Упоминается только о его гостеприимстве, проявленном в то время. Он избежал огня, он спасся от уничтожающего пламени благодаря только тому, что распахнул свои двери перед пришедшими к нему. В гостеприимный дом вошли ангелы, а в дома, закрытые для незнакомцев, вошел огонь. Так давайте же услышим, что ангелы сказали хозяину о его гостеприимстве: «Спасай душу свою… спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» ( Быт.19:17 ). Лот и в самом деле был гостеприимен. И, как о нем свидетельствует Писание, после того, как он радушно принял ангелов, он был укрыт от уничтожающего пламени (ср. Евр.13:2 ). Но он был не настолько совершенен, чтобы, покинув Содом, он сразу мог взойти на гору, ибо только совершенный может сказать: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» ( Пс.120:1 ). Он не был ни таким, чтобы погибнуть вместе с жителями Содома, ни столь велик, чтобы пребывать с Авраамом на высотах. Ибо если бы Лот не был таким, Авраам не сказал бы ему: «Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» ( Быт.13:9 ), и жизнь в Содоме ему тоже бы не понравилась. Он был где-то посередине между совершенными и погибшими. И, зная, что ему не по силам подняться на гору, он смиренно и благочестиво оправдывается, говоря: «Я не могу спасаться на гору… вот, ближе бежать в сей город, он же мал» ( Быт.19:19–20 ). Конечно, когда Лот вошел в городок Сигор, то спасся в нем (ср. Быт.19:23 ). Потом он с двумя дочерьми взобрался на гору (ср. Быт.19:30 ). Ибо невозможно было взойти на гору из Содома, хотя сказано о земле Содомской, прежде чем она была уничтожена, в то время, когда Лот избрал ее в качестве места жительства, что была она «как сад Господень, как земля Египетская» ( Быт.13:10 ). Но, немного отклоняясь от темы, спрошу: что общего у сада Господнего и земли Египетской с землей Содомской, чтобы ее можно было сравнить с ними? Думаю, дело в том, что до того, как Содом согрешил, когда он еще сохранял простоту непорочной жизни, он был, «как сад Господень». Но как только начал он блекнуть и темнеть, покрываясь пятнами греха, стал он, «как земля Египетская».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Одним человеком грех вошёл в мир и грехом смерть»... Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщённой диаволом ( Быт.3:1–5,13 ; Ср. 1Тим.2:14 ; 2Кор.11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт.3:23,24 ; ср. Прем. Сол.3:23,24). Вот происхождение в мире греха и наказание за него – смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт.5:1–2 ; ср. 1Кор.15:45 ). В нём все мы заключались, как ветви в своём корне. А так как Адам стал рождать детей, по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире ещё до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по словам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим.5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные перед Богом люди? Остаётся один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие – смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческого – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быт ему чистым, и чтобы рождённому женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 Ср. 3Ездр.7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. Иаков «похитил сердце у Лавана Арамеянина» (согласно еврейского текста; у греков и славян подобного оборота нет, ст. 20) – игра слов (ср. ст. 19); смысл выражения определяется второю половиною стиха: ушел тайком, взяв все же родных его дочерей (ср. ст. 26). Название Лавана «арамеянином» (слав. «Сирин " ) здесь и ниже (24 ст.) имеет цель, по замечанию Клерика, не отечество Лавана определить, а отметить нравы сего мужа, так как сирийцы издревле почитались самыми хитрыми и лукавыми из всех народов; Иаков же перехитрил хитрейшего (Rosenmuller, р. 487). Иаков перешел реку, т.е. Евфрат, и направился на юго-запад – к горе Галаад. Последнее название здесь (21 ст.) употреблено пролептически, 5 так как по ст. 47 только Иаков дал горе это имя. Место, где Иакова через 10 дней после его бегства догнал Лаван: 3 дня последний еще не знал о побеге Иакова, ст. 22, и 7 дней он гнался за ним до горы Галаад, ст. 23. Позже, как известно, вся заиорданская страна называлась Галаадом, и потоком Иавоком разделялась на северную и южную части. В данном случае разумеется, вероятно, самая северная часть территории, ближайшая к Месопотамии, а не теперешний Джелаад на Иавоке: дойти сюда в 10 дней Иаков, при медленности движения его каравана (ср. Быт. 33:13 ), не мог. На одной и той же горе, может быть, на разных холмах ее, располагаются особыми станами Иаков с семьею и Лаван с родственниками-спутниками (25 ст.). Лаван преследует его, догоняет, имея намерение мстить зятю своему, но, вразумленный свыше, примиряется с совершившимся и заключает, пред окончательною разлукою с зятем, дочерьми