Итак, « Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему » ( Быт.38:7–8 ). То, что говорит Иуда, соответствует Моисееву закону! По закону Моисея, если умирает старший брат, но не остался ребенок после него, то следующий, младший брат, должен взять вдову и родить от нее ребенка. Но этот ребенок не будет считаться ребенком младшего, он будет считаться ребенком покойного и носить его имя ( Втор.25:5–6 ). Имя покойного брата будет как бы сохранено, потому что в тогдашнем понимании бездетный – это то же самое, что и мертвый. Помните, как Рахиль говорила: «дай мне детей, а если не так, я умираю» ( Быт.30:1 )? «Иначе я как покойница! Что это: я живу, а детей нет?!» Жизнь – она должна продолжаться! Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь!» Но как ведет себя Онан? « Онан знал, что семя будет не ему (то есть, если ребенок родится от Фамари, то он не будет считаться ребенком Онана, он будет считаться ребенком Ира. – О. С.) , и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему » ( Быт.38:9 ). Своим именем Онан дает название греху рукоблудия, который иначе называется «онанизм». « Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его » ( Быт.38:10 ). Видите, как Господь устраняет ханаанскую кровь, этих детей, рожденных от безымянной ханаанки, имя которой даже не приводится? Двое умерли. Фамарь же, как мы с вами уже установили, по древним преданиям, – потомок Мелхиседека из дома Сима. « И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего (то есть он ее как бы отгоняет в дом ее отца. – О. С.) , пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал [в уме своем]: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего » ( Быт.38:11 ). Кто-то может задать вопрос: а зачем нам изучать историю этой Фамари? Фамарь – это праматерь Иисуса Христа! Так же, как и других праматерей со сложными судьбами, таких, например, как Руфь, Вирсавия, мы эту линию чтим. В Рождественские дни как раз вспоминается родословие Иисуса Христа, потому что до Рождества Христова происходила вот эта самая брань – чтобы чистая кровь не смешивалась с нечистой кровью! А если смешение допускалось, то при приоритете религиозных ценностей: как, например, моавитянка Руфь – она приняла веру своей свекрови, прошла гиюр, как это называется в еврейской традиции, и стала духовной дочерью Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 4 1–12. Торжественное принятие Воозом обязательств относительно удела Ноемини и Руфи и брака с последней. 13–17a. Брак Вооза и Руфи и рождение у них сына Овида. 17b-22. Родословие Давида. Руф.4:1 .  Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел. Руф.4:2 .  [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели. Желая скорее устроить дело Руфи (см. Руфь 3:18 ), Вооз рано утром приходит на площадь у городских ворот – обычное в городах Востока место всех общественных собраний ( Быт. 19:1 , Пс. 68:13 ), торговых сделок ( Быт. 23:10–13, 16, 18 ) и покупок ( 4Цар. 7:1 ), судебного разбирательства ( Втор. 16:18, 21:19 ), в частности, касательно левиратного брака – в случае отказа деверя от этого брака ( Втор. 25:7 ). Сюда Вооз пригласил и родственника (goel) Ноемини и Руфи, о котором Вооз упоминает в разговоре с последней ( Руф. 3:12 ); обращение Вооза к этому родственнику выражено неопределенным выражением евр. pelom almoni (по Мидрашу, S. 53, – невежда в законе, не знавший, что запрещение Втор. 23:3 относится только к мужчинам моавитянам, а не к женщинам), соответствующим греч. δενα, слав. «онсице» ( Мф. 26:18 ) – «такой-то». Возможно, что этот необходимый для решения дела человек нарочито был приглашен Воозом (так передает И. Флавий, «Иудейские Древности», V, 9, 4), как нарочито были приглашены им и свидетели из старейшин (о старейшинах в Вифлееме упоминается далее в истории Самуила ( 1Цар. 16:4 ) ) – в количестве десяти, какое число в иудейском предании считалось минимальным для богослужебного собрания (см. Таргум иерус. на Исх. 12:4 ), как и для всякого общественного дела ( 1Цар. 25:5 ). И. Флавий (цит. м.) говорит, что Вооз позвал к воротам города и Руфь, но это не подтверждается библейским текстом и даже, пожалуй, противоречит ( Руф. 3:18 ) (ср. наше замечание к этому месту). Руф.4:3 .  