А молодой осленок есть множество язычников, не имеющее на себе узды Закона и не управляемое никем, но всегда скользившее и низвергавшееся в глубокие пропасти идолослужения, которое с восседанием над ним Господа [подобно всаднику] научилось ходить, ступая по правому пути. И рассею, говорит, колесницу от Ефрема. До этого места от Лица Бога Отца говорится, что погибнет всадник или колесница от Ефрема и конь от Иерусалима. И в то же время в буквальном смысле говорится следующее. Не будет войн, так как все примирено с пришествием и рождеством Христовым. А потом, – соответственно высшему пониманию, – Ефрем должно относить ко множеству ересей. Это слово переводится словом καρποφορα т. е. плодородие, или изобилие плодов, о чем написано в LXXVII Псалме: Сыны Ефрема, напрягающие лук и стреляющие в день брани обратились назад ( Пс.77:9 ). О колесницах этого рода или всадниках [или: возницах] мы читаем: Эти на колесницах, а эти на конях, мы же воззовем во имя Господа Бога нашего: они связаны и пали, мы же встали и стали прямо ( Пс.19:8–9 ). А конь, который погубляется от Иерусалима, есть тот, о котором мы читаем: Ненадежен конь для спасения ( Пс.32:17 ). И у пророка Иеремии предававшиеся роскоши и плотским удовольствиям люди слышат: Они сделались предо Мною как кони, неистово устремляясь на женщин, каждый ржет на жену другого ( Иер.5:8 ). Посему и призываются они к покаянию словами Псалмописца: Не будьте как конь и лошак, у которых нет разума ( Пс.31:9 ). А когда погубит Господь колесницу от Ефрема и коня из Иерусалима, которые будут освобождены от коней и колесниц этого рода, тогда они сами будут обращены на служение Господу и сделаются Херувимами и относительно их будет сказано: Колесниц Божиих многочисленные тысячи, тысячи ликующих ( Пс.67:18 ), и: Я уподобил тебя, ближняя Моя, коннице Моей в колесницах Фараоновых ( Песн.1:8 ), и: Взойди на коней и восхождение Твое – спасение ( Авв.3:8 ). Рассеян будет военный лук, так что не будут выбрасываться огненные стрелы, которые могли бы поражать сердца похотливых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

33:4. Саранча. Образ нашествия саранчи, которая опустошает землю, пожирая все на своем пути, более полно представлен в Иоил. 1:4–12 и Ам. 7:1,2 . См. также коммент. к Втор. 28:42 . Ирония Исайи здесь в том, что прежний опустошитель, Ассирия, теперь подвергнется более страшному опустошению, чем некогда ее жертвы. 33:9. Ливан, Сарон, Васан и Кармил. Упоминание о нарушении природных процессов в сочетании с перечислением областей, известных своим плодородием, снова отражает недовольство Бога (см.: 24:4–7; коммент. к 24:1–13). Географические названия перечисляются с севера на юг: от лесов Ливана ( Пс. 71:16 ; Ос. 14:7 ) до плодородной Саронской долины ( Песн. 2:1 ), затем на восток, к Васану, с его тучными пастбищами ( Пс. 21:13 ), и снова на юг, к Кармилу, также известному своим плодородием ( 1Цар. 25:2 ; Иер. 50:19 ). 33:18. Чиновники. Каждому правительству необходим штат чиновников, которые воплощают в жизнь его решения. В этом видении будущего, когда воля Божья снова восторжествует, память людей вернется к «ужасам старой жизни», к тем временам, когда их жизнь и судьба во многом зависели от произвола чиновников. Они вспомнят тех, кто проверял правильность уплаты налогов, скрупулезно взвешивал продукты, составлявшие дань, и определял («осматривающий башни»), сколько народу потребуется для пополнения рядов ассирийской армии (куда они должны были поставлять рекрутов). В архиве Мари содержится целый ряд писем, в которых губернаторы провинций предписывают местным чиновникам неукоснительно исполнять эти бюрократические функции. Жесткие наказания, которым подвергались чиновники за невыполнение запланированного сбора налогов или поставок рабочей силы и рекрутов, в свою очередь заставляли местные власти наводить «ужас» на население, которое они притесняли. 