и внуками, дружественный союз с Иаковом Быт.31:24 . И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. Ограждая неприкосновенность своего избранника, Бог (называемый здесь общим именем Elohim, а не специально-теократическим именем Иегова) является во сне язычнику Лавану предостеречь его от насилий Иакову, как ранее являлся Авимелеху ради Авраама ( Быт. 20:3 ). Мидраш усматривает различие этих богоявлений от тех, которых удостаивались члены избранного народа, в том, что первые бывали только во сне (ср. Иов. 4:13–16 , Beresch. r. Par. LXXIV, s. 361–462), но бывало и наоборот: ср. видение Иакову ( Быт. 28:11–16 ) и откровение Валааму ( Чис. 23–24 ). Точнее будет сказать: первые богоявления относятся к области общего промышления Божия, последние имеют теоретический и сотериологический отпечаток; первые связаны с ветхозаветной идеей Элогима, Бога природы, последние – с идеей Иеговы, Бога спасения. Во всяком случае, факт, что сириец Лаван удостаивается богоявления, указывает на то, что в душе его было доброе расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даже если здесь рисуется кульминационный этап безбожия, было бы ошибкой ожидать, что развязка человеческой истории произойдет с помощью колесниц и всадников (40). Кроме того, мы не должны забывать назначение данного раздела: подчеркнуть, что, несмотря на притязания богоборца на роль вождя всех народов, он придет к своему концу, и никто не поможет ему (45). 12:1–4 Последние откровения Небесный посланник обещает Даниилу, что защитником народа Божьего от происков врагов, от сил тьмы, как и ранее, будет «князь великий» Михаил (ср.: 10:13,21). Подобно тому, как Даниил и его друзья прошли через испытания, так и народ Божий не избежит испытаний во время тяжкоеˆ 2Тим. 3:1–9 ), но будет спасен. Цели Бога (ср.: в книге, 1) непреложны, Он хранит Свой народ «ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Пет. 1:5 ). В ст. 2 говорится о будущем – о воскресении спящих в прахе смерти (ср.: Быт. 2:7,17; 3:19 ): одних для жизни вечной, других на вечное поругание и посрамление. Разумные, оставшиеся верными слову Божьему несмотря на все скорби и страдания, будут прославлены (3). Это весть надежды и утешения, призванная укрепить верующих грядущих эпох. Даниилу предписывалось сокрыть слова сии и запечатать книгу (4), но не для утаивания ее вести, а для сбережения до определенного времени для ищущих слово Божье: многие прочитают ее, и умножится ведение (4; ср.: Амос 8:12 ). 12:5–13 Верховная власть Бога и судьба Его праведного слуги Необыкновенно интересное заключение снова концентрирует наше внимание на самом Данииле (ср.: 10:2–18). Он видит «двоих других», вероятно, выступающих в качестве дополнительных свидетелей ( Втор. 19:15 ), которые стоят по обе стороны реки. Один из них задает вопрос, который, несомненно, мучит Даниила и который часто задает страдающий народ Божий: Когда будет конец этих… происшествий? (ср.: 8:13; Отк. 6:10 ). Небесный посланник (ср.: 10:5–6) воздымает руки, подчеркивая торжественность и важность вести, которую он собирается сообщить. Как и ранее, выражение: к концу времени и времен и полувремени (ср.: 7:25) – указывает, с одной стороны, на общую протяженность отрезка времени, а с другой – на то, что эти временные периоды известны и ограничены Богом. Как раз в тот момент, когда народ Божий останется без защиты, наступит момент Божественного вмешательства (7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Быт.35:21–22 . И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. И услышал Израиль [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. К тяжкому семейному горю патриарха присоединилось другое: бесчестие ложа его со стороны первенца его Рувима (может быть, стоявшее в связи со смертью Рахили и притязанием Рувима на фактическое первородство), имевшее место около «башни Гадер» или «башни стад» (Vulg: «turris gregis»), по преданию, лежавшей к югу от Вифлеема (некоторые, впрочем, на основании Мих. 4:8 сближали эту башню стад с «овечьими воротами» ( Ин. 5:2 ) в Иерусалиме, но к повествованию данного места более подходит первая дата). «И услышал Израиль», – несомненно с огорчением, как и дополняют еврейский текст LXX толковников. За это тяжкое преступление Рувим лишен был Иаковом прав первородства ( Быт. 49:3–4 ). Иудейские толкователи, однако, смягчали вину Рувима; между прочим, указывали, что 1-й пророк – Осия был из колена Рувима. Быт.35:23–26 . Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. С рождением Вениамина исполнилось число сыновей Иакова – 12, почему все они, с указанием деления их по 4 матерям, здесь перечисляются. Замечание, что все они родились в Месопотамии, требует, конечно, ограничения относительно Вениамина, родившегося в Ханаане. Быт.35:27–29 . И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, [ибо он был еще жив,] в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон [в земле Ханаанской,] где странствовал Авраам и Исаак. И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. Иаков со всем своим станом приходит, наконец, к отцу своему Исааку. Последний в это время имел около 167 лет (от бегства Иакова прошло ок. 30 лет, ср. толкование на Быт. 27:1 ), так что смерть его (ст. 28) последовала еще лет через 13, (цифра 167 л. может быть получена и так: Иосиф продан был в Египет в 17 лет, Быт. 37:2, 28 , и до прибытия туда Иакова с семьею жил в Египте около 23-х лет; следовательно, Иакову, во время прихода в Египет имевшему 130 лет, Быт. 47:9 , при продаже Иосифа было около 107 лет; откуда Исааку – 167 л., Быт. 25:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но, тая в душе своей обещание Иеговы, он теперь просит уступить ему в собственность кусок земли для могилы, чтобы бренные останки Сарры и его могли остаться непотревоженными в земле обетования, несмотря ни на какие перемены владетелей страны. Заметим, что древние обратили внимание на обычай иудеев погребать тела, а не сжигать их, хотя они ошибались, считая, что обычай этот принят ими от египтян (ср. Tacit. Hist. V, 5). Быт. 23 Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: Быт. 23:6 послушай нас, господин наш; ты князь Божий Князь Божий. «Князь не означает здесь (говорит м. Филарет) независимого владельца земли, но только богатого и сильного человека, каковое о себе мнение приобрёл Авраам союзом с Мамре и войною противу четырёх царей. Князь Божий по свойству еврейского значит «князь великий». Так и Немврод в Быт. 10назывался «сильный зверолов пред Богом». посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони Предложение хеттеян доказывает высокое их уважение к Аврааму: они не желают получить с него платы, они говорят ему, что каждый из них почтёт честию, чтобы смертные остатки члена семейства Авраама покоились у них вместе с их родственниками; но Авраам – ввиду известного ему будущего, а, может быть, и вследствие языческих обрядов, совершавшихся на ханаанских кладбищах, – не может на то согласиться и просит купить место для усыпальницы. Мы ничего не знаем об обрядах погребения хананеян и не можем сказать, хранили ли они один только пепел трупа, сожигая его, или самый труп. умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей. Быт. 23:7 Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; Поклонение толпе, вставая, чтобы говорить к ней, есть обычай, известный всем, кто был на востоке. Быт. 23:8 и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, Весьма трудно объяснить, почему в Быт. 23:8, 16–17 ; Быт. 49:29–30 упоминается о Ефроне Хеттеянине, у которого купил Авраам пещеру Махпела с полем, и почему, говоря о месте погребения Иакова ( Деян. 7:16 ), первомученик Стефан вместо Ефрона называет владельцев усыпальницы «сынами Еммора Сихемова». Единственное удовлетворительное объяснение даёт О. Герлах, который указывает на основании древних манускриптов, что в речи Стефана слово Авраам прибавлено. Иосиф ( Нав. 24:32 ) действительно погребён в гробе Еммора Сихемова, а Авраам, как впоследствии Иаков ( Быт. 50:13 ), похоронен в пещере Махпелы близ Хеврона, «перед Мамре» (по Египетской дороге), т. е. близ Мамре.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Грехопадение Адама и Евы имело тяжелые последствия для них самих и для их потомства. Одним из следствий первого греха явилось то, что в самом человеке появилась склонность ко греху: «...Велико развращение человеков на земле... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Даже после потопа, когда в живых оставлена была только семья праведника Ноя, сила влечения ко греху не ослабла. В Третьей книге Ездры, где осмысляются последствия грехопадения Адама и Евы, указывается на «корень зла» или «семя зла», к-рые передаются их потомкам и служат основанием личных грехов: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3. 21-22; ср.: 4. 30; 7. 48). Нередко ветхозаветные писатели, оценивая силу этого «корня зла», приходят к выводу, что грех вовсе не может быть искоренен («...нет человека, который не грешил бы» - 3 Цар 8. 46; ср.: 2 Пар 6. 36; Пс 50. 7). Сознание беспомощности перед грехом не означало, однако, того, что человек не должен бороться с грехом, или того, что человек не может быть праведным. Примером противостояния соблазну в ВЗ является праведный Лот, к-рый, живя в развращенной среде Содома, не потерял памяти о Боге и не утратил благочестия, за что был спасен Богом (Быт 19. 1-23). И. может исходить непосредственно от Бога В таких случаях на первый план выходит первоначальное значение евр. глагола  . Испытание, исходящее от Бога,- это благо, потому что Бог посылает его исключительно с целью воспитания и духовного возрастания человека. Испытывая веру Своего избранника Авраама (Быт 22. 