Мф.24:20 .  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, (Ср. Мк.13:18 – пропускает слова «в субботу».) У Луки совсем нет этого стиха. Речь о неимоверных трудностях спасения. Заметка у Матфея «в субботу» характерна и отличается чисто еврейским характером. Были случаи, когда иудеев избивали враги только потому, что они не хотели ничего делать в субботу ( 1Мак.2:32–37 ; 2Мак.5:25–26 ). Христос говорит, что бедствие может застигнуть Его учеников в такие дни, когда они будут наслаждаться покоем. Такая речь общего характера носит на себе и несколько специальный колорит, относясь, собственно, к ученикам Спасителя из иудеев. О каком-либо фарисейском соблюдении субботы здесь совсем не говорится. Это просто образное выражение, цель которого была побудить не стесняться даже религиозными установлениями, чтобы избежать опасности. Мф.24:21 .  ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. (Ср. Мк.13:19 ; Лк.21:23 .) Речь Христа очень сходна с Дан.12:1 : «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» ( κενη μρα θλψεως οα οκ γενθη φ´ ο γενθησαν ως τς μερας κενης ср. Иер.30:7 ; 1Мак.9:27 ). «Ибо» относят не только к предшествующему (19-му) стиху, но вообще ко всей речи стихов 16–20. Слово «тогда» не относится только ко времени разрушения Иерусалима. Относительно разрушения Иерусалима предсказание Спасителя полностью подтверждается сообщениями Иосифа Флавия в «Иудейской войне». Мф.24:22 .  И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Ср. Мк. 13:20 ; Лк. 21:24 .) У Марка речь сходная с Матфеем, у Луки совершенно иначе. По толкованию Августина, под днями понимаются сами бедствия (mala ipsa), подобно тому как в других местах Священного Писания говорится о несчастных, бедственных и лукавых днях ( Быт.47:9 ; Пс.93:13 ; Еф.5:16 ). «Никакая плоть» – гебраизм («ло кал») значит: никто из живущих людей и даже животных. Это, конечно, имеет общий смысл. Но Златоуст думает, что здесь под всякой плотью Спаситель «разумеет иудеев». Предсказание Христа исполнилось над иудеями. Более миллиона их погибло во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом, 97 000 отведено в плен. Всего же, если положиться на свидетельства Иосифа Флавия, во время иудейской войны погибло 1 356 460 иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И хотя Авраам поспешает во всем, он, тем не менее, знает, что Господу или ангелам должно предлагать отменное и превосходное. Поэтому он взял или выбрал из стада «нежного и хорошего» теленка «и дал отроку, и тот поспешил приготовить его» ( Быт.18:7 ). Сам Авраам бежит, жена его торопится, отрок спешит. Никто не мешкает в доме мудреца. Он подает теленка и с ним хлеб из лучшей пшеничной муки и еще молоко и масло. Авраам и Сарра показали должное гостеприимство. Теперь посмотрим, что делал Лот. У него не было ни превосходной муки, ни отменного хлеба, была только простая мука. Не знал он, как подавать своим гостям «три саты лучшей муки», не мог он подать им и γκρυφας, то есть скрытые, сокровенные хлебы. 2 . Теперь давайте проследим, что Авраам делает с тремя мужами, стоящими над ним. Заметьте, что здесь использовано выражение «над ним», а не «перед ним». Авраам, вне всякого сомнения, подчинил себя воле Бога, поэтому и сказано, что Бог стоит над ним. Он подает «пресные хлебы», замешанные на трех мерах лучшей муки. Он принимает трех мужей, замешивает хлеб из трех мер лучшей муки. Все, что он делает, имеет таинственный смысл, все наполнено тайной. Подается теленок; вот еще одна тайна. Сам теленок не жесткий, а «нежный и хороший». А что может быть нежнее, что может быть лучше Того, Кто «смирил Себя» ради нас «до смерти» ( Фил.2:8 ) и положил «душу Свою за друзей Своих» ( Ин.15:13 )? Он – тот «откормленный теленок», которого отец заколол, чтобы принять своего блудного сына. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин.3:16 ) за жизнь этого мира. Но все же этот мудрец знал, Кого он принимает. Он бежит к трем мужам, но поклоняется одному и говорит, обращаясь к одному: «Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:3 ). Но почему дальше он продолжает, как бы обращаясь к нескольким людям: «И принесут немного воды, и омоют ноги ваши» ( Быт.18:4 )? Этим Авраам, отец и учитель народов, наставляет тебя, как должно принимать гостей и что следует тебе омывать им ноги. И даже это имеет таинственный смысл. Ибо известно ему, что тайны Господа не исполняются иначе, как в омовении ног (ср. Ин.13:6 ). И, безусловно, знал он и том, сколь важно наставление, в котором Спаситель говорит: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» ( Мк.6:11 ). Таким образом, Авраам хотел предупредить это и омыть их ноги, как бы не осталось на них пыли, которая, будучи отрясенной, будет «в день суда» свидетельствовать о его неверии. Поэтому мудрый Авраам говорит: «И принесут немного воды, и омоют ноги ваши» ( Быт.18:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Слав.