33:19. Иностранный язык. Ассирийские сборщики налогов, выходцы из разных частей империи, говорили на арамейском языке, тогда как большинство израильтян говорили только на иврите (см.: 36:11). Они могли также говорить с сильным и странным акцентом, что еще больше подчеркивало присутствие чужеземцев и притеснение народа Иудеи (см.: Иер. 5о такой же реакции на вавилонское правление).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/149921.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Мирра Мирра [евр. мор, греч. смирна; в Синод. пер. – «мирра», «бальзам» или «смирна» ]. I. Смола растущего в Южной Аравии и, по-видимому, произраставшего в библ. времена и в Палестине растения Balsamodendron, или Commiphora mirra. Этот колючий кустарник с ароматной древесиной принадлежит, как и разновидности Boswellia (⇒ Ладан ), к семейству бальзамических растений (Burseraceae). Родственный ему Balsamodendron gileadense является источником «бальзама Галаадского» ( Иер. 8:22 ). М. совр. производства добывается из различных видов коммифора, произрастающих на Аравийском полуо-ве и в Африке. М. – благовонная смола, содержащая скипидар, который просачивается из смоляных ходов через трещины в коре. Под действием воздуха смола твердеет, превращаясь в красно-коричневое вещество. Самой лучшей и самой чистой М. считается «смирна самоточная» ( Исх. 30:23 ; Песн. 5:13 ; в Синод. пер. – «текучая мирра»). М. более низкого качества получали, делая надрезы на коре дерева. М. употреблялась при изготовлении различных благовоний; миро для свящ. помазания, в состав которого она входила, служило для освящения сосудов скинии и для посвящения на служение Аарона и его потомков ( Исх. 30:23–32 ). кроме того, М. использовалась в косметике ( Есф. 2:12 ), для придания аромата одеждам ( Пс. 44:9 ) и спальням ( Притч. 7:17 ). Женщины носили на груди узелки или мешочки с М. (в Синод. пер. – «мирровый пучок», Песн. 1:13 ). М. (в Синод. пер. – «смирна», Мф. 2:11 ) была в числе тех даров, которые волхвы, пришедшие с востока, принесли Младенцу Иисусу. Смешанная с вином М. предлагалась перед казнью осужденным на распятие, как одурманивающее (и отчасти обезболивающее) наркотич. средство ( Мк. 15:23 ; в Синод. пер. – «смирна»; ср. Притч. 31:6.7 ; ⇒ Желчь ). В виде пудры М. употреблялась для умащения тела при погребении ( Ин. 19:39 ). II. Др.-евр. слово лот (в Синод. пер. Быт. 37 и Быт. 43 – «ладан») обозначает смолу одной из разновидностей дикой розы, именуемой Cistus creticus (т.наз. «цистовая роза»), которая, как и М., широко использовалась в качестве ароматич. (в т.ч. при окуривании помещений) и лечебного средства. Это растение произрастало в Аравии и Сирии и экспортировалось в Египет. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Писании с виноградною лозою ( Пс.79:9:12 ; Ос.10:1 ; Ис.5 ). – Об устройстве виноградников и уходе за виноградными лозами могут дать понятие следующие слова пророка Исаии: «Он обнес его (виноградник) оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило»... ( Ис.5:2 ). Виноградники обносились оградою (изгородью) или каменною стеною ( Прит.24:31 ) для охранения лоз от лисиц и других диких зверей: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники» ( Песн.2:15 ; Пс.79:14 ). В башне или иногда в шалаше ( Ис.1:8 ) находился сторож, которому поручалось оберегать виноградник. Точило – обширный чан, сделанный из камня. В точиле выдавливался виноград, и вино стекало в резервуар под точилом. Время сбора винограда заканчивалось пред праздником Кущей и было днями народного веселья; в виноградниках в это время постоянно раздавались песни и радостные восклицания. ( Суд.9:27 ; Ис.16:10 ; Иер.25:30 ). (г) Палестинская смоковница дает в течение 10-ти месяцев три сбора плодов. Первые показываются на ней в весеннее равноденствие, еще до появления на ней листьев, и поспевают в июне: это лучшие ранние смоквы ( Иер.24:2 ). Пока созревают ранние, начинают расти летние, которые собираются в августе; в то же время начинают показываться зимние; они созревают уже позднею осенью, иногда приходится собирать их не ранее января. Дикие смоковницы, или сикоморы, росли в большом количестве в равнине Сефиле ( 3Цар.10:27 ); они приносят плоды, имеющие приторный вкус. Эти деревья употреблялись на постройки ( Ис.9:10 ). (д) Кажется, что оливковыми деревьями была богата преимущественно Сефила ( 1Пар.27:38 ); но они росли в достаточном изобилии и в других областях Палестины. Гора Елеонская некогда была вся покрыта этими деревьями. Оливковым маслом Палестина торговала с Финикией и Египтом: «Иудея и земля Израилева торговала с тобою (обращение к Тиру); за товар твой платили пшеницею Минниоскою, и сластями, и медом, и деревянным маслом» ( Иез.27:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2–4. Псалмопевец уже видит в своем положении ясные признаки пастырского попечения Божия о нем. Как заботливый пастырь отыскивает для своего стада хорошее, покрытое свежее и мягкою травою (злаком, отсюда на мст пастбище, где бы овцы находили себе и обильный корм, и удобное место покоя, а в полдень пригоняет стадо к тихому, ровно текущему ручью, где бы овцы, не подвергаясь опасности быть увлеченными потоком, спокойно могли утолить свою жажду (ст. 2) и восстановить свои силы (слав.-гр. лат. букв. с еврейского: душу обратить или возвратить ср. Пс.18:8 ) отдыхом в тени деревьев (ср. П. Песн.1:6 ), большею частью растущих у ручьёв (ср. Исх.15:27 ср. Пс.1:3 ; Иер.17:8 ), и обыкновенно старается направлять его по ровной, прямой и безопасной дороге ( Аще бо и пойд посред сни смертны, не убоюс к ты со мною жезлъ твой и палица тво, та м утшиста, ст. 3) и своим пастырским жезлом охраняет его в целости и защищает от нападения диких зверей (ст. 4): так Господь печется о псалмопевце, доставляя ему я необходимое продовольствие, и успокоение, и наставление, и защиту. Такое попечение Божие, как сказано выше, Давид испытал на себе в Маханаиме. Он смиренно сознавал, что не заслужил этого попечения, и потому исповедует, что Господь совершил все это только ради имени Своего, т. е. чтобы все знали и прославляли Его бесконечное милосердие к уповающим на Него (ст. 3, ср. Пс.7:18 ). – Правда, и в Маханаиме опасность для Давида еще не могла считаться миновавшею, ему и тогда грозило преследование многочисленного войска мятежника, поставившего себе целью во что бы то ни стало добиться его гибели ( 2Цар.17:11–13 ); но, ободренный ясными знаками пастырского попечения Божия, теперь Он безбоязненно пойдёт и долиною смертной тени, т. е. ужасной опасности смерти, не опасаясь вреда, потому что Господь оберегает его от всех опасностей (ср. Пс.15:8 ) и Его-то пастырский жезл и посох, т. е. промыслительная, наставляющая и охраняющая сила Божия, вливают в него