И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Новом Завете мы находим слово «синедрион», оно означает «высшее судилище». Мы знаем, что Христа судил синедрион, апостолов судили на синедрионе. Это десять человек, авторитетных в Законе Божьем. Описываемые события происходили где-то за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Можно сказать: 1300–1400 лет до Рождества Христова. То есть Вооз делает все как положено. Он берет десять человек из старейшин города, самых достойных. « И сказал: сядьте здесь. И они сели » ( Руф.4:2 ). Почему Вооз – как верховный судья – не может судить сам? Он – заинтересованный человек. Он родственник Ноеминь, родственник ее мужа, и – как заинтересованный человек – предполагает, что вот эти десять человек вынесут окончательное решение. « И сказал [Вооз] родственнику (опять имя этого человека не называется: «такой-то», «тот» – О.С.): Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху » ( Руф.4:3 ). Вооз говорит этому человеку: у Ноемини есть часть поля, которая когда-то принадлежало Елимелеху, умершему в полях моавитских. Здесь Вооз ведет себя очень мудро: он не говорит «Ноеминь и Руфь-моавитянка», он не хочет сразу пугать этого человека – сложного, скрытного человека. Библия учит: если мы доносим до другого человека серьезную информацию, нужно не говорить сразу все, а говорить постепенно. Помните, как Бог разговаривал с Авраамом? Бог сказал: «Возьми сына твоего» ( Быт.22:2 ). Если взять текст, когда Бог разговаривал о жертвоприношении Исаака, тут предполагается междустрочие: в словах Бога мы видим, что Авраам отвечал. Господь не пришел к Аврааму и не сказал: «Принеси в жертву Исаака». Он сказал «Возьми сына твоего». Авраам говорит: «У меня два сына». У него было два сына – Измаил и Исаак. «Единственного твоего!» «Они все мои дети», – говорит Авраам. «Которого ты любишь». Авраам говорит: «Я обоих люблю – и Измаила, и Исаака». И только потом Бог говорит: «…Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» ( Быт.22:2 ). Вот такой пример: когда вы говорите о чем-то сложном и не знаете, какой будет реакция, не надо сразу говорить все, надо человека подготовить.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Моав – это сын от отца. То есть она гордится, она кичится, что родила от собственного отца!.. Она не стыдится – она как содомлянка! О грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3, 9). И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне (Быт. 19, 38). Бен-Амми – это скромнее уже. Это означает – сын скорби, печали. Здесь уже трагедия: она осознает, что она натворила. От Моава произойдут моавитяне, от Бен-Амми – аммонитяне. Из моавитян, племени, которое возникло через кровосмешение, через много-много поколений выйдет одна праведная душа. Это Руфь Моавитянка. Через много-много поколений, потому что грех не сразу выходит из родовых линий. И Руфь присоединится к еврейскому народу, пройдет очищение и станет прабабкой царя Давида. Жена Моисея, Сепфора, тоже произошла от моавитян. Что до аммонитян – когда евреи во время Исхода приблизятся к ним, Бог предупредит израильтян: …не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым (Втор. 2, 19). Лот же ведь племянник Авраама! Несовершенный, но праведник!   Ефрем Сирин . Беседы на Книгу Бытия.   В Ветхом Завете понятие " брат "  понимается в самом широком смысле и начинается от ближайшего родственника даже до единомышленника.  Эти два ангела, очевидно, медлили в пути, ибо путь от Хеврона до Содома не такой продолжительный. Возможно, они медлили, ожидая, что Авраам сможет умилостивить Бога.   Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.   Иосиф Флавий . Иудейские древности.   Иоанн Златоуст . Фрагменты.   ЦезарийАрльский . Проповеди.  В этом комментарии Цезаря Арльского содержится ответ на волнующих многих вопрос: почему Бог одним народам открылся в полноте, а другим как бы только приоткрыл двери познания. Арльский проповедник пишет: «Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки». Похоже, и народы и племена тоже должны иметь некие заслуги, и тогда они смогут познать « всю Троицу, не вечером, но в полдень»  своего нравственного развития и становления.