-гр.-лат. горесть соответствует евр. которое в других местах переводится точнее словом δλος ( Быт.27:35; 34:13 ) – коварство (русск.), в слав. лесть, как переведено здесь следующее синонимическое с ним слово (=ложь, обман). Может быть значение «горесть» избрано во избежание тождесловия с этим последним; или же 70-т, вместо читали или от горьким быть (ср. Притч. 14:10 ; Втор.32:32 ; Иов. 13:26 ). Во всяком случае, чтение их вполне сообразно с ходом мыслей и принято Апостолом ( Рим.3:14 ). в начале ст. не только не имеет себе соответствующего слова в евр., но и представляется излишним при другом местоимении к. Присдитъ въ ловительств съ богатыми въ тайныхъ, убити неповиннаго: чи на нищаго призирает. 29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; л. Ловитъ въ тайн к левъ во град своей, ловитъ восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещ и 30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; ла. Въ сти своей смиритъ преклонитс и падетъ, внегда бладати убогими. 31. сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; лв. Рече бо въ сердцы своемъ: забы бгъ, врат лиц сво, да не видитъ до конца. 29–32. По образу своих действий в отношении к чтителям Господа нечестивые уподобляются разбойникам и кровожадным львам. Как разбойники, укрываясь в засаде= въ ловительств), в потаенных местах позади селений, подстерегают неосторожных путников и, внезапно нападая, убивают их, чтобы воспользоваться их собственностью (ср. Ос.6:9 ; Иов.24:13–14 ), или как лев, притаившись в своём логовище (= во град своей), подобно хитрому ловчему, незаметно расставляющему свои сети, высматривает оттуда свою добычу и мгновенно, одним прыжком бросаясь, схватывает и терзает ее своими когтями (ср. Пс.16:12 ): так нечестивый на каждом шагу коварно подстерегает бедного, ни в чем неповинного праведника, чтобы так или иначе, незаметным для него образом, причинить ему вред, подвергая его какой-либо опасности или лишая имущества, чести, здоровья и самой жизни (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Что значит взял Сарру ? Взял, не спросив Авраама, потому что здесь не говорится, что он, Авимелех, обращался к Аврааму. Взял – то есть увез силой, Авраам не хотел ее отпускать. И происходит пленение Сарры. И здесь мы вспоминаем о том, что происходило в Египте, когда и египетский фараон тоже взял себе Сару, и потом у этого фараона начались серьезные проблемы (ср. Быт. 12, 17). В нашем переводе говорится, что неприятности у Авимелеха начались за женщину (Быт. 20, 3). Но правильнее этот текст надо понимать так, что именно «по молитвам Сарры». То есть когда Сарра оказалась у фараона или, как в данном случае, у Авимелеха, царя Герарского, она молилась, она обращалась к Богу, прося Его о защите. Кстати, как в случае с фараоном, так и в случае с царем Герарским, Сарра не объясняет, что она – жена, потому что есть договоренность с Авраамом называться сестрою (Быт. 12, 13). То есть если муж сочтет нужным, она скажет, подтвердит это (что он ей не муж). Таким образом, Сарра научает и нас не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12), когда противник сидит в засаде за двором… глаза его подсматривают (Пс. 9, 29). Если есть какая-то семейная тайна, может быть, элемент недоговоренности присутствует, хотя и опосредованно. Она молчит (мудрая жена), но она общается с Богом, она молится. И Господь защищает эту удивительную женщину. И мы читаем далее: И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа (Быт. 20, 3). Надо сказать, что наяву Господь общается только с особыми избранниками – даже не все пророки общались с Богом днем, что называется, устами к устам. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? (Чис. 12, 8). Здесь же мы видим, что к Авимелеху приходит Господь во сне, и Он говорит: ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа . Надо сказать, что титул «Авимелех» означает «царь Герарский» и не является именем собственным. Это название того статуса, которое он имел в обществе, поскольку это имя встречается несколько раз в Писании, но используется по отношению к разным людям, причем там дистанция во времени, и достаточно большая. Дословно имя Авимелех означает «мой отец царь» (наподобие: «отец народа», «отец нации»).