спокойствие и мужество (ст. 4). Речь о Пастыре может относиться и ко Христу Спасителю, который есть истинный добрый Пастырь верующих в Него, полагающий душу свою за овец своих ( Ин.10:11 ). Он пасёт их на злачных пажитях св. Церкви Своей (пр. Максим испов. у Зигабена), питая их словом Божественного учения (Евсевий, Феодорит) и напояя водами благодати Духа Святого ( Ин.4:10; 7:38–39 ср. Евсевий), обращает души от заблуждения и порока, наставляет на правый путь истины и добродетели, вразумляет и укрепляет своею божественною силою (бл. Феодорит, Максим Исп., Исидор Пелус., Зигабен), так что истинно верующие в Него не боятся и самой смерти, говоря с Апостолом: мне еже жита, Христос, и еже умрети, приобретение есть ( Филип. 1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Климат Климатические условия Палестины, конечно, очень разнообразны. Эта страна характерна климатическими контрастами: от покрытых вечными снегами вершин Гермона на севере до знойной долины Мертвого моря, лежащего на 437 метров ниже уровня океана — на юге. На побережье Средиземного моря, где дуют морские ветры, средняя годовая температура, приблизительно, равна 20° С. (между 35° С и 10° С в гористых местах — немного ниже (около 17° С); в Иорданской же долине и около Мертвого моря мы находим тропический климат; температура этой страны варьирует между 25° С и 55° С. Самый длинный день продолжается 14 часов, а самый короткий — 10 часов. Времен года, собственно говоря, только два: сухое лето, или время собирания жатвы, и зима, или дождливый период, который начинается после сбора плодов с деревьев ( Быт. 8:22 ; Пс. 73: 17 ; Песн. 2:11 ). Делают различие между ранним дождем во время посева, в октябре, и между поздним — в апреле, благодаря которому дозревают хлеба: «ранний и поздний дождь» (срав. Втор. 11:14 ; Пс. 83:7 ; Ос. 6: 3 ; Иер. 5:24 ; Иоил. 2:23 ; Иак. 5:7 ). В промежутке между ними также время от времени выпадают дожди, иногда с градом, а в гористых местах выпадает и снег ( Пс. 147:5 ). Во время дождливого периода (январь и февраль) иногда бывают дни со свежим и чистым воздухом. После позднего дождя «небо заключается» и начинается летний зной, который в течение нескольких месяцев (май по сентябрь) томит людей и животных. Дождь и гроза в это время — явление очень редкое, а также и не особенно желательное ( Притч. 26:1 ); Господь, по молитве Самуила , именно в этот период времени послал гром и дождь, что привело весь народ в страх ( 1 Цар. 12:17 и дал.). Летний зной с удушливыми ветрами пустыни словно хочет превратить всю природу в пыль, и только прохладная ночная роса поддерживает жизнь истомленных растений. (Срав. «роса»). Дождь после летнего зноя служит символом обильного благословения ( Втор. 32: 2 ; Иов. 29:23 ; Ис. 44:3 ). Ветры в Палестине дуют довольно регулярно. С осеннего равноденствия до ноября дует северо-западный ветер, который делает воздух сухим и чистым и приносит с собою ранний дождь; с ноября по февраль дуют западный и юго-западный ветры, называемые арабами «отцами дождя»; затем до июня дуют бурные, жаркие, все иссушающие восточные ветры, юго-восточный ветер, который дует с Мертвого моря и Аравийской пустыни . С июля начинают дуть различные ветры: то северный, то западный. Вообще, климат с такими регулярными переменами ветров может считаться здоровым. Вреден, собственно говоря, только знойный юго-восточный ветер (хамсин), который приносит с собой мельчайшие частицы песка, отчего вся страна окутывается желтовато-серою пылью, которая затемняет солнце и проникает повсюду.

