделал ее плодоносною и матерью чад, при чем едва не распорядителем брака был премудрый Моисей, а род посредников брачного союза представляли ангелы. Но доведенная до сего от Бога синагога оскорбила закон родства, вступая некоторым образом в союз брачный с сынами своего супруга, блудодействуя с ними. Ибо презирая, как нечто пустое, преданность Богу, она обратилась к заповедям и учениям человеческим и, не обращая внимания на учение свыше, делала вообще только то, что ей хотелось ( Ис. 1:21, 22 )       А что это оскорбляло Бога всяческих, и что, по справедливости, Он обвинял Иерусалим, как блудодействовавший город, об этом выслушай слова Его, сказанные устами Иеремии (Иер. 3:1–4). Этот же вид блужения показал нам ясно и сам Спаситель ( Мф. 15:1–6 : ср. Марк. 7:2 ; Исх. 20:12 )... Итак, соблудила синагога иудейская. Но дева чистая и непорочная, свободная от всякой «скверны или порока» ( Еф. 5:27 ), т. е. Церковь , обещает Христу соблюсти честный не поврежденный образ супружества, говоря: «брат мой мне и аз Ему» ( Песн. 2:2, 16 ). Итак, образом синагоги иудейской мы представим наложницу Иакова, разумею Ваалу, с которою имел сообщение Рувим, т. е. народ первенец, в особенности же потому, что Валла значить «обветшавшая», Рувим – «сын осквернения». Ибо обветшала и стала опороченною синагога иудейская, а вместо нее возник новый и верующий народ. И радуясь о нем, поет Давид: «людие зиждемии восхвалят Господа» ( Пс. 101:19 ); потому что «во Христе нова тварь», по Писаниям ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 ). Скверным же и нечистым может представляться Израиль, как не принявший очищения чрез Христа. Но что это я говорю?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предтеча Господа в водах около Салима, что значит мир или совершенство, приготовляет народ Христу. Сам Спаситель начинает проповедовать царствие небесное после крещения, освятив воды Иордана своим омовением. Первое чудо творит из воды ( Иоан. 2, 9 ). Самарянку призывает при колодезе, жаждущему предлагает пить. Никодиму говорит тайно: «если кто не родится водою и Духом, не может войти в царство небесное» ( Иоан. 3 ). Как начал с воды, так и окончил водою. Ребра Христа прободаются копьем, и изливаются вместе и святыня крещения и святыня мученичества. По воскресении посылает апостолов к язычникам и повелевает крестить их в таинство Троицы. Народ иудейский раскаивается в преступлении и немедленно посылается Петром креститься. «Прежде чревоболения раждает Сион, и вдруг раждает народ» ( Ис. 66:7–8 ). Павел, гонитель церкви и волк хищный Вениамин, преклоняет главу пред овцою Ананиею и не прежде снова получает зрение, как излечивши слепоту крещением ( Деян. 9, 18 ). Евнух Кандакии, царицы Ефиопской, чтением пророка приготовляется к крещению Христову. Вопреки природе изменяет ефиоп кожу свою и рысь пестроты своя ( Иер. 13, 23 ). Принявшие крещение Иоанново, поскольку не знали о Духе Святом, снова крестятся, чтобы кто из язычников не подумал, что для иудеев достаточно одной воды для спасения, без Духа Святаго. «Глас Господень над водами, Господь над водами многими, Господь потоп населяет» ( Пс. 28:3 ). Зубы твои яко стада остриженных, яже изыдота из купели, вся двоеплодны, и не родящия несть в них ( Песн. 4, 2 ). Если нет нераждающей и бесплодной, то все имеют сосцы, источающие обильное млеко, так что с апостолом могут сказать: чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал. 4, 19 ); и млеком вы напоих, а не брашном ( 1Кор. 3, 2 ). Михей о благодати крещения пророчествует: той обратит и ущедрит ны, и погрузит неправды наша и ввержет в глубины морския вся грехи наша ( Мих. 7, 19 ). Итак, каким же образом в купели погружаются все грехи, если одна жена остается на поверхности? Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Свойство вина таково, что вкусивших его клонит ко сну. Ослабленный от вина не может устоять перед его природой и погружается в приятный сон. “За упоением по порядку следует сон, чтобы пищеварением возвращена была вечерявшим сила во здравии тела”, — замечает святитель Григорий 88 . Так, при упоении Божественным созерцанием богоносного праведника охватил сладкий и приятный сон. В. Состояние третье: …посмотрел, и сон мой был приятен мне 89 Если сравнить сон со смертью, то можно наверняка обнаружить общие черты. Именно этим однажды занялся святитель Григорий Нисский. Он увидел, что “во сне прекращается всякая чувственная деятельность тела: ни зрение, ни слух, ни обоняние, ни вкус, ни осязание во время сна не действуют, как свойственно им. Напротив того, сон расслабляет телесные силы, производит даже забвение о заботах, какие бывают у человека, усыпляет страх, укрощает раздражение, отнимает силу у огорчительного и приводит в бесчувствие всех бедствий, пока владеет телом” 90 . Наблюдая по книге Песнь Песней за невестой Суламитой, мы видим, что после прекрасного пиршества она погрузилась в сон (Песн 5:2). Блаженный Иероним в толковании 26-го стиха 31-й главы замечает относительно упоения, что его нужно принимать в этом месте в добрую сторону 91 . Интересное понимание этого места из книги пророка Иеремии предлагает нам священномученик Ириней Лионский. Все повествование он переносит на пришедшего во плоти Сына Человеческого, при этом связывая также сон Спасителя с Его упоением. В его творениях можно обнаружить такие размышления: “Когда Он излил на человеческий род жизненное семя, то есть Духа отпущения грехов, чрез Которого мы оживотворяемся? Не тогда ли, когда Он ел с людьми и пил вино на земле? Ибо сказано: Пришел Сын Человеческий, ест и пьет (Мф 11:19), и когда лег, Он уснул и спал, как Сам говорит чрез Давида: Я уснул и спал (Пс 3:6). И поскольку поступал так, живя среди нас, то еще говорит: И сон Мой стал приятен Мне (ср. Иер 31:26)” 92 . Святой Иеремия, упиваясь созерцанием величия Бога, погрузился в состояние, которое сам же назвал сном.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

и готовы окружить его по улице плакальщицы; доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка… Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета! ( Еккл.12:3–8 ) Однако жить, состарившись, – это также дар Господень. Моисей умирает в сто двадцать лет без физических недостатков ( Втор.34:7 ). Старейшина становится символом мудрости: он обладает жизненным опытом, который должен передать своему потомству. Если он становится бременем для своих близких, то компенсирует это как носитель благословения Господня, полученного от предков. Передаче знаний и благословения Бога из поколения в поколение придается очень важное значение. Здесь кроется объяснение исполненных торжественности описаний смерти Иакова и Моисея, которые сопровождаются их благословением потомкам ( Быт.49 ; Втор.33 ). Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх.20:12 ; Втор.5:16 ). Эта заповедь должна была быть понята буквально: без благословения предков жизнь человека неполноценна. Отсюда безграничное почтение к истории рода и нации ( Лев.19:32 ). . Восприятие смерти Умереть в душевной ясности – это знак божественного благословения. Да, смерть деятельная участница жизни народа, племени, клана. Стоит ей постучаться в двери дома, и живые в заботах о церемонии погребения вспоминают о долге перед усопшими. Процедура захоронения – дело родственников ( Ам.6:10 ). Она проходит довольно быстро в сравнении с обычаем соседних народов. Кладбище располагается рядом с населенным пунктом: умершего сопровождают к его последнему приюту спустя несколько часов после установления факта смерти. Что есть смерть? Человек Библии отвечает на этот вопрос следующим образом: Господь Элохим создал человека из праха земного, и он должен вновь обратиться в прах ( Быт.2:7 ; Иов.10:9 ). Смерть, как и необходимость трудиться, связана с представлением о потерянном рае ( Быт.3:19 ). Смерть описывается очень подробно ( Пс.90:6 ; Иов.18:13 ). Она символ неизбежности, неумолимости ( Песн.8:6 ; Иер.9:20 ), это ненасытный монстр ( Авв.2:5 ; Ис.5:14 ; Притч.