http://pravoslavie.ru/106201.html

Первое, что бросается в глаза, что эта одежда предназначена для двух противоположных функций: она символизирует женскую скромность и достоинство или указывает на профессию блудницы. Так, Фамарь закутана для того, чтоб Иуда не узнал её и принял её за блудницу ( Быт.38:15 ), а Руфь для того, чтоб было в чём нести Ноемини хлеб 179 . Эта амбивалентность подчёркнута в Песни Песней, где героиня не хочет, чтобы её приняли за «женщину под покрывалом» ( Песн.1:7 : /ky h ) в Синодальном переводе слово переведено ошибочно как «скиталица»), не хочет выглядеть как оу h , то есть «покрытая покрывалом, закутанная». Она не только опасается, что её примут за блудницу, но и не хочет надевать это нескромное одеяние, тем самым предвосхищая события 5-й главы, когда стражи почему-то срывают с неё покрывало ( Песн.5:7 : /rdîd). Тем самым в литературном аспекте эта верхняя одежда призвана подчеркнуть одновременно и то, насколько Руфь похожа на Фамарь, и насколько она на неё не похожа. Однако у образа «покрывала» есть и другой мифологический и мистический аспект, и он тоже амбивалентен. Глава 25 Исайи рисует смерть покрывалом: покрытое им исчезает. О том, что Бог уничтожит (буквально «проглотит») смерть, сказано так: «И уничтожит на горе сей покрывало (hallô), покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» ( Ис.25:7 ). Мифологически действие покрывания тождественно уничтожению: сказочный герой исчезает, если он накрыт плащом, например, ирландская героиня Бекфола (АТ 315 В). Так и в Книге Эсфирь «слово вышло из уст царя, – и накрыли лицо Аману» ( Есф.7:8 ), что означает, что он осуждён на смерть и символически мёртв, а значит – на него нельзя смотреть. И в то же время священное и божественное тоже должно быть скрыто. Таким оказывается лицо Моисея после общения с Богом. Он должен скрывать лицо под покрывалом, чтобы сияние не убило людей: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним ( Исх.34:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Рахав, или Раав, как она названа в Ветхом Завете, была блудницей из Иерихона ( Нав.2:1–7 ). Руфь была даже не еврейка, а моавитянка ( Руф.1:4 ), и разве не сказано в законе: ″Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки″ ( Втор.23:3 ). Руфь была из враждебного и ненавистного народа. Фамарь была искусная соблазнительница ( Быт.38 )» , – вступила в сексуальные отношения с собственным свекром (грех кровосмешения). «Вирсавию, мать Соломона, Давид самым жестоким образом отнял у Урии, ее мужа ( 2Цар.11 и 12)» . – Совершил грех прелюбодеяния с этой женщиною. «Если бы Матфей искал в Ветхом Завете невероятных кандидатов, он не смог бы найти четырех более ″неудобных″ предков для Иисуса Христа. Но, конечно, в этом есть еще и нечто очень примечательно. Здесь, в самом начале, Матфей показывает нам в символах суть Евангелия Божия в Иисусе Христе, потому что здесь он показывает, как рушатся барьеры. В наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно, – с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) – общинно-родовой, или националистический период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) – монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий – период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить человека от власти греха. В Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» ( Ис.2:22 ), и еще: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» ( Пс.145:3–4 ). Все формы человеческого правления порочны в той или иной степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ухаживая за мужьями, Руфь и Орфа, отлично понимали, что законного брака не может быть, потому что и сам Закон Божий (как им казалось) против