http://drevo-info.ru/articles/120.html

Из сухого же, а преимущественно сырого, винограда Евреи делали вино. Сухой или вяленый виноград, назначенный для выделки вина, обыкновенно смачивался водою и через несколько дней потом выжимался. Полученный таким образом виноградный сок давал вино сладкое и очень крепкое (γλευοσ, Деян.2:13 ). Вино ж из сырого винограда выделывалось тотчас после виноградного сбора. Для этого виноградные кисти сносили в точило, составлявшее необходимую принадлежность каждого виноградника. Точило состояло из двух корыт, помещенных в скале для защиты от лучей палящего солнца. Нижнее корыто плотно входило в грунт; а верхнее корыто имело боковые дырочки и помещалось над нижним. В это верхнее корыто виноградари сносили грозди, назначенные для выделки вина. Пять или шесть, а иногда и более, мужчин входили в корыто и топтали грозди под звук музыки с частым восклицанием слова: гейдад ( Иер.25:30 ). Выдавленный таким образом сок через боковые дырочки верхнего корыта стекал в нижнее корыто и служил основою виноградного вина (по-евр. тирош, mustum uvae. Ис.65:8 ). Это вино, от самого цвета красных гроздов, получало также красный цвет (дам, αμα τσ σταφυλησ). От чего оно называлось иногда гроздовою кровию ( Быт.49:11 ; Втор.32:14 ) и окрашивало платье давильщиков в красный цвет ( Ис.63:2 ). Виноградный сок из точила наливался прямо в новые меха, т.-е. мешки из животной кожи, употребляемые у нас и доселе на Кавказе и известные всем под именем бурдюков. «Когда виноградные грозды, пишет св. Ефрем Сирин (2. 207), собраны с лоз, вложены в точило, выжаты, дали из себя вино и оно влито в сосуды, тогда вино сначала кипит, как бы разгорячаемое самым сильным жаром, так что и отличные сосуды, не вынося стремительности, разрываются от напряжения. Истинны слова Спасителя: «ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадатся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы в обое соблюдется» ( Мф.9:17 ). Для улучшения вина, особенно когда оно достаточно перебродило, древние Евреи переливали его из одного меха в другой ( Иер.48:11 ), и при этом иногда приправляли вино разными ароматическими веществами, как напр. миррою, опиумом и пр. Ароматическое вино (по-евр. месех, Пс.75:9 ; мимсах, Притч.23:30 ; Ис.65:11 , или мезег, Песн.7:3 ) отличалось особенной крепостью. Лучшее виноградное вино получалось обыкновенно с Ливана: оно имело весьма приятный запах. Великим утешением для Израиля было обещание, что он будет цвести, как виноградная лоза, что имя его будет как вино ливанское ( Ос.14:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Вожделнны паче злата и камене честна многа, и слаждш паче меда и сота. 11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 11 . Поэтому исполнение богооткровенного закона для понимающих его высокое значение есть и должно быть самым высшим благом и главною целью стремлений их земной жизни, вожделеннее, т. е. желательнее самого дорогого на земле предмета, золота и даже множества самого чистого золота, т. е. всех вообще сокровищ земных (ср. Пс.118:127 ), и составляет и должно составлять для их души самое высшее наслаждение, услаждающее больше всех сладостей земных ( Пс.118:108 ; ср. Притч.24:13–14 ), – слаще меда и капель сота, т. е. самого лучшего сорта меда, который сам собою найдет из сота. Русск. золота чистого=пер. халд. (такж. сл.-гр.-лат. в кн. Иов.28:17 ; Пл.4:2 и сл.-лат. П. Песн.5:11 ) и представляетъ буквально верный пер. евр. слова – ср. 3Цар.10:18 с 2Пар.9:17 . Слав. Камене честна, т. е. драгоценных камней, – перевод того же слова=гр.-лат., – сирск.-араб. и бл. Иер. Сл.-гр.-лат. – (=сирск.. арабск.) слово сота соответствует евр. точнее переведенным в русск. капель сота. Ибо рабъ твой хранитъ : внегда сохранити , много. 12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. 