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гал. — Послание к галатам Еф. — Послание к ефесянам Флп. — Послание к филиппийцам Кол. — Послание к колоссянам 1 Сол. (Фес.) — Первое послание к солунянам (фессалоникийцам). 2 Сол. (Фес.) — Второе послание к солунянам (фессалоникийцам). 1 Тим. — Первое послание к Тимофею 2 Тим. — Второе послание к Тимофею Тит — Послание к Титу Флм. — Послание к Филимону Евр. — Послание к евреям Откр. — Откровение Иоанна (Апокалипсис).   Сокращенные Обозначения Книг Библии в алфавитном порядке Ветхий Завет Авв. — Книга пророка Аввакума Авд. — Книга пророка Авдия Агг. — Книга пророка Аггея Ам. — Книга пророка Амоса Быт. — Бытие Вар. — Книга пророка Варуха Втор. — Второзаконие Дан. — Книга пророка Даниила 1 Езд. — Первая книга Ездры 2 Езд. — Вторая книга Ездры 3 Езд. — Третья книга Ездры Екк. — Книга Екклесиаста или Проповедника (Соломона). Есф. — Книга Есфири Зах. — Книга пророка Захарии Иез. — Книга пророка Иезекииля Иер. — Книга пророка Иеремии Иов — Книга Иова Иоил. — Книга пророка Иоиля Иона — Книга пророка Ионы Ис. — Книга пророка Исайи Исх. — Исход Иудифь — Книга Иудифи Лев. — Левит 1 Мак. — Первая книга Маккавейская 2 Мак. — Вторая книга Маккавейская 3 Мак. — Третья книга Маккавейская Мал. — Книга пророка Малахии Мих. — Книга пророка Михея Нав. — Книга Иисуса Навина Наум — Книга пророка Наума Неем. — Книга Неемии Ос. — Книга пророка Осии 1 Пар. — Первая книга Паралипоменон 2 Пар. — Вторая книга Паралипоменон Песн. — Песнь песней Соломона Плач — Плач Иеремии Посл. — Послание Иеремии Прем. — Книга Премудрости Соломона Притч. — Притчи Соломона Пс. — Псалтирь Руфь — Книга Руфи Сир. — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Соф. — Книга пророка Софонии Суд. — Книга Судей израилевых Тов. — Книга Товита 1 Цар. — Первая книга Царств 2 Пар. — Вторая книга Царств 3 Цар. — Третья книга Царств 4 Пар. — Четвертая книга Царств Чис. — Числа   Новый Завет Гал. — Послание к галатам Деян. — Деяния апостолов Евр. — Послание к евреям Еф. — Послание к ефесянам Иак. — Послание Иакова Ин. — Евангелие от Иоанна

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

3459. Написано в декабре 388 г. Свт. Амвросий продолжает тему письма 74, которое в сохранившихся рукописях следует за письмом Марцеллине как epist. ех с. 1а. Об этом инциденте рассказывает также Павлин (см.: uita А. 22–23). 3460. На основании этих слов делают предположение о дате письма: свт. Амвросий мог находиться в Аквилее в связи с избранием нового епископа Хроматия, так как еп. Валериан умер в конце ноября 388 г. 3461. Феодосию Великому, находившемуся тогда в Медиолане. Ср.: epist. 74. 3462. М. Цельцер, а вслед за ней Либешутц, предлагает понимать эти слова как «я написал письмо императору, которое вместе с этим посылаю [тебе]». – Примеч. ред. 3463. Ср.: Иез. 37:16. Исследователи также предлагают видеть в этих словах аллюзию на Иер. 1:11. 3464. Ср.: Числ. 17:8. 3465. Ср. у Филона Александрийского (Mos. 2. 178–183). 3466. В epist. 74 (ex с. 1a) также цитируются эти слова. 3467. См.: Ис. 9:6. 3468. По мнению Либешутца, свт. Амвросий указывает на крещение Иоанна Предтечи ( Мк. 1:4); см.: Liebeschuetz. Р. 114, n. 2. 