них. И помогая Ноеминь, на что они могли рассчитывать? Великий хэсэд совершал праотец Ной. В Библии рассказывается, как был построен огромный ковчег. Он был разделен на три части, и в этом ковчеге было огромное количество животных. По воле Бога они пришли в ковчег и заняли среднюю часть. В верхней части жили люди, а в нижней помещались отходы. Ной со своими сыновьями Симом, Хамом, Иафетом, со своею женой и женами своих сыновей вошел туда – и они делали свой хэсэд. Вы знаете, что животные питаются в разное время суток. Есть звери, которые питаются только ночью, есть животные, которые питаются только днем. Есть такие, которые только вечером, есть такие, которые только утром. И вот всему этому огромному зоопарку, который поплыл в сторону гор Араратских, Ной со своими сыновьями должен давать вовремя пищу. Есть предание, что он однажды не вовремя дал пищу льву, лев лапой ударил его по ноге, и Ной всю жизнь потом хромал. Но Ной отдавался этому делу: это настоящий хэсэд, милосердие. Другой известный милосердный человек – Иов. Тот самый Иов многострадальный, который потерял всю свою семью, заболел проказой, сидел на свалке, и собственная жена подговаривала его: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» ( Иов.2:9 ), чем так жить. Иов был самым богатым человеком своего времени. Он построил свой дворец так, что двери были с востока, запада, юга, севера, и через любую дверь мог войти человек, который нуждался в милосердии. Двери его дворца всегда были открыты – днем и ночью. Иов ждал, когда кто-то придет. Но был еще более удивительный человек, который совершал свой хэсэд, проявлял милосердие: это Авраам. Авраам был обрезан, и на третий день после обрезания, когда наступает самая агония, он вышел и сел около своего шатра. Он не сидел в шатре, как Иов, не ждал. Он выходил из шатра и смотрел: не пойдет ли кто. Если кто-то шел, он бежал навстречу и говорил: «Давай, приходи ко мне, покушай, выпей воды. Давай, тебе ноги омою». После обрезания ему было очень тяжело, он сидел у шатра. Господь сделал так, что был зной, такая жара, чтобы никто не вышел и не потревожил его. И Сам Господь является к нему в виде трех ангелов, чтобы научить нас навещать больных. Как ведет себя Авраам? Он бежит навстречу. Представляете, как после обрезания человек может бегать – немножко враскорячку, неудобно. Он бежит, падает ниц: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли… И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его» ( Быт.18:2, 6–7 ). Это человек, которому девяносто девять лет. И он бегал буквально, вот хэсэд был у него!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что практически на протяжении всей священной истории Бог предостерегает от смешения верных Ему людей с теми, кто не исполняет Его волю. Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного Потопа, вызванная тем, что " сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть " (Быт. 6, 2-3). Традиционное толкование говорит, что сыны Божии – это потомки Сифа, верные Господу, а дочери человеческие – каинитки, и смешение этих двух родов привело к гибели древний мир. Помня об этом страшном событии, св. Авраам заставил своего слугу поклясться Богом, что он не возьмет Исааку жену из дочерей Ханаанских (Быт. 24, 3). Точно также и одной из причин отвержения Исава было то, что он взял себе в жены хеттеянок. " И было это в тягость Исааку и Ревекке " (Быт. 26, 35), так что последняя сказала, что она " жизни не рада из-за дочерей Хеттейских " (Быт. 27, 46). Закон Божий зафиксировал письменно эту норму: " Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих " (Исх. 34, 16) И " тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя " (Втор. 7, 4). И, действительно, эта