12 . Сказанное о высоком достоинстве и значении богооткровенного закона псалмопевец подтверждает своим собственным опытом. Речь обращена прямо к Господу, представляя, как бы клятвенное удостоверение полной и несомненной верности приводимого им свидетельства. «И вот я, верный раб твой (см. выше Пс.17:1 стр. 238), Господи, свидетельствую пред Тобою, что, соблюдая твои заповеди, я на себе испытываю их духовно-просвещающую силу (букв. с евр.: «и раб Твой просвещается ими»), охраняясь ими от заблуждений и нечестия (ср. ст. 9 б и 8 б ), и многочисленными опытами своей жизни вполне убедился, что в соблюдении их для верующих великая награда, не только в будущей жизни (ср. 15:11), но уже и здесь на земле в различных явлениях Твоей милости (ср. Втор.28:2 и сл.) и внутреннем ощущении мира и радости духовной (ст. 9 а и 11 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Поверхность Луны можно наблюдать даже в бинокль. При этом взору человека уже открывается кое-что интересное из лунного рельефа. Св. Василий Великий писал в своем знаменитом творении «Беседы на Шестоднев»: «Измеряй Луну не глазом, но рассудком, который при открытии истины гораздо вернее глаз». Луна как небесное светило изумительно красива, недаром премудрый Соломон использует сравнение «прекрасная, как луна» ( Песн. 6:10 ). Луна «величественно шествует» ( Иов. 31:26 ), создана, чтобы славить Творца ( Пс. 148:3 ). В Ветхом Завете с Луною связано такое чудо, как её стояние над долиною Аиалонскою (Исус Нав. 10:12-13 ). В древности среди язычников было распространено поклонение Луне как царице небес. Она почиталась богиней Астарта у финикиян и сирийцев/её обожествляли и ей поклонялись арабы, египтяне и другие народы. Несмотря на строгое запрещение Моисеева закона ( Втор.4:19 ), израильтяне тоже временами обожествляли Луну ( 4Цар.23:5 ; Иер.8:2 ), поклонялись и служили Луне, и за это Господь наказывал Свой народ ( Иер.8:1-3 ). Виновных в этом грехе идолопоклонства подвергали смерти ( Втор.17:3-6 ). Другие планеты Солнечной системы Солнце и Луна более других небесных светил знакомы людям, мы видим почти каждый день Солнце и почти каждую ночь – Луну. Говоря о Солнечной системе как уникальном, дивном творении Божием, надо хотя бы совсем кратко рассказать и о планетах. Каждая из планет Солнечной системы имеет свои неповторимые особенности. Из всех планет только Землю Господь создал пригодной для жизни человека. Меркурий ближе всех планет расположен к Солнцу, поэтому на земном небосводе он всегда близок к ослепительному диску Солнца и дольше, чем на 2 часа после захода Солнца, не задерживается над горизонтом. Венера – утренняя она же и вечерняя звезда – самое яркое светило из всех звездообразных объектов неба. Она окутана сплошным покровом белых облаков. Марс выделяется среди других планет своим красным светом, атмосфера на этой планете очень разряжена. Даже в небольшой телескоп можно увидеть белые полярные шапки на полюсах Марса. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, он в 1300 раз больше по объему, чем Земля. На Юпитере нет смены времен года, поскольку ось его вращения перпендикулярна к плоскости его орбиты. Сатурн – самая далекая в Солнечной системе планета, видимая невооруженным глазом. Очень привлекательным является кольцо Сатурна. Уран виден только в телескоп, где он представляется маленьким диском зеленоватого цвета. Эта планета вращается как бы «лежа» на боку, ибо ось её вращения направлена к Солнцу. Нептун и Плутон вследствие своего огромного удаления от Солнца (Нептун в 30 раз дальше от Солнца, чем Земля, Плутон – в 40 раз) получают совсем мало солнечного тепла и света. На этих планетах царят тьма и очень низкие температуры.

http://azbyka.ru/dokazatelstvo-sushhestv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010