1-18), Бог повелевает ему принести в жертву сына - наследника обетований: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт 22. 2). Это повеление, с одной стороны, заставляет Авраама выбирать между покорностью воле Божией и родительской любовью, с др. стороны, как бы ставит под сомнение данные Богом ранее обетования, которые должны были исполниться через Исаака (Быт 17. 19). Авраам повиновался, в указанном месте возложил на жертвенник сына и был готов заколоть его, но в последний момент Ангел Господень останавливает его, вместо Исаака приносится в жертву овен (Быт 22. 10-13). Бог испытывает верность Авраама, поэтому, когда тот выдерживает испытание, говорит ему: «...теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Здесь изображаются последние минуты свидания и расставание Исава и Иакова. Исав в знак искренней братской приязни предлагает Иакову продолжать путь совместно (ст. 12), но Иаков отклоняет это предложение под благовидным предлогом, что быстрое движение с Исавом и его спутниками может оказаться гибельным и для маловозрастных и нежных детей его, и для скота, в котором есть тоже молодые животные и дойные матки (ст. 13); на самом же деле Иаков, видимо, опасается, как бы мир с братом не был нарушен при дальнейшем совместном путешествии. Взамен этого он предлагает Исаву идти вперед одному, а сам выражает намерение идти медленно, насколько позволят малые дети и скот, и обещает прибыть к нему в Сеир. По поводу этого обещания Иакова, по-видимому, не выполненного им (ст. 17) по недоверию к Исаву, р. Абугу говорит: «мы искали во всем Писании и не нашли, чтобы когда-либо Иаков приходил к Исаву на гору Сеир; возможно ли, однако, чтобы Иаков, который был правдив, мог обманывать Исава? Нет! Когда же он придет к нему? В будущем, см. Авд. 1:17, 21 ; ср. Мих. 7:20 » (Beresch. r. Par. 78, s.335). Быт.33:15 . Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего! Исав предлагает Иакову послать с ним несколько из своих людей – ради охраны или для выражения почета, в качестве свиты: но Иаков отказывается и от этой любезности брата, выражая словами: «к чему это?» или ту мысль, что и его собственный караван весьма обширен и достаточно силен, или же – надежду на вышнюю защиту от Бога и Ангелов (ср. Быт. 32:1 ). «Только бы мне приобрести благоволение» – вежливая форма отказа пред лицом высокопоставленным (ср. Быт. 30:27 ). Быт.33:16 . И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. Тогда Исав оставляет Иакова, с которым отселе, вероятно, не встречался до смерти Исаака ( Быт. 35:28–29 ). Быт.33:17 . А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос-воин. Икона. XVII в. (ГТГ) Христос-воин. Икона. XVII в. (ГТГ) Так же описываются и предметы испорченные и непригодные для использования. Жители Иерихона, обращаясь к прор. Елисею , жалуются, что вода в их городе «нехороша» (   - 4 Цар 2. 19); в чем заключается «нехорошесть» воды, становится ясно из последующих слов пророка: «Так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар 2. 21). В одном из видений прор. Иеремии были показаны 2 корзины: одна «была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние», а другая - «со смоквами весьма худыми (  ), которых по негодности их (  π πονηρας ατν) нельзя есть» (Иер 24. 2, ср.: 3, 8; 29. 17). Подобным образом может быть сказано о неплодородной земле: «И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное (  ) место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» (Числ 20. 5; ср. 13. 19); о больном зубе: «Что сломанный (  ) зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия» (Притч 25. 19); о испорченных огнем ветвях дерева: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились (   - букв. стали плохими, испортились) ветви ее» (Иер 11. 16). Эта же терминология используется и для указания на что-либо неприятное, неудобное, неподходящее, неподобающее по мнению (   - букв. в глазах) кого-либо. Так, напр., то, что Сарра требовала выгнать Агарь и ее сына, говоря «ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком», показалось Аврааму «весьма неприятным (          ) ради сына его» (Быт 21. 11); а то, что Иаков, благословляя Манассию и Ефрема, возложил правую руку на голову младшего Ефрема, «прискорбно было (    )» Иосифу, их отцу (Быт 48. 17; ср.: Быт 38. 10; Числ. 11. 10; 22. 34; Нав 24. 15; 1 Цар 8. 6; 18. 8; Ис 59. 15; Иер 40. 4). Наконец, теми же словами дается и негативная эстетическая оценка - нечто неприятное, отталкивающее на вид, некрасивое. В описании сна фараона о худых коровах, пришедших вслед за тучными и съевших их, сказано: «...вышли семь коров других, худых, очень дурных (  ) видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых (  ), как они» (Быт 41. 19; ср.: Быт 41. 3, 21).

http://pravenc.ru/text/199913.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010