угроза настигала тех, кто нарушал завет Господа. Начиная со страшного поражения в Ваал-Фегоре, когда только удар копья Финееса прекратил поражение, из-за которого погибло 24000 человек (Числ. 25), и в продолжение правления судий, когда Самсон погиб из-за филистимлянки Далиды (Суд. 16), и до страшного грехопадения мудрейшего царя Соломона, чье сердце развратили жены (3 Цар. 11, 3) продолжается борьба за исполнения этой заповеди. И Бог незамедлительно карал тех, кто нарушал Его повеление. Причем заповедь эта ни коим образом не была связана с представлением о чистоте крови. Раав блудница, Сепфора – жена Моисея, Руфь моавитянка, отказавшиеся от своих лжебогов, вошли в народ Божий. Особенно важным эта заповедь стала для свв. Ездры и Неемии, боровшихся со смешением избранного народа с иноплеменниками (1 Ездр. 9-10; Неем.13, 23-29). Слово Божие называет смешанные браки " великим злом, грехом перед Богом " (Неем. 13, 27), " беззаконием, превышающее голову, и виной, выросшее до небес " (1 Езд. 9, 6). Прор. Малахия провозглашает: " вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего и приносящего жертву Господу Саваофу " (Мал. 2, 11-12). Не во исполнение ли этого проклятия Божия дети у таких преступников и преступниц становятся безбожниками, а часто и погибают?

http://pravoslavie.ru/120.html

И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. В точности исполнилось пророческое слово: родился мальчик; мальчик рос и подрос на столько, что в один день уже пошёл в поле к отцу своему, бывшему при жнецах. Здесь его сразил солнечный удар и он, повторяя младенческими устами одно и тоже: «голова моя! голова моя болит!» умер на коленях матери. Огорчена у неё душа. Зачем нужно было пророку потревожить долголетнюю болящую рану надеждой на исцеление: закрыть на время эту рану, чтобы – вдвое болезненнее она вскрылась? Только обманутой в надеждах матери может быть понятно и ею оценено бесслёзное горе Сонамитянки, которое эта, – ухватившись за ноги человека Божия, обещавшего ей сына, так скоро отнятого от неё, – выразила в немногих словах: просила ли я сына у господина моего? Не говорила ли я: не обманывай меня? ( 4Цар.4:8–28 ). Эта потребность материнства, как неумолкающий голос, то тихо и стройно, то бурно ( Быт.19:31, 38 . Второз.25:5–10) проходит по всей исторической жизни евреев… Перед вопросом: за что исчезать имени отца нашего от племени его, потому что нет у него сына? не отступают с ложной стыдливостью пять дочерей Салпаада. И конечно недаром нам даны и сами имена этих отважно – целомудренных дев; и вот имена дочерей его (Салпаада): Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца ( Числ.27:1–11; 36:2–11 ). Они даны в свидетельство того, что эти дочери – прямые дочери Евы – матери всех живущих, – долженствующие быть в свою очередь и время такими же матерями, как и та. Но это – события древние… Даже писатель книги Руфь, и тот говорит, что только прежде такой был обычай у Израиля ( Руфь 4:7 ). Обычаи же изменяются… Нельзя скрывать того, что было. А был у евреев Онан ( Быт.38:8–10 ). И у евреев был обычай: поела и обтёрла себе рот, и говорит: я ничего худого не делала. (Притчи Сол.30:20). Так характеризовалась упрямая дочь, которая, как томимый жаждой путник, отверзала уста и пила всякую близкую воду ( Сир.26:10–12 ). Правда, об этих «поевших и обтеревших себе рот» с особой развязностью, ходили в народе не особенно лестные для них песни ( Ис.23:15–16 ); но суровый обычай ( Быт. 38:24 ) и писаный закон ( Исх.22:16–19 ; Лев.21:9 ; Втор.22:18–29 ) должны были сдерживать чудовищ, рождающих, но не дающих сосцов своих, не желающих кормить детей своих (Плач Иер.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010