3469. То есть первородный грех. 3470. Ср.: sacr. 5. 27. 3471. См.: Мф. 18:24–34. 3472. См.: Филон, sacrit. 72–87. В отличие от Авеля, Каин сберег первые плоды урожая для себя, а Богу принес худшее. – Примеч. ред. 3473. Ср.: uirgb. 3. 3. 11. 3474. См.:1 Кор. 11:3. 3475. См.:1 Кор. 12:12. 3476. Ср.: epist. 33. 3. 3477. Крещение. 3478. Назореи не должны были стричь волосы, см.: Числ. 6:5; ср.: epist. 62. 10–31 (история Самсона). – Примеч. ред. 3479. В первые века христианства выражение osculum pacis означало поцелуй, которым приветствовали друг друга члены Церкви. – Примеч. ред. 3480. См.: Пс. 50:17. 3481. Ср.: Песн. 1:1. 3482. Ср.: Лк. 2:51. 3483. См.: Лк. 10:31–32. 3484. Ср.: hymn. 9. 30–31. 3485. Ср.: Быт. 8:11. 3486. См.: Чис. 22–24. 3487. См.: Исх. 12:36. 3488. См.: Исх. 16:4. 3489. См.: Числ. 13:24. In regionem Botryonis букв., «в область виноградной грозди» (греч. botrys). 3490. См.: Числ. 21:24. 3491. См.: Нав. 8:23–29. Свт. Амвросий здесь смешивает и контаминирует историю Сигона, царя Аморрейского ( Числ. 21:26–29), и историю царя Гайского ( Нав. 8:23–29).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

CPG 2545. TLG 2102/12. В самом начале трактата много интерполяций (см. CPG). — Изд. 1184 По-видимому, автор имеет в виду небольшой трактат «Силлогизмы святых отцов», известный (в сокращении) также под именем св. Григория Нисского (CPGS 3220. TLG 2017/61), но подлинный автор которого — Иоанн Грамматик (Кесарийский) (CPG 6861. TLG 2816/8). — Изд. 1185 CPG 2571 и TLG 2102/Х02 (Дидим), CPG 2837 (Василий) и TLG 2040/19, CPGS 2837а. Большинство ученых склоняется к авторству Дидима, однако вопрос остается открытым. Принадлежность Василию Великому ГУ и V книг, имеющихся в рус. пер. среди творений этого святого отца (см. роспись в БВ 3. 2003. С. 293. 99), современной наукой отрицается. — Изд. 1186 Спасский А. А. Кому принадлежат IV и V книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка//БВ. 1900. Т. 1. С. 120-137. — Изд. 1187 CPGS 3141 и TLG 2017/5 — в обоих указателях как подлинное творение Григория (но в CPGS оговорено отрицание авторства некоторыми учеными). — Изд. 1188 В XX столетии в Туре было найдено среди папирусов много обширных толкований Дидима на ветхозаветные книги (рус. пер. нет). Эти находки оговорены ниже в примечаниях. — Изд. 1189 CPGS 2550 (Турские папирусы, TLG 2102/16-20, 49: на Пс. 20-44 и 36), 2551 (из другого комментария в катенах, TLG 2102/21). — Изд. 1190 22. CPGS 2553 (комментарий найден полностью среди Турских папирусов). TLG 2102/1-4 (Тур. пап.), 14 (катены). — Изд. 1191 23. CPG 2552. TLG 2102/22. — Изд. 1192 24. CPG 2547. TLG 2102/Х06 (фрагменту Иоанна Дамаскина в «Священных параллелях»). — Изд. 1193 CPG 2564 (2). TLG 2102/Х03 (фрагменту Иоанна Дамаскина в «Священных параллелях»). — Изд. 1194 1905 Найден среди Турских папирусов (CPGS 2549. TLG 2102/10). — Изд. 1195 1906 Не указанные Н. И. Сагардой толкования: на Восьмикнижие и Цар. (CPGS 2546. TLG 2102/41, найдены среди Турских папирусов; незначит, фрагменты в катенах, TLG 2102/13), Иер. (CPG 2548, в катенах), Песн. (CPG 2554, в катенах), Еккл. (CPGS 2555, найдено среди Турских папирусов. TLG 2102/5-7, 11, 47), Дан. (CPG 2556, в катенах). — Изд. 1196