http://pravoslavie.ru/107264.html

Быт.34:11–12 . Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену. Сихем, страстно желая брака с Диной, в свою очередь обещает дать самый большой выкуп (mohar), (ср. Исх. 22:16, 17 ; Втор. 22:28–29 ; 1Цар. 18:25 ) и, кроме того, такой же подарок (mattan) – первый отцу (или в данном случае – братьям) невесты, второй – самой невесте, по обычаям древнего Востока. Фанатическая месть сихемлянам со стороны Симеона и Левия. Быт.34:14–15 . и сказали им [Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины]: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас], если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан; На слова благонамеренной готовности на все условия мира Еммора и Сихема сыновья Иакова, именно единоутробные Дине Симеон и Левий, делают, по-видимому, благовидное предложение, но с лукавою целью (ст. 13): объявляя позором для себя вступать в близкие родственные отношения, они требуют от сихемлян поголовного обрезания всех мужеского пола членов населения, – по букве ( Быт. 17:10–12 ). В предложении этом, конечно, нельзя видеть серьезного стремления сынов Иакова пропагандировать богоустановленный институт обрезания среди чуждых племен. Самое предложение обрезания не могло ни удивить, ни раздражить евеян: обрезание, по свидетельству Геродота, существовало издревле у египтян, финикиян и др., след., могло быть известно и у хананеян, которые в Библии обычно не называются необрезанными; скорее удивительно, что евеяне оставались необрезанными, когда, напр., сильное племя Измаила, несомненно, имело обрезание. О внутреннем значении и смысле обрезания сыновья Иакова ничего не говорят Сихему и Еммору. Быт.34:18–24 . И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/Грех.html

И назвал твердь небом, дав ей имя того неба, которое Он сотворил прежде. И назвал «сушу» «землею», потому что даровал ей способность приносить плоды. Поэтому если кто-либо по своей вине останется «сушей» и не принесет плодов, а произрастит лишь «терния и волчцы» (ср. Быт. 3:18 , Евр. 6:8 ), производя пищу для огня, соответственно тому, что он извел из себя, он сам станет «пищею огня» ( Ис.9:19 ). Но если после того, как он отделит от себя воды бездны, которые суть помыслы бесовские, и своим усердием и ревностью явит себя плодоносной землей, то будет вправе ожидать, что Бог введет его «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» ( Исх.3:8 ). 3 . Но давайте узнаем из того, что следует далее, что это за плоды, которые Бог повелел производить земле, названной так Им Самим. Говорится: «И увидел Бог , что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт.1:10–12 ). Из этих слов видно, что плоды эти приносит «земля», а не «суша». Снова применим это к нам. Если мы стали «землею», если мы больше уже не «суша», то будем приносить обильные и разнообразные плоды Богу, чтобы и нас благословил Отец, сказавший: «Вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь» ( Быт.27:27 ), и чтобы исполнилось в нас сказанное Апостолом: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» ( Евр.6:7–8 ). 4 . «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт.1:12–13 ). Бог повелел земле производить не только «зелень», но и «семя», чтобы оно могло всегда приносить плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010