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Сир. 49 ; Лк. 15:22 ; Быт. 41 ; Эсф. 3:10 ; Песн. 2:8, 6 ; Иер. 22:24 ). А потому, когда Господь говорит, что Он соделает Зоровавеля печатью, это значит, что Он обещает даровать ему особое высокое достоинство, власть, предпочитает его всем другим, считает его весьма драгоценным, и обещает иметь его в постоянной и особенной любви и ближайшем общении с Собою. Можно ли все это сказать о Зоровавеле? Ни об одном человеке самом святом (хотя все святые «зело честни друзи Божии» ( Пс. 138:17 ), как зараженном язвою греха, сказать этого нельзя. Таким образом, если так говорится о Зоровавеле, то потому, что он был прообразом Христа; в лице Зоровавеля здесь должно видеть Самого Спасителя, к Нему, а не Зоровавелю, относятся слова Господа: «положу Тя яко печать, понеже Тя избрах». Т. е. по искуплении рода человеческого, по низложении врагов спасения, по разрушении царства сатаны, Я вознесу Тебя, по человечеству, славою и честью пренебесными, Я буду иметь Тебя, Богочеловека, вечного ходатая, как сияние Своей славы и образ Ипостаси Моея, на котором отобразились все Мои совершенства, все Мои качества самым точным образом; буду любить Тебя, как любят драгоценную печать; ибо Я Тебя избрал, возлюбил от вечности. Слово же «раб» здесь означает только послушного исполнителя воли Божией, как и Сам Спаситель говорит о Себе, что Он пришел исполнить волю Отца Его небесного ( Ин. 4:34 ), а потому Мессия у Св. пророка Исаии называется «рабом» ( Ис. 42:1 ) именно в этом значении. 17 Избранная εκλεκτα в Еврейск. хемдда desiderium, res desiderabilis – чаяние и предмет желания; в Вульгате: «veniet Desideratus – приидет Вожделенный». Некотор. толковники, напр. бл. Феодорит, под словом избранная разумеют сокровища, которые имели принесть народы в храм Божий. Но согласие с контекстом, который далее говорит о благодатном мире и славе Божией во храме, разуметь Мессию, как разумеют отцы и учители церкви. «Communis Hebraeorum, Latinorum et Graecorum sententia est, per desiderium intelligi Christum, гов. Корнел.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Итак, снизошла к источнику мудрости или Церковь , или душа, чтобы наполнить весь свой сосуд и почерпнуть наставления чистой мудрости, которые иудеи отказались черпать из изобильного источника. А что это за источник, послушай говорящего: Меня, источник воды живой, оставили ( Иер.2:13 ). К этому источнику 36 устремлялась жаждущая душа пророков, как и Давид говорит: Жаждала душа моя Бога живого ( Пс.41:3 ), чтобы жажду свою утолить изобилием божественных размышлений и кровь неразумия смыть струями духовных потоков. Ведь это истечение крови вновь открывается, как указывает закон, когда муж соединяется с женой, пребывающей в днях своей крови 37 . Жена 38 означает удовольствие, телесные соблазны. Итак, берегись, чтобы сила твоего ума не размягчилась под влиянием соития с плотской страстью и, охваченная ею, не ослабла и не открыла ее источник, который должен быть закрыт и огражден прилежным вниманием и разумным размышлением: Сад ведь затворен, колодец запечатан ( Песн.4:12 ). Ведь если сила ума ослаблена, изливаются чувства телесного наслаждения – губительные и несущиеся к похоти, ведущей к тяжкой опасности, – которые пребывали бы в узде, если бы деятельный ум оставшийся на страже и бодрствовал. 3 . Поэтому вглядывайся, человек, каков ты, как ты блюдешь свое спасение и жизнь. Так что такое человек? Душа ли 39 , плоть ли или же соединение того и другого? Ведь одно дело – мы, другое – что принадлежит нам 40 , как одно дело тот, кто одевается, а другое – одежда. Мы читаем в Ветхом Завете: Все души, которые пришли в Египет ( Быт.46:26 ), – это сказано о людях. И в другом месте сказано: Не пребудет дух Мои в людях этих, потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Из того и другого следует, что человек называется и душой и плотью. Но различие в том, что там, где говорят «душа» вместо «человек», подразумевается иудей, преданный Богу, а не телу, например, как здесь: Благословенна всякая простая душа ( Притч.11:25 ). Когда же вместо «человека» говорят «плоть», имеется в виду грешник, как здесь: А я плотян, продан греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010